→ 14 февраля католический праздник или православный. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам. Валентин – это католический святой

14 февраля католический праздник или православный. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам. Валентин – это католический святой

Нам не нравится, когда в нашей собственной стране, навязываются некие единые нормы поведения, слова и выражения, подобные праздники и всё остальное... Мы крайне отрицательно относимся к так называемой демократизации, глобализации, смешению стилей, культур и рас и пр. Русский народ, а значит и Россия год от года теряет свое неповторимое лицо. Хочешь ли ты быть послушным винтиком в мире глобализации, всеобщего хаоса и смешения? Или хочешь оставаться Человеком, верным своей исконной традиции и культуре?

Не успели мы разобраться со своими старыми “праздниками”, ставшими традиционными после 1917 года, как на нашу землю хлынули новые напасти. Навязанный средствами массовой информации, ворвался в нашу жизнь “День Святого Валентина”.

Кому-то понравилось. Появился лишний повод оттянуться. На вопрос, какое отношение это имеет к России, выдвигается всё тот же убийственный аргумент: “Ну что мы, хуже других?”. Нет, не хуже, просто к нам это не имеет абсолютно никакого отношения. Да и не только к нам, но и к здравому смыслу тоже.

Внедрение в нашу жизнь новых “праздников” весьма выгодно тем, кто вводит подобные новшества. Несёт это весьма приличные прибыли от продажи всевозможных сувениров, открыток, безделушек и, конечно, спиртного.

День Святого Валентина существенно повысил продажи товаров, которые можно использовать как подарок для любимого человека. Особенно это заметно у тех продавцов, которые не поленились немного изменить дизайн и текст своих лотков соответствующим образом. С начала февраля магазины, киоски и рынки заполнены самыми разнообразными сердечками. День св. Валентина ехидные журналисты называют "Днём святого Холмарка", в честь основателя праздника и по совместительству основателя открыточной корпорации Hallmark, которая половину годовой прибыли делает на продаже бумажных сердечек. Рестораны и отели заманивают парочки "эротическими меню" и романтичными вечерами при свечах. Турфирмы объявляют о спецпредложениях - романтических путешествиях. Не зря некоторые продавцы называют этот праздник "великим коммерческим днём".

Впрочем, дело-то ещё серьёзнее. Вместо наших русских праздников нам подсовывают западный суррогат, дабы наше сознание довести до сознания западного быдла. Так легче с нами справляться. Остаётся только сокрушаться, что часть наших соотечественников оказываются готовыми принять любую, даже самую бредовую идею, навязанную извне. Говорить тут о Русских традициях бесполезно. Праздник же! Вау!1

Этот праздник пока ещё молодой, его начали отмечать в России относительно недавно. Он неофициальный, но весьма популярный, особенно среди молодежи. Его пропагандировали все СМИ. На темы праздника сочинялись песни, снимались "весёлые" кинофильмы. Такая массированная информационная атака на умы возымела действие, и люди, якобы сами, по своей воле, добровольно приняли решение отмечать такой "весёлый" праздник.

Ответ даёт изучение истории зарождения праздника св. Валентина, которая к настоящему времени обросла многочисленными легендами. Однако достоверно известно, что этот праздник восходит к Римскому празднику Луперкалия (Lupercalia). В Древнем Риме праздник Луперкалия считался праздником очищения и плодородия. Праздновался он в ночь с 14 на 15 февраля в честь бога Фавна (от латинского fatuor — быть одержимым) — древнеиталийского бога плодородия. Отличительными чертами Фавна были сладострастие и сексуальная распущенность.

Начиналось празднество в Луперкале — святилище Фавна Луперка (от латинского lupus — волк). Сначала луперки (жрецы бога Фавна) приносили в жертву собаку и козла. После жертвоприношения обнажённые луперки, со шкурой закланных на алтаре козлов на бёдрах, обегали вокруг Палатинского холма в Риме. По пути они стегали вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Удар жертвенным ремнём считался добрым знаком того, что у женщины в этом году произойдёт зачатие ребёнка. Жертвенный ремень из кожи козла называется scrotum, что в переводе имеет ещё два значения: 1 — кожаный козлиный мешок и 2 — мошонка.

Луперкалии совпадали по времени с древне-римским Новым годом — по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля. Февраль до 450 г. до н.э. был последним месяцем года. На середину февраля приходился Februa — ежегодный праздник культового очищения. Праздновался он в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata — Юноны Лихорадочной (Невоздержанной). Во время этого праздника все оставляли свои дела, и начиналось "веселье" — массовая сексуальная оргия.

В результате беспорядочных половых связей рождается неполноценное потомство, но именно беспорядочные половые связи культивирует праздник дня св. Валентина. Во всяком случае это следует не только из сути праздников-предшественников дня св. Валентина, но из текстов современных песен и кинофильмов, например фильма А. Эйрамджана "День святого Валентина", скромно называемый "лирической комедией" и показываемый по телевидению каждый год в одноимённый день.

Символом дня св. Валентина является валентинка. Её, пробитую стрелой, целуют и называют "сердцем". Должен отметить, как врач, что подобного сердца в природе не существует.

Но, помня русскую пословицу "Нет вещи без образа", посмотрите внимательно вокруг себя, и вы легко найдёте эту вещь. Женщинам это сделать легче, достаточно дома, стоя спиной к зеркалу, нагнуться и посмотреть на себя. После данных строк многие обвинят автора в пошлости, но зря.

Если обратиться к истории Древней Греции, чья культура стала основой культуры Древнего Рима, то увидим, что именно данный символ, пробитый стрелой, обозначал телесную любовь — эрос (в Греции любовь обозначалась тремя словами для трех состояний: Эрос — телесная любовь; Филос — любовь к мудрости; Агапэ — божественная любовь). В обществе, где господствовал культ красивого тела и носил красивое название gluetus — ягодичный, и стрела, обозначающая мужское начало, оказалась на месте. Другими словами этот контур-символ, пронзённый стрелой, означает акт совокупления мужчины и женщины. Католическая же церковь, заимствовав ритуал многобожников, нарекла символ этого ритуала сердцем. Воистину "если на клетке слона прочтёшь "буйвол" не верь глазам своим" (К. Прутков).

Но и это не всё. Согласно "христианской" традиции считается, что "день св. Валентина" празднуется в честь мученика за веру. О мученичестве св. Валентина сложено немало легенд. Одна из них повествует о том, что римский император Клавдий считал, что семья мешает солдатам беззаветно, без оглядки сражаться за империю и издал указ, запрещавший военнослужащим жениться. Однако римский священник Валентин, несмотря на указ, продолжал венчать всех желающих без разбору. За это 14 февраля 273 года Валентин был казнён.

Другими словами в Древнем Риме при комплектовании армии действовал закон, по которому тот, кто желал служить в римской армии за очень хорошее денежное вознаграждение по контракту должен был отказаться от создания своей семьи. Это делалось не столько для того, чтобы армия была мобильной, сколько для обеспечения гражданского мира в государстве. Ведь это было время непрекращающихся дворцовых переворотов. Свержение императора производилось путём его убийства и преданных его соратников. Прочность императора на троне обеспечивала преданная ему армия. Выведение армии из клановых разборок привело к тому, что на период с 284 по 476 год приходится период расцвета Римской империи. Если же солдаты заводили семьи, то они автоматически втягивались в защиту интересов тех кланов, к которым принадлежали их жёны. Армия становилась не единым, монолитным организмом, а превращалась в сборище враждующих между собой вооруженных формирований. Другими словами — это гражданская война. И в это время христианский священник Валентин деятельно работал на то, чтобы в стране разгорелся пожар гражданской войны. Хорошее же человеколюбие!

Никто не утверждает, что Римская империя была справедливой. Вовсе нет. Её существование определялось ходом глобализации. Но гражданские войны всегда ведут к страданиям множества людей. Христианский же священник Валентин, венчая солдат, совершал преступление против людей, готовя гражданскую войну, при этом прикрывая свои деяния лицемерным утверждением, что он действует на благо и в интересах людей.

В 496 году, после расчленения римской империи, римский папа Геласиус объявил 14 февраля «днём Святого Валентина». Этот день был объявлен праздником всех влюблённых (своего рода пиаровская акция церкви). И вот последние 15 лет православные святой Руси празднуют в феврале день св. Валентина — ритуал католической церкви2.

Источники:
1. Я.В.Ушаков "Святой Валентин - покровитель душевнобольных"
2. А.И.Белоглазов "РПЦ целует "валентинку"

Белослав "Бумеровод"
Недалёкое воображаемое будущее. Год 20xx...

- Что значит "Не буду праздновать?".
Уполномоченный по воспитательной и профилактической работе удивлённо крякнул и уронил ручку. Пока он её поднимал, кряхтя и чертыхаясь, молодой парень Денис, 23 лет, одетый по-домашнему, в майку и спортивные штаны стоял в проёме калитки и наблюдал за сей картиной.
- А вот не буду и всё тут! Не наш это праздник! Чужеродный! - парень ответил, дождавшись, пока толстенный уполномоченный примет вертикальное положение. "Интересно - форму на них шьют где? чай не меньше 56 размера будет" - думал он.
- Я тебе дам, чужеродный! Указ видишь?
Он принялся тыкать в лицо ксерокопией гербовой бумажки "О праздновании дня Святого Валентина" и продолжил:
- Правительство, понимаешь, заботится о нём, праздник дополнительный подарили, а он кочевряжится! Раз сказано праздновать - значит праздновать!
"Чужеродный!" , передразнил он парня. И тут его скудную на мысли голову озарило просветление:
- А может ты ещё и расист? Раз праздник тебе чужеродный? Нет ну точно расист! Сейчас ты у меня быстро по 282-й загремишь!
- А вообще с чего это вы вдруг решили что именно я не праздную? - перебил он начавшийся было ход мыслей.
- Как с чего ты глянь, видишь, все повесили шарики на домах, сердечки и всё такое. Всё согласно указу. Раз правительство считает это праздник таким великим, то надо праздновать, вон в Питере так вообще официально день поцелуев сделали. Там для этих целей специально педе... геев пригласили в знак примирения и покаяния за тоталитарное прошлое.
- А почему вот в том двухэтажном особняке напротив шариков нету? - спросил хозяин дома
- Ну ты даёшь!!! Это ж таджикские трудолюбивые мигранты! Им нельзя навязывать, как-никак тысячелетняя культура и самобытные традиции - сыпал уполномоченный заученными на политзанятиях штампами - Короче - если я куплю эти шарики и повешу, всё будет хорошо? - утомлённо отозвался Денис
- Да чёрт с тобой! Купишь, повесишь, вычеркну из списка! Ведь покупая эти полезные вещи ты помогаешь нашим дорогим трудолюбивым мигрантам! понимать должен политическую ситуацию! Зелёный ещё. В общем через час приеду проверю - пригрозил он втискиваясь в служебную "шестёрку"...

Дополнение от читателей

Кстати, святого Валентина можно обвинить ещё и в подрыве военной мощи государства, со всеми вытекающими последствиями для тех, кто празднует этот день. Потому что, согласно преданию, в те времена, когда святой Валентин проповедовал христианскую веру, которая была вне закона, Римская империя вела тяжёлую войну с готами. И чтобы легионеры не привязывались к семьям и лучше воевали, римский император Клавдий II запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж.

Но святой Валентин, который был обычным священником и сочувствовал несчастным влюбленным, посмел ослушаться императора и тайком от всех под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Об этом вскоре стало известно властям, и святой Валентин был брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Ника Кравчук

Есть ли святой Валентин в православии?

14 февраля отмечают праздник влюбленных, как его еще называют, день святого Валентина. Многие считают, что это загадочный католический святой, тайно венчавший молодые пары. Но, как оказалось, святой Валентин в православии также почитается. И не один, а три. Но имеет ли хоть один из мучеников что-то общее с влюбленными?

Коммерция или праздник?

День святого Валентина — коммерчески выгодный праздник влюбленных — ничего общего ни с Католической, ни с Православной Церквями не имеет.

Во-первых, христианство возвеличивает не влюбленность, а любовь. Розы, валентинки, признания, свечи, романтический ужин — это только красивые декорации. Но за ними не обязательно прячется настоящая любовь — жертвенная, соединенная с долготерпением и милосердием.

Во-вторых, церковные праздники обязательно связанны с молитвой. Верующие приходят в храм на богослужения, ставят свечи, возносят прошения и благодарения. В дни памяти определенных святых часто служат молебны и читают акафисты.

Ничего такого в светском Дне влюбленных не увидишь. Более того, Католическая Церковь вспоминает святого Валентина 14 февраля чисто факультативно. Это продолжается еще с 1969 года, после реформы календаря святых этой Церкви. В это время святого исключили с общецерковного календаря, так как в источниках не сохранилось полных и достоверных фактов о мученике. Известно только то, что такой святой действительно жил и был убит за исповедование христианства.

Три святых Валентина

Невзирая на светский праздник влюбленных и календарную реформу на Западе, святой Валентин в православии как почитался, так и почитается. Точнее, не один, а три (все они жили еще до раскола христианства):

  1. Валентин Римлянин;
  2. Валентин Доростольский.

Сложно сказать, с которым из этих праведников связанна история светского дня влюбленных. Ни одного святого с таким житием, как описывают глянцевые журналы и сайты для подростков, не существовало. Тем не менее, можно заметить некоторые детали, напоминающие биографию епископа Интерамского Валентина, разбавленную романтическими рассказами.

Валентин Римлянин

Священномученик Валентин Римлянин жил в ІІІ веке в Риме и умер за Христа при императоре Клавдии II (268-270) — святого обезглавили. Вместе с пресвитером Валентином пострадали императорский чиновник, которого святой привел к вере, и семья персов- христиан. Их память почитается 19 июля.

Епископ Интерамский

Второй из нашего списка святой Валентин в православии вспоминается наиболее часто. Жил святой почти в то же время, что Валентин пресвитер, лишь на несколько лет позже. Он был епископом города Интерамны (сегодня — Терни в Италии), а среди народа прославился как целитель от Бога.

До нашего времени дошла история о том, как по молитвам епископа один юноша избавился от травмы позвоночника. А началось все с того, что в Рим с Афин пришли три грека, чтобы учиться у некого Кратона. Сын Кратона — Хоримон — через травму не мог даже выпрямиться. Никто из врачей не способен был помочь юноше, пока отец не пригласил епископа Валентина. Святой в отдельной комнате молился целую ночь. И это подействовало: юноша исцелился.

Видя это, семья Кратона и его ученики поверили в Бога, крестились и стали проповедовать, насколько это было возможно. Вскоре святой Валентин Интерамский был казнен, а следом за ним — Кратон из сыном и учениками. Эти мученики, как и святой Валентин, в православии вспоминаются 12 августа.

Валентин Доростольский

Святой жил в III веке в городе Доростол (сегодня это город на Дунае, у границы Болгарии с Румунией). Вместе с другим мучеником за веру — Пасикратием — служил у правителя Авсолана. Когда обострились гонения на христиан, два воина открыто заявили о своих религиозных взглядах и отказались поклониться идолам.

За это в 288 году были казнены. Как и предыдущим мученикам, им отрубили головы. Святому Валентину тогда было 30 лет.

Эти три рассказы — еще одно подтверждение того, что ничего общего «день влюбленных» в светском понимании и святой Валентин в православии не имеют. Но если же молодые станут молиться этим мученикам об укреплении их отношений или о даровании любви, пойдут в храм и поставят свечку святым, своими словами обратятся к ним, то это будет уже совершенно другая история.

О светском Дне святого Валентина и влюблённости рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Где-то раздают леденцы в форме сердца, где-то готовят массовые свадьбы, а где-то ставят робота для объятий – в мире отмечают День святого Валентина

Кто такой Валентин?

С V века в день 14 февраля праздновали память сразу двух святых Валентинов. Первый – это Валентин Римлянин, обезглавленный около 269 года; другой – Валентин, епископ Интерамны – итальянского городка в Умбрии.

Про первого Валентина известно совсем немногое: он исцелил от слепоты дочь императорского сановника Астерия. После этого чудесного исцеления Астерий вместе со всей семьёй принял христианство. Узнав об этом, император казнил Астерия и Валентина.

Про Валентина Интерамнского известно больше. Валентин родился в 176 году в семье патрициев, в молодости принял христианство. В 197 году, когда ему было чуть больше 20-ти лет, был назначен епископом родного города Интерамны. «Житие святого Валентина», составленное в Риме в V–VI веках, гласит, что в 270 году его пригласил в Рим философ Кратон, который попросил исцелить больного сына. У мальчика был так искривлен позвоночник, что голова касалась колен. После чудесного исцеления Кратон и его ученики, среди которых был сын римского градоначальника, приняли христианство. Градоначальник приказал схватить Валентина и пытался заставить его отречься от своей веры, однако святой предпочёл принять мученическую смерть. Пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний – за распространение христианской веры. В Интерамне над могилой Валентина была выстроена церковь в его честь.

Валентин – это католический святой?

Оба Валентина – это святые древней неразделенной церкви. Интересно, что в Католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря оба святых Валентина были исключены из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святых отмечается на местном уровне в ряде епархий. А вот 14 февраля Католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян (православные отмечают день памяти равноапостольного Кирилла 27 февраля – то есть 14 февраля по старому стилю).

В православии память обоих Валентинов тоже празднуется, но в разные дни: память Валентина Римлянина отмечается 6 июля (19 июля н. ст.), а память Валентина Интерамского – 30 июля (12 августа н. ст.).

Откуда традиции праздника?

Как считает ряд историков, история праздника Всех влюбленных берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима – языческого праздника в честь бога плодородия Фавна (Луперк – одно из его прозвищ), который отмечался 15 февраля. Во время его празднования священники приносили в жертву козла – для плодородия и собаку – для духовного очищения. Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов, а вот шкуры животных нарезались полосками, которыми затем били по мягким местам женщин, желавших забеременеть. Был и еще один обряд: в этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну. Мужчины доставали эти пергаменты, и та, чей пергамент он достал, становилась его пассией на весь год. Или, по крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе.

Этот праздник был очень популярен в народе, и его продолжали отмечать даже после победы христианства. В конце V века папа Геласий I попытался придать Луперкалиям христианский дух: покровителем плодородия и влюбленных был объявлен святой Валентин. В Европе же День св. Валентина стали отмечать в XIV веке – первое упоминание о «Дне всех влюблённых» содержится в знаменитой поэме «Птичий парламент» Джеффри Чосера.

Что такое Валентинка?

Валентинка – это не просто поздравительная открытка. Первоначальное значение открытки с сердечком было более романтическим. Как писали составители «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», вручение «валентинки» было своеобразным ритуалом, участники которого на протяжении всего года ощущали на себе его последствия:

«Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца».

С начала ХХ века этот ритуал постепенно утрачивает свое значение под натиском коммерции.

Прижился ли День Святого Валентина в России?

Согласно опросу Исследовательского центра Superjob.ru, в этом году только 27% россиян в возрасте старше 18 лет планируют отметить День Святого Валентина. При этом 61% опрошенных решил проигнорировать этот праздник, а 12% пока находятся в размышлении. При этом с февраля 2007 года число поклонников Дня Святого Валентина снизилось практически вдвое: 8 лет назад этот праздник собирался отмечать каждый второй опрошенный.

В то же время, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), День святого Валентина является самым популярным из новых зарубежных праздников. На втором месте стоит Хеллоуин (его отмечают 10% опрошенных), далее идет Китайский Новый год (его справляют 5% россиян) и День святого Патрика (2% опрошенных).

Что будут дарить?

Мужчины собираются дарить возлюбленным цветы (27%), собственноручно приготовленные романтические ужины (17%), украшения (8%), открытки (8%), конфеты (7%), билеты в театр или кино (7%), духи или косметику (6%), ужин в ресторане (6%) и стихи (5%).

Среди сюрпризов, которые дамы готовят кавалерам, самым популярным стал романтический ужин при свечах: его планируют организовать 24% представительниц слабого пола. 9% женщин купили билеты на концерт, спектакль или в кино, 8% подарят любимому открытку с поздравлением, по 7% – конфеты и мужскую косметику, 6% – что-то из одежды. 5% представительниц прекрасной половины человечества забронировали на этот день столик в ресторане.

А как у них?

Американцы в этом году потратят на подарки ко Дню святого Валентина более 20,7 миллиардов долларов, что станет рекордной суммой для Америки. В основном деньги уйдут на конфеты, украшения и цветы для любимых. По оценкам Национальной федерации розничной торговли, американцы потратят 3,9 миллиардов долларов на ювелирные изделия, 3,5 миллиардов на организацию праздника, 2,1 миллиардов долларов на одежду, 1,9 миллиардов долларов на цветы, 1,8 миллиарда долларов на конфеты, 1,2 миллиарда долларов на подарочные карты и 933 миллиона долларов на поздравительные открытки.

День святого Валентина: католический праздник?

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня как католика поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня - они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween) это «Hallow Even» - «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом, веками значится св. Валентин (и даже не один святой таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей, которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога, где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу, который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.

Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.

Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.

Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.

Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский - 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дарСвятейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун - и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского).

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний - у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака)

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

"Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах - джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета - приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене - полтора шиллинга за штуку" (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже - по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина. Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л.С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых. Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря, сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых-покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть - более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом. Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще большую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

Петр Сахаров

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. День святого Валентина из года в год отмечается в католическом и протестантском мире, однако на сей раз праздник совпал с началом католического Великого поста — Пепельной средой, поэтому вместо признаний в любви и романтических свиданий верующим предстоит покаянно молиться и в буквальном смысле посыпать голову пеплом.

Пепельная среда

Первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: "Прах ты и в прах возвратишься" или "Обращайтесь и верьте в Евангелие".

Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах. Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет выражает покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.

Кроме того, в Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, домашние обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.

День святого Валентина

Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (Терни), почитается не только римско-католической, но и Русской православной церковью, день его памяти — 12 августа. Согласно легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Особенно широко День всех влюбленных отмечается в западном мире католиками и протестантами. С 90-х годов праздник укоренился и в России, правда, среди светских людей. Русская православная церковь дистанцируется от 14 февраля, считая День святого Валентина далеким от церковной действительности.

Что отметить?

По словам директора информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священника Кирилла Горбунова, почитание 14 февраля святого Валентина носит факультативный характер.

"В католической церкви 14 февраля празднуется память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этот праздник выше по рангу, чем воспоминания о святом Валентине, который является скорее местночтимым святым", — отмечает священник.

Однако в этом году католические верующие обойдут вниманием даже Кирилла и Мефодия. "На этот день выпадает праздник, который превосходит по рангу все прочие — первый день Великого поста. Поэтому весь день будет посвящен только вхождению в период покаяния, в пост", — подчеркнул собеседник агентства.

Папа римский — за Валентина

Папа римский Франциск любит благословлять новобрачных на счастливое супружество. А особенно в День святого Валентина. Каждую среду в Рим на аудиенцию к понтифику приезжают влюбленные пары со всего мира. Обязательная часть этой встречи — благословение новобрачных.

В День святого Валентина папа римский старается благословить как можно большее количество пар. А в 2014 году все желающие не смогли вместиться в отведенном для подобных встреч зале аудиенций имени Павла VI.

По желанию самого понтифика торжественное мероприятие в итоге перенесли на центральную площадь Ватикана перед собором святого Петра. Тогда папа римский во время специальной мессы в честь Дня святого Валентина благословил около 20 тысяч влюбленных из 28 стран мира.

Но в этом году понтифику придется отказаться от своего хобби. Согласно традиции, в первый день Великого поста голову папы римского пеплом посыпает один из старейших кардиналов во время богослужения в базилике святой Сабины на Авентинском холме в Риме.

 

 

Это интересно: