→ Список балетной труппы мариинского театра. Почему из мариинского театра уходят артисты балета. Почему вы решили покинуть Мариинский театр

Список балетной труппы мариинского театра. Почему из мариинского театра уходят артисты балета. Почему вы решили покинуть Мариинский театр

Забытый балет

Вы переехали работать из Петербурга в Южную Корею. Насколько Азия сейчас популярна у наших артистов балета?

Скажу честно, в Европу и США мои коллеги переезжают в разы чаще. В Южной Корее балету всего около 50 лет, а компании «Юниверсал-балет» (крупнейшая балетная компания Южной Кореи, базируется в Сеуле. - Ред.), в которой я теперь работаю, и вовсе 33 года. Помимо нее, в стране есть еще Корейский национальный балет, где могут работать только корейцы. Никакой дискриминации: подобные компании существуют и в других странах, например, во Франции. Там тоже танцуют исключительно французы.

- Почему вы решили покинуть Мариинский театр?

Все началось с того, что в «Юниверсал-балет» устроилась моя коллега. Однажды я спросил ее, нужны ли там ребята-танцовщики. Я отправил в компанию видео своих выступлений, и вскоре меня позвали работать. Я тут же согласился, потому что уже давно хотел поменять свою балетную жизнь в лучшую сторону. А в компании «Юниверсал-балет» оказался очень богатый репертуар: есть что потанцевать.

Проблема в том, что в Мариинском театре на данный момент больше внимания уделяется опере и музыке, чем балету, о котором будто забыли. Поначалу в Мариинском театре еще ставили новые спектакли, приглашали хореографов, в том числе зарубежных. Но потом все это как-то поне­многу прекратилось.

Последним из знаковых балетмейстеров два года назад приехал Алексей Ратманский (постоянный хореограф Американского театра балета. - Ред.), который поставил в Мариинском театре балет Concerto DSCH на музыку Дмитрия Шостаковича. Подолгу я танцевал в одних и тех же классических постановках. Но хотелось и какого-то нового репертуара, современной хореографии.

Но если у нас есть прекрасная классика - «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», так, может, современная хореография и не нужна?

Без новых спектаклей не будет развития театра и артистов. За границей это понимают. Например, в Южной Корее мы недавно танцевали «Маленькую смерть» Иржи Килиана (чешский танцовщик и хорео­граф. - Ред.). Это современная классика, которая идет в театрах многих стран мира. Но почему-то не в Мариинке. А еще здесь есть в числе прочего балет «Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета Макмиллана (британский балетмейстер, руководитель Королевского балета в 1970–1977 годах. - Ред.), «Евгений Онегин» Джона Ноймайера (балетмейстер, глава Гамбургского балета с 1973 года. - Ред.), In the Middle, Somewhat Elevated («В середине что-то возвышалось») Уильяма Форсайта (американский хореограф, его балетная труппа «Форсайт компани» занимается экспериментами в области современного танца. - Ред.).

Фабрика Гергиева

- Мы становимся балетной провинцией?

Я бы так не сказал. Просто Мариинский театр превращается в некую фабрику. В месяц у артиста там может быть 30–35 балетных спектаклей. Например, мне иногда приходилось выступать даже дважды в день. Поначалу люди, открывая такую напряженную афишу на месяц вперед, делали удивленные круглые глаза. Но человек привыкает ко всему. Вот и мы со временем привыкли. Каждый день работали, выходили на сцену, исполняли, что должны. Но на подготовку новых спектаклей ни времени, ни сил ни у кого уже не хватало, ведь старые вещи, репертуар, который идет, тоже надо репетировать. Многие артисты балета уходили именно из-за этой рутинной однообразной работы.

Здесь в месяц идет 6–7 спектаклей. И к каждому из них мы тщательно готовимся, ведь время позволяет. Например, недавно танцевали модерн-программу, и от каждого зарубежного хореографа (чьи постановки спектаклей входили в эту программу. - Ред.) приезжал ассистент, с которым мы вместе работали: он объяснял какие-то нюансы, детали. С января, что я здесь, уже столько эмоций получил и столько всего станцевал!

- Как вы думаете, почему в Мариинском театре такой конвейер?

Просто человек, который стоит во главе театра (Валерий Гергиев. - Ред.), сам такой же. Он очень работоспособный. В один день он в Москве на встрече, через три часа летит в Мюнхен дирижировать симфоническим оркестром, а через пять часов снова в Москве на приеме. Он, видимо, решил, что и его театр должен работать очень активно. Конечно, это неплохо. Но иногда я себя ощущал в Мариинке будто шахтером: трудился с утра и до ночи. Например, нередко уходил из дома в 10 утра, а возвращался в полночь. Конечно, это было очень тяжело. С другой стороны, у любого театра в мире есть свои проблемы.

«Северо­корейских бомб здесь не боятся»

Как вас приняли коллеги-танцовщики в Южной Корее? Был ли какой-то повышенный интерес к вам, поскольку вы из Мариинского театра?

Никаких особых восторгов я не заметил. Возможно, раньше европейцы в балетном мире Кореи и были в диковинку, но сейчас к нам все уже давно привыкли. Например, в «Юниверсал-балет» примерно половина всех танцовщиков приехали из Европы. Есть и американцы. Кстати, в корейском балете очень многое взято именно из русского балета. В частности, здесь немало постановок Мариинского театра. Поэтому мне здесь очень легко: я как танцевал «Щелкунчика» или «Дон Кихота» в Мариинке, так и танцую здесь.

- Какие условия предоставляют нашим танцовщикам корейцы?

Условия очень хорошие, в этом плане они молодцы. Например, мне тут же предоставили жилье - небольшую квартиру, хорошую заработную плату, которая в разы больше, чем была в Петербурге (впрочем, и цены здесь выше), и медицинскую страховку. В Мариинском театре артистам балета ее, кстати, тоже делали. Например, несколько лет назад мне по ней прооперировали колено.

- А конкуренция в балетном мире выше в России или Южной Корее?

Конкуренция есть везде, без нее ты просто не растешь. Но она адекватная и здоровая. Я не чувствовал ни в Петербурге, ни в Сеуле никаких косых взглядов или разговоров за спиной. Но даже если про меня что-то и говорят, я так погружен в работу, что не замечаю этого. А вообще рассказы про осколки стекол в пуантах и измазанные костюмы - это миф. За всю мою карьеру в балете я никогда с этим не сталкивался. И даже не слышал о таком. Никаких подстав.

- Азия - это совершенно другой мир. К чему вам было сложнее всего привыкнуть в Южной Корее?

Когда коллеги в Мариинском театре узнали о моем отъезде, то сказали, что мне там будет психологически очень тяжело жить. Но в Сеуле я настолько погрузился в свою профессию, что абсолютно ничего не почувствовал. Я просто танцую без этой петербургской гонки и чувствую себя абсолютно счастливым. Разве что язык надо подучить. Но и без него в Корее можно прожить. Дело в том, что местные люди очень доброжелательные. Стоит заблудиться в метро или на улице, как они сразу подходят и на английском языке предлагают помощь, спрашивают, куда мне надо.

- А как там относятся к Северной Корее? Чувствуется напряженность от такого непростого соседа?

Нет. Мне кажется, об этом никто даже не думает и корейских бомб не боится. Здесь все очень спокойно, и кажется, что вообще ничего не происходит. Нет ни терактов, ни катастроф, ни даже каких-то крупных скандалов. Но, несмотря на то, что здесь так комфортно, я все равно скучаю по Петербургу, своим родным и по Мариинке. Этот театр мне действительно очень много дал. Я там учился, нарабатывал опыт, формировал свой вкус, я там танцевал. И это навсегда останется в моей памяти.

Закончились гастроли балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке. Главное впечатление от этих гастролей: в лучшем случае – Валерий Гергиев не понимает искусство балета, в худшем – он это искусство не любит.

Обратимся к фактам.

БАМ – Бруклинская академия музыки – это один из театральных центров Нью-Йорка. На сцене БАМа постоянно выступают танцовщики театра-модерн, драматические театры, но не большие труппы, танцующие классические балеты.

Сцена в БАМ – длинная и узкая. Уместить на этой «беговой дорожке» кордебалет лебедей было невозможно, и количество танцовщиц кордебалета сократили. Остальные все равно были стиснуты на этом пространстве так, что почти задевали друг друга пачками, иногда в тесноте образуя какую-то «кашу». В такие условия был поставлен лучший в мире кордебалет! Какое там «дыхание», какое волшебство, когда танцевать негде?! И вообще, все сцены спектакля выглядели зажатыми между задником и рампой.

Когда Ульяна Лопаткина в роли Одиллии блистательно крутила 32 фуэте в глубине сцены буквально на одном пятачке, не только я, как мне стало известно, волновалась: не ударит ли она носком по лицу сидящую за ее спиной Владетельную принцессу?

Театр не привез свой линолеум, а пол на сцене БАМ – скользкий. Танцовщики падали (одна из солисток получила серьезную травму). Я уж не говорю о таких «мелочах», как неглубокие кулисы. Или отсутствие пространства за задником, отчего артистам приходилось бежать под сценой, чтобы выйти на сцену с другой стороны, если это было необходимо в спектакле. Как можно было привозить труппу в театр, не проверив заранее, годится ли сцена для балетного спектакля?!

В театре нет балетного дирижера, и это трагично сказывается на исполнении балета артистами. Ни Гергиев, ни другие дирижеры не сообразовали свои темпы с хореографией.

Балетный дирижер – это отдельная профессия, и такие дирижеры всегда были в Мариинском (Кировском) театре. Самый гениальный дирижер оркестра в мире не обязательно владеет этой профессией. Как не обязательно самая гениальная балерина может стать хорошим репетитором.

Когда танцовщик не успевает зафиксировать позу и дать нам насладиться ее красотой, или когда исполнитель не может чисто закончить пируэты, потому что дирижер «загнал» темп, зрителю безразлично, как в этот момент играют скрипки. Свое искусство в полную силу дирижер может проявить, выступая с оркестром в филармонии или Карнеги Холл. Да, Баланчин придерживался другого принципа, но он был и музыкантом, и хореографом одновременно, и понимал, что артисты могут танцевать в таком темпе, а что – нет, и он создавал совершенно другой балетный спектакль.

И, во всяком случае, балет Мариинского театра и не должен танцевать так, как танцуют другие, самые лучшие балетные труппы в мире. Балет Мариинского театра имеет свои исторически сложившиеся особенности, и не надо ими пренебрегать. В Мариинском театре в стиль исполнения классического балета входит обязательное понятие красоты как неотъемлемой части спектакля. Это отличительная черта русского балета вообще. И балетный дирижер должен это понимать и дать танцовщикам возможность воплотить эту красоту на сцене.

Возможно, 100 лет назад темпы были другими, но за это время стиль исполнения и техника настолько поменялись, что эти обстоятельства нельзя не учитывать.

Более того, каждый балетный артист имеет свои индивидуальные особенности. Некоторым для успешного исполнения фуэте надо ускоренный темп, некоторым – замедленный, и балетный дирижер раньше всегда проверял с солистами темпы.

Все это не каприз артиста, это условие, при котором он может танцевать наилучшим образом. Несомненно, музыка является основой балета, но в балетном спектакле танец – доминирует. Поэтому главная цель театра – показать спектакль в его наилучшем качестве. А это качество зависит не только от мастерства артистов, но и от того, понимает ли дирижер искусство балета.

Гергиев о спектакле не думал, что временами и сказывалось на качестве исполнения.

Программка к спектаклю. Интересно было бы узнать, кто ее составлял. В программке указан Валерий Гергиев, директор Мариинского театра. Но не указан Юрий Фадеев… Да, у него должность и в России указана невнятно: и.о. Но фактически Фадеев является руководителем балетной труппы. Имени Фадеева нет и в разделе «кто есть кто», где дана информация – также далеко не обо всех солистах театра. Но в программку вложен листок с перечислением всех солирующих музыкантов оркестра… Кто же поставил эту информацию для программки с таким пренебрежением к балету?

И – завершающий аккорд. Последняя программа составлена из балетов на музыку Шопена. Начинался вечер с «Шопенианы». Балет был поставлен Михаилом Фокиным под оркестрованную А. Глазуновым фортепианную музыку Шопена. Но на гастролях в Америке балет танцевали под фортепиано (как мне объяснили, Гергиев с оркестром уехали в Эн Арбор на двухдневные гастроли).

К танцовщикам в таких условиях нет никаких претензий, но мы присутствовали на… шефском концерте театра на заводе. Надо сказать, что и американские критики отмечали те же недостатки, которые отметила я. В таких условиях, в которые был поставлен балет на гастролях, я не имею права судить о состоянии и качестве труппы на данный момент. Хотя некоторые премьеры успешно справлялись с трудностями.

Конечно, Ульяна Лопаткина танцевала Одетту-Одиллию с ожидаемым от нее талантом и мастерством. Но я хотела бы выделить еще две актерские удачи.

Диана Вишнева в балете Алексея Ратманского «Золушка». Зачем выбрали этот не лучший балет Ратманского для гастролей – не знаю (думаю, хореограф тоже не в восторге от этого выбора). Но Вишнева подняла этот балет на другой уровень. Она появилась в этом спектакле, как существо с другой планеты, иного мировоззрения и мироощущения.

И еще надо отметить Екатерину Кондаурову во втором дуэте в балете Джерома Роббинса «В ночи». Это было яркое, талантливое выступление, своего рода шедевр. И Евгений Иванченко не был только партнером – в их дуете “читалась” история отношений.

Но возвращусь к общему впечатлению от гастролей. Почему открытием гастролей балетной труппы было исполнение… оперы?… Замечание маленькое, но укладывается в общую картину…

За последние несколько месяцев три русских балетных труппы приезжали в Нью-Йорк. Балет Большого и Михайловского театра танцевали в Линкольн центре и показались с самых лучших сторон. Один балет Мариинского театра был поставлен в невыгодные условия. И если Гергиев назван единственным руководителем гастролей, он и должен отвечать за них.

Но вот какой вопрос меня волнует. Я – не единственная, которая видит недостатки. Почему все молчат? Неужели я одна так продолжаю любить эту труппу, что меня одну оскорбляет неуважительное к ней отношение?

Государственный академический Мариинский театр существует уже более двух столетий. В его репертуар входят классические и осовремененные оперы и балеты.

История Мариинского театра оперы и балета

Мариинский государственный академический театр оперы и балета был открыт в 1783 году. В разные годы здесь служили такие великие артисты, как Фёдор Шаляпин, Михаил Барышников, Вацлав Нижинский, Николай Фигнер, Матильда Кшесинская, Иван Ершов, Рудольф Нуреев, Анна Павлова и многие другие. В репертуар входили не только балеты, оперы и концерты, но и драматические спектакли.

Здание театра было построено по проекту архитектора Антонио Ринальди. В 19 веке оно подверглось реконструкции. Осуществил капитальное переустройство Мариинки архитектор и рисовальщик Тома де Томон. В 1818 году театр серьёзно пострадал от пожара и был подвергнут новой реконструкции.

На его сцене тогда выступало три труппы: русская, итальянская и французская.

В 1936 г. был перестроен зрительный зал с целью достижения лучшей акустики и обзора. В 1859 году здание сгорело, и на его месте было построено новое, в котором академический Мариинский театр располагается до сих пор. Проект его разработан Альберто Кавосом. Название своё театр получил в честь императрицы Марии - супруги Александра II.

В 1869 году балетную труппу возглавил великий Мариус Петипа.

В 1885 г. театру пришлось пережить очередную реконструкцию. К левому крылу здания была сделана трёхэтажная пристройка, в которой разместились мастерские, репетиционные залы, котельная и электростанция. Ещё через 10 лет было расширено фойе и перестроен главный фасад.

В 1917 году Мариинский театр получил статус государственного, в 1920 - академического, а в 1935 ему было присвоено имя С. М. Кирова.

В те годы в репертуаре помимо классических произведений были оперы и балеты советских композиторов.

В послевоенные годы театр подарил зрителям такие постановки: «Легенда о любви», «Спартак», «Каменный цветок», «Двенадцать», «Ленинградская симфония». Помимо Дж. Верди, П.И. Чайковского, Ж. Бизе, М. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова в репертуаре появились произведения таких композиторов, как Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Тихон Хренников и так далее.

В 1968–1970 годы театр вновь был реконструирован. Проект обновлённого здания разработал архитектор Саломея Гельфер. После этой реконструкции театр стал таким, каким мы видим его сейчас.

В 80-е годы в Мариинку пришло новое поколение оперных артистов. Они ярко заявили о себе в постановках «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Режиссёром этих спектаклей был Юрий Темирканов.

В 1988 году на должность главного дирижёра был назначен Валерий Гергиев, который вскоре стал и художественным руководителем. Благодаря его хлопотам в 1992 г. театр вновь стал называться Мариинским.

Несколько лет назад был открыт "Мариинский-2". Техническая оснащённость его сцены позволяет создавать современные новаторские постановки, о которых можно было раньше только мечтать. Этот уникальный комплекс позволит воплощать в жизнь самые смелые проекты. Зал "Мариинского-2" рассчитан на 2000 зрителей. Общая площадь здания почти 80 тысяч квадратных метров.

Оперный репертуар

Академический Мариинский театр предлагает своим зрителям следующие оперные постановки:

  • "Идоменей, царь Критский";
  • "Леди Макбет Мценского уезда";
  • "Ночь перед Рождеством";
  • "Пеллеас и Мелизанда";
  • "Русалка";
  • "Сестра Анжелика";
  • "Хованщина";
  • "Испанский час";
  • "Летучий голландец";
  • "Обручение в монастыре";
  • "Поворот винта";
  • "Сказание о невидимом граде Китеже";
  • "Тристан и Изольда";
  • "Лоэнгрин";
  • "Очарованный странник";
  • "Путешествие в Реймс";
  • "Троянцы";
  • "Электра".

И другие.

Балетный репертуар

Академический Мариинский театр включил в свой репертуар следующие балетные спектакли:

  • "Аполлон";
  • "В джунглях";
  • "Драгоценности";
  • "Конёк-Горбунок";
  • "Волшебный орех";
  • "Ленинградская симфония";
  • "Пять танго";
  • "Барышня и хулиган";
  • "Сильфида";
  • "Инфра";
  • "Шурале";
  • "Маргарита и Арман";
  • "Там, где висят золотые вишни";
  • "Пробуждение Флоры";
  • "Адажио Хаммерклавир";
  • "Глина";
  • "Ромео и Джульетта";
  • "Симфония в трёх движениях".

И другие.

Труппа Мариинского театра

Академический Мариинский театр собрал на своей сцене замечательных оперных солистов, артистов балета, хора, а также музыкантов. Здесь работает огромный коллектив.

Труппа Мариинки:

  • Ирина Гордей;
  • Мария Максакова;
  • Михаил Векуа;
  • Василий Герелло;
  • Диана Вишнёва;
  • Антон Корсаков;
  • Александра Иосифиди;
  • Елена Баженова;
  • Илья Живой;
  • Анна Нетребко;
  • Ирина Богачёва;
  • Дмитрий Воропаев;
  • Евгений Уланов;
  • Ильдар Абдразаков;
  • Владимир Феляуэр;
  • Ульяна Лопаткина;
  • Ирина Голуб;
  • Максим Зюзин;
  • Андрей Яковлев;
  • Виктория Краснокутская;
  • Данила Корсунцев.

Какая российская девушка хоть раз в жизни не мечтала о балете? Его можно назвать нашим национальным искусством. Мы обожаем балет и знаем по именам почти всех прим и премьеров Большого и Мариинского театров.

В преддверии Международного дня балета — в этом году он отмечается в третий раз — предлагаем полюбоваться на лучших из лучших, богинь российского балета: Светлану Захарову, Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину.

Воплощение грации и изящества

А также железной воли и несгибаемого духа. Это прима Большого театра и миланского Ла Скала Светлана Захарова . Она дебютировала в Мариинском театре в возрасте 17 лет, и вот уже двадцать лет в ее карьере не было ни одной осечки. Она с успехом исполняет классику и современный танец.

«Я станцевала уже все партии, о которых можно мечтать, в самых разных редакциях. Например, «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Мне хочется экспериментов, испытать возможности своего тела в чем-то другом. Современный танец — это движение, которое дает свободу. Классика же имеет рамки и правила, за которые нельзя выходить», — поделилась Светлана в одном из интервью.

Что больше всего нравится Захаровой в профессии? По словам балерины, она счастлива во время подготовки к спектаклю. Примерки, репетиции. В это время она порой не спит ночами - в голове звучит музыка.

Сама премьера уже не вызывает столько радости. Становится даже немного грустно, ведь то, к чему я так готовилась, уже состоялось.

Кстати, звездой себя Светлана не считает. «Я просто человек, который пашет каждый день», — говорит она.

Утонченная и одновременно стремительная

Прима Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева в этом году отметила сорокалетие. Но это раньше считалось, что карьера балерин досадно скоротечна. Диана не только постоянно радует поклонников премьерами, но и выступает организатором международного фестиваля Context.

Она исполняет и классику, и современные танцы. В одном из интервью Вишнева призналась, что совмещать различные направления в хореографии — это словно выучить другой язык. В прошлом году Диана даже сняла фильм под названием Language — о языке собственной пластики.

О себе Вишнева говорит в первую очередь как о человеке упорном. Она уверена: без упорства и целеустремленности о балете и думать не стоит. «Сколько жертв надо приносить каждый день! Нужно укрощать свое тело и сознание. Физически изнуряющий труд — обязательное условие, если хочешь чего-то достичь. «Каторжный труд» — это не гипербола. Нужно уметь летать, парить, нести красоту, любовь... Искусство требует от тебя больших эмоциональных, моральных и физических сил».

Невероятно артистичная

Нежная и в то же время дерзкая... Прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Ульяна Лопаткина в октябре отметит 43-летие. Она известна всему миру, но о себе говорить не любит. Ульяна очень практична и предпочитает словам действия.

«Это не Голливуд, в балете все ближе к делу. В балете все доказывается работой. Работа очень тяжелая, физически, психически, эмоционально тяжелая, и есть за что уважать людей, которые занимают высокое положение в балете, — они своим трудом это место оправдывают», — заметила в одном из интервью Лопаткина.

Ульяну называют «иконой русского балета».

Но артистка вовсе не страдает звездной болезнью и полагает, что каждый из нас в некоем смысле может быть «иконой».

Мы носим в себе святость. Она проявляется в разной степени, но потенциально заложена во всех нас. Может быть, поэтому люди, особо чувствительные к искусству, говорят об иконе. Так они формулируют ощущение, которое, возможно, пережили во время спектакля.

    См. также Мариинский театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Мариинского театра, Оперная труппа Большого театра. Содержание 1 Сопрано 2 Меццо сопрано 3 Контральто … Википедия

    См. также Мариинский театр, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра, Дирижёры Большого театра до 2000 после 2000 Константин Николаевич Лядов Эдуард Францевич Направник… … Википедия

    См. также Большой театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Большого театра, Дирижёры Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Оперная труппа Мариинского театра. В список входят оперные певцы и певицы, входящие и входившие в… … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар балета Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции. Мариинский театр, 2008 … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия

    См. также Мариинский театр, Дирижёры Мариинского театра, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Большого театра до 2000 после 2000 Смолич, Николай Васильевич Эйфман, Борис Яковлевич … Википедия

    Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия

 

 

Это интересно: