→ Музыкальный музей глинки. Российский национальный музей музыки. Старинные европейские музыкальные инструменты

Музыкальный музей глинки. Российский национальный музей музыки. Старинные европейские музыкальные инструменты

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Отзывы о Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:39

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея. О выставке рисунков Б.Мессерера судите по моим фото.

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:32

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея.

В выходные удалось посетить Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки представляет посетителям богатейшую коллекцию музыкальных инструментов народов мира и экспозицию по истории русской музыкальной культуры. Это крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире.

Адрес музея: ул. Фадеева, 4

Проще всего до музея добраться на метро. Доезжаете до станции Маяковская. Выход в город первый вагон из центра, из метро направо и сразу ещё раз направо на 1-й Тверской-Ямской переулок. Идти по переулку, никуда не сворачивая, буквально минут 5 и Вы упретесь в Центральный музей музыкальной культуры.

Режим работы:
понедельник выходной
вторник 11:00 - 19:00
среда 11:00 - 19:00
четверг 12:00 - 21:00
пятница 12:00 - 21:00
суббота 11:00 - 19:00
воскресенье 11:00 - 18:00

Входной билет для взрослого - 500 рублей, для ребенка - 175 рублей. Сюда входит посещение музея, а также посещение интерактивной выставки «ЗВУК И...»! Не знаю даже, что больше понравилось музей или выставка:):) Детям однозначно больше понравится выставка:)

Но начнем мы наша знакомство с музыкальной культурой с музея, он находится на втором этаже. Фотографировать в музее можно (бесплатно), но без вспышки.


На входе в музей выдают аудиогид. Он очень удобный! В каждой витрине есть датчики, наведя на которые аудиогидом можно прослушать не только историю об инструменте, но и его звучание.


Экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира» размещена в пяти залах, каждый из которых выполнен в особом цветовом художественном решении.

Зал №1 – Музыкальные инструменты народов Российской Федерации

Зал №2 – Музыкальные инструменты народов Европы.

Зал №3 – Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Зал №4 - Музыкальные инструменты европейской профессиональной традиции. Инструменты симфонического и духовного оркестров. Струнные клавишные инструменты.

Зал №5 – Механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие аппараты первой половины XX века, электромузыкальные инструменты.


Коллекция музыкальных инструментов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки – одна из самых крупных и значительных в мире по своей научно-исторической ценности. Начало формированию коллекции музыкальных инструментов Музея положено в 80-х годах XIX века в Московской консерватории, где постепенно собирались музыкальные инструменты и документы известных музыкальных деятелей, а в последствии был создан Музей.


ВАРГАН - самозвучающий щипковый инструмент 1-я треть XX века


В витринах можно увидеть диковинные инструменты. Ошейник (ожерелок для лошади) с набором бубенцов. Костромская область, деревня Волосомойново 2-я половина XIX века

В залах установлены мультимедийные экраны, на которых можно прочитать о кождам инструменте, а также послушать его звучание


Инструментов представлено столько, что большинство, а это примерно 90%;))) Вы увидите впервые


Инструменты Хакасии


Унтувун (Эвенкийский бубен)

Ещё установлен мультимедийный экран, на котором можно пройти викторину "Музыкальный эксперт" :) Нужно ответить на пятнадцать вопросов


Музыкальные инструменты Карелии


Русские народные музыкальные инструменты конструкции В.В.Андреева. Оркестровое семейство трёхструнных балалаек


Баян, мастер К.А. Клыковский, Москва 1915-16 годы, принадлежал И.К.Казакову, передан в дар Музею народным артистом СССР Ю.И. Казаковым

Баян готово-выборный многотембровый, мастер Ф.А.Фиганов конструкция Ю.И.Казакова, Москва 1962г., передан в дар Музею народным артистом СССР Ю.И. Казаковым

Кстати, даже в выходной день людей не очень много в музее


Гусли клавишные. Струнный щипковый инструмент конструкция Н.П.Фомина


Стенд с музыкальными инструментами Германии, Австрии



Киркинчо, струнный щипковый инструмент


Чекере, самозвучащий ударный инструмент


А ещё в некоторых витринах установлены экраны, на которых показывается КАК играют на том или ином инструменте


Представлен рабочая мастерская Е.Ф.Витачека. Евгений Францевич Витачек - скрипичный мастер, главный хранитель Государственной коллекции уникальных инструментов


Фисгармония двухмануальная. Германия, после 1904г. принадлежала С.В. Рахманинову


Клавесин, мастер Б.Шуди, Англия 1766г.


Спинет. Фирма Lindholm, Германия 1965г.


Большая экспозиция духовых инструментов


Фортепиано-Жираф (Австрия, Вена 1-я треть XIX века)

АНС - фотоэлектронный синтезатор, изобретатель-конструктор Е.А.Мурзин, Москва 1961-1964гг.


Гигантская барабанная установка. Р.Шафи барабаны со встроенным микрофоном фирма "DW" США, 1990-е годы


И заканчиваем осматривать экспозицию музея Скрипкой мастера А.Страдевари (Италия, Кремона, 1671г. Завещена Д.Ф.Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой, дар Т.И.Ойстрах и И.Д.Ойстраха)

После осмотра музея мы спустились на первый этаж. Тут находится "Музыкальный буфет", где мы перекусили. Надо сказать, что цены не завышенные!


С новыми силами мы отправились на третий этаж, где проходит Интерактивная выставка «ЗВУК И... Вселенная, Человек, Игра...»!


Что мы знаем о звуке? Какими свойствами он обладает и как воздействует на человека? Девять залов выставки познакомят вас с увлекательным миром звуков, шумов и мелодий.

Самое интересное, что всё можно трогать и на всем играть!!!


Можно одеть наушники и послушать звуки которые нас окружают, приятные и противные


Можно побарабанить по кастрюлям, ведрам и сковородкам:):)


На первый взгляд это просто бочки, но...


но в каждой бочке звучит Музыка Столиц:) Своё неповторимое звучание есть у каждого города. И, побывав в нём однажды, легко узнать его "музыку" даже с закрытыми глазами. В каждой "бочке" свой звук мировой столицы


Можно послушать соседей:)) Придя домой, невозможно остаться в тишине, ведь нас окружает не только уличный шум, но и соседи. "Ребенок и скрипка", "Бабушка и сериал", "человек и дрель". Нужно прислонить стакан к уху и узнать, что происходит по ту сторону стены.


Электромагнитные колебания - это изменение состояния электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве


Очень прикольная штука:)) детям понравилась


Комната стерео-транс. Погрузитесь в плотные объятья звука, почувствуйте его кожей, посмотрите, как реагирует ни низкие частоты ваше тело, и не пугайтесь, если то, что казалось четким, начнет расплываться...

С виду просто комната, но как только вы в неё войдете начинает играть транс и чем дольше вы будете находится в комнате, тем транс будет громче:)))


Одев наушники можно попробовать угадать эмоцию


Абсолютно каждый может попробовать свои силы в игре на скрипке и на барабанной установке (на барабанной установке ваще супер, обязательно пробовать всем!) :)


Также дети могут сами сочинять музыку, переставляя ноты


И в завершении можете управлять настоящим оркестром
Сам маэстро Юрий Башмет даст вам персональный мастер-класс. Взмахнув дирижерской палочкой, вы ощутите, что музыка теперь в вашей власти!


Музыку создает народ, а мы художники её только аранжируем (М.И.Глинка)


Вывод один - Обязательно идти и желательно с детьми. Музей будет интересен скорее больше взрослым, а вот выставка «ЗВУК И... Вселенная, Человек, Игра...» ну очень понравится детям!

: 55°46′28.2″ с. ш. 37°35′58.91″ в. д.  /  55.7745° с. ш. 37.599697° в. д. (G) (O) (Я) 55.7745 , 37.599697

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВМОМК им. М.И. Глинки) - музейное объединение, включающее в себя филиалы по всей Москве. Почтовый адрес: 125047, Москва, улица Фадеева , д.4.

Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.

В течение длительного времени, 1938-1984 гг., директором музея была певица и музыковед Екатерина Николаевна Алексеева .

В начале 1995 года указом Президента Российской Федерации Музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На основании приказа Министерства Культуры РФ № 921 от 9 сентября 2011 года наименование Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки изменено на ВСЕРОССИЙСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ имени М.И. Глинки

История создания музея

История возникновения музея изложена на его официальном сайте. Основы музея заложила Московская консерватория , где постепенно, в течение многих лет накапливались рукописи, нотные записи, партитуры, личные вещи музыкантов, их музыкальные инструменты, фотографии из музыкальных спектаклей. Супруга князя В. Ф. Одоевского после смерти мужа пожертвовала его обширную библиотеку, архив с записями народных песен, материалы по древнерусским песнопениям, теории музыки, коллекцию музыкальных инструментов, среди которых сделанный по заказу князя нетемперированный рояль. В конце 1880-х годов у А. Ф. Эйхгорна, служившего в 1870-1883 капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте, были приобретены музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана. Постепенно собрался обширный фонд, всё более разрастающийся.

Уникальные вещи, документы потребовали специального хранения. Из этих и других экспонатов консерватории в марте 1912 года торжественно открылся Музей имени Н. Г. Рубинштейна при Московской консерватории. Имя Николая Григорьевича Рубинштейна музею было дано не случайно - это был крупный российский музыкант, основатель Московской консерватории и первый её директор.

С конца 1930-х годов фондов накопилось столько, что уже потребовалась их основательная систематизация и классификация.

Даже в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. консерваторский музей не был эвакуирован, продолжал работать.

При консерватории музей находился много лет, обретя самостоятельность в 1943 году и получив новое название: Государственный центральный музей музыкальной культуры. Ещё через несколько лет, в 1954 году, в связи с 150-летием со дня рождения М. И. Глинки музею было присвоено его имя.

В 1964 году Музей музыкальной культуры разместился в «Троекуровых палатах» (Георгиевский переулок , 4), где просуществовал до 1980-го, когда было закончено строительство нового музейного здания с концертным залом, в котором установлен орган немецкой фирмы «Schuke» (Потсдам).

С 1985 года в музее стали открываться постоянные экспозиции.

Филиалы

В настоящее время в составе музея шесть филиалов:

Фонды

Музей в настоящее время обладает крупнейшим в мире фондом музыкальной культуры, насчитывающим около 1.000.000 единиц хранения и охватывающим все составляющие понятия «музыкальная культура». Это и авторские рукописи, и архивы музыкантов разного времени, и автографы, и фотографии музыкальных деятелей - как портретные, так и сцены из спектаклей, - и музыкальные инструменты различных эпох, и аудио- и видеозаписи музыкальных произведений всех видов и жанров, от классических до народных и современных ритмических - в разделе фотодокументов на настоящее время около 89000 единиц хранения. Здесь же хранятся первые российские грампластинки (около 60000 единиц хранения) выпуски компаний «Граммофон», «Зонофон», «Пате», «Метрополь», и издания советского периода (фирмы «Мелодия»), и ведущих зарубежных фирм.

В дар Музею передавали рукописи своих произведений многие композиторы, среди них С. В. Рахманинов , А. К. Глазунов , А. Т. Гречанинов , Д. Д. Шостакович и другие. Эти уникальные документы сохранены, доступны, их можно увидеть.

Кроме того, в музее существует научно-исследовательский отдел с названием «Мы ищем…», который ведет поиск пропавших рукописей, партитур и всего, имеющего отношения к музыке.

Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений.

Научная и просветительская деятельность

Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей (циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории) . Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи».

Тематические выставки демонстрируются не только в залах стационара, но и в других городах страны и за рубежом.

Музей выпускает музыкально-текстовые издания, проводит музыкальные концерты, ведет работу по публикациям музыкально-научных исследований.

В музее организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 г. существует Московский оперный клуб , который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года прочно обосновался в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Программы Оперного клуба посвящены определенной теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба так же проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов.

В рамках Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

 

 

Это интересно: