→ Система образования в различных странах

Система образования в различных странах

Система образования - ято своеобразная иерархическая структура учебных заведений, которая позволяет человеку освоить знания, умения и навыки в процессе обучения.

Система образования индивидуальна для каждой страны. В этой статье мы постараемся дать информацию об основных системах, которые существуют в современном мире. Надеемся, что данная информация будет полезной, и поможет качественно подобрать программу обучения за рубежом.

  • Система образования в Австралии

Система образования Австралии построена по британской модели. Учебные заведение этой страны предлагают курсы, спосоные удовлетворить любые запросы. Система образования австралии имеет хорошую репутацию во всем мире, что является результатом тщательного контроля над всеми учебными заведениями страны. В настоящее время иностранные граждане имеют возможность учиться на лючом из уровней системы образования Австралии кроме дошкольного обрзования.

Австралийцы учаться в школе 12 лет. В Австралии преобладают государственные школы. 70% школьников учаться в государственных школах, остальная часть в частных школах. Выпускники школ получают гостударственный сертификат, называемый Year 12. Для поступления в самые престижные университеты, ребенку не только нужно владеть английским языком но и пройти вступительные экзамены. Австраийцы получают профессию в государственных колледжах TAFE. Высшее образование возможно получить в университете. Процесс обучения разделен на 2 части, программу бакалавра и программу магистратуры.

  • Система образования Великобритании

Британская система образования имеет право называться самой традиционной и самой качественной. Сложившись много веков назад,система образования в Британии и сегодня не изменилась. По закону все британские дети обязаны учиться с 5 до 16 лет. Обучение в школе начинается с pre-preparatory school, через год, два школьники переходят в primary school, обучение в которой продолжается до 11-13 лет. После этого начтуупает этап средней школы, который заканчивается сдачей экзаменов на на свидетельство о среднем образовании GCSE. На этом обязательное среднее образование заканчиваетсяб дальше можно идти работать или поступать в колледж. Для того, чтобы поступить в университет, студентам необходимо сдать экзамены A-level. Все более популярной в Британских школах становится программа IB. Система образования Англии завершается высшим образованием, которое, как и большинства странах разделется на программу бакалавра (3-4 года) и программу магистра (1-2 года).

  • Система образования в Ирландии

Образование в Ирланлии на все ступенях - одно из самых качественных в мире. Школьное образование в Ирландии, как и в остальных странах состоит из трех этапов: начальное, среднее и старшая школа. На последнем этапе углубленно изучаются 6-8 избранных предметов, по которым, в итоге, сдаются экзамены на аттестат зрелости. Этот аттестат аналогичен британскому A-level или IB. Высшее образование состоимт из 2 ступенейЖ бакалаврат, магстратура. Росле окончания магистратуры студенты могут получать ученую степень.

Система образования в Европе зависит от страны

  • Система образования в Польше

Среднее образование в Польше длится 12 лет, первые 8 классов - базовая ступень, а четыре старших класса - лицей. Существует два типа лицеев - общего образования и технического.

Система высшего образования, как и во многих странах, состоит из университетов и профессиональнвх колледжей. Программа колледжей и академий расчитана на 3-4 года, по окончании выдается диплом лиценциата, инженера или бакалавра - в зависимости от учебного заведения и специальности. Полное университетское образование приводит к степени магистра. Степень доктора присваивается после сдачи определенных экзаменов и защиты диссертиции.

  • Система образования в Чехии

Система образования Чехии схожа с другими странамы европы. Чехи начинают оюразование в 6-7 лет и до 10 лет учаться в основной школе. Когда детям исполянется 11 лет, они переходят в гисназию. В программу гимназии включены обязательные дисциплины и предметы по выбору. Общее образование продолжается до 16 лет. После этого школьники идут либо в специальные колледжи, либо остаются в гисназии, чтобы получить диплом и поступить в университет.

После окончания школы, большинство студентов поступают в университеты.

  • Система образования в Японии

Школьное образование в Японии длится целых 12 лет, более чем половина из которого уходит на начальную школу из-за черезмерной сложности изучения родного языка. Минимум каждый ученик должен освоить 1850 иероглифов (данные требования установило министерство образования Японии). На протяжении всего образования дети изучают не только свой язык, очень много времени им приходится тратить на изучение истории родной страны.

После обучения в средней школе студенты поступают в высшее учебное заведение. Для иностранных студентов предусмотрено обучение на английском языке в университетах Японии. Японская система образования адаптирована для иностранных студентов. Учебные заведения этой страны предлагают не только программы изучения японского языка но и программы получчения дипломов бакалавра и магистратуры.

  • Система образования Китая

Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя: - дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру.

Система образования в Китае начинается с дошкольного образования. В детские сады принимают детей в возрасте от 3 лет. Начальное образование в Китае начинается с 6 лет и составляет 6 лет. Основными предметами обучения являются: китайский язык, математика, естествознание, иностранный язык, моральное воспитание, музыка и др. Важной частью начальное образования считается спортивное воспитание.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. Первая ступень - бесплатная, студенты имеют возможность изучать следующие предметы: математику, китайский язык, иностранный язык, физику, химию, моральное воспитание, информатику и др. Вторая ступень составляет три года обучения. Третья ступень, заключительная, составляет 2 года обучения. На последнем этапе школьники обучаются в профессиональных и специализированных школах.

Студенты из Украины имеют возможность получить диплом о среднем образовании международного образца, обучение на котором ведется на английском языке. Китайский язык изучается, как факультатив. В Китае есть три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавратура (4-5 лет), магистратура (дополнительно 2-3 года). В последнее время Китай активно развивает международное сотрудничество в области образования. Университеты Китая активно принимают иностранных студентов и адаптируют преподавание.

  • Система образования в США

Исторически сложилось так, что в Америке нет единой национальной системы образования. Каждый из 50 американских штатов имеет собственный департамент образования, который устанавливает образовательные нормы в штате. Система образования отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к Конституции ("права, не делегированные Конституцией правительству Соединенных Штатов и не запрещенные ею для штатов, сохраняются за самими штатами») федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа.

И тем не менее, образовательные программы в 50 штатах очень схожи. Американцы объясняют это результатом воздействия таких общих факторов, как социальные и экономические потребности страны, частыми переездами учащихся и учителей из одной части страны в другую, а также ролью общенациональных агентств.

Американская система образования организована на трех основных уровнях: начальный (включая дошкольное и начальное школьное), средниый и высший. Оно является обязательным, начиная с семилетнего возраста в 29 штатах, с шестилетнего - в 18 штатах и с пяти лет в 3 штатах.

Всего в США около двух с половиной тысяч колледжей с четырехлетним курсом обучения (бакалавры) и университетов. В них обучаются почти 15 млн студентов. Наряду с частным высшим образованием в США существует государственная форма в виде публичных (общественных) университетов и колледжей. В каждом из 50 штатов есть как минимум один государственный университет и несколько колледжей. Еще 40 лет назад половина выпускников школ поступала в вузы.

В США установлено четыре ученых степени: Associate"s - эта степень присваивается выпускнику среднего специального учебного заведения или техникума; Bachelor"s - степень бакалавра; Мaster’s - степень магистра; Doctorate - докторская степень.

Для того чтобы получить специальность в колледже или университете, нужно взять определенное количество обязательных предметов и несколько - по выбору. Система образования в Америке адаптирована для студентов из Украины. Выпускники школ могут напрямую поступить на первый курс университета предоставив экзамен по английскому языку и аттестат о среднем образовании. Если уровня английского языка недостаточно для начала обучения, студенты могут пройти подготовительную программу на базе университета или колледжа.

  • Система образования в Испании

Испания - страна не только теплого моря, пылкого фламенко и знаменитой паэльи. Это еще и престижное европейское образование. Ежегодно тысячи студентов со всего мира приезжают в Испанию, чтобы получить престижное испанское образование. Каждый год получить высшее образование в Испанию приезжают тысячи студентов Высшее образование Испании отвечает высоким европейским стандартам и является весьма доступным.

В процессе получения высшего образования в Испании делается особый акцент на профессиональную направленность в обучении. Предметы, имеющие непостредственное отношение к будущей специльности изучаются с 1 курса. Государственные университеты Испании - это древнейшие академические традиции в сочетании с современными методами преподавания, использующие в том числе и самые передовые технологии. Огромные научные бибиотеки и высококлассные лаборатории.

  • Система образования в Швейцарии

Швейцария небольшая страна в самом центре Европы. Несмотря на свою маленькую территорию, она граничит с пятью европейскими странами: Германией, Францией, Италией, Австрией и княжеством Лихтенштейн. Такое удобное местоположение привлекает сюда много туристов, а также желающих получить европейское образование. Примерно 8% населения страны составляют иностранцы.

Среднее образование : Кроме неизбежно тесного общения с носителями основных европейских языков, полезного для здоровья климата, возможностей заниматься любыми видами спорта, швейцарские пансионы можно считать самыми комфортабельными в Европе. Дети проживают здесь в комнатах на одного или двух человек, питаются разнообразно и вкусно (блюда французской, швейцарской, итальянской кухни, при необходимости — кошерная еда). Наверное, поэтому учеба в швейцарском пансионе на 30 % дороже, чем в Великобритании.

Швейцария — это Европа в миниатюре. Стоит ли удивляться разнообразию предлагаемых там школьных программ и сертификатов о среднем образовании: от швейцарского Matura до английского A-level, от немецкого Аbitur, итальянского Maturita и французского Baccalaureat до международной программы International Baccalaureate, при этом во все программы включено изучение 2-3 иностранных языков.

Высшее образование Швейцарии: В Швейцарии существует 12 официальных высших учебных заведений (10 кантональных университетов: в германо-говорящей части страны: в Базеле, Берне, Цюрихе, Санкт — Галлене, Люцерне; во франко-говорящей части страны: в Женеве, Лозанне, Фрибурге, Нешателе; в итальяно - говорящей части страны: в Тичино — и 2 федеральных технологических института: в Цюрихе и Лозанне).

  • Система образования Турции

Система образования в Турции идентична образованию в Украине. Начальное образование в Турции, как и в Украине, длится 8 лет, а среднее образование 10 лет. Таким образом, наши украинский студенты, могут получить высшее образование в Турции, так как наш аттестат об окончании соответствует их требованиям в ВУЗах.

Сегодня в Турции самым престижным считается научный лицей, который готовит будущих врачей, инженеров, ученых, исследователей. Обычно успешные ученики выбирают именно его. Также существует ряд других лицеев: переводческий, политехнический, лицей, готовящий специалистов по компьютерным технологиям и другие.

После окончание школы или лицея ученики сдают вступительный экзамен в тот ВУЗ, в котором они хотят учиться. Если они набирают проходной бал, государство оплачивает им учебу.

В Турции, высшее образование двухступенчатое: бакалавриатура и магистратура. После окончания студенты получают ученую степень бакалавра или магистра.

На сегодняшний день такие специальности как инженерия, медицина, педагогия и юристы очень востребованы в Турции.

Организация, которая я помогает иностранным студентам поступить в турецкие ВУЗы называется OSYM (Orgenci Sceme re Yerlrestime Merkeri). Необходимую информацию вы можете найти на сайте организации (oysm.gov.tr).

  • Система образования в Австрии

Австрия — страна традиционного зимнего туризма. Наряду с Швейцарией эта страна является своего рода горнолыжной «меккой» для европейцев. Сегодня для Австрии туризм является основным источником дохода, покрывающим традиционно отрицательное торговое сальдо.

В Австрии давно сформирована и отлажена система обслуживания туристов. Многие городки и деревни, такие как Бад Гаштайн, Милштат, Ишгль или Майрхофен превратились в крупнейшие европейские курорты, а бывшие сельские жители занимаются гостиничным бизнесом. Горнолыжный туризм изменил Австрию и австрийцев — сегодня для них это жизнь и надежда на будущее.

Система образования Австрии обладает высокой степенью свободы и предлагает широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии было бесплатным до 2001 года, в тот же год началась аккредитация частных университетов. Крупнейшие университеты — Венский (старейший университет Австрии, основан в 1367 году), Венский Экономический, Грацский, Инсбрукский, Зальцбургский университеты. С 2009 года обучение в государственных университетах Австрии бесплатное. Для поступления в университеты Австрии украинским студентам необходимо предоставить сертификат о среднем образовании Matura, а также сдать тест на знание немецкого языка OSD (уровень С1 и С2).

  • Система образования Канады

В Канаде Вы можете получить превосходное образование, наслаждаться красивой и спокойной обстановкой, а также узнать много об этой увлекательной стране. Канадские школы известны во всем мире своим академическим превосходством, подготовкой к карьере, передовыми технологиями и исключительными программами изучения английского или французского языка как второго.

В Канаде один из самых высоких уровней жизни в мире. Кроме того, эта страна славится своей чистой экологической чистотой и безопасностью. ООН неоднократно ставил Канаду на первое место в рейтинге стран мира по качеству жизни.

Канада насчитывает более 350 университетов и колледжей, предлагающих широкий выбор степеней и дипломов. Университеты Канады известны своими академическими и исследовательскими программами, а колледжи превосходят другие колледжи мира по использованию передовых технологий и по соответствию новейшим требованиям промышленности и торговли. Степень, диплом или сертификат, полученный вами в Канаде, поможет открыть двери в лучшие компании мира.

Канадские университеты известны во всем мире высоким качеством, как преподавания, так и исследовательской работы. Они различаются по количеству студентов от нескольких сотен до 50 000 и предлагают полный диапазон степеней, от бакалавра до доктора по различным дисциплинам.

  • Систеима образования в Греции

Образование в Греции является государственным или частным и координируется Министерством национального просвещения.

Старейшие университеты Греции — Афинский (основан в 1837) и Салоникский (основан в 1925). В Афинах находятся также Афинский политехнический институт и ряд других высших учебных заведений, в том числе Высшая школа экономики и бизнеса и Школа политических наук. Тем не менее, классические университеты все еще достаточно закрыты для иностранцев.

Однако для иностранных студентов желающих изучать гостеприимство и туристический менеджмент Греция предоставляет прекрасную возможность получить международный диплом и оплачиваемую практику в лучших круизных компаниях мира.

  • Система образования в Новой Зеландии

Тысячи студентов выбирают учебу в Новой Зеландии из-за ее уникальной природы. Новая Зеландия предлагает не только высококачественные образовательные программы, но и великолепную окружающую среду.

Новая Зеландия - почти тех же размеров, что и Великобритания, но здесь живет только 3.8 миллиона жителей. Ошеломляющая красота, умеренный климат и расслабляющая атмосфера, делают эту страну идеальной для студентов и туристов.

Новая Зеландия предлагает иностранным студентам полную систему образования, где каждый студент найдет «свою» программу.

Система образования Новой Зеландии создавалась на основе британской. В Новой Зеландии 8 национальных университетов и 20 политехнических институтов.

Новая Зеландия предлагает широкий выбор:

  • английских языковых курсов
  • подготовительных курсов для поступления в университеты
  • университетских undergraduateпрограмм
  • последипломных программ

Каждый университет пользуется своим собственным расписанием, но в общем, учебный год начинается в конце февраля или в начале марта и длится до октября.

Каждый год разделен на два семестра с перерывом в июле. Некоторые университеты предлагают «летние курсы» с ноября по февраль, которые помогут вам подготовиться к поступлению в университет или освежить ваши языковые навыки перед началом следующего этапа обучения.

Учебный год в политехнических институтах обычно длится с февраля до июня и с июля до ноября. Некоторые полугодовые курсы могут начинаться в июле.

Языковые школы предлагают большое разнообразие курсов, которые могут длиться от нескольких недель до одного года

  • Система образования в Голландии

Нидерланды - процветающая промышленно развитая страна, и её система образования не была заимствована от какого-либо государства, но появилась и развивалась в самой Голландии и связана со всеми традициями и обычаями страны.

Школьное образование во Франции

Французская система среднего образования, как и во многих других странах Европы, состоит из трех ступеней: начальная школа (ecole primaire), которую дети посещают с 6 до 11 лет, старшая - коллеж (college), рассчитанная на подростков с 11 до 15 лет, и, наконец, лицей (lycee), в котором обучаются с 16 до 18 лет. Образование государственного образца обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и предоставляется бесплатно – по сути, это аналог российских 9–11 классов, где учеников готовят к поступлению в вузы.

При этом во Франции также существуют и частные учебные заведения, которые в основном являются платными. Но в зависимости от степени государственной поддержки, они могут быть субсидируемыми (sous contrat) и несубсидируемыми (hors contrat). В первом варианте правительство выплачивает зарплату преподавателям, и школы работают по национальной программе, следуя стандартному расписанию. В случае когда субсидий от правительства не поступает, руководители школ могут самостоятельно выбирать методики, обучая детей по нестандартным программам. Таким образом, к частным учебным заведениям обычно относятся религиозные (католические) школы, а также те, которые рассчитаны на детей с ограниченными возможностями.

Начальная школа во Франции мало чем отличается от современного российского аналога - те же небольшие классы, игровой подход к предметам. Отличия начинают проявляться позже - в коллеже, куда 11-летний ребенок попадает после первой ступени обучения. К примеру, здесь классы считаются в обратном порядке: ребенок поступает в шестой класс и через четыре года заканчивает третий. Затем коллеж сменяет лицей, обязательное обучение в котором длится два года – а далее подросток проходит "дипломный" класс (терминаль).

Еще одна особенность французского школьного образования - особый статус предмета "французский язык". Языковой тест после первого класса проходят все без исключения. Полученная оценка учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Школьное образование в Германии

В этой стране постигать ученую грамоту начинают с 6 лет. Программа в целом стандартная: дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение, а главные отличия заключаются в качестве дополнительных занятий.

Отучившись четыре года (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет), ребенок оканчивает начальную школу, и переходит на следующий этап – среднее общее образование, срок получения которого составляет от 4 до 6 лет. При этом ученик может выбрать один из вариантов: основную, реальную школу или гимназию. Как правило, в этих учебных заведениях выделяют с 5-го по 10-й классы, а разница определяется наполнением программы. Например, в основной школе большое внимание уделяется трудовым навыкам - так что ее можно сравнить с российскими профессионально-техническими училищами. Свидетельство, выдаваемое по окончании, обычно используют, чтобы продолжить образование на производстве или в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня.

В программах реальной школы общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены, так что позже школьники могут учиться на дневном отделении профессионально-технических учебных заведений.

Гимназии отличаются ярко выраженным академическим характером подготовки и различаются по специализации. Выделяют три основных направления: гуманитарное (языки, литература, искусство), общественное (общественные науки) и техническое (естественные науки, математика, техника). Окончив обучение, ученик получает диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является аналогом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level.

Кроме перечисленных заведений, в Германии также существуют общие школы (Gesamtschule), в которых сочетаются особенности гимназии и реальных школ, благодаря чему ребенок одновременно получает гуманитарное и техническое образование.

В немецкой системе образования есть и частные учебные заведения, выдающие аттестаты гособразца. Как правило, к ним относятся религиозные, элитарные и закрытые школы, спектр образовательных услуг которых шире государственного – к примеру, только в этих школах школьник-иностранец может получить немецкий аттестат.

Школьное образование в Италии

Путь к знаниям итальянские дети начинают в шесть лет, поступая в начальную школу, первые две ступени которой (scuola elementare 1 и scuola elementare 2) бесплатны для всех. В обязательную программу этого этапа входят общеобразовательные предметы, и только изучение религии можно выбрать по желанию.

По итогам пятилетнего обучения (две первые ступени) школьники сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат начальной школы, чтобы затем перейти в среднюю школу, где юным исследователям предстоит учиться до 14 лет. В конце каждого года учащихся средних школ ожидают экзамены по системе "сдано - не сдано". Если ученик не проходит тест, он остается на второй год.

В 18 лет школьники продолжают обучение в лицеях. Выделяют три разновидности последних: классический и технический лицеи, а также со специализацией на естественных науках. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет.

Школьное образование в Великобритании

Не первый год британские школы, будто магнит, притягивают учеников со всего мира. "Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов", - собственно, эта фраза директора одного из престижных учебных заведений объясняет преимущества образования, полученного в Великобритании.

В стране предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей. При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование - для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет - в младшую школу), и среднее - предусмотрено для подростков 11–16 лет.

Средние школы имеют свою градацию. Так, "грамматические" учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую - с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. "Современные" школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные "единые" школы соединяют эти две характеристики.

Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что "домашние" условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Еще одной особенностью местного образования является традиция раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя большинство школ "новой формации" в основном смешанные. Стоит отметить, что бесплатное среднее образование, которое гарантирует государство, ценится заметно меньше полученного в частном учебном заведении - для успешной карьеры нужно закончить "правильную" школу.

Школьное образование в США

Официально закрепленной государственной системы образования в стране не существует. Несмотря на государственное финансирование, в каждом штате есть местный выборный совет по делам образования - именно он разрабатывает учебные планы и контролирует обучение школьников. Качество образования, а также содержание и объем учебного материала, как и учебники, определяются в школах непосредственно самими преподавателями. И в этом случае, остается только надеяться на профессиональную квалификацию и ответственность наставников ребенка.

Первые знания малыш получает в возрасте 3–5 лет в учреждениях для дошкольников, после чего переходит в начальную школу: 1–5 классы выпадают на промежуток 6–11 лет. Далее идет средняя (6–8 классы на промежуток 11–13 лет) и высшая школы (9–12 классы, в которых обучаются дети в возрасте 14–17 лет). В зависимости от специализации, средние школы подразделяются на академические, профессиональные и многопрофильные. В последних, начиная с 9-го класса, предусмотрены отдельные профили: общий, коммерческий, индустриальный и другие.

Помимо бесплатных государственных, в США есть и платные частные школы, многие из которых - религиозные. Однако большинство частных учреждений ориентированы на подготовку учеников к поступлению в престижные вузы.

Школьники, получившие среднее образование, могут поступать в разного рода колледжи (начальные, технические, городские и прочие), через два года учебы в которых они получают степень, сравнимую со средним специальным образованием. Другой вариант дальнейшего обучения - поступление в колледжи или университеты, четыре года учебы в которых приносит степень бакалавра.

Школьное образование в Финляндии

Предварительное начальное образование, которое начинается в год шестого дня рождения ребенка, малыш может получить в школе, детском саду, семейном детском саду или в любом другом подходящем месте - окончательное решение принимает муниципалитет.

Когда крохе исполняется семь лет, он переходит на этап обязательного образования, который продолжается до исполнения ему 16–17 лет. При этом государство полностью гарантирует бесплатное основное образование, включая обучение, учебники, тетради, канцелярские принадлежности и питание.

С третьего класса юный школьник начинает изучение английского языка, в четвертом - выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский), а уже в седьмом классе его ждет обязательное изучение шведского. В стране также распространена система частных школ, обучение в которых является платным.

Выберите страну из представленного списка и узнайте все особенности учебы в ней. Прочитайте подробные обзоры системы образования и уровней обучения, самых популярных учебных заведений, советы по поступлению и обустройству быта.

Европа

Северная Америка

Азия и страны Океании

Учеба за границей открывает перед студентами множество привлекательных перспектив: возможность приобрести колоссальный международный опыт, завести новых друзей из разных стран, в совершенстве овладеть как минимум одним иностранным языком, получить хорошее образование мирового уровня и ознакомиться с другой культурой. Сейчас, когда географические границы между странами становятся больше условностью благодаря высокой мобильности людей по всему миру, у каждого есть шанс получить образование за рубежом.

Фактически в каждой стране есть вузы и колледжи, которые охотно принимают у себя международных студентов и предлагают специальные программы и стипендиальные схемы для зарубежных абитуриентов. Имея настолько обширный выбор - почти весь земной шар, - будущему студенту не так-то просто определиться с будущим местом учебы. Если вы уже начали задумываться о том, как выбрать страну для дальнейшего обучения, есть несколько ключевых факторов, которые следует принять во внимание.

Самое важное - это оценить, насколько высоко котируются вузы той или иной страны в области, которую вы планируете изучать.

Многие европейские страны традиционно сильны в гуманитарной сфере. Италия и Франция пользуются большой популярностью у будущих искусствоведов, культурологов, историков и, конечно же, модных дизайнеров. Сильными дизайнерскими школами также славится Великобритания, которая, впрочем, заслуженно занимает одно из первых мест по качеству образования во всех областях. Вы мечтаете сделать карьеру в бизнесе, экономике или финансах? В Европе немало хороших бизнес-школ, но бесспорный лидер в данном направлении - это США. Немало перспективных возможностей откроется перед будущими инженерами и специалистами в области точных наук в Германии, особенно если в дальнейшем вы планируете научную карьеру.

Другой немаловажный фактор для выбора страны обучения - это язык. Иногда студенты выбирают ту или иную страну именно потому, что они уже владеют соответствующим иностранным языком. Некоторые, наоборот, сначала определяются со страной обучения, а потом уже начинают осваивать язык. Кстати, во многих странах, например в Голландии, Германии, Китае или Сингапуре, обучение ведется как на государственном, так и на английском языке. В любом случае хорошее владение языком имеет существенное значение и дает дополнительные преимущества при поступлении, поэтому стоит уделить языковой практике побольше внимания.

Важную роль также играет ваше отношение к менталитету той страны, где вы будете учиться. Как и в случае с языком, для некоторых студентов именно любовь к местной культуре становится решающим критерием при выборе места обучения. Благодаря многовековой богатой культуре огромной популярностью у студентов пользуются такие страны, как Великобритания, Франция и Италия. Но следует учитывать, что в данное понятие входят не только история и искусство, но еще и традиции, кухня, религия, манера одеваться, особенности менталитета и многое другое. Поэтому для успешной культурной адаптации необходимо не только знать язык и прошлое страны, но и хорошо представлять себе ее современный стиль жизни, оценить, насколько хорошо вы сможете в него вписаться.

Учеба за рубежом - это в некоторой степени вызов.

Особенно для совсем молодых людей, впервые оторвавшихся от дома. Это серьезная проверка на прочность и на готовность к взрослой жизни, но в то же время и один из лучших, незабываемых периодов для любого студента. Если вы хотите расширить свой кругозор, получить новый источник вдохновения и познать мир, то оптимальный способ это сделать - отправиться на учебу в другую страну.




Система государственного образования в Великобритании начала складываться в 1870 году, а в 1944 году была учреждена система бесплатного обязательного начального и среднего образования. Государственные школы Англии финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Частные школы в Англии также носят названия «независимых» и «публичных». Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.




Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. Большинство частных школ придерживаются национальной программы обучения, но имеют право варьировать преподавание предметов. В национальную программу входят следующие предметы: · Английский язык · Технология и дизайн · География · Математика · Информатика · Музыка · Естествознание · Иностранные языки · Искусство · Физ. Подготовка · История


Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей, а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы «современные» школы «Единые» школы


Учебный год с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, учебная неделя обычно 5-дневная. Родительских собраний нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем. Обязательна школьная форма Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Учащиеся многих британских школ обязаны заниматься социальными работами, например, на бензоколонках или в домах престарелых.


В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.


Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет; начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет, средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте лет; учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.


Элементарная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом, но часто есть еще помощник учителя. Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется.


Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов. Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".


А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне). Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего). F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.


Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Состав класса меняется каждый год, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го только детей 5-го, и т. д.


Выпускникам должны получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Последние четыре года рекомендуется обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин»: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2- летний курс иностранного языка.


В этих странах государство гарантирует бесплатное среднее образование Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

И. МАЙБУРОВ, доцент Уральский государственный технический университет

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям (например, послевоенные Германия и Япония, США 60х годов), рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «образование - основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века» .

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования -это, по сути, соревнование экономическое, ибо образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме

Высшее образование в развитых странах

того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований .

Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необходимо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научнотехнического характера, предопределяющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факторам следует отнести :

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития национальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социальноэкономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенсивный рост объема научно-технической информации, который

удвоился за последние 7-10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, и увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг. Сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15-25% - в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой элиты общества, в то время как подготовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.

5. Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности

умственного труда. Этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

7. П овышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.

Образовательный опыт каких стран заслуживает предпочтительного изучения?

Кажется, ответ лежит на поверхности. Нам должен быть интересен любой опыт, позволяющий в той или иной мере проследить методологию решения проблем, возникших в сфере высшего образования в последние 10-15 лет. При всем его многообразии и специфичности в различных странах - в силу взаимозависимости наций на рубеже веков и схожести поступательного движения всех стран к трансформации своих экономик в «экономику знаний»

Возникает ряд тождественных проблем. Способы их решения для нас важны и поучительны - как положительные, так и отрицательные, чтобы учесть опыт других и избежать повторения чужих ошибок.

Но системы образования в отличие от типов экономики настолько многообразны и специфичны в различных странах мира, что рассмотреть их - непосильная задача, поэтому необходим аргументированный выбор: чей опыт заслуживает внимания в первую очередь?

Нам представляется, что в этом плане интересно обратиться к системам образования экономически развитых стран: США, Великобритании, Фран-

ции, Германии, Японии, Канады, Швейцарии и Австралии.

Остановимся на некоторых основных закономерностях общего среднего образования развитых стран:

О длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;

О полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

О обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический - с целью поступления в вуз или профессиональный - для получения среднего специального образования;

О в старшей школе (это, как правило, 10-12 классы) обучение профильное

С количеством направлений специализации от двух до четырех;

О количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

О в некоторых странах, например в Великобритании, Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

О в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента.

Соединенные штаты Америки

По количеству высших учебных заведений и числу студентов, обучающихся в них, США, бесспорно, занимают первое место в мире. В 1995 г. в США насчитывался 3501 вуз, в том числе 1548

государственных и 1953 негосударственных.

Заимствовав в конце XIX века европейскую систему образования, США трансформировали, модернизировали ее и создали свою многоуровневую, преимущественно университетскую систему высшего образования. Схематично система образования США изображена на рис.1.

Самый низший уровень высших учебных заведений в США - двухлетние колледжи, соответствующие по уровню российским средним учебным заведениям. Таких колледжей - 1382, в том числе 958 государственных и 424 негосударственных. Двухлетние колледжи бывают двух типов: технические (Technical), так называемые «молодежные» (Junior Colleges), и более популярные местные колледжи (Community Colleges). Местные колледжи, в отличие от технических, не только обучают профессиям, но и предлагают программы академической подготовки, соответствующие первым двум курсам университета. Выпускники местных колледжей, получившие степень Associate Degree, имеют возможность перевестись в университет с зачетом пройденных в колледже курсов на основе системы накопления академических кредитов.

Средний уровень высших учебных заведений - четырехлетние колледжи, так называемые общеобразовательные, которые в целом по статусу можно приравнять к нашим институтам. Их насчитывается 1963, в том числе 496 государственных и 1467 негосударственных.

Ведущий тип высших учебных заведений - университеты, их насчитывается 156, в том числе 94 государственных и 62 негосударственных . В университетском секторе высшей школы обучается 40-45% всех студентов.

Система высшего образования США, в отличие от российской, полностью децентрализована. Организации, аналогичной Министерству образова-

Детский сад

Профессио-

образование

Начальная школа 6-12 лет классы 1-6

Младшая средняя школа 13-15 лет классы 7-9

Старшая средняя школа

16-18 лет классы 10-12

Колледжи: технические и местные 2 года обучения Степень Associate Degree

Колледжи четырехлетнего обучения Степень бакалавра

Университеты Степень бакалавра (4 года) Степень магистра (+2 года) Степень доктора (+3 года)

Рис. 1. Схема системы образования США

ния, разрабатывающей для вузов единые образовательные программы и стандарты, регламентирующей правила и условия приема, там нет. Все эти вопросы регулируются самими вузами, в том числе ими устанавливаются критерии отбора поступающих абитуриентов, принимаются решения о выделении нуждающимся финансовой помощи и т.д. Как следствие - очень высокая степень автономии вузов.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет 12 лет. В школах отсутствует унифицированная общенациональная учебная программа, вследствие чего уровень знаний выпускников разных школ очень сильно различается. Наилучшие знания получают выпускники престижных частных школ-пансионов.

В вузы могут поступать выпускники

полных средних школ, имеющие диплом об окончании старшей средней школы. Зачисление производится на основе результатов прохождения системы различных тестов, учитываются школьные оценки, в том числе GPA (средний балл по изучаемым предметам). Большой вес имеют рекомендации преподавателей, лично знающих абитуриента. Система тестирования достаточно разнообразна. Так, поступающим на бакалаврскую программу, как правило, необходимо пройти тест на знание английского языка TOEFL с результатом не ниже 500550 баллов и тест на проверку базовых знаний по основным предметам SAT (Standardized Aptitude Test) с результатом не ниже 700-800 баллов. Поступающим на магистерскую программу необходимо выдержать тест GRE (Graduate Record Examination).

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням: бакалавриату, магистратуре и докторантуре.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра (Bachelor of Arts, BA, Bachelor of Science, BSc), рассчитано на 4 года и ведется, как правило, без ориентации на какое-либо профессиональное занятие. Обычно присваивается степень бакалавра искусств или бакалавра наук. Хотя возможно и получение степени бакалавра с профессиональной направленностью.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных предметных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают в основном базовые курсы: иностранные языки, гуманитарные дисциплины, естественные науки и др. В течение двух последних лет студенты осваивают основные курсы, а также ряд курсов по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам. За четыре года обучения студент должен освоить около 30 дисциплин и набрать заданное количество «кредитов», а иногда - иметь средний балл по изученным предметам (GPA) не ниже определенного значения.

Важной особенностью является то, что, поступая в университет, студент зачисляется не на факультет или кафедру, а на программу бакалавра. Выбор своей специальности он сможет сделать только после первого года обучения, когда наберет около 30% полагающихся для диплома «кредитов», но торопить студента с выбором не будут.

Обучение на второй ступени высшего образования (Graduate Level), завершаемое присвоением степени магистра, рассчитано в среднем на 2 года для лиц,

имеющих степень бакалавра, и ведется по программам, ориентированным на специализированную практическую деятельность в различных областях. Магистерская программа является еще более индивидуальной, чем программа бакалавра. Около половины времени здесь также оставляется на курсы по выбору, но уже в рамках данной специальности. За время обучения студент должен изучить определенное количество дисциплин, сдать экзамены, написать диссертацию и в результате набрать определенное количество «кредитов».

Обучение на третьей (высшей) ступени, завершаемое присвоением высшей научной степени в США - доктора философии (Doctor ofPhilosophy, PhD), рассчитано в среднем на 3 года для магистров и 5 лет для бакалавров. Докторантура предполагает специализированное изучение соответствующих курсов со сдачей квалификационных экзаменов, самостоятельное научное исследование в избранной области знаний, обязательное написание и защиту диссертации. Американские университеты выпускают в год ориентировочно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.

Характерной особенностью американской системы высшего образования является постепенный переход от дидактической системы учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель традиционно выступает в роли главного и едва ли не единственного источника знаний, к индивидуализированному обучению студента, когда основной упор делается на привитие навыков самостоятельной работы, самообучения, причем обязательно с учетом индивидуальных природных способностей. Для этого широко используются индивидуальные учебные планы, программы для одаренных студентов, изучение предметов по выбору, возмож-

ность учебы одновременно на двух факультетах или в двух вузах, возможность быстрой смены профиля обучения, факультета, вуза, щедрая приоритетная государственная поддержка одаренных студентов, а не посредственных. В итоге в процессе обучения реализуется ставшая уже аксиомой формула: «Способный человек делает свою работу лучше других, талантливый попадает в цель, когда другие сделать этого не могут, а гениальный попадает в цель, когда другие этой цели даже не видят» .

Достаточно рационально организован и контроль знаний студентов, являющийся многоступенчатым и, как правило, включающий в себя:

1) короткие опросы 4-6 раз в семестр на семинарских занятиях;

2) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые с потоками на лекционных занятиях;

3) итоговые семестровые экзамены.

Оценка за пройденный курс выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная. Такая форма контроля знаний стимулирует студента к ритмичным занятиям в течение всего семестра. Американская шкала оценок построена по принципу нашей пятибалльной. Высшей оценкой является «А», следующими положительными оценками являются «В», «С», <Ю», а непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «^». Процент неудовлетворительных оценок достаточно высок. Что касается обязательного посещения лекционных и практических занятий, то этот вопрос решается каждым вузом автономно. Как правило, большинство вузов требуют от студентов обязательного посещения занятий и принимают соответствующие меры к прогульщикам, в то же время ряд вузов практикует и свободное посещение занятий.

Дипломы с отличием выдаются не

всеми университетами. Для его получения необходимо, кроме отличной учебы, изучить также некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Так, например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики аспирантского уровня .

Структура должностей профессорско-преподавательского состава в США имеет четыре уровня. Первым уровнем (graduate-assistants) является должность инструктора, на которую назначаются выпускники университетов с магистерской степенью сроком на один год и с правом последующего переназначения. Следующим уровнем (assistant-professor) является должность ассистента профессора, на которую назначаются лица с докторской степенью сроком на три года и с правом повторного назначения. Второй трехгодичный срок для данной должности является последним. Если дальнейшая работа ассистента профессора признается бесперспективной, ему предлагают подыскать себе другое место работы, если же ассистент зарекомендовал себя хорошим педагогом и активным исследователем, он назначается на следующую должность - ассоциированного профессора (associate-professor). После приблизительно десяти лет успешной работы ассоциированный профессор может быть продвинут на высший уровень должностной лестницы - должность полного профессора (full professor).

Характерной особенностью американской структуры ППС является принудительное стимулирование активизации преподавательской и исследовательской деятельности путем ограничения сроков пребывания и селективного отбора преподавателей на первых двух уровнях и пожизненное назначе-

ние на должности третьего и четвертого уровней, что определяет независимость жизненного положения на вершине должностной лестницы. В целом система функционирует так, что профессорско-преподавательский состав распределен по всем четырем уровням, а следовательно, и по возрасту абсолютно равномерно с возможными вариациями в 3-4%.

Высшее профессиональное образование в США оценивается как одно из наиболее эффективных в мире. Вместе с тем по ряду показателей (данные ЮНЕСКО) образование США отстает от образования Франции, Германии, Великобритании и Японии . Высшая школа США в отличие от европейских стран имеет сильную ориентацию на рынок. До сих пор не решена проблема государственного контроля над качеством образования, аккредитацией вузов занимаются неправительственные организации, например Аккредитационная комиссия колледжей и университетов США.

Американские университеты в общественном сознании подразделяются не на частные и государственные, а на престижные и непрестижные. Расслоение вузов по степени их престижности очень велико: из 3501 вуза в 1995 году элитными считались лишь 104 вуза, т.е. около 3%. Элитность вуза сказывается абсолютно на всех аспектах его функционирования. Конкурс в такие вузы не бывает менее чем 10-12 человек на место. Стоимость обучения в них может в несколько раз превышать стоимость прохождения аналогичной программы в обычном вузе. На их долю приходится большинство научных исследований и присуждаемых докторских степеней. Уровень государственного финансирования образовательных программ и научных исследований также дифференцирован в зависимости от степени престижности вуза. Диплом, полученный,

к примеру, в Йельском, Гарвардском или Принстонском университетах, дает их обладателю не только стопроцентную гарантию дальнейшего трудоустройства и уважения в обществе, но и повышенные доходы в будущем.

Великобритания

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования, которое на протяжении многих веков не подвергалось радикальным реформам. Схематично система образования Великобритании представлена на рис.2.

Продолжительность среднего образования, дающая возможность поступления в вуз, составляет 13 лет.

Для получения сертификата о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education) дети учатся 11 лет в школе в возрасте с 5 до 16 лет. В течение первых девяти лет они изучают базовые общеобразовательные предметы по обязательной единой государственной программе. В течение 10-11 годов обучения идет подготовка к сдаче экзаменов на GCSE по 6-10 предметам. После сдачи этих экзаменов программа обязательного среднего образования считается завершенной.

Но для поступления в вуз этого недостаточно. Итоги сдачи экзаменов на GCSE предопределяют возможность дальнейшего обучения. Школьники, успешно сдавшие экзамены, получают сертификат общего образования обычного уровня, который позволяет продолжить бесплатное обучение в школе или колледже по двухгодичной программе A-level (полностью Certificate of General Education Advanced Level), предусматривающей углубленное изучение от четырех до шести профилирующих предметов. И только успешная сдача экзаменов по программе A-level позволяет школьнику стать обладателем сертификата общего образования по-

вышенного уровня. По конкурсу таких сертификатов и происходит зачисление в вуз. Прием заявлений на бакалаврские программы во все вузы осуществляется централизованно через службу UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Подав заявления в UCAS, абитуриенты ожидают решения вузов, т.к. система централизованного приема позволяет претендовать на поступление в шесть вузов одновременно. Получив несколько положительных решений о согласии приема, абитуриент сообщает о своем выборе UCAS, после чего получает подтверждение приема.

Для поступления в английский вуз иностранных школьников, например россиян или американцев, имеющих дипломы о полном среднем образовании, также необходимо сначала пройти двухлетнее обучение по программе A-level. Также широкое распространение на базе британских колледжей и университетов получила система подготовительных курсов (Foundation), в годовую программу которых входит углубленное изучение английского языка и основных профилирующих предметов.

В стране насчитывается 30 тыс. школ, из них 27,5 тыс.- государственных и 2,5 тыс. - частных . Качество образования в частных школах несравнимо выше, чем в государственных. Это доказывает тот факт, что выпускники частных школ составляют половину студенческого контингента элитных университетов Оксфорда и Кембриджа.

Среднее и специальное образование английская молодежь получает в колледжах дальнейшего образования (Colleges ofFurther Education) и коллед-

Детский сад до 5 лет

Начальная школа

5-11 лет классы 1-б

Средняя школа 12-16 лет классы 7-11 Сертификат о среднем образовании

Старшая школа 17-18 лет классы 12-13 Сертификат об общем образовании повышенного уровня

Колледжи:

продолженного образования и шестого класса

Колледжи университетские и высшего образования Степень бакалавра (3-4 года)

Политехнические институты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год)

Университеты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год) Степень доктора (+3 года)

Рис. 2. Схема системы образования Великобритании

жах шестого класса (Colleges of Sixth Form). Всего в Великобритании их около 550 . Они являются промежуточной ступенью между школой и вузом. В этих колледжах можно получить профессиональную подготовку или пройти обучение по программе A-level.

Высшие учебные заведения Великобритании делятся на четыре вида.

1. Колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), обучающие студентов только по программе бакалавра. Причем, в отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн, музыка, театральное искусство, образование и др.

2. Политехнические институты (Polytechnics), обучающие студентов по всему спектру инженерных специальностей.

3. Университетские колледжи (University Colleges), предлагающие студентам различные бакалаврские программы и являющиеся, как правило, составной частью университетов.

4. Университеты (Universities), являющиеся центрами академического образования и научно-исследовательской работы. Расслоение университетов по степени их престижности еще более контрастное, чем в США. В сознании английской общественности все университеты делятся на четыре категории, отражая при этом своеобразный «табель о рангах».

Классические (старейшие) университеты появились в средние века и до сих пор являются законодателями и гарантами традиций английского высшего образования. Самые престижные

Это, конечно же, Оксфорд и Кембридж.

Так называемые «краснокирпичные» университеты были основаны в XIX веке в Лондоне, Манчестере и Ливерпуле.

Так называемые «стеклянные» университеты, появившиеся после второй мировой войны в Ноттингеме, Киле, Эксетере, Сассексе, Ворвике, Кенте, Эссексе и других городах.

«Новые» университеты, образовавшиеся из политехнических институтов путем придания в 1992 году 33 луч-

шим институтам статуса университетов.

Всего в Великобритании насчитывается более 170 высших учебных заведений, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых - государственные .

Обучение по бакалаврским программам (Undergraduate courses) для получения степени бакалавра - либо обычной, либо с отличием (BA / BSc with Honours) - рассчитано на 3-4 года. Степени в Великобритании, в отличие от ряда других стран, присуждаются не университетами, а специальным органом - Советом по присуждению национальных академических степеней.

Обучение на первой академической степени бакалавра искусств, наук, техники и т.д. не имеет узкой предметной специализации и ведется в одной из следующих широких областей знаний: гуманитарные, общественные, естественные или прикладные науки. Большинство студентов изучают один основной предмет из своей области знаний и ряд курсов по смежным областям этого предмета. Достаточно широк ассортимент учебных курсов по выбору студентов. Для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать за период обучения 360 «кредитов». В британских вузах наряду с традиционными методами обучения, такими, как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, очень широко используются индивидуальные занятия со студентами. Самостоятельной работе студентов придается исключительно большое значение, в результате число аудиторных занятий сравнительно невелико. Как правило, на лекциях продолжительностью в один час рассматриваются только ключевые вопросы данного предмета. В Великобритании широко распространена система тьюторских (от англ. tutor) занятий. В общем, это учебные занятия, со-

провождающие лекцию или семинар, на которых тьютор (куратор, как правило, старшекурсник) углубляет содержание лекции или семинара для младшекурсников. Часто на таких занятиях ведется совместная подготовка к предстоящим контрольным мероприятиям. К сожалению, в российской практике подобная форма занятий почти не используется, хотя английские педагоги отмечают тьюторство как наиболее эффективную форму индивидуальной работы студентов.

Для получения второй академической степени (степени магистра) необходимо набрать еще 180 «кредитов», изучить ряд курсов, имеющих более узкую практическую направленность, подготовить и защитить магистерскую диссертацию или представить экзаменационную работу. В большинстве вузов соискатели магистерской степени выполняют и то, и другое. Обучение на получение магистерской степени занимает обычно 1, иногда 1,5 года.

Для получения следующей академической степени - доктора философии (Doctor of Philosophy, PhD) - необходимо пройти соответствующую программу обучения, как правило, с выполнением письменной экзаменационной работы и с обязательным написанием и защитой докторской диссертации. В докторантуру могут поступать как обладатели магистерской степени, при этом срок обучения составит 2 года, так и обладатели степени бакалавра, в этом случае заниматься в докторантуре им придется 3 года.

Высшей академической степенью в Великобритании является степень доктора наук. Эта степень присуждается соискателям, имеющим, как правило, степень доктора философии, из числа профессорско-преподавательского состава за ряд опубликованных серьезных научных трудов и авторитет в научных кругах страны и за рубежом.

Современная система образования во Франции, схематично приведенная на рис.3, складывалась на протяжении последних двух столетий и на сегодняшний день считается одной из самых передовых в мире. Самое главное ее достоинство - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность высшего образования для всех, если не считать чисто символической платы в размере $150 в год, взимаемой государственными университетами. В частных учебных заведениях обучение, конечно же, платное. Еще одна важная особенность - это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие - отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности.

Развитие системы образования во Франции является главным приоритетом. На нужды образования ежегодно расходуется около 21% государственного бюджета - это больше, чем на оборону и армию. В системе образования Франции занято более половины всех государственных служащих . Подходит к концу период беспрецедентных инвестиций в высшую школу Франции: более чем за 8 лет было введено в строй четыре миллиона квадратных метров учебных площадей стоимостью около 35 миллиардов франков, открылось восемь новых университетов, была модернизирована существующая учебнолабораторная база вузов. В настоящее время во Франции одобрена программа создания университета третьего тысячелетия (и3М) .

Для французской образовательной системы характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы, особое отношение к дипломам государствен-

профессиональное образование

Материнская школа 3-5 лет

Начальная школа 6-11 лет

Коллеж (неполная средняя школа) 12-15 лет

Обязательное среднее образование

Лицей профессионального г 1

образования - *

16-17 лет г 4

Профильное обучение

Лицей общего образования (полная средняя школа) 16-18 лет Аттестат о среднем образовании (ВАС)

Конкурс аттестатов (ВАС)

заведения

Высшие школы Университеты

1 цикл обучения (2 года) Диплом об общем или научнотехническом образовании

2 цикл обучения (+2 года) Диплом лиценциата (1-й год)

Диплом «мэтриз» (2-й год)

3 цикл обучения (+1 год) диплом о специальном высшем или углубленном образовании

докторантура (+2-4 года) степень доктора

Рис. 3. Схема системы образования Франции

ных учебных заведений (они гораздо престижнее, чем дипломы частных школ и вузов).

Принятая во Франции система среднего образования заметно отличается от российской.

Она разделена на три цикла: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (3 года). Обязательными для всех являются первые два цикла. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет. Колледжей в их традиционном понимании - как средних про-фессиональ-ных учебных

заведений - во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы - это не аналог колледжа в других странах.

Лицей - завершающее звено системы среднего образования. Можно выделить два основных отличия французских лицеев от российской средней школы: во-первых, на этом цикле обучения уже начинается специализация, а во-вторых, очень высокие требования к получению аттестата о среднем образовании ВАС (Ьасса1аигёа1). Данный аттестат получают не все выпускники лицеев, а в среднем только 80%. Французские лицеи бывают двух типов: об-

щего и профессионального образования. В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2-3 года получают какую-либо рабочую специальность. В лицеях общего образования в течение 3 лет, как правило, обучаются школьники, собирающиеся поступать далее в вузы. Аттестат о среднем образовании (ВАС) в соответствии с избранной специализацией бы-

вает трех видов: со специализацией по литературе (L), естественным наукам (S) и экономике (ES). Возможна и более узкая специализация по естественным наукам: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL), естественные и медико-социальные науки (SMS).

Спрос на высшее образование во Франции постоянно растет: если в 1980 году число студентов вузов составляло 1,2 млн., в 1997 году - 1,550 млн. (это составляло 258 студентов на 10 тысяч населения) , то к 2001 году студенческий контингент по предварительным оценкам перевалил за двухмиллионный рубеж и имеет тенденцию дальнейшего увеличения . В системе высшего образования Франции насчитывается 80 университетов (universites) и около 300 высших школ (grandes ecoles). Существенной разницы между университетами и высшими школами во Франции не наблюдается, сложившаяся градация скорее определена исторически сложившимися типами высших учебных заведений. Существующие различия между вузами определяются больше их размерами: небольшие университеты и высшие школы, как правило, не имеют ярко выраженной специализации и характеризуются преобладанием студентов первого цикла обучения, в то время как крупные вузы Франции отличаются достаточно узкой специализацией и доминированием студентов второго и третьего циклов. Престижность дипломов таких высших школ, как Горной школы, Королевской школы мосто- и дорого-строения, Высшей агрономической школы и т.д., даже значительно выше, чем дипломов крупных университетов.

Высшее образование во Франции разделено на три цикла (этапа), по окончании каждого из которых сту-

дент получает соответствующий диплом, при этом продолжить образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Данные дипломы, невзирая на название, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. Несмотря на это, часть студентов останавливается именно на данной ступени образования, но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне.

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности. Он также рассчитан на два года, при этом состоит еще из двух последовательных одногодичных ступеней. По окончании первого года и успешной сдаче экзаменов выдается диплом лиценциата (licence), а второй год заканчивается получением диплома «мэтриз» (maitrise).

Обучение на уровне лиценциата носит общефундаментальный характер без элементов глубокой специализации или сочетает комбинацию фундаментальной и профессиональной подготовки с превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются, как правило, лишь те обладатели дипломов лиценциата, которые выбирают перспективу дальнейшей научной или преподавательской деятельности. Обучение на уровне «мэтриз» носит характер фундаментально-научной или научно-технической подготовки по выбранной специальности. Поэтому сме-

на профиля подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэт-риз» уже затруднена. Требования для получения дипломов лиценциата и «мэтриз» едины по стране для всех вузов и специальностей (аналог наших государственных образовательных стандартов) - обязательное изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменированием по ним в конце года.

Третий цикл высшего образования предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой обладатели дипломов «мэтриз» по соответствующей специальности обязаны сформулировать еще до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью обучения от 2 до 4 лет принимаются, как правило, выпускники вузов, имеющие диплом углубленного образования. В процес-

се обучения докторанты обязаны сдать теоретические экзамены по специальности, провести научные исследования по выбранной теме, представить и защитить диссертацию.

Литература

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999.- С.34.

2. Анализ и диагностика состояния высшей

школы и научно-технологической безопасности на территориях УрФО / Под ред. С.С. Набойченко, А.Д. Выварца, И.А. Майбурова.- Екатеринбург, 2002.

3. Рябов Л.П. Анализ позитивных измене-

ний и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.- М., 2001.

4. Марциновский И. Ключевые проблемы

образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно - педагогический аспект // Alma Mater.- 2001.- №7.- С. 41-44.

5. Жуков В.И. Высшая школа России: истори-

ческие и современные сюжеты.- М., 2000.

6. Мини-путеводитель по обучению за ру-

бежом // Спецвыпуск «Образование без границ. Study IN».- 2002.

7. Эланд Р. Наднациональные организации

и транснациональное образование // Высшее образование в Европе.- 2000.-№3. http://www.aha.ru/~moscow64/ educational-book

8. Высшее образование в России: Стат. сб.-

 

 

Это интересно: