→ Конспект занятия мордовские народные инструменты. Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов мордовского народа среднего поволжья Тема: “Зимние посиделки”

Конспект занятия мордовские народные инструменты. Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов мордовского народа среднего поволжья Тема: “Зимние посиделки”

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям

Юлия Михайлова
Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии»

Занятие № 1

Тема : «»

Цель : - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах ;

Формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики;

Привить интерес к мордовским музыкальным инструментам .

Ход занятия

Педагог :

Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов нашей республики- Мордовии .

А раз в этой стране живут музыкальные инструменты , значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка . Слышите? Звучит мордовская музыка .

Сегодня мы с вами посетим Город музыкальных инструментов . Ребята, а вы знаете, что инструменты бывают разные ?

Бывают ударные музыкальные инструменты , звук происходит от удара по инструменту , как например барабан, духовые- звучат, когда в них дуют, это дудочка, свирель, труба; струнные- состоят из струн, по которым играют смычками или щипают пальцами. (показы картинок) . Среди музыкальных инструментов мордвы , наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э) ; волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М) . Иногда упоминаются и заимствованные инструменты , например, гармошка.

А чтобы лучше познакомиться с мордовскими музыкальными инструментами , я вам расскажу сказку. А вы мне будете помогать.

Один музыкант вошел в дом с большой коробкой. В ней были разные музыкальные инструменты . Он вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан, свистульки, бубенцы и еще много других.

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки :

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки ? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой . Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты . Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку .

Не шумите малыши, посмотрите, это что за музыкальные инструменты ? - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

Дин-дон! И на нас они совсем не похожи. - удивился колокольчик.

Мы ваши родственники- мы мордовские народные инструменты .

Музыкальные инструменты пошумели , затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты , и пошло веселье. Все инструменты заиграли свои мелодии.

Трах-тах-тах – трещали трещотки.

Трам-там-там – били барабанные палочки.

Динь-дон! – звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял мордовские инструменты , показал детям, как на них нужно играть. Ребята взяли все инструменты и началось общее веселье.

Мы все из одной семьи музыкальных инструментов , и у нас свои названия.

Меня зовут колотушка!

А я – веселая свистулька.

Я нюди- говорила грустная дудочка!

Нам не нужно спорить, - разводила меха гармошка, и все инструменты с ней были согласны !

Педагог : Ребята, ну вот мы и прослушали сказку о музыкальных инструментах , и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов ?

2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?

3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4. Придумайте свои веселые названия для разных музыкальных инструментов .

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями музыкальных инструментов .

используемые источники.

http://muzichka1.ucoz.ru/

Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации

Публикации по теме:

Цель: Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты.

«Путешествие в страну музыкальных инструментов» НОД в подготовительной группе (проводилось с незнакомыми детьми) Цель: знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами Оздоровительные задачи: подготовка органов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир музыкальных инструментов»(разновозрастная группа) Цель: Расширять.

Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Задачи: 1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение.

Конспект НОД «В стране музыкальных инструментов». Для детей подготовительной группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В на­родной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми

О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетель­ствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне "Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в 1830 г., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски.

В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, орга­нично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре.

Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые кол­лективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, пля­совые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.

Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, связанные в прошлом с древним анимистическим культом свя­щенных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, иные со­хранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей.

Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка.

Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систе­матизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мем­бранофоны, хордофоны и аэрофоны

Источник звука инструментов класса идиофонов является упругий твер­дый материал. Они применялись преимущественно для отбивания ритма пля­сок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действи­ях.

В качестве идиофонов у мордвы использовались всевозможные предме­ты домашней утвари, которые сопровождали танец; ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождали и другие музыкальные ин­струменты, относящиеся к группе идиофснов - это шавома - инструмент в ан­самбле с другими употреблялся для выбивания ритма плясок. Звучащим те­лом "шавомы" была гладко выстроганная л пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-30 см. С помощью ремня она подвеши­валась на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлекался специ­альными небольшими деревянными молоточками ил и деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальными инструментами для сопровождения танцев ложки, коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивался ритм плясового наигрыша, колокольчики разных размеров, которые подвешивались на ряду с монетами и звенящими метал­лическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок об­разовывал своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу рит­мов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу, а также трещотка. Этот инструмент представлял собой гладко выстро­ганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-20 см, диаметром 7-8 см, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, с при­крепленной к верхнему краю цилиндру и его ручке деревянной или металличе­ской скобой.

У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применя­ется несколько инструментов этого класса:

а) гребенка от прядильного станка ил гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага;

б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он исполь­зуется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструмента­ми - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей.

Источником звука хордофонов являлись одна или несколько струн, натя­нутых между двумя неподвижными досками и приводимым в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка.

Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы раз­личались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внут­ренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высо­ты звуков

К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцеваль­ные действия, относятся:

а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук.

б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации.

в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до 70 см, с вставлен­ной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями. На нем исполнялись плясовые наигрыши.

г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см. В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуал оные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши.

Волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготов­лялись и количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.

Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровож­дающих танец и танцевальные действия широко бытовали гармоники - вят­ская, саратовская, хромка и русская двухрядка.

Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наи­грыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей - медленного вступления (ушоткс -"начале") и быстрой основной части (кштима - "пляска", "танец"), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.

Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.

Мордовские мужчины часто играли на музыкальных инструментах. Ни один праздник , ни одно действие не проходило без музыкантов и игры на инструментах. Это: гарьзе (м), кайга (э) (скрипка); фам, уфам (м), пувама (э) (волынка); нюди (м), нудей (э) (вид двойного кларнета). Мордовский народ считал, что самые задорные, веселые и жизнерадостные люди – это музыканты, о чем свидетельствуют многочисленные песни и сказки. Например, в русской народной песне «Калинка-малинка», записанной А.С. Пушкиным в 1830 г., говорится:

Не надо мне, матушка,

Ни меду, ни сахару,

Ни сладких яблочков,

Ни медовых пряничков;

Приведи-ка, матушка,

Татарина со скрипкою,

Мордвина с волынками,

Холостого с дудками.

«Веселая горка» М. Волкова – слушание. Пьеса в своей интонационной основе опирается на попевки мокшанского скрипичного наигрыша «Парьхци палы» («Шелк блестит»).

Учитель предлагает подобрать ритмический аккомпанемент к пьесе.

^ Музыкальный репертуар

Кальцаемат. Н. Бояркин – слушание.

Зерезенькай (Мокшанский наигрыш) – слушание.

Веселая горка (фр-т). М. Волков – ритмика.

^

Тема: “Праздник “Роштувань куд”

Одним из самых ярких зимних праздников был у мордвы праздник Роштува (Рождество), который не был связан с христианским Рождеством, а посвящался духам - покровителям домашних животных, птиц, пчел и почитаемых деревьев. Он приходился как раз на день зимнего солнцестояния - 25 декабря.

В песнях, которые исполнялись на празднике «Роштува» (Рождество), встречается слово «Коляда». Коляду никто не может описать, потому что ее никто никогда не видел. Знают только, что она приходит к празднику Рождества и приносит людям богатство, счастье, здоровье. Люди сложили множество песен – «колядок», особых величально-поздравительных песен, в которых просили Коляду принести успех и здоровье в их семьи, увеличение урожая, побольше приплода скота. Колядки пели и пастухи, и дети, и молодежь, когда ходили по дворам и приносили радость и праздник. Своими песнями колядовщики зазывали в дом сытость и богатство.

Праздник «Роштувань куд» («Рождественский дом») был одним из главных земледельческих праздников, воспевающих плодородие и изобилие в новом году. Чем больше стекалось народу в «Рождественский дом», который снимали на весь период празднования (от 10 до 14 ночей, начиная с ночи с 24 на 25 декабря), тем сильнее действовали благопожелания. А еще необходимо было приходить опрятно и нарядно одетыми.

Праздник начинался с песен, в которых обращались к духам-покровителям, чтобы они способствовали увеличению числа домашних животных, помогали вырастить богатый урожай. Первая ночь посвящалась покровителю свиней , поэтому обязательно подавалась свинина, а наиболее уважаемым людям приподносили вареную свиную голову. Свинья считалась священной, воплощающей в себе плодородие земли.

Пока длилась ритуальная еда пожилых людей под пение песен, молодежь занималась отгадыванием загадок:

После обеда и разгадывания загадок столы убирались. Все присутствующие делились на 2 группы: первая – «роштувань кудонь кштийхть» (плясуны рождественского дома) и вторая - «роштува кудонь ваныхть» (зрители рождественского дома). Плясуны были в особом почете - родители их жалели и нежили, кормили получше и не загружали работой на время рождественских праздников.

Одной из самых любимых игр на празднике была игра «Офтонь кштима». Парень наряжался в «медведя»: для этого ему одевали вывороченную наизнанку шубу, на руки и ноги – валенки, лицо пачкали сажей, глаза завязывали. При этом еще заставляли плясать. «Медведь топтался, топтался на месте, неуклюже прыгал, переваливался с ноги на ногу». Задача «медведя» - поймать одного из плясунов, чтобы передать ему свою роль. Если он ловил девушку, то ее выручал знакомый парень.

^ Музыкальный репертуар

Роштува кудонь тейтерь (Девушка рождественского дома). Н. Бояркин – слушание.

(Э) Каляда, каляда! (Коляда) – пение.

(М) Ай, каляда, каляда (Ай, коляда, коляда) – пение.

Калядамо (Колядка). Н. Бояркин – слушание.

Киштима роштувань кудосо (Пляска в рождественском доме). Н. Бояркин – ритмика.

^

Тема: “Зимние посиделки”

Когда наступала зимушка-зима с метелями, пургой и морозами, то любимым занятием мордвы свободными длинными вечерами были зимние посиделки. Собирались в чистой, просторной избе, зажигали лучину, которая весело горела и потрескивала, пели песни, танцевали , соревновались в исполнении задорных и озорных частушек. Любили сочинять и рассказывать сказки о добрых и злых богатых, о животных, волшебно-фантастические и бытовые. Действующими лицами волшебно-фантастических сказок были языческие божества мордвы – Вирява (покровительница, хозяйка и мать леса), Ведява (покровительница, хозяйка и мать воды), Пургинепаз (бог грома), Нишкепаз (бог пчел), Паксява (покровительница, хозяйка и мать поля), а также положительные герои (богатыри) и отрицательные (змеи, колдуньи, злой царь).

Мужчины занимались резьбой по дереву, славились своим мастерством. Их руками делались деревянные чашки (лапшава (м), вакан (э)), ложки, кружки, ковши, поварешки (кечене (м), колган (э)), солоницы (салдоркс (м)), ложкарницы (для хранения ложек) в виде силуэта птицы, плывущей по воде, или утки. Солонка с таким изображением обрабатывалась особенно тщательно, т.к. имела символическое значение - прибыль дому. А долбленая кадушка – парь - предназначалась для приданного. Украшалась орнаментом, состоящим из геометрических фигур, гребней, имитаций мордовских старинных украшений.

Под пение песен девушки пряли пряж, они славились своим мастерством в вышивании. Льняные вещи составляли основную часть приданого невесты. Уже с шестилетнего возраста девочки под присмотром матери начинали ткать, вышивать. За долгие осенние и зимние вечера девушка успевала к свадьбе приготовить от 35 до 50 женских рубашек, скатерти, полотенца. (Показать репродукцию картины И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое»).

На свадьбе приготовленные вещи выставлялись для осмотра, и по ним судили о мастерстве и умении девушки.

В песне «Роман Аксясь» («Романова Аксинья») отмечены не только мастерство девушки, ее усердие, сноровка, но и ее красота. Здесь показан идеал девушки – гармония внешнего и внутреннего мира. Много требований предъявляли девушке-невесте. Предпочтение отдавали красивой, крепкого сложения, с веселым характером, трудолюбивой и аккуратной. Смотрели также на достаток семьи и на поведение родителей. Говорили:

Идеал красавицы: глаза черные, словно «черемухи цвет», румяные щеки, стройная, с хорошими длинными волосами, с выносливыми. крепкими ногами. Походка должна быть твердой, размашистой, похожей на «поступь жеребеночка».

Обращалось внимание и на то, как была одета щеголиха: ноги были обмотаны сначала льняным, затем шерстяным беленым холстом; за поясом висело до 12 платков; на шее и руках – украшения; на платье вышито 6 или 8 полос. (Показать репродукции картин мордовских художников).

Весь костюм был разукрашен богатыми узорами. (Показать репродукции костюма и украшений, назвать детали костюма.) Обратить внимание на такой момент: чем больше было вышитых полос на платье, тем трудолюбивее и краше считалась девушка. А это была очень трудоемкая работа: в женских праздничных рубашках украшались вышивкой предплечья, рукава, подмышки и др. Почти весь костюм делался руками девушки, и по ее одежде судили о ее трудолюбии, усидчивости, опрятности, терпении.

Мордовские женщины очень любили разные украшения из бисера, бус, цепочек, монет, бубенцов, колокольчиков. И во время праздничных плясок все эти звенящие украшения служили музыкальным сопровождением танца. Даже пословица такая существовала: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

^ Музыкальный репертуар

(М) Роман Аксясь (Романова Аксинья) – слушание.

Пряха. Н. Бояркин – слушание.

Снеговик. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. Г. Белозерова - пение.

Ялгань кштимат. Танец поезжан. Ялгань киштемат. Н. Кошелева – ритмика.

(Тат.н.п.) Шома бас – пение.

III квартал
^

Тема: “Встречаем весну”

В этом квартале продолжается знакомство детей с традициями и обрядами русского и мордовского народов, посвященными встрече весны.

Много песен, загадок, пословиц у мордвы посвящалось весне, солнцу, птицам.

Знакомство детей с эрзянской песней «А сезяка, сезяка» («Сорока, сорока»). Эту песню исполняли еще на празднике, который назывался очень ласко- во – Масленица. У нее просили довольства, изобилия, здоровья. Помощником у нее было Солнце, всемогущее, возрождающее к жизни все живое. Что нужно было сделать, чтобы показать, что его уважают и на него надеятся? Люди пекли масляные блины, жгли круговые костры, водили хороводы.

Весну на своих крыльях приносили птицы – так считали наши предки. И создавали заклички, которые «зазывали» домой ранних птиц. 22 марта – это день весеннего равноденствия. В этот день во второй раз закликали весну. А когда лужайки немного освобождались от снега, мордовская молодежь собиралась играть. Участники делились на 2 группы, при этом обе изображали стаи жаворонков. Сначала стаи «летали» по кругу (парами), изображая детей птиц, кружились, махали «крыльями», отдыхали. По знаку ведущего , который имитировал пение птицы (или играл на свистульке), птицы снова «взлетали». Неожиданно стаи встречались, радостно приветствовали «друзей» и вместе отправлялись на «отдых». Во время «отдыха» жаворонки соревновались в танцах, пении песни и т.п. (по Н.И. Бояркину).

Весной, в период от Масленицы до Пасхи (в течение 7 недель), в мордовских селах пелись весенние корильные песни (позярат). Когда-то эти песни были посвящены мордовской покровительнице Виряве – богине воды, деторождения и плодородия. Девушки приходили на берег реки и пели песни. Исполняя эти песни, поющие считали, что лучшее пение – это сильное, громкое пение. Мордовские певцы отличались очень эмоциональным, сильным пением. Главную роль играла запевала, которая вела основной голос; остальные прислушивались к ней и вели свою мелодию.

У мордвы с давних времен особым уважением пользовалась верба. Верба первая сообщала о том, что скоро оживет природа, придет тепло. По преданию, верба имела свойство придавать здоровье, жизненную силу людям и животным. Вербные почки считались целебными. Их давали пожевать от зубной боли и лихорадки. Поэтому у мордвы существовал обряд «хлестания вербой». 21 марта «верба серебрилась», и с 21 марта по 28 марта шла вербная неделя. Обряд же совершался в Вербное воскресенье и был связан с покровительницей весеннего ветра и матерью вербы – Вармавой. Накануне, в субботу, у Вармавы просили «девицам здоровья, сохранить их от дурной славы, уродился бы хлеб, размножался скот». Вечером собирались на гулянье, приглашали и женатых гостей... Сначала их угощали, а затем «прогоняли» сквозь строй: девушки и юноши вставали в ряд, хлестали вербными ветками каждого гостя , желали под смех и крики здоровья и семейного счастья.

Рано утром в воскресенье, когда солнце только вставало и первые лучи золотили крыши домов, молодежь группами обходила дома и веточками вербы хлестала спящих детей. При этом пели:

Хлестали вербой и скот, чтобы был здоров. Хлестали и приговаривали (стихи для импровизации):

Игра «Вербань хлыст».

Дети стоят в кругу. Ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети в этот момент должны подпрыгнуть: кто не успеет подпрыгнуть, тот и водит.

Для того чтобы красавица Весна полноправной хозяйкой вступала в мордовские края, молодежь отправлялась на берег реки, пели песни, веселились, славили Вармаву (покровительницу ветра):

Тут же водили хороводы. Хороводы – древнейшее развлечение у разных народов. Их водили тогда, когда песня, танец и игра еще не были разделены. Мордва, как и многие другие народы, особо почитала и любила Солнце. Чтобы задобрить покровителя Солнца, показать свое восхищение и любовь, люди становились в круг, символизирующий солнце. Люди надеялись, что добрые силы природы услышат их и помогут в делах.

^ Музыкальный репертуар

Летят утки. М. Волков – слушание.

(Э) А сезяка, сезяка (Сорока, сорока) – пение.

(Э) Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) – пение.

О маме. Муз. Н. Митина, ст. А. Громыхина – пение.

(Э) Позяра. Обр. Н. Бояркина – ритмика.

(Тат.н.п.) Ак калач (Белый калач) – слушание.

^

Тема: “Путешествие в музыкальный театр”

В Саранске есть музыкальный театр им. И. Яушева, на сцене которого можно увидеть оперные спектакли, оперетты, балет. Ребятам можно объяснить так: «Если речь, движение, жест сочетаются с пением, – то это музыкально-сценическое произведение. В нем артисты больше поют , чем говорят. А в том случае, когда они поют все, что могли бы сказать, получается опера. Ее сочиняет композитор по пьесе драматурга. Если артисты вообще не говорят, не поют, а все, что надо сказать, выражают в движении, жестах и танце, – это балет. Его сочиняют композитор и хореограф. Для каждого вида сценического искусства существует свои виды театра: драматический, театр оперы и балета, театр музыкальной комедии» (Н.М. Ситникова).

Илларион Максимович Яушев – заслуженный деятель искусств России и народный артист Мордовии, талантливый певец, бас. В его исполнении эмоционально, с любовью звучали мордовские народные песни в разных уголках России. Он создал образ князя-воеводы Арчилова в первом мордовском спектакле – музыкальной драме «Литова».

Литова – это мордовская девушка, она же - Алена Арзамасская, которая пришла на мордовские земли из Арзамаса. Она же - Алена Темниковская, вставшая во главе народного восстания в Темникове. Литова пришла от Стеньки Разина с «золотой грамотой», в которой крестьянский атаман призывал всех встать на борьбу против угнетателей-богачей.

Пьесу «Литова» написал мордовский поэт П.С. Кириллов, а музыку сочинил Л.П. Кирюков. Премьера музыкального спектакля состоялась 27 мая 1943 года в Саранском театре оперы и балета. Шла Великая Отечественная война, и театр своими спектаклями помогал людям обрести надежду в скорой победе.

^ Музыкальный репертуар

Ария Литовы из оперы “Литова” Л.П. Кирюков (в исп. Р. Беспаловой) – слушание.

Тролейбус. Г.Г. Вдовин, ст. Е. Руженцевой – пение.

Пек вадря (композиция группы “Пек вадря”) – ритмика.

^ IV квартал

Тема: «Березонька-красавица»

Береза – одно из самых любимых деревьев мордвы. Березу считали священным деревом, славили ее в своих песнях.

«Луганяся келуня» («На лугу березонька») - пение. Показ и разучивание танцевальных движений.

Май – время цветения, роста трав, яркого солнца. И в эти дни, напоенные светом, запахами и теплом, проходил праздник «Тройцянь чи» («Праздник Троицы»). Вначале шли в лес за «троицким деревом» – молодой березой, рвали охапки цветов, молодые кленовые или березовые ветки. Все это было необходимо для украшения жилища: цветы и траву стелили на пол , окна украшали ветками. К полудню семьи шли в поле, где пели песни и просили природу помочь вырастить добрый урожай. При этом подбрасывали яйца вверх. Кто выше бросит, у того должен быть богаче урожай. Вокруг «троицкого дерева» водили хороводы, пели и плясали.

^ Музыкальный репертуар

Кужонь морот (Хороводная). Н. Бояркин – слушание.

Луганяса келуня (На лугу березка) – пение.

(Э) Кавто церат тикше ледить (Два парня траву косят) – пение.

Солнечные зайчики. Муз. Ген. Сураев-Королев, ст. А. Громыхина – пение.

На лугу березка. Обр. А. Путушкина – ритмика.

(Тат.н.п.) Урмэкуч (Паук)– ритмика.

^

Тема: « Лето в гости к нам»

Когда лето приходило на мордовскую землю, ребята радовались солнечным дням, теплой реке, загару. С радостью ходили в лес за ягодами, грибами, щавелем и диким луком. Бегали по улицам и зазывали теплый и тихий дождь. Любили обрабатывать горох, подсолнечник, кормить цыплят, гусят, стеречь и пасти их.

Летом мордовские ребята изготовляли для себя игрушки из дерева, глины, камушков, растений. Девочки делали себе кольца и браслеты из цветков кувшинки. Мальчики из ивового прута изготовляли свисток-флейту («вешкема» (э), «вяшкома» (м)); плели корзины для грибов и ягод, из липового лыка лапти.

Настоящим праздником лета был сенокос. На луга выезжали всей семьей: малыши подносили свежую воду, подростки вместе со взрослыми косили траву, ворошили и сгребали сено, складывали в копны. Во время отдыха мордовские дети затевали различные игры: «В ворону», «В петушка», «В белочек», «Кошки-мышки». В этих играх выбирался водящий («ворона», «волк», «кошка»), который должен поймать убегающих «цыплят», «белочек», «мышат».

Во время пастьбы дети вместе со взрослыми состязались в загадывании и отгадывании загадок, исполнении потешек, частушек, песен. В летнюю ночь песни разносились далеко по округе (по книге «Народные традиции воспитания детей у мордвы» Н.Ф. Беляевой).
, подпевание.

Детский сад. Муз. Н. Митина, ст. Товаркова – пение.

Яблоня. Обр. А. Путушкина – ритмика.

^

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Пение

Задачи:

  • продолжать знакомить с русскими, татарскими народными песнями, формировать навык их исполнения;

  • продолжать знакомить с мордовскими народными песнями в объеме сексты, септимы со структурой м.3 + б.2 +б.2 + м.3; б.2 +м.3 +б.2 +б.2 различных жанров: лирическими, эпическими, свадебными песнями, колядками и т.п., формировать навык их исполнения;

  • продолжать знакомить с песнями композиторов Мордовии;

  • работать над выразительностью, напевностью интонирования, четкостью произношения текста;

  • учить петь на опоре;

  • учить чисто петь в пределах квинты-септимы;

  • формировать навык «цепного» дыхания;

  • формировать навык бурдонного двухголосного пения;

  • формировать навык импровизации образных движений персонажей, навык инсценирования песен по своему усмотрению.

Ухваткина Алина

В работе раскрывается история появления музыкальных инструментов мордвы, их назначение, прослежен путь их развития. На примере некоторых инструментов показана самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Республиканская учебно-практическая конференция школьников

«Мордовия глазами детей»

Исследовательская работа

Народные музыкальные

инструменты мордвы: прошлое и настоящее.

Секция «Начальные классы»

Выполнила ученица 4 класса

Ухваткина Алина

Руководитель Маскайкина

Татьяна Анатольевна

2018г.

I.Введение…………………………………………………………….стр 2.

II.Основная часть…………………………………………………… стр 3-5

2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой мордвы.

2.2. Ударные музыкальные инструменты - идиофоны……………

2.3. Духовые музыкальные инструменты – аэрофоны……………

III.Заключение………………………………………………………….стр 6

Библиографический список…………………..……………………….стр.7

Приложение……………………………………………………………стр.8-14

I.Введение

Весной прошлого года в нашей школе прошёл районный семинар учителей мордовских языков. Наш класс подготовил мероприятие, посвященное приходу весны. На это мероприятие мы с классом изготовили необычный посох, а наша учительница рассказала нам, что раньше он служил музыкальным инструментом. Мне стало интересно, а на каких еще музыкальных инструментах играли мордовские народы в древности. Какой материал они использовали для их изготовления?

Актуальность исследования : Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре мордовского народа.

Проблема : Учащиеся нашей школы изучают мордовский язык, но не все знают мордовские народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.

Гипотеза : Возникновение мордовских музыкальных инструментов связано с культурой и бытом мордвы.

Цель работы : Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.

Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о мордовских народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Предмет исследования : мордовские народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.

Методы исследования : анализ, обобщение, классификация, сравнение.

Структура исследовательской работы : введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

II. Основная часть.

2.1. Бережно хранит мордовский народ свою музыкальную культуру, свои песни и наигрыши, и, конечно же, народные инструменты. Ведь предки наши верили в магическую целительную силу звука. (Слайд 3)

Традиционными музыкальными инструментами мордовского народа являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Мордовские инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид.

Музыкальные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев. (Слайд 4)

Некоторые музыкальные инструменты мы решили изготовить сами вместе с папой, а некоторые я нашла в нашем школьном музее.

2.2 . Существует классификация мордовских народных музыкальных инструментов.

Первая группа –ударные музыкальные инструменты (идиофоны). (Слайд 5)

К ним относятся: байдяма,кальдерьфнема, шавома, шуфтонькуцюфт.

Магическими качествами оберега от болезней и злых сил наделяли мокшане пайгоня –это металлические колокольчики, нанизанные на шнур и висящие на поясе у женщин. Веря в их магическую силу, колокольчики вешали на посох. По преданию, посох принадлежал одному из почитаемых богов мордвы. У мокшан этот инструмент называется байдяма. Он часто использовался в различных ритуалах. (Слайд 6)

А это четырехгранная коробочка из цельного бруска берёзы называется кальдерьфнема. На веревочку прикреплен кусочек дубового сучка, который при раскачивании ударяется о коробочку. С помощью колотушки подавались сигналы сбора на обед для людей. (Слайд 7)

Инструмент шавома – это еловая или берёзовая, гладко выструганная доска. По ней можно ударять деревянными молоточками или деревянными ложками (куцюфт)- они так же служили как самостоятельный инструмент. Шавома часто использовали в ритуалах или при обряде первого дня выгона скота, который шел после долгой зимы, а также для отпугивания хищников от скота, так как ей приписывалась особая магическая сила, которая была способна отпугивать злых духов. (Слайд 8)

Рубе́ль - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Рубель - валёк использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. (Слайд 9)

2.3 .Вторая группа музыкальных инструментов – духовые (аэрофоны) (Слайд 10)

Самым распространенным инструментом из данной группы является нюди, существовавший с середины второго тысячелетия нашей эры. Это полая деревянная трубка, которая существовала в каждой мордовской семье.С появлением младенца в семьях мастерили дудочку, с язычком и одним отверстием на стволе. С каждым годом жизни ребенка на стволе появлялось отверстие, а всего их было 6, так как в семилетнем возрасте ребенок становился помощником по хозяйству. (Слайд 11)

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». А ёщесчиталось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Сюра- труба из бычьего или коровьего рога. Одну сторону катушки для ниток стачивали и вставляли в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюра использовали пастухи в качестве сигнального инструмента, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов. (Слайд 12)

Обрядовым музыкальным инструментом у мордвы был варган. Мокшане называют его цингоряма. Он представляет собой подковообразную железную пластинку с гибким стальным язычком посередине. Звук этого инструмента использовали в песнях, и танцевальных наигрышах. Почитаемым животным у мордвы является лошадь. На этом инструменте легко изобразить топот копыт. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

(Слайд 13)

На семейных календарных праздниках исполнялись наигрыши на пустотелой свистульке из обожённой глины с игровыми отверстиями «севоненьвяшкома». Свистульки чаще всего были в форме уточки, так как по преданию верховный Бог у мордвы Шкабаваз плыл по воде на камне в форме утки. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э. (Слайд 14)

Торама- древний духовой сигнальный инструмент. Он изготавливался из колец липы, вставленных друг в друга в форме расширяющейся трубки. Внутрь вставлялся язычок из бересты. По преданию, торама принадлежал первому мордовскому царю Тюште. Во время егоправления на мордовской земле воцарились мир и благоденствие. За это мордва приравняла его к богам и наделила бессмертием. Покидая мордовскую землю, Тюштя оставил своему народу тораму и завещал он:«Вы живите, проживайте в дружбе,торама – труба моя, как прежде, будет собирать вас вместе». (Слайд 15)

С середины 19 века в быт мордвы повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских. (Слайд 16)

III.Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что мордовские народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.

Музыкальные инструменты мордвыкак и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

В настоящее время многие мордовские национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.

Библиографический список

1.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовских народов - Саранск, 2004.-992 с.

2.Мордва: историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук.авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 463-464.

3.Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1963; Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983; Он же. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. - Саранск, 1988;

 

 

Это интересно: