→ Античный миф о пяти веках время жизни гесиода. Пять веков. Мифы и легенды Древней Греции И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, ку

Античный миф о пяти веках время жизни гесиода. Пять веков. Мифы и легенды Древней Греции И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, ку

«Пять веков». Н.А.Кун . По поэме Гесиода «Труды и дни»

«Вокруг тебя-мир..»


  • общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими";
  • частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных средствах, как эпитет, аллегория, метонимия.



  • Гесиод (конец VIII-VII в. до н.э.) - родоначальник дидактического эпоса в древнегреческой литературе. Основные сведения о Гесиоде почерпнуты из его поэмы "Труды и дни". Несмотря на горечь, пронизывающую поэму, ее настроение не безысходно. Поэт стремится найти в своем веке черты добра, указать источник надежды. Прежде всего он верит в богов и человеческий труд. Другой своей поэмой, "Теогония", Гесиод утверждает мысль о могуществе и славе Зевса, не только наиболее сильного, но и мудрого управителя мира. Порядок мироздания помогают поддерживать Зевсу его супруги: богиня плодородия Деметра и олицетворяющая естественный порядок вещей Фемида, которая, в свою очередь, рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года: Евномию, Дику, Ирину (Законность, Справедливость, Мир), обозначающих основы этических общественных норм. Эти имена многозначительны: они указывают как раз на те явления, соблюдение которых, по мнению Гесиода, было поставлено под угрозу.

Миф о пяти веках

  • изложен в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта и рапсода Гесиода, жившего в VIII-VII веках до н. э. Согласно мифу, существующий миропорядок появился в результате последовательной смены пяти веков и соответственно пяти поколений людей - золотого, серебряного, медного, героического и железного.

  • ... Дела давно минувших дней,
  • Преданья старины глубокой...
  • А.С.Пушкин

Словарная работа

  • Кадм - герой древнегреческих мифов, основатель Фив. После похищения Европы Зевсом ее братья, в том числе и Кадм, были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал К. прекратить поиски, следовать за коровой, которую он встретит, и построить город там, где она остановится. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию (наряду с Аттикой, наиболее значительную область Древней Греции), где основал Кадмею - цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы - крупнейший город Беотии, у Гомера - "семивратные" Фивы.

Словарная работа

  • Эдип - сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал, что Эдип в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому по приказанию отца он еще ребенком был брошен на съедение зверям. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Поливу, который воспитал его как своего сына. Выросший Эдип встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что это его отец. Эдип освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя.

Словарная работа

  • Кронос (Крон) - один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. Мать Кроноса предсказала, что, подобно своему отцу, он будет низвергнут одним из своих детей. Поэтому Кронос проглатывал всех своих новорожденных детей. Этой участи избежал только младший сын Кроноса Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс низверг отца и заставил его изрыгнуть всех проглоченных им детей. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами Кронос был низвергнут в Тартар.

Словарная работа

  • Океан. 1. Согласно Гесиоду - сын Урана и Геи, титан, брат Кроноса, супруг Тефиды, которая родила ему три тысячи сыновей - речных божеств и три тысячи дочерей - океанид. Океан живет уединенно в подводном дворце и не появляется на собрании богов. В позднейших мифах вытесняется Посейдоном. 2. Мифическая река, окружающая землю. В Океане, по представлениям древних, берут начало все морские течения, реки и источники. Из Океана восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой Медведицы).

ЗОЛОТОЙ ВЕК

  • Живущие на Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

  • Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастья и горя видели они в жизни. Сын Крона, Зевс, уничтожил род их на земле. Он разгневался на людей серебряного века за то, что не повиновались они богам, живущим на Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радостей, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

МЕДНЫЙ ВЕК

  • Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Люди медного века уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

ВЕК ГЕРОЕВ

  • Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же Зевс создал на земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов - героев. И они все погибли в злых волнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыв на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие как мед.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

  • Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле.Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.
  • Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

  • 1. Назовите пять веков в том порядке, в каком они перечисляются в мифе. (Золотой, серебряный, медный, век героев, железный.) Какое название века нам встретилось впервые (Век героев.) Известны ли вам мифы, которые рассказывали бы о жизни людей и богов в век героев? (Некоторые мифы об Ахилле, Геракле, аргонавтах.) Выпишите названия всех пяти веков. Подберите слово для емкой, обобщающей характеристики каждого века. (Счастливый, жестокий, героический, трагический, благородный, радостный, тяжелый и т.п.)
  • 2. Как вы думаете, на что в характеристике веков обращается наше внимание с появлением в логической цепочке названия век героев? Найдите в описании каждого века слова и выражения, характеризующие жизнь людей каждого века. Выпишите их. (Золотой : безболезненная и счастливая жизнь; безмятежно жили люди. Серебряный : "неразумные" люди... Медный : страшные и могучие люди; возлюбили войну, обильную стонами; уничтожали друг друга. Век героев : род людской более благородный, более справедливый, однако и они погибли в войнах и кровопролитных битвах. Железный : изнурительный труд, тяжкие заботы; не чтят люди друг друга, гость не находит гостеприимства, не соблюдают данной клятвы, не ценят правды и добра; друг у друга разрушают города, всюду властвует насилие; нет у них защиты от зла...). Как, по Гесиоду, менялась жизнь людей на Земле со сменой веков? Почему? Какой прием помогает сделать такой вывод? Как, по вашему мнению, меняется эмоциональная окраска слов, характеризующих жизнь людей разных веков? (Названия веков даны по аналогии с металлами, сравнительная ценность которых различна: золото дороже серебра, серебро дороже меди, медь - железа.)

Аналитическая работа по тексту:

  • 3. В жизни людей почти каждого века, о котором рассказал Гесиод, были свои светлые и темные стороны: радость и горе. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему? Перечитайте описание их жизни. Какие синонимы, исходя из этого описания, вы могли бы подобрать к слову "счастливый"? (Безмятежный, спокойный, тихий.) Найдите в тексте метонимии, сравнения, помогающие создать ощущение счастливой, спокойной жизни людей в золотом веке. ("Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром"; "смерть... спокойный, тихий сон"; "Сами боги приходили к ним советоваться".) 4. Можно ли назвать жизнь последующих человеческих родов спокойной, безмятежной? В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они делали? Каковы были последствия этого выбора?

Аналитическая работа по тексту:

  • 5. Чем завершается рассказ о жизни людей железного века? Кто или что могло бы изменить их жизнь? (В железном веке на земле царит насилие, потому что сами люди ведут себя не так, как должно. Совесть и Правосудие покинули Землю. Следовательно, позитивные изменения зависят прежде всего от самих людей: станут они уважать установленные, общепринятые правила - Совесть и Правосудие смогут вернуться.) 7. Представьте, что вас попросили дать характеристику прошедшим векам и времени, в котором вы живете сейчас. Придумайте, если хотите, свои названия веков и их временные границы. Охарактеризуйте жизнь людей, живущих в этих веках. Постарайтесь описать "свой век" (то есть время, в которое вы живете) с самых разных сторон, не упуская ни светлые его стороны, ни какие-либо волнующие вас проблемы.

  • Выводы по уроку делают сами ученики, отвечая на вопросы учителя:
  • Сегодня разговор шел об организации жизни людей по правилам.
  • Можно ли эту тему отнести к числу "вечных" тем? Почему?

Объяснение домашнего задания

  • Прочитайте этот миф своим родным или знакомым, которые старше вас по возрасту. Расспросите их о том "веке", то есть времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте. Каким оно им представляется теперь? А как они характеризуют время, в которое живут сейчас? Запишите определения, эпитеты, которые они будут использовать для характеристики прошлого и настоящего. Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле.Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.
Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это произошло, потому что это было еще в ту далекую пору, когда Ручные Животные были Животными Дикими.
Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая - и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким Лесам.
Но самая дикая была Дикая Кошка - она бродила где вздумается и гуляла сама по себе.
Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий. И никогда бы ему не сделаться ручным, если бы не Женщина. Это она объявила ему - при первой же встрече, - что ей не нравится его дикая жизнь. Она живо сыскала ему для жилья уютную, сухую Пещеру, потому что спать в Пещере было куда лучше, чем валяться под открытым небом на куче сырой листвы. Она посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костер.
Потом она повесила у входа в Пещеру шкуру Дикой Лошади хвостом вниз и сказала Мужчине:
- Вытирай, милый, ноги, перед тем как войти: ведь теперь у нас хозяйство.
В этот вечер, мой милый мальчик, они ужинали дикой овцой, зажаренной на раскаленных каменьях, приправленной диким чесноком и диким перцем. Потом они съели дикую утку, начиненную диким рисом, дикими яблоками и дикой гвоздикой; потом хрящики диких быков; потом дикие вишни и дикие гранаты.
Потом Мужчина, очень счастливый, пошел и заснул у огня, а Женщина села колдовать: она распустила волосы, взяла плечевую баранью кость, очень плоскую и очень гладкую, и стала пристально всматриваться в проходящие по кости разводы. Потом она подбросила поленьев в огонь и затянула песню. Это было Первое в мире Колдовство, Первая Волшебная Песня.
И собрались в Мокром и Диком Лесу все Дикие Звери; сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое.
Но вот топнул дикой ногой Дикий Конь и дико сказал:
- О Друзья мои! О мои Недруги! Чует сердце мое: не к добру засветили Мужчина и Женщина в большой Пещере большой огонь. Нет, это не к добру!
Дикий Пес задрал дикий нос, понюхал, как пахнет баранье жаркое и дико сказал:
- Пойду погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, что там не так уж плохо. Кошка, пойдем со мною!
- Ну нет,- отвечала Кошка.- Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Ну, тогда я тебе не товарищ,- сказал Дикий Пес и побежал к Пещере во весь дух.
Но не пробежал он и десяти шагов, а Кошка уже подумала: «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе. Почему бы мне не пойти туда и не посмотреть, как и что? Ведь я пойду по своей собственной воле».
И она тихонько побежала за Псом, ступая мягко-премягко, и забралась в такое местечко, откуда ей было слышно решительно все.
Когда Дикий Пес подошел к Пещере, он диким носом приподнял лошадиную шкуру и стал упиваться прекрасным запахом бараньего жаркого, а Женщина, колдовавшая костью, услышала шорох и сказала, смеясь:
- Вот уже пришел первый. Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?
И ответил Дикий Пес:
- Скажи мне, о Враг мой, Жена Врага моего, что это пахнет так нежно среди этих Диких Лесов?
И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и бросила Дикому Псу, и сказала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, отведай, погрызи эту кость.
Взял Дикий Пес эту кость в свои дикие зубы, и она оказалась вкуснее всего, что он грыз до той поры, и он обратился к Женщине с такими словами:
- Послушай, о Враг мой, Жена моего Врага, брось мне скорее другую такую же кость.
И отвечала ему Женщина:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, поди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- это очень умная Женщина, хотя, конечно, не умнее меня.
Дикий Пес забрался в Пещеру, положил голову Женщине на колени и сказал:
- О мой Друг, Жена моего Друга, хорошо. Я готов помогать твоему Мужчине охотиться, я буду стеречь по ночам вашу Пещеру.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- что за глупец этот Пес!
И она пошла прочь, пробираясь по Дикому Лесу и дико помахивая своим диким хвостом. Но обо всем, что видела, никому не сказала ни слова.
Проснувшись, Мужчина спросил:
- Что здесь делает Дикий Пес?
И ответила Женщина:
- Его имя уже не Дикий Пес, а Первый Друг, и он будет нам другом на веки веков. Как пойдешь на охоту, возьми и его с собой.
На следующий вечер Женщина нарезала на заливных лугах большую охапку травы и разложила сушиться у огня, и, когда пошел от травы такой запах, как от свежескошенного сена, она села у входа в Пещеру, сделала из лошадиной кожи уздечку и, уставившись на плечевую баранью кость - на широкую, большую лопатку, - снова принялась колдовать и запела волшебную песню.
То было Второе Колдовство и Вторая Волшебная Песня.
И снова в Диком Лесу собрались все Дикие Звери и, глядя издали на огонь, толковали, что такое могло приключиться с Диким Псом. И вот Дикий Конь дико топнул ногой и сказал:
- Пойду погляжу, а потом расскажу, почему Дикий Пес не вернулся. Кошка, хочешь, отправимся вместе?
- Нет, - отвечала Кошка, - я, Кошка, брожу где вздумается и гуляю сама по себе. Иди один.
Но на самом деле она тихонько прокралась за Диким Конем, ступая мягко-премягко, и забралась в такое местечко, откуда было слышно решительно все.
Услыхала Женщина конский топот, услыхала, как пробирается к ней Дикий Конь, наступая на свою длинную гриву, засмеялась и сказала:
- А вот и второй идет! Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?
Дикий Конь отвечал:
- Ты, мой Враг, Жена моего Врага, отвечай мне скорее, где Дикий Пес?
Женщина засмеялась, подняла с полу баранью лопатку, поглядела на нее и сказала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, не за Псом ты пришел сюда, а за сеном, за этой вкусной травой.
Дикий Конь, перебирая ногами и наступая на свою длинную гриву, сказал:
- Это правда. Дай-ка мне сена!
Женщина отвечала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, склони свою дикую голову и носи, что я надену на тебя - носи, не снимая во веки веков, и трижды в день ты будешь есть эту дивную траву.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор.- Эта Женщина очень умна, но, конечно, не умнее меня.
И нагнул Дикий Конь свою дикую голову, и Женщина накинула на нее только что сплетенную уздечку, и дохнул он своим диким дыханием прямо на ноги Женщине и сказал:
- О моя Госпожа, о Жена моего Господина, за чудесную эту траву я буду тебе вечным рабом!
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- какой он глупец, этот Конь!
И снова она бросилась в чащу Дикого Леса, дико помахивая своим диким хвостом. Но обо всем, что слыхала, никому не сказала ни слова.
Когда Пес и Мужчина вернулись с охоты, Мужчина сказал:
- А что здесь делает Дикий Конь?
И Женщина отвечала:
- Не Дикий Конь уже его имя, но Первый Слуга, так как с места на место он будет возить нас во веки веков. Когда ты соберешься на охоту, садись на него верхом.
На следующий день подошла к Пещере Корова. Она тоже была дикая и должна была высоко задирать свою дикую голову, чтобы не зацепиться дикими рогами за дикие деревья. Кошка прокралась вслед за ней и спряталась точно так же, как и раньше; и все случилось точно так же, как раньше; и Кошка сказала то же, что раньше; и когда Дикая Корова в обмен на прекрасную траву обещала женщине свое молоко, Кошка бросилась в Дикий Лес и дико замахала своим диким хвостом, опять-таки точно так же, как раньше.
И обо всем, что слыхала, никому не сказала ни слова.
А когда Пес, Человек и Конь вернулись с охоты и Человек спросил точно так же, как раньше, что делает здесь Дикая Корова, Женщина отвечала точно так же, как раньше:
- Теперь же не Дикая Корова ей имя, но Подательница Хорошей Еды. Она будет давать нам белое парное молоко во веки веков, и я готова ходить за ней, пока ты, наш Первый Друг да наш Первый Слуга будете в лесу на охоте.
Напрасно Кошка прождала весь день, чтобы еще кто-нибудь из Диких Зверей пришел к Пещере: больше никто не приходил из Мокрого Дикого Леса. Так что Кошке поневоле пришлось блуждать одиноко, самой по себе. И вот увидела она Женщину, которая сидела и доила Корову. И увидела она в Пещере свет и почувствовала запах белого парного молока. И сказала она Женщине:
- Ты, мой Враг, Жена моего Врага! Скажи: не видала ли ты Коровы?

- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, ступай себе в Лес подобру-поздорову! Мне больше не надо ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную кость.
И ответила Дикая Кошка:
- Я не друг и не слуга. Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе, и вот мне вздумалось прийти к тебе в Пещеру.
И спросила ее Женщина:
- Почему в первый же вечер ты не пришла с Первым Другом?
Кошка рассердилась и сказала:
- Должно быть, Дикий Пес уже наговорил тебе про меня небылиц!
Женщина засмеялась и сказала:
- Ты, Кошка, гуляешь сама по себе и ходишь где тебе вздумается. Ты сама говоришь, что ты не слуга и не друг. Иди же отсюда сама по себе куда вздумается!
Кошка притворилась обиженной и сказала:
- Неужели мне иной раз нельзя прийти к тебе в Пещеру и погреться у горячего огня? И неужели ты никогда не дашь мне полакомиться белым парным молоком? Ты такая умница, ты такая красавица, - нет, хоть я и Кошка, а ты не будешь жестока со мной.
Женщина сказала:
- Я знаю, что я умница, но что я красавица - не знала. Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в Пещеру.
- А если ты дважды похвалишь меня? - спросила Кошка.
- Ну, этому не бывать,- сказала Женщина. - Но если это случится, входи и садись у огня.
- А что, если ты трижды похвалишь меня? - спросила Кошка.
- Ну, этому не бывать,- сказала Женщина. - Но если это случится, приходи и получай молоко три раза в день до скончания века!
Кошка выгнула спину и сказала:
- Ты, Занавеска у входа в Пещеру, и ты, Огонь в глубине Пещеры, и вы, Молочные Крынки, стоящие у Огня, вас я беру в свидетели: запомните, что сказал мой Враг, Жена моего Врага!
И, повернувшись, ушла в Дикий Лес, дико помахивая диким хвостом.
Когда в тот вечер Пес, Мужчина и Конь возвратились с охоты в Пещеру, Женщина ни слова не сказала им о своем договоре с Кошкой, так как боялась, что это им не понравится.
Кошка ушла далеко-далеко и так долго скрывалась в Диком Лесу, что Женщина забыла и думать о ней. Только Летучая Мышь, висевшая вверх ногами у входа в Пещеру, знала, где скрывается Кошка, и каждый вечер подлетала к тому месту и сообщала Кошке все новости.
Как-то вечером прилетает она к Кошке и говорит:
- А в Пещере - Младенчик! Он совсем, совсем новенький. Такой розовый, толстый и крошечный. И он очень нравится Женщине.
- Отлично, - сказала Кошка. - А что же нравится Младенчику?
- Мягкое и гладкое,- ответила Летучая Мышь.- Как идти спать, он берет в ручонки что-нибудь теплое и засыпает. Потом ему нравится, чтобы с ним играли. Вот и все, что ему нравится.
- Отлично, - сказала Кошка. - Если так, то мой час настал.
На следующий вечер Кошка пробралась в Пещеру по Дикому Лесу и просидела невдалеке до самого утра. Утром Пес, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпней. Ребенок плакал и отрывал ее от работы. Она вынесла его из Пещеры и дала ему камешков поиграть, но он не унимался.
Тогда Кошка протянула мягкую лапку, и погладила Ребенка по щеке, и замурлыкала, и пошла тереться о его коленку, и хвостом защекотала ему подбородок. Ребенок засмеялся, и Женщина, слыша его смех, улыбнулась.

Тогда воскликнула Летучая Мышь - маленькая Летучая Мышь, висевшая вверх ногами у входа в Пещеру:
- О Хозяйка моя, Жена моего Хозяина, Мать Хозяйского Сына! Из Дикого Леса пришла Дикая Тварь, и как славно она играет с твоим Ребенком!
- Спасибо Дикой Твари,- сказала Женщина, разгибая спину.- У меня так много работы, а она оказала мне большую услугу.
И вот, милый мальчик, не успела она вымолвить это, как в ту же минуту и в ту же секунду - бух! бух! - падает лошадиная шкура, висевшая хвостом книзу у входа в Пещеру (это она вспомнила, что у Женщины с Кошкой был договор), и не успела Женщина поднять ее, а Кошка уже сидит в Пещере, уселась поудобнее и сидит.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,- сказала Кошка,- посмотри: я здесь. Ты похвалила меня - и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
Женщина очень рассердилась, но прикусила язык и села за прялку прясть.
Но Ребенок заплакал опять, потому что Кошка ушла от него; и Женщина не могла его унять: он бился, брыкался и весь посинел от крика.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - послушай, что я тебе скажу: возьми оторви кусочек нитки от той, которую ты прядешь, привяжи к ней свое веретенце, и я
так наколдую тебе, что Ребенок сию же минуту засмеется и будет смеяться так же громко, как плачет теперь.
- Ладно, - сказала Женщина. - Я уже совсем потеряла голову. Но помни: благодарить тебя я не стану.
Она привязала к нитке глиняное веретенце и потянула его по полу, и Кошка побежала за ним, и хватала его, и кувыркалась, и швыряла его к себе на спину, и ловила его задними лапами, и нарочно отпускала его, а потом кидалась вдогонку,- и вот Ребенок засмеялся еще громче, чем плакал; он ползал за Кошкой по всей Пещере и резвился, пока не устал. Тогда он задремал вместе с Кошкой, не выпуская ее из рук.
- А теперь, - сказала Кошка, - я спою ему песню, убаюкаю его на часок.
И как пошла она мурлыкать то громче, то тише, то тише, то громче, - ребенок и заснул крепким сном. Женщина поглядела на них и с улыбкой сказала:
- Это была неплохая работа! Что бы там ни было, все же ты умница, Кошка.
Не успела она договорить - пффф! - дым от Огня тучами заклубился в Пещере: это он вспомнил, что у Женщины с Кошкой был договор. И когда дым рассеялся, глядь, Кошка сидит у огня, уселась поудобнее и сидит.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,-сказала Кошка, - посмотри: я здесь. Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у теплого очага, и отсюда я не уйду во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама но себе.
Женщина опять рассердилась, распустила волосы, подбросила дров в огонь, достала баранью кость и пошла опять колдовать, чтобы как-нибудь ненароком в третий раз не похвалить эту Кошку.
Но, милый мальчик, она колдовала без звука, без песни, - и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,- сказала Кошка,- это ты вызвала Мышку своим колдовством?
- Ай-ай-ай! Нет! - закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку, стоявшую у огня, и поскорее подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.
- Ну, если ты не заколдовала ее, -сказала Кошка, -мне будет не вредно ее съесть!
- Конечно, конечно! - сказала Женщина, заплетая косу. - Съешь ее поскорее, и я век буду благодарна тебе.
В один прыжок поймала Кошка Мышку, и Женщина воскликнула от души:
- Спасибо тебе тысячу раз! Сам Первый Друг ловит Мышей не так быстро, как ты. Ты, должно быть, большая умница.
Не успела она договорить, как - трах! - в ту же самую минуту и в ту же самую секунду треснула Крынка с молоком, стоявшая у очага, - треснула пополам, потому что вспомнила, какой договор был у Женщины с Кошкой. И не успела Женщина сойти со скамеечки, глядь, а Кошка уже лакает из одного черепка этой Крынки белое парное молоко.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока - во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
И засмеялась Женщина, и, поставив миску белого парного молока, сказала:
- О Кошка! Ты разумна, как человек, но помни: договор наш был заключен, когда не было дома ни Пса, ни Мужчины; не знаю, что скажут они, как вернутся домой.
- Какое мне до этого дело! - сказала Кошка.- Мне бы только местечко в Пещере и три раза в день побольше белого парного молока, и я буду очень довольна. Никакие Псы, никакие Мужчины меня не касаются.
В тот же вечер, когда Пес и Мужчина вернулись с охоты в Пещеру, Женщина рассказала им все как есть о своем договоре с Кошкой, а Кошка сидела у огня и очень приятно улыбалась.
И сказал Мужчина:
- Все это хорошо, но не худо бы ей и со мной заключить договор. Через меня она заключит его со всеми Мужчинами, которые будут после меня.
Он взял пару сапог, взял кремневый топор (итого три предмета), принес со двора полено и маленькую секиру (итого пять), поставил все это в ряд и сказал:
- Давай и мы заключим договор. Ты живешь в Пещере во веки веков, но если ты забудешь ловить Мышей - посмотри-ка на эти предметы: их пять, и я имею право любой из них швырнуть в тебя, и так же вслед за мною будут поступать все Мужчины.
Женщина услышала это и молвила про себя: «Да, Кошка умна, а Мужчина умнее».
Кошка сосчитала все вещи - они были довольно тяжелые - и сказала:
- Ладно! Я буду ловить Мышей во веки веков, но все же я - Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Гуляй, гуляй, - отозвался Мужчина, - да только не там, где я. Попадешься мне на глаза, я сейчас же швырну в тебя либо сапогом, либо поленом, и так станут поступать все Мужчины, которые будут после меня.
Тогда выступил Пес и сказал:
- Погоди. Теперь мой черед заключать договор. А через меня договор будет заключен и со всеми другими Псами, которые будут жить после меня.- Он оскалил зубы и показал их Кошке.- Если, пока я в Пещере, ты будешь неласкова с Ребенком, - продолжал он, - я буду гоняться за тобою, пока не поймаю тебя, а когда я поймаю тебя, я искусаю тебя. И так станут поступать все Собаки, которые будут жить после меня во веки веков.
Услышала это Женщина и молвила про себя: «Да, эта Кошка умна, но не умнее Собаки».
Кошка сосчитала собачьи зубы, и они показались ей очень острыми. Она сказала:
- Хорошо, пока я в Пещере, я буду ласкова с Ребенком, если только Ребенок не станет слишком больно таскать меня за хвост. Но не забудьте: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Гуляй, гуляй,- отозвался Пес,- да только не там, где я. А не то, чуть встречу тебя, я сейчас же залаю, налечу на тебя и загоню тебя вверх на дерево. И так станут поступать все Собаки, которые будут жить после меня.
И тотчас же, не теряя ни минуты, кинул Мужчина в Кошку двумя сапогами да кремневым топориком, и Кошка бросилась вон из Пещеры, а Пес погнался за ней и загнал ее вверх на дерево, - и с того самого дня, мой мальчик, и поныне трое Мужчин из пяти - если они настоящие Мужчины - швыряют разными предметами в Кошку, где бы она ни попалась им на глаза, и все Псы - если они настоящие Псы, - все до одного загоняют ее вверх на дерево. Но и Кошка верна своему договору. Пока она в доме, она ловит мышей и ласкова с детьми, если только дети не слишком больно таскают ее за хвост. Но чуть улучит минуту, чуть настанет ночь и взойдет луна, сейчас же она говорит: «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе», и бежит в чащу Дикого Леса, или влезает на мокрые Дикие Деревья, или взбирается на мокрые Дикие Крыши и дико машет своим диким хвостом.

    Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали...

    Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них...

    Прометей - сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья титана - Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры)...

    Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары. Пандора должна была принести с собой людям несчастье...

    Зевс-громовержец, похитив прекрасную дочь речного бога Асопа, унес ее на остров Ойнопию, который стал называться с тех пор по имени дочери Асопа - Эгиной. На этом острове родился сын Эгины и Зевса, Эак. Когда Эак вырос, возмужал и стал царем острова Эгины...

    У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя...

    Персей - герой аргосских сказаний. По предсказанию оракула у дочери аргосского царя Акрисия Данаи должен родиться мальчик, который свергнет и убьет деда...

    Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом...

    У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством...

    В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги...

    После смерти Тантала в городе Сипиле стал править сын его Пелопс, так чудесно спасенный богами. Недолго правил он в родном Сипиле. Царь Трои Ил пошел войной на Пелопса...

    У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора.

    Кадм в греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона...

    В греческой мифологии Геракл - величайший герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены Амфитриона. В отсутствие мужа, воевавшего в это время против племен телебоев, Зевс, привлеченный красотой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Их брачная ночь длилась три ночи подряд...

    Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный землей Кекроп. Земля породила его получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось громадным змеиным хвостом. Кекроп основал Афины в Аттике в то время, когда спорили за власть над всей страной колебатель земли, бог моря Посейдон, и воительница богиня Афина, любимая дочь Зевса...

    Кефал был сыном бога Гермеса и дочери Кекропа, Херсы. Далеко по всей Греции славился Кефал своей дивной красотой, славился он и как неутомимый охотник. Рано, еще до восхода солнца, покидал он свой дворец и юную жену свою Прокриду и отправлялся на охоту в горы Гимета. Однажды увидала прекрасного Кефала розоперстая богиня зари Эос...

    Царь Афин Пандион, потомок Эрихтония, вел войну с варварами, осадившими его город. Трудно было бы ему защитить Афины от многочисленного варварского войска, если бы на помощь ему не пришел царь Фракии, Терей. Он победил варваров и прогнал их из пределов Аттики. В награду за это Пандион дал Терею в жены дочь свою Прокну...

    Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия...

    Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале...

    Национальный герой Афин; сын Эфры, царевны Трезена, и Эгея или (и) Посейдона. Считалось, что Тесей - современник Геракла и некоторые их подвиги сходны. Тесей был воспитан в Трезене; когда он вырос, Эфра приказала ему сдвинуть скалу, под которой он нашел меч и сандалии...

    Мелеагр - сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. Когда Мелеагру исполнилось семь дней, к Алфее явилась пророчица, бросила в огонь полено и предсказала ей, что ее сын умрет, как только догорит полено. Алфея выхватила полено из пламени, погасила и спрятала...

    Олень укрылся в тени от полуденного жара и лег в кустах. Случайно там, где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимца оленя, так как его прикрывала листва, бросил в него острым копьем и поразил насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимца...

    Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей...

    Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы...

    Прекрасная нереида Галатея любила сына Симефиды, юного Акида, и Акид любил нереиду. Не один Акид пленился Галатеей. Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью...

    Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор...

    Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они...

    Эсак был сыном царя Трои, Приама, братом великого героя Гектора. Он был рожден на склонах лесистой Иды, прекрасной нимфой Алексироей, дочерью речного бога Граника. Выросши в горах, не любил Эсак города и избегал жить в роскошном дворце отца своего Приама. Он любил уединение гор и тенистых лесов, любил простор полей...

    Эта удивительная история произошла с фригийским царем Мидасом. Мидас был очень богат. Чудесные сады окружали его роскошный дворец, а в садах росли тысячи наикрасивейших роз - белых, красных, розовых, пурпурных. Когда-то Мидас очень любил свои сады и даже сам выращивал в них розы. Это было его самым любимым занятием. Но люди меняются с годами - изменился и царь Мидас...

    Пирам, прекраснейший из юношей, и Тисба, прекраснейшая из дев восточных стран, жили в Вавилонском городе Семирамиды, в двух соседних домах. С ранней юности они знали и любили друг друга, и любовь их росла год от года. Хотели они уже вступить в брак, но отцы воспретили им - не могли, однако, воспретить им любить друг друга...

    В одной глубокой долине Ликии находится светловодное озеро. Посреди озера стоит остров, а на острове - жертвенник, весь покрытый пеплом сжигавшихся на нем жертв и обросший тростником. Жертвенник посвящен не наядам вод озера и не нимфам соседних полей, а Латоне. Богиня, любимица Зевса, только что произвела на свет близнецов своих, Аполлона и Артемиду...

    Некогда прибыли на это место отец богов Зевс и сын его Гермес. Оба они приняли человеческий образ - в намерении испытать гостеприимство жителей. Обошли они с тысячу домов, стучась в двери и прося себе приюта, но всюду были отвергнуты. В одном только доме не затворили перед пришельцами двери...

Первым веком человечества был золотой век, когда люди напрямую общались с богами и ели с ними за одним столом, а смертные женщины рожали детей от богов. Работать было не нужно: люди питались молоком и медом, бывшими в ту пору в изобилии на всей земле. Они не знали печали. Некоторые утверждают, что золотой век окончился тогда, когда люди стали чересчур дерзки с богами, заносчивы и высокомерны. Кое-кто из смертных будто бы даже потребовал равной мудрости и силы с богами.

Потом наступил серебряный век, когда людям пришлось научиться обрабатывать почву, чтобы добыть себе пропитание. Они стали есть хлеб. Впрочем, несмотря на то, что люди жили тогда до ста лет, они были слишком женоподобными и полностью зависели от матерей. Они постоянно жаловались на все и ссорились между собой. В конце концов великому богу Зевсу надоело смотреть на них, и он уничтожил их.

Следом начался первый бронзовый век. Первые люди этого рода упали с ясеневых деревьев, как семена. Люди питались в ту пору хлебом и мясом, и от них было куда больше пользы, чем от людей серебряного века. Но они были чересчур воинственными и в конце концов все перебили друг друга.

Второй бронзовый век был эпохой славных героев. Эти люди родились от богов и смертных женщин. В этом веке жил Геракл и герои Троянской войны. Люди доблестно сражались, жили добродетельной и честной жизнью, а после смерти попадали на блаженные Елисейские Поля.

Наше время - это железный век. Легко заметить, что с каждым новым веком ценность соответствующего ему металла уменьшается. То же происходит и с характером человечества: в железном веке он гораздо хуже, чем во все предыдущие эпохи. Люди больше не общаются с богами; более того, они вообще утратили благочестие. Кто же может упрекнуть богов в безразличии к человеку? Люди железного века коварны, надменны, похотливы и жестоки. Единственная причина, по которой боги еще не уничтожили человечество, - то, что все-таки остается еще немного праведников.

Цит. по: Дж. Ф. Бирлайнс. Параллельная мифология

Пять веков Николай Кун Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни" Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода. Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые. Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти. Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди. Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца. Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед. Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

 

 

Это интересно: