→ С каким музыкальным инструментом ходил играл садко. Гусли садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

С каким музыкальным инструментом ходил играл садко. Гусли садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

Анна Кривошеина

Владимир Иванович разработал уникальный метод восстановления инструментов, признанный самым передовым сегодня: подлинные, найденные во время раскопок части в реконструированных инструментах оставляют темными, а восстановленные, дополненные части реставраторы выделяют другим, более светлым цветом. «Я не хочу обманывать зрителя, - говорит Владимир Иванович, - пусть люди знают, что найдено, а что мы дополнили».

Слева на фотографии - «волшебные дудочки», сопели: пока они звучали, танцующие просто не могли остановиться.

В Великом Новгороде, хранящем на своей земле сокровища многовековой истории Руси, живет человек, чьи руки все называют золотыми, - художник, ученый, реставратор Владимир Иванович Поветкин. Именно к нему обращаются, когда нужно восстановить и прочесть рассыпавшуюся на множество кусочков берестяную грамоту, его рукам доверили найденную в 2000 году самую древнюю книгу - «Новгородскую псалтырь». Однако он сам делом своей жизни считает созданный им в Новгороде Центр музыкальных древностей. В этом центре собрана уникальнейшая коллекция музыкальных инструментов Древней Руси, восстановленных его руками. И главное - эти инструменты, молчавшие много-много веков, благодаря усилиям Владимира Ивановича вновь зазвучали! И слушая их голоса, погружаясь в мир звуков Древней Руси, ее музыки, открываешь по-новому ее характер, ее надежды, ее мироощущение. Это чрезвычайно кропотливый труд и подвиг ученого и художника, очарованного красотой открывшегося перед ним далекого, но до боли родного мира.

Владимир Иванович, как получилось, что вы стали изучать и собирать музыкальные инструменты Древней Руси?

Я занимался живописью, скульптурой, делал копии древних миниатюр для исторического отдела новгородского музея. Потом, когда не стало возможностей для творчества (такое было время), а работать на будущее, под сукно мне не хотелось и я искал применения своим способностям, представилась возможность заняться реконструкцией деревянных предметов быта древних новгородцев. И эта работа по воле случая оказалась связана с музыкальными инструментами.

Один инструмент в экспозиции музея - лирообразные гусли XII века обратили на себя мое внимание своими несоответствиями в художественном облике: и в верхней их части было какое-то крупное отверстие, и в деке тоже отверстие, как у гитары. Я подумал: «Неужели средневековый мастер мог допустить такую оплошность, потерять чувство художественной меры?» - а потом вспомнил: это же реконструкция, только часть инструмента исконная, а другая, затонированная под цвет оригинала, дополнение современных исследователей. Я показал работникам исторического отдела на буквицы из служебника XIV века: на изображенных там гуслях никаких отверстий вообще не было! Так начали возникать вопросы...

В 1978 году сотрудники новгородского музея-заповедника обратились ко мне с просьбой восстановить гусли XI века, пятиструнный инструмент удлиненной формы, поступивший из химлаборатории Эрмитажа. На одном из обломков гуслей сохранилась резная надпись «Cловиша». Это была во всех отношениях ответственная работа.

Я думал, что сделаю самое необходимое, а потом музыканты, музыковеды, фольклористы начнут работать. Но все ждали результата от меня. А я не музыкант, однако с тех пор, с середины 70-х годов, занимаюсь серьезнейшими проблемами музыкальной археологии.

И что вам удалось восстановить?

На сегодняшний день восстановлено очень много разных типов сигнальных и музыкальных инструментов древнего Новгорода, от колотушки ночного сторожа до легендарных гуслей. А по Новгороду мы можем судить о музыкальном мире всей Древней Руси. Но прежде всего нас, конечно, интересует Новгород. Ведь здесь не просто хорошо сохранились разные предметы древнего быта, Новгород - это и культурная столица средневекового европейского мира. Здесь уже в X веке звучали самые красивые и самые сложные музыкальные инструменты - смычковые.

Но ведь считается, что в истории все развивается от простого к сложному?

Да, мы живем с этим убеждениемѕ Но знаете, когда археологи открывают слои XII, XI, X веков - это просто радость для глаз: все вещи одна другой краше. Это только обломки вещей, но понимаешь, что каждый обломок когда-то был роскошным предметом, резным, созданным с безупречным художественным вкусом! Об этом еще никто из ученых толком не сказал. Это вещи необыкновенной красоты, в том числе музыкальные инструменты. Кобылки для трехструнных смычковых гудков исполнены с высочайшим мастерством, легко, как будто песня пропета, - для этого нужен огромный опыт! И первопоселенцы уже пришли в Новгород с такими инструментами, то есть история их еще длиннее. Предполагается, что в Европу смычковые инструменты пришли через Болгарию примерно в IX веке. Представляете, как близки к IX веку 20–30 годы X века, к этому времени относятся самые ранние материальные свидетельства смычковых музыкальных инструментов, открытые в Новгороде! В Европе таких находок пока нет, а в Новгороде их целая серия! Музыкальная традиция - это часть устного поэтического наследия, которым мы должны гордиться. И если мы не знаем древних песен своего народа, значит, мы ничего не знаем обо всей своей культуре! Ведь что показывает народ другому народу? Свои песни, музыку, свои пляски, одежду, свое умение строить дом, вырастить хлеб, накормить себя, накормить других, - все это определяет национальность. А у нас национальность пытаются определить пустыми патриотическими словами, зачастую иностранными.

Почему, по-вашему, так важно и необходимо каждому народу сохранять свои национальные черты, свою культуру?

Если ты хорошо знаешь и сохраняешь традиции своего народа, значит, будешь с уважением относиться к традициям других народов и именно на этой основе сможешь сохранять хорошие отношения с ними - не на сером интернационализме, межнационализме или глобализме, как сейчас говорят (термин новый, а идея та же - нивелировать, смазать, смешать все национальности, если говорить о музыке: обязательно дополнить традиционную музыку джазовыми, современными авангардными элементами, одесскими мотивчиками и превратить в серую кашу).

Мы на лекциях объясняем, что каждому народу дана своя красота. Если народы сохраняют эту красоту, то и лик земли остается красив. Если человек живет в гармонии с природой, у него и одежда соответствует природе, и занятия, и это очень красиво. Когда же мы все перемешиваем, лик земли становится серым, невзрачным, некрасивым.

Говорят: «Надо в душе сохранять русский дух, а одежда - это внешнее». Ничего подобного! Если бы это было так, императорская семья Японии не фотографировалась бы в своих традиционных одеждах, Индира Ганди или правители арабских государств не носили бы свои традиционные одежды. Сейчас на самом деле идет борьба между мирами: один мир хочет сохранить свои традиции, исторически проверенные, устоявшиеся, а другой хочет смешать все в серую массу. И я поддерживаю первых, потому что это красиво, а я художник и ориентируюсь на красоту, руководствуюсь ощущением красоты, в том числе и при реконструкции музыкальных инструментов. Я не хочу ни прибавлять, ни убавлять, а стремлюсь быть максимально точным, потому что культура средневековья столь высока, что это мы должны учиться у средневековых людей ощущению гармонии и красоты. Просто нужно попытаться деликатно войти в их мир и понять, что он такое, и дать ему правильную оценку.

Владимир Иванович, а когда вы в первый раз почувствовали очарование древней культурой, древним мироощущением?

Я учился в Курском художественно-графическом педагогическом училище, потом получал диплом в Ленинграде. Мне всегда говорили: «Надо быть оригинальным, создавать свой художественный мир, самовыражаться» - в общем, знакомая идея. Но это страшная бомба, брошенная в быт творческих людей, чтобы разъединить нас. Она сыграла роковую роль: сейчас многие талантливейшие русские художники друг друга не понимают и вряд ли поймут, потому что у каждого свой обособленный творческий мирок и каждый спорит с другими. А посмотрите народную традицию: вы двух одинаковых головных уборов, костюмов не найдете, но все рукодельницы объединены общим мировоззрением, все друг друга понимают. У них есть общие сюжеты, которые во всех домах можно было увидеть: «берегини», «рыбины», «всадник», - но у каждой свой почерк!

Я к этому миру шел постепенно, пытаясь понять, чем должен заниматься художник. В только авторском много эгоистичного, в народной традиции - нет, вспомним, к примеру: гусли-самогуды - они сами гудят! Пастухи на Русском Севере говорят: труба сама играет, не я. И это не позерство, так люди на самом деле чувствуют. И мне эта позиция приятна, она делает человека человечнее.

Если вернуться к инструментам, говорят, гусли - русское изобретение?

Нет. Когда артисты русским народным инструментом называют концертные гусли, это неграмотно. Концертные гусли в 1900 году изобрели Осип Устинович Смоленский и Николай Иванович Привалов, сподвижники Василия Васильевича Андреева, создателя великорусского оркестра. Они фактически создали новые музыкальные инструменты: балалайку, домру, гудки и, в частности, гусли. Эти инструменты совершенно не походят на традиционные гусли ни по конструкции, ни по технике игры на них, ни по репертуару, ни по своему предназначению.

Если говорить о народных инструментах - они принадлежат обрядовой музыкальной традиции, а в ней песня, пляска, инструментальная музыка были обращением к духам природы во время праздников, которые в принципе отличались от сегодняшних. А концертные гусли были созданы для того, чтобы услаждать слух людей, пришедших в концертные залы (это другое мировоззрение), фактически у них только название то же - «гусли», а по всем параметрам это совершенно другой инструмент. Им мы должны гордиться как изобретением XX века.

А народные гусли как появились?

Конструктивная идея лирообразных гуслей уходит корнями в глубочайшую древность, в Египет и Месопотамию. Гуслеобразный щипковый инструмент был известен многим народам: мы обнаружим его и в Африке, и в Индии, и в Китае, и в Японии, и у ханты-манси. Говорить, что народные гусли - это исконно русский музыкальный инструмент, неверно: его конструктивная идея передавалась от народа к народу, от цивилизации к цивилизации, приспосабливалась в разных концах земли к конкретным географическим, экономическим, культурным условиям, приобретала «национальное» лицо. Нашим национальным лицом, вовсе нам неведомым, которое для нас открыла археология, были лирообразные гусли. Кстати, если Садко был историческим лицом, на каких гуслях он мог играть? Только на лирообразных (хотя художники изображают его с более поздним инструментом, так называемыми гуслями-псалтирем), других струнных щипковых инструментов в то время не было. Народными же мы можем называть эти гусли прежде всего потому, что они воспеты в наших песнях, сказках, былинах, они были частью нашей истории, использовались в обрядовой жизни нашего народа.

А чем обрядовая музыка отличается от современной?

Музыкальные формулы для наших предков были такими же святынями, как для христианина икона: у него не искусствоведческий взгляд на икону, для него икона всегда красива, ее красота не подлежит сомнению. Так и в народной традиции: обрядовые наигрыши - свадебные, масленичные, на Ивана Купалу, на закликание птиц и так далее - это святыни, они обязательно красивы. Но это не главное, это само собой разумеется: все звуки даже самых простейших музыкальных или хозяйственных сигнальных приспособлений построены по законам высшей красоты. Главное же в том, что народ этими наигрышами, песнями участвует в творении мира, он знает, в какой день какая песня - с какими интонациями, с каким содержанием - должна звучать. В народной традиции человек на празднике не посторонний, не зритель, не наблюдатель, не оценщик, а участник - он участвует в празднике своей одеждой, соответствующей песней, пляской и, если требует обряд, плачем.

А как вам удается воссоздавать гусельные наигрыши, каким-то внутренним чутьем?

Нет-нет, ни в коем случае! Настало счастливое время, когда мы, получив импульс от археологов, передали наш опыт фольклористам, и, взяв восстановленные действующие инструменты, они поехали в Псковскую, затем в Новгородскую области собирать свидетельства инструментальной музыкальной традиции, в частности гусельной. И начались открытия! Старожилы псковских, новгородских сел сначала сказали, что не смогут вспомнить, как они играли в юности, ведь это было 60 лет назад. А потом (инструмент звучащий, интересно попробовать!) прикасались к струнам, и вдруг пальцы что-то начинали вспоминать - и сегодня золотая фонотека русской национальной музыки пополнилась не десятками, не сотнями, а тысячами образцов гусельной игры. В деревнях сохранились следы настоящей гусельной традиции, способы игры и древние наигрыши - это едва ли не самое крупное открытие в фольклористике XX века! Оно стало возможным благодаря началу реконструкции новгородских средневековых инструментов.

Владимир Иванович, я слышала, что ваш центр создавался очень непросто.

У нас много сложностей. К сожалению, в России мало кто знает или хочет знать о древней музыкальной культуре и редко говорят об открытиях в Новгороде. Да и в самом Новгороде, к сожалению, власти не могут понять важности этих открытий. Придет время, мы спохватимся, но иногда мы спохватываемся поздно...

Наш центр из-за равнодушия, мягко сказано, чиновников создавался очень трудно, долго. И его не было бы, если бы не Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он не только первым откликнулся и прислал своих сотрудников для записи в Новгороде голосов реконструированных древних инструментов, но и в течение долгих лет привлекал других академиков, ученых с мировым именем, убеждал в том, что такой центр необходим, посылал письма в администрацию города, в обком партииѕ Затем подключились писатели, журналисты. И под давлением общественности начали строить это здание. Это заслуга российской общественности, я должен поблагодарить очень многих людей!

Потом появилась новая проблема - никто не хотел брать это здание на баланс, и его собирались у нас отобрать. И в эту труднейшую минуту Дмитрий Сергеевич, председатель Советского фонда культуры, взял наш центр на баланс фонда как общественную организацию. С 1991 года я официальный директор Центра музыкальных древностей. Одно время мы даже назывались коммерческой организацией, но только ради того, чтобы сохранить особенность нашей программы. Никакой коммерцией мы не занимаемся, потому что восстановленные древние музыкальные инструменты бесценны, это то, чем город должен гордиться, что должен лелеять и беречь, это национальное достояние и мировое сокровище. А мы вынуждены сражаться за выживание...

Как работает сейчас ваш центр?

К нам приходят и приезжают люди разных возрастов, разных профессий из разных концов России и мира. Мы читаем лекции об истории Новгорода, вернее, о его музыкальной истории. И на лекциях обязательно звучат наши инструменты, обязательно поет хор. Плясовые наигрыши мы показываем с плясками, а песни выбираем по времени года, какой праздник ближе.

Хором руководит Наталья Николаевна Попова, выдающийся специалист, лучшего в Новгороде и во многих городах вокруг нет. Это на первый взгляд кажется, что наша программа проста: сыграл, сплясал и спел, - нет, далеко не каждый специалист способен осилить такую высокую научную программу. Она дает возможность уловить ощущение традиции, это очень важно, ни в какой консерватории этому не научат, а Наталья Николаевна это делает благодаря и своему педагогическому таланту, и своей одаренности, знаниям. Есть у нас золотошвейка Ольга Павловна Шадурская, специалист высшего класса с художественным вкусом тоже от Бога. Сотрудниками центра я могу только гордиться, лучших сегодня не найти.

А один наш воспитанник игрой на гуслях очаровал свою возлюбленную, как это, кстати, и бывало когда-то. Гусли - символ мужского начала, это подтверждают все документальные свидетельства, которые мы собрали в экспедиции. И если девушка на сцене играет сегодня на гуслях, с точки зрения народной традиции это нарушение обычая.

Заканчивая наши лекции, мы всем гостям, какой бы национальности они ни были, желаем одного - чтобы в их гардеробе на случай праздника был народный костюм. Желательно сшить его своими руками: когда шьешь такую одежду, узнаёшь историю своего народа лучше, чем читая исследование, многое понимаешь и можешь восхититься и конструкцией, и украшениями, и тем, чем одежда одного края отличается от одежды другого края. И разумеется, хотя бы одну настоящую старинную обрядовую песню надо разучить: мужчине - мужскую, женщине - женскую. Ведь песенная культура собрала весь опыт народа, это не развлечение, эти песни нужно перелистывать как Библию: в каждой песне своя притча, у каждой свое назначение, свой смысл, своя поэтическая красота, - и если мы прикоснемся к этим сокровищам, то больше будем уважать себя. Это возможность осознать красоту своего народа, ощутить себя его частью. А это необыкновенно красиво! Со школьной скамьи я помню лозунг: «Берегите свою культуру, как зеницу ока».

Владимир Иванович закончил свой рассказ пожеланиями и ничего не сказал о том, что Центру музыкальных древностей очень нужна помощь. Эти замечательные люди изо всех сил сражаются, чтобы все мы снова не потеряли сокровище, лишь недавно обретенное. Как мало людей знают об открытиях, сделанных у нас, в России, и в первую очередь в Новгороде! Центр постоянно оказывается на грани исчезновения из-за недостатка денег - и почти никого это не волнует! И наше общее сокровище существует только сверхусилиями нескольких человек. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям: если вы хотите помочь этой благородной работе, позвоните в редакцию.

на журнал "Человек без границ"

Опера-былина в семи картинах НиколаяАндреевичаРимского-Корсакова на либретто композитора и В. И. Бельского, основанном на старинных русских былинах.

Действующие лица:

Фома Назарьич , старшинаНастоятелиТенор

Лука Зиновьич , воеводановгородскиеБас

Садко , гусляр и певец в НовгородеТенор

Любава Буслаевна , его молодая женаКонтральто

Дуда Бас

Сопель Тенор

1-йудалый , скоморохМеццо-сопрао

2-йудалый , скоморохМеццо-сопрано

1-й волхв Тенор

2-й волхв Тенор

Варяжский заморскиеБас

Индийский торговыеТенор

Веденецкий гостиБартон

Окиан-море , царь морскойБас

Волхова , царевна прекрасная, его дочь Сопрано

молодшая, любимая

Видение - старчище могуч-богатырь Баритон

во образе калики перехожего

Новгородский люд обоего пола и всяких сословий, торговые гости новгородские и заморские; корабельщики, дружина Садко; скоморохи - веселые молодцы, калики перехожие - угрюмые старики; водяные, красные девицы, белые лебеди и чуда морские.

Балет

Царица Водяница Премудрая , жена царя морского, и двенадцать старших дочерей его, что замужем за синими морями. Ручейки - внучата малые. Среброчешуйчатые и золотоперые рыбки и другие чуда морские.

Время действия : полусказочное-полуисторическое.

Место действия : Новгород и море-океан.

История создания

Уже перечень действующих лиц с очевидностьюсвидетельствует, что эта опера-былина полусказочная, как и многое в наследии Н. А. Римского-Корсакова.

У Н. А. Римского-Корсакова два произведения,которые носят название «Садко» - музыкальная картина для оркестра и опера-былина. Первое было написано в 1867 году (и разобрано весьма объективно самим автором в его «Летописи моей музыкальной жизни»), второе - почти тридцать лет спустя, в 1896 году. Можно поражаться, насколько рано сформировался у Римского-Корсакова интерес к русской старине и народной культуре и какое глубокой развитие он получил на протяжении всей жизни композитора.

В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена, в котором он убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». При этом он предлагал даже свой собственный план либретто. Это письмо послужило новым толчком для фантазии композитора. Он стал размышлять об опере. Своими мыслями Римский-Корсаков поделился с выдающимся знатоком русской культуры В.В.Стасовым. Тот написал ему большое письмо, в котором обращал его внимание на многочисленные варианты былины, призывал его как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Следует признать, что под влиянием Стасова Н. А. Римский-Корсаков несколько изменил первоначальный план оперы, в частности, создал первую картину, которой по первоначальному замыслу не было.

Практическую работу по написанию либретто взял на себя В. И. Бельский, который после этого своего первого опыта сотрудничества с композитором стал его либреттистом при работе над другими операми (одна из записей Римского-Корсакова: «...наведывался к нам В. И. Бельский, с которым у меня велись бесконечные обсуждения различных пригодных для меня оперных сюжетов»).

Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше - чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное купанье. «Помнится, что местом сочинения (...) часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, - вспоминал Римский-Корсаков. - Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой - раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко»». Следующее лето композитор провел там же и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Картины писались одна за другой (по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без третьей картинны, которая появилась позже).

Полностью опера была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М. П. Беляев. Той же осенью опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием;

Император Николай II вычеркнул ее из репертуара. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова 7 января 1898 года и прошла с большим успехом.

Сюжет и музыка

Вступление

(По первоначальному замыслу композитора Любавы, жены Садко, какперсонажа оперы не было. «В августе (1895 года. - А.М.), когда черновик всей оперы по первоначальному плану был окончен, - читаем в «Летописи моей музыкальной жизни» Н. А. Римского-Корсакова, - я стал подумывать о жене Садко. Смешно сказать, но в то время у меня сделалась какая-то тоска по фа минорной тональности, в которой я давно ничего не сочинял икоторой у меня в «Садко» пока не было. Это безотчетное стремление к строю фа минор неотразимо влекло меня к сочинению арии Любавы. Ария была сочинена, понравилась мне и послужила к возникновению 3-й картины оперы, прочий текст для которой я попросил сочинить Бельского»).

Дивно звучит хор девиц-красавиц («Глубь-глубокая, Окиан-море»), над которым парит колоратура (без слов) царевны морской.

Садко спускается в терем на раковине, запряженной касатками.. Он останавливается перед Царем; в руках у него гусли. Грозно приветствует его царь морской. Царевна же молит батюшку не гневаться, а просить Садко песню спеть. Садко играет и поет величальную песню («Синее море грозно, широко»). В ней три куплета, в каждом куплете две части: первая - певучая, широкая, вторая - припев-славление - бодрая, блестящая. В третьем куплете к Садко присоединяются сами царь и царевна. Тогда царь морской созывает все свое морское царство (слышны трубы бирючей царства подводного; их сигналы звучат за кулисами).

Туман рассеивается, на месте его виднеется Волхова-река широкая, соединенная с Ильмень-озером, освещенная лучами восходящего солнца. По реке в сторону озера бегут корабли. И теперь команда на них поет: «А и вверх по широкой реке бегут побегут тридцать кораблей, тридцать кораблей и един корабль. А и все корабли-то что соколы летят, а Сокол-то корабль легкой птицею, легкой птицею, белым кречетом» (ср. с песней корабельщиков и дружины в пятой картине). Все персонажи, которых мы видели в первой картине, вышли теперь встречать Садко. И дивятся все, что «протекла река широка в Новегороде». И река эта - Волхова. Все поют славу Садко, Волхове и окиан-морю синему.

© Александр МАЙКАПАР

инструмент Садко

Альтернативные описания

. (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

Старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

Наколенная арфа

Музыкальный инструмент былинного Садко

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

Самогуды

Заставили Ягу плясать

Музыкальный инструмент Садко

Старорусское подобие арфы

Инструмент Бояна

Музыкальный инструмент сказочного Садко

Крыловидный инструмент

Старинный струнный щипковый инструмент

Лежачая арфа

. «арфа» Садко

Яровчатый иструмент

Инструмент в руках Садко

Струны Садко

Старинный русский музыкальный инструмент

Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

Старинный русский народный щипковый инструмент

Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент былинного Садко

. "Арфа" Садко

Ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

Старинный русский муз. инструмент

«Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Пользователь. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Популяризация электронной музыки. Слушатель. Проблемы, решаемые с помощью электронного инструментария. Электроника - детям. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика».

«Музыкальная культура» - Сидоров Денис - вокал (дипломант) Григорьева Анна – изобразительная деятельность (3 место). Загробное царство и конец Света. Дворцовое искусство. Образы отражают следующие темы. Р.Вагнер. Композиторы. Рим Греция. Первая опера 1597 год. Удивительная сила музыка. Античность. Античные образы в музыкальной культуре.

«Музыкальное искусство» - Выражение – передача чувств, настроений, разнообразия человеческих характеров. Характерные. Статус музыки в жизни человека и общества. Массовые кордебалетные танцы. Строение сонатной формы. Антракт – инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному действию. Адажио. Пространственно- временные искусства.

«Музыкальные формы» - Фраза Д. Музыкальная композиция. Вариация – с латинского означает изменение. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения произведения. Фраза С. Фраза А1. Содержание музыкального произведения неотделимо от формы. Второе предложение. Сонатная форма – состоит из трёх разделов.

«Музыкальные уроки» - Музыкальные проигрыватели. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Пение КАРАОКЕ. Новизна средств вызывает удивление у школьников. Программы для работы с музыкой на компьютере. Интерес и инициатива самого учителя. Клиффорд. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.

«Казахские музыкальные инструменты» - Дабыл. Настройка струн была связана с длинным устройством инструмента. На шертере играли так же, как и на домбре. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Обычно дабылом пользовались воины. Казахские музыкальные инструменты.

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Брунчалка

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.


Как звучит брунчалка

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

«Старая песня на новый лад»

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.


Гудок

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

«Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.


Гусли

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

 

 

Это интересно: