→ Какие бывают шумовые звуки. Конспект музыкального занятия «Звуки разные бывают. Какими бывают звуки

Какие бывают шумовые звуки. Конспект музыкального занятия «Звуки разные бывают. Какими бывают звуки

Звук – это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. Таким телом может быть натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Когда вы дёргаете струну или ударяете в барабан, они начинают колебаться и создают в воздухе звуковую волну. Волна достигает наших ушей и вызывает раздражение слухового нерва – так мы слышим звуки.

Звуки делятся на музыкальные и шумовые . Музыкальные звуки отличаются тем, что можно точно определить их высоту и повторить их голосом или на музыкальном инструменте. У шумовых звуков нет точной высоты, но есть своё выразительное значение: грохот, удар, гул, гудение. В классической музыке главную роль играют музыкальные звуки, а шумовые их подчёркивают. В современной академической и эстрадной музыке, в народной музыке шумовые звуки имеют большее значение, всё произведение может исполняться только на ударных инструментах.

Основные характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха. Частота измеряется в герцах – это количество колебаний в секунду. Человек может воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 герц. Если звук имеет частоту меньше 16 герц, он называется инфразвуком, если больше 20000, то ультразвуком. Воспринимаемые звуки можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие звуки имеют частоту от 16 до 200 герц, они делают звучание тяжёлым, мрачным, тёмным. Высокие звуки, наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность. Их частота выше 800 герц. Диапазон от 200 до 800 герц задаёт средний регистр. Он наиболее близок к человеческому голосу, поэтому мелодии в этом регистре воспринимаются более тепло.

Громкость или сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. Постепенно струна колеблется всё меньше, и громкость звука уменьшается и затухает совсем. Сила звука влияет на характер музыкального образа. Героические, решительные образы требуют большой громкости, звучность лирических образов должна быть мягкой и нежной.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний. Колебания могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а могут, наоборот, поддерживаться движением смычка или дыханием. Смена длительностей образует ритм произведения.

Тембр – это окраска звука, которая зависит от появляющихся обертонов или призвуков. Чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру мы отличаем инструменты друг от друга, одна и та же нота звучит по-разному на рояле, скрипке или флейте. Обертоны появляются на частоте, кратной частоте основного звука. У более низких звуков больше слышимых обертонов, поэтому инструменты низкого регистра отличаются сильнее.

Первый, самый яркий обертон появляется на частоте в два раза большей основной частоты. Так образуется октава – наиболее сливающиеся звуки. В европейской музыке принято делить октаву на 12 равных частей, называемых полутонами. Это называется равномерной темперацией.

О темперации.

Второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту. Темперированная квинта состоит из 7 полутонов и отличается от натуральной. Например, частота звука «ля» равна 220 Гц. Звук на октаву выше звучит на частоте 440 Гц, на октаву и натуральную квинту выше – на частоте 660 Гц, на две октавы – на частоте 880 Гц. Чтобы найти частоту темперированной квинты, надо интервал октавы разделить на 12 частей и взять 7. Получаем 440 + (880-440)*7/12 = 696.67 Гц. Натуральная квинта звучала бы чище, но это сильно ограничило бы нас количеством звуков, подходящих к основному. В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха. Он написал цикл пьес «Хорошо темперированный клавир» во всех 24 тональностях, мажорных и минорных от каждой из 12 нот. Немного более подробно обертоны и темперация описаны в

Музыкальное искусство 1 класс
Конспекты уроков

Урок 3

Какими бывают музыкальные звуки

Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.

Оборудование:

Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.

Доминанты урока:

Музыкальные звуки: длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;

Ритм. Ритм и пульс музыки.

1. Организационный этап

1.1. Вход в класс под музыку.

1.2. Проверка присутствия учащихся:

количество по списку_____,

количество присутствующих на уроке_____,

отсутствующих_____.

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

2. Ориентировочный план урока

2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».

2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».

2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».

2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка» В. Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).

2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

2.7. Обобщение материала урока.

2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» О. Янушкевич (или на усмотрение учителя).

БОМ-БИМ

Поспівка

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Музыкальное поздравление.

3.2. Распевки.

3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Сообщение темы урока.

4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.

5. Этап усвоения новых знаний

5.1. Поспівка.

5.2. Долгие и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.

Совет учителю.

Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) по теме «Пульс и ритм».

5.3. Игра «Луна-ритм».

Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.

Учащиеся предлагают к игре свой ритм.

5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».

5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу» М. Дремлюги.

Определение особенностей музыки.

Высокие и низкие звуки.

Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).

5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

Выполнение в движении.

Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.

ПЕСНЯ МИШКИ

Музыка Л. Колодуба

МЕДВЕДЬ

Музыка В. Ребикова

6. Обобщение и закрепление знаний

Что нового узнали учащиеся о музыке?

Какими бывают музыкальные звуки?

По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».

7. Подведение итогов урока

Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.

8. Домашнее задание

Слушать музыку.


Звуки – это все что мы слышим вокруг себя. Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)


Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Свойства музыкального звука.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Давайте вместе разбираться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.


Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему - звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах. Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до".
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.

Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом).
Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Единицей измерения длительности является целая нота.

Рассмотрим основные длительности:

Каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Колебания бывают двух видов: затухающие (у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (у органа или скрипки при игре смычком). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается и естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать - в зависимости от художественных целей и задач.

1. Знакомство с учеником.

2. Беседа с ребенком о значении литературы, музыки и живописи в жиз-ни людей.

Педагог объясняет ученику, насколько неинтересно было бы ему жить, если бы он никогда не слышал красивой музыки, не видел бы картин художников и не имел бы книг. Затем педагог раскрывает выразительные возмож-ности трех видов искусства, что общего и в чем различие между ними. Предлагается сделать это следующим образом:

Педагог показывает репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", И. Остроухова "Золотая осень", читает стихотворение А. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!" и исполняет фрагмент "Осенней песни" П. Чайковского, После этого следует подсказать ребенку, что поэт, писатель используют в своем творчестве слово, художник — краски, а композитор - звуки, но все они, используя свои художественные средства и приемы, рассказывают о ком-то или о чем-то.

3. Объяснение понятий "музыкальные и шумовые звуки". В стихотворении, данном к этой теме, объясняются шумовые звуки, а музыкальные умышленно только упоминаются в конце.

4. Задание 1. При выполнении задания важно подвести ребенка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук.

Перемена. Слушание пьесы Д. Кабалевского "Клоуны". Пьесу исполня-ет педагог. В 1-й и 3-й частях на каждую сильную долю ребенок делает громкий хлопок в ладоши, а во 2-й части сильные доли отмечает тихими хлопками. Можно использовать детские музыкальные инструменты (металлофон, маракас, румба, погремушка и т. п.).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин

Музыкальные и шумовые звуки

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки - шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Задание 1
Рассмотри рисунки. Назови, когда слышатся шумовые звуки, а когда – музыкальные.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Придумай примеры музыкальных и шумовых звуков.
2. Выучи наизусть любое стихотворение об осени, или стихотворение А. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!", умей выразительно его прочитать и нарисуй к нему рисунок.
3. Принеси на следующий урок игровые карточки, сделай их вместе с родителями.

Задание для родителей
Вырежьте карточки со зверюшками (см. Урок 2). Наклейте их на картон или плотную бумагу. Разрежьте по контурным линиям. Задание выполняйте вместе с ребенком.


© Все права защищены

 

 

Это интересно: