→ Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Исследовательская работа по теме:

«Диагностика метапредметных и личностных результатов»

подготовила учитель начальных классов

Кузьмина Светлана Викторовна

город Конаково

2011 год

Содержание

    Обоснование выбора темы.

    Актуальность темы.

    Выявление проблемы.

    Постановка проблемы.

    Постановка цели проекта.

    Этапы проектирования.

    Приложения

    Выводы.

    Список литературы.

Обоснование выбора темы

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим и встала задача проведения диагностики личностных и метапредметных результатов.

    Диагностирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся.

    Данные умения являются показателем функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи.

Актуальность

(из высказываний Асмолова А.Г.)

Ребенок учится лучше и научится большему:

    интересам и потребностям .

    когда он изучает то, что соответствует его возможностям .

    когда в процессе обучения он может использовать, имеющийся у него личный опыт

    когда он может реализовать свои знания и опыт

в активной деятельности .

    УУД обеспечивают высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся

Выявление проблемы

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурные,

личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .

обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Это надежный путь повышения качества образования

ПРОБЛЕМА

Выяснить при помощи диагностики насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий.

Цели исследовательской работы:

    Скорректировать собственную деятельность

    Определить насколько эффективно используется потенциал учебников

    Увидеть возможности индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагога и родителей)

Этапы проектирования
1 этап

    Изучить литературу по данному вопросу. Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе.

    Цель – раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения.

Универсальные учебные действия

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Виды универсальных учебных действий

  • Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Личностные

Познавательные УУД

    Работа с информацией

    Работа с учебными моделями

    Использование знаково-символических средств, общих схем решения

    Выполнение логических операций

    сравнения

    анализа и синтеза

    обобщения

классификации

Регулятивные УУД

Целеполагание

Прогнозирование

Планирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнером

Личностные УУД

Действия смыслообразования

Действия самоопределения

Действия нравственно-этического оценивания

Этапы проектирования
2 этап

    Провести диагностику на входе в 3-й класс, на выходе из 3-го класса; на входе в 4-й класс, на выходе из 4-го класса

    Цель этапа – отслеживать развитие УУД

у каждого учащегося.


Этапы проектирования
3 этап

Составить задания по улучшению качества УУД

    Цель – развивать у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу

    проектировать пути ее реализации

    контролировать и оценивать свои достижения

    развивать познавательные интересы, инициативу и любознательности, мотивы познания и творчества


Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

    Чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

Нравственно-этическая ориентация

    Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств(стыда, вины, совести)

    знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею, что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.

Вопросы:

    Почему Андрею стало грустно?

    Правильно ли поступил Андрей?

    Почему?

    Как бы ты поступил на месте Андрея?

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

    Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

    Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

    Кто из детей больше виноват?

    Кто заслуживает наказания? Почему?

Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»

    Что ты думаешь об этой ситуации. Выбери ОДНУ более точную формулировку. Обведи букву (А, Б, В, Г)

    Этот человек плохой

    Этот человек плохо поступил

    Этот человек торопиться, просто он очень торопиться

Этот человек злой

Дай оценку поступкам людей. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. В квадратиках рядом с описанием поступка, запиши буквы (А, Б, В)

А – однозначно хороший поступок

Б – однозначно плохой поступок
В – поступки, которые нельзя однозначно назвать хорошими или плохими

    Коля дразнит и высмеивает другого мальчика

    Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется

    Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно ударил его.

    Учитель раздает контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это ее работа

    Наташу чуть не сбила машина, у нее на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала. Что играла на площадке и случайно поцарапалась

    Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у нее ранец. Паша крикнул: «Прекрати!» – и изо всех сил отпихнул мальчишку

Личностные универсальные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

    Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Вывод

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология»

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Используемая литература.

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход).

    Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007

    .Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.

    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974.

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1996.

    Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006

    Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно — деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА»

О.В.Гундарева, И.Ю.Хабибрахманова, А.Н.Бехтева

ДИАГНОСТИКА

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гундарева О.В., Хабибрахманова И.Ю., Бехтева А.Н.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Проверочные работы. 1 класс. (УМК «Система Л.В.Занкова»)

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребёнка формируются универсальные учебные действия, как идёт личностное развитие.

Данное пособие является составной частью учебно-методического комплекта «Система Л.В.Занкова».

Комментарий для учителя

В настоящее время все больше и больше говорят о запросах нашего общества в области образования, т.е. нужно решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого предполагается обновление образования. Необходимы такие новые приемы и методы, которые научат ученика учиться, т.е. самостоятельно будет добывать новые знания, собирать необходимую информацию, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Для этого были введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они разработаны специально для того, чтобы каждый ребенок мог приобрести не только теоретические знания, но и научился применять все то, о чем ему рассказывают в школе, на практике. Эта система способствует всестороннему развитию способностей школьников. Отличительной чертой ФГОС является ориентир на конечный результат.

Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов. Она включает в себя две итоговые проверочные работы:

проверочная работа №1 в двух вариантах (включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов).

проверочная работа №2 (интегрированная) в двух вариантах (включает 12 заданий на выявление предметных, метапредметных и личностных результатов; прочтением текста проверяется сформированность коммуникативных УУД).

Варианты проверочных работ одинаковы по трудности, но разные по содер­жанию. Это даёт возможность учителю проверить у обучающихся сформированность конкретных УУД.

Рекомендуется выполнять каждую работу в те­чение одного урока (45 минут). Перед выполнением работы необходимо провести краткий инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. В случае, если обучающийся не успел выполнить работу за отведённое время, необходимо дать ему возможность закончить её выполнение и вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.



МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа»

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Проверочные работы

4 класс

Стан, 2012

Введение

Что такое диагностика метапредметных и личностных результатов ?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Последние во ФГОС понимаются как формирование универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Оценка метапредметных результатов
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», « Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося.

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:


  • диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

  • задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

  • задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Контроль метапедметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Когда и как можно проводить диагностику?
Данная диагностика разработана для учащихся 4 класса.

Диагностика проводится:


  • на выходе из 4-го класса.
Диагностика проводится учителем или администрацией школы.

Проведение диагностики на выходе из каждого класса даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.

В целях обеспечения преемственности результаты диагностики на выходе из начальной школы рекомендуется проводить и анализировать с учителями основной школы.
Как можно использовать результаты диагностики в образователь ном процессе?

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:


  • скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

  • определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

  • увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Инструкция по проведению диагностики

Личностные и метапредметные результаты (уровень владения универсальными учебными действиями) предлагается определять с помощью четырёх тестов, стандартизированных на репрезентативной выборке российских учащихся:



теста

УУД

Количество заданий

Время работы

1.

Познавательные УУД

8

45 минут

2.

Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией)

5

30 минут

3.

Регулятивные УУД

5

25 минут

4.

Личностные результаты

6

25 минут

Каждый тест состоит из 1 варианта. Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы (кроме теста «Личностные результаты», который, в соответствии с требованиями ФГОС, не должен обрабатываться как индивидуальный, в совокупности с результатами других учеников он покажет общую ситуацию в классе). У каждого ученика должна быть ручка - это единственное, что понадобится в ходе тестирования. Вся работа выполняется непосредственно на листах с заданиями теста.

Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.

Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все осталь ные задания.

Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Ес ли ученик не может выполнить очередное задание, он должен перей ти к следующему.

На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.

Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования» (см. «Инструкцию по заполнению «Схем анализа результатов тестирования»).

ТЕСТ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Вариант 1

Фамилия, имя____________________________________________


Задание 1. Известно, что на высоте более 4 км воздух очень разрежен и поэтому альпинистам требуется кислородная маска. Нужна ли она на вершине горы Хан-Тенгри? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

А . Да. Б . Нет. В . Данных для ответа недостаточно.

Если твой ответ В , то укажи, какой информации не хватает.

Задание 2 . Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь найти нужные сведения, а в каких - нет. Запиши буквы (А , Б , В ), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

A. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б . Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

B. Книги, в которых я не найду ответа.

Список книг


  1. Толстой А. Золотой ключик.

  2. Блюда русской кухни.

  3. Хозяйке на заметку.

  4. Блюда средиземноморской кухни.

  5. Поваренная книга.

  6. История России.
Задание 3. Оцени приведенные суждения, используя только таблицу и книги . В квадратиках рядом с номерами суждений запиши соответствующие буквы:

А . Верно. Б . Неверно.


Название книги

Автор

Издательство

Год издания

Число страниц

«Кошка, которая гуляла сама по себе»

Р. Киплинг

«Мартин»

1997

160

«Гарри Поттер и философский камень»

Дж.К. Ролинг

«Росмэн»

2001

400

«Приключения Чиполлино»

Дж. Родари

«Росмэн»

1999

205

«Хитрые задачи»

С. Федин

«Абажур»

2000

64

  1. Книга Р. Киплинга была издана раньше остальных.

  2. В книге «Хитрые задачи» меньше всего страниц.

  1. Книга про Гарри Поттера вышла в издательстве «Абажур» в 2001 году.

  2. Книгу «Винни Пух и все-все-все» написал Дж. Родари.

  1. Книга про Чиполлино содержит 205 страниц.

  2. Художника книги Р. Киплинга звали Мартин.
Задание 4. Рассмотри объекты на рисунках. Подпиши рисунки буквами:

А . Неживые природные объекты.

Б . Живые природные объекты.

В . Другие объекты.


Задание 5. Сравни фотографии и подпиши их. Заполни таблицу: запиши по два признака их сходства и различия.






Сходство

1)_________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________



Различие

2)_________________________________________________



1)__________________________________________________

2)__________________________________________________



Задание 6. Определи причины явлений. В квадратиках рядом с номерами явлений запиши соответствующие буквы:

A. Вращение Земли вокруг Солнца.
Б. Притяжение Земли.

B. Испарение воды.

Г. Вращение Земли вокруг оси.

Явления


  1. Образование облаков.

  2. Смена дня и ночи.

  3. Падение капель дождя на землю.

  4. Смена времён года.

  5. Падение сосулек с крыши дома.

Задание 7. Известно, что если сумма цифр некоторого числа делится на 3, то и само число делится на 3. Делятся ли на 3 приведённые ниже числа? В квадратиках слева от чисел обозначь буквами (А , Б ) ответ на этот вопрос.

А. Делится. Б. Не делится.


  1. 505 005 005 005 050 111

  2. 300 020 022 000 220 047

  3. 4 040 000 400 000 040 001

  4. 70 000 770 007 000 071

  5. 100 010 011 100 110 018
Задание 8. В киоске продавалось мороженое - эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занёс в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать её элементы.
Таблица

Мороженое

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Эскимо

20

34

28

30

Пломбир в стаканчике

34

40

10

20


ТЕСТ 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

(Чтение и работа с информацией)

Вариант 1

Фамилия, имя ______________________________________________

Прочитай текст рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» и выполни задания.

ЧТО ЛЮБИТ МИШКА

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке!иНу так что скажете?

Я спросил:

Это вы что играли, Борис Сергеевич?


Он ответил:

  • Это Шопен. Я его очень люблю.
    Я сказал:
- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите
разные песенки.

Он сказал:

Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не
песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

Каким же? Словом-то?
Он серьёзно и ясно ответил:


  • Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил
    чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на
    свете. - Тут он посмотрел на меня внимательно и ска
    зал:

  • Ну а ты чего любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строгание, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звёзды, и про лошадиные лица, всё, всё...

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

А я ещё больше Дениски люблю разных разностей!


Подумаешь! *

Борис Сергеевич рассмеялся:

Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души.
Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай!
Что же ты любишь?

Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю
хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские,
хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже и
баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой
и с рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего.

А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную и кабачки ломтиками.

Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех.

Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый; люблю яблоки тёртые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, -кожуру!

Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так... ну про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.

Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал.

Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ,


пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы,
хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет.

Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первым не выдержал Борис Сергеевич:

Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь,
спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди?
Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё - котят! И бабушку!

Виктор Драгунский

Задание 1. Что больше всего на свете любит Дениска? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A. Мир животных.

Б. Маму и папу.

B. Людей, животных, книги и ещё много всего - целый мир.

Задание 2. Как ты понимаешь слова автора: «...и Мишка поехал дальше»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

B. Поехал до следующей остановки.

Задание 3. Понравилась ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.

Задание 4 . Как ты понимаешь выражение «любишь целый мир»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A. Любишь все игрушки на свете.

Б . Любишь и природу, и людей, и животных, и книги, и свои занятия.

B. Знаешь много стран мира и животных.

Задание 5. Найди в тексте и внимательно перечитай, что любит Дениска. Напиши про Дениску: о его любимых игрушках, книгах, увлечениях.

ТЕСТ 3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Вариант 1

Фамилия, имя ____________________________________________________

Задание 1. Представь себе ситуацию. Девочка посадила на клумбе цветы. Она ухаживала за цветами: поливала их, выпалывала сорняки, рыхлила землю. Цветы выросли и распустились. Проходившие люди радовались цветам и хвалили девочку. Но однажды девочка вышла из дома и увидела клумбу с увядшими цветами.

Какое решение ты бы принял на месте этой девочки? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву.

A. Убежать, чтобы не видеть увядшие цветы.
Б. Полить цветы, чтобы они ожили.

B. Поплакать, чтобы её пожалели.

Г. Порадоваться, что теперь не надо ухаживать за цветами.

Задание 2. Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.
Попрошу поставить ударение.

Попрошу найти корень в словах.

Попрошу его вспомнить, что такое корень слова.

Покажу слово, где есть два корня (сложное слово).

Попрошу предположить, что такое сложные слова.

Попрошу подчеркнуть все гласные в словах.

Задание 3. Твоя цель - нарисовать на первом поле рисунок по указанному плану. Если ты ошибся, выполни задание на втором поле и уже не ошибайся.

План


  1. На рисунке есть точка. От данной точки вверх проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву А .

  2. От точки А влево проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву Б .

  1. От точки Б вниз проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву В .

  2. От точки В по диагонали (наискосок) вправо вниз проведи линию внутри одной клеточки и поставь букву Г .

  3. От точки Г по диагонали (наискосок) вправо вверх проведи линию внутри одной клеточки и поставь букву Д .
6. От точки Д влево проведи линию длиною в две клеточки.


Задание 4. У Нины была цель - нарисовать рисунок по указанному плану.

План


  1. От полученной точки по диагонали вправо вниз проведи линию внутри одной
    клеточки.

  2. От полученной точки влево проведи
    линию длиною в три клетки.
Вот какой рисунок получился у Нины.
Тебе предлагается найти ошибки Нины. Для этого сверь её действия с пунктами плана и обведи номера тех пунктов, которые выполнены неправильно.

Если ты нашёл ошибки, исправь их на рисунке: зачеркни лишнее и дорисуй необходимое.

Задание 5. Ученик Слава выполнял упражнение: «Вставь пропущенные буквы. Имена собственные напиши с заглавной буквы. Раскрой скобки».

Текст, данный Славе:

Наша деревня снегири ст...ит (на)б...регу р...ки банька. (В)реке (по)селились бобры. Летом зв...рьки (за)пасали (на)зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими (в)воду ств...лами д...ревьев. З...мой бобрам не надо ходить далеко (за)кормом.

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

Наша деревня Снегири стоит на берегу реки Банька. В реке поселились бобры. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Слава выполнил упражнение так:

Наша деревня Снегири стаит на берегу реки Банька. Вреке по селились бобры. Летом звирьки запасали назиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами диревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Оцени работу Славы. Для этого выясни следующее:


  1. Сколько букв Слава вставил верно? ___ из 7.

  2. Сколько предлогов и приставок Слава записал верно?
    ___ из 7.

  3. Сколько имён собственных Слава начал с большой буквы:
    а) верно; б) неверно;
в) нельзя установить однозначно;

4. Дай общую характеристику работы Славы. Для этого в квадратиках рядом с приведёнными суждениями запиши буквы (А, Б, В ), соответствующие оценкам.

A. Полностью правильно. Б. Частично правильно (с ошибками).

B. Полностью неправильно.

а) Слава умеет проверять безударную гласную в корне слова.

б) Слава умеет писать предлоги и приставки со словами.

в) Слава умеет применять правило написания имён собственных.

ТЕСТ 4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вариант 1
Фамилия, имя________________________________________________________
Задание 1. Оцени данные в списке поступки.

A. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

B. Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г ), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков


  1. Подсказывать на уроке своему товарищу.

  2. Опаздывать на встречу с товарищем.

  3. Вступать в разговор двух взрослых людей.

  4. Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.

  5. Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.

  6. Читать чужие SMS-сообщения и письма.

  7. После еды говорить: «Спасибо».

  8. Есть мороженое в переполненном автобусе.

Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.

1) Оцени данные в списке поступки:

а) хороший поступок;

б) плохой поступок.

Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.

2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.

А. Потому что обманывать нельзя.

Б. Потому что это поддержит человека.

B. Потому что это унизит человека.

Г. Потому что это пресечёт несправедливость.


Оценка (а, б)

Объяснение (А, Б, В, Г)

Поступки

1. Помочь другу в трудной ситуации.

2. Не признаться в своём плохом поступке.

3. Смеяться над человеком, который заикается.

4. Помочь или позвать на помощь, когда на твоих глазах бьют другого человека.

Задание 3 . Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а какие - нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б

А. Очень важно. Б. Не важно.

Список правил


  1. Брать зонтик на улицу.

  2. Защищать слабых и маленьких.

  3. Каждый вечер играть в компьютерные игры.

  4. Не брать чужого.

  5. Уважать старших.

  6. Кататься зимой на коньках.

  7. Носить костюм и белую рубашку.

  8. Ухаживать за больным родственником.
Задание 4. Ты нашёл в школе сотовый телефон последней модели, о котором давно мечтаешь. Исходя из общепринятых правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б ), соответствующие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок. Б. Недопустимый поступок.


  1. Никому не скажу, что нашёл телефон. Оставлю его
    себе.

  2. Спрячу телефон, пока его не перестанут искать.

  3. Отдам телефон учителю.

  4. Найду владельца и верну телефон.

  5. Расскажу родителям о своей находке.

  6. Напишу объявление об утере телефона.

  7. Скажу родителям, что нашёл телефон на улице, а
    это затрудняет поиски владельца.

  8. Буду ждать, когда владелец телефона позвонит.
Задание 5. На школьном празднике Петя случайно задел стол, на котором стояли чашки. Две из них упали и разбились. Этого никто не видел, но все обернулись на шум. Организатор крикнула: «Кто это сделал?» Немного помолчав, Петя сказал: «Извините, я случайно». Он пошёл выбрасывать осколки и услышал, как взрослые и дети говорят о нём. Выбери ОДНУ оценку, с которой ПОЛНОСТЬЮ можно согласиться. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г).

Оценки


A. Какой хороший мальчик!

Б. Этот мальчик всегда говорит только правду и никогда не обманет!

B. Вот глупый! Если бы промолчал, было бы лучше!
Г. Молодец, правильно поступил!

Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).

A. Однозначно хороший поступок.
Б. Однозначно плохой поступок.

B. Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохи
ми или хорошими.

Список поступков


  1. Света разбила мамину чашку и сказала родителям, что это сделал её младший брат.

  2. Антон не дал списать домашнюю работу своему однокласснику.

  3. Младший брат жалуется Полине, что его обижает одноклассник. Полина отругала одноклассника брата и дала ему подзатыльник.

  4. У мужчины из кармана выпали деньги. Инна увидела это, окликнула мужчину и сказала ему: «Вы уронили деньги».

  5. Настя не хочет, чтобы её подруга получала отметки лучше, чем она. Поэтому Настя подсказала однокласснице неправильное решение задачи.

  6. Петя увидел мальчика, который замахнулся на спящую дворовую собаку палкой. Петя вырвал у мальчика палку и пригрозил ему.
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ К ТЕСТАМ

Тест 1. Познавательные УУД

Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.

Верный ответ: В. Не хватает информации о высоте горы Хан – Тенгри.

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, Б);

1 - указан ответ В, но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ В и верно указана недостающая информация.


Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.


Верные ответы

1

2

3

4

5

6

В

А

Б

Б

А

В

Ключ оценивания

0-6 - по числу верных ответов.


Задание 3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

Верные ответы

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

Б

А

Б

Ключ оценивания

  1. 6 - по числу верных ответов.

Учитель: Тырышкина Марина Ивановна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) в качестве итогов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. Обучение в начальной школе включает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала отслеживаю в мониторинге по предметам. Мониторинг позволяет своевременно отметить динамику успеваемости, спланировать и выстраивать индивидуальных образовательных маршрут ученика.

Для того, чтобы выявить такие пробелы, требуется определить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения, проследить их динамику. С этой целью использую пособием: «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1, 2, 3-4 класс. ФГОС». Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. –М.: Баласс, 2017. Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие. Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляетсяпо заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

    диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

    задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

    задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

Скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

Определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

Увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Рассмотрим на конкретном примере.

Данное пособие имеет каждый обучающийся в классе.

Проверяю работу и заполняю таблицу для оценивания работы и определения у учащегося уровня сформированностиметапредметных и личностных результатов. Личностные результаты недолжны обрабатываться как индивидуальные.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.

МБОУ «Синеборская СОШ», 2 класса.

Учитель:Тырышкина М.И.

Проверочная работа № 1 (комплексная)

Регулятивные УУД

Итого

Познавательные УУД.

Проверяет умение выбирать (ставить) цель деятельности

Планировать учебную деятельность на уроке

Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства

Контролировать соответствие учебных действий данной инструкции

Умение определять источник необходимой для решения задачи информации

Умение определять необходимую для решения задачи информацию

Умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков

Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказках

Умение определять истинные и ложные высказывания

Умение наблюдать и делать выводы

Итого

Задание

5

6

7

8

5б.

9(1)

9(2)

9(3)

10

11

12

13

11б

1

2

1

1

1

1

0

2

2

1

2

Итого %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мы видим, что результат выполнения работы – высокий. Но ученик 10не справился с заданием на умение определять необходимую для решения задачи информацию.

Для коррекционной работы учащимся предлагаю набор упражнений из «Сундучка» (Приложение 1)по темам, отраженным в диагностической работе.

«Сундучок» - это карточки-тренажёры по разным темам, разработанные мной, и авторские тетради- тренажёры (например, Т.Л.Мишакиной, Узоровой и др.) или беру из интернета разноуровневые задания. Обучающиеся выполняют только те задания, в которых испытывают затруднения. Задания, в решении, которых они не сомневаются - могут пропустить.

С результатами работ знакомлю родителей индивидуально , совместно выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Приложение 1

Прочитайте и сравните задачи.

1. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня?

2. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов?

Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой – нет и почему?

Подберите условие к данному вопросу и решите задачу.

Сколько всего детей занимается в студии?

а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.

б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.

г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.

д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.

Решите задачу.

1.В коробке 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета может быть у мальчика? Найдите все ответы.

варианты

Сколько шариков осталось в коробке?

Решите задачу.

1. Про­ве­рить, можно ли при­ве­ден­ные ниже тек­сты на­звать за­да­ча­ми. После про­вер­ки ис­пра­вить усло­вие так, чтобы по­лу­чи­лась пра­виль­но со­став­лен­ная за­да­ча, и ре­шить ее.

«В ав­то­бу­се ехало 36 че­ло­век. Сколь­ко че­ло­век оста­лось в ав­то­бу­се после того, как на оста­нов­ке вышли 39 че­ло­век?»

«На столе ле­жа­ло 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоз­ди­ки. Сколь­ко цве­тов ле­жа­ло на столе?»

«Чтобы укра­сить класс, ре­бя­та при­нес­ли 5 ваз с цве­та­ми и еще 3 гвоз­ди­ки. Сколь­ко всего цве­тов при­нес­ли ре­бя­та?»

«В ларек при­вез­ли ящики с яб­ло­ка­ми. Сколь­ко про­да­ли ящи­ков, если оста­лось 9 ящи­ков?»

2. Ре­шить за­да­чи на по­вто­ре­ние:

1. На верх­ней полке было 5 книг, а на ниж­ней – на 4 книги боль­ше. Сколь­ко книг было на ниж­ней полке?

2. Брату 13 лет, а сест­ра – на 4 года мо­ло­же. Сколь­ко лет сест­ре?

3. У Де­ни­са 19 марок, а у Алеши – на 3 марки мень­ше. Сколь­ко марок у Алеши?

4. Дима нашел 10 белых гри­бов, а Се­ре­жа – на 3 гриба боль­ше. Сколь­ко гри­бов нашел Се­ре­жа?

5. В нашем подъ­ез­де 20 квар­тир, а в со­сед­нем – на 2 квар­ти­ры мень­ше, чем в нашем. Сколь­ко квар­тир в со­сед­нем подъ­ез­де?

 

 

Это интересно: