→ Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени. Образ потерянного поколения в романе “Герой нашего времени” А. А. Блок одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX ве

Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени. Образ потерянного поколения в романе “Герой нашего времени” А. А. Блок одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX ве

Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В.Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени.

Его глазами читатель видит «водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

Показывая важность среды и обстоятельств, Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на процессе его формирования, а на итоге его развития. О детстве и юности героя читатель узнает лишь по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека. Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли». Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

Лермонтов еще в предисловии говорит о типичности своего героя. Но автор надеется, что читатели найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека. Печорин открывается Максиму Максимычу, признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

Герой считает, что душа его испорчена светом. Он хорошо узнал пружины общества и «стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Лермонтова выгодно отличается от других своих современников тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия, цели и смысла жизни. Он чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их применить

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве – люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном – отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла». Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения. С одной стороны, перед нами открывается широкая панорама света, представителей пошлого «водяного общества» с их мелкими страстями, с другой стороны – черты поколения находят свое выражение в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности.

Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2 – 3 стихотворений)

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А.Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

В своей эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов остро ставит вопрос о счастье. Эта вечная тема находит свое оригинальное воплощение в творчестве поэта. Он показывает нам судьбы людей, на которых держится Россия. Некрасов пытается найти вариант счастья у благополучного человека, но в итоге счастливым оказывается обездоленный, бездомный Гриша Добросклонов.

Счастливых людей трудно найти, потому что у каждого свое представление о счастье. Крестьяне-путешественники, которые сошлись на «столбовой дороженьке»: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом, Пров – первоначально уверены, что припеваючи живут попы, купцы, помещики, чиновники, царь. Эти упоминания с первых строк указывают на дальнейший путь мужиков. Уже вступление к поэме, пролог, был необычным для современной Некрасову литературы. Введя пролог, поэт стремился сразу обнажить главную мысль своего произведения, указать на ее значительность, предупредить о долговременности событий, которые совершаются в поэме. Именно в прологе сформулирован рефрен – «Кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму. Причем, это не вопрос, а утверждение. Таким образом, представление о счастье у крестьян напрямую связано с общественной иерархией. Но этого оказывается недостаточно. Как понимать счастье? С чем его сравнить? Каковы его критерии? В какой-то мере оно сопряжено с социальным благополучием. В то же время счастье может иметь разные варианты.

По Некрасову, счастье не зависит от имущественного положения. Именно к этому выводу приходят путники в конце путешествия. Некрасов показал особенности крестьянской психологии. Когда мужикам досталась скатерть-самобранка, им даже в голову не приходит мысль о даровом богатстве. Они просят у «бедной птахи» только свой мужицкий минимум: хлеб, квас, огурчики. И это они делают лишь для того, чтобы докопаться до смысла жизни.

В соответствии с намеченным замыслом – узнать, кто же счастлив на Руси, крестьяне приходят к попу (глава «Поп»). Рассказ этого героя имеет особый характер. Сначала он обозначает понятие счастья как «покой, богатство, честь». Но постепенно выясняется, что ничего этого нет и не было у попа. Причем, его рассказ ведется так, что мы узнаем не только о его жизни, но и о существовании всего поповского сословия: в прошлом, настоящем, в отношении к помещикам, раскольникам. Рассказ все время разрастается: в нем приведены картины недавней привольной помещичьей жизни и горе крестьянской жизни. Более того, представлено недоброжелательное, презрительное отношение крестьянства к попам вообще. Но всё это связано с главным вопросом о счастье. Уже здесь он расширен и углублен. Некрасов не просто противопоставил жизнь верхов жизни низов. Верхи в образе попов тоже несчастливы. Они находятся в кризисе, когда старое рушится, а новое еще не определилось. Он видит несостоятельность, бессилие, неблагополучие внешне благополучной жизни.

Проблема счастья развивается в следующей главе - «Сельская ярмонка». В этой главе читатель встречается с народными собирательными образами: Дарьюшкой, Ермилой Гириным, Якимом Нагим. Крестьяне видят в народе правдолюбие, талант и тяжелые страдания. В этой главе сам сюжет поиска, подчиняясь замыслу народной поэмы, приобретает новый поворот. Странники идут уже в народ, «в толпу - искать счастливого».

Четвертая глава первой части так и названа «Счастливые». Поэт делает неожиданный сюжетный поворот. Восприятие читателя настраивается на рассказ о счастье. Однако рассказы о счастье представляют собой рассказы несчастливых людей. «Счастливые» названа глава о несчастных. Недаром рассказ каждого «счастливца» прерывается авторским замечанием: «дьячок уволенный», «старуха старая, седая, одноглазая», «солдат… чуть живой», «разбитый на ноги дворовый человек». Старуха счастлива оттого, что вырастила огромную редьку, солдат оттого, что остался жить. Лишь один рассказ молодого каменотеса сообщает если не о счастье, то о каком-то благополучии. Но и его рассказ сопровождается параллельным рассказом другого каменотеса, больного, униженного.

Сами рассказы героев таковы, что рисуют картины народной жизни. Деревенская старуха, каменотес, белорусский печник – это люди, собравшиеся со всей страны. Представлены все возрасты, положения, состояния несчастной мужицкой жизни. Итоги будто бы подведены: о мужицком счастье не может быть и речи. История жизни Ермилы Гирина доказывает подвижничество русского народа. Этот герой смог устоять против искушения, посвятил свою жизнь служению народу.

Интонация поэмы меняется. Много внимания поэт уделяет Матрене Тимофеевне Корчагиной – единственной женщине, которую крестьяне хотят назвать счастливой. За ее независимость и стойкий характер крестьяне назвали Матрену Тимофеевну «губернаторшей». Но жизнь этой женщины не позволяет назвать ее счастливой. Матрену Тимофеевну рано выдали замуж. Мужа чуть не забрали в рекруты, и только старания жены спасли его от тяжелой военной службы. Потеря сына Демушки оставила тяжелый след в ее сердце. Образ этой героини создан так, что она испытала всё и побывала во всех состояниях, в каких могла только побывать русская женщина. Некрасовская крестьянка – человек, не сломленный испытаниями, человек выстоявший. Последняя глава названа «Бабья притча». Это название неслучайно. Притча – это обобщение, формула, подведение итогов. Крестьянка уже прямо говорит от лица всех русских женщин, и шире – про женскую долю вообще. Вопрос о женском счастье решен окончательно и бесповоротно:

Не дело - между бабами

Счастливую искать.

Но такой ответ не снимает проблемы счастья. По замыслу, обозначенному в «Прологе», крестьяне должны были дойти до царя. Но Некрасов отказался от этого. Например, чиновники в поэме совсем не фигурируют. Помещика Оболта-Оболдуева назвать счастливым неправомерно. Его образ дается в сатирическом ключе.

Кто же может претендовать на звание счастливого человека? Оказывается, таким может оказаться совершенно неимущий человек – Гриша Добросклонов. Он не принадлежит ни к одной социальной группе. Он стоит над общественной иерархией в духовном плане. Его ожидает каторга, Сибирь, чахотка. Это обобщенный, символичный образ, ключевой в раскрытии темы счастья. С одной стороны, это человек определенного социального положения, сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, готовый бороться за мужика. Но Гриша – это более обобщенный образ новых сил, устремленных вперед, имеющих определенную гражданскую позицию. Он счастлив, потому что на него возложена великая миссия человека, который встал на путь освобождения народа от рабского гнета. Внутренняя, высокая идея поднимает его над миром, окрыляет его. Это человек, избранный судьбой, одержимый одной идеей – идеей свободы. Поэтому ему не нужно личного и социального благополучия. У Гриши Добросклонова может быть будущее, если его идея совпадет с историческим моментом. Его песня «Средь мира дольного» призывает к борьбе за народное счастье и свободу.

Смысл итоговых стихов поэмы действительно заключается в призыве к народному счастью, но смысл всей поэмы в том, что она показывает: такой народ заслуживает счастья и стоит того, чтобы за него бороться. Сам по себе образ Гриши Добросклонова не дает полного ответа ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. По мысли Некрасова, счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать) – еще не разрешение вопроса, так как поэма приводит читателя к думам о «воплощении народного счастья». Таким образом, вопрос о счастье Некрасов ставит не в узком социальном смысле, а в философском и духовном плане. С социальной точки зрения эта проблема неразрешима. Некрасов подводит читателя к мысли, что счастье заключается в высокой цели, осмысленной деятельности, сопряженной с благополучием народа.

Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Это произведение основано на исторических событиях. Оно относит нас в 18 век, во времена правления Екатерины Великой, когда разгорелась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

В самом названии «Капитанская дочка» содержится сопряжение двух миров: частного и общего. Произведение, повествующее об одном из взрывов в русской истории 18 века, облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши – капитанской дочки, Гринева – дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора.

Марья Ивановна Гринева – одна из главных героинь романа. С ней связана, прежде всего, любовная линия произведения. Петр Гринев знакомится с Машей в Белгородской крепости, куда он был направлен на службу. Родители Маши – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу.

Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого.

Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота», когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят», - такие слова бросает эта «тихая» девушка.

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Но вот за полосой испытаний наступила полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева, которые «приютили сироту». Для них она – дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить», - пишет Гринев. Родителей Петра привлекли к Марье Ивановне ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное – искренняя и сильная любовь к их сыну. Она-то и помогла выдержать последнее испытание: Гринев был предан суду. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице с ходатайством о своем женихе. Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из ее рассказа, из ее прошения. Гринев был оправдан. За все испытания Маша и Петр были вознаграждены тихой и счастливой семейной жизнью.

Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.

Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений)

В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой.

Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

как последний глаз у

идущего к слепым человека.

Причина такого одиночества в том, что вокруг нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

и трезвых, как нарзан.

Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» -

Вам завещаю я сад фруктовый

своей великой души.

Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.

Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении «Послушайте!» (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

значит это кому-нибудь нужно?

Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают. Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.

В стихотворении «А вы могли бы?» также проведена резкая черта между «Я» и «Вы» (толпой). Лирический герой «Я» выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот «Вы» живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.

Документ

Его герой (по нескольким произведениям) 2) Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать ». 3) Обломов. Обломовцы. Обломовщина (По... души в поэзии Б.Л. Пастернака. 2. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б.Л. Пастернака « ...

  • Дыхание назревающей революции обостряет социальное чувство поэта. Вего лирике проявляется личная заинтересованность в происходящих событиях. Поэт пишет о Петер

    Документ

    ... Поэма «Двенадцать » на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции , а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок ... героя. Находит свое воплощение в поэме и "крик" ... теми , кто этой трагедии не увидел. Это нашло свое поэтическое воплощение ...

  • А. А. Блок одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство

    Урок

    Чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока ? (В размахе и... звучит любимый эпитет Блока « жемчужный»? Тема : Смысл символики поэмы А. Блока «Двенадцать » Цели: раскрывая... . Пес, по замыслу Блока , воплощение старого мира. Он сам...

  • Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

    Литература

    ... тему Петербурга в литературе. Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать », ее герои, своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел... вашу религию!». В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это...

  • Тема судьбы поколения в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.

    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    М. Ю. Лермонтов. Монолог.
    Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть “эпохой безвременья”. Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь…

    Россия вступила в длительную полосу реакции.
    Один

    Из самых важных вопросов, который волнуют поэта, – судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.
    Печально я гляжу на наше поколенье…
    Это первая строка стихотворения “Дума”. Меня удивила в ней “раздвоенность”: Лермонтов не отделяет себя от происходящего (“наше поколенье”) и все-таки чувствует собственную избранность (” я гляжу”- это взгляд со стороны). В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности.

    Это и дает ему право говорить “с строгостью судьи и гражданина”.
    Подобные рассуждения о “несостоятельности поколения” 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова “Герой нашего времени”. Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. “В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке”,-писал Белинский. Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир.

    Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики.

    Роман написан так, что мы постепенно узнаем все “странности” Печорина. В первой главе “Бела” о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович – пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: “Странный был малый”.

    Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.
    Глава “Максим Максимыч” в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.
    Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения.

    Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций.

    Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.
    А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит.

    Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие “бедных контрабандистов”, погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет “роль топора в руках судьбы”. Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. “Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих”,- заявляет он.

    Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: “Счастье – это насыщенная гордость.”
    Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за “честь невинной девушки” и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что “вдохнуть аромат распустившегося цветка” есть величайшее наслаждение.

    Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки. Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. “Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен”,-говорит Печорин.

    Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.
    Прочитав “Героя нашего времени”, представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.
    Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: “Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины”. В этой цитате отгадка “странности” выбора главного героя. Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение
    … с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Проблемы потерянного поколения в русской литературе коснулся впервые глубоко именно Лермонтов. Писателем была вскрыта трагическая двойственность: сила и слабость человека, живущего в последекабристскую мертвую пору. Пассивному и гордому неприятию “преобразований” общества было свойственно порождать состояние горького одиночества, и как результат, ожесточения сердца. Образу Печорина характерна поразительная жизненность, загадочность и привлекательность. Показывая в романе, насколько важна […]...
    2. 1. Незаурядность лермонтовского героя. 2. Взаимоотношения Печорина с людьми. 3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина? Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов Характер Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, нельзя […]...
    3. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. “Фаталист” до сих пор остается самой […]...
    4. План 1. Вступление. “Герой нашего времени” – центростремительное произведение. 2. Печорин – главный герой романа: 1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа Печорина; 2) главный герой – фигура романтическая и трагическая; 3) конфликт Печорина с обществом; 4) духовное богатство натуры Печорина, рефлексия как главная отличительная черта этого образа; 5) отсутствие жизненной цели […]...
    5. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее “пороков”, собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина. Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя […]...
    6. В романе “Герой нашего времени” Миха- ил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лири- ке: почему умные и энергичные люди не мо- гут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятель- […]...
    7. Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведения, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека – зеркало его души. То же самое можно сказать и о лирических стихотворениях. Поэт прощается с родиной, и […]...
    8. Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению “Смерть Поэта”, которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и приемника Пушкина и приказал выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. […]...
    9. Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина […]...
    10. Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является вымышленный образ – Григорий Александрович Печорин. Это был умнейший, образованнейший человек своего времени. Для эпохи, в которую Печорину довелось жить, он был незаурядной личностью, поэтому и выделялся среди своих современников. Природа подарила ему не только ум, но и привлекательную внешность в сочетании с завораживающим […]...
    11. Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” Пе­чорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Макси­мыча (повесть “Бэла”). Затем мы видим его глазами странству­ющего офицера (повесть “Максим Максимыч”.) И наконец, когда в руки этого офицера попадает “Журнал Печорина”, чи­татель может получить представление об […]...
    12. Для меня “Герой нашего времени” – ро- ман, не относящийся к поучительной и нази- дательной литературе. Он меня и заинтере- совал именно тем, что автор задает фило- софские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, – скопище “поро- ков всего […]...
    13. Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ […]...
    14. Даже последняя гибельная дуэль Лермонтова кажется случайностью и ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой любим трудного гениального ребенка российской словесности, с детских лет приросли к нему болеющей, неравнодушной душой. Ибо видим, как юный поэт одинок, несчастлив и беззащитен, что он […]...
    15. Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения. Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск […]...
    16. Григорий Печорин – молодой человек, принадлежащий к поколению 1830-х годов, представитель светского общества. Его “лучшие” годы прошли, по его собственным словам, “в борьбе с собой и светом”. Печорин – представитель мыслящей молодежи своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится. к себе и свету. В отношениях с людьми он холоден, высокомерен, но его нельзя […]...
    17. Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лер­монтова – роман “Герой нашего времени”. Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время – это эпоха 30-х годов XIX столе­тия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, на­полненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценнос­тей сталкивались с невозможностью […]...
    18. Проблематика романа “Герой нашего времени”. Ведущая тема романа – судьба современника, в котором воплотились существенные черты значительного круга интеллигенции времени николаевской реакции. Проблематика определяется темой произведения. Основными являются проблемы жизненного идеала; проблема скептицизма и пессимизма; проблема индивидуализма и эгоизма; проблема подлинных нравственных ценностей. Герои: Печорин (необычность и противоречивость его характера; поведение Печорина в различной среде: […]...
    19. Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче – на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою […]...
    20. Когда жизнь человека теряет смысл, Становится ненужной для него или для Других, тогда человеку остается только Умереть. В. В. Боровский Величайший поэт России Пушкин предательски убит, другой, в то время еще малоизвестный, поэт пишет на его смерть стихи. Они звучат ответным выстрелом не только по убийце поэта, но и по тем, кто направил его руку. […]...
    21. В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его “продуктом”. Наглядно мы видим это в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин – представитель своего времени, […]...
    22. С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между собой лишь образом главного героя Григория Печорина – русского офицера, который служит на Кавказе. Эти повести писатель объединил в романе “Герой нашего времени”, который увидел свиту 1840 году. Название романа вызвало непонимание, и даже негодование […]...
    23. После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий – трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями. Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли […]...
    24. Русская литература 1-й половины XIX века Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа “Герой нашего времени”, направлены в первую очередь на раскрытие образа главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно ярче стремится показать внутренний мир Григория Александровича Печорина. Более […]...
    25. В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная “теория страстей”, когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу человека. Герой вызывает у читателя желания задуматься над проблемой: что такое человек, который двигает ею, или может она отвечать за поступки, а или может действовать как-то иначе. По словам Лермонтова, Печорин – портрет, “какой рисовался […]...
    26. Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов “на горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове…”. Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” произвел исключительно сильное впечатление на читателей потому, что в нем правдиво изображена жизнь русского общества. “Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало […]...
    27. Главная тема романа “Герой нашего времени” – изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин – центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина – “лишний человек”. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной […]...
    28. Русская литература 1-й половины XIX века Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина можно сравнить с героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацким. Оба персонажа являются людьми, сталкивающимися с обществом и противопоставленными ему. Кроме того, […]...
    29. Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Познакомившись с композицией романа “Героя нашего времени”, которая необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь Роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность […]...
    30. Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести “Героя нашего времени”?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо […]...
    31. Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин – отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин – герой третьего десятилетия, “жестокого века”. Оба они – мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета […]...
    32. ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета С. П. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала […]...
    33. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем но- вое звено в цепи исторического развития на- шего общества.” Эпоха безвременья, полити- ческой реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеа- лах породила такого […]...
    34. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин, вслед за своим прямым ли­тературным предшественником пушкинским Онегиным, ста­новится ярким представителем типа “лишнего человека”. Как и Онегин, пустоту своей жизни, отсутствие в ней полезной де­ятельности он пытается заполнить женской любовью. Поэто­му женские образы в романе Лермонтова очень важны для по­нимания характера героя. По ходу действия […]...
    35. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. По своему типу роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию […]...
    36. Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? В романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” по­ставлены различные философские вопросы. Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь – доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как […]...
    37. Роман М. Ю. Лермонтова (1838 – 1840гг) был произведением загадочным и сложным для его современников. Дело в том, что многие читатели находили в образе главного героя параллели с биографией и характером автора. Но образ Печорина, предполагавший автобиографическую канву, наполнился иным содержанием, вылился в проблему связи человека со своей эпохой. В предисловии к журналу Печорина Лермонтов […]...
    38. В центре романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” находится фигура Григория Александровича Печорина. Раскрытие сложного внутреннего мира этого героя, а также своего отношения к нему было главной задачей писателя. Именно ей Лермонтов подчиняет все художественные элементы романа. Одним из главных среди них является композиция произведения. Она построена так, чтобы максимально раскрыть внутренний мир Печорина, […]...
    39. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман – это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания. Это были тяжелые […]...
    40. Тема судьбы в романе “Герой нашего времени” звучит на протяжении всех глав книги. В “Тамани” Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В “Княжне Мэре” он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а позднее Печорин писал в своем дневнике: “…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… […]...

    Тема судьбы поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

    К чему глубокие познанья, жажда славы,

    Талант и пылкая любовь свободы,

    Когда мы их употребить не можем?

    М.Ю. Лермонтов. Монолог.

    Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть «эпохой безвременья». Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь… Россия вступила в длительную полосу реакции.

    Один из самых важных вопросов, который волнуют поэта, - судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.

    Печально я гляжу на наше поколенье…

    Это первая строка стихотворения «Дума». Меня удивила в ней «раздвоенность»: Лермонтов не отделяет себя от происходящего («наше поколенье») и все-таки чувствует собственную избранность (« я гляжу»- это взгляд со стороны). В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности. Это и дает ему право говорить «с строгостью судьи и гражданина».

    Подобные рассуждения о «несостоятельности поколения» 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке»,-писал Белинский. Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все «странности» Печорина. В первой главе «Бела» о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович - пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: «Странный был малый». Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.

    Глава «Максим Максимыч» в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.

    Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения. Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций. Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.

    А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие «бедных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет «роль топора в руках судьбы». Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. «Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих»,- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: «Счастье – это насыщенная гордость.»

    Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки. Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. «Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен»,-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.

    Прочитав «Героя нашего времени», представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.

    Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». В этой цитате отгадка «странности» выбора главного героя. Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение

    … с строгостью судьи и гражданина,

    Потомок оскорбит презрительным стихом,

    Насмешкой горькою обманутого сына

    Над промотавшимся отцом.

    Лермонтов «полностью принадлежит к нашему поколению, - писал А. И. Герцен. - Разбуженные великим днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

    Проблема потерянного поколения впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Образ Печорина оказывается поразительно жизненным, его загадочность привлекательной. В. Г. Белинский заметил, что в самых пороках Печорина проблескивает что-то великое. Герой не склоняется перед жестокой подлостью времени, во имя ненависти к этой жизни он жертвует всем - своими чувствами, своей потребностью любви. В бессмысленном протесте - крах человека, но автор шел на это сознательно.

    Герцен говорил, что был нужен особый закал, чтобы вынести воздух мрачной николаевской эпохи; надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, уметь высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах. Страх, внедренный в "русское общество Николаем I, основывался на последекабристских репрессиях. От отцов, предавших идеалы верности дружбе, «вольности святой», поколение Лермонтова взяло лишь страх перед властью, покорное рабство. И потому поэт с грустью говорит:

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    По словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная ».

    Показывая в романе важность среды и обстоятельств для формирования характера, Лермонтов в образе своего героя сосредоточивает внимание не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.

    Печорин сформировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления бескорыстной человечности как романтические. И это наложило отпечаток на его развитие, искалечило его морально, убило в нем все благородные порывы: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли... Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил...»

    Перед нами не просто портрет героя эпохи, перед нами «история души человеческой». В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». А в предисловии к «Журналу Печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека...».

    Не пытаясь оправдаться, но желая объяснить противоречия в своем характере, Печорин открывается Максиму Максимычу: он считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света, общества, надоели науки, любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. Печорин считает, что душа его испорчена светом. Исповедуясь княжне Мери, наш герой признается в том, что его «бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом», но, «узнав хорошо свет и пружины общества», он «стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами», которых он добивался.

    И в результате:

    И скучно и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды...

    Печорин глубоко несчастен, замкнут в себе, страдает от одиночества. У него «ненасытное сердце», «беспокойное воображение», он скучает по новым впечатлениям, энергия его ищет выхода. Многого Печорин ждал от перевода на Кавказ, от участия в боевых действиях, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления и любовь черкешенки Бэлы. Его беспокойная, духовно богатая натура не смирилась бы с устроенной тихой семейной жизнью с Мери Лиговской.

    Но остаться одному Печорину вряд ли удастся: ему трудно переживать одиночество, его влечет общение с людьми. В «Тамани» Печорин желает приблизиться к «мирным контрабандистам», еще не зная, чем они занимаются. Его притягивает тайна, ночные шорохи. Но попытка сближения оказывается напрасной: контрабандисты не могут признать Печорина своим человеком, поверить ему, а разгадка их тайны разочаровывает героя. Надежды на любовь обернулись враждебностью, свидание - схваткой. От всех этих превращений Печорин приходит в бешенство.

    Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием:

    К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы;

    Перед опасностью позорно малодушны

    И перед властию - презренные рабы.

    Но нашего героя привлекает опасность и все, что волнует кровь, дает пищу уму. Представители «водяного общества» не принимают Печорина в свой круг. Они думают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным, куда их не пускают. Печорин им не противоречит. Ему нравится быть в центре внимания, поучать и советовать, рассеивать надежды и открывать людям глаза на действительность.

    Желая уйти от условностей света («Мне и нездешнее общество... ужасно надоело»), Печорин надеется на встречу с людьми неординарными, мечтает познакомиться с умным человеком. Но ничего, кроме болезненного восприятия ничтожности этих людей, Печорин не испытывает. Представители «водяного общества» откровенно примитивны.

    Есть один важнейший нравственный закон, истинный во все времена: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Печорин понимает этот закон, не сознавая его важности, не видя в нем истоки своей трагедии. Он утверждает: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого...» Окружающий Печорина мир построен на законе духовного рабства - мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном - отомстить, унизить

    Не только обидчика, но и весь мир. Зло порождает зло в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы.

    У Печорина хватает смелости признаться: «Я иногда себя презираю... Не оттого ли я презираю и других?..» Но легче ли становится после такого признания?

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

    Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к себе. Во всех неудачах он винит прежде всего себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла». И обвиняя мир, людей и время в своем духовном рабстве, Печорин разочаровывается во всем, что когда-то радовало и вдохновляло его.

    Начиная со второй половины XIX века за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». В нем запечатлена трагедия уже сложившейся личности, обреченной жить в «стране рабов, стране господ».

    Изображение характера Печорина, сильного, твердого и одновременно противоречивого, непредсказуемого в своем поведении и окончательной судьбе, пока смерть не поставит в ней последнюю точку, было тем новым, что внес Лермонтов в художественное постижение человека:

    И скажет: отчего не понял свет

    Великого, и как он не нашел

    Себе друзей, и как любви привет

    К нему надежду снова не привел? Он был ее достоин.

    Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Автор призывает не плыть по течению жизни, а сопротивляться, совершая нравственный подвиг.

    МОУ СОШ №37

    Программно-методическое обеспечение:

    Образовательная система «Школа 2100»: , Чиндилова твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса.–М.: «Баласс», 2008.;

    «Если бы я была художником и задумала написать портрет своего поколения, я бы нарисовала приоткрытую дверь, из которой бы шел свет.

    Этот свет нужен нам, потому что мы часто ищем наугад то, что принесет нам счастье. А мир, в котором мы живем, суров и жесток, агрессивен и безжалостен!

    Свет на моей картине – это те мои сверстники, которые освещают этот мир. К счастью, таких много. Разве вам не приходилось в сложной жизненной ситуации увидеть в глазах незнакомого человека этот свет, согревающий и обещающий помочь?

    Я верю, что моё поколение обязательно найдет эту дверь и, однажды встретившись со светом, ни за что не захочет жить во тьме».

    (Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»: проблема жизненного выбора; лирический герой – в открытом, распахнутом мире, перед ним – устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо; примирение Лермонтова с собой, судьбой, творцом.)

    Учитель снимает с доски листы ватмана с нарисованной на них полуоткрытой дверью, и учащиеся видят свои фотографии.

    Учитель: Сегодня мы вместе попытались написать портрет поколения. А вот каким будет портрет вашего поколения, зависит только от вас – ваших мыслей и, самое главное, ваших поступков.

    VII. Домашнее задание

    Заполнение таблицы «Черты характера Печорина», групповое задание: «Я защищаю Печорина…», «Я обвиняю Печорина…» (5 аргументов в защиту Печорина, 5 аргументов в обвинение Печорина).

    Приложение

    Запись на доске:

    Жажда деятельности – погоня за удовольствиями и рискованными приключениями, растрата сил на мелкие страсти и пустые дела; глубокий аналитический ум, способность к самоанализу – признание себя единственным судьёй над собой; знание людей – предельный индивидуализм и эгоизм, равнодушие и бездушие; сильная воля, смелость, отвага – безрассудность, игра с опасностью; неприятие действительности – отсутствие жизненной цели; любовь к природе, понимание прекрасного – подавление искренних чувств ;

    Карточка-информатор

    Предисловие к роману

    Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым ко второму изданию в 1841 году. Это был отклик писателя на критику. Лермонтова задела статья, в которой критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что роман возмутил самого государя. Николай I будто бы назвал его «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».

    Карточка-информатор

    О романе «Герой нашего времени»

    : «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем».

    : «…В произведениях Лермонтова виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства. Нигде нет пушкинского разгула по миру жизни; но везде вопросы, которые мучат душу, леденят сердце…»

     

     

    Это интересно: