→ Прогресс. Критерии прогресса. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. Многообразие путей и форм общественного развития Что такое процесс глобализации

Прогресс. Критерии прогресса. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. Многообразие путей и форм общественного развития Что такое процесс глобализации

А. Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек четко определяет последствия своего вмешательства,
Б. Последствия индустриальной и постиндустриальной революций для природы только положительные
2. с помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1) отмены крепостного права в России в 1861 году,
2) Распространения в обществе информационных технологий,
3) ликвидации сословных привилегий,
4) договора о нераспространения ядерного оружия.
3. Включение "механизмов торможения", неспособность общества воспринимать новое, передовое, называется
1) прогрессом, 2) регрессом, 3) стагнацией, 4) застоем.
4. Под прогрессом понимается
1) упадок культуры, 2) движение вперед, 3) циклическое развитие, 4) состояние стабильности
5. "Золотым веком" называл древнейшее общество
1) платон, 2) Аристотель, 3) Лукреций кар, 4) гесиод
6. Французские просветители к критериям прогресса относили
1) развитие разума и нравственности, 2) усложнение юридических институтов, 3) развитие производственных сил, 4) покорение природы
7. Верно ли?
А. Прогрессивное развитие общества-это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
8. К.Поппер считал, что
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны.
9. Критерием развития общества не является
1) уровень развития науки, 2) степень удовлетворения личностных своих потребностей, 3) религиозные предпочтения общества, 4) состояние экономики
10. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса отстаивал
1) платон, 2) Аристотель, 3) гесиод, 4) кондорсе
11. Высшим критерием общественного прогресса по Марксу, является
1) развитие производительных сил, 2) моральное, духовно-нравственное состояние общества, 3) степень возрастания человеческой свободы, 4) развитие человеческого разума
12. Что можно отнести к причинам общественных изменений?
1) внешние факторы, влияние окружающей среды, 2) противоречия, возникающие внутри общества, 3) стремление людей к новому, более совершенному, 4) все, перечисленное выше
13. Что является высшим критерием общественного прогресса?
1) интересы развития производственных сил, 2) моральное, духовное состояние общества, 3) человек, качество его жизни (прогрессивный то, что способствует возвышению гуманизма), 4) все перечисленное выше
14. Верно ли?
А. Развитие науки и техники-есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма-есть универсальный критерий общественного прогресса.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
15. Критерием общественного прогресса можно считать
1) развитие разума, 2) развития производства, науки, техники, 3) развитие нравственности, 4) все перечисленное выше
16. Вставьте пропыленное слово
Общественный...
А. Замена устаревших форм социальной организации новыми
Б. Движение от менее совершенного к более совершенному
17. Верны ли суждения?
А. Чувство ответственности воспитал нельзя
Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
18. Верно ли?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
19. Верно ли?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
20. Верно ли?
А. Свобода-это вседозволенность, возможность поступать согласно только твоим желаниям
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны

чено определённой буквой.
(А) Первую теоретически обоснованную концепцию социального прогресса
выдвинул французский философ-просветитель, экономист Анн - Робер -
Жан Тюрго. (Б) Основой прогресса, по его мнению, как и общественной
жизни в целом, является человеческий разум. (В) Однако современной
философией выработаны другие, более многогранные, критерии прогресса.
(Г) На наш взгляд, самый универсальный критерий – средняя
продолжительность жизни. (Д) Прогресс – это направление развития, для
которого характерен переход от менее совершенного к более
совершенному.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер теоретических утверждений
3) характер оценочных суждений


Урок

Урок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система» Цель: познакомиться с основными компонентами общества ... явлениями в жизни общества ? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества ? Изложение программного материала...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Что такое общество » Цель: познакомиться с сущностью и особенностями человеческого общества , выявить специфику... от природы и процессов её естественного развития . Общество и культура Слово «культура» используется...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества » Цель: рассмотреть особенности культуры как... . Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием . Но история перешагивает национальные и региональные...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Искусство и духовная жизнь» ... понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится... полулегальная культура противостояния, андеграунд советского общества . Именно в последней области...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в... образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, ... помогает управлять; право ориентирует общество на правду и справедливость; право говорит...

  • Практическая работа по теме «Проблема общественного прогресса»
    Ключевые понятия
    Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенном.
    Регресс - движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
    Критерии - обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
    Гуманизм - человечность, признание человека высшей ценностью.
    Тестовый контроль
    1.Под прогрессом понимается:
    а)упадок культуры;
    б)движение вперед;
    в)циклическое развитие;
    г)состояние стабильности.
    2.«Золотым веком» называл древнейшее общество:
    а)Платон;
    б)Аристотель;
    в)Лукреций Кар;
    г)Гесиод.
    3.Французские просветители к критериям прогресса относили:
    а) развитие разума и нравственности;
    б) усложнение юридических институтов;
    в) развитие производительных сил;
    г) покорение природы
    .4.Революция это:
    а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;
    б) медленное, постепенное развитие;
    в) состояние застоя;
    г) возвращение в исходное состояние.
    5. Верно ли суждение?
    А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед.
    Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
    а)верно только А;
    б)верно только Б;
    в)верно А и Б;
    г)оба неверны.
    6.К. Поппер считал, что:
    А. Исторический процесс прогрессивен.
    Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
    а) верно только А;
    б) верно только Б;
    в) оба неверны;
    г) верно А и Б.
    7.Критерием развития общества не является:
    а)уровень развития науки:
    б)степень удовлетворения личностью своих потребностей;
    в)религиозные предпочтения общества;
    г)состояние экономики.
    8.Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:
    а) Ф. Шеллинг;
    б) Г. Гегель;
    в) А. Сен-Симон;
    г) III. Фурье.
    9.Реформа - это преобразование:
    а)изменяющее политическое устройство общества;
    б)ликвидирующее старые социальные структуры;
    в)изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;
    г)приводящее к регрессу общества.
    10.Необходимым условием самореализации человека выступает:
    а)свобода;
    б)техника;
    в)мораль;
    г)культура
    .
    11.Полное изменение всех сторон общественной жизни, включаяосновы существующего строя - это:
    а)реформа;
    б)инновация;
    в)революция;
    г)прогресс.
    12.Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:
    а)древнегреческий поэт Гесиод;
    б)французский философ А. Тюрго;
    в)немецкий философ Г Гегель;
    г)основатель марксизма К. Маркс.
    13.Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:
    а)уровень (ступень) развития общества, его культура;
    б)состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;
    в)направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;
    г)развитие и переход общества от высшего к низшему.
    14.Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:
    а)всеобщей гармонии;
    б)феодально-сословное;
    в)промышленно-индустриальное;
    г) социэтарное.
    15.Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:
    а)древнегреческий философ Платон;
    б)древнегреческий философ Аристотель;
    в)древнегреческий поэт Гесиод;
    г)французский просветитель Ж.А. Кондорсе
    16.Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:
    а)развитие производительных сил;
    б)моральное, духовно-нравственное состояние общества;
    в)степень возрастания человеческой свободы;
    г)развитие человеческого разума.
    17.Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:
    а) внешние факторы, влияние природной среды;
    б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
    в) стремление людей к новому, более совершенному;
    г) все, перечисленное выше.
    18. Что является высшим критерием общественного прогресса?
    а) интересы развития производительных сил;
    б) моральное, духовное состояние общества;
    в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);
    г) все, перечисленное выше,
    19.Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:
    а)циклический круговорот;
    б)движение вперед;
    в)движение по спирали
    г)развитие от сложного к простому
    20.Критерием общественного прогресса можно считать:
    а) развитие разума;
    б) развитие производства, науки
    в)в) развитие нравственности;
    г)г) все перечисленное выше.
    21.Верны ли следующие суждения?
    А, Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.
    Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.
    а) верно только А;
    б) верно только Б;
    в) оба неверны;
    г) верно А и Б
    22.Верны ли следующие суждения?
    А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам,
    а) верно только А; б)верно только Б; в)верно А и Б; г)оба суждения неверны.
    Практикум
    По мнению П.Г. Чернышевского, прогресс человеческой жизни объясняется «превосходством ума». В ходе развития под влиянием благоприятных условий жизни происходит улучшение организации головного мозга и возрастают умственные способности человека, которые являются, в свою очередь, причиной нравственного и материального прогресса. Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах. Стало быть, основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Как по-вашему, прав или не прав русский мыслитель, если оценивать его мысли с позиции сегодняшней социальной науки?
    Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат ли они друг другу? Свое мнение аргументируйте.
    Сравните два высказывания Л.Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения.
    Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому; перенесенный в историю, он делается праздною, пустою болтовней, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма.
    Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А контрреформы 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию.
    Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья - автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическим током? Подумайте: прогрессивна ли деятельность Петра I? Наполеона Бонапарта? П.А. Столыпина? Свою оценку аргументируйте.
    К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483-1540): «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, а бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает».
    Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
    Анализ текста
    К. Поппер «Открытое общество и его враги»
    Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь п р о г р е с с и р о в а т ь - з н а ч и т двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для «истории» это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей.
    Вопросы и задания к тексту
    Признает К. Поппер прогресс или не признает?
    Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
    Если признает, то как понимает его?
    Л.П. Карсавин «Философия истории»
    Анализ всякого исторического построения легко вскрывает лежащую в его основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается также и оценочный характер схемы, и условность оценки. Для историка революции, сосредоточившего внимание на ее политической стороне, апогей ее не совпадает с тем моментом, который является апогеем для историка ее социальной и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное и национальное бытие, естественно признает эпоху Ренессанса прогрессом по сравнению с Xll-Xill вв. Но историк, ценящий национально-государственное бытие Италии, видит в разъединяющем ее индивидуализме Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не началом возрождения, а началом вырождения человечества.
    Вопросы и задания к тексту
    - Почему автор считает возможными различные оценки смысла и значения исторических событий и явлений?
    Ключ
    Тесты
    Б
    Г
    А
    А
    Б
    Б
    В
    В
    В
    А
    В
    А
    В
    А
    В
    А
    Г
    В
    А
    Г

    Общественный прогресс в созданных в XVIII-XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями. Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов. Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие - реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ. А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Основные понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития. Термины: историческая альтернатива, критерий прогресса.

    1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию. 2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П. А. Столыпина. Свою оценку аргументируйте. 3. К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483-1540 гг.): «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает»? 4. Подумайте, различается ли отношение двух цитируемых ниже русских философов к идее прогресса. А. И. Герцен (1812 -1870 гг.) : «Все великое значение наше... в том и состоит, что, пока мы живы... мы все-таки сами, а не куклы, назначенные выстрадать прогресс или воплотить какую-то безумную идею. Гордиться должны мы тем, что мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории».Г. В. Плеханов (1856 -1918 гг.) : «Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды». Сопоставьте эти высказывания с изложенным в тексте параграфа материалом и, опираясь на исторические знания, выскажите свою точку зрения. 5. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали «варваризацией» общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте. 6. Советский философ М. Мамардашвили (1930-1990 гг.) писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

    Поработаем с источником

    Русский философ Н. А. Бердяев о прогрессе.

    Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела. Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство. Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем. Вопросы и задания: 1) В чем отличие взглядов на прогресс, представленных в данном документе, от взглядов, изложенных в параграфе? 2) Каково ваше отношение к размышлениям Н. А. Бердяева? 3) Какая из всех точек зрения на прогресс, представленных в материалах параграфа, наиболее привлекательна для вас? 4) Почему название этого параграфа начинается со слова «проблема»?

    Об этом спорят

    Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Иногда указывают на несовместимость некоторых изменений, каждое из которых признается прогрессивным. Например, рост производства, от которого зависит материальное благополучие населения, и улучшение при этом экологической обстановки, от которой зависит здоровье людей. Или все большее окружение человека различными техническими устройствами, облегчающими его работу и быт, и одновременно - обогащение духовной жизни, требующее подъема гуманитарной культуры. Опыт ушедшего столетия показал, что названные, как и многие другие прогрессивные, изменения в области науки, техники, экономики, социальных отношений, воспитания и т. д. вместе реализовать не удается. Как быть?

     

     

    Это интересно: