→ Художественный мир Тургенева И.С. Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя Мир, «вымышленный» Тургеневым

Художественный мир Тургенева И.С. Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя Мир, «вымышленный» Тургеневым

Иван Сергеевич Тургенев считал себя писателем «переходной эпохи». Он вступил на литературную стезю, когда уже не было Пушкина и Лермонтова, стал знаменитым, когда замолчал Гоголь, Достоевский был на каторге, а Лев Толстой был еще начинающим писателем и Тургенев его опекал.

Его молодость пришлась на 40-е годы XIX века — время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которому причислял себя Тургенев. Литература не прошла мимо этого поколения и вслед за образами Онегина и Печорина запечатлела еще один тип русской жизни — «человека 40-х годов». Тургенев видел в себе и окружающих черты этого типа, и хорошие, и плохие, и отдал ему должное своими повестями и романами.

Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли — славянофильство и западничество. Спор между ними шел о том, каким путем должна развиваться Россия. То есть и те и другие полагали, что современное состояние страны и народа безобразно. Но как выйти из этого состояния?

Славянофилы полагали, что все беды России начались с Петра I, который насильно поворотил Россию на западный путь развития. При этом он изуродовал то, что составляло силу русской нации: духовный авторитет православной церкви, общинный характер труда и жизни, крестьянский тип мышления.

Западники же считали, что реформы Петра I были вызваны общим кризисным состоянием Древней Руси, ее отсталостью и все нынешние беды идут от того, что дело Петра не было доведено до конца. Они утверждали, что не надо выдумывать какого-то «особого» русского пути, когда есть уже готовая, проторенная Западной Европой дорога прогресса и цивилизации, с ее уважением к свободе и правам личности.

Несмотря на теоретические разногласия, западники и славянофилы сходились в критике существующего порядка вещей, а история России шла помимо их споров. Сам Тургенев прекрасно сознавал ограниченность любой «системы взглядов». Но он старался увидеть правду каждой стороны: и западников, и славянофилов, и нового, радикально настроенного поколения. Себя Тургенев считал западником. Однако именно западник Тургенев открыл для русской литературы народную Россию, а для Европы — саму русскую литературу.

Мир, «вымышленный» Тургеневым

В конце жизни писатель создал цикл произведений, которые назвал «Стихотворения в прозе». Это небольшие зарисовки лирического, философского, бытового характера. В них, как в капле воды, отражается вселенная писателя. В них отчетливо проявились мотивы, стиль и авторская концепция мира, т. е. представление писателя о том, что такое человек и каково его место и предназначение в обществе и на земле, что такое правда, добро и красота в искусстве и жизни.

«Только... любовью держится и движется жизнь»

Тургенев не мог не знать строк Некрасова: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Эта позиция Тургеневу была чужда всегда, хотя он мог уважать людей, которые видели в ненависти непременную спутницу любви. Среди них было немало его личных друзей, как тот же Некрасов, людей, которые для него олицетворяли честность и искренность молодости в борьбе с отжившими порядками. Но «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья» было для него невозможно. Его идеалом было пушкинское отношение к жизни, в которой любовь — высшее проявление трагической красоты мира.

«Дворянские гнезда»

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях — «дворянские гнезда» с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. В то же время «дворянское гнездо» — модель русского общества, здесь решается судьба человека и судьба России. Дворянское поместье — это тот узел, в котором связаны жизнь крестьянства и образованного сословия, старина и новизна, здесь сталкиваются взгляды «отцов» и «детей». Наконец, жизнь поместья тесно связана с жизнью природы и подчиняется ее ритму: весна — время надежд, лето — испытаний, осень — обретений и потерь, и зима олицетворяет смерть. Этому ритму подчиняются и романы Тургенева. Весной начинается и зимой заканчивается действие романа «Отцы и дети».

«Гнездо» — одно из ключевых слов в художественном мире Тургенева. Говоря о «дворянских гнездах», мы использовали название одного из романов Тургенева. «Гнездо» — это дом. Бездомье — несчастье. Сам Тургенев испытал это на себе, с горечью говоря, что жил «на краешке чужого гнезда», то есть вынужден был провести жизнь рядом с семьей певицы и актрисы Полины Виардо, любовь к которой была его счастьем и драмой. «Гнездо» у Тургенева — символ семьи, где не прерывается связь поколений. Герой «Отцов и детей», узнав о предстоящей женитьбе своего друга, советует изучать галок, ведь галка — «самая почтенная, семейная птица»... «Родительское гнездо» — место рождения и упокоения, оно замыкает в себе жизненный цикл, как это случилось с Базаровым.

«Любовь... сильнее смерти и страха смерти»

В отличие от Толстого и Достоевского, у Тургенева отсутствует мотив воскресения. Смерть у Тургенева абсолютна, это отмена земного существования, это безвозвратное растворение души в природе. Поэтому ситуация смерти тургеневского героя в каком-то смысле трагичнее, чем у великих писателей-современников. Гоголь мечтал возродить к духовной жизни Чичикова и Плюшкина. Духовную смерть и воскресение переживает Родион Раскольников. Смерть становится выходом в другой мир для героев Толстого. У Тургенева физическая смерть — навсегда. И только память любви удерживает безвозвратно ушедший образ человека. Подтверждение тому — финал романа «Отцы и дети».

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

1. СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Н.П. Кирсанов

Базаров П.П. Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Одинцова

Ситников и Кукшина

Родители

Базарова

В основе образной системы романа – антагонизм социальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов)

Образ Базарова выступает как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

Евгений Базаров:

    главный герой романа, центр образной системы

    новый социальный тип

    сильный характер, природный ум., трудолюбие

    основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

Превосходство практики над умозрительностью,эксперимента над теорией;

Отрицание искусства, эстетического значения природы;

Критерий полезности каждого вида деятельности;

Сведение любви к физиологическому процессу;

Люди – биологические индивидуумы, одинаковые, как деревья в лесу.

Павел Петрович Кирсанов – идейный противник, главный антагонист Базарова.

    узость позиции;

    слабость аргументации;

    основные суждения – такая же крайность, что и позиция Базарова.

Николай Петрович Кирсанов

    стремление понять молодое поколение; желание идти на компромисс

    романтичная натура

    мягкость, добросердечие.

2. КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (через нее показана эволюция героя)

Никольское

Родители Базарова

Базаров и Тургенев

«… и если он называется нигилистом, то надо читать революционером» (И.С.Тургенев)

Тема:И.С.Тургенев: очерк жизни и творчества. Творческая история романа «Отцы и дети» .Эпоха и роман Тургенева.

Цель: 1)познакомить с биографией писателя, показать его сложную противоречивую натуру, русскую душу;

2)проследить,как эпоха отражается в романе;

3)раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом

Оборудование: портреты И.С.Тургенева разных лет

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Тургенева.

«Я не выношу неба, но жизнь, действительность, ее капризы,ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю»

Всю влюбленность в земную жизнь Тургенев выразил в своих ранних произведениях: стихах, повестях, рассказах. Язык его произведений приковывает в себе своей звучностью и силой, красотой слова. Неслучайно Тургенева считают мастером русской прозы. Язык его чист,прекрасен, всегда свеж и ярок. Но вместе с тем в его произведениях чувствуется острота художественной зоркости автора, исключительность. Он видит дальше своих современников. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди уже смутно начинающий волновать общество»

О Тургеневе сказано и написано очень много. Зачитайте эпиграфы и подумайте: какие особенности характера и творчества писателя они отражают?

«Главное в нем – это его правдивость» Л.Н.Толстой

«Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые» , то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев» М.Е. Салтыков-Щедрин.

«В своей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева» Н.В.Гоголь

Кто же такой Тургенев? Что вы знаете о нем? Какие произведения его вы читали? О чем он писал? Какие факты биографии,личности поразили вас?

2) сообщения учащихся о жизни и творчестве Тургенева (по учебнику Лебедева 10 кл. и ж-лу «Лвш» №6/98 с.146 «Родине поклонитесь…»

Биография Тургенева

Идейно-эстетическая позиция писателя

Особая чуткость писателя к новым веяниям времени

Мир романов Тургенева

Герои и героини Тургенева

беседа для закрепления

1. Чем характерна эпоха Тургенева? Как она отразилась в творчестве писателя?

2. В чем суть художественного мироощущения Тургенева?

3. Каковы общественно-политические взгляды?

4. какие впечатления детства отразились на будущем творчестве?

5.Какова была причина ареста Т. В 1852 г.? Что было написано им в ссылке?

6. В каком произведении поднята проблема «лишнего человека»?

7. Какие произведения развивают тему трагической любви?

8. В чем своеобразие творчества последних лет жизни писателя?

ДОПОЛНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Тургенев был представителем либерального дворянства, т.е. класса консервативного по его убеждению. Он сторонник медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В его либерализме сильны демократические симпатии. Восхищался героическими людьми,их порывами, но считал их трагически обреченными. До конца своей жизни он не смог занять четкую позицию в классовой борьбе, но он всегда оставался верен себе.

Почти половину жизни он провел за границей, поэтому некоторые обвиняли его в отсутствии патриотизма. Но Т. Глубоко любил Россию и писал только о ней и для нее. В романе «Рудин» он пишет: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится»

В повести «Ася» мы видим бесконечную ностальгию.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. он много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70 гг. особенно ярко это проявилось в романе «Отцы и дети».

Беседа по впечатлениям от романа и рассказ учителя об эпохе создания романа

Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Т. Поразительна. Если уж он затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах романа»

Вы прослушали отзывы о романе. Ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы актуальны и сейчас? (отношение к природе, отношения отцов и детей)

Чему можно поучиться у главного героя? (силе воли, самообладанию, целеустремленности, трудолюбию, самостоятельности)

Что порицается в романе? (увлечение заграничным)

Какие взгляды главного героя вы не приняли? (на искусство, литературу)

Связь романа с эпохой.

Роман написан в 1861 году. Время действия 1855-1861 гг – период,сложный для России. Позорное поражение в войне с Турцией в 1855 г, смена царствования, заканчивается время реакции, в правление Александра 2 в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же утрачивает свои передовые позиции. Аристократия получала образование ради самой образованности, а разночинцы учились, для того чтобы получить профессию, приносить реальную пользу обществу, поэтому определился круг специальностей. в основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. на этом и строится теория Базарова.

В это время в Росси активно развиваются капиталистические отношения, а их развитие тормозит крепостной строй. Назревает вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между демократами и либералами. Тургенев как либерал выходит из «Современника» , принявшего революционно-демократическую направленность. Тургенев находится в поиске нового героя эпохи, он не находит его среди дворянства, он находит его в стане идейных врагов – разночинцев –демократов. По мнению Тургенева важнее было «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями»

В образе Базарова Т. Точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев точно отмечал, что роман не ответ, а скорее вопрос новому поколению: кто вы? Какие вы?. Писатель настойчиво стремится понять это в произведении. От этого произведения идут пути ко всем написанным романам о «новых людях».

Т.о. роман писался в годы, когда рушилась крепостническая система, когда общество было расколото на 2 лагеря: революционно настроенных демократов и буржуазных либералов. Реформа так и не удовлетворила чаяния демократов.

Роман начат был в 1860 г. на о.Уайте (Франция) и закончен в России в 1862 г. (ж. «Русский вестник») . Он сразу вызвал множество споров, в основном по образу Базарова.

    Закрепление.

    1. Как роман связан с эпохой?

      К какому социальному слою принадлежит новый герой эпохи и почему?

      Что в образе Базарова, по–вашему, вызывало ожесточенные споры?

    Итог. Д/з учебник стр.

Найти в 1-6 главах материал о Базарове, стариках Кирсановых и Аркадии?

Какие детали подчеркивают характер героев?

Отличается ли образ жизни Базарова от других персонажей и почему?

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.С.ТУРГЕНЕВА

    И.С. Тургенев написал:

    1. «Записки врача»

      «Записки на манжетах»

      «Записки охотника»

      «Записки из Мертвого дома»

2. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» Кому симпатизирует Тургенев:

1. революционерам-демократам.

2. разночинцам

3. Либералам.

4. Монархистам.

3. Роман – это:

1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

2. Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая –либо сложная философская, социальная и этическая проблема.

3. Жанр эпоса, в основе художественного метода лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

4. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

1. А.И. Герцену.

2. В.Г.Белинскому.

3.Н.А.Некрасову.

4. Другому лицу.

5. Эпилог – это:

1. Относительно самостоятельная часть произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

2. Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.

3. Относительно короткий текст,помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

6. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

1. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.В. Базаровым.

2. конфликт, возникший между Базаровым и П.П.Кирсановым.

3. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

4. Борьба между либеральными монархистами и народом.

И.С.Тургенев. Обзор творчества. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя?

Основные цели и задачи расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети»; начать сбор материала для создания проекта учащимися; составить конспект в течение урока по биографии писателя.

Вопросы для обсуждения 1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев? 2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя? 3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева? 4. Каковы общественно-политические взгляды писателя? 5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев? 6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?

Отец писателя Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Родовое гнездо Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. В Спасском-Лутовинове Тургенев работал над созданием романов “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Новь”, написал многие рассказы, повести, “стихотворения в прозе”. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой. М. Г. Савина, В. М. Гаршин и многие другие виднейшие представители русской культуры.

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России. Усадебный дом

Кабинет писателя Дом Тургенева в Спасском с его огромной библиотекой, рабочим кабинетом, гостиной. “савинской комнатой” неразрывно связан с памятью о творческих раздумьях писателя, его задушевных беседах и жарких спорах с друзьями, с памятью о суровой лутовиновской старине.

Библиотека С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека.

Род Лутовиновых Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (представителей его Тургенев изобразил в "Трех портретах" и в "Однодворце Овсяникове"). Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Пешком, полуодетая спаслась она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове".

Мать писателя Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права. Жестоким "побоям и истязаниям" подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери.

Детство Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе "Пунин и Бабурин". До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

Юность В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио", по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду". В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио", по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду".

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков. Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденнейшим "западником". В 1841 г. Тургенев вернулся на родину. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В 1843г. он начинает печататься.

Взрослая жизнь В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций, да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума. Под предлогом потребности в уединении, он в полном одиночестве проводил зимние месяцы то в пустой даче Виардо, то в заброшенном замке Жорж Занд, питаясь чем попало.

В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян. В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно". Единственно для того, чтобы показать, что и "холодный" Петербург взволнован великой потерей, Тургенев отослал статейку в Москву, В.П. Боткину, и тот ее напечатал в "Московских Ведомостях".

В промежутках между четырьмя знаменитыми романами своими Тургенев написал вдумчивую статью "Гамлет и Дон-Кихот" (1860) и три замечательные повести: "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860), в которых дал несколько привлекательнейших женских образов. Княжна Засекина ("Первая любовь") просто грациозно-кокетлива, но героиня "Фауста" и Ася - натуры необыкновенно-глубокие и цельные. Первая сгорела от глубины чувства, внезапно на нее налетевшего; Ася, подобно Наталье в "Рудине", спаслась бегством от своего чувства, когда увидела, как не соответствует его силе безвольный человек, которого она полюбила. - В "Отцах и детях" творчество Тургенева достигло своей кульминационной точки.

Творец общественного мнения С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений. Романами Тургенева не только зачитывались: его героям и героиням подражали в жизни. Приступая к изображению новоявленных "детей", Тургенев не мог не сознавать своей отчужденности от них. В "Накануне" он стоит на стороне молодых героев романа, а пред Еленой, столь шокировавшей своими отступлениями от условной морали людей старого поколения, прямо преклоняется. Такой симпатии он не мог чувствовать к Базарову, с его материалистическим пренебрежением к искусству и поэзии, с его резкостью, столь чуждой мягкой натуре Тургенева.

Журнал «Русский вестник» Поместивший роман в своем журнале Катков писал Тургеневу: "Вы пресмыкаетесь перед молодым поколением". Но роман появился в очень острый момент: вновь ожило старое понятие о "вредных" идеях, нужна была кличка для обозначения политического радикализма. Ее нашли в слове "нигилист", которым Базаров определяет свое отрицательное ко всему отношение. С ужасом заметил Тургенев, какое употребление сделали из этого термина люди, с политическими взглядами которых он не имел ничего общего. В литературе враждебное отношение к роману ярче всего сказалось в статье критика "Современника", М.А. Антоновича: "Асмодей нашего времени". С "Современником", где до 1859 г. Тургенев был постоянным сотрудником, у него уже раньше установились холодные отношения, частью из-за личных отношений Тургенева к Некрасову, частью потому, что радикализм Чернышевского и Добролюбова не был симпатичен Тургеневу.

Образ тургеневской девушки В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит». Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей.

Последние годы жизни К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе, где критика, в лице самых выдающихся своих представителей - Тэна, Ренана, Брандеса и др. - причислила его к первым писателям века. Приезды его в Россию в 1878 - 1881 годах были истинными триумфами. Тем болезненнее всех поразили вести о тяжелом обороте, который с 1882 г. приняли его обычные подагрические боли. Умирал Тургенев мужественно, с полным сознанием близкого конца, но без всякого страха пред ним. Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление, выражением которого были грандиозные похороны. Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица.

Темы проектов «Распалась связь времен…» «Отставные люди» и «Наследники» «Что такое Базаров? – Он нигилист» «Базаров перед лицом любви и смерти»


  • О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя?

  • расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя;

  • познакомить с историей создания романа «Отцы и дети»;

  • начать сбор материала для создания проекта учащимися;

  • составить конспект в течение урока по биографии писателя.


  • 1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев?

  • 2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя?

  • 3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?

  • 4. Каковы общественно-политические взгляды писателя?

  • 5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?

  • 6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?



    Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".



    Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. В Спасском-Лутовинове Тургенев работал над созданием романов “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Новь”, написал многие рассказы, повести, “стихотворения в прозе”. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой. М. Г. Савина, В. М. Гаршин и многие другие виднейшие представители русской культуры.


  • Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.


  • Дом Тургенева в Спасском с его огромной библиотекой, рабочим кабинетом, гостиной. “савинской комнатой” неразрывно связан с памятью о творческих раздумьях писателя, его задушевных беседах и жарких спорах с друзьями, с памятью о суровой лутовиновской старине.



    С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека.



    Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (представителей его Тургенев изобразил в "Трех портретах" и в "Однодворце Овсяникове"). Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Пешком, полуодетая спаслась она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове".



    Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права. Жестоким "побоям и истязаниям" подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери.


  • Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе "Пунин и Бабурин". До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).


  • В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

  • В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.

  • Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио", по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду".



  • В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.



    В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций, да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума. Под предлогом потребности в уединении, он в полном одиночестве проводил зимние месяцы то в пустой даче Виардо, то в заброшенном замке Жорж Занд, питаясь чем попало.



    В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян. В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно". Единственно для того, чтобы показать, что и "холодный" Петербург взволнован великой потерей, Тургенев отослал статейку в Москву, В.П. Боткину, и тот ее напечатал в "Московских Ведомостях".



    В промежутках между четырьмя знаменитыми романами своими Тургенев написал вдумчивую статью "Гамлет и Дон-Кихот" (1860) и три замечательные повести: "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860), в которых дал несколько привлекательнейших женских образов. Княжна Засекина ("Первая любовь") просто грациозно-кокетлива, но героиня "Фауста" и Ася - натуры необыкновенно-глубокие и цельные. Первая сгорела от глубины чувства, внезапно на нее налетевшего; Ася, подобно Наталье в "Рудине", спаслась бегством от своего чувства, когда увидела, как не соответствует его силе безвольный человек, которого она полюбила. - В "Отцах и детях" творчество Тургенева достигло своей кульминационной точки.



    С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений. Романами Тургенева не только зачитывались: его героям и героиням подражали в жизни. Приступая к изображению новоявленных "детей", Тургенев не мог не сознавать своей отчужденности от них. В "Накануне" он стоит на стороне молодых героев романа, а пред Еленой, столь шокировавшей своими отступлениями от условной морали людей старого поколения, прямо преклоняется. Такой симпатии он не мог чувствовать к Базарову, с его материалистическим пренебрежением к искусству и поэзии, с его резкостью, столь чуждой мягкой натуре Тургенева.



    Поместивший роман в своем журнале Катков писал Тургеневу: "Вы пресмыкаетесь перед молодым поколением". Но роман появился в очень острый момент: вновь ожило старое понятие о "вредных" идеях, нужна была кличка для обозначения политического радикализма. Ее нашли в слове "нигилист", которым Базаров определяет свое отрицательное ко всему отношение. С ужасом заметил Тургенев, какое употребление сделали из этого термина люди, с политическими взглядами которых он не имел ничего общего. В литературе враждебное отношение к роману ярче всего сказалось в статье критика "Современника", М.А. Антоновича: "Асмодей нашего времени". С "Современником", где до 1859 г. Тургенев был постоянным сотрудником, у него уже раньше установились холодные отношения, частью из-за личных отношений Тургенева к Некрасову, частью потому, что радикализм Чернышевского и Добролюбова не был симпатичен Тургеневу.



    В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».

    Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей.


  • К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе, где критика, в лице самых выдающихся своих представителей - Тэна, Ренана, Брандеса и др. - причислила его к первым писателям века.

  • Приезды его в Россию в 1878 - 1881 годах были истинными триумфами. Тем болезненнее всех поразили вести о тяжелом обороте, который с 1882 г. приняли его обычные подагрические боли. Умирал Тургенев мужественно, с полным сознанием близкого конца, но без всякого страха пред ним. Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление, выражением которого были грандиозные похороны.

  • Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица.


 

 

Это интересно: