→ Русский быт в евгении онегине. Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин. Федеральное агентство по образованию

Русский быт в евгении онегине. Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин. Федеральное агентство по образованию

Сей легкой жизнию, друзья!
Напомнил хоть единый звук…
Для призраков закрыл я вежды;;
Чтоб обо мне, как верный друг,
Ее ничтожность разумею,
И наши внуки в добрый час

«Евгений Онегин» богат бытовыми зарисовками. Изображение быта считалось делом третьестепенным и во времена классицизма, и в эпоху господства романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов. При этом в пушкинском изображении быт связан с судьбами людей, с течением жизни в самых различных ее областях, с культурными веяниями, политическими идеями эпохи («Путешествие Онегина», «Десятая глава»). Однако бытовизм у Пушкина не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

При обрисовке типов современного ему общества особенно большое внимание уделяет Пушкин таким факторам общественного и индивидуального развития, как воспитание, просвещение. Он подробно повествует, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал важнейшее значение воспитанию человека, просвещению, идей, характеристике нравов. Вместе с тем в «Евгении Онегине» нет и тени отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XV в. Пушкин точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических и даже экономических деталей. Маркс воспользовался одно! из них, заметив: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар – деньги. Но что деньги – товар, это русские поняли уже давно…»
Другие им вослед идут…
Мне было б грустно мир оставить.
Увы! На жизненных браздах
По тайной воле провиденья,
По отдаленные надежды
И к гробу прадедов теснит.
Восходят, зреют и падут;
Живу, нишу не для похвал;
Мгновенной жатвой поколенья,
Покамест упивайтесь ею,

Пушкин стремится к объективности изображения действительности. Жизнь персонажей романа течет по своей присущей и объективной закономерности в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами. Вместе с тем в лиризме, пронизывающем весь роман, отражена горячая заинтересованность поэта в том, что происходит в жизни, что совершается с его героями. Лирически отступления – это раздумья поэта о жизни, его нравственные размышления. В знаменитых строфах второй песни «Евгения Онегина», которыми восхищался Белинский Пушкин пишет:
Из мира вытеснят и нас!

По поводу этих стихов один из исследователей справедливо замечает: «Представление о собственной смерти неразрывно связывается с объективным представлением бесконечного процесса всеобщей жизни. Человек не умирает: «добрый час», «по тайной воле провиденья», внуки просто вытесняют его, и жизнь продолжается, не прерываясь [Ш на минуту. Вместо того чтобы сосредоточиться на моменте своего личного уничтожения, сознание поэта забегает вперед и созерцает вечную жизнь сменяющихся поколений; вместо отчаяния и страха в нем загорается принять участие в этой жизни после его смерти, оставить после себя такой «памятник», который вечно бы говорил людям о нем и его делах».
Растет, волнуется, кипит
И мало к ней привязан я;
Печальный жребий свой прославить,
Вез неприметного следа
Так наше ветреное племя
Придет, придет и наше время,
Тревожат сердце иногда:
Но я бы, кажется, желал

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве

Мой выбор темы

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказывала сказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина, который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны и бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо, образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали перед нами. А чего стоили его стихи о кораблике:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах,

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана».

Сказки «О царе Салтане», «О семи Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» очаровали меня. Передо мной открывался мир чудес:

«У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом».

Эти строки запали мне в душу. В школе мы изучали стихи Пушкина о природе. Красавица-весна, золотая осень, зима красиво описанны в его стихах. Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я полюбил природу.

В старших классах я познакомился с более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и другие познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности, учат теперь, как поступить в том или ином случае жизни. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.

Тема «Быт и нравы российского общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На уроках литературы мы изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и хотелось перечитать многие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил Пушкин жизнь России в пред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного дворянства – московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все это, я прочитал дополнительную критическую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный российский поэт. Его имя известно не только в России, но и во всем мире. Его произведения читают люди любого возраста от мала до велика.

Родился А.С. Пушкин в 1799 году. Но прожил он недолго. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда поэт был в самом рассвете сил. Одоевский тогда сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.

Пушкин начал свой роман в стихах в мае 1823 года, в Кишиневе, в период южной ссылки. В предисловии к первой главе, готовя ее к печати, он писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…» Поэт подчеркивал фактический, достоверный характер материала, к которому он обратился.

Проблематика романа

Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.

Главную сюжетную линию в романе составляет история любви провинциальной дворянской девушки Татьяны Лариной и столичного молодого дворянина Евгения Онегина.

Автор подробно описывает картины жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видим в романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху 10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробное описание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также и крестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни в одном произведении мировой литературы.

За этот-то широчайший охват современной поэту жизни России, за глубину типических образов и богатство идей критик Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Образ «золотой» молодежи в романе

В первой главе Пушкин повествует об образе жизни представителей «золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит о воспитании и образовании молодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан по обычаю светского общества, гувернером-французом. Такое воспитание было далеко от русского национального воспитания:

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по, мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Имел ни счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм».

Пушкин был строг к недостаткам образования светской молодежи, однако отмечал, что круг чтения Онегина был интересен и значителен. Он мог потолковать об Ювенале, римском сатирике 1 века н. э., знал историю Рима: «От Ромула до наших дней хранил он в памяти своей», «бранил Гомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за воспевание царей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома, прогрессивного для своего времени.

В образовании Евгения Онегина чувствовалась свободолюбивая направленность. Кругозор его не был узок, он не стоял в стороне от интересов своего времени. Автор большое место отводит описанию одного дня своего героя: позднее вставание, приглашения в постели, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, бал, возвращение домой утром.

«Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Всё равно:

Везде поспеть немудрено».

Круг его знакомых свидетельствует о том, что он не был пустым человеком: Каверин – гусар, офицер, человек образованный, он был членом «Союза благоденствия». Пушкин много рассуждает о театре того времени, о драматурге Фонвизине, о русской актрисе Семёновой, о знаменитой русской балерине Истоминой:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна».

Поэт как бы спорит с охлажденным мнением Онегина, которому надоели балеты Дидло.

Рассказывая о быте и жизни дворянского общества, поэт говорит о простых людях. Крепостные слуги, ожидающие на морозе своих господ, сидящих в креслах,

«И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он».

После театра герой романа в своем кабинете готовится к балу. Описание кабинета заслуживает внимания: фарфор, бронза, янтарь, «духи в граненом хрустале» и т.д.

«Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет».

Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков писал в своем сатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из Франции: на них привезены в Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского порта на те же корабли грузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее». За пятьдесят лет - от Новикова до Пушкина – характер торговли почти не изменился. И читатель чувствует горечь автора романа за этими, казалось бы, легкими, шутливыми стихами о русской заграничной торговле.

Так уже с первой главы роман охватывает самые разнообразные стороны жизни страны.

«Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…»

Онегин спит «за полдень», а затем все начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе о посещении Онегиным театра, звучит все сильнее:

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…»

Ему все надоело, он пытается найти смысл жизни в чтении книг, но напрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин едет в деревню, вступает во владение поместьем. Природа, уединенные поля, журчанье тихого ручья не исцелили его от тоски. Мы узнаем, что жизнь, освобожденная от труда и забот, не могла удовлетворить не только Онегина, но и всех представителей дворянской молодежи. У него появляется неудовлетворенность жизнью, существующим строем. Это чувство было знакомо и самому автору романа:

«С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Пушкин проводит своего героя через ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегин в деревне становится богатым помещиком:

«Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный».

Его соседи – провинциальные помещики. Он решил облегчить положение крепостных крестьян:

«В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил».

Провинциальное дворянство

Столичное и провинциальное дворянское общество в романе не является однородным. Провинциальное поместное дворянство состояло не только из Буяновых и Петушковых. Ведь и Ленский, «помещик новый, в свою деревню прискакал». В авторской характеристике Ленского обращаем внимание на строки:

«…Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч».

Татьяна по своему социальному положению так же принадлежит к этому кругу. Наряду с отрицательными, почти карикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводит людей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве к Татьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».

Образ дяди Онегина мимоходом затронут в нескольких строках третьей строфы, но запоминается хорошо, очень уж выразительно немногими словами создана картина существования «деревенского старожила». Содержание дядиных шкафов – «тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой, и Календарь осьмого года» - образно раскрывает пустоту, безделье и застой этой жизни. К картине его жизни в рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершенно такого же порядка: старый барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надев очки, играть изволил в дурачки» с ключницей.

В главе второй романа воссоздана живая картина жизни стариков Лариных- типичных провинциальных помещиков средней руки. Читая строфы, посвященные Лариным, я отмечаю, что Пушкин показал самое существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости – московская барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, с пристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйка именья, помещица-крепостница:

«Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь».

Поэт кратко воссоздает уклад жизни Лариных, быт:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день тройцын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам».

Чувствуется, что автор говорит о привычном значении, а не религиозном содержании бытовых обрядов: молебен и квас, любовь к качелям и говения. Народ «зевая слушает молебен». Это говорит о том, что им он не интересен. В повествовании о жизни и быте стариков Лариных, несмотря на некоторую иронию, несмотря на то, что Пушкин не забыл упомянуть, что Ларина «брила лбы» и «служанок била», мы все же чувствуем некоторое добродушие автора. Пушкина привлекает простота отношений, ещё сохранившаяся у Лариных патриархальность, связь с традиционными русскими обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отдалена от народа группа дворянства светского, аристократического.

В пятой главе добродушная ирония переходит в сарказм, когда Пушкин изображает гостей в доме Лариных:

«С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут».

Пушкин подчеркивает, что все помещики – крепостники. Ларина бьёт служанок, в наказание отдает крестьян в солдаты, замуж выдавала молодых крестьянок «по страсти» - приказчик и староста избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.

Старая Филиппьевна рассказывает Татьяне о своем замужестве, и в рассказе её встает картина бесправного положения крепостной девушки и женщины. В примечании к рассказу няни в рукописи романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж? – По страсти, родимый, - отвечала она: - приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. – В старину свадьбы, как судьбы, обыкновенно были пристрастны».

Картины родной природы постоянно включают образы живущего среди этой природы народа: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «В избушке, распевая, дева прядет». «Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.

Таким образом, в романе, где центральное место занимает жизнь дворянского общества, мы находим и отражение жизни крепостного крестьянства. Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».

Столичное дворянство

Жизнь столичного дворянства – петербургского и московского – также отражена во многих главах романа.

В седьмой главе изображена жизнь московского общества. Татьяну «развозят» по родственным обедам, и «родственникам» посвящена строфа откровенно сатирического характера:

«Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерия Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…».

Опять ряд, казалось бы, мелких деталей: тюлевый чепец, глупость Ивана Петровича, скупость Семена Петровича, шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но в результате – впечатление жизненной пустоты, застоя. Может быть, это – старики, а молодое поколение занято более значительными вещами? Нет.

«Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор…»

В дворянском собрании «кажут франты записные свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет».

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь»… Только появление Вяземского напоминает нам, что и в этой среде не все одинаковы, есть и какие-то живые силы.

Наибольшую остроту приобретает сатира Пушкина в изображении Петербургского света в восьмой главе романа, в строфах, посвященных зарисовкам гостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший известность низостью души», «другой – диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим…» и «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал…» Это – «цвет столицы, и знать, и моды образы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы». В исключенных из окончательного текста стихах поэт вводил в число гостей ещё некоторых лиц:

«…Тут был во всех своих звездах

Правленья цензор непреклонный

(Недавно грозный сей Катон

За взятки места был лишен);

Тут был ещё сенатор сонный,

Проведший с картами свой век,

Для власти нужный человек.»

Конечно, отношение автора к высшему свету резко отрицательное. Он отмечает пустоту их интересов, пошлость, бессодержательность бесед высшего света. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин и Ленский являются умными, передовыми представителями дворянского класса. Из их среды вышли будущие демократы.

Подведем итоги

Итак, роман Пушкина «Евгений Онегин» освещает целый круг вопросов жизни, моральных и эстетических, которые волнуют и теперь людей нашего времени. Работая над этой темой, я пришел к выводу: современная молодежь думает о человеческих характерах и чувствах, о любви и дружбе, о верности и измене, о связи поколений, о глубине чувств, о порядочности, честности и лжи. Гений мудрого поэта сумел разрешить все эти проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим в самостоятельную жизнь людям.

Список литературы:

1. А. С. Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957

2. К. П. Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956

3. Н. К. Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972

Рецензия

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве Мой выбор темы Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка расска

А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это, конечно же, с тем, что ни одно русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды и так далее.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном.

Петербург ориентирован на западный жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже несмотря на то что он стоит на ступеньку выше светского общества.

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».
Современная поэту Россия - Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел.
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина - Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Роман "Евгений Онегин" - величайшее создание А.С. Пушкина. Он является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь, картину нравов светского и поместного дворянства Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. Роман А.С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем, заключают в себе широкое художественное обобщение. "Евгений Онегин" - глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в произведении "картину нравов русского общества, го в одном из интереснейших моментов его развития". Несмотря на то, что "Евгений Онегин" есть поэма историческая ская, в числе ее героев нет ни одного исторического лица, Пуш-кин описывает жизнь петербургского дворянства, петербургского высшего света, жизнь провинциальных помещиков и вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями русской жизни 20-х годов XIX столетия. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А.С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту. Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время каждый герой сформировался иод воздействием картины нравов, царившей вокруг него, а также под воздействием среды, в которой жил. Именно они наложили отпечаток на взгляды и мировосприятие всех героев "Евгения Онегина", сделали их именно такими, какими мы видим их на страницах романа. Так, Евгений Онегин является типичным молодым светским человеком, представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей дворянской молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым и злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформировали его убеждения, мораль и интересы. Автор иронизирует над его ученостью, глубиной его экономических познаний; он не умеет обращать внимания на чувства других, .легкостью обижая и не замечая этого. Светское общество сформировало и сделало Онегина таким. Так, в отношениях с Ленским он открыто демонстрирует свою привязанность к устоям и нравам светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому яв-ляется поведение героя на именинах у Татьяны и дуэль с Ленским. Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы. Описывая светское петербургское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря о том, что в этой среде можно "ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть". Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы... ...И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой! Пушкин с иронией описывает образец "прекрасного человека" с точки зрения света: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел... Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, О ком твердили целый век: К.К. прекрасный человек. Поместное дворянство с его нравами и обычаями наиболее полнокровно представлено в романе на балу в честь именин Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плуг, Обжора, взяточник и шут. Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, низменными интересами (все их разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне"). Неудивительно, что Татьяна не могла найти свое место в этом кругу, была безразлична к их интересам. На фоне остальных Пушкин выделяет семью Лариных: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины... В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три... Семья Лариных - это та среда, в которой выросла Татьяна, в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сер- поместных нравов и уклада жизни. Обществу же Москвы автор даёт также отнюдь не лестные характеристики. Он изображает его резко, остро-сатирически: Но в них не видно перемен, Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна... Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Типичность характеристик выведенных лиц Пушкин подчер-кивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисо-вал нам русское общество в "один из интереснейших моментов развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нра-вов и обычаев России первой четверти XIX века.


2. Тема человека и природы в стихотворении Фета «Заря прощается с землею…»

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью?
Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».
Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката.
Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада-где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие,
кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется,
искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему.
Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно
наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают
или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить?
Они – как мы - рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья.
Но часто ли мы думаем об этом?
А.А.Фет, несомненно, любил природу, много знал о флоре и фауне, умел замечать и наслаждаться праздником жизни, хотя «ничто человеческое было ему не чуждо». Он мечтал о восстановлении дворянского звания, о достижении материального
достатка, поэтому не женился на любимой и любящей бесприданнице. Современники характеризовали его как человека практического склада, что не мешало ему улавливать «трепет жизни» и щедро делиться им со своим читателем.
Удивительно, что в стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не было сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на
месте повествователя. Язык автора настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное.

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

 

 

Это интересно: