→ Смотреть спектакль пристань. Юбилейный спектакль «Пристань» в Театре Вахтангова. Счастливое число "13"

Смотреть спектакль пристань. Юбилейный спектакль «Пристань» в Театре Вахтангова. Счастливое число "13"

Театр им. Вахтангова отметил 90-летие почти по-чеховски. Без капустников, веселья, тривиальных поздравлений и других подобных атрибутов круглого юбилея. С другой стороны, этого и не могло произойти, если у руля стоит Римас Туминас. Третий сезон этому режиссёру удаётся то, что многим не под силу — буквально, с колен поднимать Вахтанговский театр. И нынешняя "Пристань" прямое тому подтверждение. Несмотря на то, что постановка подводит некоторый итог, в ней как в дорогой оправе представлены легендарные вахтанговцы, реквиемом назвать её трудно. Ни величественный хорал Miserere композитора Фаустаса Латенаса, ни скупая строгость и готическая пространственная сценография Адомаса Яцовскиса не ассоциируются с обречённостью и прощальным словом тех, кто создал славу этого театра. Что-то сопротивляется в этой постановке. Наоборот, здесь веет обновлением. Театр не умирает, а возрождается, наконец-то от летаргического сна пробудился настоящий дух вахтанговского театра! А самое главное — у него появилось будущее.

Не случайно Римас Туминас в "Пристани" объединил два поколения старшее и молодое. Среднее ещё займёт своё место в спектакле, только чуть позже. Сейчас готовятся отрывки с Сергеем Маковецким в роли Ричарда III, Марией Ароновой, Юлией Рутберг, Максимом Сухановым. Но режиссёр, прокладывая связь между прошлым и будущим, уже заранее знал, как преподнести подарок в столь непростой юбилей. Сохранить традиции и не стать заложником их же… Через преемственность. В ней и заключается вся суть "Пристани" и театра, как живого организма, если хотите. Поэтому традиционная "Принцесса Турандот" сегодня не явилась на сцене театра. Но тень легендарного спектакля останется навсегда в душах актёров. Её герои — Бригелла, Панталоне, Тарталья, Труффальдино, только молча показались на подмостках, внимательно всмотрелись в зрительный зал и исчезли, уступая дорогу героям Юлии Борисовой, Владимира Этуша, Галины Коноваловой, Людмилы Максаковой, Юрия Яковлева, Ирины Купченко, Вячеслава Шалевича, Василия Лановово. Казалось, теперь это совсем иные подмостки для весёлых персонажей «Турандот», которые когда-то создал основатель этого театра. Это они уходят в прошлое, но не актёры. Преемственность, действительно, очень интересная штука, в основе которой есть простое и понятное чувство - уважение. И не стоит его путать с данью прошлому. Римасу Туминасу хватило смелости закрыть целую главу этого театра, чтобы начать новый этап. С почтением и деликатностью он отнёсся к традиции вахтанговцев, при этом, сам им не являясь. А потому поведёт театр по-своему. Очень символично отсутствие привычной и слегка даже поднадоевшей «Принцессы Турандот».

Актёры сами выбрали себе роли, каждый сыграл то, что давно мечтал. Открыл спектакль Вячеслав Шалевич в образе брехтовского Галилея. Монолог получился немного затянутым и грузным, возможно сказывается, длительное отсутствие актёра в больших ролях. Последнее время артист много уделяет внимания работе в театре Рубена Симонова. Но лукавая улыбка Галилея раскрывала некую двойственность характера героя. Сразу было понятно, что он не так-то прост, как кажется, хитрый и мудрый. Оговорюсь, что спектакль по жанру больше напоминает концерт, состоящий из нескольких номеров. Да и сам театр предупреждает, что номера могут меняться, тасоваться, так что не обессудьте, если вдруг обнаружите, что какой-то из эпизодов вам не показали. Театр оставляет за собой такое право. Состоит композиция из произведений разных классиков — Пушкин и Брехт, Дюренматт и Шекспир, Достоевский и Бунин. Но, как ни странно, заблудиться в театральном калейдоскопе не получается. Хоть сцены и не объединены одной идеей и последовательностью, ощущения сумбура нет. А непроизвольные выходы Василия Лановово между эпизодами скрепляют действие воедино. Актёр появляется внезапно. Приглушается свет, сцену вместе с остальными гостями заволакивает снег, поднимается метель и как Неизвестный из «Маскарада» величественной походкой выплывает Василий Лановой. Персонажи застывают и словно среди каменных памятников звучат стихи Пушкина, как что-то вечное и незыблемое. Разрушит нетленную строгость абсолютно «земная» героиня Галины Коноваловой. Милая старушка - в прошлом известная певица из повести Бунина «Благосклонное участие». Каждый год она даёт концерт в честь малоимущих гимназистов. В общем, время проводит весело за выбором нарядов, париков и обучением молодых девиц вокалу. Едва ли в глазах этой очаровательной дамы проскользнёт грусть и осознание незавидной, в общем-то, актёрской доли в старости и одиночестве. А её выступление, где артистке все аплодируют и носят на руках разодетую как «смерть, собравшуюся на бал», доходит до умопомрачительного абсурда. Ведь об этом мечтает каждый актёр. Она и жалкая, и смешная, и очаровательная. Невозможно не вспомнить трагические судьбы наших актрис. У Галины Коноваловой героиня получилась искрящая, лёгкая и кокетливая. С какой грацией и виртуозностью она бегает на каблуках, переодевается в разные наряды, даже хвастается своим декольте. Сколько юмора в этой забавной старушке. А ведь этой актрисе больше лет, чем самому театру. В ней сосредоточились основные принципы актёрской вахтанговской школы - разносторонней, трагикомичной, гротескной, балансирующей с одной крайности образа на другую. Актриса-праздник-шутка, но с подтекстом. Слышать о возрасте она уже не может и шутливо называет Вахтанговский своим молодым любовником. Галина Коновалова пришла сюда в тридцатых годах и только совсем недавно, с премьеры «Дяди Вани», стала известна широкой публике.

Настоящим сюрпризом стало появление Юлии Борисовой. По началу, её даже трудно узнать. В золотом кружевном одеянии, с перьями на голове, каблуках и огненно-рыжими локонами, обрамляющими лицо. Выход был исключительно торжественный и роскошный, как и сама героиня. Актриса выбрала роль Клары Цаханассьян, мультимиллионерши Ф. Дюренматта из «Визита Дамы». Последний раз Борисова выходила на сцену в 1994 году в спектакле «Милый лжец», с тех пор, проработавшая в театре 65 лет, она редко появлялась в театре. В Кларе тоже было кокетство, но большее аристократическое, возвышенное. Полупрозрачная кружевная юбка в пол открывала стройные ноги. Мягкий взгляд сменялся на острый, опасный, вспомнилась её Настасья Филлиповна из экранизации романа Достоевского "Идиот", сияющая улыбка и голос, чуть скрипучий, напевный, лукавый — визитная карточка Борисовой. После оглашения приговора — смерть в обмен на деньги, из любящей женщины Клара превратилась в богиню правосудия. Несгибаемая, красивая, справедливая.

Увидеть Владимира Этуша в главной роли, вообще, казалось невозможным. Последняя мало- мальски крупная роль графа в спектакле «Дядушкин сон» в 2000 году, а тут еврейский продавец антиквара Грегори Соломон из рассказа Артура Миллера «Цена». Старик никак не может назвать стоимость старых и по сути отживших свой век вещей, но все они так дороги ему, с ними столько связано. Арфа, огромный стол с резными ножками, да они и не влезут ни в одну современную квартиру, или нарушат интерьер своей старомодностью. Вот и мысли старого продавца далеки от современного народа, он не понимает зачем так много торговых центров развелось. Причём, он не держится за свои вещи, расстаётся с лёгкостью, только с ценой никак не определится. Так во сколько же оценить прожитые годы? Он умён и мудр, немного устал от жизни, но любит и уважает её, благодарен ей за всё. И не ворчит как брюзга на болячки и не проклинает старость, а философски к ней относится… и к своему уходу в мир иной тоже. «Ну, я тогда еще немножко тут задержусь? Ты не против?», — лукаво, по-доброму он подмигивает тому, кто далеко в небе. Образ у Владимира Этуша получился очень светлым, солнечным. В нём нет ни грамма тени, даже тогда, когда покупатель с настойчивостью, не желая слушать, впрочем, как и мы все, длинные рассказы о жизни старика, торопит Соломона ускорить процесс сделки. Ведь так всегда происходит. Честно говоря, теплота и искренность, с которой подаётся роль, для зрителя слегка неожиданная. Еврейский колорит актёром не педалируется, что особенно симпатично. Так бы образ казался неестественным и наигранным.

Замыкает бенефисный ряд Людмила Максакова. Так было на генеральном прогоне, а на самой премьере колода из номеров опять перетасовалась. К сожалению, мы не смогли увидеть отрывка с Юрием Яковлевым. Говорят, это был один из самых впечатляющих эпизодов, а сам Яковлев напомнил образ Чехова. Перед Максаковой юрко проскочил эпизод из «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо с обаятельной, утончённой Ириной Купченко и привлекательным итальянским негодяем Евгением Князевым. В папахе со свистом, как атаманшу на кресле-каталке вывезли весёлую бабулю - Людмилу Максакову. Она, как оказалось, заядлый «Игрок» Ф. Достоевского. Проиграв всё состояние, снимает белокурый лохматый парик и словно леди Макбетт в молитве повторяет, что построит каменную церковь. И скрывается в глубине сцены на белом фоне в толпе. До сих пор ломаю голову, что же заставило героиню Максаковой так проиграться. У актрисы получился образ довольной неглупой и с характером бабули.

За четыре часа пред зрителем проносится вереница премьер, парад легенд Вахтанговского театра, почти вся его актёрская история. От сцены к сцене - захватывает дух, не успеваешь переключаться с одного эпизода на другой. Не случайно, режиссёр вывел тех актёров, которых сегодня редко можно застать на сцене, да ещё и в одном спектакле. Видно, что некоторым актёрам уже тяжело выходить на сцену, но сколько вдохновения, мастерства, искр в исполнении. В аннотации к символической «Пристани» говорится, что она есть месса, а театр - храм. Так вот эту мессу пришли отслужить актёры и свершить зрители. В финале на большом белом полотне, развивающимся от ветра волнами, проецировались портреты тех, кого уже давно нет и без кого невозможно представить Театр им. Вахтангова - Ульянов, Симонов, Орочко, Гриценко, Мансурова, Горюнов, Щукин и, конечно, сам учитель - Евгений Вахтангов. Закончилась целая театральная глава, наступает новая. Впереди открывается хорошая перспектива. Театр возрождается и начинает обретать себя. «Пристань» — это не парадный спектакль к юбилею, где знаменитые актёры исполняют сольные номера и на этом можно поставить жирную точку. Это некий итог, перестройка координат, переход традиции в качественно иной уровень, это ход времени. Возможно, поэтому изначально многие из старейшин театра так сопротивлялись руководству Туминаса. Он поведёт театр по другому пути. Но то, что он сделал к юбилею - заслуживает отдельного поклона.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра Вахтангова составляет 30 минут!

Лауреат Театральной премии «МК» Сезон-2011 / 2012 в номинации "Лучший спектакль"
Лауреат театральной премии "Звезда театрала" в номинации "Лучший актерский ансамбль", 2012
Лауреат Премии Фонда Станиславского в номинации "Событие сезона", 2012
Лауреат театральной премии "Гвоздь сезона" (сезон 2011 - 2012 года)

К 90-летию Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова.

Спектакль в 2 действиях по мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо.

Юбилейный спектакль «Пристань» - не традиционная акция к 90 летию Театра. Это скорее потребность воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру - Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу. Что есть юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр - корабль.
На его борту время от времени начертаны даты 60, 70, 80 и, наконец, 90. Кто его пассажиры сегодня? Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. Они - команда, а на капитанский мостик 13 ноября 2011 года вышли лидеры, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев.
В этом спектакле - бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь.
Творческая жизнь прожита в театре, который стал для них храмом, а юбилейный спектакль - мессой в память тех его строителей, кто сегодня не с нами, и тех, кто по праву является гордостью Вахтанговцев.
Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев.
Это месса для всех прихожан - зрителей.
Это подношение театра - будущему.

Уважаемые зрители, предложенная вашему вниманию программа спектакля не является окончательной. Театр оставляет за собой право исполнять не все части в один вечер, менять последовательность частей, а также вносить коррективы в состав исполнителей.

Продолжительность: 3 часа 45 минут (с одним антрактом)


Фото и видео











Спектакль по мотивам произведений Ф.М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А.С. Пушкина, Э. Де Филиппо (2ч50м) 16+
Художественный руководитель постановки: Римас Туминас
Режиссеры: Владимир Иванов, Алексей Кузнецов, Владимир Еремин
Артисты: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев
и другие С 20.12.2018 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши": Этот спектакль войдет в историю, он уникален. Не потому, что посвящен 90--летию театра им. Евг. Вахтангова – мало ли случается «датских» торжеств? Его уникальность – в составе участников, в блеске их имен и, главное, в том неистовом пыле дебютантов, с которым великие актеры, честь и слава Вахтанговского театра, отдаются выбранным ими для бенефиса ролям. Спектакль сплетен из фрагментов разных произведений и идет под несмолкающие аплодисменты растроганной пуб-лики. Шквал оваций обрушивается и на давно не выходившую на сцену Юлию Борисову, которая царит и ча-рует в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, и на Василия Ланового, читающего Пушкина, и на Людмилу Максакову, представшую Бабушкой из «Игрока» Достоевского, и на Вячеслава Шалевича в роли Галилея из пьесы Брехта. Великолепен Владимир Этуш в роли старого Грегори из «Цены» А. Миллера, каждая реплика его колоритного персонажа – чистый перл и вызывает радостный хохот зала. Ирина Купченко и Евгений Князев с блеском, выделяя лишь самое главное, пунктиром пролетают пьесу Э. Де Филиппо «Филумена Мартурано». Затаив дыхание, в звенящей тишине внимают зрители Юрию Яковлеву, так просто и мудро играющему в «Темных аллеях» по Бунину.
Это спектакль корифеев. Вахтанговская молодежь скромно теснится на втором плане, иначе и быть не может: роль молодых здесь – восторг и преклонение перед великим уходящим театром.
Но подлинное открытие и триумф спектакля – Галина Коновалова в инсценированном рассказе Бунина «Благосклонное участие». Можно смело сказать, что к актрисе, никогда не игравшей главных ролей и не знаменитой, в возрасте 95 лет пришел настоящий успех. Она играет старую певицу, всеми забытую бывшую приму, которая только и живет, что от Рождества до Рождества, так как именно под Рождество, раз в году, получает приглашение дать благотворительный концерт для гимназистов, и этот концерт – ожидание его, подготовка к нему – становится главным событием ее жизни. Игра Галины Коноваловой поражает кипучей энергией и сочетанием контрастов: печаль – и ирония, тонкость внутренних переживаний – и гротеск, неистребимое женское кокетство – и самоирония. Проявляется подспудный смысл спектакля: душа актера не знает возраста. Жажда творчества неутолима.
Художественный руководитель постановки Р. Туминас. Режиссеры: А. Дзиваев, В. Еремин, В. Иванов, А. Кузнецов. Художник А. Яцовскис. Художник по костюмам М. Обрезков. Композитор Ф. Латенас

Елена Левинская

В спектакле участвуют:

Прошла неделя с того незабываемого вечера, когда мне выпало счастье посетить спектакль «Пристань» в Театре им. Вахтангова, а он все еще стоит перед глазами и заставляет думать о многих вещах, о не растерянных ценностях слова и игры Артиста, о красоте классического репертуара, не поддавшегося современному прочтению.
Можно применить множество красочных эпитетов к спектаклю, но выделю два: уникальный и грустный. Уникальность действа на сцене – это участие в нем не одного великого актера, а целого созвездия великих мэтров. Редкий театр может похвастаться тем, что на его сцене играет такое количество признанных любимцев публики. Все они отдали театру долгие десятилетия своего творчества, и хочется верить, что в театре продолжаются традиции великих режиссеров, а любовь к своему театральному дому объединяет и поддерживает всю труппу. Возможно, гениальная задумка Римаса Туминаса состоит именно в этом: показать не только великолепных звезд театра, но и ту удивительную студийную атмосферу, которая в разные годы была присуща вахтанговцам.
Спектакли этого театра всегда поражали театральностью, праздничностью, шутками на злобу дня. Но и серьезный психологизм тоже присущ театру. И вот в данной постановке мы видим на сцене маленькие спектакли, разные по духу, поставленные каждый для своего «одного актера». Выходы всех немолодых мэтров сопровождаются овациями. Все великолепны. Можно немного побурчать по разным поводам – этот мини-спектакль можно подсократить, этот удлинить, а эти вообще поменять местами, да и музыку в финале можно немного приглушить. И все же четыре часа проходят на одном дыхании. Это встреча с настоящим Театром, не уронившим планку, уважающим своего зрителя. Браво Владимиру Этушу, Галине Коноваловой и Юлии Борисовой! Это что-то искрометное и недосягаемое по уровню игры! А когда уже позже, дома, я узнала о возрасте этих Артистов, то остается только низко поклониться им в пояс! Отдельно хочу выделить Василия Ланового, который ненадолго появляется на сцене, чтобы прочесть стихи Пушкина. Но как он это делает! Сколько трагизма и грусти в его словах и облике. У меня уже давно не бегали мурашки по телу в театральном зале. Спасибо ему и всем за эти мурашки.
В спектакле много юмора, и все же по окончании действа меня не отпускало чувство щемящей грусти, грусти по уходящему Искусству. Спектакль начался на грустной ноте – с исполнения молитвы, а закончился огромным развевающимся занавесом, на котором появляются и исчезают портреты прославленных вахтанговцев. Что это? «Унесенные ветром»? Но молодые артисты в первой сцене молятся о том, чтобы мы не забывали тех, кто создал русское театральное искусство. Сейчас, в век телевидения и кинофильмов со спецэффектами, хочется верить, что Театр жив и есть, кому продолжить его традиции. Еще раз спасибо Римасу Туминасу за его блестящую постановку.

 

 

Это интересно: