→ Украденные шедевры и украденные пустяки * от леонардо до айвазовского. Самые известные украденные и ненайденные произведения искусства "Голубь с зеленым горошком", Пабло Пикассо

Украденные шедевры и украденные пустяки * от леонардо до айвазовского. Самые известные украденные и ненайденные произведения искусства "Голубь с зеленым горошком", Пабло Пикассо

Фото: Konstantin Vasilev/Rusmediabank.ru

21 августа 1911 года из Лувра была похищена «Мона Лиза» Преступника нашли только через 2 года. Мотивы похищения удивили даже следователей.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» – именно так звучит полное название картины кисти великого художника Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» была и остается самым известным живописным полотном в мире. И это не мудрено: портрет загадочной незнакомки до сих пор таит множество неразгаданных тайн. Однако одну из них ученым все-таки удалось разрешить.

Оживленные споры по поводу личности натурщицы, которая позировала да Винчи, не утихали веками. Одни утверждали, что картина является ничем иным как автопортретом самого художника. Другие были уверены в том, что Леонардо на самом деле рисовал юношу, которого потом и «переодел» в женское платье.

Споры умолкли, когда в 2005 году историки обнаружили записи одного флорентийского чиновника. Благодаря ним, исследователям удалось доказать, что некий купец по имени Франческо дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены, который намеревался подарить той в честь рождения их сына. Картина была написана в 3-х экземплярах, один из которых и дошел до наших дней.

Жаль, конечно, что разгадка оказалась такой простой. Однако шедевр ничуть не пострадал от этого открытия. Он так и остался шедевром. Хотя много раз картина оказывалась на грани между жизнью и смертью, когда вандалы пытались уничтожить ее. На полотно выливали краску и бросали в него камни. Но то, что произошло с « » в начале ХХ века, потрясло весь мир.

21 августа 1911 года «Мона Лиза» просто исчезла из французского . Пресса тут же подняла шум. Был уволен директор музея, который незадолго до кражи весьма неудачно пошутил в интервью для одной популярной газеты. Он сказал, что украсть из Лувра картину невозможно. «Это все равно, что унести собор Парижской Богоматери целиком!» – воскликнул директор. Через год «Джоконда» испарилась.

Дело поручили опытному сыщику Альфонсу Бертильону. Поначалу никаких активных поисков преступника не велось. Все ожидали, что он объявится сам и потребует выкуп. Ведь продать такой шедевр, считали жандармы, практически невозможно. Некоторые журналы даже разместили на своих страницах объявления с просьбой ко всем, кто располагает какой-либо информацией о местонахождении картины, обратиться в редакцию. Некоторые издания даже предлагали щедрое вознаграждение. Но время шло, а вестей все не было.

Альфонс Бертильон решил искать преступника среди ранее осужденных. У сыщика была на них целая картотека, которая содержала сведения о росте, размере головы, рук и ног каждого рецидивиста. Этот метод в те годы активно практиковался сыщиками. А вот снятием отпечатков пальцев Бертильон не занимался. Он был уверен в том, что этот способ антинаучен. А зря! Как утверждают историки, на раме, которая осталась в музее, был один четкий отпечаток, по которому вычислить преступника не представляло бы особого труда. Особенно, если бы у Бертильона была картотека не параметров тел осужденных, а отпечатков их пальцев. Ведь преступник действительно имел проблемы с законом.

Альфонс Бертильон подозревал в совершении кражи века сотрудников музея. Он намеревался снять с них мерки и сравнить со своей картотекой. Вдруг кто-то из них окажется рецидивистом? Тогда круг сузится.

Только вот компьютеров тогда не было и на то, чтобы сравнить данные работников музея с картотекой Бертильона, которая насчитывала более 100 тысяч человек, потребовались бы годы.

И годы шли. Наверное, уже сами жандармы не верили в то, что шедевр вернется, когда в полицию явился владелец одной картинной галереи в Италии, назвавшийся Альфредо Джерри. Джерри заявил, что 13 декабря 1913 года к нему пришел человек по имени Леонардо и предложил ему приобрести «Мону Лизу». Владелец галереи подумал, что Леонардо шутит, но тот принес ему картину на экспертизу. Полотно оказалось подлинным. Альфредо Джерри обратился в полицию. На вторую встречу с похитителем Альфредо отправился уже в сопровождении полицейских, которые и скрутили преступника.

Им оказался итальянец Винченцо Перуджиа, который, как и предполагал французский сыщик Бертильон, одно время действительно работал в музее маляром. Он дождался, когда музей опустел, снял картину со стены, вырезал ее из рамы и спрятал за пазуху. Украсть полотно, вопреки словам бывшего директора Лувра, оказалось довольно просто. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» Перуджиа ответил, что он попросту хотел восстановить справедливость и вернуть картину на историческую родину, в Италию. По мнению преступника, картину незаконно вывез оттуда император Франции Наполеон. Судьи растрогались и приговорили Винченцо… всего к одному году заключения.
Перуджиа не знал, что Леонардо да Винчи сам отправил картину во Францию. В свое время он продал ее французскому королю Франциску I.

Сегодня картина гениального художника по-прежнему находится в Лувре. Она хранится в своеобразном саркофаге из пуленепробиваемого стекла. Внутри саркофага поддерживается определенный микроклимат, который способствует лучшей сохранности шедевра. Охраняет «Джоконду» хитроумная сигнализация, стоимостью более 7-ми миллионов долларов. Страховка картины составляет 3 миллиона долларов. Сам же шедевр до сих пор никем не оценен. По мнению специалистов, сделать это невозможно, поскольку он просто не имеет цены.

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?


Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?


На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда


камера хранения


кладбище

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза - чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте - в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.

Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?


В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?


Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.

Самые знаменитые похищения картин October 22nd, 2012

Во вторник ночью из роттердамского музея Кунстель были похищены 7 шедевров, среди которых картины Пикассо, Мастисса, Моне и Гогена.

Это ограбление стало самым крупным ограблением, имевшим место в Голландии, за последние 20 лет. Одна из картин - знаменитый "Мост Ватерлоо" Клода Моне. Воры порой используют самые невероятные способы совершения своих преступлений. Узнайте о самых знаменитых кражах картин.


1) Похищение "Моны Лизы" Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. "Джоконда" , другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.


Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать кучу денег от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

2) Самый успешный вор картин

Стефана Брайтвисера, пожалуй, можно назвать самым успешным вором предметов искусства в истории, по крайней мере, можно было назвать, пока он не был пойман.

Официант, историк искусств-самоучка и путешественник, Брайтвисер украл в общей сложности 239 произведений в период с 1995 по 2001 годы общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов.


Его поймали в ноябре 2001 года прямо на месте преступления в городе Люцерн, Швейцария. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров.

За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.

3) Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.


Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это "Концерт" Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.


Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта "Шторм на Галилейском море" . Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже.

Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

4) Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна" . Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


"Крик" - наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

5) Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.


Картина "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне была одной из похищенных картин (на фото). Также преступники унесли такие шедевры, как "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога и "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна.. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

6) Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года) была одной из украденных работ.

7) Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

8) Похищение "Мадонны с веретеном" Леонардо да Виинчи

"Мона Лиза" - не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину "Мадонна с веретеном" , скрывшись на автомобиле "Фольксваген-гольф". В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

9) Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме , Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара "Молодая парижанка" и "Беседа с садовником" , а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.


Согласно сообщениям BBC News , полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


"Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин - 30 миллионов долларов.

10) Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено целых 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times .


Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина "Едоки картофеля" Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены, особенно три из них.

 

 

Это интересно: