→ В помощь школьнику. Сочинение на тему Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Образ русской крестьянки в поэме

В помощь школьнику. Сочинение на тему Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Образ русской крестьянки в поэме

Связь романа с общественной жизнью. Роман Тургенева «Накануне» (1859) имеет связь с событиями русской общественной жизни того времени. Он вышел в эпоху, непосредственно следовавшую за концом неудавшейся Крымской кампании , когда ждали важных преобразований государственной жизни и реформ в различных её областях. Это была эпоха чрезвычайного общественного оживления. Для решения ближайших задач жизни требовались люди с энергией и знанием жизни, люди дела, а не рассуждений и мечтаний, – вроде Рудина . Тип этих «новых людей» уже нарождался. И Тургенев, захваченный событиями переживаемой эпохи, захотел отразить данный момент жизни и изобразить новые чувства и мысли этих новых людей и их влияние на старую неподвижную жизнь.

Тургенев. Накануне. Аудиокнига

Новые типы в романе. Уголком для воспроизведения Тургенев выбрал старинную помещичью семью, где протекала заплесневевшая тихая жизнь людей прежнего уклада и где чуялось брожение молодых сил, подымавшихся навстречу движению новой жизни. Представителем протестующей стороны явилась молодая девушка Елена , первая ласточка новой эпохи, у которой есть общие черты с Лизой Калитиной из «Дворянского гнезда ». Человеком дела, новым типом, сменившим Рудинский тип, явился болгарин Инсаров. Роман своим появлением вызвал большой шум в печати и обществе, явился крупным событием русской жизни; им зачитывалась вся интеллигентная Россия. Добролюбов посвятил ему обширную статью. Облик Елены в галерее Тургеневских женщин занимает своеобразное место.

Параллель между Лизой Калитиной и Еленой. Подобно Лизе, Елена в романе «Накануне» – девушка с живым и сильным характером, неудовлетворенная окружающей жизнью и рвущаяся к жизни другой, более согласной с потребностями её ума и души. Но между тем как Лиза вся погружена и свою внутреннюю жизнь и имеет определенные, ею самой решенные цели дальнейшей жизни, Елена жизненного содержания в себе самой не находит. Она не мечтательна и не религиозна; она ищет какого-либо общественного дела, которое заняло бы её ум и руки.

Если духом времени и новыми задачами и потребностями жизни можно объяснить замену «лишних людей», Рудиных и Бельтовых , людьми дела – Инсаровыми, то такую же эволюцию видим мы и в типе женщины: вместо Лизы, целиком обращенной внутрь себя и живущей своей индивидуальной глубокой жизнью, ставящей себе задачи жизни чисто личные, – мы видим теперь Елену, томящуюся в бездействии и ищущую живой, горячей работы среди людей и на пользу людей. Разница лишь та, что «лишние люди» в противоположность людям дела были слабохарактерны, между тем как и Лиза и Елена в равной степени обладают силой воли, стойкостью и упорством в следовании намеченным целям.

Черты натуры Елены. Основной чертой натуры Елены следует признать именно её активность, её жажду деятельности. Она с детства ищет приложения своим силам, ищет возможности быть полезной и делать что-нибудь нужное для кого-либо. Предоставленная в детстве самой себе, Елена росла и развивалась самостоятельно. Болезненная мать и слабохарактерный отец мало вмешивались в жизнь ребенка. Елена привыкла считаться с детства с самой собой, сама выдумывала себе игры и занятия, сама находила решения всего сначала ей непонятного, сама доходила до определенных выводов и решений.

Самостоятельность. Жажда деятельности. Это укрепило присущую её натуре черту самостоятельности, это же развило в ней ту определенность взглядов и мнений, при которой бывает трудно считаться с чужими и новыми взглядами, несогласными с принятыми раньше. Выросшая в круге определенных мнений и взглядов, Елена с ними и осталась, не интересуясь тем, что вне этого круга, будучи резко-нетерпимой к чуждым взглядам. Среди того, что окружало ее в отцовском доме, все казалось ей безжизненным и пустым. Она смутно ждала каких-то великих дел, свершения подвигов и томилась вынужденным бездействием. Будучи ребенком, она собирала вокруг себя нищих, бездомных, калек, жалких собак, больных птиц, деятельно заботясь обо всех и находя в этом большое удовлетворение. Одна из её подруг, бездомная девочка Катя рассказывает Елене о том, как живется им, нищим беднякам. Перед Еленой развертывается мир страданий, нищеты, ужаса, и решение её деятельно служить людям еще более укрепляется.

Сделавшись взрослой барышней, она живет все так же одинокой и самостоятельной жизнью, еще более чувствуя пустоту и неудовлетворенность своей жизнью и с тоской ища какого-либо выхода. Окружающие ее люди ей чужды и она поверяет свои одинокие мысли и чувства лишь страницам дневника. Ее раздражают двое более близких ей знакомых – художник Шубин и ученый Берсенев тем, что оба они погружены в свою работу и в интересы своей личной жизни и ведут – один беспечную и эгоистическую, другой – сухую и вялую жизнь. Елене хочется найти человека с живой, кипящей энергией, обращенного целиком к задачам и нуждам окружающей жизни, готового радостно идти на жертвы и подвиги.

Словом, в её девических мечтах ей мерещится герой. Он придет и укажет ей, куда пойти и что делать, и наполнит её жизнь живым делом, превратит эту жизнь в деятельную, бодрую и радостную. Но герой не приходит, и Елена жалуется в дневнике на свою беспомощность и неудовлетворенность. «О, если бы мне кто-нибудь сказал – вот что ты должна делать, – пишет она. – Быть доброй – этого мало; делать добро, да, – это главное в жизни. Но как делать добро?»

Влияние Инсарова. Первые известия об Инсарове (см. о нём в статье Образ Инсарова в романе «Накануне») её взволновали. Она узнала, что он – общественный деятель, что он добивается освобождения своей родины. В жизни этого человека были высокие цели, он готовился всего себя отдать на служение благу родины. Это дало толчок воображению Елены. Ей стал рисоваться облик героя, который весьма мало походил на настоящего Инсарова, что и разочаровало в начале Елену. Но, познакомившись с ним, она отметила в нем черты силы, упорства, сосредоточенности в достижении намеченных целей. Главным же было то, что вся жизнь Инсарова была заполнена одной целью и подчинена ей, что он знает, куда идет, что есть, над чем трудиться и чего добиваться. Елена же страдает именно отсутствием жизненного содержания, живых целей, которые ее бы захватили и наполнили всю её жизнь.

В конце концов, для неё начинает становиться ясным, что героизм сопровождается не какими-либо эффектами и громкими фразами, но что показателем его является именно упорство, стойкость, преданность делу и твердое спокойствие, с каким дело неизменно осуществляется. Все эти качества Инсарова дают ему в глазах Елены решительный перевес над двумя другими её знакомыми. Все интересы эстетические Шубина, вопросы искусства и впечатления поэзии, так же, как и интересы мира научного бледнеют перед ореолом, окружающим Инсарова. Полюбивши его, девушка смело и решительно идет с ним в новый край, в новую жизнь, полную тревог, труда и опасностей, покидает родных и близких. В этом шаге своем она не испытывает никакой ломки взглядов и убеждений, но, наоборот, остается верна себе. Её близость с Инсаровым объясняется значительным сходством их натур и взглядов. Вместе с Инсаровым она ставить выше всего интересы общественные; так же, как Инсаров, она отвергает мир художественных интересов, будучи нетерпимой ко всему, что чуждо её миру.

Когда Инсаров умирает, она остается верна делу мужа и всему, что их связывало и наполняло их жизнь. Упорная и стойкая в следовании принятым путям, она и после мужа идет к той же цели, свято чтя память мужа. На все упорные просьбы родных вернуться на родину Елена отвечает отказом и остается в Болгарии, которая была целью трудов и жизни мужа. Навсем протяжении романа образ Елены выдержан, как новой женщины, твердой и сильной, хотя немного узкой, ибо преданность одним интересам мешала ей интересоваться и знать другие важные и глубокие стороны жизни.

Шубин. Полную противоположность Инсарову представляет Шубин. Это натура артистическая, натура тонко впечатлительного художника, для которого слишком сильны соблазны внешних красивых и ярких впечатлений, для того чтобы он мог им не отдаться. И жизнь Шубина проходит в смене непосредственных впечатлений жизни за работою в его мастерской скульптора. Легко поддающийся всем впечатлениям, подвижный и легкомысленный Шубин часто возмущает Елену своим эпикурейством , своим слишком легким взглядом на жизнь.

Но есть и серьезное в жизни Шубина: это область творчества и впечатления красоты природы и искусства. Над ним сильны очарования красоты, и он не мог бы физически подавить в себе потребность художественной натуры. Он не способен к делу, к практической работе, как Инсаров; он обладает натурой созерцательной, глубоко воспринимающей впечатления живой жизни и делающей их материалом для художественного воплощения их в произведениях творчества.

Берсенев. Что касается Берсенева, то он – теоретик, человек мысли, логических выкладок и рассуждений. Он кабинетный ученый, для которого самое важное и приятное – жить не в непосредственной жизни и не в практической общественной работе, а в кабинете ученого, где собраны результаты труда человеческой мысли. Его научные интересы очень далеки от окружающей его жизни, самые же работы его носят характер сухости и педантизма. Но, как человек, близкий к идеалистам 1830-х и 1840-х годов (ученик Грановского ), Берсенев не чужд интересов и философских. Сравнительно с Инсаровым он, как и Шубин, люди старого типа, плохо понимающие этих новых людей жизненного, практического дела.

Вследствие этих-то различий в чертах натур, Елена и почувствовала большую близость к Инсарову, болгарину по происхождению. Относительно того, что персонаж романа, выведенный как общественный деятель, оказался не русским, делались догадки, что среди русских Тургенев подобного типа еще не находил. Отчасти на это отвечает нам автор устами Увара Ивановича, пророчащего в ответ на вопрос Шубина, что и у нас народятся такие люди.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери: Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать… Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой: Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки: По мне тиха, невидима, Прошла гроза душевная, Покажешь ли ее?.. По мне обиды смертные Прошли неотплаченные, И плеть по мне прошла! Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены: Глядит, поднявши голову, Мне в очи… и завыла вдруг! Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги. Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди): …Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной…Неласково Глядит на них семья, Они в дому шумливые, На улице драчливые, Обжоры за столом… И стали их пощипывать, В головку поколачивать… Молчи, солдатка-мать! Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне: Как брошусь я Ей в ноги: «Заступись! Обманом, не по-божески Кормильца и родителя У деточек берут!» Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши». Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни: По мне обиды смертные Прошли неотплаченные… Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Создавая в своей главной книге - поэме «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедически полную и верную картину русской действительности, жизни всех слоев общества в один из переломных моментов истории, Н. А. Некрасов обратился к важнейшей проблеме своего времени - так называемому «женскому вопросу». «Женский вопрос», по которому всегда, кстати, можно было определить уровень развития государства, был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70-х годов XIX века. Проблема эмансипации женщины, освобождение ее от всех видов зависимости поднималась в произведениях И. С. Тургенева, Н. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, много внимания ей уделено и в лирике Н. А. Некрасова. Наиболее полно образ русской женщины, крестьянки раскрыт в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сужая свой поиск счастливых до одного сословия - крестьянства, крестьяне-правдоискатели еще больше конкретизируют цель своих поисков - найти счастливую женщину. Им указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, известную своей необычной долей за пределами родного села, более того - носящую прозвище «губернаторша ». Среди здоровой, поющей толпы жнецов и жниц, среди трудового народа, у которого усталость после работы в поле не заглушит песню, мы встречаем нашу героиню. Ее внешность соответствует эстетическому идеалу демократов, народным представлениям о красоте - это образ сильной, здоровой жены-труженицы, матери семейства:

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан хорошенький,

Да серп через плечо.

Несмотря на свои тридцать восемь лет, она порой считает себя «старухой» и рассказывает о своей жизни, как бы подводя итог прожитому, говоря, что лучшего уже не будет. Подкупает исповедальность рассказа Матрены Тимофеевны, ее, которая готова «всю душу выложить». Перебирая годы жизни, крестьянка действительно отмечает счастливые минуты:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа, за пазухой,

Жила я, молодцы.

Но и счастливое детство, и юность в родительском доме были связаны с трудом, и труд этот воспринимался крестьянкой как естественная, неотъемлемая часть ее жизни. Не хвастаясь, с достоинством Матрена Тимофеевна говорит о себе:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Замужество по любви, по сердечной склонности - тоже счастливый дар судьбы, но здесь и проявляется «женский вопрос» - угнетение невестки своими, тем более в «чужой стороне», когда муж уходит на заработки. Сами угнетенные бедностью, тяжким трудом, порою несправедливостью управляющего, родные Матрены Тимофеевны становятся еще большими угнетателями, придираясь попустому, отравляя жизнь по мелочам.

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо - зашипит!

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить - голубить некому,

А есть кому журить!

Через много лет Матрена Тимофеевна вспоминает обиду, нанесенную мужем Филиппушкой (какого «со свечкой поискать») по наущению родни, - незаслуженные побои! Дальнейшая жизнь крестьянки выражается в нескольких словах:

Что не велят - работаю,

Как ни бранят - молчу.

Родня не хочет заступиться за нее даже перед господским управляющим, оставляя бедную женщину между «молотом» и «наковальней », обрекая самой решать свои проблемы - защищать свою чистоту и верность мужу и не навлечь на семью горя. Такой же недолгой радостью было рождение сына-первенца. Начиная рассказ о Демушке (глава IV), Некрасов прибегает к одному из поэтичнейших приемов народного песенного творчества - параллелизму, сравнивая мать, потерявшую первенца, с птицей, у которой грозою сожжено гнездо. «Запуганна, заругана» родней, Матрена Тимофеевна оставляет младенца на старого деда и идет в поле. Старик, уснув на солнышке, не доглядел, и ребенка загрызли свиньи.

Сноха в дому последняя,

Последняя раба!

Стерпи грозу великую,

Прими побои лишние,

А глазу с неразумного

Младенца не спускай!

Горе Матрены усугубляется еще и надругательством над телом погибшего малыша - вскрытием на глазах у матери, потому что она, убитая горем, не дала взятку. Единственный из родни, кто пытается утешить ее, «многокручинную, многострадальную» в непоправимом горе, - дедушка Савелий, которому она простит со временем его невольную вину. Он же и объяснит Матрене Тимофеевне безуспешность просьб о защите, тщетность каких-то надежд на лучшее, кратко назвав причину всех ее прошлых, настоящих и будущих мук:

Ты - крепостная женщина!

В исповеди крестьянки говорится и о ее нежелании жить:

Надумал свекор-батюшка

Вожжами поучить,

Так я ему ответила:

«Убей!» Я в ноги кланялась:

«Убей! один конец!»

Дальше мы видим что Матрена связывает свои беды и обиды не с конкретными людьми - после объяснения деда Савелия она как бы представляет себе какую-то большую темную силу, которую не побороть. Даже к родителям, ее всегдашним привычным защитникам, уже не обратишься:

Ехать сорок верст

Свои беды рассказывать,

Твои беды выспрашивать

Жаль бурушку гонять!

Давно бы мы приехали,

Да думы думу думали:

Приедем - ты расплачешься,

Уедем - заревешь!

Потом умирают родители.

Слыхали ветры буйные

Сиротскую печаль,

А вам нет нужды сказывать.

Мы видим, как крестьянка просто перечисляет дни и месяцы непосильного труда, придирок и унижений, перечисляет свои беды, привыкнув к ним, как и неизбежному злу:

…Некогда

Ни думать, ни печалиться,

Дай бог с работой справиться

Да лоб перекрестить.

Поешь - когда останется

От старших да от деточек,

Уснешь - когда больна…

Умирая, дед Савелий как бы подводит итог беспросветной жизни крестьянина:

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог и каторга,

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая - шелку красного,

А третья - шелку черного,

Любую выбирай,

В любую полезай!

Принимая судьбу как неизбежность, Матрена Тимофеевна находит в себе силы защитить детей, принимая на себя, как ей кажется, грех перед Богом, когда богомолка требует не кормить грудных детей по постным дням, и наказание плетью, когда ее сын, малолетний подпасок, скормил волчице овцу. Как первая искра протеста, загорается в ней сознание своей силы закрыть собой детей, постоять за близких, не дать беде согнуть:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу.

Сердце подсказывает Матрене картину жизни «без заступника», когда мужа собираются вне очереди забрать в рекруты. Как реальность, возможная беда встает перед глазами, и не столько за себя, сколько за детей волнуется мать:

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной… Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать!..

Молчи, солдатка-мать!

Желая защитить их от неминуемой беды, от будущего сирот-побирушек при солдате-отце и бесправной по сельским законам матери

(Теперь уж я не дольщица

Участку деревенскому,

Хоромному строеньицу,

Одеже и скоту.

Теперь одно богачество:

Три озера наплакано

Горючих слез, засеено

Три полосы бедой),

Матрена Тимофеевна, будучи на сносях, в зимнюю ночь идет пешком в город просить губернатора о справедливости. Ее мольба, обращенная под звездным небом к Божьей Матери, - не заученные слова, не проявление тупой покорности и обреченности, а в чем-то и попытка сказать о себе, восстановить справедливость:

Открой мне, матерь божия,

Чем бога прогневила я?

Владычица! во мне

Нет косточки наломанной,

Нет жилочки натянутой,

Кровинки нет непорченой -

Терплю и не ропицу!

Всю силу, богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь!

Ты видишь все, заступница!

Спаси рабу свою!..

В последние минуты перед родами Матрена Тимофеевна успевает обратиться к жене губернатора:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Заступничество губернаторши, ее внимание и помощь Матрене и младенцу, счастливое разрешение судьбы Филиппа воспринимается в рассказе крестьянки, искренне благодарной вельможной барыне, все-таки как счастливый случай, а не типичное явление. Дальнейший рассказ крестьянки - снова перечень бед, свершившихся и предстоящих. Не утешает даже прекращение семейного гнета (очевидно, со смертью свекра и свекрови), потому что нет уверенности в будущем детей.

Ращу детей… На радость ли?

Вам тоже надо знать.

Пять сыновей! Крестьянские

Порядки нескончаемы -

Уж взяли одного!

Конец исповеди звучит уже не только рассказом-жалобой - крестьянка, может, еще несознательно, поднимается до вершин обвинения, защиты своего человеческого достоинства, своего женского я, сути матери, жены, любимой.

Дважды погорели мы,

Что бог сибирской язвою

Нас трижды посетил?

Потуги лошадиные

Несли мы; погуляла я,

Как мерин в бороне!..

Ногами я не топтана,

Веревками не вязана,

Иголками не колота…

По мне - тиха, невидима -

Прошла гроза душевна,

Покажешь ли ее?

По матери поруганной,

Как по змее растоптанной,

Кровь первенца прошла,

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Хоть Матрена Тимофеевна и утверждает, что среди женщин нет и не может быть счастливых, мы видим перед собой человека, прославившегося за пределами своего села, человека, отважившегося самому изменить что-то в своей судьбе. Может, бунтарский дух деда Савелия зажег в ней эту искру гнева и самосознания, а поддерживала этот огонь всю жизнь горячая любовь к детям, мужу, которого на протяжении всего рассказа-исповеди она называет любовно и ласково Филиппушка. Знаю точно одно: поэту хотелось, чтобы таких, как Матрена Тимофеевна, было больше, и поэтому он назвал эту часть поэмы «Крестьянка» не именем главной героини.

Образ русской крестьянки

в поэзии Некрасова.

1) -поэт, пишущий не только о народе, но и для народа.

2) Лирический образ женщины-крестьянки в поэзии Некрасова.

а) Девушка в стихотворении «Тройка».

б) Образ простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...»

в) Судьба Дарьи в поэме «Мороз, красный нос».

г) Образ Матрёны Тимофеевны - «счастливой губернаторши » в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ключи от счастья

Женского,

От нашей вольной

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Н. Некрасов.

В стихотворении «В дороге», написанном в 1845году и вызвавшем восторг, рассказал о трагической судьбе крепостной девушки. Неприкрашенная правда действительности, драматизм будничной, но трагической истории, ясный, простой, близкий к разговорному язык этой стихотворной повести показал русским читателям, что к ним пришёл поэт, пишущий не только о народе, но и для народа.

Великий русский поэт Некрасов посвятил русской женщине – крестьянке значимую часть своих произведений. Он всем сердцем сочувствовал тяжелой доле крестьянок и, как мог, ярко и душевно изображал в своих произведениях. Он стремился привлечь внимание прогрессивного российского общества к проблемам жизни женщин в царской России. Он бросал вызов тем, кто превратил русских женщин в рабынь. Но между тем Некрасов не, переставал любоваться красотой русских женщин, их великолепием и грациозностью об этом поэт пишет в стихотворении «ТРОЙКА».


На тебя заглядываться, не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных, как ночь.

Поэт с грустью рассуждает о том, что взгляд её может «разорить старика на подарок», а «в сердце юноши кипит любовь», но что станет с этой русской красавицей дальше в царской России?

Поживешь и порадуешься вволю,

Будет жизнь и полна, и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Так в России того времени так и случалось. Самая привлекательная девушка, попав в дом мужа, сразу подвергалась различным формам унижения; и физическим и моральным, и вскоре превращалась в рабу.

От работы, и черной, и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть.

Таким образом, прочитав Некрасова, можно понять, в каком бесправном положении находились крестьянки в России. Не уважалось даже материнство: кормящих матерей заставляли работать в поле, а рядом на полосе кричали грудные дети!

Слышится крик у соседней полосоньки,

Баба туда – разтрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать...

О судьбе такой крестьянке говорится в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...». В нём Некрасов показывает бесправное положение русских женщин, их тяжкую судьбу:

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тема нелёгкой женской доли проходит через многие произведения Некрасова. Он постоянно подчеркивает, что женщина несёт на себе двойной гнёт: крепостной семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж – привередник, и свекровь в три погибели гнуть».

В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки, которая после смерти мужа была вынужден взять на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением её ловкостью и силой в работе. Дарья – тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский, как об идеале народном, демократическом. Дарья – героический образ женщины, русской крестьянки. В нем проявились мужские черты национального характера, «тип величавой славянки». Внешняя привлекательность, красота этой простой крестьянской женщины сочетается с её внутренним, нравственным богатством,

С её самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимается как типичная участь русской женщины крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Эта суровая доля крестьянки и воплощена в конкретном, жизненно-правдивом образе Дарьи. Правда, она избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться». Муж её любил той сдержанной любовью, которая характерна для крестьянских семей. Героизм Дарьи – в её мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа на дому и в поле, даже самый тяжёлый труд – всё это лежало на ней. Но она не согнулась, не сломалась под этой непосильной тяжестью, хотя физически погибает. Героиня замерзает, а её мечта так и не сбывается. Ей снится сон о свободном труде, который в то время просто был нереален...


Наиболее полно образ русской крестьянки, «величавой славянки», был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрёны Тимофеевны.

Героиня рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда; пожары, падёж скота, неурожай, угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить её духа, она сохраняет человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрёне Тимофеевне. Но она не принимает как должное, такие семейные отношения, которые унижают её, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Образ Матрёны Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Дёмушкой она вначале в порыве отчаяния готова всё стерпеть:

И тут я покорилася,

Я в ноги поклонилася...

Но затем, неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в её душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее – нет креста!

Характер закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это самоотверженная, волевая, решительная женщина большого ума и сердца.

В её речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы, постоянные эпитеты, народные поговорки и пословицы. Таким образом, глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народнопоэтических образцах и мотивах. В характеристике Матрёны Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, глубже показать, как горька жизнь Матрёны Тимофеевны.

Эти особенности делают речь героини неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе её души, богатстве и силе чувства. М. Т. использует в своей речи народные поговорки: «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овёс». Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одарённой, талантливой.

Благодаря приобщению к устной народной поэзии, частным факторам из жизни Матрёны Тимофеевны придаётся обобщающий смысл. Песни, которые поёт героиня, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники, что «промерили полцарства»: «Плётка свистнула, кровь побрызгнула... Ах! Лели! Лели! Кровь пробрызгнула...»

Рассказ Матрёны Тимофеевны о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрёны Тимофеевны, а просто – «Крестьянка». Этим подчёркивается то, что судьба миллионов таких же русских крестьянок.

Да, такой была жизнь крестьянок того времени. А каково социальное положение современной женщины?

Прежде всего, она имеет то, о чём так мечтали крепостные крестьянки, - свободу. И отчасти в этом заслуга Некрасова, ведь он смог раскрыть сущность крестьянской души и показать, что в ней есть та «искра», от которой может загореться вся царская Россия. К тому же, поэзия Некрасова давала народу новые силы для борьбы с несправедливостью и рабством. И возможно, если б не было у нас таких писателей, как Некрасов, то русская женщина так бы и не ощутила себя свободной.

Сочинение

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное:

Ходила с гневом на сердце,

* А лишнего не молвила
* Словечка никому.

Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях. Матрена Тимофеевна - женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. В истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

* И тут я покорилася,
* Я в ноги поклонилася…

Но затем неумолимость «неправедных судей» и их жестокость рождают в душе женщины чувство протеста:

* В груди и них нет душеньки,
* В глазах у них нет совести,
* На шее - нет креста!

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Благодаря приобщению к устной народной поэзии частные факты из жизни героини приобретают обобщающий смысл: песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники, что « промерили полцарства». Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки ».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки. Некрасов пишет:

* Три тяжкие доли имела судьба,
* И первая доля: с рабом повенчаться,
* Вторая - быть матерью сына-раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться,
* И все эти грозные доли легли
* На женщину русской земли.
Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая,- княгине Волконской.

Некрасов рисует трудности, встретившиеся на пути княгини Трубецкой. Все доводы губернатора, пугающего Трубецкую тяготами жизни в Сибири («Пускай вот муж - он виноват… А вам терпеть… за что?», «Вас по этапу поведут с конвоем…»), мельчают и терн ют силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть нерпой своему долгу.

Служение высшей цели, исполнение святого долга для княгини имше личного благополучия:

* Но знаю: к родине любовь
* Соперница моя…

Ясно показывает Некрасов и глубину страданий, которые перенесла княгиня Волконская - «Нет счета печальных потерь». Княгиня внутренне спорит со своими родными и вслух говорит о своем долге: «Я долг исполняю, отец!», «Не буду я мучиться там! Здесь ждет меня страшная мука…» Поэт подчеркивает предначертанность судьбы княгини: «Так небу угодно!..», «Судьба свою волю творила!» Поступки декабристов и их жен окрашены в возвышенно-религиозные тона, высота их стремлений, жертвенность, сила духа делают их дорогу «дорогой добра, дорогой избранников Бога».

В возвышенном и торжественном тоне описывает Некрасов встречу мужа и жены Волконских: «И вот он увидел, увидел меня! И руки простер ко мне…», «И душу мою наполнило чувство святое», «Святая, святая была тишина! Какой-то высокой печали, какой-то торжественной думы полна».

В поэме автор старательно избегал, по словам К. И. Чуковского, обременения деталями, «не соответствующими единственной цели поэта: возвеличить духовную красоту русской женщины». Сначала Некрасов хотел назвать поэму «Декабристки », но название «Русские женщины» подчеркнуло, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русским женщинам испокон веков.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

 

 

Это интересно: