→ Кто такие патриции в древнем риме. Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями

Кто такие патриции в древнем риме. Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями

Говоря о раннем периоде римской истории, что ещё хотелось бы сказать. Надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями , об этом я уже говорил. Итак, патриции -аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с Ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. И плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. И вот возникает конфликт. Рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. Они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. Как я уже говорил, реформа Сербия Туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях.

Впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. Как они их выбивали? В частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. Сецессия значит «Уход». В момент опасности, когда Риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте Рим без нас. И уходили из Рима на Священную гору. Это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на Священную гору под Римом. И патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. Представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. И рот отказался подчиняться желудку. В результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. Эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. В результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав.

Фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в Риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в истории Рима законов Двенадцати таблиц. Когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. А запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. Поэтому законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). Так вот законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе.

Важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. Народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. И кроме того он имел право вето. Вето значит «запрещаю». Он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. Итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – очень важное должностное лицо в Риме, имеющее право вето. Впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в Риме.

Но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. Само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. Они в основном занимались финансами в Риме. То есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. Самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю.

Вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции.

Патрициям принадлежало исключительное право занимать все правительственные должности (магистратуры); они одни могли быть и жрецами. Таким образом они командовали войсками, правили государством, были судьями, совершали служение богам. Знание правил, по которым совершаются ауспиции, было привилегиею патрициев и придавало им священный авторитет. Только они подробно знали обычное право, потому плебеи во всех процессах совершенно зависели от них. Они занимались военными упражнениями; правила военного искусства передавались в их семействах от поколения к поколению, потому они одни были способны командовать войсками, и по закону одни имели право на это; они превосходили плебеев и образованностью, и знанием общественных дел, и уменьем говорить в многочисленных собраниях; потому естественно было, что они имели преобладание в государстве. Прибавим, что они были богаче плебеев, как землевладельцы, что кроме своих земель они имели в пользованы общественные земли; прибавим к этому гордость знатностью происхождения, силу, какую дает замкнутая организация сословия, все члены которого соединены общими интересами; прибавим, что патриции были уважаемы, как представители старинного римского быта, хранители преданий, наследники славных предков, и мы легко поймем то, что они совершенно владычествовали в государстве более столетия по основании республики. Переворот оставил неприкосновенным то общественное устройство, какое было создано законами, приписываемыми Сервию Туллию; но фактически управление государством перешло, при строгом соблюдении законных форм, исключительно в руки патрициев.

Национальные и сословные собрания

Патриции образовали большинство в общих национальных собраниях по центуриям , где, на основании предварительных решений сената (сенатусконсультов), все граждане, обязанные служить в войске, избирали консулов, других сановников и постановляли законы; по распределению числа центурий между имущественными классами, богатое сословие имело большинство голосов; а в богатом сословии преобладали патриции; потому, когда они были согласны между собою, они решали в центуриальных комициях все вопросы как хотели; но и в тех случаях, когда, по разногласию между центуриями богатого класса, решение зависело от центурий следующих классов, патриции все‑таки сохраняли ту выгоду, что сановниками могли быть назначаемы только члены их сословия. Притом сановники, созывавшие народ в центуриальные комиции и управлявшие их совещаниями, имели очень широкие права, так что легко могли отвратить всякое решение, несогласное с интересами господствующего сословия. Кажется, что патриции пользовались огромным влиянием и в собраниях народа по куриям, вручавших своим решением (так называемым lex curiata de imperio) правительственную власть сановникам, избранным в центуриальных комициях. Владычеству сословия патрициев была выгодна краткость срока, на который избирались сановники, хотя государственным делам и ходу войны она часто вредила. Были комиции, в которых богатство не давало никакого перевеса, все голоса имели одинаковую важность; это были собрания плебеев по трибам; но патриции старались приобретать в них большинство, посылая в них массу людей, преданных интересам знатных фамилий. Итак, устройство римского государства было аристократическое, но в аристократических учреждениях лежали зародыши, из которых в последствии времени развились демократическое устройство, равноправность всех граждан и свобода их. Верховная власть принадлежала собранно центурий; оно избирало сановников, установляло законы; оно в последней инстанции решало дела о жизни и смерти граждан. Закон, принятый в первый год республики по предложению Валерия Попликолы, дал каждому осужденному на казнь или на тяжелый имущественный штраф, право апеллировать к собранию народа по центуриям (право провокации). Итак, собрание центурий было источником всякой власти. В этом его праве, еще не развившемся в первые времена республики и стесненном тогда многими ограничениями, лежал зародыш, из которого развились демократическое правление и свобода.

Характер патрициев

Мы будем видеть, что патриции упорно защищали свои привилегии, старались по возможности увеличивать их, выказывали эгоизм, сословное высокомерие, часто и безжалостность, стремились отнять, у плебеев права, приобретенные тяжелой борьбой, противились, упорно и надменно всем их требованиям; увидим, что молодые патриции пытались разгонять собрания плебеев, издевались над ними, пытались мешать законной деятельности трибунов; но нельзя промолчать о хороших качествах сословия патрициев: оно верно охраняло государство, защищало родную землю и ни при каких бедствиях не утрачивало веру в спасение отечества; патриции отличались военным искусством и храбростью, гражданскими доблестями, честностью, строгой нравственностью и простотою образа жизни, во многих случаях проявляли возвышенность духа и всегда выказывали себя людьми твердыми, мужественными.

December 29th, 2017 , 11:02 pm


Когда речь идёт о мучениках первых веков христианства, то во многих историях жизни святых мы встречаем людей называемых Патриции.

Патриций - это был аристократ Древнего Рима. В Древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Позже в средневековье сословие Патрициев было ещё и в Германии. В городах Германии в эпоху Средневековья лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в самоуправлении.

При этом само слово патриций пошло от латинского слова "Патрициус". А "Патер" по латыни, это Отец. Таким образом и отношение и уважение древних римлян к Патрициям было как к отцам, как к старейшинам города, которые могут всё разрешить в вопросах и всем помочь советами.

А кто не входил в сословие Патрициусов, того называли Плебеями.
Плебей в Древнем Риме — представитель низшего сословия, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами.

По латыни "Плебеюс" означает "Простонародный". Плебс -это народная масса, толпа.

Сегодня "Плебеем" называют человека из простонародья которого хотят унизить, человека не аристократического происхождения, выходца из низших сословий; также человека с низким культурным или духовным уровнем.

Слово Плебей сегодня приравнивается к мужлан, быдло, чернь...

Но в Древнем Риме слово Плебей не было обидным, это был просто гражданин Рима, свободный человек, но который не мог заниматся политикой и законодательной работой.

Патриции Патриции - в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем патриции - родовая аристократия.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Патриции" в других словарях:

    Родовая древне римская аристократия, первоначально составлявшая сословие, исключительно пользовавшееся политическими правами и владевшее крупной земельной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Patricii). В Риме слово П. имело в разные эпохи различноезначение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшиеотца, т. е. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которымиобладал pater familias; а так как patres familiae… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. patricii, от pater отец) в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую… … Юридический словарь

    - (латинское patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Современная энциклопедия

    - (лат. patricii от pater отец), в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

    Патриции - (лат. patricii, от pater отец) 1) члены 300 коренных родов, составлявших привилегированную полноправную часть древнейшего населения Рима римский народ. С V в. до н.э. шла упорная борьба между П. и плебеями за уравнение в правах, завершившаяся в… … Энциклопедия права

    ПАТРИЦИИ - (лат. ед. ч. patricius, от pater отец) в Древнем Риме первоначально, по видимому, все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода… … Юридическая энциклопедия

    - (лат. patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия. * * * ПАТРИЦИИ ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater… … Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, от pater отец). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо,… … Википедия

Книги

  • Приют Святой Патриции , Теорин Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя!В…
  • Приют Святой Патриции , Теорин, Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя! В…

Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П.- потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П. 1) До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia и Gens). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas); 2) с С. Туллия до Константина Великого П.- истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia). Только должность interrex´a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex´a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

 

 

Это интересно: