→ Воинские части балтийского флота. Балтийский флот вмф россии

Воинские части балтийского флота. Балтийский флот вмф россии


Под настроение захотелось показать эти вот фотографии. Съемка - конец июля 2012 г., город Балтийск Калининградской области, куда я катался фотографировать парад по случаю Дня ВМФ (фотоотчет с парада лежит ). Но любые поездки в какую-нибудь военно-морскую базу накануне дня флота как раз ценны тем, что есть возможность отснять не только сам парад и предшествующие ему репетиции, но и всю сопутствующую этому "движуху" - выходы кораблей в море, возвращение, строй кораблей с различных ракурсов и при различном освещении, да и просто прогуляться с фотоаппаратом по бухтам. Собственно, вот и результат таких съемок.


2. Крепостной канал - постоянное место базирования всяких мелких тральщиков. На фото - рейдовые тральцы проекта 10750, тот который спереди (бортовой 239) - РТ-252. Оба были в полной мере задействованы в параде и во всех репетициях.

3. Еще более мелкие - рейдовые тральщики пр. 12592.

4. Внутренняя гавань Балтийска, часиков этак в восемь утра. Еще балтийской ОВРы во всей красе. Малый противолодочный корабль "Калмыкия" пр. 1331М.

5. Подводная лодка "Магнитогорск" пр. 877. Не местная, с северов, оказалась в Балтийске за какой-то надобностью. Случайно удалось отловить ее на выходе из Военной гавани. Ушла на пару-тройку дней в море по своим делам. Потом - вернулась и послушно встала в парадный строй.

6. Очччень медитативное занятие - загорание на молу с противоположного берега канала, с Балтийской косы - иногда приносило свои результаты. Это вот возвращается в базу килектор "Александр Пушкин".

7. Первые два поставленные в парадный строй корабля - корвет "Стерегущий" (слева) и БДК "Королев" (справа).

8. МРК "Ливень" пр. 12341. Он проходил, а по включенной громкой трансляции с мостика был слышен голос командира - что корабль идет в Питер, для того, чтобы участовать в праздновании дня флота там. Правда, за пару дней до этого прошла информация, что корабли на парад из Балтийска в Питер уже ушли, в том числе и МРК, другой, "Гейзер". Разгадка будет чуть ниже:)

9. Гидрография. Гидрографическое судно "Гигрометр" пр. 860.

10. Работяга-буксир, "Бодрый", очень часто его видел. Пошел на выход в море в сторону еще одного кораблика, который будет чуть подальше:) А на заднем плане...

11. Вот эта вот парочка. С теми темпами, что они медленно и печально возвращались в Балтийск, я уж думал, что их не сниму - стемнеет нафик. Ан нет, у них таки получилось втянуться в Балтийский канал до тех пор, пока не совсем стемнело. И с небом повезло.

12. Вопчем, не дошел МРК "Гейзер" до Питера, именно вместо него туда и направился "Ливень". Так и была раскрыта маленькая военная тайна:)

13. Снова возвращаемся к строю кораблей. БДК "Королев".

14. Базовый тральщик БТ-212 пр. 1265.

15. Краса и гордость, стелс-корвет "Стерегущий". В гламурных розовых лучах заката.

16. БДК "Калининград" на выходе в море.

17. Еще один нежданный подарочек. За все время пребывания в Балтийске раз несколько видел его далеко в море, у горизонта, но вот - мне повезло, и в тот момент, когда я в очередной раз загорал на молу, он решил вернуться.
Сторожевой корабль пр. 11356, что строятся на "Янтаре" в Калининграде. Андреевский флаг лишь на время - корабль проходит ходовые испытания, а после этого идет на экспорт индусам. Это второй корпус из второй заказанной индусами тройки кораблей этого проекта, "Таркаш".

18. Ракетный катер "Заречный" пр. 12411.

19. Он же, пару часов спустя. И совсем другое освещение.

20. Многострадальный "Гейзер", не добравшись до Питера, в итоге встал в строй кораблей в Балтийске.

21. Снова "Стерегущий", по красивому солнышку.

22. "Мелкая" часть строя кораблей, его начало. Тральщик, погранец, ракетный катер, МРК.

23. И еще раз "Стерегущий". За день или за два до парада, на них уже вовсю включали иллюминацию, по случаю чего и выбрался прогуляться вдоль набережной со штативом. Самое яркое впечатление - во время этих съемок меня просто начисто зажрали комары:((((

24. И еще один ночной кадр, с ракетным катером.

25. Рано-рано-рано утром, часов где-то шесть. Внеплановая репетиция парада, и корабли, участвующие в ней, выходят из Балтийского канала в море. А я - сижу и все это дело фотографирую. Первым проскочил МПК-227.

26. "Алроса". У меня особые чувства к этой лодке, увидеть ее здесь, в Балтийске, было неожиданно и приятно. А сама она - из Севастополя, на данный момент - единственная действующая подводная лодка Черноморского флота.

27. Тральщики по солнышку, самая красота. "Сергей Колбасьев"...

Военно-морской флот Российской Федерации — один из трех видов Вооруженных сил нашего государства . Его основная задача – вооруженная защита государственных интересов на морских и океанских театрах военных действий. Флот России обязан защищать суверенитет государства за пределами ее сухопутной территории (территориальные воды, права в суверенной экономической зоне).

ВМФ России считается преемником советских военно-морских сил, которые, в свою очередь, создавались на основе Российского императорского флота. История российского ВМФ очень богата, она насчитывает более трехсот лет, за это время он прошел долгий и славный боевой путь: противник не единожды спускал боевой флаг перед русскими кораблями.

По своему составу и количеству кораблей ВМФ России считается одним из сильнейших в мире: в глобальном рейтинге он занимает второе место после американского ВМФ .

В состав российского ВМФ входит один из компонентов ядерной триады: подводные атомные ракетоносцы, способные нести межконтинентальные баллистические ракеты . Нынешний российский флот уступает по своей мощи ВМФ СССР, многие корабли, находящиеся сегодня на вооружении, были построены еще в советский период, поэтому они устарели как морально, так и физически. Однако в последние годы ведется активное строительство новых кораблей и флот ежегодно пополняется новыми вымпелами. Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года на обновление ВМФ России будет потрачено около 4,5 трлн рублей.

Кормовым флагом российских военных кораблей и флагом военно-морских сил России является Андреевский флаг. Он был официально утвержден президентским указом от 21 июля 1992 года.

День ВМФ России празднуется в последнее воскресенье июля. Эта традиция была установлена решением советского правительства в 1939 году.

В настоящее время Главнокомандующим ВМФ России является адмирал Владимир Иванович Королёв, а его первым заместителем (начальником Главного штаба) – вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Цели и задачи российского ВМФ

Для чего России нужен военный флот? Американский вице-адмирал Альфред Мэхен, один из крупнейших военно-морских теоретиков, еще в конце XIX века писал, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. И с ним трудно не согласиться. Несколько столетий границы Британской империи крепились бортами ее кораблей.

Мировой океан – это не только неисчерпаемый источник ресурсов, но и самая главная мировая транспортная артерия. Поэтому значение ВМС в современном мире тяжело переоценить: страна, обладающая боевыми кораблями, может проецировать вооруженную силу в любой точке Мирового океана. Сухопутные войска любой страны, как правило, ограничены собственной территорией. В современном мире морские коммуникации играют важнейшую роль. Военные корабли могут эффективно действовать на коммуникациях противника, отрезая его от поставок сырья, подкреплений.

Современный флот отличается высокой мобильностью и автономностью: корабельные группировки способны находиться в отдаленных районах океана месяцами. Подвижность корабельных группировок затрудняет нанесение удара, в том числе и с использованием оружия массового поражения.

Современный военно-морской флот обладает внушительным арсеналом средств поражения, которые можно использовать не только против кораблей противника, но и для нанесения ударов по наземным объектам, находящимся на удалении в сотни километров от береговой линии.

Военно-морские силы как геополитический инструмент отличаются большой гибкостью. ВМФ способен отреагировать на кризисную ситуацию за очень короткий срок.

Еще одной отличительной чертой ВМФ как глобального военного и политического инструмента является его универсальность. Вот только некоторые из задач, которые способен решать военно-морской флот:

  • демонстрация военной силы и флага;
  • боевое дежурство;
  • охрана собственных морских коммуникаций и защита побережья;
  • проведение миротворческих и противопиратских операций;
  • проведение гуманитарных миссий;
  • переброска войск и их снабжение;
  • ведение конвенционной и ядерной войны на море;
  • обеспечение стратегического ядерного сдерживания;
  • участие в стратегической противоракетной обороне;
  • проведение десантных операций и боевые действия на суше.

Моряки могут весьма эффективно действовать и на суше. Самым наглядным примером являются ВМС США , которые уже давно стали самым мощным и универсальным инструментом американской внешней политики. Для проведения масштабных наземных операций на суше флоту необходима мощная военно-воздушная и сухопутная составляющая, а также развитая тыловая инфраструктура, способная снабжать экспедиционные силы на расстоянии в тысячи километров от своих границ.

Российским морякам неоднократно приходилось участвовать в сухопутных операциях, как правило, проходивших на родной земле и носивших оборонительных характер. В качестве примера можно привести участие военных моряков в сражениях Великой Отечественной войны, а также первую и вторую чеченские кампании, в которых сражались подразделения морской пехоты.

Российский флот выполняет множество задач и в мирное время. Боевые корабли обеспечивают безопасность хозяйственной деятельности в Мировом океане, проводят наблюдение за ударными корабельными группировками потенциальных противников, прикрывают районы патрулирования подводных лодок вероятного противника. Корабли ВМФ России участвуют в защите государственной границы, моряков могут привлекать для ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Состав ВМФ России

По состоянию на 2014 год в состав российского флота входили пятьдесят атомных подводных лодок. Из них четырнадцать – это ракетные подводные крейсера стратегического назначения, двадцать восемь субмарин с ракетным или торпедным вооружением и восемь подлодок имеют специальное назначение. Кроме того, в состав флота входят двадцать дизель-электрических подводных лодок.

В корабельный состав надводного флота входят: один тяжелый авианесущий крейсер (авианосец), три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, шесть эсминцев, три корвета, одиннадцать больших противолодочных кораблей, двадцать восемь малых противолодочных кораблей. Также в состав ВМФ РФ входят: семь сторожевых судов, восемь малых ракетных кораблей, четыре малых артиллерийских корабля, двадцать восемь ракетных катеров, более пятидесяти тральщиков различных видов, шесть артиллерийских катеров, девятнадцать больших десантных кораблей, два десантных корабля на воздушной подушке, более двух десятков десантных катеров.

История военно-морского флота РФ

Киевская Русь уже в IX веке обладала флотом, который позволял ей проводить успешные морские походы на Константинополь. Однако эти силы тяжело назвать регулярным ВМФ, корабли строили непосредственно перед походами, их основной задачей были не сражения на море, а доставка сухопутных войск к месту назначения.

Потом были столетия феодальной раздробленности, нашествия иноземных завоевателей, преодоление внутренней смуты – к тому же Московское княжество долго не имело выходов к морю. Исключением был только Новгород, который имел выходы к Балтике и вел успешную международную торговлю, будучи членом Ганзейского союза, и даже совершал морские походы.

Первые боевые корабли в России начали строить во время Ивана Грозного, но затем Московское княжество погрузилось в Смуту, и о военном флоте опять надолго забыли. Боевые корабли использовались в ходе войны со Швецией 1656-1658 годов, во время этой кампании была одержана первая задокументированная русская победа на море.

Создателем регулярного российского военного флота считается император Петр Первый. Именно он определил выход России к морю как первостепенную стратегическую задачу и начал постройку боевых кораблей на верфи на реке Воронеж. И уже в ходе Азовской кампании русские линейные корабли впервые приняли участие в массовом морском сражении. Это событие можно назвать рождением регулярного Черноморского флота. Через несколько лет первые военные корабли России появились на Балтике. Новая российская столица Санкт-Петербург надолго стала главной морской базой Балтийского флота Российской империи.

После смерти Петра ситуация в отечественном кораблестроении значительно ухудшилась: новые корабли практически не закладывались, а старые постепенно приходили в негодность.

Ситуация стала критичной во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины II. В это время Россия проводила активную внешнюю политику и являлась одним из ключевых политических игроков в Европе. Русско-турецкие войны, которые продолжались с небольшими перерывами почти половину столетия, заставили российское руководство уделить развитию военного флота особое внимание.

В этот период российским морякам удалось одержать несколько славных побед над турками, крупная российская эскадра совершила первый дальний поход в Средиземное море из Балтики, империя завоевала обширные земли в северном Причерноморье. Самым знаменитым российским флотоводцем того периода был адмирал Ушаков, командовавший Черноморским флотом.

В начале XIX столетия российский флот был третьим в мире по количеству кораблей и орудийной мощи после Великобритании и Франции. Русские моряки совершили несколько кругосветных путешествий, внесли значительную лепту в изучение Дальнего Востока, русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1820 году был открыт шестой континент – Антарктида.

Важнейшим событием в истории российского флота стала Крымская война 1853-1856 годов. Из-за целого ряда дипломатических и политических просчетов России пришлось воевать против целой коалиции, в состав которой входили Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основные сражения этой войны происходили на черноморском театре военных действий.

Война началась с блестящей победы над Турцией в морском сражении при Синопе. Российский флот под руководством Нахимова наголову разбил противника. Однако в дальнейшем эта кампания складывалась для России неудачно. Англичане и французы имели более совершенный флот, они серьезно опережали Россию в строительстве паровых судов, имели современное стрелковое оружие. Несмотря на героизм и отличную выучку русских моряков и солдат, после долгой осады Севастополь пал. Согласно условиям Парижского мирного договора, России впредь запрещалось иметь черноморский военный флот.

Поражение в Крымской войне привело к активизации строительства в России боевых кораблей на паровой тяге: броненосцев и мониторов.

Создание нового парового броненосного флота активно продолжалось в конце XIX – начале XX столетия. Чтобы преодолеть отставание от ведущих морских мировых держав, российское правительство закупало новые корабли за границей.

Важнейшей вехой в истории российского флота стала русско-японская война 1904-1905 годов. Две сильнейшие державы тихоокеанского региона, Россия и Япония, вступили в схватку за контроль над Кореей и Маньчжурией.

Война началась с внезапной атаки японцев на гавань Порт-Артура – крупнейшей базы российского тихоокеанского флота. В тот же день превосходящие силы японских кораблей в порту Чемульпо потопили крейсер «Варяг » и канонерку «Кореец».

После нескольких сражений, проигранных российскими сухопутными войсками, пал Порт-Артур, а корабли, находившиеся в его гавани, были потоплены артиллерийским огнем неприятеля или собственными экипажами.

Вторая Тихоокеанская эскадра, собранная из кораблей Балтийского и Черноморского флотов, которая шла на помощь Порт-Артуру, потерпела сокрушительное поражение около японского острова Цусима.

Поражение в русско-японской войне стало настоящей катастрофой для русского флота. Он потерял большое количество вымпелов, погибло много опытных моряков. Только к началу Первой мировой войны эти потери частично удалось компенсировать. В 1906 году в составе российского флота появились первые подводные лодки. В том же году был учрежден Главный Морской штаб.

В Первую мировую войну главным противником России на Балтийском море была Германия, а на Черноморском театре военных действий – Османская империя. На Балтике российский флот следовал оборонительной тактике, так как немецкий флот превосходил его и количественно, и качественно. Активно использовалось минное оружие.

Черноморский флот с 1915 года практически полностью контролировал Черное море.

Революция и вспыхнувшая после нее Гражданская война стали настоящей катастрофой для российского флота. Черноморский флот был частично захвачен немцами, некоторые из его кораблей были переданы Украинской Народной Республике, затем они попали в руки Антанты. Часть кораблей была затоплена по приказу большевиков. Иностранные державы оккупировали побережье Северного моря, Черного моря и тихоокеанское побережье.

После прихода к власти большевиков началось постепенное восстановление военно-морских сил. В 1938 году появился отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР. Перед началом Второй мировой войны он представлял собой весьма внушительную силу. Особенно много в его составе было подводных лодок различных модификаций.

Первые месяцы войны стали настоящей катастрофой для ВМФ СССР. Были оставлено несколько ключевых военных баз (Таллин, Ханко). Эвакуация военных кораблей из ВМБ Ханко привела к тяжелым потерям из-за вражеских мин. Основные сражения Великой Отечественной проходили на суше, поэтому ВМФ СССР отправил в сухопутные войска более 400 тыс. моряков.

После окончания войны начался период противостояния между Советским Союзом с его сателлитами и блоком НАТО во главе с США. В это время ВМФ СССР достиг пика своего могущества, как по количеству кораблей, так и по их качественным характеристикам. Огромное количество ресурсов выделялось на строительство атомного подводного флота, было построено четыре авианосца, большое количество крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов (96 единиц на конец 80-х), более сотни десантных кораблей и катеров. Корабельный состав ВМФ СССР в середине 80-х годов насчитывал 1380 боевых кораблей и большое количество вспомогательных судов.

Развал Советского Союза привел к катастрофическим последствиям. ВМФ СССР был разделен между советскими республиками (правда, большая часть корабельного состава досталась России), из-за недофинансирования большинство проектов были заморожены, часть кораблестроительных предприятий осталась за границей. В 2010 году в состав ВМФ РФ входило всего лишь 136 боевых кораблей.

Структура ВМФ РФ

Российский военно-морской флот включает в себя следующие силы:

  • надводные;
  • подводные;
  • морскую авиацию;
  • береговые войска.

Морская авиация состоит из береговой, палубной, тактической и стратегической.

Объединения ВМФ России

Военно-морские силы России состоят из четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийский флот ВМФ России, его штаб находится в Калининграде
  • Северный флот ВМФ России, его штаб расположен в Североморске
  • Черноморский флот, его штаб расположен в Севастополе, относится к Южному военному округу
  • Каспийская флотилия ВМФ России, штаб находится в Астрахани, входит в состав ЮВО.
  • Тихоокеанский флот, штаб которого расположен во Владивостоке, входит в состав Восточного военного округа.

Северный и Тихоокеанский флота являются сильнейшими в российском ВМФ. Именно здесь базируются подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия, а также все надводные и подводные корабли с ядерной силовой установкой.

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец – «Адмирал Кузнецов» . Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте. Этот флот является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике . Этот регион является спорным, к тому же в этом регионе разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входит:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»)
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан» «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» , который является флагманом Северного флота
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»)
  • четыре БПК проекта 1155 «Фрегат» и один БПК проекта 1155.1.
  • два эсминца проекта 956 «Сарыч»
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входит:

  • Десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941 «Акула» , 667БДРМ «Дельфин », 995 «Борей»)
  • Четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 «Ясень» и 949А «Антей»)
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением (проекты 971 «Щука-Б» , 945 «Барракуда», 945А «Кондор» , 671РТМК «Щука»)
  • Восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 «Лада»). Кроме того, имеется в наличие семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

В 2007 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа начато строительство военной базы «Арктический трилистник». Корабли Северного флота принимают участие в сирийской операции в составе Средиземноморской эскадры российского флота.

Тихоокеанский флот. На вооружении это флота имеются подводные корабли с атомными силовыми установками, вооруженные ракетами и торпедами с ядерной боевой частью. Этот флот разделен на две группировки: одна базируется в Приморье, а другая – на Камчатском полуострове. В состав Тихоокеанского флота входят:

  • Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».
  • Три БПК проекта 1155.
  • Один эсминец проекта 956 «Сарыч».
  • Четыре малых ракетных корабля проекта 12341 «Овод-1».
  • Восемь малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
  • Торпедные и противодиверсионные катера.
  • Тральщики.
  • Три больших десантных корабля проекта 775 и 1171
  • Десантные катера.

В состав подводных сил Тихоокеанского флота входят:

  • Пять подводных ракетоносцев, вооруженных стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (проекта 667БДР «Кальмар» и 955 «Борей»).
  • Три атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».
  • Одна многоцелевая субмарина проекта 971 «Щука-Б».
  • Шесть дизельных подлодок проекта 877 «Палтус».

В состав Тихоокеанского флота входят также морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

Черноморский флот. Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году, в настоящее время его корабли и личный состав задействован в сирийской кампании.

Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота.

В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:

  • Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ
  • Один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»
  • Пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов
  • Восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-я бригада десантных кораблей
  • Пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»

    В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

    Балтийский флот. После распада СССР БФ оказался в очень сложном положении: значительная часть его баз оказалась на территории иностранных государств. В настоящее время Балтийский флот базируется в Ленинградской и Калининградской области. Из-за географического положения стратегическое значение БФ также ограничено. В состав Балтийского флота входят следующие корабли:

    • Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый», который является флагманом БФ.
    • Два сторожевых корабля дальней морской зоны проекта 11540 «Ястреб» . В отечественной литературе их часто называют фрегатами.
    • Четыре сторожевых корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий» , которые в литературе иногда называют корветами.
    • Десять малых ракетных кораблей (проект 1234.1).
    • Четыре больших десантных кораблей проекта 775.
    • Два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» .
    • Большое количество десантных и ракетных катеров.

    На вооружении Балтийского флота имеется две дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус».

    Каспийская флотилия. Каспийское море – внутренний водоем, который в советский период омывал берега двух стран — Ирана и СССР. После 1991 года в этом регионе появилось сразу несколько независимых государств, и обстановка серьезно осложнилась. Акваторию Каспийского международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2018 года определяет как зону, свободную от влияния НАТО.

    В состав Каспийской флотилии РФ входят:

    • Сторожевые корабли ближней морской зоны проекта 11661 «Гепард» (2 единицы).
    • Восемь малых кораблей разных проектов.
    • Десантные катера.
    • Артиллерийские и антидиверсионные катера.
    • Тральщики.

    Перспективы развития ВМС

    Военный флот – очень дорогостоящий вид вооруженных сил, поэтому после распада СССР практически все программы, связанные со строительством новых кораблей, были заморожены.

    Ситуация начала исправляться только во второй половине «нулевых». Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года ВМФ РФ получит около 4,5 трлн рублей. В планах российских корабелов — выпустить до десяти стратегических ядерных ракетоносцев проекта 995 и такое же количество многоцелевых подлодок проекта 885. Кроме того, продолжится строительство дизель-электрических субмарин проектов 63.63 «Варшавянка» и 677 «Лада». Всего планируется построить до двадцати подводных кораблей.

    ВМФ планирует закупить восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356 , более тридцати корветов нескольких проектов (некоторые из них еще только разрабатываются). Кроме того, планируется строительство новых ракетных катеров, больших и малых десантных кораблей, тральщиков.

    Разрабатывается новый эсминец с ядерной силовой установкой. Флот заинтересован в покупке шести таких кораблей. Их планируют оснастить системами противоракетной обороны.

    Много споров вызывает вопрос дальнейшей судьбы российского авианосного флота. Нужен ли он? «Адмирал Кузнецов» явно не соответствует современным требованиям, да и с самого начала этот проект оказался не самым удачным.

    Всего до 2020 года ВМФ РФ планирует получить 54 новых надводных корабля и 24 субмарины с ЯЭУ, большое количество старых судов должно пройти модернизацию. Флот должен получить новые ракетные комплексы, которые смогут вести стрельбу новейшими ракетами «Калибр» и «Оникс» . Этими комплексами планируют оснастить ракетные крейсера (проект «Орлан»), подводные лодки проектов «Антей», «Щука-Б» и «Палтус».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Здание Верховной Дирекции Почт было построено на углу Ганза-ринг и Брамс-штрассе в непростой для Германии 1916 год. Оно стало одним из немногочисленных в городе примеров неоклассицизма, завоевавшего на рубеже веков немалую популярность, но в Кёнигсберге не прижившегося. Дирекция достаточно проста и лаконична в своём исполнении – пять этажей (включая цокольный и мансардный) образуют фасады четырёх флигелей, расположившихся в форме четырёхугольника вокруг внутреннего двора. Главным украшение здания был и остаётся монументальный портик с шестью колоннами ионического ордера. Дирекция Почт значительно пострадала в войну. Черепичная крыша была уничтожена, рухнула правая часть фронтона, постройка полностью выгорела изнутри. Впрочем, разрушения оказались всё же некритическими и здание, расположенное в самом начале сравнительно несильно пострадавшего района Хуфен, было восстановлено практически в первозданном виде (за исключением крутобокой крыши – такое упрощение фасадов практиковалось в послевоенном Калининграде повсеместно). Первоначально здесь предполагалось разместить обком КПСС, однако в конечном итоге он обосновался во всем известном «красном доме» на Дмитрия Донского, 1 – а отреставрированное здание уже бывшей Верховной Дирекции заняли военные, в послевоенные годы обладавшие немалым влиянием в Калининграде. На это указывает городская легенда, согласно которой здание Калининградского областного театра, построенное в 1960 году на Сталинградском проспекте (ныне – проспект Мира), получило внушительный портик с колоннадой как раз «по образу и подобию» штаба Балтфлота – якобы это был подарок командующего флотом, адмирала Головко, своей супруге, ведущей артистке труппы (на деле же Арсений Головко ещё в 1956 году был переведён на новую должность в столицу, куда за ним последовала и жена). Как бы там ни было, нельзя отрицать, что здания штаба и театра в итоге образовали один из лучших в Калининграде архитектурных ансамблей. В «нулевых» годах фасад штаба флота периодически подновлялся, правда, весьма избирательно – так, в начале декады были заново покрашены «парадные» южный и западный фасады, а в середине десятилетия был повторно отреставрирован главный фасад, что только усугубило разноголосицу цветовых оттенков стен штаба. Тогда же на фронтоне был размещён герб России (впрочем, в конце 2007 года он был снят, т. к. его присутствие на фасаде штаба Балтфлота оказалось, неожиданно для многих калининградцев, незаконным). В 1996 году, в честь 300-летия Балтийского флота, в сквере напротив здания штаба был установлен монумент «Флагшток». В 2003 году его сменил памятник основателю флота Петру I, ставший одной из видных достопримечательностей города. Ул. Грекова, 1 (Bramsstraße, 4)

Основанный еще в 1703 году государем Петром Первым, Балтийский флот по сей день является внушительным аргументом в политике международных отношений Российской Федерации.

Балтийский флот находится в составе Западного военного округа. Штаб флота расположен в городе Балтийск Калининградской области. Кроме того, существует пункт базирования кораблей в городе Кронштадт Ленинградской области.


В состав Балтийского флота входит:

Двенадцатая дивизия надводных кораблей с базой в Балтийске (Калининградская область), в которую входят:
- 128 бригада надводных кораблей, в составе которой с 1991-91 годов несут службу эскадренные миноносцы «Настойчивый» и «Беспокойный».
«Настойчивый», называвшийся до 15 февраля 1992 года «Московский Комсомолец» - флагман Балтийского флота, является шестнадцатым эскадренным миноносцем проекта 956-А «Сарыч» или по классификации НАТО - Sovremenny class destroyer. Сошел со стапеля 19 января 1991 года. Вошел в состав флота 30 декабря 1992 года. Неоднократно принимал и принимает участие в учениях и маневрах, как российских, так и международных.

«Беспокойный», как и его побратим «Настойчивый», является эскадренным миноносцем проекта 956. Полное водоизмещение корабля составляет порядка 8 тысяч тонн, максимальная длина 156.5 метров, ширина 17.2 метра, осадка 8.2 метра. Мощность силовой установки в 100 тысяч лошадиных сил в сочетании с двумя пятилопастными винтами, обеспечивает кораблю максимальную скорость хода 33.4 узла. Запас хода на максимальной заправке топливом в экономичном режиме составляет четыре с половиной тысячи миль. Численность экипажа 300 человек. Штатное вооружение состоит из двух спаренных артиллерийских установок АК-130/54 с боекомплектом по 2000 выстрелов, двух противокорабельных ракетных установок системы П-270 «Москит», двух реактивных бомбомётных установок РБУ-1000 («Смерч-2»), двух зенитно-ракетных комплексов «Ураган», двух торпедных аппаратов с 4-мя торпедами «СЭТ-65», а также системами обнаружения, наведения, постановки помех и слежения. Также имеется палубный вертолет Ка-27, предназначенный для обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок противника.

Кроме того, в состав 128-й бригады входят сторожевые корабли «Неустрашимый» проекта 11540, в строю с 1993 года, «Неукротимый» проекта 1135М, в строю с 1977 года и «Пылкий» проекта 11352, в строю с 1978 года.

Корабли проекта 11540 имеют полное водоизмещение 4350 тонн, силовая установка из двух маршевых и двух форсажных газотурбинных установок суммарной мощностью 57 тысяч лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость 30 узлов. Вооружение корабля представлено артиллерийской установкой АК-100, 4х2 пусковыми установками противокорабельных ракета Х-35, . 2x3 533-мм торпедными аппаратами, 1-й установкой постановки активных помех РБУ-6000, 2-мя ракетно-торпедными комплексами «Водопад-НК». Зенитно-ракетное вооружение включает в себя 4x8 зенитно-ракетных комплекса «Кинжал» и 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». Для борьбы с подводными лодками имеется палубный вертолет Ка-27.

Корабли проекта 1135 имеют полное водоизмещение 3190 тонн, силовая установка из двух маршевых и двух форсажных газотурбинных установок суммарной мощностью 63.4 тысячи лошадиных сил обеспечивают максимальную скорость 32 узла. Вооружение представлено РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А), спаренным 100-миллиметровым орудием АК-100 (боекомплект 400 выстрелов), 1х4 противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», 2х2 автоматизированными корабельными зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», 2х4 533-мм торпедными аппаратами ПТА-53-1135 (8 торпед 53-65К или СЭТ-65).

«Пылкий» был модернизирован по проекту 1135.2: была установлена радиолокационная система «Фрегат», «РБУ-6000» заменили на противокорабельный ракетный комплекс «Уран».

71-я бригада десантных кораблей, в составе которой находятся 3 больших десантных корабля проекта 775: БДК-43 «Минск» (в строю с 1983 года); БДК-58 «Калининград» (в строю с 1984 года); БДК-100 «Александр Шабалин» (в строю с 1986 года) и 1 большой десантный корабль проекта 775М «Королев» (в строю 1992 года).

Десантные корабли проекта 775 имеют полное водоизмещение 4080 тонн, дизельную силовую установку суммарной мощностью 21 тысяча лошадиных сил, которая позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 17.8 узла. Вооружение составляют 2 универсальные спаренные корабельные артиллерийские установки калибра 57 миллиметров, 2 2-хствольные корабельные установки А-215 «Град-М», 4 переносных зенитно-ракетные комплекса «Игла» и 90 противокорабельных мин.

36-я бригада ракетных катеров, состоящая из 1-го гвардейского дивизиона ракетных катеров и 106-го дивизиона малых ракетных кораблей.

В 106-й дивизион входят малые ракетные катера «Волна», «Радуга», «Молния», «Град», «Шквал» (проект 1234).
Катера проекта 1234 имеют следующие тактико-технические характеристики:
Водоизмещение – 700 тонн;
Длина/ширина/осадка – 59.3/11.8/3.02 метра;
Силовая установка – дизельная 3хМ-507А по 10 тысяч лошадиных сил;
Максимальная скорость – 35 узлов;
Запас хода – 4000 миль;
Вооружение: спаренная 57-мм артиллерийская установка АК-725, 6 противокорабельных ракетных установок П-120 «Малахит», 1 зенитно-ракетный комплекс «Оса-М».

64-я бригада кораблей охраны водного района, в которую входят 264-й дивизион противолодочных кораблей и 323-й дивизион тральщиков.
- 123-я бригада подводных лодок, в составе которой находятся три дизельные подводные лодки. Подводная лодка Б-227, проект 877, в строю с 1983 года, Б-806, проект 877 ЭКМ, в строю с 1986 года и Б-585 «Санкт Петербург», проект 677, в строю с 2010 года.

Лодки проекта 877 имеют следующие тактико-технические характеристики:
Водоизмещение подводное/надводное – 3040/2300 тонн;
Скорость, подводная/надводная – 19/10 узлов;
Максимально допустимая глубина погружения – 350 метров;
Автономность – 45 суток;
Силовая установка – дизель генераторы 2х1500 киловатт;
Вооружение – 6х533 миллиметровых носовых торпедных аппарата, 18 торпед или 24 мины, ракетная установка «Бирюза ЗМ-54Э1» для борьбы с кораблями и подводными лодками и зенитно-ракетный комплекс «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

Также в составе Балтийского флота числятся:
- 105-я бригада кораблей охраны водного района. В составе бригады находятся 109-й дивизион малых противолодочных кораблей и 22-й дивизион тральщиков.
- 336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты;
- 79-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, в составе которой находятся: 319-й отдельный гвардейский мотострелковый батальон, 377 отдельный мотострелковый батальон, 386 отдельный мотострелковый батальон, 102 отдельный танковый батальон, 45 отдельный гаубичный самоходный артиллерийский дивизион и 483 отдельный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион.
- 152-я гвардейская ракетная бригада;
- 244-я артиллерийская бригада;
- 25-я береговая ракетная бригада;
- 7-й отдельный мотострелковый полк;
- 22-й зенитно-ракетный полк;
- 841-й отдельный центр радиоэлектронной борьбы;
- 302-й полк радиоэлектронной борьбы;
- 9-й Флотский экипаж;
- 17-й Флотский экипаж;
- 127-й отдельный морской инженерный батальон;
- 522-й узел связи.

С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике. Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси. В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад. Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война. В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых. Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю. Даже Иван-город был отдан врагу.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Петра Великого.

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться . Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота, сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского , подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

Современное состояние Балтийского флота

Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны. Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей. Сегодняшний флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день. Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.

 

 

Это интересно: