→ Памятники аргументы из литературы. Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для культуры?) (ЕГЭ по русскому). IY. Семейные проблемы

Памятники аргументы из литературы. Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для культуры?) (ЕГЭ по русскому). IY. Семейные проблемы

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.


Сочинение

Каждый город, помимо своей исторической составляющей, ассоциируется у большинства людей с теми достопримечательностями, какими он обладает. Это может быть маленькая, сохранившаяся с давних времен часовня, в которую съезжаются все жители соседних городов, или возвышающаяся над землей церковь, с большими, красивыми куполами, которые видно с любого уголка города. Памятники поэтам и художникам, огромные силуэты и маленькие, скромные бюсты, а также сохранившиеся старинные усадьбы – все это наполняет мир и остается важной составляющей нашей жизни. Но какую именно роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Вместе с В.П. Катаевым мы попробуем ответить на этот вопрос, поднятый им данном тексте.

Рассказчик повествует нам о том, как болезненно переживал он «эпоху перестановки и уничтожения памятников». Жуткий дискомфорт и даже внутреннюю пустоту принесло ему отсутствие Пушкина на Тверском бульваре. Те действия, которые совершала в тот период та самая «незримая всевластная рука», навеивали герою текста лишь «пустоту, с которой трудно было примириться». Уничтожение исторических и культурных памятников приравнялось для него с «другим измерением» - когда, вроде бы, все вокруг знакомо, но вместе с тем незнакомо, пусто и противоестественно.

В.П. Катаев считает, что памятники истории и культуры – это та часть исторической памяти, которая создает неповторимый облик города. Она вмещает в себя всю ту совокупность деталей, исторических событий и фактов, за которые мы и ценим каждый отдельный город нашей необъятной Родины.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, исторические и культурные памятники – это постоянное напоминание о насыщенном прошлом нашего Отечества. Уничтожая их, мы, в первую очередь, уничтожаем тот облик, ту атмосферу, за которые мы и любим свой родной город. И дело даже не в красоте и величественности тех каменных силуэтов, которые зачастую пытаются заменить более новыми и усовершенствованными «пародиями», - дело в их историческом прошлом. И потому любое обветшалое. но исторически важное здание, однажды благополучно снесенное, еще надолго оставляет после себя «эффект присутствия» и невосполнимую пустоту.

Об этой проблеме рассуждает в своей статье «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачев. Автор пишет в ней о том, что «…утрата любого памятника культуры невосстановима…», потому как ни один современный памятник не может заменить своим прошлым тот монумент, который ни одно десятилетие радовал и вдохновлял людей, потому как «…материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами…». Писатель считает, что уничтожение культурных и исторических памятников – это показатель неуважения к прошлому своей страны.

О роли памятников в жизни человека пишет и А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник». Памятник в поэме не является неодушевлённым предметом, а, наоборот, символизирует образ Петра I и представляет собой живое существо, способное наполняться «великими думами». Этот самый Медный Всадник, как в жизни, так и в поэме, воплощает в себе противоречивый образ Петра – с одной стороны, мудрого деятеля, с другой – самовластного императора. Он является ярчайшей деталью, из которых и состоит Санкт-Петербург и благодаря которой жители нашей страны так любят этот город на Неве.

В заключение хотелось бы еще раз отметить патриотическую важность сохранения памятников истории и культуры. За каждым из нас стоит неоспоримая задача – передать своим потомкам любовь к истории своей страны, а памятники и строения с глубокой историей являются непосредственными нам в этом помощниками.

О сохранении памятников культуры

Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного вос­питания общества.

Первая проблема - о необходимости бережного отноше­ния к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Ком­ментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.

Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры - это отражение духовной жизни народа, его национальных осо­бенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляю­щие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.

Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам куль­туры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, явля­ются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.

Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олице­творял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надруга­тельством над народной святыней. Это счастье, что по его об­разу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержин­скому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.

Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насиль­ственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и вся­ческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.

История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни - в созидании, а не в разрушении.

Здесь искали:

  • проблема сохранения культурного наследия аргументы
  • проблема вклада в отечественную культуру аргументы
  • проблема сохранения памятников культуры аргументы

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Бородино». В сти­хотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одно­му из самых драматических моментов в русской истории - Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриоти­ческим пафосом, автор гордится героическим прошлым сво­ей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Боро­динской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, лю­бовью к России:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. - Молись!

Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие - сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

  • Н. Рубцов - стихотворение «Видения на холме». В сти­хотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к ис­торическому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Ба­тыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»: Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.

Однако есть у поэта то, что он может противопоставить это­му всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.

  • В. Распутин - повесть «Прощание с Матерой» (см. со­чинение «Проблема исторической памяти»)
  • В. Солоухин - «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказы­вает об отношении нашего государства к иконам, о безжалос­тном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об ико­нописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли ав­тора, - соприкосновение с душой народа, с его вековыми тра­дициями...
  • В. Солоухин - сборник очерков «Время собирать кам­ни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохра­нения памятников старины - писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксако­ва, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старца­ми, с духовным развитием народа.
  • В. Астафьев - повесть в рассказах «Последний поклон».

В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не -деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике луч­шие качества - доброту, любовь и уважение к людям, душев­ную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, лю­дей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства - негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они - боль­шая и маленькая - неразделимы, они - друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и тру­диться», - пишет В. Астафьев. Это чувство Родины стано­вится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой ро­дины: пришла коллективизация, были разорены семьи, раз­рушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писа­теля были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных по­селков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.

Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла – не успела. У М.

Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”.

Один из нихЭпиграф – - Пьер БезуховЭпиграф – - герой романа-эпопеи Л. Н.Эпиграф – Толстого «Война и мир» . В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым… И как итогЭпиграф – - полная утрата смысла жизни.

“Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?”Эпиграф – - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человекЭпиграф – - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

 

 

Это интересно: