→ Зеер э ф психология профессионального развития. Профессионально-образовательное пространство личности. Проблемные образовательные ситуации

Зеер э ф психология профессионального развития. Профессионально-образовательное пространство личности. Проблемные образовательные ситуации

Структура деятельности

Структуры деятельности и личности

Профессионально обусловленные

В рамках деятельностного подхода некоторые психологи (Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С.) пытаются разграничить понятия «профессиональное становление личности или субъекта труда» и «профессиональное становление деятельности », или точнее - «становление профессиональной деятельности». Профессиональное становление субъекта труда (ПСЛ) выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и индивидуального стиля деятельности. Становление профессиональной деятельности проявляется: а) в развитии ее приемов и способов, б) совершенствовании технологии, в) обогащении методологического инструментария, г) расширении области его применения.

Если в результате развития субъекта, ему становятся доступными все более сложные профессиональные задачи. То в результате развития деятельности формируются новые задачи и способы их решения. Это пополняет предметную область профессии, совершенствует ее технику и технологию, систему знаний и практического опыта.

Динамика деятельности в процессе ее профессионального становления, по мнению Н.С.Глуханюк, выглядит так.

1. На стадии оптации представление о содержании профессиональной деятельности у оптанта достаточно поверхностное.

2. На этапе профессиональной подготовки развитие деятельности происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее – к реальной профессиональной деятельности.

3. На стадии адаптации происходит формирование отдельных умений и навыков профессиональной деятельности.

4. Стадия первичной профессионализации характеризуется образованием блоков интегративных элементов деятельности, так называемых модулей деятельности.

5. На стадии вторичной профессионализации происходит образование гибких интегративных констелляций, представляющих собой сплав профессиональных умений и качеств, необходимых для широкого круга специальностей и смежных профессий.

6. Особенностями стадии мастерства являются творческое начало и мобильность профессиональной деятельности, поиск нового инструментария и его совершенствование, самопроектирование деятельности, развитие ее исследовательского компонента.

Профессиональная деятельность не может развиваться без субъекта. Поэтому наряду со становлением профессиональной деятельности необходимо рассмотреть развитие ее субъекта, становление которого инициируется развивающимися компонентами деятельности.

В психологии существуют различные определения личности и различные подходы к определению ее структуры. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, рассмотрим два варианта профессионально обусловленной структуры личности – Э.Ф.Зеера и Л.М.Митиной, сложившиеся совсем недавно.



Э.Ф.Зеер , основываясь на трудах Л.И.Божович, В.С.Мерлина, К.К.Платонова и В.Д.Шадрикова, предлагает четырехкомпонентную структуру личности , включающую в себя: 1) направленность, 2) профессиональную компетентность, 3) профессионально важные качества, 4) профессионально значимые психофизиологические свойства.

1. Системообразующим фактором в его понимании является направленность личности, характеризующаяся системой доминирующих потребностей и мотивов. Некоторые авторы в состав направленности включают ценностные ориентации и установки.

Компонентами профессиональной направленности являются:

1) мотивы - намерения, интересы, склонности, идеалы,

2) ценностные ориентации - смысл труда, зарплата, карьера и т.п.,

3) профессиональная позиция – отношение к профессии, установки, ожидание, готовность к профессиональному развитию,

4) социально-профессиональный статус.

На разных стадиях становления имеют разное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

2. Профессиональная компетентность (осведомленность, эрудиция) - совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы вы­полнения профессиональной деятельности.

По Э.Ф.Зееру, основными компонентами профессиональной компетентности являются: социально-правовая, специальная, персональная и аутокомпетентность. А.К.Маркова добавляет еще и экстремальную профкомпетентность, востребованную в аварийных ситуациях . Профессиональную компетентность не следует путать с профессионализмом, под которым понимается высший уровень профессиональной деятельности, включающий в себя компетентность, направленность и профессионально важные качества.

3. Профессионально важные качества , по В.Д.Шадрикову, - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения . Другими словами, профессионально важные качества – это психологические особенности личности, определяющие продуктивность ее деятельности. К ним можно отнести наблюдательность, различные виды памяти и мышления, пространственное воображение, внимательность, выносливость, эмоциональную устойчивость, решительность и др.

4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимыепсихофизиологические свойства (ПФС). Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. К ним можно отнести такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др. Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежных классификациях их называют ключевыми квалификациями . В зависимости от преобладающих профессионально важных качеств в структуре ключевых квалификаций они могут быть отнесены к выделенным четырем подструктурам личности.

В процессе профессионального становления личности содержание ее подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, что приводит к образованию ключевых квалификаций, которые обеспечивают конкурентноспособность, профессиональную мобильность и продуктивность профессиональной деятельности.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежнойпсихолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема сменыобразовательной парадигмы. Основная причина необходимости смены образовательнойпарадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошелв противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами.Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей,задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования,которое реализуется учебными предметами и учебными дисциплинами, требуютсяновые формы, методы и средства обучения.

Книга «Профессионально-образовательное пространстволичности» является итогом исследований, выполненных автором при поддержкеРоссийского гуманитарного научного фонда (Грант № 01-06-00030а). Несомненнымдостоинством данной книги является то, что в представленных в ней исследованияхразрабатываются теоретико-методологические основы личностно ориентированногопрофессионального образования (раскрывается его становление и сущность,положение среди других широко распространенных образовательных парадигм). Наоснове многомерного подхода автором была спроектирована логико-смысловая модельпрофессионально-ориентированной личности, которая позволяет интерпретироватьпрофессионально-психологический потенциал личности.

Книга состоит из трех частей: «Профессиональноестановление», «Личностно ориентированное профессиональное образование»,«Мониторинг профессионального развития личности», которые посвящены теоретико-методологическимосновам личностно ориентированного профессионального образования: раскрываетсяпонятий аппарат, основные концептуальные положения, пути реализации впрофессиональной школе. Более того, в работе отражены основные моментыличностно ориентированной парадигмы профессионального образования, которыеподробно анализируются в публикациях автора и его аспирантов последних трехлет.

В первой части книги анализируются основыпроектирования профессионально-ориентированного пространства личности, обосновываетсяпрофессионально обусловленная структура личности специалиста, а такжераскрывается динамика ее изменения на разных стадиях профессиональногостановления. Обращаясь к процессу профессионального становления, Э.Ф. Зеерразбирает основные подходы к его определению и исследованию, которые нашлиотражение в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреева, С.Г. Вершловского, Л.А. Головей, А.А. Деркач, А.Б. Каган6ова,Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной,К.К. Платонова, А.Р. Фонарева, В.Д. Шадрикова и др. Нельзя не согласиться савтором по поводу основной задачи большинства отечественных и зарубежныхисследований в области профессионального развития – перевести его в процесспрофессионального становления, управлять им с целью придания ему позитивнойнаправленности. Свое представление Э.Ф. Зеер о профессионально-личностномразвитии приводит в виде многомерного смыслового пространства с помощьюлогико-смысловой модели. При этом используется способ двухканального(вербально-визуального) отражения информации, который как раз и позволил авторуаргументировать динамику профессионального развития личности на разных стадияхее становления, а также определить содержание и технологии личностноориентированного профессионального образования.

Вторая часть книгипосвящена личностно ориентированному образованию. Автор отмечает, что«личностно ориентированное образование основывается на методологическомпризнании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: егопотребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и другихиндивидуально-психологических особенностей. Это образование предполагает, что впроцессе обучения максимально учитываются половозрастные,индивидуально-психологические и статусные особенности обучающихся. Учетосуществляется через содержание образования, вариативность образовательныхпрограмм, технологии обучения, организацию учебно-пространственной среды.Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педагогов. Они становятсясубъектами процесса обучения» (с. 42). Автор подробно останавливается нараскрытии концептуально-понятийного аппарата личностно ориентированногообразования. Особо отмечается, что в «личностно ориентированном обученииглавное – развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе», что, всвою очередь «предполагает не просто активность и самостоятельность учащегося,но обязательно субъективную активность и самостоятельность» (с.45). Далее обобщая основные психологические концепции обучения, Э.Ф. Зеер, выделяетосновные признаки личностно ориентированного обучения. При этом акцент делаетсяна следующем положении: «личностно ориентированное образование не ставит своейцелью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами,обученностью, подготовленностью. Оно должно создавать условия для полноценногоразвития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личностив самоизменении, самоопределении, самоосуществлении и самоактуализации» (с.45). Важно отметить, что личностно ориентированное образование включает тривзаимосвязанных процесса: личностно ориентированное обучение, воспитание иразвитие, которые не могут быть реализованы в полном объеме на всех ступеняхобучения, а их соотношение постоянно изменяется.

Втретьей части книги автор достаточно основательно проработал вопросымониторинга профессионально-образовательного процесса и профессиональногоразвития личности. Достаточно подробно проанализировано понятие «мониторинг».Э.Ф. Зеер рассматривает психологический мониторинг как «процесс отслеживаниясостояния объекта (системы и сложного явления) с помощью непрерывного ипериодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупностьопределенных ключевых показателей, где в качестве объекта или системы могутвыступать различные явления психологической действительности» (с. 106). Подмониторингом профессионального развития автором понимается процесс непрерывного научно обоснованного отслеживанияпрофессионально важных характеристик, детерминирующих профессиональноестановление личности, а также системных параметров, позволяющих дать оценкууровня профессионального становления учащихся и отклонения от вектора профессиональногостановления.

В заключении книги авторизлагает свою позицию по проблеме профессионально-образовательного пространстваличности. Раскрывается эвристичность представленной модели для проектированияобразовательных и профессиональных стандартов.

Таким образом,рецензируемая работа особо выделяется в ряду последних публикаций по педагогикеи психологии профессионального образования. Безусловной заслугой автораявляется разработка и применение многомерного подхода, который объединяет триважнейших фактора профессиональной биографии человека: профессиональноестановление, профессиональное образование и мир профессий – в однологико-смысловое пространство. Однако автор отмечает, что ему «не удалось вполной мере раскрыть теоретические и практические аспекты многомерногопредставления проблемы «профессия - образование - личность», а сама работа«несомненно имеет дискуссионный характери незавершена».

План

Организации

Занятие №4

Литература

1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер.- М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2003.- С.81- 98.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер.- М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2003.- С.216-227.

3. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.- М.: Высш.шк., 2005. – С.26-32.

4. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин.- СПб.: Речь, 2006.- С.48-58.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник /Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004.- С.155-179.

6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004.- С.239-255.

Тема: Формы профессионального опыта

1.Роль психических процессов и свойств личности в профессиональной деятельности.

2. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

3. Адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности.

4.Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль психических процессов и свойств личности в профессиональной деятельности?

2. Почему в современном мире повышается роль анализа пригодности человека к профессиональной деятельности?

3. Как осуществляется процесс формирования профессиональной пригодности человека?

4. Что составляет основу психофизиологической системы профотбора?

5. Какова роль профессиональной подготовки и аттестации для формирования профессиональной пригодности специалиста.

6. Какие виды трудовой адаптации вы знаете?

7.Охарактеризуйте факторы, влияющие на психофизиологическую адаптацию.

8. Каковы условия успешной трудовой адаптации?

9. Какие факторы влияют на адаптацию работника в экстремальных условиях?

10. Как проявляются когнитивный, мотивационно - волевой и активационный компоненты системы адаптации к профессиональной деятельности?

11. Какие «провалы» в деятельности происходят при дезадаптации?

12. Какими методами можно определить физическую рабочую нагрузку?

13. Какие методы определения умственных рабочих нагрузок вам известны?

Задание №1. Тема для реферата:

Психофизиологическая диагностика при приеме на работу, связанной с экстремальными условиями (военнослужащие, пожарники, авиадиспетчеры).

Задание №2. Тема для размышления: профессиональная осведомленность как составляющая общей культуры человека (о пингвинах, белых медведях знать важно, о множестве профессий – не менее того).


Задание №3. Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем вы руководствовались при своем выборе профессии: ее престижностью, заработной платой, условиями труда, доступностью обучения, советами и примером других людей? Почему?

2. Как вы прокомментируете высказывание бизнес-аналитика Джона Нейсбитта: «Лучший способ предсказать будущее – обрести ясное представление о том, что происходит сегодня».

3. Какие из перечисленных ниже препятствий могут повлиять при вашем устройстве на работу:

отсутствие вакансии, недостаточное знание рынка труда, отсутствие навыка в поиске работы, проблемы со здоровьем, недостаток вашей квалификации или опыта работы, неправильно сформированные цели поиска работы или их отсутствие, недостаток финансовых средств, особенности вашего характера, ошибки в оценке своих реальных возможностей, отсутствие помощи со стороны близких людей, неправильно составленное резюме?

Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В 1964 году Эвальд Фридрихович окончил Нижнетагильский педагогический институт и остался преподавать в институте - с 1964 по 1967 годы. В 1967 - 1970 годы - аспирант АПН СССР
(г. Москва). В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1989 году - докторскую. С 1982 году работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии. В настоящее время - заведует кафедрой психологии профессионального развития.

На научно-профессиональное становление Эвальда Фридриховича большое влияние оказали академик РАО Е. А. Климов, доктора психологических наук Т. В. Кудрявцев и Л.А. Регуш.

Основная проблематика исследований - психология профессионального становления человека: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений. С 1995 года исследует проблемы развивающего профессионального образования.

Э. Ф. Зеер является основателем единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.

Об актуальности и научной новизне, теоретической и практической значимости, проводимых под руководством Э. Ф. Зеера исследований свидетельствуют, получаемые ежегодно гранты Рособразования и Российского гуманитарного научного фонда, а также проводимые Всероссийские научно-практические конференции по проблеме личностно развивающего профессионального образования.

Результаты исследования обобщены в монографиях:

  • «Профессиональное становление личности инженера-педагога» (Свердловск, 1988);
  • «Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста» (Екатеринбург, 1999);
  • «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000);
  • «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002);
  • «Социально-профессиональное воспитание в вузе» (Екатеринбург, 2003);
  • «Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей» (Екатеринбург, 2004),
  • «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2006) и др.,

а также в учебных пособиях:

  • «Психология профессий» (Москва, 2001);
  • «Психология профессионального образования» (Москва, 2003);
  • «Основы профориентологии» (Москва, 2005);
  • «Психология профессиональных деструкций» (Москва, 2005);
  • «Психология профессионального развития» (Москва, 2006),

и в практикумах, дополняющие эти учебные пособия.

Результаты исследований стали основой авторских учебных дисциплин «Психология профессий», «Психология профессионального образования», «Основы профориентологии», «Психология профессионального развития» специальностей: «Профессиональное обучение», «Психология», «Педагогика и психология».

Профессор Э. Ф. Зеер является заместителем председателя докторского диссертационного совета при РГППУ, членом докторских диссертационных советов при УрГПУ и УрГУ.

О признании его продуктивной научно-педагогической деятельности свидетельствуют знаки отличия и правительственные награды: почетные знаки «Отличник народного просвещения» (1975); «Отличник профтехобразования СССР» (1985); Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» (1994); «Медаль К. Д. Ушинского» (1995); «Заслуженный деятель науки РФ» (1996). Грамоты Губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области и почетные грамоты от университета.
Результативность научной школы обеспечиваетсяработой с аспирантами и докторантами. Под руководством Э. Ф. Зеера защищено 4 докторских и 32 кандидатских, готовится к защите 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций.

Результаты исследований профессора Э. Ф. Зеера через систему аттестации, технологий профессионального развития специалистов, а также психологического сопровождения педагогов базового и высшего профессионального образования внедряются в практику профессионального образования Урала.

Э. Ф. Зеер - крупный ученый, способный к выдвижению масштабных идей, это не только исследователь, но и организатор, а главное инициатор многих научных проектов, привлекающих к нему ученых других школ и направлений.

Литература о Зеере Э.Ф.:

  1. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. М., 1997.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter

Раздел психологии, занимающийся исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности профессии, с определением способностей и профпригодное™ работника. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология,… … Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19 20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Большой Энциклопедический словарь

Психология труда - отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19 20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой… … Большая советская энциклопедия

психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже XIX XX вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЯ - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… …

ПРОФЕССИЙ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, занимающийся научными исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности и выработки профессии, с определением способностей и отбора. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология,… … Философская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

Психология и право - (журнал) Специализация: проблемы юридической психологии и не только Периодичность: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции … Википедия

психология консультативная - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные… … Большая психологическая энциклопедия

Психология как наука - Идея о том, что поведение человека во всех основных аспектах сходно с предметами изучения других наук. С этой точки зрения, человеческое поведение ничем не отличается от других природных феноменов и к нему применимы следующие предпосылки: 1.… … Большая психологическая энциклопедия

 

 

Это интересно: