→ Особенности экранной культуры. Взаимодействие экранной, компьютерной, интернет-культур. что усиливает эмоциональное воздействие на человека

Особенности экранной культуры. Взаимодействие экранной, компьютерной, интернет-культур. что усиливает эмоциональное воздействие на человека

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Вехи формирования массовой культуры. Элита. Рождении трагедии. Англия. Исторические условия. Философия прагматизма. Век страха. Признаки массовой культуры. Искусство. Фундамент современной массовой культуры. Структура. Массовая культура. Человеческое сознание. Элитарная культура. Классификация теорий элит.

«Типология культуры» - Явление, противоположное природе. Философские подходы к пониманию культуры. Культура, соединяющая черты востока и запада. Элитарная культура. Элементы и структура культуры. Отстранение, уход человека от мира. Маргинальные культуры. Культура. Восточный и западный типы культуры. Материальная культура.

«Виды культуры» - Массовая культура – совершенно новый феномен культуры. Молодёжь отличает стремление к неформальному общению. План. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура. Понятие. Понятие «субкультура» прочно вошло в лексикон современной культуры. Понятие «субкультура». Основные значения понятия «культура».

«Технологическая культура» - Технологическая культура. Организация рабочего места. Информационная культура. Проектная культура. Экологическая культура. Культура предпринимательства. Культура дизайна. Компоненты технологической культуры. Технологическая дисциплина. Техника безопасности. Экологическая культура аналогична возврату человека к единству с природой.

«Организационная культура» - В целом, в учебной деятельности человека наличествуют все типы организационной культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Обиняком по отношению к типам организационной культуры располагаются: . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного.

«Элитарная культура» - Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Особенности продукции массовой культуры. Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. «Апофеоз абстракции». Разновидности культуры. Элитарная культура.

Всего в теме 9 презентаций

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Культура – это мир, который создал человек для комфортного существования. Этот мир постоянно меняется, приспосабливаясь к новым социальным запросам. КУЛЬТУРА = ТРАДИЦИИ + НОВАТОРСТВО Духовная культура – это важная составляющая человеческой деятельности, связанная с уровнем образования, мышления, социальной среды, качеством жизни, личности и общества с целом. К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Духовная культура личности включает в себя уровень воспитанности личности, освоенные ею знания о себе и о мире. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством сбора, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Народной культурой называют культуру широких народных масс. Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи. Элитарная формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе. К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур. Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Под экранной культурой может подразумеваться как вся аудиовизуальная коммуникация, так или иначе связанная с экранным носителем, так и составная часть этой коммуникации, непосредственно обусловленная развитием технических средств кинематографа.

Существует и несколько "промежуточных" пониманий, обусловленных тем содержанием, которое вкладывается в слово "экран": кино и телевидение; кино, телевидение и видео; кино, телевидение, видео и дисплей персонального компьютера Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 2008. - 123с.

При рассмотрении этапов развития экранной культуры - кино, телевидение, видео и Интернет, - отмечается, что каждый из этих этапов создавал предпосылки для появления нового вида экранной культуры. Этот процесс происходил по мере совершенствования экранных технических средств и технологии использования.

Современный кинематограф в последние годы с приходом компьютерных технологий превратился в качественно иной вид зрелища. Прошлые кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал отпечатки реальности и монтировал их в соответствии со своей концепцией. С приходом компьютерных технологий был сделан новый шаг, мир фантазии приобрел фотографическую реальность.

Если раньше это достигалось благодаря введению некоторой условности, то теперь в этом нет необходимости, кроме собственно художественного решения: зритель абсолютно верит в реальность артефакта.

Кинематограф, всегда стремившийся создать подобие симулякра - означающего без означаемого - на стадии современных компьютерных технологий получает его идеальное воплощение.

Доступность и свобода пользования информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут созвучия в огромном мире культуры. Опасности такого общения становятся предметом рассмотрения специалистов разных областей знаний: психологов, философов, культурологов.

Современный экран находится на грани исчезновения, растворяясь в виртуальной реальности.

Новая "порода" людей, живущих в виртуальном мире Интернета более, нежели, чем в реальном, развивает новый язык электронной аудиовизуальной коммуникации.

Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб. пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. - М., 2008. - 45с.

Всеобщее расширение процесса массовой коммуникации и развитие информационного общества оказало влияние на характер и функционирование всей системы экранной культуры в целом. Оказалось, что это воздействие настолько мощное, что допустимо говорить о тенденции экранной культуры подстраиваться к требованиям информационного пространства.

Средства массового тиражирования создали тип усредненного зрителя. Сформировалась особая "средняя" область, которая не относится к традиционно "высокой" и традиционно "низовой" культуре, и ориентируется на некий стандартизированный продукт, соответствующий среднему эстетическому и интеллектуальному уровню массового зрителя. В определенном смысле можно перенести это на соотношение между элитарной и народной субкультур, массовую же обозначить как среднюю. Отныне зритель и не интеллектуал, но и не потребитель самого незатейливого зрелища.

Чем мощнее становится информационная область, тем более увеличивается число включенных в нее людей.

Происходит процесс размывания ранее нерушимых границ различных культур, что ставит под угрозу функцию диалога как такового. В данном случае мы имеем дело с вариантом, при котором можно соединить звезды классики и фольклора, соединение которых в некоторых случаях дает "поп-звезду", что постепенно готовит массового зрителя к некоему "усредненному вектору понимания".

Так возникает единая сеть координат культурного информационного пространства. Ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научно-технический прогресс создает новые виды функционирования экранной культуры и ее широкого охвата массовой аудитории: жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках экранной культуры.

Интересным оказывается факт: в современной экранной культуре происходит селекция, которая заключается в выборе того, что можно считать искусством "вообще" и "хорошим" искусством, в частности. Основывается данная селекция на антихудожественном тезисе, согласно которому зритель должен понять текст.

В свою очередь, так называемое, доступное, ориентированное на массового зрителя кино, всегда стремилось и стремится к псевдохудожественности. Непонимание, сложность, которая очень часто является элементом художественности текста, становится критерием для исключения или адаптации его для так называемого "среднего пласта культуры". Если ранее произведение "высокой" культуры могли принимать или не принимать, оно могло подвергаться осмеянию в "низовой" культуре, но его не обязаны были понимать все, сейчас условия иные: "качество" зависит от простоты его понимания потенциальным потребителем современной экранной продукции. Зависимость оказывается следующей: чем шире круг зрителей, тем оно выше.

      Понятие экранной культуры

Отчетливой тенденцией последних десятилетий стало интенсивное развитие и широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, включая культуру и искусство. Одним из результатов этого процесса явилось формирование большой области аудиовизуального искусства, основанного на экранном воспроизведении действительности, к которому относятся кино, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.

Экранная культура, является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Возникают опасности, которые таятся в манипулятивной мощи Экранной культуры, угроза способности человека к абстрактному мышлению.

Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности.

Система «экранная культура» включает три основных элемента - кинокультуру , телекультуру и компьютерную культуру взаимосвязанные друг с другом.

Одной из первых форм Экранной культуры был кинематограф. За столетие существования кино был накоплен чрезвычайно важный эстетический опыт, а многие фильмы разных стран являются неотъемлемой составляющей современной культуры.

Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Телеэкран охватил несравненно большую аудиторию, хотя был рассчитан на иной характер просмотра - индивидуальный. «Развитие идеи тиражируемости за счет усиления личного начала в механизме восприятия вело к исчезновению элемента сакральности художественного текста. Визуальный текст начал вписываться в повседневную бытовую реальность» .

Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре. В процессе его создания и функционирования телевиденья все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. Это стало характерными чертами экранной культуры.

Телевидение - это повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую “массовую культуру”, несет в себе информацию обо всем и для всех.

Нельзя забывать про негативные стороны, которые оказывают на человека телевидение. Оно недостаточно вбирает в себя положительный эстетический опыт, накопленный за многие годы кинематографом. Агрессия, насилие, запугивание, национализм постоянно транслируются с телеэкрана, Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения.

Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время так же будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации.

Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно внедряется и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством.

Что в нашей жизни представляют компьютеры? Если внимательно приглядеться, то можно понять что компьютер занимает одно из самых главных мест в жизни человека.

В настоящее время каждый человек знает, что такое компьютер и Интернет, для чего они нужны и как ими пользоваться. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и люди уже не представляют возможным свое существование без него. Дети не только играют в развивающие игры на компьютере, но и используют его для учебы и нахождения полезной интересующей информации.

Компьтеры коснулись всех отраслей промышленности, затронули сферу образования и активно применяются в медицине. Современные компьютерные технологии в искусстве используется в театральном творчестве, литературе, творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов.

«В настоящее время существует целое направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой. Компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений. Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии» .

Невозможно уже представить существование без компьютерной машины. Но у технического прогресса есть и обратная сторона медали.

«Безусловно, снабжая людей информацией, давая возможность ее актуализировать, получать информацию в режиме реального времени, быстро ее обрабатывать - все эти обстоятельства делают компьютер незаменимым помощником в деятельности человека» . Уже сейчас многие не могут себе представить свою деятельность - научную, экономическую, финансовую и иную без этого надежного помощника. Но нельзя пройти мимо того обстоятельства, что компьютер, в свою очередь, оказывает существенное влияние и на человека, его общение, мышление, язык.

Совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, - как бы сужает сферу межличностных человеческих общений. При просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала. Телевидение сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Компьютер вообще оставляет пользователя наедине с дисплеем.

Вполне естественно, что технический прогресс оказывает большое влияние на изменение мышления людей, воздействует на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни человека в целом.

Можно говорить об измененном типе мышления как результате отражения процесса компьютеризации общества.

В компьютерной культуре превалирует образное восприятие мира, человек мыслить по-новому.

«Однако процесс формирования умения «мыслить по-новому» весьма противоречив и не всегда имеет позитивную окраску. Огромное число компьютерных сайтов, которые имеют у пользователя определенный авторитет, выдает весьма противоречивую информацию об одних и тех же событиях. Это способствует формированию мнения о том, что истин множество. Отсюда возникает внутренняя разобщенность, раздробленность мнений у людей, что может привести к различным конфликтам. С другой стороны, если все каналы вещания говорят одно и то же, создается своеобразный культ информации, однонаправленность мнений. В этом случае общественное сознание наполняется набором штампов и стандартов» .

Если изменение общения под влиянием техники компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который неотъемлемо связан с мышлением.

Большое влияние на эволюцию языка оказывает компьютерная культура. Это привело к тому, что в русском языке, особенно в молодежной среде, сложился своеобразный жаргон. Появляются новые слова, новые выражения, словарный состав языка обогащается. Но в то же время сам язык становится беднее, люди стали проще, примитивнее разговаривать друг с другом, выражать свои мысли часто в шаблонной, форме, перегружать речь искаженными иностранными словами. Возникло такое понятие, как «леность мысли».

Функционирование компьютерной культуры сопровождается экзуцией (от лат. exutio - исключение, истребление) . «Экзуция заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Межличностные общения заменяются анонимными. Приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность, упрощая и обедняя непосредственное межличностное общение» . Соответственно этому, живой, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

И так, если проанализировать плюсы и минусы экранной культуры, то можно сказать что соединив в себе и технику, и искусство, визуальная культура определяет главный вектор развития общества. Именно она наиболее чутко реагирует на всевозможные технические новшества, а, став сильнейшим механизмом воздействия на человека, является одним из главных идеологических орудий современного общества.

3.2 Мир Интернета

Одной из главных составляющих становления современного информационного общества является развитие компьютерной сети. «Интернет прошел путь от притягательной, загадочной и недоступной экзотики до рабочего инструмента, рассчитанного на определенные задачи. Впрочем, это относится и к любым другим значимым изобретениям, как в области информационных технологий, так и к изобретениям в других областях техники» .

Значение слова «Интернет» в электронный словарях трактуется так: Интернет (Internet) - слово, слагаемое из двух английских слов: inter - между, среди, et - сеть, паутина, это всемирная информационная система или объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим .

Одной из заметных черт современности является формирующаяся новая субкультура пользователей Интернет и иными компьютерными и информационными технологиями. Социологи условно называют ее «компьютерно-информационной культурой». Повседневные коммуникации в Интернете и компьютерные игры часто именуют кибермиром. Средой и носителем таких коммуникаций является сетевое сообщество, т.е. объединенное виртуальными связями сообщество людей, общающихся через Интернет и погруженных в виртуальное пространство компьютерных игр.

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы, которые сжимают пространство и время, гарантируют полную анонимность и в то же время сопричастность в общении, дают возможность быть и действовать в так называемой виртуальной реальности.

Сегодня словари в узком смысле дают определение виртуальной реальности, как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры.

«Главное достижение сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Интернет из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую. Цель Сети сегодня – создание единства свободных личностей, способного противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и давления» .

Вихрь Интернета смел возрастные, расовые, территориальные и любые другие преграды.

Но вместе с тем, Интернет оказывает большое влияние на психологию, нравственный мир и эстетику человека.

Общение через Сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает общество.

«Интернет давно отождествляется с мировым мозгом. Глава корпорации Майкрософт недавно назвал Интернет «нервной системой человечества»» .

У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира. В этой ситуации изменяется даже традиционное представление о знаковых системах, теряется возможность разграничивать информацию, определять, где правда, а где ложь. Происходят изменения в языке как основе коммуникации, а это, в свою очередь, порождает глобальные трансформации в обществе.

Многочисленные достоинства и преимущества Интернет по отношению к экранной культуре можно сформулировать так: Интернет является универсальным средством передачи культурных ценностей, объединяя достоинства почты, телефона, телеграфа и телевидения и, в то же время, имеет целый ряд преимуществ перед ними. Интернет - самое большое хранилище артефактов культуры, всемирная библиотека, музей, архив, информационное агентство, равнодоступное всем категория пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания. Глобальная сеть - это уникальная возможность самореализации личности в общении, поиск единомышленников - по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу.

Таким образом, компьютерная коммуникация приобретает все большую важность в формировании будущей культуры. Интернет становится эффективным средством функционирования экранной культуры, он входит в нашу жизнь, проделывая путь, по которому в свое время прошли радио и телевидение, став затем для многих обыденной и повседневной необходимостью.

Экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Экранная, компьютерная и интернет культуры, являясь составными элементами информационной культуры, имеют специфику своего развития и функционирования.

Тем самым можно сделать вывод, что, технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, информационная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, цивилизованности человека. Требуется только дозировать виртуальное общение и следить, чтобы оно не заменило реальное. Не ограничивать свой досуг компьютерными играми и обменом мнений на форумах, а как можно больше общаться с живыми людьми. Эти простые меры помогут насладиться возможностями информационного прогресса и уберегут от неприятностей, которые может наносить человеку все перечисленные в главе величайшие изобретения человечества.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе поставленные задачи и цели были выполнены и проанализированы.

    Человечество живет в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Она необходима для принятия политических и экономических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Раньше о человека требовались усилия в поиске информации, а теперь ставится другая задача - сортировка информации. Это требует другого взгляда на мир, другого опыта и навыков. Наше поколения стало свидетелем информационной революции. Как только у каждого человекак появился индивидуальный прибор для дешевого обмена большим количеством информации, все изменилось. На данном этапе повышение информационной культуры является одним из ключевых моментов развития технологического прогресса общества.

Современная информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, компьютера и Интернета) для решения и постановки содержательных задач.

    Под современной информационной культурой понимается, прежде всего, область культуры, связанная с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Движущей силой развития общества стало производство информационного продукта. Но все это не означает, что внедрение современной информационной культуры в общество проходит гладко, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является информационное неравенство, инфобарьеры.

В итоге, современная информационная культура – это умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания.

    Экранная культура тесно связана с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации - кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее - к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевиденье, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека.

Безусловно, картина будущего зависит от того, как человек видит и оценивает настоящее. У оптимистов эта картина будет одной, у пессимистов - другой. Оценивая сегодняшнее общество в аспекте его информатизации, можно уловить основные черты будущего информационного общества. Главным общественным богатством этого общества будет научно-теоретическое знание в форме информации. В этом обществе будет производиться и функционировать вся необходимая информационная техника, которая окажет существенное воздействие на все сферы жизнедеятельности людей. Массовое производство уйдет в прошлое и заменится производством, способным удовлетворить быстро изменяющиеся индивидуальные запросы личности. Творческий труд придет на смену рутинному. Качественно изменится социальная структура общества, на которую огромное воздействие окажет не только изменение профессиональной сетки, но и процессы формирования сетевого общества и глобализации. В ряде этих изменений существенное место займет сфера культуры - трансформация традиционных культур, развитие информационной культуры, совершенствование экранной и компьютерной культур.

Человечеству еще предстоит понять всю важность информационного технического прогресса, осознать, что мир необратимо изменился, и перестроиться соответствующим образом. И чем раньше каждый человек осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем будет лучше.

Список литературы:

 

 

Это интересно: