→ Муж латыш. Внешность эстонцев: особенности и отличительные черты, фото, культура. Латыши и их имена

Муж латыш. Внешность эстонцев: особенности и отличительные черты, фото, культура. Латыши и их имена

Foto: DELFI

"Латыши - роста среднего, иногда и высокого, лицо длинноватое, у мужчин - редко румяное, лоб низкий, нос длинный и прямой, рот малый, щеки толстые, весь стан редко толст", - Густав Теодор Паули (1817-1867), русский этнограф немецкого происхождения.

Рита Гравере собрала наблюдения разных ученых и иных уважаемых людей Латвии и Балтии на рубеже 19-20-го веков о том, как они себе представляли "настоящих латышей". Очень по-разному. Иногда - до смешного, а порой - до слез.

Особенно безжалостен к латышам был известный лифляндский публицист и просветитель немецкого происхождения Гарлиб Хельвиг Меркель (1769-1850), автор книги "Латыши", в которой в самых черных тонах описывалась жизнь лифляндского крестьянства, обличались зверства помещиков-немцев и содержался призыв к правительству России вмешаться в лифляндские дела и облегчить жизнь трудового народа.

Меркель описывал латышей так: "Они (латыши) - высокого роста с сильным строением тела, пунцово-красным лицом, голубыми глазами и гладкими коричневыми волосами. У меня была возможность пожалеть изуродованное человечество в образе латыша. С поугрюмевшими вдруг лицами вам с усмешкой рассказывают о голоде, бесчувственности и рабском труде. Слишком рано истощенный организм никогда не сможет достичь полного расцвета сил…" По его словам, "самая яркая характерная черта лифляндского крестьянина - рабские страхи и недоверие".


Foto: DELFI

"Латышские женщины красивы, а мужчины в молодости не носят бороду", - Карл Филипп Михаэль Снелл (1753-1806), публицист и ректор Домской школы.

"Латыши крупнее и более пропорционально сложены, чем эстонцы, и у них - острый нос", профессор анатомии Тартуского университета Хенрик Фридрих Изенфлам (1771-1828).

"Внешний вид и размер латышей - разные. В целом, они похожи на финнов, больше частью угрюмые, с угловатой головой, тем не менее одаренные, женщины - проворные и красивые". J Georgs (1776), врач.

"У латышей не обнаружил ни славянской округлой полноты, ни эстонских и финских плоских форм", - Иоганн Карл Ульрих Белл (1801-1869), художник, исследователь истории.

"…красивая порода людей, которые по внешнему виду, одежде и укладу похожи на немцев. Они высоки и круглолицы. Волосы у детей желтые, но с возрастом темнеют", - Йохан Эрнест Кристиан фон Траутветтер (1780-1859), немецкий педагог и писатель.

"Латыши - среднего роста, редко высокого, сильные и пропорционально сложены. Полнота встречается редко. Цвет кожи белый, волосы на теле малоразвиты, волосы на голове или гладкие, или более-менее кучерявые, чаще желтоватые, но встречаются и светло-коричневые, реже - темно-коричневые. Цвет глаз в большинстве случаев - серовато-голубой, серый или зеленый, реже - коричневый. Глаза - средней величины, расположение век - горизонтальное. Бороды растут умеренно. Чаще встречаются мужчины с короткой, не очень густой растительностью на щеках, реже - с полной бородой. Усы никто не носит. Большинство латышей бороду полностью сбривают. Голова более-менее длинная и широкая.

Лицо чаще овальное, реже широкое или угловатое, скулы не торчат, только в редчайших случаях лицо слишком вытянутое и худое. Лицо если не румяное, то и не бледное. Лоб высокий, его боковые кости не торчат. Нос прямой и полудлинный, но встречаются также короткие и широкие формы. Рот средней величины, зубы у большинства хорошие и прямые. Губы полные, но не толстые. Про женщин можно сказать примерно то же, но лицо у них чаще румяное, некоторые из них красивы", - Отто Густав Фридрих Вебер (1852-1920), антрополог.

"Их строение тела сильное от природы и от малообразованности (ar primitīvu audzināšanu) еще больше укрепилось. Но ненасытность и чрезмерное употребление алкоголя повредило их нервы и принесло им быструю жизнь и скорую смерть", - рижский врач Отто Гун (1764-1832).

"Курземские крестьяне сравнительно высокого роста со здоровым и сильным строением тела", - профессор Тербатского (Тартусского) университета Даниэл Георг Балк (1764-1826).


Foto: DELFI

"Среди латышей трудно не распознать два типа: один - арийский, другой - финский. Латыши второго типа - никто другие, как ливы, которые переняли латышский язык", - описание в книге "Народы России" (1910-12 годы).

Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности? (не риторический вопрос)

Мне вспонился один фильм, как немка из маленького городка полюбила польского военнопленного. Глава города не желал крови и предложил поляка признать немцем на основании анропологических измерений черепа. Поляк, естественно, отказался и его повесили. Отказались ли бы вы в таком случае и почему?

Я хочу рассказать о некоторых странностях поведения латышей.

При встрече даже самых поверхностных знакомых латыши стараются быть как можно приветлевее и теплее друг к другу. Сухие приветствия очень коробят латышей и они постараются в дальнеййшем избегать ситуации, когда нужно будет здороваться с этим неприятным человеком - они будут искать что-то в сумке, изучать содержимое карманов или доску обьявлений. Вполне допустимым считается не здороваться и не прощаться в больших компаниях - если кто-то громогласно обьявляет о своем прибытии или отбытии, все чувствуют себя неловко.

Наиболее распространенные темы для длительной болтовни (в гостях): родственники должны обговорить всех родственников - это не простое сплетничание; родственные связи латышам очень важны, и если кому-то из родственников не перемыли все косточки, это значит, что он совершил что-то ужасное (Ужасное - это не преступления, описанные в уголовном кодексе, а, например - его дети не говорят по латышски, в общем-то это та вещь, что я упоминала вначале - утеря национальной идентичности). Еще разговоры ведутся о праздниках - кто, где и с кем отмечает; сейчас уже меня распрашивают - что я собираюсь делать на рождественские праздники, я хотя и не знаю пока, но начинаю перечислять варианты. Разговор о празднике не в коем случае не означает, что последует приглашение - рождество проводят исключительно с семьей, новый год чаще всего с коллегами, на пасху посещают родственников, а официальные праздники, как правило, отмечают в местном доме культуры, где по этому случаю происходит концерт, а затем банкет - но не для всех, а для избранных. Только на праздник Лиго (Иванов, Янов день) собираются разнородные компании и, как правило, у каждого есть несколько приглашений от самых разных людей.

Если разговаривают о детях, семье, бытовых вещах или здоровье - принято жаловаться, даже если все благополучно.

Вообще латышам очень важна их связь с деревней, престижно считается иметь не просто дачу, а настоящий дремучий хутор в глубинке; с показным сожалением обычно отказываются от приглашения провести где-то вместе выходные, говоря при этом "Мы должны ехать в свой деревенский дом, там так много работы!". На самом деле сообщение таково "У нас, порядочных латышей, есть свое родовое гнездо, не то что у некоторых, перекати поле!" Хотя это родовое гнездо может быть вовсе не родовым, а купленым совсем недавно. На эту причуду тратятся огромные средства - реставрация старых домов требует вложений, не говоря о транспортных расходах и затраченном времени.

Кстати. У меня в саду есть только газон и несколько деревьев и кустов, нет ни однолетних цветов, ни огорода, так что моя репутация ужасно испорчена. У женщины в саду обязательно должны быть цветы и хотя бы малюсенький огородик с зеленью.

Для латышей-лютеран, религия носит лишь символический характер, они крестят детей, венчаются и хоронятся в церкви, а также посещают церковь, если эти события случаются с кем-то из родственников или друзей. Это делается скорее для порядка, "порядок" - ключевое слово в системе ценностей латыша, но настоящий религиозный экстаз им незнаком. Противоположность им - католики, которые живут в основном в Латгалии. У тех - наоборот, вся жизнь пронизана связью с богом, с девой Марией, полна мистики и чудес.

Дети дожны быть тихими. Это - главное. Они должны тихонько играть где-нибудь в углу. Детей принято обучать в местных школах; если кто-то решит все же своего отпрыска направить в учебное заведение попрестижнее, то будет считаться выскочкой с толстым кошельком (даже если отдает последнее, лишь бы дети получили качественное образование). В общем, в средне зажиточной семье детей не особенно берут в расчет. Хотя есть и другая крайность - в бедной семье все от мала до велика рвут жилы, что выучить одного из всей семьи престижной профессии - врача, юриста, раньше - и учителя, но теперь, как и везде, престиж учительства падает.

Также латыши не церемонятся с домашними животными. В деревнях больше заботятся о коровах, курах и свиньях, а вот собаки на хуторах обычно привязаны цепью, тощие, злые; коты облезлые, с гноящимися глазами. В городах - другое дело, там домашние любимцы получают больше внимания, хотя все равно отношение к ним не такое трепетное, как в других странах.

Латыши любят уговаривать гостя поесть, но сами обычно стойко отказываются от таких предложений. Мне кажется, таким образом утверждается статус (хотя и иллюзорный) - кормит хозяин слугу, вышестоящий нижестоящего, но не наоборот. Так что не попадитесь. Хотя среди молодежи может быть и противоположное поведение - гость сразу соглашается и сьедает-выпивает демонстративно много - таким образом он протестует против старомодных стереотипов поведения.

Латыши, не очень стеснительны в вопросах отправления естественных нужд - очень робкая и стеснительная в других ситуациях девушка все-таки довольно спокойно сообщает окружающим, что ей нужно в туалет. Шутки на тему секса также воспринимаются благожелательно - свежий пример: на работе парень начал жаловаться, что на губах будет герпес, нет ли у кого-нибудь мази? Одна девушка дала ему свою -у нее тоже герпес. Коллега многозначительно сказал: "О, как много у вас общего, с чего бы это?" намекая на возможные интимные отношения, раз у них одновременно выскочили болячки на губах, и все весело смеялись.

С другой стороны черезмерно заботиться о здоровье, по крайней мере заговаривать на эту тему - посещение спортзала, преимущества турецкой или финской бань, духовные практики - это можно обсуждать только с очень близкими друзьями или наоборот через дискуссию в женском журнале, например. Но на работе я стесняюсь сказать начальнице, что тороплюсь в спортзал, вместо этого говорю "у меня встреча". Хотя о своем здоровье, среднего поколения женщины во всяком случае, очень заботятся, только не принято об этом говорить, а то прослывешь "странной". В спортазале тоже все как бы сами по себе, нет никакого общения, как бы не ваше дело, чем я здесь занимаюсь.

Латыши ужасно любят театр, но это не связано с любовьью к искусству вообще. Иностранец может и не понять, отчего так много народу собралось на премьеру местного любительского театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков. (Чуть не написала слово "классиков" в кавычках:) Для многих быть в курсе абсолютно всех театральных событий - вопрос престижа, но новая мода - выбрать из всего происходящего любимый коллектив, или режиссера, или драматурга и не интересоваться прочим.

Конечно же латыши любят петь. Они поют в хоре, они поют шлягеры за столом, они поют на конкурсах, которых проводится множество в самых разных песенных жанрах - от местных домов культуры, до международных, они поют с детства - шепелявыми писклявыми голосами, до глубокой старости (детьми обычно громко восхищаются, дают им сладости, стариков - вежливо слушают и по возможности - подпевают). Недаром "Праздник песни", который происходит раз в четыре года - одно из самых грандиозных событий, и на его проведение средств не жалеют.

Одна из страннейших вещей - долгие прощания. Вы можете в прихожей простоять минут сорок, пока вас отпустят. Они вдруг вспомнят что-то важное, или начнут расспрашивать о каком-то роственнике, пойдут за записной книжкой, чтобы записать чей-то номер телефона или чтобы ты его записала, а пока что тебе поднесут еще рюмочку и закуски, завернут тебе остатков еды для собаки или кусочек торта для детей, но любое неосторожное слово может стать причиной задержки еще минут на десять-пятнадцать.

Рецензии

"Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности?"

Для меня это невозможно. Потому что прежде всего национальная идентичность определяется языком, на котором думаешь. И русский для меня - это единственный возможный для этого язык.

АВы наблюдательный человек. Кое-какие пометки на полях:
- история с немкой и поляком. Да, такое вполне вероятно: арийка полюбила неарийца. Немке, кстати, по законам 3-го Рейха вовсю улыбался концлагерь. Но ситуация была бы разрешима, потому что поляк мог бы быть признан "фольксдойч". Однако градус взаимной ненависти был слишком высок - шла Вторая Мировая война. Так что тут речь идет скорее о том, насколько возможно ради собственного спасения пойти на сотрудничество с врагом. То есть, по сути, на предательство.
- "...театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков." Тут дело судя по всему вот в чем. Латышский язык в то время развивался только благодаря трудам националистически настроенной интеллигенции и сельской аристократии. В Украине было, вобщем, тоже самое. Поэтому, действительно, хорошим тоном и обозначением наличия национального самосознания является просмотр пьесок сомнительной культурной ценности, но написанных в позапрошлом веке вышеозначенными провинциальными "титанами духа". Другой культуры у этих национально озабоченных несчастных просто нет. Вообще-то мне кажется, что истинная культура интернациональна. То есть, даже будучи написанной на национальные темы, произведения обозначают отношение автора к общечеловеческим ценностям, а национальные или временные особенности проходят как фон, подчеркивая идеи автора.

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

Эстония - одна из самых успешных стран на постсоветском пространстве. Наши соседи и жители данной страны отличаются от россиян не только менталитетом, но и внешностью. Эстонцы живут спокойно и размеренно, никуда не спешат, потому что никуда не опаздывают. Страна по площади соизмерима с Ростовской областью, там имеются города с населением в 100 человек. Флегматичные эстонцы, внешность которых весьма отлична от типичного россиянина, это герои множества смешных историй, о них речь в данной статье.

Историческая справка

Упоминания о «народе земли» (maarahvas) встречаются в трудах Тацита (1 век нашей эры). В них упоминается народ (aestii), который занимается земледелием на землях у Балтийского моря, живущий восточнее германцев и отличающийся от них языком и внешностью. Эстонцы (фото в национальных костюмах ниже) имели собственные традиции и обычаи, вели оседлый образ жизни.

Современные жители Эстонии, которых насчитывается порядка 925 тысяч, относятся к восточной или атланто-балтийской антропологической группе, разговаривают на эстонском языке финно-угорской языковой семьи.

Племя эстов

К концу Средневековья, в 8 веке, на территории современной Эстонии уже существует самобытный этнос со сложившимся языком и традициями. Среди последних самые главные - это жилая рига, ржаной хлеб. В народной культуре появляются свадебные, рождественские традиции. Кроме того, очень важным элементом этноса являются традиции, связанные с поминанием усопших.

А еще своеобразная руническая песня, для которой характерно наличие краткого, но с вариациями мотива.

Именно в этот период формируется национальный костюм эстов. Для женщин - это добела отбеленная льняная сорочка, шерстяной сюртук и юбка, которая обмотана поясом.

Главным божеством был Уку (дед), религиозные обряды не были сложными, жрецов не было. Священным местом были дубравы, ручьи, источники.

Антропологические данные

Как уже говорилось, антропологически современные эстонцы - переходный тип между двумя расами европеидного типа: восточно-балтийской и атланто-балтийской. Во внешности эстонца признаки этих рас встречаются в чистом и смешанном виде.

Представители восточно-балтийской расы, которую называют еще восточноевропейской, считаются потомками ладожского типа, что встречается на востоке Германии, странах Балтии, Финляндии. Цвет волос у них светлый, глаза серые или светлые, прямой нос (часто с вогнутой спинкой) и узкое лицо, очень светлая кожа, высокий рост и мезоцефальная голова. Такие эстонцы мужчины (фото внешности выше) имеют густую растительность на лице и груди.

Атланто-балтийская раса - североевропейская локальная раса, которая отличается от предыдущей более высоким ростом, более узким лицом, носом с высоким переносьем, и чуть более темной пигментацией кожи. Кроме того, у мужчин-эстонцев (фото ниже) данного типа рост бороды средний. Третичное оволосение на теле средне-слабое.

Внешность эстонца: особенности

Антропологически эсты очень сильно отличаются от представителей угро-финской расы. Череп у них мезоцефальный. Длинный и узкий нос, четырехугольные надбровные дуги и выдающиеся скуловые кости - ярко выражен у мужчин эстонцев. Внешность женщин отличается меньшим черепом и более широкой лицевой частью.

Большинство эстов имеют рост выше 170 сантиметров и крепкое, коренастое телосложение. Цвет их кожи белый, волосы свело-русого или светло-коричневого оттенка. Цвет глаз светлый, серый или голубой.

Особенности характера

Упрямый и злопамятный, но терпеливый и душевно мягкий - такие вот противоречивые эстонцы. Внешность часто обманчива, и за миловидной внешностью мягкого блондина может прятаться ревнивый и подозрительный Отелло.

Разозленный эст станет жестким и мстительным противником. Особенно, если учесть, что эсты решительные, смелые, честные и находчивые в опасности.

Но при этом в большинстве своем флегматичны, медлительны (или скорее не торопливы), не прочь полениться и проявить беспечность.

Собирательный образ прибалта

Для россиян при упоминании северных соседей сразу всплывает образ финна из культовых фильмов про национальные особенности («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»). И все же этот собирательный образ не совсем иллюстрирует внешность эстонца.

Латыши, литовцы, эстонцы, в понимании россиянина, все прибалты. К сожалению, в кинематографе не так часто встречаются представители эстонской национальности.

Тем не менее вот вам несколько имен эстонцев, внешность которых всем знакома: телеведущий Урмас Отт, представители эстрады Яак Йолла и Анне Вески (ниже на фото). Эстонцев, внешность которых узнаваема, не так много. Но и самих представителей этой национальности не так уж и много.

Генетику не обманешь

Последние исследования генома жителей Балтии свидетельствуют о тесной связи литовцев, латышей и эстонцев. Внешность (фенотип) это подтверждает.

Эти данные свидетельствуют о том, что при формировании этих этносов одинаковые антропологические расы (восточноевропейская и североевропейская) в этом процессе участвовали, правда, в разное время. И внешность эстонцев (фото детей выше), латышей и латвийцев не оставляет в этом сомнений.

Как отличить эстонца

Несмотря на общность внешности, эстонца среди прибалтов отличить можно.

Так, среди рассматриваемых этносов, эстонцы самые высокие, латыши и литовцы в среднем ниже на 3 сантиметра. Эстонцы мужчины (фото главное), как и женщины, практически депегментированы. Это значит, что волосы, брови, глаза у них светлые.

Эстонец-брюнет - очень большая редкость, при этом и откровенных блондинов среди них всего 2%. Большинство имеют русые волосы и серые глаза. У трети эстонцев глаза имеют смешанного цвета радужку. Волосы прямые, а если и вьются, то мягкими локонами. Брови выражены слабо.

В отличие от других прибалтийских народов, эсты имеют прямой, но с выраженным наклоном лоб. Выраженные челюсти, широкий рот, сравнительно средней толщины губы и выступающий подбородок - типичные черты внешности эстонца.

Эстонский бренд

Красота по-эстонски - это Кристина Хейнментс и Яна Кувайцева. Это победители конкурса «Мисс Эстония» разных лет. Хотя стандарты красоты во многом зависят от мировой моды, но нордическая красавица с длинными светлыми волосами, большими и светлыми глазами, округлыми формами всегда нравилась, и будет нравиться мужчинам. И не только эстонцам. Культура и правила таких конкурсов меняется, но просто белокурая Барби - уже давно не эталон успешного мужчины.

70 признаков, что вы эстонец

Не удивляйтесь, есть в сети такой перечень. Все их мы конечно, не приведем в данной статье, но первую десятку процитируем. Итак, вы точно эст, если:

  • В подарок другу из другой страны ты берешь коробку конфет «Калев».
  • На фестивалях песни (на которых бывал почти на всех) ты узнаешь даже зрителей.
  • Ты уверен, что стратегически Эстония расположена оптимально.
  • Перед выходом на улицу ты несколько раз возвращаешься к термометру, чтобы посмотреть температуру.
  • На вопрос о национальном блюде ты только загадочно улыбаешься.
  • Когда тебя спрашивают о том, что посмотреть в Эстонии, ты отвечаешь: «Тут везде интересно!».
  • Ты абсолютно уверен, что 14 падежей в языке - это вполне нормально.
  • Если номер машины из 4-х знаков отключает мозг - ты эстонец.
  • Когда автобус задерживается на 2 минуты, ты уверен, что с водителем приключилось несчастье.
  • Для тебя тишина - это весело.

Русские эстонцы

На территории России эсты-сету с 10 века проживали в Псковской области.

На территории Ленинградской области эстонцы появились после Великой Северной войны (1700-1721) между Швецией и Россией, в результате которой Прибалтика стала частью нашего Отечества.

После августа 1940 года, когда Эстония стала одной из республик СССР, много коренного населения было сослано в Казахстан, Коми АССР и Сибирь. В период Второй мировой войны тысячи людей были эвакуированы вглубь России. В период репрессий, в 1949 году, около 20,5 тысячи эстонцев были депортированы.

После распада Советского Союза много эстов вернулось на историческую родину.

Сегодня в России проживает до 20 тысяч эстонцев, большинство в Красноярском крае.

Эсты, изменившие мир

Эта страна подарила много выдающихся людей, сыгравших свою роль в самых разных областях. Перечислим лишь некоторых из знаменитых эстов.

Арво Пярт - современный композитор, что шесть последних лет уверенно занимает верхние строчки в списке тех, произведения которых исполняются чаще всего.

Уличный самобытный художник, которого знает вся Европа - Эдвард фон Лынгус. Его граффити украшают улицы Берлина, Рима, Амстердама и Парижа, а вот лица его никто не видел. Его работы можно увидеть в Таллине и Тарту.

А вот дизайнер одежды Роберта Эйнер одевает Мадонну, Леди Гагу, Рианну. Об этой талантливой эстонке заговорили после ее триумфального показа Who"s Next в Париже.

Певица, которая собирает миллионы поклонников на YouTube - Керли Кыйв (на фото). Этой молодой вокалистке предсказывают блеск Мадонны, в труппе у которой танцевал еще один талантливый эстонец Яан Роозе (известен уникальными навыками по хождению по стропе - слеклайне).

Нельзя не упомянуть и еще одну певицу, которая была известна на весь Советский Союз наравне с Аллой Пугачевой и Лаймой Вайкуле. Это Анне Тынисовна Вески. Кстати, она получила орден Михайло Ломоносова за свой вклад в развитие культуры от общероссийской общественной организации «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (2007) и Орден Дружбы за вклад в развитие российско-эстонского партнерства в сфере культуры и популяризацию русского культурного наследия в Эстонской Республике (2011).

И в заключение

Заканчивая характеристику эстов, хочется привести несколько интересных фактов про эту страну и ее коренных жителей.

Всем знаком ликер «Старый Таллинн» (Vana Tallinn). Так вот, известно, что этот напиток был придуман эстонцами для оккупантов. Сами они его не пьют. Но в Советском Союзе этот сладкий и крепкий напиток был очень популярен. В разное время он имел разную крепость, но неизменный травный вкус. Его добавляют в шампанское или горячий кофе.

Эстония - страна с самым с маленьким населением (1,3 миллиона) среди стран Евросоюза. Тем не менее именно эта страна находится на 8 месте в рейтинге стран по доле олимпийских медалей на миллион жителей (25,5 медали).

В этой стране женщины живут дольше мужчин в среднем на 10 лет. Скорее всего, именно это делает перекос в количестве женщин и мужчин в соотношении 100 к 84.

Эстония - зеленая страна. 52% ее территории занимает лес, а третью часть - болота. Герой национального эпоса (Kalevipoeg) - лесной великан, который беседует с ежиками.

Вся территория страны покрыта Интернетом, причем 4G. Сеть есть даже в самом глухом лесу, где размещены онлайн-камеры. Страна первой ввела голосование онлайн (2005 год), налоги оплачиваются через Интернет, виртуальное гражданство может получить любой иностранец. Кстати, 44% работников Skype, программы, которую придумали и запустили три эстонца - Яан Таллинн, Ахти Хейнла и Приит Касесалу, живут и работают в этой стране.

Эстонский язык поражает своей оригинальностью. В нем 14 падежей, нет будущего времени, но есть 3 варианта времени прошедшего.

В течение года в эту страну приезжает туристов больше, чем всего населения - до 1,5 миллиона.

Автор блога Филипс Бирзулис является основателем портала travelinlatvia.lv, где делится советами, как вести себя с представителями разных народностей у них дома, чтобы не выглядеть кретином. Про латышей он пишет так: «Латыши – народ с другой планеты, понять их намного сложнее, чем многих других иностранцев. Так что если Вы планируете отправиться в Ригу, подружится с кем-то будет сложнее, чем заставить себя не писать на памятник Свободы».

Наш портал с разрешения Филипса публикуют часть его размышлений в переводе с английского.

Выучи латышский - и латыши к тебе потянутся

У латышей слабое представление о том, как далеко распространяется их родной язык. Несмотря на то, что на латышском говорят около двух миллионов человек, встретить говорящего по-латышски, например, в Мумбае практически невозможно. Однако латыши очень гордятся своим поэтичным языком, так что иностранцам придется учить язык, чтобы сблизиться с латышами, несмотря на то, что иностранец в Риге прекрасно может обойтись лишь знанием английского. Но выучите хоть немного латышских слов. Ведь даже русские в Риге, несмотря на желание говорить только по-русски, говорят на латышском, пусть и с акцентом. Знание латышского поможет вам общаться не только в ирландских барах.

Не вспоминай войну

У латышей была очень тяжелая история, они пережили коммунизм, национализм, нацизм, советскую власть, немецкую власть, высылки в Сибирь, русификацию, стагнацию, мягкую революцию конца 80-х, демократию с коррупцией и общемировой кризис, присоединение к ЕС и введение евро. О чем бы вы не говорили, не обсуждайте с латышами их историю.

В магазинной очереди слишком не приближайся к тому кто перед тобой

Когда латыш вам рассказывает, что присоединил еще 10 гектаров земли к своему частному дому, чтобы не видеть рядом соседей, помните, он такой не один. Латыши привыкли жить в уединении на своих хуторах, одиночество у них в крови. Часто могут пройти годы, прежде чем вы узнаете имя своего соседа. И не приближайтесь к ним слишком близко, когда стоите в одной магазинной очереди. Латыши любят почтительное расстояние.

Рига не один из городов Латвии, а единственный город

Находясь в столице, вы можете подумать, что в Латвии есть и другие города. Но более 2/3 всего населения страны работает в Риге. Так что Рига не просто крупнейший город Латвии, а единственный город страны. Для сравнения, Даугавпилс, который находится на втором месте, имеет население всего в 100 000 человек, что вряд ли стало бы классифицироваться как город в мировом понимании. Однако 700 000 человек приезжих хуторян каждое лето проводят в родительских домах, в родной деревне, собирая грибы и ягоды и купаясь голышом в местных озерах. Для латышей такой возврат к истокам – важная часть их жизни.

Секстуристы бесят даже больше тех, кто писает на памятник

Если вы дочитали до этого места, то уже поняли, что если вы ведете себя как обезьяна и пахнете пивом, то, скорее всего, не сможете ни с кем познакомиться и проведете ночь в одиночестве. Поэтому хочется сразу предупредить туристов – женщины в Латвии очень красивы, а по весне они принимают витамин D на все доступные места, но это совсем не значит, что эти девушки доступны. Попробуешь познакомиться и тебя тут же признают вонючим секстуристом. А эту породу людей в Латвии ненавидят еще больше, чем тех, кто писает на наш памятник.

Otkrito.lv, Филип Бирзулис/ Фото: Филип Бирзулис


«Я напугана. Думаю, ситуация будет ухудшаться». Работающая по 13 часов в день медсестра рассказала о муках зараженных пациентов

 

 

Это интересно: