→ Оренбургский государственный институт искусств. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка. Жизнь в США

Оренбургский государственный институт искусств. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка. Жизнь в США

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына , а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

27 марта исполняется 85 лет со дня рождения известного виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича.

Всемирно известный виолончелист, дирижер, народный артист СССР Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку в музыкальной семье: отец - виолончелист, заслуженный артист РСФСР, профессор, мать - профессиональная пианистка. В 1932 году семья переехала в Москву, где отец стал преподавателем музыкальной школы имени Гнесиных.

Первое выступление Мстислава Ростроповича состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса.

С 1932 года по 1937 год он учился в музыкальной школе имени Гнесиных.

В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург), где родители устроились на работу в музыкальное училище; отец подрабатывал также игрой в кинотеатре.

31 июля 1942 года отец умер от сердечного приступа, и это стало переломным моментом в судьбе 15-летнего Мстислава, которому пришлось стать главой семьи. Он заменил отца на преподавательской работе, стал артистом концертно-эстрадного бюро, с артистическими бригадами объездил всю область.

В 1943 году семья вернулась в Москву, и юноша поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. Успехи Ростроповича в консерватории были столь велики, что со второго курса его перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил сразу два факультета Московской консерватории - композиторский и класс виолончели, где его учителями были: по виолончели - Семен Козолупов, по композиции и инструментовке - Виссарион Шебалин и Дмитрий Шостакович.

После окончания консерватории Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года, после чего стал преподавателем и в течение 26 лет преподавал в Московской и семь лет в Ленинградской консерваториях.

Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в городе Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года - по странам Европы, а затем и по всему миру.

Осенью 1963 года Ростропович дебютировал в качестве дирижера с Горьковским симфоническим оркестром. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, через два года в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Прокофьева (1970).
Все творчество Ростроповича-музыканта делится на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера - оперного и симфонического.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал, наряду с классическими сочинениями, более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения.

Как камерный музыкант он выступал в ансамбле с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Владимир Горовиц, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль, много выступал со своей женой - певицей Галиной Вишневской в качестве аккомпаниатора-пианиста, исполняя вместе с ней ее огромный вокальный репертуар.

Мстислав Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской, у них две дочери - выпускницы Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке, Ольга и Елена.

Мстислав Леопольдович Ростропович скончался 27 апреля 2007 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище после отпевания в Храме Христа Спасителя. Изначально на месте его погребения был поставлен деревянный крест, а 27 октября 2008 года по инициативе Вишневской был установлен двухметровый мраморный крест бело-черно-красных тонов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ростроповича Мстислава Леопольдовича

Известный музыкант, дерижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович был рожден в Баку в марте, 27 числа 1927 года в семье музыкантов. Леопольд Витольдович Ростропович, его отец, известный виолончелист, заслуженный артист РСФСР, был профессором Саратовской и Бакинской консерватории. Семья переехала в Баку из города Оренбурга. Их пригласил знаменитый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Дед Ростроповича, Витольд Ганнибаллович, происходил из дворянской польской семьи, он был пианист, композитор и составитель сборников педагогических музыкальных пьес для фортепьяно. В 1880 году прадед Ростроповича был признан вместе с детьми в Российской Империи в правах древнего дворянства. Прапрадед Мстислава Ростроповича, Иосиф Ростроповичюс, приехал в Варшаву из Вильно. Мать Ростроповича Мстислава была пианисткой и жила в Оренбурге, её родители были известными в Оренбурге музыкантами.

Мстислав Ростропович начал рано заниматься музыкой - уже с четырёх лет. В годах 1932-1937 Растропович учился в Москве, в Музтехникуме имени Маяковского. Уже в 14 лет Ростропович начал преподавать в музыкальном училище города Чкалова (ныне город Оренбург), куда семья была эвакуирована во время войны в 1941 году. Одновременно он брал уроки мастерства у композитора М.И.Чулаки и дирижёра Б.И.Хайкина в Чкалове. В 16 лет Растропович поступил в Московскую консерваторию, где он изучал виолончель в классе Семёна Козолупова и учился композиции у Сергея Прокофьева. В 1945 году Ростропович получил всесоюзную известность как виолончелист. Он завоевал золотую медаль III всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. После этого события Слава Ростропович был сразу переведён со второго курса консерватории на пятый. По его словам, на его личность оказали влияние три композитора: Шостакович, Прокофьев и Бриттен. Всесоюзное признание пришло к Мстиславу Леопольдовичу в 1950 году после того, как он победил в Праге на конкурсе имени Гануша Вигана. Ростропович стал преподавателем Московской консерватории, где работал в течение 26 лет. В Ленинградской консерватории Ростропович преподавал 7 лет. С 1959 по 1974 годы Ростропович работал профессором Московской консерватории. Звание почётного профессора Московской консерватории он получил в 1993 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Исполнительная деятельность Ростроповича в 60 годах не имела аналогов в музыкальном мире. В 1964 году ему присвоена Ленинская премия. В сезон он давал 130-200 концертов в Советском Союзе и за рубежом.

В 1969 году Ростропович и его семья разрешили Александру Исаевичу Солженицыну поселиться у них на даче в Подмосковье и написали открытое письмо Генсеку КПСС в его защиту. Последовали меры ограничения концертной деятельности для Ростроповича, были отменены туры за границу, многие концерты. Ростропович и его жена , знаменитая оперная певица, оказались в опале и им были выданы визы для выезда из СССР в 1974 году. Ростропович и выехали за границу, где стали заниматься концертной деятельностью с большим успехом. От Президиума Верховного Совета СССР последовала мера лишения гражданства в 1978 году за действия, якобы наносящие ущерб престижу Советского Союза.

В 1977-1994 годах Ростропович - в Вашингтоне, он главный дирижёр Национального симфонического оркестра, его приглашают лучшие оркестры мира. Он регулярно выступает в Берлинской филармонии. Он регулярный гость Бостонского симфонического оркестра, Лондонской филармонии, Лондонского симфонического оркестра. Ростропович - организатор собственных фестивалей. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов во Франкфурте. Ростропович ведёт мастер-классы и открывает музыкальные школы. Под его покровительством проводится в 1998 году международный конкурс по композиции. С 2004 года он возглавляет в Испании (в Валенсии) Высшую школу музыкального мастерства. С 1998 года под его покровительством начал проводиться Международный конкурс по композиции, который был задуман для более близкого взаимодействия любителей классической и современной музыки. Ростропович сыграл тысячи концертов, в том числе в королевских резиденциях. Последними записями были запись концерта Шнитке для виолончели с оркестром и уникальнейший документальный фильм о поездке музыканта в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром Соединённых Штатов. Семья Ростроповичей известна своей благотворительной деятельностью. Ростропович был президентом благотворительного конкурса имени Вишневской-Ростроповича и одним из попечителей школы им. Горчакова.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. Он умер в апреле, 27 числа 2007 года в клинике в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мстислав Ростропович - всемирно известный виолончелист и дирижер, пламенный защитник прав человека, без которого невозможно представить себе современный мир музыки. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, сделали его одной из выдающихся фигур нашего времени.

27 марта 2002 года, в день его 75-летия лондонская газета «Таймс» провозгласила Мстислава Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». В его честь были организованы юбилейные торжества по всему миру. Ростроповича, возможно, самого известного в мире исполнителя классической музыки, чествовали почти во всех европейских странах, в Японии, в Северной и Южной Америке. Концерт с Лондонским симфоническим оркестром, посвященный празднованию его дня рождения в Лондоне, собрал небывалое созвездие самых любимых современных исполнителей. Её Величеством королевой Елизаветой II в честь Маэстро был дан официальный обед в Букингемском дворце.

Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку (СССР). Его первое публичное выступление состоялось в возрасте восьми лет, в 16 лет он уже поступил в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1946 году.

Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Ростроповича сначала по СССР, а с 1947 года и по странам Европы.

В 1951 году Ростроповичу присваивается Сталинская премия второй степени, а в 1955 году за крупные достижения в исполнительском искусстве звание заслуженного артиста РСФСР. В 1964 году он был удостоен Ленинской премии и звания Народного артиста СССР.

В камерных ансамблях Ростропович выступал с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Александр Дедюхин, Владимир Горовиц, Рудольф Серкин, Вильгельм Кемпф, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль.

Он многократно выступал с известнейшими дирижерами, среди которых Герберт фон Караян, Пьер Монтэ, Шарль Мюнш, Димитриос Митрополус, Юджин Орманди, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Сейджи Озава.

Его громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие. Репертуар Ростроповича-виолончелиста стал поистине безграничным, включив, наряду с классическими сочинениями, более 100 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии-концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959 и 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и др.

Ярчайший артистический темперамент Мстислава Ростроповича дал мощный заряд его организаторской и дирижерской деятельности. Его дирижерский дебют состоялся в 1962 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Он первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно ему принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Затем по его же просьбе Шостакович сделал набросок программы фестиваля из своих произведений. Этот грандиозный проект Ростропович смог осуществить лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002). Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений. В планах Маэстро провести в 2006 году ряд масштабных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора, как в России, так и за рубежом.

Плодотворное постоянное сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвященные Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994). С 1987 по 2000 год он был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.

Особая страница его дирижерской биографии - оперный театр, дебют в котором состоялся в 1968 году (Большой театр, «Евгений Онегин» Чайковского). Вслед за этим в Большом театре под руководством Маэстро прошла опера «Война и мир» Прокофьева (1970), и Шостакович сразу откликнулся своим выступлением в газете: «Это было по-настоящему большое музыкальное событие. «Война и мир» впервые звучала так, как она должна звучать. За пульт встал настоящий дирижер, настоящий музыкант с огромным талантом, с огромной исполнительской культурой, и оркестр зазвучал мощно, тонко, ярко, нежно». Трактовка Ростроповичем оперных шедевров всегда поражала глубиной раскрытия авторского замысла, накалом страсти, максимальной чистотой и убедительностью языка и стиля. Каждая оперная премьера в его исполнении становилась выдающимся, незабываемым событием. Такими были постановки «Хованщины» Мусоргского в Большом театре в Москве (1995), «Мазепы» Чайковского в Ла Скала в Милане (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде, Мюнхене и Дижоне (2000), в Буэнос-Айресе (2001) и в Риме (2002). Со столь же триумфальным успехом прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под управлением Ростроповича в Рио-де-Жанейро (2001), в Осаке (2001) и в Валенсии (2002), «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича (2005) и «Черевички» Чайковского в Ла Скала (2006).

Дирижерский дебют Ростроповича на Западе состоялся в сентябре 1974 года с Новым Филармоническим Оркестром в Лондонском Фестиваль-Холле. Его дебют в США в качестве дирижера прошел с Национальным Симфоническим Оркестром Вашингтона, Округ Колумбия, в марте 1975 года - выступление, получившее такую высокую оценку, что в 1977 году он был назначен музыкальным руководителем этого коллектива. Под руководством Ростроповича, который возглавлял оркестр 17 лет, престиж коллектива невероятно возрос.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Пендерецкого, «Новелетты» Лютославского и 6-я симфония Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам - Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

Мстислав Ростропович - неутомимый пропагандист музыки 20 века. На его дирижерском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер, в числе которых «Эра Водолея» Губайдулиной (Генуя, 1991), «Жизнь с идиотом» Шнитке (Амстердам, 1992) «Ах, эти русские!» Торнопольского (Эвиан, 1993), «Лолита» Щедрина (Стокгольм,1994), «Лиджия» Томас (Эвиан, 1994), «Джезуальдо» Шнитке (Вена, 1995) и «Видения Иоанна Грозного» Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, оркестр Концертгебау, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Дирижерские записи Ростроповича - «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Леди Макбет», «Тоска», все симфонии Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, Скрипичные концерты Прокофьева и Шостаковича, а также многие другие, наряду с его широчайшим виолончельным репертуаром, стали безусловным образцом для новых поколений музыкантов и отмечены множеством международных премий «Grammy», «Grammophone», Academie Charles Cros, Academie du Disque Francais, EMI-Classics. В 2004 году EMI Classics официально объявила, что количество дисков с записями Ростроповича, выпущенными этой фирмой, превысило 2 000 000 экземпляров. Такой же результат ранее был достигнут только Марией Каллас, Иегуди Менухиным и Гербертом фон Караяном.

В течение 26 лет Ростропович преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет - в Ленинградской. Среди его учеников такие известные виолончелисты, как Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Давид Герингас, Иван Монигетти, Жаклин дю Пре и другие. Многие из них стали победителями международных конкурсов, в том числе конкурса им. Чайковского в Москве, в работе и организации которого Ростропович принимал самое деятельное участие вплоть до изгнания из СССР в 1974 году. С 1977 года каждые четыре года в Париже проходит Конкурс виолончелистов им. Ростроповича, где Маэстро являлся руководителем и председателем жюри. Самые значительные конгрессы, конкурсы виолончелистов в США, Японии, России, Польше, Германии и других странах стремились привлечь его к участию, на что он неизменно откликался с благодарностью и энтузиазмом. Ростропович постоянно проводил многочисленные Мастер-классы по всему миру, передавая молодым музыкантам свои бесценные знания.

Мстислав Ростропович давал многочисленные концерты в поддержку гуманитарных организаций во всем мире. Вошли в историю его благотворительные концерты в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, беженцам из Чечни, детям, больным раком, на строительство детской больницы в Буэнос-Айресе и Храма Христа Спасителя в Москве. В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России».

Забота о преемственности в развитии отечественной культуры, почтительная память к своим великим друзьям и учителям побудили Маэстро на создание в 1997 году Благотворительного Фонда помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений. Молодые талантливые исполнители из разных городов России получают именные стипендии в честь С. Рихтера, Э. Гилельса, Н. Мясковского, С.Прокофьева и других выдающихся музыкантов. Помимо стипендий, Мстислав Ростропович пристально следил за творческим развитием своих подопечных, стимулируя лучших из них совместными выступлениями и организацией их специальных концертов - как в России, так и за рубежом.

Мстислав Ростропович - почетный доктор 50 университетов (среди них - Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд), обладатель свыше 130 высших наград и премий из более, чем 30 стран мира. В их числе: Рыцарь Светлейшего ордена Британской Империи (КВЕ), золотая медаль Королевского Филармонического Общества (Англия), три степени ордена Почетного Легиона Франции, действительный член Академии Искусств Франции («Сорок бессмертных»), Президентская медаль Свободы (США), Командорский крест со звездой (Германия), Орден Восходящего Солнца и Императорская премия Ассоциации Искусств Японии, орден Карлоса III (Испания), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и Государственная премия России. В мае 1995 года Мстислав Ростропович был награжден премией «Полярная звезда» Шведской Королевской Академии Музыки, которая является аналогом Нобелевской премии. В 2003 году на особой церемонии вручения “Grammy” Ростропович был награжден президентской премией «За заслуги» (он стал седьмым музыкантом в истории, получившим такую награду) за выдающуюся артистическую карьеру и человеческие достижения. В 2004 году он был удостоен таких высоких наград, как Почетная победа в области классической музыки (Франция) и Премия Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды). В 2007 году Президент России В.В.Путин наградил Мстислава Ростроповича Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени в связи с 80-летием Маэстро.

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ – ГРАЖДАНИН МИРА

«Все, что я играю, я люблю до обморока».

Величайший академический музыкант прошлого века не только имел уникальный исполнительский талант, но и был человеком весьма принципиальным. Он не побоялся выступить против тоталитарной системы Советского Союза, за это и был выслан из страны, а также лишен гражданства. За границей Мстислав Леопольдович стал фигурой мирового масштаба, заняв одно из самых значимых мест в мире музыки.

Музыка с пеленок

Родным городом для Мстислава Ростроповича стал Баку, где он родился 1927 года. Его родители были музыкантами, они переехали из Оренбурга по приглашению основоположника профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибекова. С первых дней жизни Мстислав был приобщен к музыке. А с пяти лет он уже учился в Москве в музыкальном техникуме. Когда началась война, Ростроповичи вновь уехали в Оренбург. В 1942 году Мстиславу пришлось взять на себя ответственность за семью – от сердечного приступа скончался отец. Будущий выдающийся виолончелист и дирижер в юном возрасте стал преподавателем музыкального училища, чтобы прокормить мать и сестру.

В этот период он начинает самостоятельно сочинять музыку. Он создал поэму для виолончели, фортепианный концерт и прелюдию для фортепиано. В военные годы он стал еще и гастролирующим артистом. выступал с оркестром Малого театра, давал многочисленные концерты в госпиталях, воинских частях и колхозах.

Перед выбором

Не только одаренный, но и уже опытный Мстислав в 16 лет стал студентом Московской консерватории, чтобы совершенствовать искусство игры на виолончели и приобрести навыки композитора. Ростроповичу повезло, преподаватель Семен Козолупов сразу разглядел его огромный потенциал. Премудростям композиторского мастерства обучали и . Последнему Мстислав показал партитуру своего фортепианного концерта и исполнил его для наглядности. Дмитрий Дмитриевич по достоинству оценил старания юноши и предложил ему брать индивидуальные уроки, чтобы повышать уровень. Но в будущем Ростропович так и не стал композитором. Причина оказалось простой. Когда Мстислав впервые услышал симфонию № 8 Дмитрия Шостаковича, впечатление оказалось столь велико, что на свои композиторские перспективы Ростропович решил махнуть рукой. Он осознал, что никогда не сможет достичь уровня великого Шостаковича. А время показало, что виолончелист сделал правильный выбор, ведь мир узнал неподражаемого исполнителя.

Первые награды

Первую профессиональную награду заслужил в 1945 году на всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. Ему присудили первую премию. Такой успех сделал из студента второго курса сразу пятикурсника. А еще через 5 лет он стал победителем международного конкурса в Праге. К тому времени у него за плечами уже были консерватория и аспирантура. Мстислав Ростропович очень быстро стал одним из видных преподавателей. Больше четверти века он работал в столичной консерватории и еще несколько лет – в Ленинграде. За это время он воспитал не один десяток профессионалов с мировым именем. Его учениками были Наталья Шаховская, Давид Герингас, Наталия Гутман, Марис Виллеруш и другие.

Музыкант-рекордсмен

Творческая жизнь Мстислава Леопольдовича имела два четких направления. С одной стороны он был великим виолончелистом с впечатляющим репертуаром произведений, а с другой – гениальным симфоническим и оперным дирижером. Чтобы понять всю мощь его таланта, стоит только упомянуть, что больше полусотни знаменитых композиторов создали музыку специально для Ростроповича. Он стал первым исполнителем свыше сотни произведений для виолончели и около 70 раз давал премьеры с оркестром.

Дебют Ростроповича-дирижера состоялся в 1957 году. Под движения его волшебной палочки в Большом театре представили . Оглушительный успех не заставил себя ждать.

Дирижер гастролировал по всему Советскому Союзу, а также он играл в одном ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом.

Часто выступал на одной сцене вместе со своей женой – оперной певицей . Они познакомились в 1955 году на фестивале «Пражская весна» и с того дня больше не расставались.

Опальный Мстислав Ростропович

Будучи человеком всесторонне развитым, Мстислав Леопольдович общался с людьми разных сфер деятельности. К примеру, его связывали теплые дружеские отношения с Александром Солженицыным. Когда в прошлом осталась хрущевская оттепель, а к власти пришел Леонид Брежнев, государственная машина пыталась затравить автора знаменитых произведений. Тогда Ростропович поселил Солженицына у себя на даче и выступил в его защиту с открытым письмом через газету «Правда». Тут же последовала реакция властей. Мстислав Леопольдович стал невыездным, а работа с крупными оркестрами оказалась для него под запретом. Пресса сразу же отвернулась от виолончелиста. На родине он стал врагом и маргиналом.

Мир у ног маэстро

В 1974 году опальный Ростропович с женой и двумя дочерьми получили выездную визу и покинули СССР. Фактически их выслали из Союза, а со временем еще и лишили гражданства. Спустя много лет, отвечая на вопрос журналистов, он сказал, что совершил лучший поступок в жизни, когда выступил в защиту Солженицына и его совесть абсолютно чиста.

После отъезда из СССР музыкант большую часть времени проводил в Соединенных Штатах Америки. Много лет он был руководителем Вашингтонского национального симфонического оркестра. Дирижер объездил с гастролями весь мир. Его приглашали работать с главными оркестрами Великобритании, Австрии, Франции, Японии и Германии. Без единого намека на пафос его называли звездой мирового масштаба.

60-летний юбилей Мстислав Леопольдович встретил в Вашингтоне. По этому случаю в столице США был организован первый всемирный конгресс виолончелистов. В этот день президент Рональд Рейган удостоил дирижера высшей государственной награды – медали Свободы. На торжество даже прибыла королева Великобритании Елизавета II.

Карьера Ростроповича на Западе была головокружительной. У него появилось столько высокопоставленных друзей, что на юбилей съехался весь мировой бомонд. Он дружил с Пикассо и Шагалом, Дали и Бродским, а когда Мстислав Леопольдович объявил об окончании сотрудничества со столичным симфоническим оркестром, ему прислали благодарственные письма все президенты США, с которыми он познакомился, занимая столь высокий пост руководителя оркестра.

Экстраординарная карьера

В Соединенных Штатах был не только известным дирижером и виолончелистом, но и активным борцом за права человека. Он не боялся приезжать с концертами в регионы, где происходили конфликты. А в 1989 году прямо у Берлинской стены исполнил сюиту для виолончели .

Тем временем сменилось и руководство СССР, объявив о планах реформирования общества. Михаил Горбачев отменил в 1990 году постановление о лишении гражданства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Но музыкант не принял снова советское гражданство, оставшись космополитом. Не стал он и гражданином России после распада СССР.

Впервые после многолетнего перерыва он выступил в 1996 году в Большом театре, где представил оперу «Хованщина». Дирижер и музыкант продолжал гастролировать, его виолончель звучала на крупнейших сценах мира – в Сан-Франциско, Мюнхене, Монте-Карло.

Нередко записывал и концерты для радио. За это его даже наградили почетной премией «Грэмми» с оригинальной формулировкой – за «экстраординарную карьеру и жизнь в записях». Он был первым русским музыкантом и седьмым во всем мире, кто получил «Грэмми» в такой необычной номинации. Всего же Мстислав Леопольдович был лауреатом этой премии пять раз. А его эмоциональность и артистизм, филигранная красота игры и вдохновенность всегда восхищали критиков.

Под опекой Ростроповича

Преподавательскую деятельность Ростропович продолжил в Валенсии, где открыл в 2004 году школу высшего музыкального мастерства. Он проявлял недюжинные организаторские способности и проводил фестивали, на которых открывал миру новые таланты. Кроме этого, дирижер создал фонд помощи одаренным студентам, а дети-музыканты получали от него гранты и стипендии.

Не обошел Ростропович вниманием и лечебные учреждения. Вместе с Галиной Вишневской он реализовал не один проект помощи больным детям. Также впервые после распада СССР фонд Вишневской-Ростроповича провел вакцинацию детей против гепатита B.

В 2006 году здоровье Мстислава Леопольдовича резко ухудшилось. У него обнаружили рак печени. Ростропович перенес две операции. После нескольких месяцев, проведенных в больнице, музыкант отметил 80-летний юбилей. Поздравить его пришли самые известные коллеги, давние друзья, общественные деятели. Но вскоре состояние виолончелиста снова ухудшилось, 2007 года он ушел из жизни. В память о легендарном Мстиславе Ростроповиче ежегодно проходит фестиваль его имени.

ФАКТЫ

Признание Мстислава Ростроповича в мире было колоссальным. Он был членом Академий искусств нескольких стран, профессором 50 университетов, почетным гражданином десятков городов, кавалером французского ордена Почетного легиона и обладателем японской Императорской премии, а Великобритания посвятила его в почетные рыцари.

Однажды после очередных гастролей в США Ростроповича пригласили в посольство СССР и сообщили, что основную часть полученного гонорара он должен сдать. Музыкант не стал возражать, попросив своего импресарио купить на всю сумму гонорара дорогую фарфоровую вазу. На приеме в посольстве Ростропович взял в руки невероятно красивую вазу, полюбовался ею, а затем развел руки. Фарфор ударился о мраморный пол и разлетелся на кусочки. Один из них Мстислав Леопольдович поднял и медленно завернул в носовой платок со словами: «Это – мое, а остальное – ваше».

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

 

 

Это интересно: