→ Слагаемые успеха кукольной педагогики. Мастер – класс для педагогов «Основы кукловождения Практические задания по театральной куклы

Слагаемые успеха кукольной педагогики. Мастер – класс для педагогов «Основы кукловождения Практические задания по театральной куклы

Начальной стадией в работе над куклой является создание рабочего эскиза. Эскиз – это рисунок куклы. Он определяет её размеры, внешний облик, характер, костюм, цвет и материал, из которого она должна быть сделана. При составлении эскиза необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Специфические особенности декоративно-прикладного искусства.
  2. Свойство материала
  3. Технику и технологию процессов обработки выбранных материалов.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность формы и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений.

В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных потребностей и передать форму и пластику лаконично и просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ. При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие, чтобы с наибольше силой использовать возможности и выразительность материала.

Из чего и как делаются головы театральных кукол

Куклы – это не уменьшенные копии людей и , в них должно быть утрировано, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать не только её внешний вид, но и характер движений, который с наибольшей выразительностью передаёт образ.

Приводим выдержку из книги А.Федотова "ТЕХНИКА ТЕАТРА КУКОЛ".

Описание режиссерских методов работы с куклой не входит в задачу этой книги. Остановимся вкратце лишь на самых основных технических положениях, ставших в театре кукол почти законом.

Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.

Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.

Когда кукла говорит, - она движется, когда молчит, - она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

Однако молчаливая, неподвижная кукла - это не значит мертвая кукла. Актер должен найти ей или позу, которая была бы достаточно выразительной и при неподвижном положении куклы, или движения и жесты, выражающие точную реакцию на слова партнера и приходящиеся на паузы в словах последнего.

Основные законы актерского мастерства в театре кукол те же, что и в драматическом театре. Своеобразие театра кукол заключается в том, что здесь актер доносит до зрителя все идейное и эмоциональное содержание своей роли через посредство неодушевленного предмета - куклы, и поэтому он должен все время видеть свою куклу, ни на миг не ослабляя внимания к ней, чувствовать ее физические задачи, контролировать всю линию ее поведения.

Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.

Техника управления куклой-петрушкой отличается простотой. Для тростевых и механических кукол она значительно сложнее. Но с какой бы куклой актер ни работал, ему необходимо регулярно тренироваться с ней, чтобы во время репетиций он мог думать о правильности своих актерских задач, о выразительности поведения куклы, а не о том, как это сделать технически.

Куклу-петрушку надевают и на правую руку и на левую. Очень часто актер-кукольник работает одновременно двумя куклами, надетыми на обе руки.

Возможности жеста у куклы-петрушки крайне ограничены. Рука ее, лишенная сгибов в локте, не может воспроизвести анатомически верно почти ни одного человеческого жеста. Ее жест условен, но зато он может быть исполнен огромного непосредственного темперамента. Так пылко обнять друга, так крепко отколотить врага, как это сделает кукла-петрушка, не может ни тростевая, ни механическая кукла.

Бездейственные, чисто разговорные сцены в театре кукол звучат особенно плохо. Но если тростевая кукла благодаря свойственному ей широкому жесту может еще поддерживать довольно длинный диалог и даже произнести монолог, то кукле-петрушке уже непременно нужно вести свою роль как непрерывную цепь физических действий. Тренироваться с куклой-петрушкой, не имея конкретных физических задач, бессмысленно.

Самое трудное для куклы - это игра с предметом. Когда кукла-петрушка берет предмет обеими руками, она держит его довольно крепко и обращается с ним уверенно. Но и в этом случае надо усиленно репетировать, и репетировать именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле. Если же кукле-петрушке надо взять предмет одной рукой, то необходимы дополнительные приспособления: проволока сбоку или снизу, углубление, в которое кукла могла бы вставить руку, и т.п.

Иногда кукле делаются механизированные руки, устроенные по принципу бельевых защипок. Такой рукой удобно работать, если кукла управляется обеими руками актера. В этом случае кукла может по-настоящему взять предмет на глазах у зрителя.

Большим недостатком тростевой куклы является то, что она даже при помощи обеих рук не может взять предмет на глазах у зрителя так просто и уверенно, как это делает петрушечная кукла.

Для того чтобы тростевая кукла могла играть с предметом, применяются самые различные способы.

Один из них заключается в том, что предмет приделывается к кисти руки наглухо (проволокой, резинкой или втулкой). В тех случаях, когда кукла должна появляться то с предметом, то без него, делают две сменные кисти руки и прикрепляют их к предплечью поочередно (чаще всего за ширмой). Если же это приходится делать на глазах у зрителей, куклу поворачивают спиной к зрительному залу, либо опускают ее руку за грядку. Надо, однако, иметь в виду, что такой поворот или опускание руки должны быть оправданы мизансценой, чтобы зритель не заметил нарочитости в поведении куклы. Прикрепление предмета к руке надо производить мгновенно, и потому момент этот должен быть хорошо отрепетирован.

Кукла, одетая в халат с широкими рукавами, доходящими до запястья, имеет некоторые преимущества при игре с предметом. Если засунуть руку под халат и защемить предмет между своими пальцами и кистью руки куклы, то создается впечатление, будто кукла взяла предмет и держит его.

Нередко тростевая кукла берет предмет условно, то есть держит около предмета руку, самый же предмет, укрепленный на тонкой проволоке, держит другой актер.

Туловище тростевой куклы обычно надевают на левую руку, а правой управляют тростями. Иногда поступают и наоборот, в зависимости от того, как расположены основные мизансцены в данной картине.

Устройство тростевой куклы в противоположность петрушечной позволяет менять руку, управляющую куклой изнутри. Если же кукла на гапите, то можно переменить руку и во время действия и даже - незаметно для зрителя - передать куклу другому актеру.

При работе с тростевой куклой некоторые неопытные кукольники берут в руку то одну, то другую трость и управляют поочередно или одной левой, или одной правой рукой куклы. А чаще всего, забыв о существовании у куклы левой руки, они на протяжении всего спектакля действуют одной правой. Этого делать нельзя. Обе трости надо держать в руке одновременно, отпуская вторую трость только в том случае, когда по ходу действия необходимо, чтобы жестикулировала одна рука, а другая была опущена вниз.

Нижние концы тростей надо держать как можно ближе к корпусу куклы. Далеко отведенная трость всегда выдаст себя, как бы она ни была замаскирована.

Когда тростевой кукле необходимо сделать настолько сложный жест, что одному человеку с этим справиться невозможно, приходит на помощь второй актер. Чаще всего к этому прибегают в танцевальных номерах, особенно, если в то же время нужно управлять и ногами куклы.

Введение

4. Магия кукольного театра

5. Кукольный театр и школа

Заключение


Введение

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности.

Актуальность темы.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Разностороннее изучение кукольных театров и влияние кукольного театра на обучаемость, и развитие способностей детей

Изучение и выяснение особенностей кукольного театра, и воздействие кукольного театра на детей

Исходя из цели, поставлены задачи раскрыть следующие вопросы:

1. Немного об истории тетра кукол

2. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии

3. Классификации кукольных театров

3.1 Классификация по принципам социального функционирования.

3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления

4. Магия кукольного театра

5. Кукольный театр и школа.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра могут быть использованы преподавателями для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса

Структура исследования. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы.


1. Немного об истории тетра кукол


Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: (куклы на нитках), так называемые (перчаточные), , механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).

Истоки Театр кукол - в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры.

Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.

Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.

В Древнем Египте (16 в. до н. э.) - это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае - культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках - куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть,

Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент.

К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем . Наследуя традиции ателлановой комедии (см. ), близкий по духу , он распространился в Европе.

В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой - ), Англии (), Германии ( , впоследствии - ), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (), в России ().

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём.

Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 - 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска - чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты - о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е. С. , художники Н. Я. и И. С. и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Под руководством С. В. - выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» - румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева - Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока - Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского - Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка - Минский Театр кукол).

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).

В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР.

Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937).

В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.


2. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии


Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem - Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии - комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы–сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.

На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами.

Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).

Использовали в представлениях кукол–марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.

Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы.

Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников.

В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия.

Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие.


3. Классификации кукольных театров


3.1 Классификация по принципам социального функционирования


В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями.

По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока:

индонезийский ваянг;

японский дзёрури;

индийский;

китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции.

Кукла участвовала в европейских мистериях 11-16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др.

Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия. В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании).

Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра.

В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади.

В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры.

Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: - иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); - театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); - лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).


3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления


Она носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии.

Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

4. Магия кукольного театра


Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить ребёнка с мягкой игрушкой - перчаткой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть.

С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе.

На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний.

Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут ребёнку ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

И, наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека.

Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из детей выберет героя, который ему симпатичен.

Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

Каждый из героев должен говорить с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.

И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает ребенку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития процесса.

С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.

Сюжет рассказа – лишь опора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира.

Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Именно этому и поможет театр кукол.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.

Потому что он ближе нашим детям. Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинает раскованно говорить. Куклы помогут преподать важные уроки.

Кукольный театр, с которым дети могут, знакомятся на занятиях или в специальных кружках, способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, увеличивают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга человека, следовательно, речи и мышления ребенка.

На занятиях с детьми может происходить и знакомство с историей кукольного театра.

Занятия так же способствуют развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию. Эти занятия способствуют раскрепощению детей через игру, имитацию, свободу выбора, развитию речи, и мелкой моторики.

Школьники могут под руководством преподавателей или родителей заниматься и изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.


5. Кукольный театр и школа


Кукольный театр может прийти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении с литературными произведениями

Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.

Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров.

Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. Обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация с использованием кукол имеет специфические особенности. В зависимости от желания учащихся кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных, ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.

В результате возросшего уровня языковой подготовленности учащимся, можно предложить заниматься инсценированием или постановкой какого-либо литературного произведения.

Инсценирование – более активный и сложный процесс воплощения образа, нежели драматизация, так как в его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене.

В инсценировании ярче прослеживается последовательность творческих этапов:”периода познания”, “периода переживания” и “периода воплощения”. Реализация этих этапов способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию эмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитию творческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.

Целесообразно с самого начала работы над инсценированием предоставить учащимся выбор произведения, помочь осознать и прочувствовать поведение и речь персонажей, отработать выразительное чтение выбранной роли.

В целях повышения интереса к театральному делу в масштабах школы рекомендую один - два раза в год ставить настоящие спектакли

Руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами.

Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно даже самое совершенное техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.

В современной методике школьного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок.

Как и говорилось ранее кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.


Заключение


Взрослые не играют в игрушки только по одной, вполне разумной причине: у них не хватает на это времени и сил. Играть, как играют дети, - самое серьезное занятие в мире; и как только суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходится отказаться от такого огромного, дерзновенного дела. Нам хватает сил на политику и бизнес, на искусства и науки; но для игры мы слабы.

Эту истину признает каждый, кто хоть когда-нибудь во что-нибудь играл - строил из кубиков дом, нянчил куклу, расставлял оловянных солдатиков.

Взрослые не играют, как дети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могут потратить силы и время на такое великое дело.

Философия кукольных театров достойна всяческого внимания. Из этой игрушки можно вывести все, что нужно понять современным людям.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.

Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.

Родителям и преподавателям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.

Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: "Ну что все собрались?" или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.


Список использованных источников


1. О теории и практике художественного творчества детей. Ветлугина Н.А. Москва Изд. – “Нева”. 1991 г.

2. Кукольный театр. Ростов - на - Дону: ”Феникс”, 1999 г.

3. Батлейка. Мн.: “ Молодёжное ”. 2000 г

4. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.

5. Эстетическое воспитание младших школьников. Цветкова И.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.

6. Педагогика (конспект лекций) - М.: ”Приор-издат”,2004 г.

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

 

 

Это интересно: