→ Помогает ли историческая наука прогнозировать будущее? Только прошлое определяет ваше будущее Чтобы знать будущее нужно знать прошлое

Помогает ли историческая наука прогнозировать будущее? Только прошлое определяет ваше будущее Чтобы знать будущее нужно знать прошлое

Академик В. АЛЕКСЕЕВ, директор института истории и археологии Уральского отделения РАН, лауреат Демидовской премии 2006 года (г. Екатеринбург).

Политики и ученые много говорят и пишут о важности опыта прошлого для принятия ответственных решений сегодня. но такие призывы, как правило, не идут дальше политической и идеологической полемики, в то время как практическое решение этой сложной проблемы прежде всего необходимо для России. на протяжении многих столетий наша страна не делала правильных выводов из своих бед, повторяя разные по форме, но однотипные по содержанию ошибки. обычно она пытается ухватиться за “фалды” чужого опыта, не учитывая при этом, насколько такой опыт сможет сослужить службу в специфических условиях России.

УЧИТ ЛИ ЧЕМУ-НИБУДЬ ИСТОРИЯ?

На этот счет было и остается много сомнений. Великий немецкий философ Г. Гегель писал: “Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее”. На этом цитату, как правило, обрывают. Между тем Гегель продолжал: “Каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния... В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего”.

Следовательно, дело не в том, что история ничему не учит, а в том, что в сутолоке спешных решений и “бледных воспоминаний” о прошлом (иначе - плохих знаний) ее поучения не умеют сопоставить с настоящим и будущим.

И действуют здесь как объективные, так и субъективные причины. Главная объективная причина в том, что исторические процессы растянуты во времени и не всегда удается точно соотнести причины и следствия, которые к тому же осложняются особенностями характера исторических деятелей и случайными обстоятельствами. Субъективные же причины - краткость человеческой жизни по сравнению с длительностью исторического процесса и ограниченная возможность людей, недостаточно подготовленных к этому, извлекать уроки из прошлого. А между тем вечно лишь прошлое. И оно может оказаться более существенным для выработки жизненно важных решений, чем сиюминутные коллизии.

По мере усложнения политических и социальных отношений в обществе, на мой взгляд, насущнее становится потребность учитывать исторические корни многих явлений. Поначалу к этому приступали робко. В первой половине XIX века В. Г. Белинский писал: “Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”. Его соотечественник, философ и пропагандист марксизма Г. В. Плеханов в конце того же века более уверенно утверждал: “Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее”. А в ХХ веке испанский философ Х. Ортега-и-Гассет заявил уже со всей категоричностью: “В истории возможно пророчество. Более того, история ровно настолько является научной деятельностью, насколько делает возможным пророчество”.

Ушли в прошлое почти все абсолютистские режимы, творившие свою волю, не оглядываясь ни на прошлое, ни на настоящее, не задумываясь над тем, что некие черты прошлого могут помешать в сотворении будущего. Ныне перед нами - чрезвычайно усложнившийся мир, человечеству приходится считаться со многими осколками прошлой жизни, которые неожиданно дают о себе знать в самых разных проявлениях, нарушая хрупкое равновесие социальной и природной среды.

Теперь взирать на прошлое, “добру и злу внимая равнодушно”, - неблагодарное занятие. Прошлое требуется осмыслить, извлечь из него позитивные и негативные уроки и понять, как оно влияет на настоящее и будущее. Принимая сегодня важные решения, необходимо оглянуться на мощные пласты международно-правовых норм, традиций, менталитета и культурно-религиозных устоев разных народов, наконец, на принципы демократии и прав человека. В противном случае последствия могут быть непредсказуемыми, и Чечня - один из убедительных тому примеров. Вспомним слова выдающегося русского историка В. О. Ключевского, который еще сто лет назад предостерегал: “История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение...”

Тем не менее в истекшем столетии уроками истории пренебрегали практически все. Романовы, проморгавшие ползущую из Европы революцию. Ленин, вознамерившийся построить планетарный коммунизм, когда капиталистический мир в основном уже пережил критическую стадию своего развития. Сталин, уповавший в своих безумных социальных экспериментах на безмерное терпение русского народа (в конечном счете это привело к резкому уменьшению населения страны). Гитлер, устремившийся к несбыточному мировому господству. Брежнев и его сподвижники, неосмотрительно расшатавшие основы системы, которая их питала. И, наконец, власти США, видимо, напрочь забывшие о грандиозном хаосе, сопровождающем падения устоявшихся империй и способном поглотить как побежденных, так и победителей. Изучавшие историю знают, какие катаклизмы вызвал развал Римской империи, как далеко и долго гремело его эхо (нечто подобное происходит сегодня после распада Советского Союза).

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Казалось бы, уже одно перечисление фактов недалекой истории говорит о важности исторического опыта. Однако практика демонстрирует другое. Вероятно, причина лежит в самой гуманитарной науке, которая длительное время подвергалась жесткому идеологическому прессу и заметно отстала от естественно-научных знаний. И если мы хотим, чтобы историческая наука сегодня отвечала требованиям времени, ей необходимо перейти от традиционной описательности к анализу и прогнозу. Только так можно научиться извлекать полезные знания из прошлого и применять их в социальной практике. Но прежде всего поговорим о том, как соотнесутся понятия “историческое знание” и “исторический опыт”. Их нельзя отождествлять. Имея единое объективное основание в реальном историческом процессе, эти категории предполагают различные цели и, следовательно, различные результаты исследования. исторический опыт - это составная часть исторического знания, или, иначе говоря, ретроспективная оценка (с позиций современной социальной практики) прошлого в его отношении к последующему развитию, к итогам этого развития. Такой подход позволяет осмыслить историческую ситуацию не просто как свершившийся факт, а как сложную вероятностную взаимосвязь между возможностью и действительностью, между прошлым и настоящим; исследовать объективно заложенные в историческом процессе альтернативные варианты, позитивные и негативные решения, прогрессивные и регрессивные тенденции, вероятность их проявления в будущем.

Устоявшегося понятия “исторический опыт” не существует (его нередко путают с историческим знанием или сводят к идеологическим штампам). Я бы определил исторический опыт как концентрированное выражение социальной практики прошлого и выявление закономерностей общественного развития, помогающих находить наиболее обоснованные решения проблем современности. Исторический опыт по своей сути многофункционален. Из этого множества выделю три, наиболее актуальные функции: экспертную, компаративную и прогностическую.

1. Экспертная функция - оценка уровня развития государства, региона или человеческого сообщества, необходимая, чтобы понять, насколько названные объекты соответствуют современным требованиям. Эта же функция выявляет оправдавшие себя формы деятельности и неиспользованные альтернативы развития, а также негативные явления. Помогает понять истоки близких и дальних ошибочных решений, различного рода пережитков, тормозящих прогресс. Именно такого рода анализ позволяет сформулировать долговременные тенденции развития, показать причины устойчивости или, наоборот, нарушения сложившихся форм деятельности, проследить реакцию населения на сохранение или уничтожение старых форм и внедрение новых.

2. компаративная функция. Ее задача - сравнивать уровни, пути и методы развития исторических периодов, например существования государств, чтобы выявить и учесть полезный опыт. Такое сопоставление опыта имеет огромное значение, особенно для отстающих стран и регионов.

3. Прогностическая функция исторического опыта тесно связана с двумя названными и вытекает из них. Она наиболее ответственна, сложна и менее отработана на практике.

A, с другой стороны, реальна ли она? Можно ли сослаться на конкретные исторические прогнозы? Можно. Вот некоторые из них.

В 1835 году американец А. Токвиль писал: “В настоящее время существуют на земле два великих народа, которые, начав с различных точек, приближаются, по-видимому, к одной цели: это русские и англо-американцы. Оба они выросли незаметно; и когда взоры людей были обращены в другую сторону, они вдруг заняли место в первом ряду между нациями, так что мир почти в одно время узнал и об их появлении, и об их величии <...>Для одного главное средство действия есть свобода, для другого - повиновение. Их исходные точки различны; и одинаково каждый из них предназначен, по-видимому, тайной волею провидения держать когда-нибудь в своих руках судьбу половины мира”.

Это предвидение сбылось к середине следующего века.

B. И. Ленин на рубеже XIX и XX веков обосновал возможность победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране и подтвердил это Октябрьским переворотом 1917 года и последующими событиями. Почти в то же время другой деятель социалистического движения Г. В. Плеханов доказывал невозможность построения реального социализма в России. И в конечном счете оказался прав. Л. Н. Толстой предупреждал, что если в России рухнет вера, то страна на долгие годы превратится в царство денег, водки и разврата. Так и случилось, когда дважды рушилась вера - сначала в православие и царя, а затем в социализм и коммунизм.

Поражают реалистичностью прогнозы выдающегося русского мыслителя XX века И. А. Ильина. Приведу два примера. Первый - из области внутриполитической, когда он предупреждал: “Если что-нибудь может нанести России после коммунизма новые, тягчайшие удары, то именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании демократический строй. Ибо эта тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии <...>, без которых возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность и всплывание на поверхность все новых и новых антикоммунистических тиранов...” Так и случилось почти на всем постсоветском пространстве.

В другом примере, касающемся внешнеполитической области, Ильин акцентировал внимание на том, что посткоммунистическое расчленение России “явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена <...>, в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная”. По его подсчетам, в этом случае возникнет “до двадцати отдельных государств”, не имеющих ни бесспорной территории, ни авторитетных правительств, ни законов, ни суда, ни армии, ни бесспорного национального населения... И в эти водовороты сепаратистской анархии хлынет человеческая порочность: вышколенные революцией авантюристы под новыми фамилиями, наймиты соседних держав, иностранные искатели приключений... “Не умно это, - подводит итог Ильин. - Недальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежности на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ... Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!”

Многое из прогнозируемого Ильиным сбылось. Советского Союза больше нет. Правда, возникло не 20, а 15 отдельных государств, но процесс-то еще не завершился.

ОСНОВА ДЛЯ ПРОГНОЗОВ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В литературе приводятся разные версии - от предсказаний волхвов и юродивых до строгих математических расчетов. Мне представляется, что прежде всего необходимо обратиться к историческому процессу, в ходе которого накоплено множество разнообразных сюжетов и документов, помогающих понять взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. Однако не стоит думать, что исторический прогноз может быть точен до дня и часа или распространяться на многие столетия. Он имеет среднесрочное, вероятностное действие в диапазоне, как правило, определенной исторической эпохи. Задача заключается не в предсказании фантастического будущего, а в попытке поставить на службу обществу исторический опыт прошлого, который необходим для оптимизации человеческой деятельности сегодня и в будущем.

По мнению немецкого ученого К. Ясперса, “лишь история человечества в целом может дать масштаб осмысления того, что происходит в настоящее время”. К такому масштабу трудно приблизиться, но мысль о том, что прошлое в значительной степени определяет настоящее и будущее, верна и исключительно перспективна для прогностики, особенно применительно к России, история которой состоит из множества напластований разных эпох (норманнской, византийской, монгольской и др.), оставивших неизгладимый след в ее судьбе, чувствительный до сих пор.

Закономерности исторических процессов проявляются во многих сферах человеческого бытия. Наиболее универсальны демографические циклы. Выдающийся французский историк Ф. Бродель писал по этому поводу: “Демографические приливы и отливы есть символ жизни минувших времен - это следующие друг за другом спады и подъемы, причем первые сводят почти на нет, - но не до конца! - вторые. В сравнении с этими фундаментальными реальностями все (или почти все) может показаться второстепенным)”.

На основе демографических циклов можно не только глубоко раскрыть прошлую историческую динамику, но и с высокой долей достоверности представить будущую. Такие циклы прослежены на материалах древности, Средневековья и нового времени. На Ближнем Востоке насчитывается более 20 демографических циклов, в Китае - 13, а в Южной и Западной Европе - 8. Представитель французской школы “Анналов” Э. Лабрусс доказал, что завершающей стадией цикла является революция, и проследил это на примере Великой французской революции, а американский ученый Дж. Толстоун детально показал роль перенаселения в серии революций XVI-XIX веков.

Отмеченную закономерность использовали не только в аналитических и прогностических, но и в прагматических целях. Например, чтобы предотвратить революции в Европе после Первой мировой войны (на почве демографических циклов) по рекомендации известного английского экономиста Дж. Кейнса был введен план Дауэса, а после Второй мировой войны - план Маршалла. И тот и другой должны были помочь воевавшим странам скорее вернуться к мирной размеренной жизни.

Во второй воловине ХХ века в условиях демографического взрыва, охватившего третий мир, возникла угроза масштабного голода. В 1972 году был опубликован доклад Римского клуба “Пределы роста”, в котором прогнозировалась неизбежность голода и социального кризиса во многих странах мира. И действительно, из 20 хронически голодающих государств половина стала ареной восстаний и революций. Чтобы ограничить размах революционного движения, голодающим странам была оказана серьезная экономическая помощь, которая в определенной степени стабилизировала положение в третьем мире.

Уральский исследователь С. А. Нефедов применил теорию демографических циклов к России и выявил их влияние на революционные события в ней, в том числе на революцию начала ХХ века. Любопытно, что и Дж. Кейнс, характеризуя трудности перенаселения в Европе накануне Первой мировой войны, писал, что колоссальные потрясения 1917-1922 годов в России, быть может, гораздо более следствие роста населения, нежели деятельности Ленина или заблуждений Николая II. (В годы, предшествующие 1914-му, ежегодный прирост населения России достигал огромной цифры - 2 миллиона человек.)

Обращение к историческим циклам России продуктивно и для учета вековых и четвертьвековых трендов (тенденций). Рубежи последних четырех веков ознаменовались переменами основополагающего свойства. В конце каждого из предшествующих веков развивалась фаза распада, достигающая апогея в десятые годы последующего, а затем наступала фаза возрождения. Рубеж XVII века - Смута, воцарение новой династии - Романовых, - потом национальный подъем. Рубеж XVIII века - неудачное начало Северной войны, реформы Петра I, затем выход на европейскую арену. Рубеж XIX века - нашествие Наполеона, его изгнание, приведшее к лидерству России в Священном союзе европейских государств. Рубеж XX века - поражение в Первой мировой войне, развал империи, кардинальная смена политического режима и постепенный переход к сверхдержаве. Рубеж XXI века - распад Советского Союза, либеральные реформы. Не исключено, что апогеем пятого векового цикла станут десятые годы текущего века, как это случалось в 1610-1613-е, 1708-1709-е, 1812-1814-е и 1914-1917-е годы.

Внутри вековых циклов действуют четвертьвековые, связанные со сменой политических элит, что имеет принципиальное значение при авторитарных режимах. Два последних века убедительно подтверждают эту тенденцию.

1801 год - убийство императора Павла I, вступление на престол Александра I, принципиальные изменения во внутренней и внешней политике государства. 1825 год - смерть Александра I, воцарение Николая I, николаевская реакция. 1855 год - смерть Николая I и восшествие на престол Александра II, отмена крепостного права, буржуазные реформы. 1881 год - убийство Александра II, приход к власти Александра III, контрреформы. 1894 год - смерть Александра III, восхождение на престол Николая II, Первая мировая война, революция в России. 1917 год - отречение от престола Николая II, установление Лениным Советской власти. 1937 год - утверждение сталинской диктатуры, уничтожение ленинской гвардии, активная фаза социалистических преобразований, Отечественная война. 1953 год - смерть Сталина, десталинизация, хрущевские реформы. 1964 год - отстранение от власти Хрущева, приход Брежнева, сверхдержава и застой. 1982 год - смерть Брежнева, горбачевская перестройка. 1991 год - избрание Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР, распад Советского Союза, либеральные реформы.

На протяжении двух последних веков российской истории средняя продолжительность правления каждой элиты колебалась в пределах 20-25 лет (за небольшими исключениями - Александр III, Хрущев, Ельцин). Все перечисленные выше элиты имели ярко выраженное политическое лицо и определяющее влияние на исторические процессы в России. Иначе говоря, при слабых демократических традициях нашего Отечества судьбу страны в основном определяли правящая личность и ее окружение. После Брежнева эта тенденция начала размываться, и теперь стоит вопрос: что будет со страной после 25-летия со времени его ухода, в 2008 году? Тем более, что ориентировочно на это время приходится апогей пятого столетнего цикла российской истории.

ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

В связи с авторитарностью политических режимов нелишне обратиться к прогнозированию возникновения диктатуры. Еще в 1650 году, во время Фронды во Франции, кардинал Д. Мазарини писал: “Беспорядки, когда они доходят до крайности, неминуемо ведут к утверждению абсолютной власти”. На практике это вскоре подтвердил король Людовик XIV, заявив парламенту: “Господа, вы полагаете, что государство - это вы? Государство - это я!” Опираясь на опыт Цезаря по усмирению Галлии, Екатерина II предсказала появление диктатора в революционной Франции еще до пришествия Наполеона.

Хорошо известно, что большевистская диктатура в России была установлена в результате хаоса, порожденного поражениями в Первой мировой войне и Февральской революцией. Все последующие диктатуры, будь то гитлеровская, пиночетовская и многие другие, возникали в аналогичных условиях. Отсюда вывод: грань между демократией и диктатурой очень тонкая, и весь вопрос в том, как своевременно и правильно уловить ее колебания. Не исключено, что в условиях обнищания значительной части населения нынешней России и острого противостояния политических сил попытка одной из них добиться своей гегемонии может подтолкнуть к диктатуре.

Исторический прогноз требует глубокого знания положения в стране и тенденций развития. В феврале 1914 года далекий от социалистических убеждений член Государственного совета Российской империи П. Н. Дурново в специальной “Записке государю” обосновал тезис, говорящий о том, что в России “всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое”, так как “крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабрикантов”. Именно это и произошло в 1917 году.

В нынешней ситуации крестьянин, помня коллективизацию и раскулачивание, не очень рвется к земле, а рабочий, по некоторым социологическим опросам, думает примерно так же, как и во времена Дурново. Тот же Дурново в той же “Записке.” на основе опыта неудачной войны с Японией и последовавшей за ней революции 1905 года в России с удивительной точностью предсказал развитие событий в стране в случае поражения в войне с Германией: “В побежденной стране неминуемо разразится социальная революция <...>Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению”.

Известны и более широкие исторические параллели, носящие прогностический характер. 25 января 1917 года российский министр финансов П. Барк, выступая на Петроградской конференции Антанты, поведал, что цены в России поднялись в 4-5 раз, намного больше, чем в других воюющих странах. “Если курс рубля не будет поддержан, - утверждал он, - то возможна катастрофа, как во время французской революции”. Во Франции к февралю 1793 года стоимость ассигнации упала до 50 процентов номинала, по стране прокатилась волна голодных бунтов, которая привела к власти якобинцев. Спустя 124 года Антанта не поддержала русский рубль, и через месяц случилось то, что прогнозировал Барк, - произошла Февральская революция. Вообще этапы российской революции, понятые в широкой исторической ретроспективе , напоминают французскую, и не исключено, что России еще придется повторить некоторые из них.

ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ

Исторические параллели и компаративный анализ дают представление о том, какими этапами, с какими позитивами и негативами пришли те или иные страны к настоящему. Убедительно это делает К. Ясперс в концепции осевого времени (к нему относятся 800-200 годы до н.э.), в которой он сравнивает синхронность основополагающих исторических процессов в Индии, Китае, Иране, Палестине и Греции. (См. “Наука и жизнь” № - “Осевое время” на плечах гигантов. - Прим. ред.) Эти процессы до сих пор активно проявляются в жизни многих народов, прежде всего в религиях, оказывающих и поныне огромное влияние на все стороны жизни населения планеты.

С таких же позиций посмотрим на последствия великих географических открытий. Испания и Португалия, получившие в результате этих открытий колоссальные богатства, потратили их на фантастическую роскошь, затормозив развитие своих экономик. А вот Англия употребила “колониальные товары” и доходы от них на интенсивное развитие экономики и превратилась в “мастерскую мира”. Англия стала могущественной империей, а Испания и Португалия остались второстепенными государствами. Не случится ли подобное с Россией, когда исчерпаются ее энергоресурсы или упадет спрос на них?

Второй сюжет из области исторических прогнозов связан с важнейшей проблемой перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному и прогнозирования вступления в постиндустриальное. Россия встала на этот путь двумя столетиями позже ведущих западных держав и шла по нему очень медленно и противоречиво вплоть до первой четверти ХХ века. Это привело к значительному отставанию ее от цивилизованного мира. Жестко проведенная в ХХ веке модернизация промышленности и сельского хозяйства такое отставание кардинально сократила. Но процесс прервали либеральные реформы начала 90-х годов, погубившие половину индустриального потенциала страны. Прерванная модернизация опасна противоположными крайностями. С одной стороны, попытками вернуться назад для завершения ранее начатых процессов - это ведет к закреплению архаики. С другой стороны, стремлением любыми путями прорваться в будущее, не гнушаясь никакими средствами, а это чревато радикализмом и экстремизмом.

Такое уже было в России на рубеже XIX и ХХ веков, когда прервалась пореформенная буржуазная модернизация и началась радикальная большевистская. Сегодня наблюдается подобие завершения некоторых ранее начатых процессов. А завтра могут возобладать радикальные.

Пытаясь заглянуть в российское будущее, стоит учитывать национальные традиции и черты характера народа. Широко известна поговорка “русские долго запрягают, но быстро едут”. Свидетельство тому - высокие темпы петровских и сталинских преобразований. Сначала поражения, а потом блистательные победы во многих войнах. Прогресс в России нередко насаждался силой,

Путем революций сверху, чаще более кровавых, чем снизу. Через определенное время они сменялись глубоким застоем. Цена российских преобразований, как правило, очень высока. Об этом свидетельствуют опять-таки эпохи Петра I и Сталина.

Ожидать легких решений российских проблем не приходится, учитывая огромные масштабы страны, трудные природно-климатические условия, постоянный дефицит финансовых ресурсов и другие усложняющие обстоятельства. Здесь придется вспомнить оценку В. О. Ключевского, говорившего: “Природа и судьба вели великоросса так, что приучали его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее - только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу”.

Чтобы вырваться из порочного круга, обрекающего страну на бесконечный кризис, необходим тщательный анализ сочетания новаций и традиций в русской жизни. Не одна реформа и даже революция утонули в трясине нашей “самобытности”. Опять же В. О. Ключевский, характеризуя буржуазные реформы второй половины XIX века, отмечал: “Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу”. Нечто подобное произошло и с последними либеральными реформами. Следовательно, главный вопрос не только в том, какую модель взять для преображения России, а в том, как ее адаптировать к российской действительности.

Задумываясь о перспективах России, нельзя не учитывать бесконечное “раскулачивание”, которое обескровливает экономику. При всей несхожести таких российских явлений, как опричнина, закрепощение, раскрепощение крестьян, коллективизация, национализация, приватизация, у них один общий корень - непрекращающаяся грубая смена формы собственности, которая съедает все накопления общества. Такая же практика “раскулачивания” господствовала и в политической сфере.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Во все времена бедствием для России было чиновничество, “крапивное семя”, как его называли в народе. Если в имперский период чиновники служили определенным классам под их жестким контролем, то теперь они сами превратились в привилегированный класс, никому не подотчетный. В этом отношении страна вернулась едва ли не в постпетровское безвременье, когда в правительственном манифесте от 9 января 1727 года признавалось: “Умножение привилегий и канцелярий во всем государстве не токмо служит к великому отягощению штата, но и к великой тягости народной... Разные управители имеют свои особливые канцелярии и канцелярских служителей, и особливый свой суд, и каждый по своим делам бедный народ волочит”.

Печальные параллели можно провести между уголовщиной начала и конца ХХ века. Временное правительство, выпустив в марте 1917 года из тюрем тысячи заключенных, не подозревало, что значительная часть из них быстро приспособится к новому режиму, вольется в него. Уголовники, признавшие большевиков, врастали в партию и даже в ЧК. Кто не сделал этого, был уничтожен тем же ЧК. Так слилось политическое и уголовное. Часть криминала стала чиновничеством, а часть чиновничества стала криминалом. Эти тенденции проступают подчас и сегодня.

Мои размышления, конечно, не претендуют на ранг прогнозов, но ясно дают понять, что их необходимо учитывать в прогнозировании будущего страны для того, чтобы избежать типичного российского парадокса - “созданное вчера считалось дурным завтра, и создавалось сегодня то, что было уничтожено вчера”.

Разумеется, для прогнозирования перспектив важно не только учитывать преемственность традиций, ориентированных на прошлое, но и перемены, которые несет с собой будущее. Более того, преемственность и перемены надо как-то совместить, понять их взаимодействие, а для этого гуманитарного знания, исторического мышления недостаточно. Нужна история, оснащенная математическим аппаратом, - широкие динамические ряды и математические модели, одинаково хорошо понимаемые как математиками, так и историками, но это уже другая проблема.


Максим Горький в свое время изрек: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». С писателем нельзя не согласиться и, вероятно, многие задумывались над этими словами.

Для меня слова Горького означают, что при знании ошибок прошлого, мы не совершим их в настоящем и будущем. Можно привести немало исторических примеров, которые следует учитывать современникам. Фашистская Германия в ХХ веке оккупировала практически всю Европу, мечтала занять мировое господство.

Ради амбиций Гитлера, желавшего построить на планете «арийский мир», погибли миллионы людей, уничтожались целые национальности. Вторая мировая война была величайшей ошибкой человечества. Подобные трагедии никогда не должна повторяться, лидеры государств должны учитывать этот урок истории.

Другая величайшая ошибка – атомные бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки. Истории известны лишь эти два факта применения ядерного оружия, но они обернулись величайшей катастрофой для всей Японии. В отчете префектуры Нагасаки зафиксировано, что в радиусе 1 км от эпицентра погибло все живое, до 2-х км – были разрушены здания, в радиусе 3 км воспламенялись различные материалы. Огненного смерча (как в Хиросиме) удалось избежать, но в разных точках города возникали локальные пожары. На конец 1945-го насчитывалось до 80 тысяч погибших, а спустя 5 лет от спровоцированных радиацией болезней число умерших превысило 140 тысяч.

Вместе с убийством огромного количества людей, нарушилась экосистема: в окрестностях Хиросимы и Нагасаки начали расти грибы с человеческий рост, рождались трехглавые козы и другие животные-мутанты. Это был ужасный период, последствия которого дают знать о себе и поныне.

Можно назвать много примеров, принесших горе человечеству. Хотелось бы верить, что ни наше, ни будущие поколения не будут повторять трагические ошибки. Именно поэтому высказывание Горького заслуживает особого внимания. Подводя общий итог, можно констатировать: изучение прошлого поможет избежать ошибок в будущем.

Обновлено: 2016-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Всегда ли достижение цели делает человека счастливым? Люди формируют цели, чтобы жизнь не прошла напрасно, имела смысл.

«“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее” (В.Г. Белинский) День памяти. Печальный, скорбный...»

ОКТЯБРЬ 2012

“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и

предвидеть будущее” (В.Г. Белинский)

День памяти... Печальный, скорбный

день, Ну, а тела - исчезли навсегда,

Когда на целый мир ложится тень Без права переписки, без следа,

Былых времён, жестоких и кровавых, Туда, где только память их достанет,

Под знаками позора или славы. И будет совесть биться неустанно.

День памяти - погибших, павших, жертв, День памяти... А прочие все дни? Что муки, неповинно претерпев, В беспамятстве текут, подчас, они, Сложили головы во рвах, и не отпеты, И возвращают - в страшные те годы, И души их - в раю витают где-то В средневековье, в рабство, в несвободу...

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. Необходимость знакомства с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь и привязанность к малой родине. Для этого нужно всем нам научиться по-новому, взглянуть на свой город, его улицы, дома, приоткрыть завесу прошлого. Научиться удивляться и восхищаться, сопереживать, хранить память. Мы – граждане своей страны, должны уметь не только ценить духовные и культурные ценности, исторический опыт накопленные человечеством, но и стремиться их умножать, учиться на ошибках прошлого.

История России полна подлинного величия.



Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.

30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий, день боли и скорби людей, переживших страшные времена. Напоминание нам, ныне живущим, о самых зловещих страницах нашей истории.

Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов, и лагерей невидимыми нитями опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек.

Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек. Как ни печально, история нашего города начиналась с лагерей. Нельзя забыть о заключённых, отдавших Норильску лучшие годы своей жизни, а нередко и саму жизнь! Долгие годы о подвиге этих людей умалчивалось. В Норильлаге с 1935 по 1956 годы содержалось более тысяч подданных 22 стран мира.

Историческая справка: Красноярский край был одним из центров системы ГУЛАГ, за годы сталинских репрессий было отправлено в ссылку и спецпоселения 545 тысяч человек 37 разных национальностей. Эта цифра не включает статистику по исправительно-трудовым лагерям, т.к. нет достоверной информации. В данное время на территории Красноярского края проживает около 20 тысяч человек, пострадавших от политических репрессий.

Заключенные Норильлага в экстремальных климатических и бытовых условиях создали город и комбинат на вечной мерзлоте, самый северный на планете. В Норильске находились в заключении и ссылке выдающиеся люди, таланту которых норильчане обязаны всем лучшим в истории города.

Это на их долю выпали самые тяжёлые первые годы строительства комбината, это они в невыносимых условиях возводили заводы, фабрики, рудники, дороги, добывали уголь и руду. Их руками построены самые красивые улицы Норильска - Кирова и Ленинский проспект.

Для учащихся нашей школы были проведены мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий: тематические уроки, классные часы в музее, заседание актива, конкурсная программа «Вперед, в прошлое!», посещение Мемориала.

Злой волей брошенные в лагеря!

Их тяжкий труд преступно позабыт, Их памяти нельзя не поклониться, Но только вьюга плачет здесь навзрыд И мелкий снег позёмкою струится.

–  –  –

Если хочешь быть здоровым – бегай! Если хочешь быть сильным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть умным… Догадались? Правильно! Бегай! В здоровом теле

здоровый дух. А кто же не хочет быть здоровым? Поэтому с большим энтузиазмом встретили учащиеся школы сообщение об открытии спартакиады, которое состоялось 19 октября в рамках Краевой социальной Акции «Здоровье молодёжи – богатство края». Данная акция проводится в поддержку проведения всемирной Универсиады 2019 года в г. Красноярске.

В этот октябрьский день школьный спортивный зал гудел, словно пчелиный улей.

Раздавались дружные кричалки болельщиков, команды «на старт, внимание, марш!», то и дело звучали чёткие распоряжения организаторов, учителей физкультуры. Ничего необычного в этом вроде бы нет – ежегодная спартакиада, в которой участвуют команды 5 – 11 классов.

С утра даже погода благоволила к спортсменам: солнышко то и дело заглядывало в окна, видимо, желая узнать, как идут дела у наших юных спортсменов. А в зале тем временем кипели нешуточные страсти: проходила эстафета. Хотя правильнее будет сказать, что страсти кипели среди болельщиков. Ведь именно они топали, хлопали, визжали и кричали: «Давай, поднажми!» А среди спортсменов, напротив, царили хладнокровие и сосредоточенность. Ну, разве только чуть-чуть волнение и напряжённость – ребята их старательно скрывали, ведь успех часто зависит от правильного старта: отвлечёшься на собственные эмоции, прозеваешь первые секунды, – и всё! – плакала твоя победа. И ты вместе с ней.

Запыхавшиеся и красные от бега, ребята делятся впечатлениями с друзьями, не скрывая радости победы. Для многих из них спорт – ежедневные занятия. Победили наши ребята или проиграли, мы всё равно ими гордимся, потому что они уже в спорте. Они предпочитают спорт телевизору или компьютеру, дело – безделью. А на соревнованиях победители, по большому счёту, все, потому что каждый преодолевает себя.

Что может быть важнее такой победы?!

Девочки 8А класса и учителя физкультуры организовали флеш-моб.

Ребята с нетерпением всегда ждут это событие, ждут его и педагоги, которые приходят поболеть за своих.

У всех, кто сегодня присутствовал в спортивном зале, останутся хорошие воспоминания, хорошее настроение на весь учебный год. Огромное спасибо хочется сказать всем организаторам спартакиады, учителям физкультуры, судейской команде, за прекрасное мероприятие!

Конечно же, были и победители, и побежденные, но все остались довольны, счастливы, всем было хорошо, потому что получили заряд бодрости, отличного настроения и положительной энергии. Дни Здоровья – это праздники радости, и хочется, чтобы они проводились в школе чаще! Пресс-центр 7 А класса

С ЮБИЛЕЕМ, НОРИЛЬСК

Норильск – город светлой мечты и высокого полёта!

Норильск – мой край родной!

Летом ветер озорной Мчит дорогой пыльной.

Солнце света и тепла Не жалеет летом, Только вьюжная зима Освежит все снегом.

Я люблю мой край родной, Осенью печальной.

Я люблю его весной, Звонкой, величавой.

Расцветай, родной мой край!

Богатым будь, счастливым, Словно маленький мой рай, Будь всегда красивым!

Совсем недавно я прочитала очень интересную книгу, в которой говорилось о том, что во Вселенной всё взаимосвязано, что человек в ответе не только за свои поступки, но и за свои слова и даже мысли!

Ведь мысли человека материальны, при помощи них мы моделируем своё будущее. Приступив к написанию данной работы, я вдруг осознала, какая высокая ответственность лежит на мне – ведь от того, какую картину я сейчас нарисую в своём воображении и запечатлею на бумаге, зависит судьба целого города, а также моя и моих будущих потомков!

Итак, я приглашаю вас, друзья, совершить увлекательную прогулку в прекрасный город Норильск, город светлой мечты и высокого полёта!

Все мы, конечно, разные: оптимисты и пессимисты, романтики и реалисты, юные и не очень….

Но объединяет всех нас одно: мы живём на одной земле, в одном городе, построенном нашими предками. И хотя Норильск ещё молод, история его очень трогательная, богатая не только трагическими, но и радостными событиями. Какой он, этот наш город?

Как отразился он в судьбе каждого из нас? Первой слезинкой от первой неудачи или радостным восторгом первого в жизни успеха? Каким мы хотим видеть его, поседевшего от времени свидетеля истории? Что сохраним и передадим по наследству своим будущим детям?

Тёплым октябрьским вечером, прогуливаясь по Ленинскому проспекту, наблюдая за прохожими, помечтаем об этом! Поделимся своими впечатлениями, воспоминаниями и надеждами на будущее! Пусть наша неуёмная фантазия не знает границ, а творческое вдохновение окрыляет!

Мы не случайно выбрали Ленинский – самая историческая улица Норильска. Если неспешно прогуляться по ней, можно обратить внимание, что дома «сталинской» планировки постепенно сменяются кварталами «хрущевок», а в самом конце Ленинского появляются девятиэтажные здания улучшенной планировки. Смена архитектурных стилей на протяжении одного проспекта – это напоминание о разных эпохах в истории города.

И не все знают, что каждый десятый норильчанин живет на Ленинском проспекте.

Разглядывая здания, мимо которых мы проходим, чувствуем, как сердце начинает стучать, а в голове кружатся воспоминания. Вот улица, по которой я делала свои первые шаги, шла впервые в школу, по ней же я пройду, когда выйду из нее ученицей. Все родное. Этот город словно родитель, который всегда остается любимым и верным.

А многие говорят, что в нашем городе нет ничего интересного. Искали ли то интересное эти люди, знают ли они, чего хотят? Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг, открыть глаза и увидеть, какая красота окружает человека здесь и сейчас! Мы находимся в центре города, и сколько интересного встречаем на своём пути! Музей истории освоения и развития Норильска, который отвечает самым современным требованиям! Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского – самый северный театр в мире, который был основан 6 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере. Здесь создавалась своя труппа с первоклассными мастерами из Москвы и Санкт-Петербурга. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят даже легенды! Первый дом Норильска, сейчас музей, в котором представлена экспозиция быта экспедиции Николая Урванцева, исследователя Арктики и доктора геологоминералогических наук, открывшего богатейшее месторождение медно-никелевых руд!

Красивые улицы, яркие дома, иллюминация и широкие тротуары - безусловно, это хорошо.

Лучшее же - Люди, особенные люди, проживающие здесь – Норильчане! Поэтому наш город имеет своё лицо и свой характер.

Как здорово возвращаться домой после летних каникул! Выйти на улицу и встретить добрых, благородных, свободных от зависти и фальши людей. Тех, кто не портит свой город, тех, кто относится к другим его жителям доброжелательно и чувствует то же в ответ. И люди здесь отзывчивые, и атмосфера такая домашняя, что кажется, будто бы нежный бутон пышным цветком распускается в сердце.

Наверное, это из-за того, что Норильск не такой уж крупный город, наполненный оживлёнными магистралями, крупными торговыми центрами, ослепляющими своими яркими огнями и вывесками, а наоборот – тихий и спокойный городок, согревающий своим теплом и сердечностью!

Я люблю наш город! У него есть прошлое, настоящее и есть будущее, которое в руках горожан:

женщин-красавиц, мужчин-богатырей, оно в наших руках!

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие. Уверенна, что наш Норильск – город светлой мечты и высокого полёта! Я желаю ему оставаться таким же уютным и приветливым, как сейчас. Ведь именно это его красит, именно это отличает его от других городов, делает индивидуальным. Но ведь это целиком и полностью зависит от всех нас, не так ли? Так давайте же любить и беречь наш родной город!

Лесик Елизавета, 7 А класс Выпуск подготовили: Руководитель школьного пресс-центра Чикильдина Г.И., пресс-центры классных активов 11 а, 7 а, 6 а.

Похожие работы:

«В.Э. Багдасарян С.С. Сулакшин Религиозное и научное познание Москва Научный эксперт УДК 130.3 ББК 87.21 Б 14 Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Б 14 Религиозное и научное познание. - М.: Научный эксперт, 2013. - 344 с. ISBN 978-5-91290-216-1 Вопрос о соотношении религиозного и научного познания насчитывает не одно столетие. В монографии он рассмотрен в том числе на основе новых, не укладывающихся в традиционные представления, эмпирических данных. Проводится сопоставление религии и науки как двух...»

«Введение........................................... 4 Глава 1. История развития кольпоскопии............ ........... 9 Глава 2. Эпидемиология и факторы риска возникновения рака шейки матки. 13 Глава 3. Краткие сведения об анатомии и гистологии шейки матки....... 23 3.1. Сосудистая система шейки матки в норме и при патологии.... 31 Глава 4. Методы клинической и цитологической диагностики заболеваний шейки матки.......»

«Инструкция Пользователя системы «PIB-to-WEB» Оглавление ОNLINE-РЕГИСТРАЦИЯ 1. СМЕНА ПАРОЛЯ 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ 3. ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА СИСТЕМЫ 4. ПЛАТЕЖИ И ПЕРЕВОДЫ 5. Между своими счетами Между своими картами На другие карты в пределах Банка На другие счета за пределы Банка Оплата коммунальных услуг На транзитный счет 2924 в другом банке ШАБЛОНЫ ПЛАТЕЖЕЙ 6. ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ 7. РЕГЛАМЕНТ ОБРАБОТКИ ПЛАТЕЖЕЙ 8. 1. ОNLINE-РЕГИСТРАЦИЯ На странице онлайн-регистрации необходимо выполнить...»

«http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/ КАРЛ ЯСПЕРС СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ИСТОКИ ИСТОРИИ И ЕЕ ЦЕЛЬ ПРЕДИСЛОВИЕ История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней. Глубина длительной доистории всеобщей основы,по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени времени письменной документации случайны и неполны, число источников растет, лишь начиная с XVI в....»

«1 АКТ государственной историко-культурной экспертизы 1. Дата начала и окончания экспертизы: 12 23 октября 2015г.2. Место проведения: г. Петрозаводск 3. Заказчик экспертизы: ООО «НПФ «ГАМАС» (14.1) 4. Сведения об эксперте:4.1. Фамилия, имя, отчество: Герман Константин Энрикович 4.2. Образование: высшее 4.3. Специальность: историк, археолог 4.4. Наличие степени (звания): кандидат исторических наук (2002г.) 4.5. Стаж работы: 25 лет 4.6. Место работы и должность: ФГБУК «Историко-архитектурный и...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Можно ли научиться предвидеть будущее? Да, безусловно! Узнайте удивительную технику путешествия в будущее!

Путешествия в будущее привлекает многих. Люди всегда смотреть вперед, заходить за грань, знать, как будут развиваться события. И это желание характерно для людей на протяжении всей истории человечества.

Последние научные исследования вместе с древними эзотерическими¹ знаниями говорят о том, что есть только момент «здесь и сейчас», что будущее и прошлое тоже находятся сейчас!

И существует возможность предвидеть будущее осознанно!

С помощью описанного в данной статье вы сможете предсказывать предстоящие события, знать, что будет дальше.

Можно получать информацию как о своей личной жизни, так и о всей планете. А это открывает совершенно другие возможности для вашего роста и благополучия!

Главное требование: особое состояние сознания!

Для того чтобы предвидеть будущее, нужно выйти за рамки времени! Это можно сделать, войдя в особое состояние работы сознания.

Неосознанно люди бывают в нем каждый день: наиболее ярко это проявляется во время засыпания и сразу после пробуждения, когда разум находится в трансе (медитации²). Задача человека — научиться вызывать в себе это состояние, называемое состоянием промежутка, осознанно.

На нашем сайте вы можете найти различные техники, как научиться входить в другие состояния сознания, один из способов указан в примечаниях к данной статье.

Состояние промежутка можно также назвать глубоким трансом, оно нарабатывается путем регулярных тренировок.

Техника, как предвидеть будущее!

1. Практик садится, принимает удобное положение и закрывает глаза.

Помещение, где будет проходить тренировка, должно быть тихим и спокойным. Никто не должен отвлекать от занятия.

2. Человек начинает расслаблять мышцы тела, проходя вниманием каждую группу мышц с головы до ног.

3. Постепенно разум будет расслабляться вместе с телом, практикующий попадет в легкое медитативное состояние. Его задача — уйти еще глубже.

4. Он начинает концентрироваться³ на своем дыхании: не вмешиваясь процесс, просто наблюдает за тем, как происходит вдох и выдох, ощущая каждое движение.

5. Постепенно практик будет засыпать. Ему необходимо сохранить осознанность, не заснуть (для этого нужно концентрироваться на дыхании), постепенно это выведет его в состояние промежутка.

6. Человек мысленно поворачивается налево и входит в густой туман, скрывающий будущее.

6. Войдя в облако тумана, практикующий увидит, что оно состоит из множества событий и линий времени. Здесь необходимо мысленно заявить свой вопрос. Он произносится четко и твердо: «Я хочу узнать, что…»

7. Спустя некоторое время туман времени начнет трансформироваться, расступаться, пока в определенный момент практик не сможет увидеть предстоящее событие, информацию о нем.

8. Когда человек выяснит все, что необходимо, он благодарит время за помощь и просит вернуть его в привычное состояние бодрствования.

9. Облако тумана начнет сгущаться вокруг практикующего. Здесь нужно повернуть направо и идти вперед, возвращаясь в настоящее.

10. Человек создает намерение вернуться в себя, делает несколько глубоких вдохов; сосчитав до пяти, вновь начинать ощущать свое тело.

Секреты состояния промежутка!

Состояние промежутка — это очень глубокий уровень.

Здесь можно совершать путешествия во времени, входить в состояние глубокой медитации. Молитвы, произнесенные в этом состоянии, будут обязательно услышаны Создателем. Настоящие мастера на этом уровне и могут предвидеть будущее!

Для того чтобы освоить описанную методику, нужно набраться терпения и заниматься регулярно каждый день в течение нескольких месяцев. Успех зависит от множества факторов, таких как умение концентрироваться и входить в медитацию, расслабляться и управлять эмоциями.

Самое главное: поймать состояние промежутка! Это станет качественным прорывом в вашей саморазвитии, дающем поразительно быстрые результаты!

Данная практика свяжет вас с Космическим Сознанием. Это даст дополнительную защиту вам и вашим близким. Рекомендуется каждое утро обращаться к Космическому Сознанию, благодарить его и просить направлять вашу жизнь по самому благополучному пути.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эзотеризм - совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках» (Википедия).

² Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин) (

1.

Принцип осознанности и время

«Только от времени все изнашивается и разрушается в этой Вселенной, ничто от него не может скрыться. Время творит бессчетные Вселенные, и в мгновение ока разрушает их. Нет ничего мощнее времени... Время - это великий фокусник, полный обманчивых уловок. Время невозможно анализировать... У него ненасытный аппетит ко всему - оно поглощает маленьких букашек, огромные горы и даже короля рая! В этом мире нет ничего низкого или высокого, что было бы неподвластно времени».

«Йога Васиштха», глава I

Как вы неоднократно слышали, в Учении Лайя-йоги, главным принципом является осознанность или поддержание осознанности.

Поддержание осознанности касается не только дыхания, медитации, движения тела при ходьбе или совершении повседневных дел. Поддержание осознанности к естественному созерцанию при еде, работе, разговоре - это части более глобального принципа осознанности, который включает в себя также время в трех аспектах, пространство Вселенной, причинно-следственные связи, идущие из других измерений, иерархию божественных существ, различные виды Вселенских сил и т.д.

Давайте более широко посмотрим на принцип осознанности.

Быть осознанным не значит только концентрироваться на чувстве «Я» при ходьбе во время ритрита. Это означает тонко понимать те обстоятельства, связи и отношения, в которых мы в данный момент находимся, и направлять их в соответствии со своим выбором и пониманием.

Мы, как человеческие существа, живем во времени, то есть прошлом, настоящем и будущем. При этом прошлое уже ушло и его не вернуть (если вы не махасиддх), настоящее постоянно ускользает, так что его никак нельзя зафиксировать, будущее же неопределенно, размыто, однако оно постоянно на нас надвигается и его нельзя избежать, от него нельзя спрятаться.

Мы, люди, не столько физические тела, сколько тонкие. Мы есть некие вибрирующие энергоинформационные линии или сгустки информации, существующие в прошлом, настоящем и будущем одномоментно.

Однако когда мы живем в теле, то в первую очередь материализуются самскары которые наиболее активны и актуальны в соответствии с созревшей кармой (прарабдхой). Они привлекают всю нашу жизненную энергию и создают иллюзию реальности этого мира. Эта иллюзия и считается настоящим, то есть тем моментом, который для нас важнее, главнее всего.

Я думаю, что никто не будет спорить, что мы занимаемся духовной практикой, чтобы изменить себя и, обретя истинного себя в настоящем, улучшить свое будущее, сделать его более прекрасным, божественным, управляемым, гармоничным.

Свобода, Освобождение от сансары - есть принцип обретения более лучшего свободного будущего через раскрытие и понимание тотального настоящего. Это обретение такого уровня сознания, где настоящее неотделимо от будущего и прошлого.

2.

Факты, которые поражают

«Непрестанно вращается Кала (время); не спасется им обреченный на гибель. Даже стараясь, далекого его никто не может предвидеть. Он древний, вечный закон, равно похищающий все живое, время нельзя обойти, через него перепрыгнуть невозможно...»

«Мокша Дхарма», гл. 227

По данным некоторых исследований на Земле за всю историю цивилизации в разные эпохи, в общей сложности, существовало около 80 млрд. человек. Сейчас население Земли около 6 млрд., то есть, если взять 80 млрд. за 100%, то тех, «кто в прошлом», т.е. уже умерших - около 90 % от всех родившихся, а тех, кто живут, существуют в настоящем - менее 10 %.

Если рассматривать человечество как вид, расу, то 90 % человечества не живет на Земле в настоящее время (разумеется, для нас). Если считать период 90 лет циклом обновления всей расы численностью около 6 млрд. лет, то можно предположить, что другая, огромная, еще не родившаяся часть человечества - около 150 млрд. (без учета темпов прироста населения) существует гипотетически, в будущем, на отрезке от настоящего 2006 года, примерно, до 4000 года. Эта статистика весьма условна, важно понять сам принцип.

Нас, обитателей настоящего, всего около 10 %, от всех родившихся и живших на Земле, и около 4,5 % от всех не родившихся в ближайшие две тысячи лет. По законам этой же статистики мы через некоторое время, т.е. 50-100 лет (если не станем бессмертными), тоже станем прошлым для нового поколения, тех, кто будет населять Землю в будущем. Мы как поколение будем переведены с Земли в тонкие миры, трансформированы мощным фактором времени, его мощным течением, идущим из будущего. Это и есть непостоянство, фактор времени, Черный Кала.

3.

Хаос и Порядок как разные уровни самоорганизации и осознанности

Есть поговорка: «Сами по себе приходят только неприятности, за все хорошее и достойное в жизни приходиться бороться».

Под неприятностями здесь имеется в виду энтропия, хаос, энергия распада и деструктивности, идущая из будущего, которая может разрушить систему с невысоким уровнем самоорганизации.

Под «хорошим», имеется в виду энергия порядка, самоорганизации (негэнтропия, экстропия) - принцип культуры, разума и осознанности, «сложности» и ясности, противостоящий энтропии и хаосу.

Итак, энергия будущего времени может проявляться в двух ипостасях - как в виде энтропии - стремлению к распаду и хаосу (Черный Неумолимый Кала), так и с другой стороны - как божественность, порядок, разумность, экстропия, гармония, самоорганизация, любовь, свобода, прогресс, (чистое видение, мандала) и т.д.

Отчего зависит проявление того или иного варианта будущего?

От уровня самоорганизации, то есть ясности-сложности системы, через которую проходят событийные ряды (потоки событий), несомые рекой времени. Под системой мы можем иметь в виду любую структуру - человека, общину монахов, семью, светское общество, государство, человечество, Землю и т.д.

Если структура обладает высоким уровнем самоорганизации, осознанности, время предстает как созидательная сила, несущая улучшение, процветание, успех, достижение целей и т.д.

Если уровень самоорганизации системы низкий, то событийные ряды будущего могут ее разрушить, трансформировать в худшую сторону. Например: слабая власть короля Людовика привела к революции; человечество, преследуя эгоистические интересы, может нарушить экологический баланс на Земле; человек, не следящий за своим питанием, потакающий пагубным привычкам, может заболеть и т.д.

Итак, только если уровень самоорганизации системы высок, событийные ряды будущего несут позитивную трансформацию - прогресс, расцвет, выход на новый уровень- золотой век, прорыв в новых технологиях, сингулярность и т.д.

Чтобы система обладала высоким уровнем самоорганизации, она должна:

  • постоянно развиваться, не застывать,
  • быть гибкой, нелинейной, многовариантной, способной к трансформации,
  • способной устанавливать внутри себя новые сложные связи и отношения.

4.

Человеческая осознанность в отношении времени

«Вот, мой совет: никогда не начинай дела, не предусмотрев, чем оно может кончиться»

суфийская притча

«Караван снов» Идрис Шах

«Чтобы будущее не страшило - его надо тщательно смоделировать... »

В ведической философии считается, что в отличие от людей, боги обладают способностью до мелочей видеть события будущего. Они могут понимать до мельчайших деталей все, что произойдет. Люди, особенно не ведущие духовную практику - наоборот, видятся жертвами судьбы, заложниками рока, то есть кармы или созданных ранее и созревших причинно-следственных связей.

Люди, по сути, являются пленниками настоящего времени и своих мыслей, эмоций, связанных с этим настоящим, поэтому они не обладают ясностью, чтобы предугадать и, тем более, моделировать будущее. Среди людей способность тщательно планировать свои действия и добиваться их осуществления всегда была признаком выдающихся способностей. Люди в подавляющем большинстве так очарованы реальностью настоящего времени, что просто не способны глубоко обдумывать будущее.

Отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих целей среди людей всегда был уделом святых, подвижников. Йогический тапас можно определить как силу, власть йога, позволяющую ему возвыситься над текущими событиями, чтобы отстранившись от них, моделировать и притягивать более возвышенные или глобальные будущие события, которые другим не видны за суетой настоящего времени.

Хотя большинство людей верят, что их жизнь под полным контролем, и будущее их не застанет врасплох, история учит обратному: люди заблуждаются в отношении своих способностей строить далеко идущие планы, обдумывать их и добиваться целей.

Как правило, их планы неопределенны и основаны на неосознанных детских впечатлениях (импринтах), фантазиях и поверхностных представлениях о вселенной, смысле жизни, собственном предназначении, которые навязаны воспитанием и средним образованием.

Как правило, реальное положение дел не осознается из-за интенсивности давления настоящего времени, сиюминутных событий. Под реальным положением дел подразумевается осознание глубинной сопричастности своей индивидуальной жизни к глобальным процессам Вселенной, например:

  • к истории человечества как вида, расы,
  • времени,
  • пространству,
  • смерти,
  • рождению,
  • стихиям природы, вселенским силам,
  • иерархии божественных сверхразумных существ и т. д.

Хотя людям кажется, будто бы они все предусмотрели, на поверку их предусмотрительность не может простираться далее 50-80 лет, включать в себя глобальные факторы Вселенной, и, в конце концов, оказывается самообманом и иллюзиями. Это связано с понятием так называемого «горизонта событий» - предельной границы событий, за которой сознание не способно ориентироваться.

Если вы сомневаетесь, вспомните, как заканчивались амбициозные планы и жизни многих великих вождей, полководцев, бизнесменов, революционеров и королей, чьи имена сохранила история.

В эпосе Древней Греции говорится, что Боги Олимпа, взирая на дела людей с заоблачных высот, видят заранее завершение всех человеческих планов и грез, часто ведущих к несчастьям, то есть хаосу и энтропии.

Говорят, что, видя то, как люди обманывают себя из-за неспособности предвидеть будущее и моделировать его - Боги смеются.

«Наиболее частая причина человеческих просчетов и ошибок в том, что они слишком пугаются опасности, существующей в настоящий момент, и недостаточно боятся того, что ждет их в будущем».

Кардинал дэ Реи

Реальность также абстрактна, как и конкретна. Но поглощенные повседневной суетой, конкретностью, люди, как правило, теряют вектор смысла своей жизни, будучи сбиты напором энергий настоящего времени. Они упускают абстрактную сторону жизни.

Шквал конкретного настоящего заставляет терять людей перспективу, глобальность в восприятии реальности. Потеря перспективы и глобальности является фатальной, поскольку она лишает человека стратегического, глобального намерения, то есть смыслообразующего вектора жизни.

Человек без смыслообразующего вектора жизни подобен флюгеру, им управляют обстоятельства, судьба. Он заложник, а не творец будущего.

5.

Отрезки времени и моделирование будущего

Как управлять будущим? Как моделировать его? Как закладывать причины, чтобы созрели необходимые следствия? Как выйти за пределы причинности?

Будущее управляется, пока мы на него смотрим из точки настоящего. Но когда оно приблизилось и само стало настоящим, оно управляет нами.

Приближаясь, будущее теряет свою «квантовую неопределенность» и становится конкретным, осязаемым, реальным. Им управлять уже нельзя, нельзя его изменить, ибо оно уже произошло. Можно только жить в нем. Даже для того, чтобы повлиять на ситуацию сверхъестественными методами (магия, сиддхи, парасаттарка-логика) необходимо войти в эту квантовую неопределенность, а когда будущее наступило, это гораздо труднее, нежели до тех пор тогда пока оно не проявилось.

6.

«Все творит и все разрушает время,

иной нет причины, гибели, разрушения,

владычества, счастья-несчастья...

Труднооборен тот Черный Пуруша вселенной!»

«Мокша Дхарма»

Рис.1 отрезки на линии времени

Если мы представим воображаемую линию времени L, и отметим на ней точку настоящего N, то вправо от нее до бесконечности будут располагаться событийные ряды будущего, слева - прошлого.

Существуют различные отрезки времени, в которых неравномерно распределяются возможности к моделированию будущего. Эти отрезки связаны с ритмами жизни и когнитивно-смысловыми блоками жизни самого человека (детство-молодость-зрелость-старость, т.е. воспитание, образование, вступление в брак, период «выращивания» одного поколения и т.д.)

Первый отрезок N-C1 ближайший к точке настоящего именуется область «слабой коррекции», или (недосягаемая зона). Он отстоит от настоящего на 1-5 лет. В этой области моделировать будущие события почти невозможно, так как причины этих событий уже сложились, и управлять ими возможно только в точках бифуркации (т.е. там, где есть выбор как возможность скачкообразного изменения), либо в микроситуациях (игра, бытовые ситуации и т.д.)

Второй отрезок C1-С2 - «область эффективного влияния» находится в ближайшем будущем на 5-15 лет.

Это будущее еще не созрело, но для него есть предпосылки и на него можно достаточно эффективно влиять из любой точки настоящего и, особенно, в точках бифуркации.

Этот отрезок, примерно, соответствует главным жизненным циклам человека:

Социализация, достижение совершеннолетия, вступление в брак 15-20 лет.

Третий отрезок С2-С3 - «вероятностная размытость» находится далее 15 лет от точки настоящего и включает период 15-80 лет, соотносимый с циклом человеческой жизни.

Время после точки С2, то есть базового 12-летнего цикла, является слабо прогнозируемым, ввиду отдаленности причин настоящего от следствий, размытости и стохастичности событийных рядов и веток.

Этот цикл также связан со сменой временных парадигм, поскольку мы, находясь в настоящем, не знаем механизмов, рычагов причин-следствий, которые строятся к этому времени.

Наконец, точка С4, отрезок C4 и до бесконечности это горизонт - прогнозируемых событий, он удален на 70-80 лет от точки настоящего и распространяется до бесконечности.

Как правило, события после точки С4 находятся за пределами нашего влияния и даже понимания ввиду их неопределенности и непредсказуемости. Исходя из этого, можно предположить, что нынешняя точка «настоящего» позволяет нам эффективно влиять на будущее в районе 2020-2035 гг. Область от 2007-2012 гг. поддается только небольшой коррекции, либо влиянию только в точках бифуркации. Корректировать, управлять, моделировать ею практически невозможно, так как все ближайшие причины этих событий были заложены ранее в 2001-2005 гг. То есть эта область - почти недосягаемая зона.

Время после 2020-2030 гг. является вообще слабо прогнозируемым, то есть это зона вероятностной размытости, которая трудно поддается управлению даже в точках бифуркации.

События после 2070 г. для нас - это горизонт событий, связанный с полной сменой ценностной, когнитивно-смысловой парадигмы человека, общества в целом.

Получается, что из точки 2006 года мы можем эффективно моделировать события на отрезке 2012-2020 гг.т.е. мы можем сейчас закладывать причины в надежде на то, что следствия проявят себя эффективно на этом отрезке.

Что происходит, если мы упускаем область 2006-2007 годов? Это означает, что нам не удалось заложить основу для событийных рядов 2012-2017 гг. Что касается ближайшего будущего, то точку эффективного влияния на 2010-2012 гг. мы уже упустили (или реализовали), она приходилась на 2001-2005 гг.

7.

«Единый вкус» как сингулярность.

Скачок самоорганизации

и трансцендирование времени

Рис. 2 По мере повышения осознанности прошлое и будущее начинают стремиться к слиянию в точке настоящего N.

Однако длина отрезков зоны «слабой коррекции», «вероятностной размытости», «эффективного влияния», «горизонта событий» не есть величины постоянные и введены применительно к менталитету (кармическому видению, тоннелю реальности) и реалиям современного общества и человека XXI века.

Длины этих отрезков постоянно меняются и, по мере понижения уровня осознанности и самоорганизации, имеют тенденцию удлиняться и, наоборот, при повышении уровня самоорганизации общества или самого человека имеют тенденцию уменьшаться, приближаясь вплотную к настоящему. Чем выше духовный уровень существа, тем прошлое, будущее время как бы устремляются навстречу друг к другу, сближаются, схлопываются в точке настоящего, а настоящее становится не линейным, а стохастичным, случайным, вероятностным - «божественной игрой».

При этом отрезок «слабой коррекции» N-C1 уменьшается, отрезок «эффективного влияния» N-C2 увеличивается, но одновременно увеличивается отрезок N-C3 «вероятностной размытости».

Эти отрезки как бы накладываются друг на друга, порождая парадоксальную картину - высокий уровень размытости, случайности, стохастичности при высоком уровне эффективного влияния на события, по принципу: «В наше время все возможно (если у тебя есть разум и способности)».

Рис. 3 Прошлое начинает сливаться с будущим в едином настоящем.

Линия времени ведет себя очень странно: сначала начинает ветвиться и становится плоскостью, затем, самоотражаясь, приобретает объем, становясь гипотетической парадоксальной сферой.

Ее радиус стремится к бесконечности, а объем - к нулю. То есть эта парадоксальная сфера с одной стороны предельно расширяется, с другой - ее объем предельно уплотняется и сжимается до точки, а точка растворяется в пространстве чистого бесконечного сознания за пределами времени.

Рис.4 Состояние за пределами времени, присущее богам, где N - точка настоящего, значок ∞ - бесконечность. Линия времени ведет себя очень странно: сначала начинает ветвиться и становится плоскостью, затем, самоотражаясь, приобретает объем, становясь гипотетической парадоксальной сферой S (☼).

Ее радиус стремится к бесконечности, а объем - к нулю. То есть эта парадоксальная сфера с одной стороны предельно расширяется, с другой - ее объем предельно уплотняется и сжимается до точки, а точка растворяется в пространстве чистого бесконечного сознания за пределами времени.

По мере роста осознанности, как это ни парадоксально, обе точки горизонта событий двигаются навстречу друг другу, к настоящему. Это создает эффект присутствия «чуда» в нашем мире, то есть, в любой момент могут проявиться непредсказуемые возможности, которые в один миг изменят всю жизнь общества, человека и т.д. И это чудо можно создать, применив ясность и силу разума (отрезок «эффективного влияния» расширяется).

Рис.5 Самотрансценденция - «единый вкус». Исчезновение субъекта и объекта, времени и пространства. Переход в состояние абсолютности вне времени. Ничто никогда не возникало, не творилось, не существовало и не разрушалось.

Реальность становится нелинейной, не зависящей от причин-следствий, недетерминированной, а вероятностной, случайной, игровой, стохастичной. Управление реальностью здесь означает целенаправленное притягивание вероятностей и случайностей за счет силы сознания, воли (санкальпа-шакти) и направление их в нужное русло.

Эта точка и есть т.н. «Единый вкус» сиддхов.

На этом построена методика выбора вариативных вселенных, парасаттарка-логика, магия сиддхов.

Такое управление становится творческой игрой. Способность притягивать вероятности и направлять их целиком определяется силой осознанности субъекта как Творца реальности, то есть властно-волевого оператора (мандалешвары). Каждый миг своими делами и мыслями мы сами творим свое будущее, своими ежедневными усилиями.

 

 

Это интересно: