→ Славянки в Иордании. Реальные истории. Как выйти замуж за иорданца и что из этого получается Как живут простые люди в иордании

Славянки в Иордании. Реальные истории. Как выйти замуж за иорданца и что из этого получается Как живут простые люди в иордании

Впечатления об Иордании. А также советы тем, кто желает посетить эту страну.

Прошло уже больше года с того времени, как я побывала в Иордании (с ноября 2005 г), но до сих пор вспоминаю эту страну с восхищением и уважением.
Иордания была выбрана для путешествия по нескольким причинам:
1) Есть, что посмотреть: город Петра, который можно уверенно назвать Чудом Света, пустыня Вади Рам, место крещения Иисуса Христа, римские города и другие достопримечательности.
2) Яркий контраст во всем, по сравнению с Россией (религия, обычаи, народ).
3) Красное море.
4) Мертвое море.
5) Довольно экзотическая страна, в которой мало кто был.
6) Безопасная страна.

Индивидуальный тур состоял из трех остановочных пунктов: отель «Dead sea spa»**** на Мертвом море (3 дня), затем отель «Silk Way»*** в Петре (2 дня), и отель «Аквамарина2»*** в Акабе, на побережье Красного моря (10 дней). Условия проживания в отеле *** - нормальные, в отеле **** - хорошие. Мне не на что было пожаловаться.
В стоимость путевки (38 тыс. руб.) вошли перелет Москва-Амман-Москва, проживание и завтраки в отелях, трансфер (легковой автомобиль с водителем) из отеля в отель, а также на экскурсии, запланированные в индивидуальном туре (все, описанные в данном рассказе, кроме пустыни Вади Рам). Билеты на экскурсии были куплены самостоятельно. Цены невысокие (1-5 динар, 1 динар равен примерно 30 руб.) Дорогие только Петра и пустыня Вади Рам, но это того стоит.

1. Страна. Народ.
Иордания считается безопасной страной, с низким уровнем преступности, в отличие от своих «буйных соседей», с которыми умудряется сохранять дружественные отношения. Напомню: граничит Иордания с Израилем, Ираком, Сирией, Саудовской Аравией.
Египет находится рядом, города его (как и Израиля) хорошо видны по другую сторону залива Красного моря. Однако тот беспредел (воровство, попрошайничество, приставания и т.п.), о котором рассказывают отдыхающие в современном Египте, совершенно неприменим для Иордании. Но все по порядку.
Наверное, главное, что определяет облик страны и менталитет жителей – это религия. В Иордании – ислам, и этим все сказано. Туристы, приезжая в эту страну, должны понимать, что любое поведение, выходящее за рамки здешних приличий, даже с их стороны, будет строго осуждено. Женщине не желательно появляться одной, ходить по улицам города в коротких юбках, с открытыми руками. Иначе можно сойти за проститутку. Кстати, девицы легкого поведения случайно встретились однажды, на пляже отелей «Аквамарина», русские и украинки. Выглядели веселыми.
Мужчинам лучше не стоит распивать спиртные напитки на улице, на глазах у всех, это может обидеть местных жителей. И, что очень важно, постарайтесь, чтобы время вашего путешествия не совпало с мусульманским постом, во время которого запрещается есть, пить и веселиться в светлое время суток.
Иорданцы мне показались скромными и интеллигентными людьми. Конечно, женщина без покрытой головы не может вызвать равнодушия, но за руки меня никто не хватал. Наоборот, боялись случайно прикоснуться. Например, когда помогали садиться в машину, да и при других обстоятельствах.
Однажды пришлось ехать в местном автобусе, который подобрал меня на трассе, при возвращении из пустыни в Акабу. Всю дорогу пассажиры ехали молча, никто даже шептаться не начал. Через некоторое время девушка-арабка, сидящая у окна рядом со мной, вся укутанная в черное, привстала и вежливо спросила на хорошем английском, не выхожу ли я на следующей остановке. Я была очень удивлена.
В одном из магазинов встретила русскую, которая вышла замуж за иорданца, мы немного поболтали. Она живет в достатке, довольна жизнью. Рассказала, в частности, что в Иордании растет уровень образованности женщин, теперь одним из достоинств невесты является наличие у нее высшего образования (хотя бы в перспективе).
Каждый иорданский таксист шпарит на английском так, что любой наш позавидует. Кроме того, иорданцы неплохо говорят на французском и немецком языках. Учтите, что в Иордании женщине положено сидеть на заднем сиденье автомобиля, и арабы ревностно к этому относятся. Водители очень пунктуальные, вежливые, приятные в общении. Только одно но – иорданцы не любят евреев. Лучше говорить, что русский, сразу начнут улыбаться, кивать головой и говорить что-нибудь типа «Русия из вери гуд кантри, Путин из вери гуд президент». В Иордании очень уважительно относятся к нашей стране.
Народ в Иордании гостеприимный и благодарный. Заходишь в магазин – угостят чаем с мелиссой, просто так, даже если ничего не покупаешь, а просто опять же скажешь, что из России (тем более, все время спрашивают, откуда).
Я взяла с собой несколько матрешек, сувениров из камня, подарила водителям, которые возили на экскурсии. Взамен получила ответные подарки, хотя совсем на них не рассчитывала.

2. Мертвое море.
Для тех, кто никогда не был на Мертвом море, советую посвятить ему несколько дней, а лучше – вечеров. В Мертвом море долго не поплещешься, а на побережье нет никаких развлечений, кроме загорания на солнышке. Днем самое лучшее времяпрепровождение – на экскурсиях.
На территории отеля «Dead sea spa» тихо, спокойно, возраст отдыхающих примерно 40-50 лет. Преимущественно, туристы приезжают для лечения. В ресторане кормят вкусно (шведский стол). Отель приличный, красивый. Сервис нормальный. По сравнению с Израилем, отдыхать на Мертвом море несколько дешевле.
В море надо быть аккуратнее, попавшая в глаза соль нестерпимо щиплет. В первые дни можно, по неосторожности, исцарапать себе все ноги, наступая и падая на острые соляные камни на дне. Камни, в основном, лежат ближе к берегу, при заходе в море. А на глубине – целебная грязь. Туристы радостно обмазываются этой грязью с ног до головы. Кстати, чем чернее грязь, тем лучше. И достать ее не так просто: нырять нельзя, а стоять почти невозможно, так как вода выталкивает на поверхность.
Но через некоторое время привыкнете и получите наслаждение, качаясь по вечерам в теплой морской воде, любуясь звездами на небе, огнями Израиля на горизонте, и осознавая, что находитесь в самой низкой точке планеты, а тело молодеет под воздействием целебных минералов. Незабываемые впечатления.
Из отеля удобно и недалеко отправиться на такие экскурсии, как римские города Ум-Кайс и Джераш (1 день) и по святым местам – на место крещения Христа, гору Небо, в Мадабу (1 день).
Вообще, ездить на экскурсии на индивидуально выделенном автомобиле с водителем гораздо удобнее, комфортнее, чем с группой на автобусе, учитывая то, что в Иордании практически нет русских гидов.
Первая экскурсия по римским городам сильно впечатляет. Города хорошо сохранились, туристов мало, поэтому появляется ощущение, что попадаешь в прошлое, прогуливаясь по огромным улицам с типичными римскими колоннами. Советую сначала посмотреть Ум-Кайс, а потом Джераш. По дороге можно проехать через столицу Иордании Амман, очень современный город. Многие женщины здесь ходят без платков и паранджи, водят автомобили. Больше такой «нескромности» ни в одном городе Иордании не наблюдается. Так называемый «квартал богатых» в Аммане поражает домами, похожими на восточные дворцы.
Экскурсия по святым местам интересная, советую посетить. Территория современной Иордании – бывшая Палестина, по которой ходил Иисус Христос. Крестили его, как известно, на реке Иордан, в честь которой названа страна. Между прочим, иорданцы уважительно относятся к христианской вере, как я поняла по поведению местных. Христианские церкви, само место крещения содержатся в чистоте, идут восстановительные работы христианских памятников.
На месте крещения Иисуса Христа удивительно тихо: торговцев нет, только изредка забредают небольшие группы туристов. У реки Иордан вас встретят пограничники (до Израиля рукой подать). Смотрят скорее с любопытством, чем с осторожностью. Одному из пограничников я подарила монетку в 10 руб. с изображением советского солдата в каске. Иорданец сначала занервничал, хотел вернуть, думал, что взятка. Но гид ему объяснил, что это подарок, денежной ценности практически не имеет:) В итоге пограничник остался доволен и даже со мной сфотографировался:)
После Места крещения везут по «серпантину» на гору Небо, с которой, по преданию, пророк Моисей увидел Землю обетованную. Действительно, с вершины горы обзор великолепный, в ясную погоду видно даже Иерусалим. После горы – в Мадабу, так называемый «город мозаики». Сама экскурсия по музеям и храмам с мозаичными полами и стенами меня не впечатлила, но, учитывая, что Мадаба входит в состав общей экскурсии по святым местам, времени не жаль. В Мадабе можно немного прогуляться по городу, посмотреть на Иорданию, так сказать, изнутри. Узкие безлюдные улочки, на которых время от времени попадаются открытые обувные мастерские, швейные, как в стародревние времена. Местные жители смотрят с интересом на заграничных туристов, но не позволяют себе ничего лишнего, даже возгласов.

3. Петра
По дороге в Петру водитель, по своей инициативе, просто так, бескорыстно, завез в замок крестоносцев Шобак. Прогулка по замку бесплатная, соответственно, внутри не очень чисто и ухоженно. Но все-таки он впечатляет своей сохранившейся красотой.
Петра – гордость Иордании. Наверное, так же, как для Москвы Кремль. Петра представляет собой город в скалах, который построили набатеи, затем завоевали римляне. Город оставался затерянным до 1812г. Можно долго восхищаться, но вы не поймете, если не увидите. Считаю, что Петре нужно посвятить 2 полных дня, да и входной билет на 2 дня продается с большой скидкой. За один день ни за что не обойти все достопримечательности, все равно останется ощущение недосказанности. Встретила русскую, которая приехала во второй раз в Иорданию с детьми только для того, чтобы пройти Петру до конца. Петра никого не оставляет равнодушным. В одном из фильмов про Индиану Джонс главный герой находит грааль в чудесном храме, который шокирующе открывается взору на выходе из темного ущелья. Кадры сняты в Петре, это ее начало. Но в Петре еще много интересного. Можно взобраться на гору, которую ведет тысяча ступенек и, стоя на вершине, любоваться этим древним городом. Можно идти, восхищаясь красотой вырезанных в горах храмов, гробниц, дворцов. Недаром Петру посещают толпы туристов со всего мира.
В Петре очень активно развита торговля. Бедуины, живущие здесь, предлагают туристам свои услуги – катание на верблюдах, ослах, а также товары – различные поделки, украшения. Такое впечатление, что все у них по одной цене, везде слышны крики «Уан дИнар! Уан дИнар!» (Один динар). Но попрошаек, требующих деньги задаром, не видела. Впечатлила одна маленькая растрепанная девочка, сидевшая на земле и, кажется, еще не умеющая даже говорить. Она выглядела как нищенка, но за каждую монетку можно было выбрать разноцветные камешки из скал Петры, разложенные перед ней. А двух мальчишек я попросила позировать для моего фотокадра, взамен дала по монетке. Через некоторое время они меня догнали и подарили маленький сувенир – магнит с изображением Петры, и приглашали угоститься чаем, что было опять же очень приятно.
Совет дамам: ни за что (!) не надевайте в Петру туфли на каблуках. Только удобную обувь, лучше кроссовки. Настройтесь на длительную пешеходную прогулку. Захочется ведь и в горы подняться, к месту жертвоприношений, к Монастырю. Тяжелых вещей с собой много не берите. Главное – удобная обувь и одежда, фотоаппарат, путеводитель, деньги (чтобы пообедать, купить воды, может, сувениров).
В общем-то, сувениры, которые продавались в Петре, меня не очень заинтересовали. Зачем-то купила ожерелье из кости верблюда, так и не надела ни разу (запах специфический).
Есть экскурсия «Ночная Петра» (билет стоит 12 динар), начинается поздно вечером, путь лежит по ущелью к фасаду Казны в Петре. Очень романтично! Рассказывать подробности не буду, иначе раскрою все тайны. Скажу только, что экскурсоводы ведут на английском языке. Но это не главное, самое запоминающееся – это впечатления от увиденного.
Необязательно брать с собой в Петру русского гида, вполне можно обойтись путеводителем автора А. Кочневой. В книге подробно расписан маршрут, есть карта, разобраться не сложно. Кстати, пожелание автору: если будете делать новую редакцию книги, просьба включить больше схем и рисунков.

Петра – это настоящее чудо света. Съездите - не пожалеете.

4. Красное море. Акаба.
Акаба – портовый город, на побережье Красного моря. Здесь построены отличные отели с высоким качеством обслуживания. Есть и платные пляжи – чистые, ухоженные, с хорошим сервисом. Кстати, у сети отелей «Аквамарина» свой пляж представляет собой платформу из бетонных плит, на нем отдыхать невозможно. Мало места, какие-то «левые» тусуются, да еще и проводятся спортивные соревнования, на фоне диких криков болельщиков. Так что жителям сети отелей «Аквамарина» лучше сразу искать платный пляж, тут же недалеко, стоимость - 6 динар (примерно 180 р.) с человека в день. На платном пляже закрытая зона, имеется весь необходимый сервис, официанты.
Красное море говорит само за себя. Прозрачная вода, разноцветные рыбки, все условия для дайвинга.
Сам город Акаба чистый, аккуратный, с множеством магазинов, кондитерских, кафешек. Можно гулять даже поздно вечером и не бояться ужинать в местных кафе.

5. Пустыня Вади Рам
Любителям острых ощущений и романтикам советую переночевать в пустыне Вади Рам. Розовый песок, скалы, просторы… В пустыню можно приехать из любого города на такси, на входе купить билет, выбрать маршрут. А дальше кататься на джипе по пустыне, останавливаясь в самых интересных местах, гулять по дюне, любоваться закатом… Многие только ради заката едут в пустыню. Действительно, незабываемое зрелище. Вся пустыня, всё небо окрашиваются в розово-красный цвет, а над скалами висит огромное белое солнце.. Ощущение такое, будто находишься на Марсе. Фотографии получаются удивительные.
Совет для тех, кто поедет в Вади- Рам: возьмите много теплых вещей, особенно для детей. Ночью очень-очень холодно, пронизывающий ветер.
Ночевка для туристов организована в бедуинских шатрах, посреди пустыни. До самой ночи, при свете костра, бедуины играют на национальных инструментах, поют, угощают ужином, чаем. А туристы разных национальностей располагаются вокруг костра и отдыхают. Потом все ложатся спать. Конечно, условия не европейского отеля. Матрасы лежат прямо на песке, но это розовый песок! Ветер свистит через дыры в палатке, но зато видны звезды! Одеяла попахивают верблюдами, но это же пустыня! Так живут и кочуют бедуины. Все по-настоящему. Всего несколько часов, а впечатлений – на всю жизнь.

6. Сувениры
Многие привозят на память бутылочки с цветным песком ручной работы, украшения. Можно взять специи, кофе, орехи (покупать лучше на местных рынках) и, конечно, сладости (из самих кондитерских). Иорданские сладости очень вкусные, необычные, они представляют собой сладкое печенье, как будто запеченные конфеты.
Если поедете в Иорданию, возьмите с собой несколько матрешек, уверяю, найдутся люди, которым вы захотите их подарить. И многие увидят это чудо в первый раз.

Вот, вкратце, и всё об Иордании. О поездке остались самые светлые впечатления, от самого первого до последнего дня в этой стране.

Уезжая в 2005 году в Иорданию работать по контракту, преподаватель Юго-западного госуниверситета (тогда еще политехнического института) Дмитрий Скопин и предположить не мог, что задержится в этой стране надолго. Курянин рассчитывал проработать в университете Аль-Балка, который находится в одной из самых красивых столиц мира – Аммане, – ровно год. С тех пор прошло шесть лет...

Иорданию называют уникальной страной. По оценкам ученых, ее земля хранит в себе от 16 до 20 тысяч памятников истории и культуры прошедших эпох. Здесь был крещен Иисус Христос, здесь Моисей увидел Землю Обетованную, здесь же он похоронен, здесь жили многие библейские пророки... К тому же считается, что это одна из самых безопасных и спокойных арабских стран. Во всяком случае так пишут в туристических справочниках. Так ли это на самом деле – мы поинтересовались у Дмитрия и Ларисы Скопиных, когда они приехали в родной Курск в отпуск.

В Иорданию везли книги и мед

Жизнь Дмитрия изменилась в 2005 году, когда «политех» посетила делегация из иорданского вуза. Зарубежные гости передали просьбу президента университета Аль-Балка – порекомендовать преподавателя по компьютерной инженерии. «Они готовы были заключить контракт со специалистом, способным вести занятия на английском, – поясняет Скопин. – Ректор предложил мне поехать в Иорданию на год. Признаюсь, опасения были. Ближний Восток ассоциировался с постоянными вооруженными конфликтами, войнами... Естественно, позвонил супруге, чтобы узнать ее мнение».

– А я сразу согласилась, – улыбается Лариса. – Тогда для нас это был самый подходящий вариант. Обычно мы долго думаем перед тем, как принять решение, а в тот раз все произошло очень быстро. Если приглашают, надо ехать – постановили мы на семейном совете. Но на всякий случай взяли минимум вещей – лишь самое необходимое.

Лариса и Дмитрий смеются, вспоминая, как прилетели в Иорданию с большими баулами, в которых «челноки» возили товар. «На приличные чемоданы денег не было, – говорят они. – Самым тяжелым оказался баул с книгами – взяли много научной литературы. А в качестве подарка везли мед! Этот продукт высоко ценится в Иордании, там его не производят. К тому же российский мед считается одним из лучших в мире».

Сначала куряне снимали, как они говорят, «простенькую квартирку площадью около 90 квадратных метров». Потом, когда перевезли в Иорданию детей, перебрались поближе к центру Аммана в жилье попросторнее. «Квартиры в Иордании всегда большой площади – 130–150 квадратных метров, – поясняют супруги. – В стоимость аренды (около 10 тысяч рублей в месяц) входит пользование подземной парковкой – без нее не сдается ни один многоквартирный дом».

Как замечают Скопины, они быстро поняли, что Амман – безопасный и комфортный город. Тем более что к иностранцам в Иордании, по словам Дмитрия, относятся хорошо. «Иностранец воспринимается или как турист, приехавший тратить деньги, или как профессионал, который поможет сделать их страну более развитой, – говорит он. – А к русским особо теплое отношение. В Советском Союзе училось огромное число иорданских студентов. И сейчас 70% педсостава университета Аль-Балка – выпускники наших вузов. Они прекрасно говорят по-русски и с нежностью вспоминают время, проведенное в СССР, который называют райским местом».

Пикник на берегу Мертвого моря

Сначала Скопины забрали в Иорданию младшего сына – ему тогда было два года. Старшего перевезли чуть позже, как только он закончил четвертый класс.

– Иордания создана для семейной жизни, – говорит Лариса. – Много парков с аттракционами, в супермаркетах есть даже специальные дни, когда магазины открыты только для семей – приходят родители, бабушки и дедушки с детьми. У иорданцев огромные семьи, и любовь к детям в крови каждого. Если едет школьный автобус, ему все уступают дорогу. Водители желтых автобусов нарушают все правила, но их не наказывают – они детей везут! Наши сыновья говорят на трех языках. Младший очень быстро освоился и заговорил по-арабски. В четыре года отдали его в местный садик. У них дошкольное образование отличается от нашего – никаких прогулок, игр, возни с игрушками... Все приближено к школьному обучению. Уже в этом возрасте они начинают изучать английский, арабский и математику. Арабы стесняются, если не могут говорить по-английски. Если не знаешь этот язык, не сможешь поехать на международную конференцию, тебя не пригласят в другую страну, не получишь престижную работу...

– А вы выучили арабский?

– Мне кажется, выучить его в совершенстве невозможно, – улыбается Лариса. – Язык крайне сложный! Он включает в себя большое количество звуков, которые европейский человек не всегда может выговорить. У них совершенно иной механизм образования речи – много гортанных звуков. Небольшое видоизменение, казалось бы, одного и того же звука, ведет к полному непониманию. От этого зависит значение слова. Например, слово «хамам». В одном случае это будет голубь, в другом – туалет. Различие – в еле уловимой разнице произношения всего одного звука. Что касается грамматики... Написание букв зависит от того, где они находятся – в начале, середине или конце слова. Правила образования множественного числа для мужского и женского родов также разнятся. К тому же арабский литературный язык очень отличается от разговорного. Если поинтересоваться у местного жителя, как будет по-арабски какой-либо предмет, он обязательно назовет литературный вариант. При этом малограмотный человек может вас не понять, потому что не учился в школе и не знает литературного арабского.

Куряне активно путешествуют по Иордании, где множество уникальных мест. «Мертвое море находится в 70 километрах от Аммана, всего час езды на машине, – говорит Дмитрий. – Мы часто проводим там выходные. Как-то поехали в конце января. В Аммане было прохладно – около плюс семи... И чем ближе подъезжали к Мертвому морю, тем теплее становилось. Температура воздуха на побережье – +30°С. Так что люди ездят туда погреться! Мертвое море – уникальный природный памятник. Это соленое озеро, поверхность которого лежит на 400 метрах ниже уровня мирового океана. Там самое высокое атмосферное давление. У нас в машине лежала пустая пластиковая бутылка, ее просто сжало! Летом купаться в Мертвом море практически невозможно – из-за жары соленая вода нагревается, становится горячей и по консистенции напоминает глицерин.

В Курске сумасшедшие цены!

Приехав в отпуск, Скопины поразились стоимости продуктов в курских магазинах. «За шесть лет цены на продукты в Иордании выросли максимум на 10%, – поясняет Дмитрий. – Здесь же – в разы. Если честно, цены сумасшедшие! Мы уже привыкли, что огурцы и помидоры круглый год стоят 10 рублей за килограмм, а самая дорогая рыба – не больше 300 рублей. При этом вам ее сразу разделают – выпотрошат, снимут чешую и нарежут на порционные куски. Если берете мясо, у вас поинтересуются, что планируете готовить? Если котлеты, его тут же перекрутят, отбивные – отобьют, рагу – порежут на маленькие кусочки... У них и кур разделывают, снимая кожу, отрезая крылья и ножки. Чаще мы предпочитаем делать это самостоятельно. Они же выбрасывают кожу с курицы! На наш взгляд, самое вкусное».

– И все же приходится соблюдать определенные правила в мусульманской стране...

– За последние годы Иордания сильно изменилась. Сейчас это светское государство, которое развивается большими темпами. Когда я впервые приехал в Амман, обратил внимание на то, что юноши и девушки совсем не общаются друг с другом. Наблюдал, как на расстоянии в несколько метров шли парень и девушка. Они разговаривали, даже не глядя друг на друга! Сейчас все меняется. Молодежь стремится получить хорошее образование, найти достойную работу и только потом задумывается о семье и детях. Причем все чаще говорят, что планируют завести 2–3 детей.

– Более того, очень редко можно встретить на улице женщину в парандже, – продолжает Лариса. – Естественно, не принято носить мини-юбки и открытые майки. Самая популярная одежда у женщин – джинсы и футболки. Чтобы понять культуру и традиции этой страны, нужно там пожить. У нас принято считать, что женщинам в мусульманских странах приходится несладко... А в Иордании к ним относятся как к изнеженным созданиям, которых необходимо баловать, холить и лелеять. Иорданка не носит тяжелых сумок – это обязанность мужчины. И такое отношение к женщине прививают с детства. Когда наш сын ходил в арабский садик, они изучали меры веса. В учебнике объясняют так: «Ходишь ли ты с мамой в магазины, чтобы покупать золото? Какими весами пользовался ювелир?», «Покупал ли ты когда-нибудь с папой картошку? Какими весами пользовался продавец?» То есть с мамой можно купить золото, а с папой – картошку.

– А что насчет многоженства?

– За все время нашей жизни в Иордании мы видели только одну такую семью. Позволить себе даже двух жен могут лишь единицы – мужчина должен быть очень богат. Ведь второй жене нужно купить квартиру не хуже, чем у первой. Необходимо содержать ее, обеспечивать детей... Любая женщина, выходящая замуж, подписывает брачный контракт, где оговорена сумма, которую она получит в случае развода. К тому же обычно невесте дарят 2–3 килограмма золота на свадьбу. И после развода эти сокровища остаются у нее. Иногда складывается впечатление, что права иорданских женщин защищены гораздо лучше российских.

– Но хоть что-то вам не понравилось в этой стране?

Супруги на секунду задумались... «Наверное, привычка местных жителей с любопытством и без малейшего стеснения разглядывать иностранцев, – заметила Лариса. – Шесть лет я там живу, и шесть лет меня пристально «изучают». Когда приезжаю в Россию, первое время чувствую себя немного неуютно – почему на меня никто не смотрит?»

– За эти годы Иордания стала для нас вторым домом, – добавляет Дмитрий. – Когда мы там, хочется в Курск. А приехав домой, начинаем скучать по Амману.

Вверх — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв — Версия для печати

Не нужно сравнивать развытые страны с нишей росиией, убогое сравнение получиться и совсем не в сторону россии.
царя к власти и порядок воспитывать в людях с детсва нужно, а для этого нужно не карманы набивать, а работать на благо страны, в которой будут жить наши дети, работать и работать!

Интересная статья. Вынесла для себя много нового о стране.
Рада за эту семью, что у них все так хорошо в жизни сложилось. Учачи вам и в дальнейшем!

зато у нас самый дешевый самогон

а я сосед,вот уж 18лет,там на фото видно противоположный берег мертвого моря,это мы.Я тоже много нового узнал об Иордании,классно там...но не всем!там живут 3млн.палестинцев,беженцев из Израиля и хотят вернуться к нам...вот ЭТО ЖУТЬ!

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!

Путешествуя по Иордании, я, конечно же, поинтересовалась, как обычно, как живут в этой далёкой малоизвестной стране наши соотечественники. Первое, что поразило, - русские женщины с удовольствием выходят замуж за жителей этой арабской страны.

В прошлом номере я упомянула, что Иордания интересна своей демографией. Это одна из немногих стран мира, где мужчин намного больше, чем женщин. А ещё интереснее то, что 80% населения страны составляют молодые люди до 30 лет. В общем, страна молодёжи. И действительно, здесь совсем не видно стариков, а вот молодые люди просто заполонили все города и пустыни. Местные жители поведали, что любая приезжая незамужняя женщина здесь будет на вес золота и именно она будет выбирать себе мужа из множества претендентов. Как-то, после известных событий в Югославии, в Иордании поселилось множество беженцев. Беженцы женского пола немедленно перестали ими быть, так как молодые мужчины-иорданцы, узнав о лагере мигрантов, прямо-таки атаковали всех югославских девушек и одиноких женщин. Буквально через месяц-два в лагере не осталось ни одной особы женского пола: все они благополучно вышли замуж и уже сегодня нарожали многочисленное новое поколение иорданцев.

Есть информация, что в настоящее время несколько российских туроператоров пытаются заключить договоры с иорданскими представителями о том, чтобы устраивать специальные женские туры в Иорданию.

Здесь я очень близко познакомилась с Ольгой, которая живёт в этой ближневосточной стране уже 20 лет. С мужем-арабом она встретилась, будучи ещё студенткой, в советском тогда Минске. Многие студенты советских вузов были в то время из стран Ближнего Востока. Культура, воспитание и обязательства заставили Абу Али вернуться домой в Иорданию и привезти с собой молодую русскую жену. Арабы живут крепкими семейными кланами и вековыми обычаями. Паранджу на Ольгу не одели, но она добровольно постепенно начала привыкать к чужой культуре. Причём осталась христианкой, так как закон страны позволяет арабу жениться на женщине монотеистической религии. При заключении брака в обязательном порядке подписывается брачный контракт, в котором указывается сумма, которую муж должен выплатить жене в случае развода. Там же прописаны обязанности жены, мужа и случаи, когда можно разводиться. Муж волен немедленно выпроводить жену из дома и просто громко на улице сказать, что он разводится. Многие женщины в Иордании ввиду таких правил быстро обогащаются. Ведь муж в случае развода обязан выплатить оговорённую в контракте сумму. Женщина же долго одна не остаётся, так как за ней уже стоит очередь. Два-три развода - и приличное состояние обеспечено. В случае с Ольгой в её брачном контракте указана сумма, которой хватит лишь на обратный билет в Россию.

Ольге пришлось заняться арабским языком и выучить его в совершенстве, чтобы стать настоящей женой мусульманина-араба. Она рассказала, как участвует во всех семейных мероприятиях. Клан её мужа составляет человек сто пятьдесят. На праздники всем надо обязательно дарить подарки, а детям раздают деньги. А так как праздников в Иордании уйма, все члены огромной семьи живут в состоянии постоянного подношения и получения подарков. Живут спокойно и радостно, растят детей и чтят традиции. В семью Ольгу приняли быстро, а свекровь любит её больше всех. Как говорит Ольга, именно свекровь помогала ей входить в новый тип жизни, учить язык, готовить традиционные арабские блюда для своего мужа. Мужчина в каждом доме - главный в семье, весь быт организуется так, чтобы было хорошо мужчине. Женщины, как правило, не работают или работают по 3-4 часа в день. Главное их предназначение - хранить домашний очаг и воспитывать детей. Муж Ольги - государственный служащий, работает в министерстве транспорта. Сама она недавно стала работать гидом для русских туристов, по её словам, чтобы помогать мужу приносить достаток в дом. Живёт семья в большом белом доме с маленьким садом. Скоро заканчивают школу две дочери, которые свободно говорят и на русском, и на арабском, и на английском. В летние каникулы девушки ездят к бабушке в Россию, на Волгу, и на родине предков им очень даже нравится. Им нравится ходить на дискотеки и допоздна гулять с подружками. Они просто мечтают выйти замуж за русского и остаться жить в России. Каждый раз, когда они уезжают к бабушке Ане, их строгий папа-иорданец Абу Али не спит ночами и постоянно напоминает Ольге, чтобы девочки долго не задерживались на берегах великой русской реки и поскорее возвращались домой, где в очередь за белокурыми черноглазыми невестами уже выстроились самые красивые и богатые иорданские парни.

Девчонки в Иордании очень веселые и радостные.

Собственно говоря, они совершенно опрокинули мое представление о закрепощенных женщинах Востока.

Девочка надевает платок, когда становится девушкой.

Правда, наш гид рассказывала, да и мы сами это видели, что в Иордании женщина может одеваться как хочет, и никто даже взглядом не выкажет ей осуждения.

Обучение в государственных школах в Иордании раздельное. В частных - мальчики и девочки учатся вместе.

Девушки могут получить образование в шестимиллионной Иордании в 33 высших учебных заведениях, из них - 12 вузов - государственные. При приеме на работу нет дискриминации.

Такие вот наряды у девушек в жаркую погоду. Общественное мнение все-таки давит. 75% иорданских семей - ортодоксальные мусульмане.

Девчонки выходят из музея машин короля Хусейна

Девочка в Петре продает бусы

Маленькие бедуинки хотят напоить щенка водой.

Школьницы на экскурсии в Петре

Девушки в Иордании служат в армии.

В армию они идут добровольно.

Почему-то в Иордании на все экскурсии толпами ходят именно девушки, мужчин как-то на культурных объектах мало.

В плотной одежде и в форме очень жарко.

Курсантки рядом с дервишем.

Вот этот мужчина попытался помешать мне сфотографировать его жену. Таким образом закутанных женщин в Иордании много, но я стеснялась их фотографировать.

О свадебных обрядах нам немного рассказала наш гид, русская женщина из Тбилиси, которая уже 27 лет замужем за арабом.
Чтобы арабу жениться, надо иметь очень много денег, потому что он должен обеспечить свою жену всем необходимым и подарить ей много золота. Поэтому арабские мужчины женятся после 30 лет, когда получат образование и заработают на свадьбу.
Обычно это происходит так, рассказывала наш гид Стэлла. Где-то к 35 годам мужчина уже не хочет жениться, потому что он уже привык и ему уже и так хорошо, однако начинает беспокоиться его мама и подыскивает ему невесту.
Затем невесту и жениха знакомят. Если девушка совершенно закрывает свое лицо, то она может показать его жениху в присутствии брата или отца. На фигуру девушки смотрят женщины из клана жениха в бане. Есть еще много разных ухищрений узнать о состоянии здоровья девушки. Например, ей предлагают разгрызть нечищенные орешки, чтобы проверить здоровые ли у нее зубы, и так далее.
Если при первичном осмотре девушки и мужчина решают, что подходят друг к другу, то все мужчины клана жениха, а это могут быть и 50 человек и сто, встречаются с мужчинами из клана невесты и просят ее руки. Девушка должна сказать, сколько золота она хочет получить на свадьбу. Обычно женятся на ровне. Средняя семья обычно закупает золота для невесты на свадьбу примерно на 8 тысяч долларов. Если мужчины семьи невесты согласны выдать девушку, то им предлагают выпить кофе, то есть сделка завершена.
Начинается полугодовой период ухаживания за невестой, когда мужчина и девушка встречаются в кафе, ходят в кино, гости и так далее. За это время они подбирают себе квартиру, обставляют ее мебелью и всем необходимым. Это прежде всего забота жениха. В это время они, узнав друг друга получше, могут отказаться от свадьбы. В этом нет ничего страшного. До свадьбы же, разумеется, никаких сексуальных отношений.
Свадьба же обычно бывает очень большая. Приглашаются все родственники и друзья. Невеста надевает красивое белое платье. Если невеста не хочет показывать лицо, то свадьба играется "на две половины" мужскую и женскую. На одной тусуются женщины и жених с невестой без паранджи, на другую половину к мужчинам периодически выходит жених, чтобы им не было скучно.

Главой семьи тут традиционно считается мужчина. Мужчина, например, покупает в семью все продукты, решает вопросы обеспечения, отдыха, учебы детей и так далее, хотя, как хитро говорит наш гид Стэлла, как в известной поговорке "мужчина голова, а жена шея".
Мужчины могут взять себе до четырех жен, однако каждую они по закону обязаны обеспечить отдельной квартирой и полным содержанием. Почти все мужчины в Иордании теперь имеют только по одной жене, говорит Стэлла. Когда мы спросили, есть ли у ее мужа вторая жена, она очень возмутилась и сказала, что такого не потерпела бы.
При разводе мужчина должен обеспечить женщину всем необходимым. Ребенок считается собственностью мужчины, но до 15 лет суд отдает ребенка матери, а потом его спрашивают, с кем из родителей он хотел бы жить. И пусть только мужчина попробует не обеспечить только свого ребенка, тут Стэлла воинственно сверкает глазами. Женщина сразу же подаст на своего бывшего мужа в суд.

Вот в таких черных одеждах иорданские девчонки вышли искупаться на городской пляж. Они так в этих черных балахонах и окунаются. Европейские женщины могут купаться в Мертвом и Красном море в Иордании только в пятизвездочных отелях, у которых собственные пляжи, 4- и 3-звездочные отели не имеют своих пляжей, приходится ходить на городской. Если там раздеться, то никто тебе ничего не скажет, но будут смотреть ТАК, говорит наш гид Стэлла, что тебе самой не захочется больше купаться в купальнике.
Мы это испытали в ущелье с горячими источниками. В черном базальтовом ущелье, в котором стоял наш отель, сверху лились водопады с термальной водой температурой струй от 30 до 80-ти градусов. И можно было ходить под этими струями в специальных ваннах от теплой к горячей. Ну мы, европейские девушки, и ходили в купальниках, однако за нами из купальни в купальню ходила толпа арабов в плавках до колен, которые периодически погружались по пояс в воду. Мне в связи с этим вспомнился анекдот: "один петух говорит другому: Пойдем в супермаркет, на голых курочек посмотрит". Чувствовали мы себя при этом крайне неуютно.
- А как же горячие арабские мужчины, которые женятся примерно в 35 лет, обходятся все это время, - спросила я нашего гида. - Не знаю, - ответила Стэлла, стараясь при этом сделать слишком честные наивные глаза.
- Ослы, мальчики и мужчины. Это здесь развито. - ответил на мой вопрос один арабист из нашей группы. - Сексуальное общение с мальчиками и мужчинами тоже преследуется по закону, но не так строго, как с женщинами. Еще есть проститутки, о которых все знают, особенно их много приезжает с Украины. Из Киева везут целыми самолетами.
Еще одна женщина из нашей группы, у которой муж иранец, сказала мне, что эти закутанные женщины и сами не промах. По-крайней мере, в Иране две самые популярные пластические операции: первая, это пластика носа - из носа с горбинкой делают прямой аккуратненький носик, и вторая, это восстановление девственной плевы.

Это жена Лота, превращенная в соляной столб, когда она обернулась, уходя из Содома.

 

 

Это интересно: