→ В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”? Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «Финал романа» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Философский смысл финала отцы и дети

В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”? Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «Финал романа» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Философский смысл финала отцы и дети

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» - он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу <…>. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй <…> до любви». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых - родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», - приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С. Тургенева» . Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище...»

Но как же любо мне <...>, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое. Там неукрашенным могилам есть простор <...>; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом… (А.С.Пушкин «Когда за городом задумчив я брожу…»)

Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова. Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное <…>. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам...» Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь <...> не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц». Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, - развивает метафору Тургенев. - И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» - не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной борьбы революционеров-демократов против либерализма. Началась активная пропаганда революционных идей, главным образом среди разночинной молодежи. Вспыхивали сильные студенческие волнения. Тургенев пытался разобраться во взглядах молодого поколения, представляющего новый тип передового деятеля - борца против отживающих либеральных принципов, перед которыми он, по его собственному признанию, снимал шапку, потому что чувствовал в нем “действительное присутствие силы, и таланта, и ума”. Поэтому в своем произведении Иван Сергеевич осветил наиболее типичные черты нового поколения, появившегося в период революционной ситуации. Весь роман построен на конфликте двух поколений, имеющих противоположные точки зрения по различным важным вопросам общественной жизни. Об этом говорит и само название произведения. Представителем поколения “детей” и главным героем, резко противопоставленным остальным персонажам, которые группируются вокруг него, в романе является Евгений Базаров. В образе этого героя автор воплотил подлинные черты типичного шестидесятника. Склад его мышления, идеалы, стремления, образ жизни - все отличает этого материалиста-просветителя от “уездных аристократов”, таких, как Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Естественно, что расхождения во взглядах повлекут за собой острые споры и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением. Многие крити-. ки говорят о жизненной важности и социальной значимости базаровых для развития общества. Тургенев называет его “нигилистом”, то есть человеком, который “ко всему относится с критической точки зрения”. Окончив университет, он очень сильно начинает интересоваться естественными науками: химией, физикой, ботаникой, зоологией, медициной. Базаров даже “хочет держать на доктора”. Увлечение этими науками - типичная черта культурной жизни России шестидесятых годов. Именно это научило главного героя “не принимать ни одного принципа на веру”, он “не склоняется ни перед какими авторитетами”. Можно сказать, что Евгений Базаров - сильная личность, человек огромного ума и воли: он неотступно защищает свои взгляды и убеждения и твердо стоит на своем. Считая, что настало новое время, время науки и знаний, он постоянно подчеркивает, что Кирсановы - “старички”, или “старые романтики”, “люди отставшие” и “их песенка спета”. Базаров привык надеяться на самого себя и на свои силы. Убеждение в том, что “всякий человек сам себя воспитать должен”, ставит героя на ступень выше, подтверждает его сильную волю. Наверное, он сумел бы даже отдать жизнь во имя своего дела. Придавая огромное значение науке, молодой “нигилист” совершенно отрицает живопись и поэзию. Искусство для него - извращение, гниль, чепуха; он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Сначала даже может показаться, что ему чуждо такое светлое и чистое чувство, как любовь. Базаров не унижается перед любимой женщиной, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, самого яркого представителя поколения “отцов”, который является одним из главных антиподов Евгения Базарова.

Манера общения этих двух персонажей характеризует их даже полнее, чем многие поступки. Так, речь Евгения Васильевича отличается простотой, лаконичностью, наличием пословиц, афоризмов, содержательных реплик. Он совсем не стремится говорить красиво, но все его краткие и вместе с тем полные глубокого смысла реплики указывают на начитанность и остроумие героя, свидетельствуют о знании им жизни. Наличие латинских терминов в речи естественника-медика говорит о том, что он хорошо знает свое дело. В Базарове нет барской изнеженности, которая присуща всем дворянам того времени. Павел Петрович же, напротив, подчеркивает свою принадлежность к аристократическому роду. Молодого разночинца раздражает обилие иностранных слов, разных специфических выражений в лексике Павла Кирсанова, таких, например, как “позвольте полюбопытствовать”, “не угодно ли пожаловать”, “приличествует”, и других, которые считались признаком изысканного и светского тона.

Несмотря на то что автор слишком импонирует Евгению Базарову, изображает его человеком твердого и глубокого ума, оптимистом, гордым и целеустремленным, он также указывает и на недостатки людей нового поколения. И в конце произведения главный герой умирает. Сам Тургенев объяснил это так: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще перед дверью будущего”.

С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”. В конце концов эта сухость и безразличие исчезают. Перед смертью героя открываются лучшие свойства Базарова, которые он на протяжении романа старался скрыть от окружающих, - это и поэтическая любовь к Одинцовой, и нежность к своим родителям.

Но почему же Евгений Базаров все-таки умирает? Я согласна с тем, что он, как прогрессивный человек нового поколения, обогнал свое время и не вписался в существующий порядок. Поэтому и Тургенев, ищущий выход из сложившейся ситуации, не смог найти Базарову места в этой жизни ни как новой политической силе, ни как образованному специалисту. Я считаю, что такого финала романа следовало ожидать от автора, который сам не разделял взглядов вождей революционной демократии. И хотя Иван Сергеевич уже не мог рассчитывать на либеральные реформы, революционный путь по-прежнему представлялся ему опасным и безнадежным. Писатель, разочаровавшись в существующем обществе, не доверял и новому прогрессивному движению, следовательно, находился в тупике.


Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.

Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.

Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.

Нигилист ничего не принимает на веру, ко всему относится с критической точки зрения. Базаров отрицает всё, весь прошлый опыт человечества, собираясь на пустом месте, «в безвоздушном пространстве» строить новое общество.

Но «гений меры и культуры», как называл писателя Д. С. Мережковский, готовит своему герою испытание любовью, которое обнаруживает нежизнеспособность нигилизма как философского учения и системы взглядов на жизнь. Таким образом, самая важная проблема романа – это взаимодействие теории и жизни. Можно ли построить счастливое общество по плану, по схеме, по теории?

Посмотрим, как финал романа помогает ответить на этот вопрос, как финал связан с проблематикой «Отцов и детей».

В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров. Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.

Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Они надеялись увидеть своё продолжение в сыне, во внуках, но этого уже не произойдёт. Бывший полковой лекарь Василий Иванович Базаров боготворил своего сына, гордился им и мечтал только об одном: «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб – лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Сам же Евгений при жизни не выказывал своих чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.

Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли». Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» - говорит умирающий Базаров. Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова, побывали за границей. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова. В финале романа ощущается какая-то печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.

  • Категория: Подготовка к ГИА

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет - физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Ба­заров потерпел немало поражений в жизни, но он вы­играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавля­емые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Один­цовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обре­ченная на погибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и «фамусовского общества»? - -
  • Какое место в системе персонажей занимает Софья? Почему она выбрала Молчалина? - -
  • В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»? - -

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Здесь искали:

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ОТЦЫ И ДЕТИ
  • смысл финала романа отцы и дети
  • финал романа отцы и дети

 

 

Это интересно: