→ Альт (струнный инструмент). Инструмент альт и его история Как звучит альт инструмент

Альт (струнный инструмент). Инструмент альт и его история Как звучит альт инструмент

Альт музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнно-смычковых. Внешне они крайне схожи со скрипками, но отличаются размерами. Альты гораздо больше скрипок, длиннее и шире.

С размером связано и следующее отличие: звук. Альтовый строй ниже скрипичного на квинту. Если сравнивать звучание инструментов с человеческими голосами, то скрипка – это сопрано, самый высокий женский голос, а альт – это контральто, самый низкий женский голос, томный, грудной и выразительный.

Как работает альт

Сам альт выполнен из дерева разных пород.

  • Лицевая поверхность изделия (верхняя дека) на которой вырезаны отверстия в виде латинской буквы «f», изготавливается из ели.
  • Задняя поверхность, нижняя дека, бока и обечайки изготавливаются из клена. Из кленовой породы делают и подставки – специальную деталь, на которой лежат струны. Деки и обечайки покрывают специальным маслянистым лаком, который защищает древесину от коррозии.
  • Из прочного черного, эбенового дерева выпиливают гриф – продолговатую дощечку, к которой музыканты пальцами прижимают струны. Это же дерево используют для изготовления колков – колышек, которые отвечают за натяжение струн.

Принцип работы альта схож с родственными ему скрипкой, виолончелью и контрабасом.

За извлечение звука ответственен смычок – трость с натянутым на нее белым конским волосом.

Музыкант-исполнитель во время игры водит смычком по струнам, держа сам смычок в правой руке, а корпус – на левом плече. В момент трения смычка и рождается звук.

Каждый волосок, используемый для изготовления смычков, имеет чешуйки. Они при контакте со струной заставляют ее вибрировать. Вибрация передается в корпус инструмента, «звуковую коробку», которая выполняет функцию раструба. Звук «выходит» из тех самых резных отверстий на верхней деке.

Альтовый звук не настолько мощен, как, например скрипичный, и поэтому нечасто используется для сольного исполнительства. Однако без него немыслимы классические музыкальные коллективы, такие, как:

  • квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель,
  • оркестр, в который наряду со скрипками входит группа исполнителей на альтах, от четырех до шести человек,
  • симфонический оркестр, где альтовая группа включает в себя от двенадцати до четырнадцати человек.

Виды альтов

Главный критерий различия любых струнно-смычковых – это возраст. Традиционно они делятся на старинные и современные.

Старинные экземпляры, изготовленные более пятидесяти лет назад, ценятся за звук, приобретенный с годами эксплуатации. Старинный образец, корпус которого в хорошем состоянии, стоит дорого и цена увеличивается с каждым годом.

Современные изделия ценятся за прочность и надежность. В обоих случаях невозможно предсказать как инструмент «поведет» себя со временем.

Альты имеют различные размеры и подбираются в соответствии с длиной рук музыканта.

Размер указывается в дюймах, диапазон альтовых размеров начинается с 11 и заканчивается 17,5 дюймами.

Помимо физического комфорта ведущую роль играет звук, который способен воспроизводить образец.

Размер корпуса, его «резонаторный ящик», не соответствует строю, который ниже скрипичного на квинту. Вследствие этого встречаются экземпляры, обладающие «гнусавым» тембром. К счастью, процент подобных инструментов невелик, и существует возможность модернизации звука с помощью аксессуаров.

Как выбрать альт

При выборе альта стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • внешний вид. Корпус не должен иметь трещин и заплаток, небольшие потертости допустимы и не влияют на звук,
  • размер и комфорт игры. Руки не должны уставать во время контакта с ним, звук должен быть равномерным на всех струнах, звуковой переход от самой низкой струны к самой высокой должен быть плавным, незаметным.

Остановив выбор на экземпляре, изготовленном в наши дни, нужно учитывать, что его звук может измениться. Чаще он становится ярче, насыщеннее – для этого инструмент следует «разыгрывать», регулярно упражняясь на высокой громкости звука.

Выбрав старинный экземпляр, изготовленный несколько десятков или сотен лет назад, следует учитывать износ древесины.

Эксплуатировать старинный альт следует бережно, следя за уровнем влажности и не допуская малейших механических повреждений.

Ответа на вопрос «какой альт лучше?» не существует. Инструмент, находящийся в руках музыканта – это его второй голос. Голос бывает разным – ярким или томным, лирическим или призывным. Выбирая свой второй голос, стоит провести с ним много времени, исследуя его, разговаривая с помощью него.

Один и тот же альт в руках двух разных музыкантов звучит отличающимися друг от друга тембрами и красками. Выбирать нужно тот экземпляр, играть на котором легко и приятно и физически и морально.

Аксессуары

К альтовым аксессуарам относятся:

  • смычок,
  • канифоль,
  • струны,
  • струнодержатель,
  • колки,
  • подставка,
  • подбородник
  • плечевой мост,
  • кейс.

Смычок – это комплектующее, без которого невозможен особенный альтовый звук. На инструменте ни в коем случае нельзя играть скрипичным смычком – альтовый смычок длиннее, тяжелее и прочнее, и благодаря этим свойствам звук становится выразительнее и глубже.

Традиционно смычки изготавливают из фернамбука, красного дерева, так как этот сорт древесины обладает достаточной упругостью и прочностью, гарантирующей устойчивость к деформации.

В наши дни популярность набирают смычки, изготовленные из кевларовой ткани, современного вещества, обладающего высокой прочностью.

Преимущество кевлара заключается в устойчивости к перепадам температуры и влажности, чем деревянный смычок похвастаться не может. Смычок комплектуется белым конским волосом.

При выборе смычка лучше направить внимание на ровность трости, она не должна иметь сильных прогибов, и на упругость – трость должна «пружинить» при соприкосновении со струнами.

Канифоль – это кусочек смолы, изготовленный по специальной технологии для сцепления смычка со струной. Без канифоли инструмент не будет звучать, а от степени плотности вещества зависит получаемый звук. Чем плотнее текстура канифоли, чем она тверже – чем жестче и ярче звук.

Для игры на альте используют канифоль средней плотности. Важный фактор в выборе канифоли – ее свежесть.

Свежая, недавно изготовленная канифоль, обеспечит плотный контакт смычка.

Старая, подсохшая канифоль дает низкую степень сцепления и влияет на звучание, добавляя в него неприятные шипящие призвуки.

Струны отвечают за окраску звука инструмента.

Различают:

  • металлические,
  • синтетические,
  • жильные.

Металлические имеют яркий, звонкий звук и обладают повышенной износостойкостью. Преимуществом металлических струн является их низкая цена, а недостатком – звук, лишенный объема и глубины.

Синтетические изготавливаются либо из нейлона, либо из перлона, реже из кевлара. Синтетические струны пользуются популярностью у музыкантов всего мира.

Они подвержены износу по сравнению с металлическими, но, в свою очередь, дают красочный и богатый звук.

Из недостатков – достаточно высокая цена и небольшой период эксплуатации.

Жильные имеют органическое происхождение и изготавливаются из животных жил. Подходят они исключительно к старинным инструментам и крайне привередливы к перепадам температуры и влажности. Жильные струны изнашиваются быстрее всех возможных видов, и из-за этого не пользуются популярностью, однако имеют самую высокую стоимость.

Струнодержатели своим названием описывает свою функцию – фиксацию струн.

Бывают двух видов:

  1. Углепластиковые,
  2. Эбеновые, изготовленные из черного дерева.

Комплектуются специальными машинками для точной настройки, которые позволяют без дополнительных усилий скорректировать строй. Для альта это важный момент – при отсутствии машинок музыканту приходится корректировать строй при помощи колков, а учитывая размер инструмента, это и дискомфортно, и проблемно.

Материал, из которого изготовлен струнодержатель, практически не влияет на звук изделия, и при его выборе стоит ориентироваться на удобство машинок и цену, которая устраивает потенциального покупателя.

Колки фиксируют струны на другом конце инструмента, напротив струнодержателя и отвечают за их натяжение. Колки делают из эбенового дерева, и главное, что они делают – держат натяжение.

Со временем отверстия, в которые вставлены колки, становятся шире. Если в приобретенном изделии колки «утоплены» в корпус глубоко, то их стоит заменить, чтобы избежать ослабления натяжения струны в неподходящий момент. Готовые колки «подгоняет» к инструменту скрипичный мастер.

Подставка – специальная деталь, на которой лежат струны. От подставки зависит расстояние между грифом и струной, и, следовательно, удобство игры.

При высоком поднятии музыканту требуется большее физическое усилие для того, чтобы прижать струну к грифу. Низкое расположение приводит к возникновению призвуков при исполнении, так как струна будет задевать гриф. Высота подставки исправима скрипичным мастером.

Стоит отметить, что подставка контактирует с резонирующей декой, и влияет на звук.

Если дека тонкая (в случае со старинными изделиями), то и подставку лучше выбрать тонкую, чтобы снизить нагрузку на деку. Современные образцы комплектуются широкой подставкой – это помогает инструменту «разыграться».

Подбородник нужен для комфортной игры на вашем экземпляре. Этот аксессуар представляет собой подставку для подбородка, функция подбородника заключается в ослаблении давления головы на инструмент и снижении мышечного напряжения в шее.

Правильно подобранный подбородник поможет избежать мозоли на шее, характерной для скрипачей и альтистов. Изготавливают подбородники из черного дерева и углепластика. Они имеют разные формы – круглые и овальные, разные размеров для разных типов телосложения.

Выбирать подбородник следует «с примеркой», ориентируясь на комфорт при контакте с кожей.

Современные углепластиковые подбородники оснащены гипоаллергенным покрытием, это удачное решение для чувствительной кожи.

Плечевой мост или мостик помогает удерживать инструмент на уровне глаз и держать плечо в расслабленном состоянии. Поверхность мостика, соприкасающаяся с телом, как правило, повторяет форму плеча и комплектуется поролоновой вкладкой. На поверхность альта мост крепится с помощью специальных прорезиненных лапок.

Плечевой мост подбирается исходя из длины шеи – чем она длиннее, тем большую возможность регулировки высоты должен иметь мост. Неправильно подобранный мост приводит к болезненным ощущениям в плече, поэтому данный аксессуар очень важен для исполнителя.

Лучше попробовать все возможные варианты и остановиться на том, с которым держание инструмента становится удобным и свободным.

Кейс или футляр – это средство для переноски вашего альта и защиты от окружающей среды. Кейсы изготавливают из фанеры, обитой пенопластом, из пластика, карбонового волокна и кевлара.

Надежный кейс из прочного материала помогает защитить инструмент от перепадов погоды и предупреждает повреждения в случае падения.

Кейс лучше выбирать с учетом климата и дальности переносов.

Для домашнего хранения подойдет недорогой кейс из фанеры. Для путешествий лучше выбрать прочный карбоновый кейс, устойчивый к повреждениям.

Плюсы и минусы альтов

Альтовая специальность – это не тот класс музыкальной школы, в котором обучаются с раннего детства. Музыканты, владеющие искусством игры на альте, начинают путь с изучения скрипки, и только после ее освоения осуществляется переход на альт.

Больше всего подходят для игры на альте юные музыканты, обладающие:

  • высоким ростом и длинными руками,
  • крупными ладонями и длинными, сильными пальцами.

Среди музыкантов-исполнителей на альте количественно доминируют мужчины, но и женщины часто встречаются и в музыкальных коллективах.

Популярность инструмента среди исполнителей обоих полов связана с большим выбором размеров – они бывают небольшие, «женские» и более крупные, «мужские».

Техника игры на альте, приемы и штрихи, те же, что и на скрипке. Но из-за того, что исполнителю приходится придерживать инструмент большим пальцем левой руки (у скрипачей этот палец не выполняет подобной функции), виртуозность альтиста уступает виртуозности скрипача.

На первый план выходит культура звука и его философское начало, что требует от исполнителя в процессе освоения репертуара вдумчивой работы, лишенной механических повторений, как например, при игре на .

На основе этих особенностей можно выделить следующие преимущества:

  • большой выбор размеров и для женщин, и для мужчина;
  • альт – та специальность, которую можно выбрать в позднем возрасте и достигнуть успехов, так как техника игры не отличается высокой степенью виртуозности;
  • альт – не слишком распространенная специальность, поэтому она востребована в большинстве музыкальных коллективах.

Не стоит пренебрегать некоторыми неприятными особенностями инструмента, среди которых:

  • большой вес – ежедневные упражнения в мастерстве игры приводят к дискомфорту в левом плече;
  • решив обучиться игре, следует, в первую очередь овладеть скрипкой, без этого стать альтистом невозможно.

Эксплуатация

Дерево – хрупкий материал, реагирующий на падения сколами и трещинами, поэтому инструмент следует беречь от падений и повреждений. Повреждение корпуса сказывается на звуке и требует дорогостоящих ремонтных работ.

Внимания требует лакокрасочное покрытие. Следует протирать инструмент каждый раз после игры, так как на нем остается пыль от канифоли, способная повредить лак.

Поверхность следует беречь от воздействия средств на спиртовой основе – лак, который используют при изготовлении, растворятся с помощью спирта. Чистить деки следует специально предназначенными для этого средствами, их легко найти в музыкальных магазинах.

Со временем на лаковом покрытии остаются следы эксплуатации, в местах контакта инструмента с руками лак протирается. Не стоит оставлять дерево незащищенным – оно может деформироваться.

Места, в которых протерлось защитное покрытие, следует заново покрыть лаком у скрипичного мастера.

Влажность имеет сильное воздействие на любое деревянное изделие. В домашних условиях нельзя хранить струнно-смычковый инструмент вблизи с обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью.

Прямые солнечные лучи противопоказаны. Профессиональные музыканты пользуются гигрометром – прибором для измерения влажности. Нормой считается 40-60%.

При низкой влажности деки могут рассохнуться, образовывая трещины. При высокой влажности возникает проблема с обечайками – они отклеиваются.

Возможные неисправности

Частая неполадка, встречающаяся у профессиональных музыкантов – это неисправность верхних струн, ля и ре. Они изготовлены из более тонкого волокна, и быстро перетираются в местах частого взаимодействия с пальцами. К счастью, они без труда заменяются самостоятельно.

При замене не следует снимать одновременно старые струны – эта манипуляция уронит душку, перегородку, которая держит деки в нужном напряжении. Их стоит снимать поочередно, заменяя снятую на новую сразу же.

Перед установкой синтетических струн следует смазать канавки, в которых они лежат в подставке и грифе, мягким карандашом. Это поможет избежать заломов на синтетическом волокне и продлит срок службы изделия.

Замена струн – это единственная операция, которую музыканты производят самостоятельно без вреда для инструмента.

Следующая неполадка, встречающаяся у музыкантов – это возникновение трещин. Даже бережная эксплуатация не дает гарантии целостности деревянного полотна. При возникновении трещины не стоит предпринимать самостоятельных действий – трещины в инструментах «лечит» скрипичный мастер с помощью специального клея.

В обслуживании нуждается и смычок. Чешуйки, покрывающие волос, стираются со временем, и смычок перестает надежно контактировать со струной, несмотря на канифоль. Это устраняется путем замены волоса в смычке у мастера.

Поменять волос самостоятельно невозможно – работа с материалом требует опыта и навыков. Волос натягивают по специальной технологии, подвергая термической обработке.

Неумелыми действиями можно испортить трость, а она – важнейшая часть смычка.

Случается, что рвется петля, удерживающая струнодержатель. С надрывом петли и резким ослаблением натяжения струн, и нагрузки на корпус вместе с ним, падает душка. Купить петлю, как и любой другой альтовый аксессуар, можно самостоятельно. А грамотно установить неисправную деталь сможет только мастер.

Неполадок, встречающихся при эксплуатации такого сложного устройства, как альт, может быть много. Чтобы не навредить ему и продлить срок службы, не стоит доверять ремонт неквалифицированным лицам, либо устранять неисправности самостоятельно.

Производители альтов

Существует большое количество мастерских и ателье, специализирующихся на изготовлении и реализации альтов и других образцов их семейства струнно-смычковых инструментов. Работают и самостоятельные мастера, изготовляющие инструменты на заказ.

Помимо современных, в музыкальном мире повсеместно используются старинные образцы XVII, XVIII, XIX веков.

Ниже приведены наиболее популярные современные ателье, занимающиеся изготовлением альтов:

  • Итальянское ателье Scrollavezza&Zanre Master ,
  • Французское ателье Aubert Lutherie. Официального сайта не существует, но информацию о производителе можно получить на по ссылке Codamusic.ru

    Покупая продукт «с рук» или в частной мастерской, вы не получаете гарантии. Она выдается на то или иное изделие, купленное в специализированном магазине или официальной мастерской. Составляет она, как правило, пять лет.

    Гарантия распространяется на брак при изготовлении, а если учесть, что инструменты практически полностью выполняются вручную, то этот процент крайне мал.

    Механические повреждения при ненадлежащей эксплуатации и звуковые свойства изделия не входят в гарантийное обслуживание.

    Возможные неполадки, представляющие собой различного рода расслоения и трещины, возникают, не раньше, чем через 7-10 лет после изготовления. Таким образом, покупая инструмент, вы берете всю ответственность за то, что с ним дальше случится в свои руки.

    Поэтому к выбору интересующего вас продукта и его звучания нужно подходить с особой тщательностью, так как страна и фирма-производитель имеют второстепенное значение.


Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

У этого термина существуют и другие значения, см. Комуз. Комуз … Википедия

Альт: Альт (струнный инструмент) смычковый музыкальный инструмент. Альт партия в хоре или вокальном ансамбле. Альт, альт том альтовый том том. Альт (голос) (также контральто) низкий женский или детский (обычно у мальчиков) … Википедия

Струнный музыкальный инструмент, принадлежащий к скрипичному семейству; имеет четыре струны, настроенные на квинту ниже обычной скрипки. Изготовляемый чуть меньшего размера, чем того требуют акустические параметры, чтобы соответствовать средней… … Энциклопедия Кольера

альт - (нем. alt, итал. alto, от лат. altus – высокий) 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре (альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»); 2) низкий женский… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

А; мн. альты, ов; м. [от лат. altus высокий (т.е. выше тенора)]. 1. Низкий детский или женский голос. // Певец (обычно мальчик) или певица с таким голосом. 2. Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. 3. Музыкальный… … Энциклопедический словарь

Альт - (от лат. altus высокий) 1) низкий дет. голос; 2) очень высокий муж. голос, использовавшийся в церк. пении 14 16 вв. (позднее заменен дет. А., затем женским котральто); 3) партия в хоре, исполняемая низкими женск. голосами контральто или меццо… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Современная энциклопедия

Альт - (итальянское alto, от латинского altus высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низким женским (меццо сопрано, контральто) или детскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора (отсюда название). 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. alto букв. высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора.2) Низкий детский голос.3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипкиБольшой Энциклопедический словарь

альт - АЛЬТ1, а, мн ы, ов, м Средний по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий четыре струны, издающий звук более низкого тембра, чем скрипка. Партию альта исполнил выпускник музыкального училища Сергей Мушников. АЛЬТ2, а, мн ы, ов,… … Толковый словарь русских существительных

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Приёмы игры на альте малость отличаются от приёмов игры на скрипке методом звукоизвлечения и техникой, но сама техника игры малость более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― наименее броский, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Таковой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при хорошей длине 46―47 см (такие альты изготовлялись старенькыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 см. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к традиционным, играют в главном сольные исполнители, владеющие более сильными руками и разработанной техникой.

На вопрос, что такое альт, чуть не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».

Таковой ответ верен, если подразумевать только форму инструмента, его внешний облик. Но альт имеет собственный соответствующий тембр, не схожий на звучание никакого другого инструмента, потому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.

История альта драматична. Ему не везло, ну и на данный момент не очень везет.
Дело в том, что корпус альта", если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть достаточно огромным — около 46 см в длину. Возрастает, конечно, и длина грифа. И чтоб играть на таком инструменте, музыкант обязан иметь длинноватые и сильные пальцы. А это бывает изредка.
Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем паче на контрабасе — ведь эти инструменты намного больше альта?

Альт (итальянское Viola, германское Bratsche, французское Alto), как и другие инструменты скрипичного семейства, зародился примерно в конце XV - начале XVI века. Русский исследователь Б. А. Струве считает, что альт явился родоначальником всего скрипичного семейства и первым вошел в состав оркестра во 2-ой половине XVI века. Когда альт появился в оркестре, ведущее положение мелодических голосов было еще преимуществом больших виол.
Из всего скрипичного семейства альт был более близок к виолам по размерам и по звучанию, потому он стремительно вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонически влился в него. Таким макаром, альт явился собственного рода мостом меж уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.

Альт - это инструмент-философ, малость грустный и негромкий. Альт всегда готов придти на помощь другим инструментам, но никогда не пробует привлечь внимание к себе. Альбер Лавиньяк (1846-1916)
Можно сказать, что самым незадачливым инвентарем современного оркестра был длительное время, непременно, альт. Альт - это струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, он по своим размерам несколько превосходит скрипку. Самые ранешние эталоны этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке лучшей конструкции альта гигантскую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля. Сначала все струны на альте делали из жил, но в наше время их сердечник делают как из жил, так и из стали, которую сверху покрывают железной оплеткой. В сопоставлении со скрипкой альт - инструмент наименее подвижный, имеет глуховатый, мерклый, но мягенький и выразительный тембр. Издавна альт употреблялся в струнном квартете и симфоническом оркестре для наполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии и поэтому удерживался обычно на уровне менее развитого инструмента. Предпосылкой такового необычного явления послужило то событие, что с одной стороны — сами композиторы не стремились к развитию средних голосов, а с другой,— они в упор не желали замечать тех природных свойств альта, какими он обладал.

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент чуток больше скрипки. (Энциклопедический словарь, 1995 г.)
Есть таковой смешной рассказ. Идет по пустыне дирижер и вдруг лицезреет: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер ужаснулся. А позже задумывается: "Ну нет, такового быть не может. Слава Богу, это просто мираж".
Еще каких-либо 30 годов назад альтист для хоть какого скрипача был кое-чем вроде недочеловека. Приблизительно так глядит обладатель роскошной иномарки на водителя "Запорожца". Альтистов, что именуется по убеждению, можно было перечесть по пальцам. В главном, на альте игрались те музыканты, которые не дотягивали до скрипача, проще говоря, были наименее способными либо более ленивыми. Так как сольных произведений для альта композиторы фактически не писали, занятия на этом незаслуженно обиженном Богом инструменте отымали у учеников еще меньше времени, чем занятия на скрипке.

 

 

Это интересно: