→ Пейзаж в музыкальных произведениях примеры. «Музыкальные пейзажи». Музыкальное занятие в подготовительной группе. Музыка и другие виды искусства

Пейзаж в музыкальных произведениях примеры. «Музыкальные пейзажи». Музыкальное занятие в подготовительной группе. Музыка и другие виды искусства

Музыка 4 класс

Тема:

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка 4 класс

Тема : Музыкальный пейзаж. Сергей Васильевич Рахманинов.

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о пейзаже в музыке.

А что такое пейзаж? (картины природы)

Кто – то из вас спросит, как же пейзаж связан с музыкой? Вот сегодня мы с вами выясним, какое же отношение имеет пейзаж к музыке.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на доску. Что изображено? (картины природы, под ними обязательно – нумерация)

Какие картины природы изображены? (весенний пейзаж, летний, осенний и зимний пейзажи)

Чем они отличаются ?(цветовой гаммой).

Одинаковые ли впечатление и чувства производят на вас картины?

Посмотрите, вот с помощью таких картин, художник может выразить свое настроение, свои чувства, подбирая нужные краски. А композиторы, в своё время, отражают цветовую гамму мыслей, чувств, настроения с помощью музыки.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с помощью музыки писал картины природы, которые в свою очередь носят название «музыкальный пейзаж».

Посмотрим на портрет С.В.Рахманинова. Что вы можете сказать об этом человеке, смотря на портрет?

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1837г в родительском имении, находившемся в пятидесяти верстах от Новгорода.

Склонность к музыке была характерной чертой семьи Рахманиновых. Музыкальная одаренность С.В.Р. обнаружилась уже в раннем детстве. По словам матери, Любви Петровны, «он ещё совсем маленьким очень любил притаиться в углу и слушать музыкальную игру». Композитор окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепьяно. Работал в оперном театре, параллельно в Большом театре Рахманинов регулярно выступал как симфонический дирижер. Он написал множество опер, сонат, песен для оркестра и хора, романсов. Особенно знаменит романс С.В.Р. «Весенние воды», написанный на слова Ф.И. Тютчева.

Посмотрим, как поэт передал образ стихотворения. (слушание чтения стихотворения учителем, сравнение стихотворения с пейзажами на доске)

чтение стихотворения

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Какие чувства навеяло вам это стихотворение?

Какая картина близка к передаче данного настроения?

А С. Рахманинов, ребята, смог передать похожие чувства в своем романсе «Весенние воды», которое представляет образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Слушание музыки «Весенние воды»

Какие чувства вызывает у вас музыка?

Каким настроением она пронизана?

Какие картины вы представляете, слушая данную музыку?

Какой пейзаж на доске передает тему данной музыки?

ОБОБЩЕНИЕ. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По – особенному светло и солнечно звучит музыка, движение музыки – стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью. В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствует мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально – поэтического развития: «Весна идёт, весна идет!» окончания почти всех мелодических фраз – восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

VI Итог урока

- С каким композитором сегодня познакомились?

Что вы о нем узнали?

Как понимаете название «музыкальный пейзаж»?

Как можно выразить свое отношение к природе, к происходящим событиям, вообще, к жизни.

Да! Поэты с помощью слов, рифмы создают стихотворения; художники с помощью красок – картины; композиторы могут выразить свои чувства с помощью музыки.

V. Домашнее задание (можно начать в оставшееся время на уроке)

Творческая работа.

На листочках написать, какое время года, какое время суток ты любишь больше всего. Что в природе тебя радует, а что вызывает грустное настроение? Попробуй описать это в одном маленьком рассказе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вороновская средняя общеобразовательная школа»

636171, Томская область, Кожевниковский район, с. Вороново, ул. Пролетарская, 17

конт. тел. 31208, тел/факс 31208; mail: [email protected] ИНН 7008004715

Реферат на тему:

«Музыка и изобразительное искусство»

(материалы на Конкурс ученических рефератов «Кругозор»)

Выполнила:

Турчков Александр

обучающийся 8 класса

Руководитель:

Куницына Анна Владимировна

учитель музыки

Томск – 2011 г.

1. Введение ……………………………………………………….. 2 – 3

2. Образы живописи в музыке …………………………………… 4 – 11

3. Пейзаж в музыке ……………………………………………….. 11 – 16

4. «Музыкальная живопись» сказок и былин ……………………. 16 – 18

5. Заключение ………………………………………………………. 19

6. Список используемой литературы …………………………….. 20

Введение

Музыку можно изучать по-разному.

Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием.

Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая музыка.

Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных музыкальных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.

Перед собой я поставил цель: изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, картинами и многим – многим другим.

Задачи:

· научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом;

· научиться понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание;

· научиться всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём;

· научиться слушать музыку.

Всё это – разные пути приобщения к музыке.

Но однажды у меня возникает вопрос: что же такое музыка?

Правда ли, что это – чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это? И да, и нет.

Да, потому что каждое искусство самоценно, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со стихом так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.

Нет, потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, - и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.

Образы живописи в музыке

Если связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, то музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Причина заключается в их природе: ведь музыка и поэзия – искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса. Изобразительное искусство – явление пространственное: оно вписывает в мир природы свои линии и формы, обогащает его цветами и красками. Музыка здесь, казалось бы, вовсе не при чём: у неё своя художественная область, и встреча её с живописью если и возможна, то лишь на «нейтральной территории» - например, в опере или музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.

Однако, изучая обширную область программной музыки, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только названия, навеянные литературными образами – такие, как, например, «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э. Грига или «Метель» Г. Свиридова. В музыке, оказывается, давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстампы. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы – «Лес» и «Море», «Облака» и «Туманы», а также «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок», «Римские фонтаны» .

Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания.

«Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий собратьями Цвет, Пенье, Аромат», - писал немецкий поэт-романтик Людвиг Тик. Но если «завистливая воля богов» разделила звук и цвет, проведя границы между искусствами, то она не затронула мир природы, где всё по-прежнему живёт и дышит в единстве своих проявлений. Каждое искусство, стремясь создать свой собственный полноценный мир, способно сказать больше того, что ему традиционно приписывают.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Так описал И. Бунин краски осенней природы в своей поэме «Листопад». Приведённый отрывок – подлинный поэтический пейзаж; в нём каждый образ насыщен живописным колоритом: лес подобен нарядному терему, отделанному резьбой. Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий и объёмный зрительный образ.

Но ведь по-своему колористичны и музыкальные пейзажи, – какие оттенки времён года, какие цвета, каких бабочек порой можно «увидеть» в музыке!

И не подвергая сомнению временную природу музыкального искусства, попытаемся ответить на вопрос: что в музыке способно придать звучанию зримость?

1. Что такое «музыкальное пространство»?

2. Как оно выражает себя в звуках?

Вспомним эхо в лесу или в горах, эхо как природный «носитель» звукового пространства.

Вслушаемся в звучание эха и попытаемся понять, в чём состоит его пространственный эффект. Не правда ли, очертания пространства зависят от

приближённости или удалённости эха, а соответственно от степени громкости его звучания?

Таким образом. Один из важнейших носителей пространства в музыке – громкостная динамика. Осознание этого момента привело музыкантов к открытию огромного пласта выразительных средств, связанных с распределением в произведении уровней громкости. Примечательно, что эти уровни получили в музыке название оттенков или нюансов – а ведь это определение из области живописи! Может быть, первые создатели музыкальных определений чувствовали органическую связь двух, казалось бы, таких далёких искусств: слова нередко выдают тайны своего происхождения.

Оттенки музыкальной динамики имеют свою шкалу: нижний показатель этой шкалы – pp (пианиссимо) означает предельно тихое исполнение, верхний – ff (фортиссимо) – предельно громкое. Между этими крайними показателями располагается ряд промежуточных нюансов: p (пиано) – тихо, mp – умеренно тихо, mf – умеренно громко, f – громко. В текстах музыкальных произведений можно встретить даже такие пометки, как ppp и fff , указывающие на особую выразительность исполнения.

Если сравнивать произведение живописи и музыки с точки зрения динамики, то и здесь очевидно, что объект, изображённый на переднем плане картины, «звучит» громче, чем то, что составляет её фон. Эта своеобразная «громкость» изображения выражается и в его размерах, и в большей детализации, и в интенсивности красочного воплощения. Фон же может представлять лишь неясные очертания предметов, постепенно истаивающие на горизонте.

Рельеф и фон – эти пространственные понятия, восходящие по своей природе к изобразительному искусству, получили универсальное значение в драматургии любого художественного произведения. В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в сочетании солирующего голоса и инструментального или хорового сопровождения, в организации оперной драматургии, где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план – арии, ариозо, ансамбли, в последовательности главной и побочной тем в сонатной форме.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях центральных и второстепенных персонажей, действий, картин.

Однако понятие «второстепенный» в искусстве носит условный характер. В любом подлинно художественном произведении роль фона по отношению к крупному плану – не механически-иллюстративная, а смысловая. Не бывает случайным выбор деталей у художника, даже если это просто обрамляющий пейзаж, подробности одежды или интерьера жилища. Вот, например, картина П. Федотова «Завтрак аристократа». Как много можно увидеть в таких, казалось бы, незначительных вещах, как надкусанный кусок хлеба – единственная еда обедневшего аристократа, соседствующая с книгой об устрицах! А прекрасный интерьер его комнаты – не просто рамка, в которую помещено изображение человеческой фигуры, а самоценный мир превосходных предметов, ярко контрастирующих с комизмом сюжета.

Ещё одно универсальное для всех искусств понятие, также берущее своё начало в живописи, - контраст.

Контраст, первоначально возникший как сопоставление цветов или масштабов, то есть явление чисто пространственное, постепенно захватил и сферу музыки. Современная музыка уже немыслима без контрастов: мажора и минора, быстрого и медленного темпа, громкой или тихой звучности, высоких или низких регистров. Контрасты, используемые в музыке, нередко обладают огромными изобразительными возможностями – в зависимости от содержания произведения. Ведь в искусстве важен не контраст приёмов, а контраст смыслов.

Картина Э. Дробицкого «Жизнь и смерть» - это пример прямого сопоставления двух вечных философских категорий. То, как они соотносятся между собой, нашло своё пластическое выражение во множестве деталей.

Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно выраженными чертами лица – мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски. Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт – без лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует силуэту светлой фигуры. Единственная подробность сосредоточена в руках тёмной фигуры – предметы, которые здесь изображены, символизируют возможный итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая же фигура таит только возможности – в её руках лишь зародыш жизни – со всеми будущими делами и свершениями.

Контрасту цветов в живописи можно уподобить контраст мажорного и минорного ладов в музыке, который соответствует настроению, контраст регистров, создающий более «тёмное» и более «светлое» звучание.

В песне «Спокойно спи» (№ 1 из цикла Ф. Шуберта «Зимний путь») используется принцип ладового контраста – сопоставление минора и мажора. Здесь можно говорить о психологической глубине музыки, передающей двойственность эмоционального состояния героя. Первая песня в цикле – одном из самых трагических сочинений композитора – она ещё таит в себе проблески надежды на возможное преодоление несчастий.

Контраст музыкально-изобразительного характера можно найти в многочисленных «пейзажных» пьесах.

Этот пример – начало прелюдии К. Дебюсси «Паруса». Яркая живописность прелюдии, разумеется, заключена не только в простом приёме сопоставления регистров. Однако первоначальный «эскиз» произведения – именно в контрасте светлого, надуваемого морским ветром паруса и тёмной глади воды, всего необозримого пространства моря.

Когда мы говорим о регистрах, мы употребляем слова «высокий», «низкий», «средний». Понятие «высота» применимо не только к регистрам, но ко всем музыкальным тонам. «Звуковысотность» - одно из ключевых понятий музыки – означает распределение музыкальных звуков в пространстве.

Известно, что музыка строится всего на семи нотах.

Это – гамма до мажор, состоящая из семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты различаются между собой по высоте – каждая последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это означает, что в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание голоса, хора, оркестра – это основа выразительности музыки, и наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз – к сумрачному рокоту басов, вверх – к сияющей звонкости высоких голосов. Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в одновременности, возникли в пространстве соборов, в своей архитектуре отражающих стремление ввысь.

Хоровая музыка – это произведения создаваемые для церковного хора; в их звучании, как и в расположении хоровых исполнителей в соборе, воплотилась идея единого духовного пространства – хорового, соборного. Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте так настаивал на родстве архитектуры и музыки: собор как символ умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий собора.

Когда музыку называют временным искусством, имеют в виду непременность её движения во времени. Музыка ведь не постигается в одновременности всех составляющих её звуков, а слушается постепенно, от такт к такту. Но и произведение изобразительного искусства так часто невозможно охватить целиком! Не только пространственные многосюжетные композиции, но даже и отдельные картины требуют последовательного рассмотрения, требуют времени. Значит, музыка, хотя она является временным искусством, несёт в себе черты пространственности, как и пространственное по своей природе изобразительное искусство обладает качествами искусства временного. Так мы видим, что в жизни искусства всё взаимосвязано.

Если бы музыка развивалась только как временное искусство, то в ней, вероятно, культивировалось бы то, что связано с процессами движения, - метрические размеры, ритмы, длительности. Однако не в меньшей, а даже в большей степени в ней развивались и углублялись её пространственные возможности.

Изобретение новых инструментов – это непрерывный поиск тембров, способных выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков. Изобретение аккордов и аккордовых сочетаний наполнило музыку колоритом, способным выражать самые сложные зрительные ассоциации. Введение многоголосия, противопоставления регистров позволило различать в причудливой музыкальной ткани светлые и тёмные звучания …

Вслед за явлениями пришли понятия, и вот уже музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон, оттенок и нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии. Так музыкальное пространство получило не только очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит.

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства – такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос – это не звучащее пространство?

Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности, - в этом состоит причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом – во всех этих образах есть своя музыкальность, и всё это по-своему может быть передано в звуках.

Пейзаж в музыке

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» - это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние грёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином …

Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX - начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.

Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд и дикий виноград;

Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;

Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах, текущие, как река, -

Белей молока на коврах они ярко – зелёных.

Кружевы пены за кормою, и парус над водою,

И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.

Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и полёт сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег.

Вот один из примеров такой «волшебной», музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Уже в самом названии этого ярко выразительного музыкального фрагмента, созданного великим музыкальным сказочником (перу Н. Римского-Корсакова принадлежит семь опер, написанных на сказочные сюжеты), видна тонкая изобразительность и живописность музыкального замысла. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

В этой опере немало и портретных сказочных образов. Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром.

С одной стороны, глубокая лиричность музыкальных высказываний сказочных героев, с другой – атмосфера волшебной сказки, окутывающая их характеристики и поступки, - эта двойственность является подлинным художественным открытием композитора. Б. Асафьев, сравнивая творчество Н. Римского – Корсакова и «выдающегося поэта русской сказки» М. Врубеля, писал, что в ряде сцен «Садко» «слышатся врубелевские видения».

Прекрасная Царевна – Лебедь, изображённая на картине М. Врубеля, не просто иллюстрация к «сказке о царе Салтане» А. Пушкина, это – обобщённый образ женских сказочных образов. В чём-то он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, - и вместе с тем загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню, она вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат интонации народной песни, придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки.

Благодаря музыке многие известные и любимые сказки дополнились и обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала – ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта – и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства – и словно стала реальностью, частью нашей жизни.

Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она – воплощённая мечта человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.

Так в народном творчестве находит своё выражение главное, что определяет жизнеспособность любого народа, - его глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, поэтическое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.

Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом «традиция».

Заключение

В заключении можно отметить то, музыка – это сложная история её взаимоотношений с другими видами искусства. В содружестве с которыми она зарождалась, росла, крепла и постигала мир. Музыка стала очень самостоятельным и развитым искусством, она продолжает своё благородное содружество со словом и стихом, она полна красок и образов. Точно так же и поэзия, и живопись по-своему передают музыку окружающего мира, потому что искусство стремится к полноте каждого своего высказывания. Иногда искусство опирается только на собственные возможности, извлекает из них способность сказать больше, чем ему предназначено по природе. Поэзия, музыка, живопись остаются сами собой, но творческие возможности каждого из этих видов искусства многократно возрастают, им оказывается подвластна любая тема, любой образ.

Колорит и краска в музыке, ритм и тональность в живописи, напевность и мелодичность стиха – лишь малая часть словесных метафор, обнаруживающих глубокое переплетение видов искусства.

Мы будем расти и взрослеть, будем открывать для себя новые произведения, читать новые книги. И с приобретением опыта мы снова и снова будем убеждаться, как всё в жизни взаимосвязано, как тысячами незримых нитей соединяются вещи, поступки, судьбы людей. Нельзя причинять вред чему – то одному, чтобы не принести ущерб всему остальному. Люди, рождённые на одной земле, в главном похожи друг на друга. Поэтому искусство, создаваемое ими, может быть близко и понятно всем: оно рассказывает обо всём, оно общечеловечно.

Список используемой литературы

· www.Wikipedia.ru

· Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.

Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Но одновременно это – итог огромной эволюции, которую прошла европейская инструментальная музыка на протяжении трех веков. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись.

Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени. Но иногда представители различных музыкальных стилей, даже будучи современниками, становились на непримиримые позиции. За примерами далеко ходить не надо. Известно, что представители классицизма осуждали великого Генделя за его чрезмерную прямолинейность и грубость. Видная французская писательница, госпожа де Сталь (1776-1817) писала, что в своей оратории «Сотворение мира» он, изображая яркий свет, так яростно бил слушателей по ушам, что те их затыкали. Не менее жестко Петр Ильич Чайковский, отчитывая своих студентов по классу композиции, заявлял: «Вы что, опять принесли мне на урок всякую Равель?»…

Эпоха барокко

С конца XVI и до начала XVIII века одним из доминирующих направлений в европейском искусстве был стиль барокко. В этот период в обществе созревает представление о единстве, безграничности и многообразии мира, формируется интерес к окружающей человека природной стихии. Музыка стремилась к созданию «всеобщего языка», уничтожающего разрыв между образами мира и искусства. В музыкальной эстетике того времени ее язык доводится до столь конкретных цветозвуковых представлений, что появляются рекомендации, закрепляющие за каждым интервалом определенный цвет. Такие категории, как свет и мрак, движение и покой, становятся достоянием инструментального и вокального искусства. Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

Совершенный классицизм

Параллельно с барокко в тот же период приобрел огромное распространение классицизм, в основе которого лежит убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и в жизни. Эстетика классицизма строго нормативна. Ее важнейшее правило – равновесие красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции. Ряд правил, таких как единство времени, места и действия в драматической литературе, строгая регламентация цветовой гаммы в живописных полотнах, предназначенная для изображения перспективы (коричневый цвет – для ближнего плана, зеленый – для среднего и голубой – для дальнего), коснулись и музыкального искусства. Его правила в области композиции, гармонии, соотношения мелодии и аккомпанемента сродни тем, что установлены в живописи. К тому же для музыки, как и для других жанров искусства, существовал единый эталон: «материализованная мечта о безупречном геометрическом совершенстве». Поскольку основной темой искусства этого периода являются жизненные коллизии героя, роль пейзажа более чем скромна. Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания, где каждая фраза – образец такого совершенства, которое свойственно и сочинению в целом. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Завораживающий импрессионизм

Во второй половине XIX века в обществе сформировался новый взгляд на мир. Достижения науки и философии перевернули представление о взаимосвязи человека и природы – она стала восприниматься как объект, в котором нет ничего застывшего и вечного. Некоторые художники пришли к выводу, что система выработанных веками выразительных средств непригодна для отражения новых образов. Обновление всех выразительных средств произошло и в музыке. Новый стиль живописи и музыки получил название «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Хорошо известны высказывания К. Дебюсси, характеризующие основополагающие моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы». Его оркестровая пьеса «Послеполуденный отдых фавна» становится своеобразным манифестом нового направления. К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды». Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Импрессионизм открыл новую концепцию в отношениях между художником и окружающим миром. Искусство, существовавшее под знаменем барокко, классицизма и романтизма, ставило в центр мироздания человека, расценивая его как главную ценность во Вселенной. Импрессионистское же мироощущение исходит из противоположной взаимосвязи: для него огромный, ослепительный мир и динамика его существования – главный объект искусства, а человек с его эмоциональной неустойчивостью – атом, затерянный в вечном водовороте природы.

Этот «сверхчеловеческий» взгляд привел к тому, что и сам импрессионизм стал «счастливым мгновением» в истории музыки. Мировые войны XX столетия снова сделали центральной фигурой искусства страдающую личность, побудив художников, переживших национальные трагедии, повернуться к проблемам добра и зла. И образы природы в музыке вновь отступили на второй план.

Однако в кинематографе, ставшем в XX веке одним из самых востребованных видов искусства, звуковые образы окружающего мира становятся важнейшими выразительными элементами фильма. А наиболее яркие музыкальные кинозарисовки впоследствии приобретают собственную жизнь – исполняются на концертах как самостоятельные оркестровые произведения. И как не вспомнить в этом контексте имена таких своеобразных и талантливых композиторов, как Микаэл Таривердиев и Эннио Морриконе.

Романтизм и панмузыкальность

Истоки нового отношения к природе, сформировавшегося в начале XIX века, принято находить в творчестве французского философа Жана-Жака Руссо (1712-1778). Его обостренно-личное, преувеличенно эмоциональное отношение к природе было подхвачено романтиками. Это мироощущение, основанное на психологической параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды, нашло отражение в их творчестве. Нетронутая дикая природа воспринимается художниками как зеркало человеческой души. Изображение явлений природы психологизируется и служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа (1811-1886) и в симфонических полотнах Берлиоза (1803-1869).

Романтический взгляд на взаимоотношение природы и искусства достиг своеобразного апогея в романтической идее «панмузыкальности». Сторонники этого течения считали, что не только в музыке заключена сущность мира, но и в сущности мира заключена музыка. Очень хорошо этот взгляд отражен в строчках Байрона (1788-1824):

Слышна гармония в ручье из серебра,

Слышна гармония в затоне с камышами,

Во всем гармония, внемли – везде она,

И старая земля созвучьем сфер полна.

На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков (1844-1908). Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского (1817-1900).

В этот же период в России на почве русского романтизма восходит и звезда бессмертного музыкального гения – Александра Скрябина (1871-1915). Предчувствие мировых катаклизмов привело его не только к поэтическому, но и к символическому восприятию образа огня. В поздний период творчества пламя стало не только основным художественным образом его многочисленных фортепианных поэм, но и симфонического полотна «Прометей». Ко всему, это первое музыкальное произведение, в котором введена строчка, отражающая пожелание автора в сфере световых эффектов. Сочинения Скрябина, пронизанные чрезвычайной патетикой и обжигающими красками, сближают его творчество с важнейшим направлением искусства XX века – экспрессионизмом.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни...»
(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно - можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!

(Т. Лаврова)

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.

Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

2. Времена года.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином...

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

«Протокольная правда никому не нужна, - говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского - при всей её яркой изобразительности - все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение , как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков - запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Итог урока:

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо - всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

 

 

Это интересно: