→ Устное народное творчество. Лирические песни. Устное народное творчество презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему Былины. Художественные особенности былин

Устное народное творчество. Лирические песни. Устное народное творчество презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему Былины. Художественные особенности былин

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки

Урок литературы в 8 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


  • повторить жанры устного народного творчества;
  • показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;
  • развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

  • Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.

  • Вспомните, какие фольклорные жанры вам знакомы по предшествующим классам? Продолжите заполнять таблицу. При необходимости обратитесь к учебнику и Краткому словарю литературоведческих терминов, помещённому в конце 2-й части учебника (с. 388)

Термин

Определение

Примеры

Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»

Поговорка

Пословица

Предание

Прибаутка

Скороговорка

Частушка


Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме

Группы русских народных песен


Устный анализ лирической песни по предложенному плану

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог её исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

  • Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
  • Повторы ____________________________
  • Олицетворения _______________________
  • Метафоры ___________________________

  • Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
  • Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
  • Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?

  • Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
  • Постоянные эпитеты ____________
  • Повторы _______________________

  • Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
  • Расскажите о своеобразии жанра частушек.
  • Как они исполняются?
  • Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

  • Определите, с какими темами связаны частушки.
  • В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?

  • В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
  • Повторы ________________________________
  • Эпитеты ________________________________
  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________

Рефлексия

НА УРОКЕ

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ…


Домашнее задание

Стр. 13, № 1-2.

  • Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
  • Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Пугачёве



  • Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
  • Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
  • Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
  • Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
  • Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
  • http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
  • Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что на уроке литературы мне нравится больше всего?

Золотое наследие русской старины. Устное народное творчество

Обрядовые Необрядовые Русские народные песни:

Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Лирическая песня

Вступление Произведения УНТ (фольклора) многообразны. Это и сказки, и песни, и пословицы, и много-много других. Мы не сможем найти конкретного автора этих произведений, их автор – народ. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Основная часть Любая сказка чему-то учит: добру, справедливости, смелости. В ней всегда осуждается трусость, подлость. В пословицах и поговорках……. А каких только песен не придумал народ!....... Многие из них несмотря на «почтенный возраст» могут заставить задуматься и современное поколение и даже…. Фольклор богат и произведениями для детей (……..), которые ……. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Заключение Таким образом, произведения УНТ показывают нам, как правильно жить и поступать, учат и развивают нас….. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом. Исторические песни и Предание

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» Исторические песни и предания

О Пугачеве

«О покорении Сибири Ермаком»,

Пересказ предание «О покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 8 — 11

1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

Это скороговорка.

3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.

Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.

LП SWVSGГ LIOB WSOP IVK LA

ПРИГОВОРКА

5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.

Колыбельные песни, плясовые песни, приговорки , заклички , хороводные песни .

6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.

Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!

Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!

В первой закличке просят, чтобы дождь пошёл, во второй — прекратился .

7. Сочини песенку-закличку на любую тему.

Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

8. Допиши текст необходимыми словами.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни .
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и используются в речи .

9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.

Жили-были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Это докучные сказки .

10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.

ИЛЗАКС ЕЫНЧУКОД

Докучные сказки

11. Узнай значение однокоренных слов, которые относятся к разговорной речи.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).

 

 

Это интересно: