→ Музыкальный пейзаж. Урок развития речи "Описание природы. Музыкальный пейзаж" (6-й класс) Вопросы и задания

Музыкальный пейзаж. Урок развития речи "Описание природы. Музыкальный пейзаж" (6-й класс) Вопросы и задания

Музыкальный пейзаж.

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства 6 класс.

Пшеничная Татьяна Николаевна
учитель изобразительного искусства,
и черчения,

Трифонова Ирина Анатольевна,

учитель музыки
ГУ «Средняя школа№1»
Акмолинская обл., г.Кокшетау

Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

образовательная: формировать навыки осознанного восприятия искусства;

закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;

воспитательная: воспитывать любовь к искусству, творчеству;

развивающая: развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление; побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж), частично поисковый, демонстрационный, репродуктивный.

Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран, проектор) электронный конспект урока «Музыкальный пейзаж».

Инструменты и материалы: для учителя - проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, акварель, стаканчик-непроливайка, кисти, салфетка.

Предварительная работа: обработка и дополнение материала к уроку; подбор иллюстративного материала; разработка и оформление электронной презентации к уроку; разработка карточек для тренировки зрительной памяти.

Звуковой ряд: П.И. Чайковский «Декабрь», «Святки» пьеса для фортепиано из альбома «Времена года». А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Песня В. Ударцев «Дождик – художник». Песня «Гимн музыке».

Зрительный ряд: А. Саврасов «Зимний пейзаж». А Васнецов «Зимнее утро». Образцы рисунков учащихся.

Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.

Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Вводная беседа. 3. Исполнение песни. 4. Беседа. 5. Групповая работа. 6. Выполнение творческой работы. 7. Просмотр и анализ работ учащихся. 8. Подведение итогов урока. 9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Учитель музыки: Сегодня у нас с вами урок необычный. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыкальных картинах, картинах природы. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальный пейзаж».

(Слайд.На интерактивной доске высказывание)

Учитель ИЗО:

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса

Учитель музыки: Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

Учитель ИЗО: Загадаю загадку, а вы ее отгадайте

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … художник

Учитель музыки: Ребята, у нас в репертуаре есть песня «Дождик - художник». Давайте споем.

3. Исполнение песни: «Дождик – художник» В. Ударцева всем классом.

4. Беседа.

Учитель ИЗО: В каком жанре изображают дождь?

Конечно, чаще всего дождь изображают в пейзажах.

Давайте вспомним что такое пейзаж?

Действительно пейзаж (от фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

(Выбрать пейзаж из репродукций на слайде).

А теперь посмотрим работы известных художников пейзажистов.

(Идут слайды с пейзажем известных художников).

Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственней явления природы, тем больше внимание привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений является смена времён года.

Учитель музыки: В музыке к теме «Времён года» обращались многие композиторы. Так известный итальянский композитор и скрипач Антонио Вивальди (портрет композитора) , сочинил известный цикл «Времена года», состоящий из четырёх концертов «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».

Пётр Ильич Чайковский – русский композитор (портрет композитора на доске) также сочинил фортепианный цикл «Времена года», куда вошло 12 небольших пьес, и каждая пьеса имеет у композитора своё название.

1) А у какого австрийского композитора, с которым мы не так давно с вами знакомились на уроке, есть произведение с таким же названием «Времена года»?

У Йозефа Гайдна – австрийского композитора.

Сейчас прозвучат отрывки из произведений Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского. Прослушайте внимательно музыку и ответьте на вопрос:

2) Какое время года композиторы изобразили в своих произведениях? (Звучат отрывки из произведений композиторов.)

Верно, прозвучал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении струнного оркестра и пьеса декабрь под названием «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

3) В исполнении, какого инструмента прозвучал концерт?

Фортепиано.

4) Что такое святки? (Информацию о святках готовит один из учеников класса.)

Ученик: Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций весёлого празднования: колядки, игры, походы в гости. (слайд святки)

5) Как бы вы охарактеризовали эти два музыкальных произведения, посвящённых зиме? Подумайте над тем, что зима бывает разной.

6) Какая зима была в музыке Антонио Вивальди? Охарактеризуйте её прилагательными, а у П. И. Чайковского?

7) Вы обратили внимание на то, что в пьесе «Святки» звучал ритм какого танца?

Учитель ИЗО: Скажите, ребята, а можно ли увидеть музыку? Какие образы вы увидели слушая музыку? (Дети отвечают – зима, снег, вьюга, ветер и т.д)

5. Групповая работа.

Учитель музыки: 1 задание: «Вопрос – ответ» по музыке и изобразительному искусству от учителей. 2 вопроса для команды.

Учитель ИЗО: В рукописях какого художника эпохи Ренессанса найдены наброски проектов вертолета, парашюта и субмарины? (Леонардо да Винчи)

Учитель музыки: Русский композитор, который сочинил балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»? (Чайковский).

Учитель ИЗО: Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники рисуют животных (анималистический жанр)

Учитель музыки: Музыкальный спектакль, в котором герои поют? (Опера).

Учитель ИЗО: Теория гласит, что смесь красного, зеленого и синего цветов будет черной, однако реальные красители поглощают и отражают свет по-разному. Какой же цвет получится на практике? (Серый)

Учитель музыки: Этого австрийского композитора называют «королём вальса», кто он? (Штраус)

2 задание «Это интересно» (учащиеся рассказывают заранее приготовленные интересные факты из мира музыки и изобразительного искусства )

Ученик: Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. Юному Верди было сказано, что он на 4 года старше обычного возраста принимаемых, не является гражданином Ломбардо-Венецианского королевства и лишён музыкального таланта.

Ученик: Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по другому – мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Ученик: Считается, что Пабло Пикассо самый известный художник в мире. Его картины имеют огромную стоимость, но в ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров. Полное имя Пикассо состоит из 23 слов:Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос- Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Ученик: Леонардо да Винчи мог рисовать одной рукой, и одновременно писать другой. Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством. Он также был защитником прав животных, покупал птиц в клетках только для того, что бы выпустить их на волю.

6. Выполнение творческой работы.

3адание: «Рисуем – изображаем». Рисуем зимний пейзаж в технике «Набрызг»

7. Просмотр и анализ работ учащихся.

Учитель музыки: Ребята, а вы знаете, что многие классические произведения звучат в современной обработке. Вашему вниманию мы хотим предоставить очень красивый видеоролик.

Может, вы узнаете знакомую музыку, которая будет сейчас в этом видеоролике звучать.

(На доске идёт показ видеоролика).

Обратите внимание на красивый зимний пейзаж, который окружает музыкантов.

Итак, какую знакомую музыку вы услышали в этом видеоролике? (Холодная сердцем)

Идёт обсуждение видеоролика.

8. Итог урока.

Учитель музыки: Ребята, что интересного и привлекательного было в данной теме?

Учитель ИЗО: Что нового узнали? О чем хотели бы узнать еще больше? (Учащиеся выказывают собственное мнение по изучаемой теме, делятся своими впечатлениями).

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Нарисовать музыкальный пейзаж.

Хочется закончить наш урок замечательной позитивной песней «Гимн музыке» (исполнение песни: «Гимн музыке» всем классом.)

Спасибо за работу. Урок окончен.

Музыка 4 класс

Тема:

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка 4 класс

Тема : Музыкальный пейзаж. Сергей Васильевич Рахманинов.

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о пейзаже в музыке.

А что такое пейзаж? (картины природы)

Кто – то из вас спросит, как же пейзаж связан с музыкой? Вот сегодня мы с вами выясним, какое же отношение имеет пейзаж к музыке.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на доску. Что изображено? (картины природы, под ними обязательно – нумерация)

Какие картины природы изображены? (весенний пейзаж, летний, осенний и зимний пейзажи)

Чем они отличаются ?(цветовой гаммой).

Одинаковые ли впечатление и чувства производят на вас картины?

Посмотрите, вот с помощью таких картин, художник может выразить свое настроение, свои чувства, подбирая нужные краски. А композиторы, в своё время, отражают цветовую гамму мыслей, чувств, настроения с помощью музыки.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с помощью музыки писал картины природы, которые в свою очередь носят название «музыкальный пейзаж».

Посмотрим на портрет С.В.Рахманинова. Что вы можете сказать об этом человеке, смотря на портрет?

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1837г в родительском имении, находившемся в пятидесяти верстах от Новгорода.

Склонность к музыке была характерной чертой семьи Рахманиновых. Музыкальная одаренность С.В.Р. обнаружилась уже в раннем детстве. По словам матери, Любви Петровны, «он ещё совсем маленьким очень любил притаиться в углу и слушать музыкальную игру». Композитор окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепьяно. Работал в оперном театре, параллельно в Большом театре Рахманинов регулярно выступал как симфонический дирижер. Он написал множество опер, сонат, песен для оркестра и хора, романсов. Особенно знаменит романс С.В.Р. «Весенние воды», написанный на слова Ф.И. Тютчева.

Посмотрим, как поэт передал образ стихотворения. (слушание чтения стихотворения учителем, сравнение стихотворения с пейзажами на доске)

чтение стихотворения

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Какие чувства навеяло вам это стихотворение?

Какая картина близка к передаче данного настроения?

А С. Рахманинов, ребята, смог передать похожие чувства в своем романсе «Весенние воды», которое представляет образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Слушание музыки «Весенние воды»

Какие чувства вызывает у вас музыка?

Каким настроением она пронизана?

Какие картины вы представляете, слушая данную музыку?

Какой пейзаж на доске передает тему данной музыки?

ОБОБЩЕНИЕ. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По – особенному светло и солнечно звучит музыка, движение музыки – стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью. В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствует мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально – поэтического развития: «Весна идёт, весна идет!» окончания почти всех мелодических фраз – восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

VI Итог урока

- С каким композитором сегодня познакомились?

Что вы о нем узнали?

Как понимаете название «музыкальный пейзаж»?

Как можно выразить свое отношение к природе, к происходящим событиям, вообще, к жизни.

Да! Поэты с помощью слов, рифмы создают стихотворения; художники с помощью красок – картины; композиторы могут выразить свои чувства с помощью музыки.

V. Домашнее задание (можно начать в оставшееся время на уроке)

Творческая работа.

На листочках написать, какое время года, какое время суток ты любишь больше всего. Что в природе тебя радует, а что вызывает грустное настроение? Попробуй описать это в одном маленьком рассказе.


с применением здоровьесберегающих технологий.

Цель : формирование представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, понятия «музыкального пейзажа».

Задачи:

здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и прослушивая произведения, оказывающие положительное влияние на психику и настроение детей;

образовательная – подвести детей к осознанию понятий «музыкальный пейзаж», «музыкальная картина»;

развивающая - развивать творческие способности каждого ребёнка, его художественную фантазию и воображение;

воспитательная - воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

2. Введение в тему урока.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают в нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.

Просмотр слайдов – картин природы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор в своих произведениях очень часто воспевают красоту природы.

Определение темы урока, целей и задач.

3. Работа по теме урока.

Образы природы издавна привлекали музыкантов. Что дарит нам природа?

Ответы детей.

Правильно. Природа дарит музыке звуки и тембры, которые слышатся в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют звуки природы.

Постепенно помимо простого подражания звукам природы музыка научилась вызывать у слушателя зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

Ответы детей.

Исполнение песни на слова Э. Успенского «Если видишь на картине».

Как вы думаете, в музыке есть ли пейзажи?

Ответы детей.

Молодцы! А теперь давайте попробуем определить, что же такое музыкальный пейзаж.

Проводится игра «Дополни пейзаж».

Давайте теперь соберём все ваши ответы в одно определение и запишем его.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, ритмическими, ладовыми, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

Назовите произведения, которые показывают картины природы.

Ответы детей.

Уже известный нам цикл «Времена года» - одно из самых ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы. Расскажите об этом альбоме.

Проверка домашнего задания. Викторина по произведениям из цикла «Времена года».

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве других композиторов можно встретить более точный пейзажный образ.

Прослушивание вступления к балету И. Стравинского «Весна священная».

Ребята, что вы представили, прослушивая это произведение?

Ответы детей.

Молодцы! В этой картине показано настоящее «действие весеннего произрастания».

Разбор произведения – работа в группах у доски. Ребята составляют на доске картину ранней весны из предложенных фрагментов (капель, деревья, ручьи, подснежники, солнце и т. п.). действие происходит под повторное прослушивание произведения.

А теперь расскажите о своей картине, не забудьте рассказать о настроениях, которые вас посетили при составлении картины.

Дети рассказывают о своих картинах.

Молодцы! А вам нравится весна? (Ответы детей ) Почему? (Ответы детей ) Какие чувства вы испытываете, когда думаете о приближении весны? (Ответы детей )

Исполнение песни «Весна».

Давайте мы теперь с вами поиграем в игру «Капель».

Игра основана на повторении ритмического рисунка, ударяя ладонями по коленкам.

Молодцы! У вас всё чётко получилось! А сейчас давайте вдохнём запах весны.

Проводится дыхательная гимнастика.

Отлично! Теперь можете занять свои места.

Дети садятся на свои места.

Весна всегда дарит нам солнце, тепло и радость. Послушайте новую песню, которая называется «Подарим улыбку» и определите её ритм, темп и настроение.

Учитель исполняет песню, ребята отвечают на вопросы. Разучивание первого куплета песни.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о таком прекрасном времени года как весна, а сейчас давайте изобразим весну в цветовой гамме.

Перед детьми карточки с разными цветами, ребята поднимают те цвета, которые посчитают нужными.

Хорошо, а теперь запишите в тетрадь те цвета, которые вы выбрали. Это ваше домашнее задание – используя данную цветовую палитру, нарисуйте к следующему уроку рисунок с изображением весеннего пейзажа. И, конечно, не забудьте о том, что такое музыкальный пейзаж.

4.Итог урока.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Что вспомнили?

Что ещё хотели бы узнать?

Как вы думаете, кто сегодня был активнее, работал лучше всех?

Совместное выставление оценок за урок.

5.Рефлексия.

Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?

Перед детьми рожицы с изображением разной мимики. Дети выбирают ту, которой соответствует их настроение, и вывешивают на доску.

Я желаю вам оставаться добрыми и активными, такими, как на нашем уроке. А теперь постарайтесь интонационно точно повторить следующие музыкальные строки.

Учитель пропевает попевку-прощание. Дети повторяют.

Спасибо за урок!

Пейзаж в музыке

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» - это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние грёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином …

Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX - начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.

Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд и дикий виноград;

Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;

Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах, текущие, как река, -

Белей молока на коврах они ярко – зелёных.

Кружевы пены за кормою, и парус над водою,

И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.

Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.

 

 

Это интересно: