→ Изображение войны в романе. Изображение войны в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Проверка домашнего задания

Изображение войны в романе. Изображение войны в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Проверка домашнего задания

1. Отношение Л. Н. Толстого к войне.

2. Особенности изображения войны Толстым.

3. Князь Андрей в битве при Шенграбене.

4. Князь Андрей в битве при Аустерлице.

5. Бородинское сражение глазами Пьера.

6. Восхищение отвагой и патриотизмом воинов.

Война – это настоящий ад. Жестокое кровопролитие, происходящее по воле власть имущих. В ней нет победителей, только проигравшие. Война буквально ломает судьбы простых людей. Лев Николаевич Толстой знал об этом не понаслышке. Он служил на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя. Этот опыт помог ему максимально живо описать сцены сражений в своем великом романе «Война и мир».

Уродливый лик войны Лев Николаевич подчеркивает с помощью антитезы. Автор сначала описывает мирный быт простых людей. Потом, этих персонажей помещает на поле боя. Читатель видит, что герои ощущают себя не в своей тарелке. Ведь боевые действия – это только кровь, насилие и смерть.

В романе описывается три крупных сражения: при Шенграбене, под Аустерлицем и при Бородине. Они существенно отличаются от мирных сцен. Дело в том, что Толстой подробно описывает тактику, построение войск и другие реальные факты. Кроме того, он критикует начальников, если не согласен с их действиями. По сути, эти сцены максимально документальны. Этим автор добавил реализма, чтобы читатель сильнее понимал боль персонажей.

Каждая боевая сцена была переломной для персонажей. Их характеры буквально менялись.

Князь Андрей Болконский восхищался героями войн и был добровольцем в армии. Постепенно он разочаровывался в своих идеалах и в окружающих его офицерах. Ведь на фронте много карьеристов, которые делают все для собственной выгоды, а не для победы.

Во время Шенграбенской битвы Болконский осознает, что сражение редко идет по плану. На поле боя не было организованности. Команды раздавались хаотично. Все действовали по-своему усмотрения.

Однако даже на поле брани есть люди. Тушин с простыми солдатами буквально выгрыз победу для русских войск.

Андрей был вдохновлен этим поступком и мечтал стать полководцем. Однако на Аустерлице все пошло не так. Войско устало от постоянных сражений. Его моральный дух был сломлен. Именно под Аустерлицем князь Андрей переосмысливает свою жизнь и свои взгляды.

В этой битве Болконский попал под снаряд. Будучи при смерти, он осознал, что мир намного ценнее войны. Что люди не должны так бессмысленно гибнуть. Они просто должны жить.

Бородинское сражение показано глазами Пьера Безухова. Он не был военным. Но увидев, как народ защищает свою землю, как он борется за мир, герой испытал настоящий душевный подъем.

Война – это действительно жестокая картина. Мир намного лучше. Толстой был пацифистом и верил в христианскую позицию «подставь вторую щеку». Однако он не мог не восхищаться подвигом русских солдат при Бородине. Ведь победу одерживают не начальники и императоры, а простые люди.

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Урок литературы на конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели:

  1. Образовательная –
  2. Воспитательная
  3. Развивающая
  4. Мета предметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» (составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

страницы

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

Учащимся были предложены вопросы .

  1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
  2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
  3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
  4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
  5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
  6. Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
  7. Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.

Ход урока

Урок начинаю чтением своего стихотворения

О Льве Толстом

К нам Лев Толстой

Приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.

Я в них вхожу, их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с нею в лунну ночь не сплю.

Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встает.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несет.

То груды тел, убитых и израненных.

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.

Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца познать Толстого Льва.

Вступительное слово учителя.

Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

  1. Тяжесть войны:

а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

Т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

б) страдания и смерть людей

« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

Смерть Пети Ростова;

Смерть Андрея Болконского.

в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

2. Сложность войны:

А) многочисленность участников военных действий;

Б) значение общей настроенности армии;

В) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)

3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

Т.3, ч.2, гл.23,34

Т.4, ч.3, гл.1

6. Человеческое отношение к пленным.

Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

Кинофрагменты Фильма «Война и мир »

№ 19

Требование народного сражения

№ 20

Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

Всем народом навалиться хотят

К/.ф

№ 21

Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

Бородинская панорама

№ 22

Пьер в свите Кутузова

Случайные разговоры и реплики

№ 23

Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

Обзор Бородинского поля

№ 24

Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Война величайшее зло и страшная необходимость

№ 25

Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

К/.ф

№ 26

Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

Ложь, позерство

№ 27

Наполеон готовится к бою.

Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

№ 28

Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

№ 29

Наполеон перед боем.

Он едет к Шевардину

№ 30

Красота панорамы выражает торжественность минуты

№ 31

Пьер на батарее Раевского.

Семейный кружок, скрытая теплота.

К/.ф

№ 32

Борьба за батарею Раевского.

Пьер уходит с поля сражения.

№ 33

Наполеон на поле Бородина.

Попытки руководить ходом сражения.

К/.ф

№ 34

Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

Русские не отступают.

№ 35

Кутузов на поле сражения.

Руководит духом армии.

К/.ф

№ 36

Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

Страстный порыв к жизни, любовь

№ 37

На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

Сострадание, любовь

№ 38

Осуждение Наполеона

№ 39

«Пламя сражения медленно догорало»

Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

К\.ф

Эту работу можно провести по-разному:

Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

  1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
  2. Ответы на вопросы учителя по данным главам .
  3. Устные сообщения подготовленных учащихся

А) Кутузов на Бородинском поле;

б) Наполеон на Бородинском поле;

в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

г) Наш князь (об Андрее Болконском)

  1. Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

Беседа Пьера с Андреем;

Пьер на батарее Раевского

Наполеон на Бородинском поле;

Кутузов на Бородинском поле;

Ранение Андрея Болконского .

Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

Выводы по уроку:

Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

Когда для смертного умолкнет

Шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Домашнее задание :

Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

Составить план к сочинениям:

  1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
  2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

Название материала Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) текстовый документ

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

Задачи материала на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

3. Долинина.Н. «По страницам « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

Исторический путь России был очень трудным. За свою многовековую историю Россия неоднократно проходила испытания войнами. Тема войны присутствует во многих произведениях русской литературы - от «Слова о полку Игореве» до произведений современных авторов. В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни JI.H. Толстого.
В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX века - войну 1805-1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 года. Первая - ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же - затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Войной проверяется их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он - один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед... заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».
Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.
Другой герой романа, Пьер Безухов, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. В Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной... он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
Тех героев романа, которые не участвовали в сражениях, также затронула война. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Под Москвой, в Мытищах, Наташа встретилась с умирающим от раны князем Андреем. Именно эта встреча духовно перерождает Наташу, обновляет ее. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.
Некоторые герои романа «Война и мир» - исторические личности: Наполеон, Кутузов, Александр I. Все они также имели непосредственное отношение к войне - они были полководцами, главнокомандующими. Наполеон, обладая большой властью, пытался управлять сотнями тысяч людей. Он считал, что ход сражения зависит только от его приказаний. Толстой показал Наполеона во время Бородинского сражения, где раскрывает другие черты характера героя: «Наполеон не видел того, что в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, - роль, которую он так верно понимал и осуждал», показывая, что Наполеон не мог влиять на ход сражения. Александр I также не влияет на ход Аус- терлицкого сражения. Он уехал с поля боя, когда было ясно, что сражение проиграно. А Кутузов, наоборот, не стремился управлять войсками - он только исполнял волю народа. Когда многие генералы советовали Кутузову атаковать французов, он отказывался, понимая, что наиболее быстрый способ изгнать французов из России - это предоставить им самим бежать. Кутузов также осознавал, что народу нужно не взятие в плен французских генералов, а освобождение России от захватчиков. Народ по- разному воспринимал войну 1805 года и войну 1812 года. На войне 1805-1807 гг. солдаты сражались за интересы императоров. Эта война была не нужна народу. Поэтому русские проиграли Аустерлицкое сражение и войну в Австрии. А во время войны 1812 года солдаты русской армии защищали свое Отечество, а французы, наоборот, были захватчиками. Боевой дух русских солдат был более высоким, а в этом сила войска, и поэтому русские выиграли эту войну. Толстой говорит, что на ход истории влияют не отдельные исторические личности, а воля народа. Таким образом, на примере двух войн Толстой подтверждает свою философию истории.
В романе «Война и мир» Толстой поразительно верно изобразил сцены войны в Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском сражениях. Например, при описании Шен- грабенского сражения Толстой повествует о подвиге капитана Тушина. Действия батареи Тушина спасли русское войско, хотя сам Тушин не осознавал, что совершил подвиг, и даже не думал о той опасности, которой он подвергался. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Толстой противопоставляет подвиг Тушина подвигу Долохова. Долохов, взяв в цлен офицера, сразу же объявил об этом командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Долохов ожидал награды за свой поступок, а Тушин даже не знал, что совершает подвиг. Толстой подчеркивает, что действия Тушина - настоящий героизм, а поступок Долохова - ложный.
Описывая сражения, Толстой подчеркивает бессмысленность войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения - рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них». И, наконец, изображение Толстым картины Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство - противоестественное для человека и человечества состояние.
В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».
Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.
«Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно без изображения темы войны.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению.

Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Краткая характеристика плана Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалялся своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

 

 

Это интересно: