→ Живопись план-конспект урока на тему. План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме." Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта

Живопись план-конспект урока на тему. План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме." Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:
а) Обучающая : закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Студенческие творческие работы II-х курсов Лениногорского педучилища;
3. Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Казанского художественного училища;
4. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
5. Работы преподавателя Жуковой Г.В, паоказывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.
6.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для студентов:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; полиэтиленовые пакеты; подготовительный рисунок (форматА3).

Структура урока :
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (12мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).

Источник информации :
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.

Ход урока :

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов
по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.

II-х курсов ЛХМПУ.

Рассматриваем работы по живописи студентов I- II-х курсов Казанского художественного
училища
Так же здесь представлены фотографии студенческих работ I-II-х курсов Казанского
Художественного училища. Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок,
положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий,
сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- нанесение маскирующей жидкости;
- применение пленки;
- соскребание краски пластиковой карточкой и концом черенка кисти;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.

Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Сособ №1

В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со
световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому
темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по
цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):

Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Способ №2 выполнения работ в цвете.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую
использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по
цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого
насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

Демонстрирую схему № II

Схема II

Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической
вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.

Записываю на месте бумаги:

  1. Красный чайник

предметы средней тональности:

  1. зеленая драпировка; 3. виноград; 4. бутылочка; 5. перец; 6. вазочка; 7. вертикальная плоскость; 8. горизонтальная плоскость – самый светлый предмет в натюрморте.

Работу ведем по следующей схеме:

Демонстрирую схему № II(а)

Схема II(а)

5. Свет на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а):
Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет
матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока :
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Итог урока.

Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


План-конспект открытого урока по теме

«Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт».

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы).

Паскаль Елена Владимировна

преподаватель художественной школы

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1. Обучающие:

Закрепить понятие «дополнительные цвета»;

Дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;

Познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации;

Учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2. Развивающие:

Развитие чувства цветовой гармонии;

Содействие развитию внимания, умения слушать учителя;

Умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над натюрмортом;

Умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.

3. Воспитывающие:

Воспитание аккуратности, умения слушать товарища;

Воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.

Материалы к уроку (для учителя).

1. Таблица по смешению дополнительных цветов (методическое пособие).

2. Таблица «Основные пары дополнительных цветов».

3. Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов:

Андрей Рублев «Троица», Ван Гог « Подсолнухи», Анри Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4. Фланелеграф и элементы натюрморта для составления композиции в цвете.

5. Детские работы(декоративный натюрморт), студенческие работы.

6. Репродукции декоративных натюрмортов: В. Лебедев «Натюрморт с палитрой и кувшином», Д. Штеренберг « Натюрморт с лампой и селедкой», И. Машков «Фрукты на блюде», Е. Абрамова « декоративный натюрморт».

Материалы к уроку для учащихся.

1. Гуашь, кисти, палитра, банка.

2. Подготовленный рисунок натюрморта.

3. Упражнение на смеси дополнительных цветов, выполненное ранее.

План урока.

1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (2 мин).

2. Объявление темы и задач урока (2 мин).

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад» (5 мин).

4. Беседа по сказке. Повторение понятия дополнительных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии(5 мин).

5. Объяснение новой темы о контрасте дополнительных цветов, показ иллюстраций по теме (10 мин).

6. Упражнение на свойство дополнительных цветов, выводы из упражнения (5 мин).

7. Беседа о декоративном натюрморте, его выразительных средствах и некоторых приемах стилизации (7 мин).

8. Упражнение на композиционное расположение цвета в натюрморте (3 мин).

9. Инструктаж по выполнению натюрморта в цвете (5 мин).

10. Самостоятельная работа: декоративный натюрморт в цвете (28 мин).

11. Выставка работ и их сравнительный анализ (5 мин).

12. Итоги занятия. Закрепление понятий (2 мин).

Ход урока.

1. Провести проверку готовности к уроку, отметить отсутствующих, проверить материалы и принадлежности, рисунок натюрморта.

2. Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.

Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).

Сегодня мы выполним в цвете натюрморт, рисунок которого мы выполнили на прошлом уроке, выполним еще несколько упражнений.

А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас, людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их, подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе, поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои и бардовые георгины. Бабочки всегда пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.

Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе, а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета и пошли, куда глаза глядят. Оставшиеся в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.

И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.

Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости. Цветы взялись за руки и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной фиолетовой сиренью, красно- оранжевая роза держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.

4.Беседа по сказке.

Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет? (это цветовой круг).

А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).

Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).

Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?

Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.

А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.

Сделаем выводы.

1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).

3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.

4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно.

5. Контраст дополнительных цветов.

Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:

Желтый - фиолетовый;

Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;

Оранжевый - синий;

Красно-оранжевый - сине-зеленый;

Красный - зеленый;

Красно-фиолетовый - желто-зеленый.

(Эти пары называют дети).

Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

Назовите состав цвета в каждой паре:

Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;

Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;

Красный - зеленый = красный - желтый + синий.

Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.

Показывается на примерах детских работ и репродукций контраст дополнительных цветов.

На предыдущих уроках мы делали упражнение на смешивание дополнительных цветов. В центре образуется нейтральный серый цвет. Во многих картинах дополнительные цвета используются не только как контрастные, но и составляют основы смесей, которые служат для тонального выравнивания всего произведения.

В природе тоже есть сочетания, смешения дополнительных цветов(стебли и листья красных роз, пока еще бутоны не распустились).С помощью смесей дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались очень цветного серого, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали дополнительный ему цвет или же покрывали первый цвет тончайшим слоем дополнительного цвета. Пуантилисты наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило уже в глазах зрителя.(Поль Сезанн « Гора Сен-Виктор»).


6. Упражнение на фланелеграфе.

1) Смотрим на красный квадрат 20 сек, затем переводим взгляд

на пустое пространство и видим такой же квадрат, но зеленого цвета.

2) Смотрим на зеленый квадрат 20 сек, переводим взгляд, видим красный квадрат на пустом поле.

Наш глаз сам находит дополнительный цвет, чтобы была гармония, спокойствие.

Натюрморт (неживая натура)- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.(Вопрос о натюрморте задается детям, поскольку они уже знакомы с определением натюрморта).

В реалистических натюрмортах художники изображают конкретную жизнь, с разнообразными ощущениями. В 20 веке натюрморты изменяются, в них появляется психология, Иногда художник вообще уходит в свой мир, в мир идей.

Давайте посмотрим натюрморты, представленные на доске.

Чем они отличаются от натюрмортов, которые пишем мы в художественной школе? Они очень эмоциональные, красочные, яркие, в них не передается почти объем предметов, светотень. В этих натюрмортах иногда могут быть украшения в виде орнаментов. Здесь иногда используется линия подчеркивания.

Мы на прошлом занятии уже нарисовали композицию нашего натюрморта. Мы увидели, что в декоративном натюрморте предметы могут располагаться на одной линии, в них нет овалов. Они плоские, т.е. мы исключили объем в нашем натюрморте. А сегодня мы узнаем, как можно выполнить декоративный натюрморт в цвете.

Во-первых, чтобы натюрморт не был просто раскрашен, мы возьмем ограниченное количество цвета. Вы познакомились сегодня с контрастом дополнительных цветов, поэтому я предлагаю вам использовать любую пару дополнительных цветов и еще черный и белила. В композиционном центре хорошо использовать контраст, а по краям натюрморта используем сложные смеси дополнительных цветов,возможно, приглушенных черным или осветленных белилами, а возможно и соединение того и другого. Вариантов здесь можно подобрать множество, используя различные смеси красок в их разных соотношениях. В любой декоративной композиции есть элементы, с помощью которых вы можете создать выразительную композицию. Это линия, пятно, штрих, силуэт, точка, фактура. А также различные их сочетания.

В сегодняшней композиции натюрморта мы используем только два выразительных средства- пятно и линию. Эти элементы мы уже знаем.

Какие линии могут быть по характеру начертания? (Тонкие, широкие, прямые, волнистые, зигзагообразные).

Что такое пятно? Пятно – это часть, участок, выделенный одним локальным цветом. Пятно также может быть обогащено нюансами. Форма пятна может быть произвольная, бывает геометрическая, но у нас сегодня мы ее не будем применять.

Как можно выделить цветом композиционный центр? (Взять в чистом виде контраст дополнительных цветов).

Как цветом можно списать края натюрморта, чтобы они не выделялись? (Брать смеси дополнительных цветов вплоть до серого).

8. Проведем быстрое упражнение на размещение цвета в натюрморте. (Дети на фланелеграфе располагают силуэты предметов натюрморта).

9. А теперь приступим к выполнению натюрморта самостоятельно. Обязательно в крышечках сделайте смеси-колера пары дополнительных цветов, чтобы потом брать колер и добавлять в него другие цвета, постепенно переходя от центра к краям.

В конце работы, когда все будет сделано цветом, можно тонкой кисточкой применить линию в натюрморте. Можно украсить орнаментом предметы и подчеркнуть теневые места черной линией. Только линия не должна быть одинаковой по толщине и характеру.

10. Самостоятельная работа учащихся над декоративным натюрмортом. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником,направляя его.

11. В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.

12. Итоги урока.

На занятии мы сегодня узнали о контрасте дополнительных цветов.

- Как дополнительные цвета ведут себя, находясь рядом?

- Какие оттенки цвета получаются при смешивании дополнительных цветов?

- Что требует наш глаз, если нет дополнительного цвета рядом с каким-то цветовым пятном?

- Какие выразительные средства мы использовали в натюрморте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.

План-конспект урока по живописи

преподавателя Детской художественной школы № 1

Сиразиевой Сагиды Фавзиевны

Место проведения : ДХШ № 1

Тема урока : Декоративный натюрморт (монохром)

Время исполнения - 8 часов.

Цели урока:

    обучающая: ознакомление с декоративной техникой исполнения гуашью; более глубокое изучение возможностей монохромной живописи; развитие понятия тона в живописи гуашью;

    развивающая: продолжение изучения жанра «натюрморт»; ознакомление с монохромной живописью; эмоциональное воздействие контрастных тональных отношений;

    воспитательная: воспитание любви к живописи во всем ее разнообразии; воспитание усидчивости и аккуратности; воспитание любви к видам национального декоративного искусства.

Тип урока : изучение нового материала.

Материалы к уроку : бумага ¼ листа, гуашь, карандаши ТМ, М, кисти, кнопки, резинка, баночка для воды, палитра для смешивания красок.

Оборудование к уроку :

    Наглядное пособие с образцами работ учащихся третьего класса.

    Наглядное пособие «Последовательность выполнения натюрморта в монохромной живописи» (2 таблицы).

    Наглядное пособие «Цветовой круг».

    Наглядное пособие «Цветовая гармония».

План урока

    Организационная часть (5 мин.).

    Сообщение нового материала (25 мин.).

    Самостоятельная работа (1 ч. 70 мин.)

    Завершение урока и сообщение домашнего задания (5 мин.).

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (учащиеся здороваются, отмечаю присутствующих).

Тема нашего урока - живопись гуашью, но не обычная, а монохромная живопись. В живописи много цветовых гармоний (показ таблицы). Одним из видов является монохром. Что такое монохром? (Ребята отвечают на вопрос). Разновидность живописи, живопись с ограниченным колоритом. Моно- (одно) или однотонная живопись. Имея один цвет, мы можем создать красивые работы не только композиции, но и натюрморты. Посмотрите, ребята, на образцы монохромной живописи в младших классах и каких результатов мы достигаем в старших классах. Сегодня мы знакомимся не только с монохромом, но делаем работы в декоративной технике. Прошлую четверть мы работали в живописной технике. Чем отличается живописная техника от декоративной? (аккуратностью, введением узоров, т.е. декором, а живописная - пишем мазочками). Как мы работаем в гуашевой живописи (чернение, беление). Берем по выбору один цвет, растягиваем черной и белой краской. Посмотрите на таблицу, где есть растяжка тона. Мы берем краску, на палитре глубокими углублениями смешиваем до однородной массы, не густо и не жидко, при наложении на бумагу она не должна просвечивать. Последовательность работы показана на наглядном пособии. (Показываю на палитре, как смешивать и как начинать работу). Ребята, 1 этап работы мы начинаем с фона, растяжки с белилами, потом растяжка с серой краской (плоскость стола, поднос), растяжка черной краской (часть чайника, подноса). По желанию когда закончена первая прописка, начинаем работу с орнаментом (орнамент на фоне, плоскость стола, поднос и часть чайника). Орнамент делаем сначала простым карандашом, потом гуашью на темном светлый, на светлом темный, т.е. используем контраст.

Самостоятельная работа.

Завершение урока. Анализ работ. Задание на дом: эскизы композиций в монохроме на тему «Жара», «Холод».

 

 

Это интересно: