→ Культурная дипломатия. Наследие урала: способы популяризации в молодежной среде Методы и формы популяризации культурного наследия

Культурная дипломатия. Наследие урала: способы популяризации в молодежной среде Методы и формы популяризации культурного наследия

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

В рамках реализации плана ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ и КАРЬЕРЫ Колледжа ПсковГУ преподаватели и обучающиеся колледжа приняли участие в работе III Международной конференции "Популяризация культурного и исторического наследия: содержание, формы и методы работы ", которая проходила в г.Пскове и Латвии 5 - 7 октября 2017 г. На секции «Педагогические и методические аспекты популяризации культурного наследия» выступила Ефимова Ольга Валерьевна , руководитель ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ и КАРЬЕРЫ Колледжа ПсковГУ, с докладом о деятельности центра в качестве площадки для разработки новых форм взаимодействия с целью популяризации исторического и культурного наследия. Гончарова Екатерина Викторовна , координатор центра, рассказала о проектной деятельности обучающихся, которая осуществляется в рамках работы центра. Так же на секции был представлен один из реализованных проектов обучающихся. Хохлова Дарья, обучающаяся 2-го курса отделения «Радиоаппаратостроение», представила проект «Малые архитектурные формы г. Пскова как отражение исторической памяти и духовности народа». В качестве приглашенного гостя секцию посетила заведующая отделением «Радиоаппаратостроение» Фандуберина Ольга Николаевна .
Организаторами конференции выступают управление культуры администрации города Пскова, Турайдский музей-заповедник, Культурное общество «Зегеволд» (г. Сигулда, Латвия), Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василева, Псковский филиал Российской международной академии туризма, ООО «Славянский тур» при поддержке администрации Псковской области и Консульства Латвийской Республики в городе Пскове.

Сведения об участнике

Постникова Ксения Андреевна

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле

Тезисы (информация о проекте)

Область наук

Гуманитарные и социальные науки

Раздел области наук

Исторические науки

НАСЛЕДИЕ УРАЛА: СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В работе презентован авторский сказочный проект «Мурзилка на Урале», предназначенный для популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде, раскрыто понятие наследие, приведены примеры способов популяризации наследия.

Ключевые слова

Историко-культурное наследие, популяризация, сказки, история, Урал, молодежная среда.

Цели и задачи

Цель исследования – разработка авторского проекта популяризации наследия Урала на основе изучения существующих способов.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. провести содержательно-функциональный анализ понятия «наследие», сформированного к настоящему моменту современной гуманитарной научной мыслью.
2. выделить основные подходы к классификации наследия.
3. раскрыть роль историко-культурного наследия Урала в формировании региональной идентичности и патриотического воспитания молодежи.
4. описать основные способы популяризации историко-культурного наследия на современном этапе развития общества.
5. спроектировать сборник авторских студенческих сказок «Мурзилка на Урале», который можно использовать для популяризации историко-культурного наследия Урала среди учащихся начальных и средних классов.

Введение

На сегодняшний день вопрос о сохранении и актуализации культурного наследия России остается открытым. Это связано с влиянием инновационных процессов на социокультурную ситуацию, с возникновением вопроса о ценности российского опыта охраны памятников, а также со становлением культурного наследия как важного фактора экономики. В связи с этим изучение регионального опыта и проектирование творческих форм популяризации культурного наследия представляется актуальным.

Методы и материалы

Теоретико-методологической основой работы является принцип историзма, в соответствии с которым все изучаемые проблемы исследуются в становлении и развитии. Следуя этому принципу, изучение наследия рассматривается на протяжении определенного исторического периода.

Также в основе исследования лежит общенаучный принцип объективности, в рамках которого развиваются представления об уникальности научных трудов каждого исследователя и о праве на существование различных методологических концепций и теорий на изучаемую проблему.

Кроме того, был использован междисциплинарный подход, позволивший обратиться к отечественному и зарубежному памятниковедческому, музеологическому, культурному опыту.

Для определения характера включенности объекта историко-культурного наследия в современную культуру был использован функциональный подход.

Для осознания сущности феномена памятника культуры был использован историко-генетический метод исторической дисциплины.

При работе с массивом выявленной литературы, а также источниками, использовались такие общенаучные теоретические методы, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. Для изучения выявленных материалов текстового характера, составивших базу практической части исследования на вооружение был взят лингвистический метод содержательно-тематического анализа текста. При упорядочении и систематизации историко-культурного наследия использовались методы классификации и типологизации.

Описание и обсуждение результатов

Апробация исследования была проведена:

  • 18 апреля 2016 г. в НТГСПИ (ф) РГППУ во время проведения акции «День наследия в НТГСПИ» среди студентов первых-третьих курсов;
  • на внеклассном мероприятии по защите исследовательских проектов в 3А классе МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской г. Нижний Тагил;
  • на IX Всероссийской научно-практической конференция «Детская книга и история Отечества», прошедшей на базе НТГПИ (ф) РГППУ 19 мая 2016 г.);
  • на IV Международном туристском форуме «Большой Урал-2016»: новые туристские направления России. Урал» в рамках научно-практической конференции «Наследие реки Чусовой». Екатеринбург, 27 мая 2016 г.
  • в загородных детских лагерях в Пригородном районе г. Нижний Тагил со 2 по 21 июня 2016 г. во время прохождения педагогической практики студентами-авторами сказок.

Основные положения данного исследования изложены автором на четырех научно-практических конференциях разного уровня (Нижний Тагил, Екатеринбург, Курган, Казань) и в трех публикациях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать методологической базой для теоретических работ в области истории, культурологии, музееведения, истории русской культуры и искусства, а также может быть использовано в работах по популяризации регионального культурного наследия. Практическая значимость исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его итоги будут полезны при разработке программ популяризации и использованию историко-культурного наследия. Также, разработанный сказочный проект может применяться в дальнейшей педагогической практике как образец проектной деятельности, актуальной согласно новым ФГОС.

Во «Введении» нами обоснована актуальность исследовательской работы, определены объект и предмет, также сформулированы цель и задачи исследования, историография проблемы, источниковая база и методология исследования.
В первой главе "Необходимость и способы популяризации наследия: теоретические основы изучения" дано определение понятию "наследие", приведены способы его популяризации. Акцент сделан на роль наследия в формировании патриотизма и региональной идентичности молодежи.

Во второй главе "Сказочный проект "Мурзилка на Урале" как способ популяризации наследия Урала" рассмотрены этапы реализации проекта, проанализированы принципы отбора материала для проекта, раскрыты перспективы развития проекта.

В заключении изложены результаты исследования.

1. Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к актуализации наследия.

2. Сфера историко-культурного наследия играет важную роль для культурно-познавательной деятельности человека.

3. В условиях резко возросшей геополитической нестабильности и глобализации, роль наследия как фактора воспитания нравственности и патриотизма, неизмеримо и многократно возрастает.

Используемые источники

Источники по теме исследования можно сгруппировать по следующим видам:
1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
2. Делопроизводственные документы.
3. Электронные ресурсы – российские и международные сайты культурного наследия; официальные сайты учреждений и организаций, действующих в сфере историко-культурного наследия.
4. Публицистика и материалы периодической печати об актуализации памятников истории и культуры Урала.
5. Онлайн-сервисы для создания сказочного проекта «Мурзилка на Урале» и включения в него интерактивных заданий.
6. Сказки, написанные студентами 3 курса социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, филиала РГППУ при изучении дисциплины «Историко-культурное наследие Урала».

Information about the project

Postnikova Ksenia

LEGACY OF THE URALS: ways of promoting among young people

Summary of the project

In this paper the author presented a fabulous project "Murzilka the Urals", intended to promote the historical and cultural heritage among youth, revealed the concept of heritage, are examples of ways of promoting the heritage.

Historical and cultural heritage, promotion, fairy tales, history, the Urals, the youth.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ проблемы популяризации культурного наследия среди молодежи

города Белгорода

Хлопина Любовь Григорьевна, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

На сегодняшний день популяризация памятников истории и культуры является одним из способов привлечения внимания общественности и органов власти к проблемам сохранения историко-культурного наследия, изучению истории родного края. Направленность этой работы заключается в патриотическом и нравственном воспитании поколений, в том числе и молодежи, гражданской и конституционной обязанности каждого сохранять и беречь памятники истории и культуры, а также на гарантированное право обеспечения доступа к культурным ценностям.

Для выявления основных проблем популяризации культурного наследия среди молодежи г. Белгорода был проведен массовый опрос 200 молодых людей, направленный на выявление знаний о культурном наследии.

Анализ массового опроса молодежи показал:

Во-первых, большинство опрошенных понимают под культурным наследием памятники, ансамбли и достопримечательные места. На втором месте стоит ответ -- «то, что оставили предки».

Можно сделать вывод о том, что мнение большинства респондентов совпадает с толкованием понятия «Культурное наследие», прописанным в Конвенции ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 г. -- совокупность элементов культурного опыта, знаний, навыков, которые позволяют индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении.

Во-вторых, можно наблюдать, что большая часть опрошенных молодых людей не имеет представления о том, каким документом руководствуется государство в сохранении культурного наследия. Тем не менее, почти все респонденты разделяют мнение о том, что именно государство должно обеспечить охрану объектов культурного наследия.

В-третьих, оценивая политику государства, направленную на охрану культуры, лишь чуть меньше 1/3 опрошенных дают положительную оценку, большая часть опрошенных затрудняется дать какую-либо оценку, а почти 1/3 опрошенных негативно относится к результатам политики государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия на сегодняшний день, считая, что власть недостаточно сделала для сохранности и популяризации объектов культуры.

В-четвертых, в тоже время большинство респондентов считают, что состояние объектов культурного наследия г. Белгорода удовлетворительное.

Налицо наблюдается определенная противоречивость в ответах: респонденты, конечно же, делают выводы, исходя из своих наблюдений, но не имеют четкого представления о том, кто и какие мероприятия осуществляет. Выявленное противоречие между оценками состояния объектов культурного наследия России и представлениями молодежи о политике государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия является информационным сигналом для органов власти о том, что информирование населения в этом направлении организовано неудовлетворительно.

В-пятых, вызывает определенную тревогу мнение респондентов по оценке отношения молодежи г. Белгорода к объектам культурного наследия. Чуть меньше половины опрошенных отвечают, что им безразлично, как популяризируется культурное наследие народа и пропагандируется ли вообще.

Это свидетельствует о том, что необходимо воспитывать в душах молодых людей чувство ответственности за судьбу культурного наследия. Ведь только конкретные знания истории и культуры своего города, страны сформируют у молодежи уважение к прошлому, пробудят желание продолжить традиции, внести вклад в историю и культуру своего государства.

В-шестых, на вопрос «Считаете ли Вы, что облик объектов культурного наследия в г. Белгороде за последние 5 лет улучшился?» чуть меньше половины респондентов ответили, что улучшился, но в незначительной степени.

Интересна оценка респондентов основных достижений в сфере популяризации объектов культурного наследия в г. Белгороде. Большая часть опрошенных отметили проведение реставрации объектов культурного наследия в центре города. 1/3 респондентов обратили внимание на то, что на объектах культурного наследия устанавливаются QR коды, а также информационные надписи. Ведь с июля 2014 года на 32 исторических объектах в центре Белгорода появились специальные таблички и QR-коды, которые позволяют туристам и горожанам получить больше информации об истории памятников. Для этого достаточно воспользоваться приложением для считывания QR-кодов. Чуть меньше половины опрошенных отметили, что в целях популяризации объектов культурного наследия проводятся такие мероприятия как «Ночь музеев» и др. 1/4 респондентов оценили, что на объекты культурного наследия привлекаются туристы. Культурный потенциал любого города выражен в его историко-культурном наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных историко-культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историко-культурными объектами наследия -- сильнейший побудительный туристский мотив. Но парадокс, конечно же, состоит в том, что эти достижения респонденты не рассматривают как часть государственной политики и не связывают конкретные мероприятия, направленные на популяризацию объектов культурного наследия, с деятельностью органов власти.

У большинства респондентов есть интерес к просветительским и развлекательным мероприятиям, проводимым в таких формах как фестивали, экскурсии и художественные выставки. 4/5 респондентов положительно относятся к возможности привлечения волонтеров к мероприятиям по сохранению и популяризации объектов культурного наследия г. Белгорода. Более половины опрошенных согласились бы стать волонтерами во время мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Основными задачами добровольчества в сфере культуры выступает сохранение и продвижение культурного достояния, формирование культурной идентичности, популяризация сферы культуры среди молодежи, развитие всеобщей ответственности за сохранение культурного достояния, сохранение исторической памяти.

Интересны ответы респондентов по предпочтениям в формах популяризации культурного наследия Белгородчины. Налицо устойчивая тенденция к пассивному участию: 77% выбирают как основную форму популяризации интернет.

Но есть и обнадеживающие результаты: 46 % респондентов посещают часто или от времени сайты, посвященные культурному достоянию нашей страны. У респондентов также есть заинтересованность в таких формах популяризации как выставки (80%) и ярмарки (36%). Эти данные подтверждают, что традиционные формы популяризации культурного наследия не потеряли свою значимость, в том числе среди молодежи. 43 % опрошенных систематически обращаются к просмотру видео-экскурсий, посвящ?нных искусству и культурному наследию, 37% предпочитает непосредственно посетить и увидеть самим знаменитые объекты культурного наследия.

Не привлекает молодежь и такая форма популяризации культурного наследия как коллекционирование журналов с различными тематическими товарами искусства и истории мира.

Также не является основной формой продвижения информации о культурном наследии телевидение: респонденты либо вообще его не включают, либо только в определенное время. Именно поэтому программы телеканала «Культура», посвященные культурным ценностям мира и России. Данный канал также не очень востребован молодыми зрителями, они отдают предпочтение музыкальным каналам.

В тоже время среди этой категории молодежи распространено посещение выставок: раз в сезон посещают выставки.

При этом предпочтение отдают выставкам изобразительного искусства с использованием современных интерактивных технологий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для результативной популяризации культурного наследия России среди молодежи специалистам, занятым в этой сфере, необходимо учитывать условия жизни, потребности, а также специфику восприятия информации, в частности, молодежью (студентами и школьниками старших классов). Для работы с этой категорией необходимы как традиционные, так и новые формы популяризации культурного наследия. Важной формой популяризации становится непосредственное включение молодежи в разные мероприятия в качестве волонтеров и активных участников. Именно активные формы, эмоционально наполненные соучастием, способствуют не только популяризации объектов культурного наследия, но и формированию чувства гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру.

Во-вторых, сохранение и популяризация культурно-исторического наследия среди молодежи средствами информационных технологий способствует более активному использованию его в образовательных и просветительских целях: обеспечивается более широкий доступ к нему и появляются возможности создания образовательных ресурсов нового типа, представляющих источник, адаптированный к учебным задачам. Процесс информатизации создает возможность для перехода от исследований национальной, региональной и местной направленности к международным проектам сохранения и популяризация культурно-исторического наследия как общечеловеческого достояния. Поэтому был предложен проект «Создание молодежного портала культурного наследия» на территории г. Белгорода.

памятник культура популяризация охрана

Список литературы

1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Виды объектов культурного наследия в РФ, их историческое значение, категории. Политика государства в области охраны памятников истории и культуры, правовое обеспечение. Исследование и оценка ценности объектов, реставрация, консервация, присвоение статуса.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, основные функции и роль. Анализ целевой программы "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области".

    отчет по практике , добавлен 29.04.2014

    Значение культурного наследия. История развития культурных традиций Астраханского края. Храмы и монастыри города. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Характеристика современного российского общества. Процесс освоения художественного наследия и его отличительные особенности. Исследование основных организационных принципов охраны национального культурного наследия, правовые основы данного процесса.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

 

 

Это интересно: