→ Критическое изображение высшего света в романе Толстого «Война и мир. Селфи, яжематери и другие современные явления в романе «Война и мир заголовок, в которое вносится ключевое слово

Критическое изображение высшего света в романе Толстого «Война и мир. Селфи, яжематери и другие современные явления в романе «Война и мир заголовок, в которое вносится ключевое слово

Вопрос: Как Николай Ростов спасает княжну Марью? В каком томе, части и главе это происходит?

Ответ: 3 том 2 часть 13 и 14 главы

Вопрос: Как к приказу главнокомандующего остаться в простых шинелях отнеслись офицеры и почему?

Ответ: Т. 1 ч. 2 гл. 1. Смотр полка. Кутузов. Союзники. Офицерам передали приказ, но не объяснили причину, которая противоречила уставу. Ну, может не уставу, но армейским нормам поведения.

Вопрос: Помогите пожалуйста!!! Нужны главные плохие черты Марьи Болконской.

Ответ: Здесь Вам нужно описать какую-нибудь черту Марьи, и объяснить, почему именно на Ваш взгляд она плохая. Например, преданность Марьи (судьбе, мужчине, нравственным идеалам…) можно расценивать, и как недостаток, и как важнейшее из достоинств женщины. Вам здесь придётся проявить себя как личность.

Вопрос: Помогите, может кто-нибудь помнит что-нибудь про жену князя Василия Курагина — Алину?

Ответ: В третьем томе — с одной стороны, она осуждала, но с другой стороны, очень завидовала Элен, как та могла быть счастливой, «ловко» обращалась с мужчинами и сумела придумать основания для своего развода.

Вопрос: Партизанское движение Денисова и Долохова. Скажите часть и главы!!!

Ответ: 4 том, третья часть, там сразу

Вопрос:Пьер любит Наташу больше чем Андрей?

Ответ: Конечно — больше, в смысле — дольше. «Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему.» Это Пьер французу Рамбалю, которого он спас.

Вопрос: Сколько лет Лизе Болконской в начале первого тома?

Ответ: 16 лет

Вопрос: Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми? Что можно сказать, какие можно привести примеры?

Ответ: Оба благородные. Немножко разные взгляды на жизнь. В каких-то ситуациях они сходятся мнениями, где-то спорят и отстаивают свою мысль (что случается редко), но это и есть большой плюс дружбы между Пьером и Андреем Болконском. Просто без этого не возможна дружба. Их будто тугой невидимой нитью сближает сама жизнь для того, чтобы в досадные для них минуты они чувствовали нравственную опору в себе, поддерживая друг друга и любя. Пьер без всякой лести всегда искренно и учтиво говорит своему другу: «Как я рад тебя видеть!». И это действительно искренно и правдоподобно. Болконский всегда отвечает тем же: кроткой или смиренной улыбкой, или словами:»Я тоже рад!». Не будь в романе графа Безухова, кем он стал после смерти своего отца, или же Андрея Болконского, может быть, их жизнь сложилось совсем иначе. Главное,что их объединяет — это то, что они всегда хотели найти в свете человека искреннего и порядочного, которому можно будет излить всю свою душу и при этом не бояться того, что тот человек тебя предаст или обманет. В этом они сошлись. Нашли друг друга и полюбили, как любят братья друг друга.

Вопрос: Какие три ошибки допустил Пьер Безухов?

Ответ: Возможно эти: разгульная жизнь, женитьба на Элен, вступление в сообщество масонов. После этих поступков, будучи молодым и не опытным, потерял большую часть своего состояния, оставленного отцом в наследство.

Вопрос: В чем секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?

Ответ: В ее невинной красоте и чуток в умении танцевать.

Вопрос: Подскажите, какая из экранизаций «Войны и мира» снята точно по книге?

Ответ: В старом (1965 года, реж. Бондарчук, 4 серии) всё точно, но мысли, чувства и рассуждения раскрыты процентов на 20. Так что не читать нельзя.

Вопрос: Какие были отношения между гостями в салоне А. П. Шерер?

Ответ: Нарочитыми, лишенными всякой искренности. Их интересует не общение в полном смысле этого слова, а сплетни и информация, которая может быть им полезна, которая поможет им занять более высокое место в обществе или решить личные вопросы.

Вопрос: В каком месте идет описание вступления Пьера в масоны?

Ответ: Кн.1 т.2 ч.2 гл.3.

Вопрос: Сколько раз был ранен князь Андрей Болконский и куда?

Ответ: Первый раз во время контратаки под Аустерлицем пулей или картечью (не помню) в голову. Второй — под Бородино, множественное осколочное ранение.

Вопрос: Опишите пожалуйста Долохова.

Ответ: Губы тонкие, волосы кучерявые светлые, глаза голубые. всегда сохраняет трезвостб рассудка, даже будучи пьяным. известный в Питере повеса и кутила. не был богат, однако его уважали.

Вопрос: От куда эти слова «все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…”.

Ответ: Это мысли Николая Ростова, когда он приехал домой после проигрыша в карты Долохову и услышал, как поет Наташа…

Вопрос: Что происходит с Наташей после неудавшегося побега? Опишите её чувства, расскажите о её поведении после неудавшегося побега.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представляет нам различные типы людей, различные социальные слои, различные миры. Это и мир народа, мир простых солдат, партизан, с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства, с его неизменными жизненными ценностями, представленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Это и мир высшего света, мир столичных аристократов, равнодушных к судьбам России и озабоченных лишь собственным благополучием, устройством личных дел, карьерой и развлечениями.

Одна из характерных картин жизни большого света, представленных в начале романа, — вечер у Анны Павловны Шерер. На этом вечере собирается вся знать Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь Элен, сын Ипполит, аббат Морио, виконт Мортемар, княгиня Друбецкая, княгиня Болконская... О чем говорят эти люди, что составляет их интересы? Сплетни, пикантные истории, глупые анекдоты.

Толстой подчеркивает «обрядовый», церемониальный характер жизни аристократии — принятый в этом обществе культ пустых условностей подменяет настоящие человеческие отношения, чувства, настоящую человеческую жизнь. Устроительница вечера, Анна Павловна Шерер запускает его, словно большую машину, и следит далее, чтобы «все механизмы» в ней «работали» ровно и бесперебойно. Более всего Анна Павловна озабочена соблюдением регламента, необходимых условностей. Поэтому ее пугает слишком громкий, взволнованный разговор Пьера Безухова, его умный и наблюдательный взгляд, естественность поведения. Люди, собравшиеся в салоне Шерер, привыкли скрывать свои истинные мысли, пряча их под маской ровной, ни к чему не обязывающей любезности. Поэтому Пьер так разительно отличается от всех гостей Анны Павловны. Он не обладает светскими манерами, не может поддержать легкий разговор, не умеет «войти в салон».

Откровенно скучает на этом вечере и Андрей Болконский. Гостиные и балы ассоциируются у него с глупостью, тщеславием и ничтожеством. Разочарован Болконский и в светских женщинах: «Ежели бы ты только мог знать, что такое эти порядочные женщины...», — с горечью говорит он Пьеру.

Одной из таких «порядочных женщин» является в романе «энтузиастка» Анна Павловна Шерер. Она имеет в запасе много различных вариантов мимики, жестов, чтобы затем применить каждый из них в наиболее подходящем случае. Ей свойственна придворная ловкость и быстрота такта, она умеет поддержать легкий, светский, «приличный» разговор, умеет «вовремя войти в салон» и в «нужный момент незаметно выйти». Анна Павловна прекрасно понимает, с кем из гостей она может говорить насмешливо, с кем можно допустить снисходительный тон, с кем нужно быть подобострастной и почтительной. Почти по-родственному обращается она с князем Василием, предлагая свою помощь в устройстве судьбы его младшего сына Анатоля.

Другая «порядочная» женщина на вечере Шерер — княгиня Друбецкая. Она приехала на этот светский раут лишь затем, чтобы «выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну». Она мило улыбается окружающим, приветлива и любезна со всеми, заинтересованно слушает историю виконта, но все ее поведение — не более чем притворство. В действительности же Анна Михайловна думает лишь о своем деле. Когда же разговор с князем Василием состоялся, она возвращается к своему кружку в гостиной и делает вид, что слушает, «дожидаясь времени», когда можно уехать домой.

Манерность, «светский такт», преувеличенная любезность в беседах и совершенная противоположность в мыслях — таковы «нормы» поведения в этом обществе. Толстой все время подчеркивает искусственность светской жизни, ее фальшивость. Пустые, бессодержательные разговоры, интриги, сплетни, устройство личных дел — таковы основные занятия светских львов, важных чиновных князей, приближенных к императору особ.

Одним из таких важных князей в романе является Василий Курагин. Как замечает М. Б. Храпченко, основное в этом герое — «устроительство», «постоянная жажда преуспевания», которая сделалась второй натурой его. «Князь Василий не обдумывал своих планов... У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни... Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Князя Василия влечет к людям не жажда человеческого общения, а обычная корысть. Здесь возникает тема Наполеона, с образом которого в романе соотносится практически каждый из персонажей. Князь Василий в своем поведении комически снижает, даже где-то опошляет образ «великого полководца». Подобно Наполеону, он умело маневрирует, строит планы, использует людей в своих целях. Однако цели эти, по Толстому, мелки, ничтожны, в основе их — та же «жажда преуспевания».

Так, в ближайших планах князя Василия — устройство судеб его детей. Красавицу Элен он выдает замуж за «богатого» Пьера, «беспокойного дурака» Анатоля мечтает женить на состоятельной княжне Болконской. Все это создает иллюзию заботливости героя по отношению к семье. Однако в действительности в отношении князя Василия к детям нет подлинной любви и сердечности — он просто не способен на это. Равнодушие его к людям распространяется и на семейные отношения. Так, со своей дочерью Элен он разговаривает «тем небрежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям».

1812 год совершенно не меняет образ жизни петербургской аристократии. Анна Павловна Шерер по-прежнему принимает гостей в своем шикарном салоне. Большим успехом пользуется и салон Элен Безуховой, претендующий на некую интеллектуальную элитарность. Французов здесь считают великой нацией и восхищаются Бонапартом.

Посетители и того и другого салона, в сущности, равнодушны к судьбе России. Жизнь их течет спокойно и неторопливо, и нашествие французов, похоже, не слишком заботит их. С горькой иронией Толстой отмечает это равнодушие, внутреннюю пустоту петербургской знати: «С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад».

Обитателям салонов, государственным мужам старшего поколения, вполне соответствует в романе и золотая молодежь, бесцельно прожигающая жизнь в карточных играх, сомнительных развлечениях, кутежах.

Среди этих людей и сын князя Василия, Анатоль, циничный, пустой и никчемный молодой человек. Именно Анатоль расстраивает брак Наташи с Андреем Болконским. В этом кругу и Дол охов. Он почти открыто ухаживает за женой Пьера, Элен, цинично рассказывает о своих победах. Он практически вынуждает Пьера устроить дуэль. Считая Николая Ростова своим счастливым соперником и желая отомстить, Долохов втягивает его в карточную игру, которая буквально разоряет Николая.

Таким образом, изображая в романе большой свет, Толстой обнажает фальшь и неестественность поведения аристократии, мелочность, узость интересов и «чаяний» этих людей, пошлость их образа жизни, деградацию их человеческих качеств и семейных отношений, их безразличие к судьбам России. Этому миру разобщенности, индивидуализма автор противопоставляет мир народной жизни, где в основе всего лежит человеческое единение и мир старого патриархального дворянства, где понятия «чести» и «благородства» не подменяются условностями.

Кавалергарда век не долог...
(Булат Окуджава)

Мне часто приходилось слышать риторический вопрос: кто же являлся прообразом князя Андрея Болконского в эпопее "Война и мир" Льва Николаевича Толстого и самые разнообразные попытки на этот вопрос ответить. Естественно, что по созвучности фамилии, на эту почетную роль претендуют многочисленные представители рода князей Волконских, героически сражавшиеся в войнах с Наполеоном. Не в последнюю очередь в прообразы князя Андрея Болконского прочат и князя Сергея Волконского - по созвучности и фамилии, и имени.

Действительно, в пользу кандидатуры князя Сергея свидетельствует и живой интерес Льва Николаевича к теме "декабризма", и его личные встречи во Флоренции в 1860 году с возвратившимся из ссылки князем Сергеем, и его восторг и уважение к личности "декабриста". И неважно, что, в отличие от Андрея Болконского, Сергей Волконский был слишком молод (в 1805 году ему было всего 16 лет) для участия в Аустерлицком сражении, в котором отличился и был ранен его старший брат Николай Репнин, равно как и Андрей Болконский. По мнению многих, логика развития образа непременно привела бы князя Андрея в ряды "заговорщиков", не сложи он головы на поле боя. В черновиках к роману "Война и мир" Лев Николаевич замышлял расставить акценты несколько иначе - вокруг темы "восставших реформаторов", эпопеи их трагической траектории с полей героических сражений в Нерчинские рудники. Когда логика повествования увела Льва Николаевича в сторону от этой линии, он задумал другой, неоконченный, роман - "Декабристы", который, по мнению многих, был действительно основан на жизненном пути возвратившегося из ссылки Сергея Волконского с семейством. Однако и этот роман остался незаконченным. Я не позволю себе спекулировать по поводу двойной неудачи Льва Николаевича с темой "декабризма", и хочу подойти к этому вопросу совсем с другой стороны.

Дело в том, что, по моему мнению, жизнь, судьба и личность князя Сергея послужили прототипом сразу трех персонажей самого знаменитого романа великого писателя. И это неудивительно, столько всего вместилось в линию жизни нашего героя. И неоконченный роман "Декабристы", и первые наброски "Войны и мира" появились приблизительно в период возвращения из Сибири Сергея Волконского и его встреч с Толстым. В это же самое время Сергей Григорьевич работал над своими собственными Записками, и было бы неудивительно предположить, что воспоминания "декабриста" послужили основным предметом его бесед с писателем. "Войну и мир" я прочитала в 14-летнем возрасте, а Записки Сергея Григорьевича - относительно недавно, и была поражена узнаваемостью некоторых эпизодов воспоминаний князя, нашедших свое отражение в великом романе. Так кем же предстал Сергей Волконский в творческом воображении Льва Толстого?

Его ратные подвиги, благородство и скептическое отношение к светской жизни - в образе князя Андрея Болконского; доброта, мягкость, реформаторские идеи по обустройству жизни в России - в образе графа Пьера Безухова; бесшабашность, молодечество и "проказничество" - в образе Анатоля Курагина. Тут же оговорюсь, что "шалости" Сержа Волконского носили куда более мягкую и благородную форму.

О ратных подвигах князя Сергея мы уже поговорили в очерке "Боевые награды", о "Заговоре реформаторов" нам еще предстоит побеседовать, а сейчас мне бы хотелось обратить ваше внимание на совсем другой отрезок линии жизни князя Сергея - его кавалергардские забавы. Интересно, что их Сергей Григорьевич хоть и описывает в своих Записках с юмором, но в заключении выдает "проказам" молодости жесткий и непримиримый вердикт.

"Натянув на себя мундир, я вообразил себе, что я уже человек", - с самоиронией вспоминает князь. Тем не менее удивительно, насколько ребяческими и беззлобными, даже детскими, кажутся многие "молодеческие выходки" Сержа Волконского и его друзей из нашего циничного далека. Конечно же, молодые, сильные и веселые кавалергарды "забавлялись" не во время военных походов и битв, а изнывая от скуки казарменной и флигель-адъютантской жизни. Но и тогда в их выходках был определенный смысл.

"Золотая молодежь" обожала супругу императора Александра Павловича Елизавету Алексеевну, в девичестве Луизу Марию Августу, принцессу фон Баденскую, принявшую православие, выучившую русский язык и всей душой ратовавшую за свою новую Родину. В их среде считалось, что император несправедливо относился к молодой, благородной и безупречно ведущей себя супруге, постоянно ей изменяя. Молодые офицеры в пику императору создают "Общество друзей Елизаветы Алексеевны" - первую ласточку "тайного общества", в недрах которого и возникла впоследствии идея низложения императора. Однако в самом своем зачатке общество это оставалось невинным поводом пылкого выражения любви к императрице.

Тогда разозленные молодые люди решились на более отчаянное "преступление". Им было известно, что в угловой гостиной занимаемого французским посланником дома был выставлен портрет Наполеона, а под ним - как бы тронное кресло. Так вот, в одну темную ночь Серж Волконский, Мишель Лунин и Ко поехали по Дворцовой набережной в санях, взяв с собой "удобнометательные каменья", переломали все зеркальные стекла в окнах дома Коленкура, и удачно ретировались после этой "военной вылазки". Несмотря на жалобу Коленкура и последующее дознание, "виновники" найдены не были, и весть о том, кто же находился в тех санях, дошла до потомков через много лет в рассказах самих "проказников".

Свою независимость и недовольство "братанием с узурпатором" "золотая молодежь" желала донести и до самого императора. Для этого кавалергарды избрали следующую тактику. В определенное время дня весь светский Петербург прогуливается по так называемому Царскому кругу, то есть по Дворцовой набережной мимо Летнего Сада, по Фонтанке до Аничкова моста и по Невскому проспекту опять до Зимнего. Сам император тоже участвовал в этом светском моционе, пешком или в санях, чем этот маршрут и привлекал петербуржцев. Дамы надеялись блеснуть красотой и нарядами, а может и привлечь высочайшее внимание к своим "прелестям", тому было достаточно примеров, кавалеры же мозолили глаза императору в надежде на карьерное продвижение и прочие милости, или хотя бы на кивок головы.


Серж занимал квартиру на первом этаже "при въезде в ворота от пущинского дома", и его соседкой оказалась некая француженка, любовница Ивана Александровича Нарышкина, обер-церемониймейстера императора, который украл у жены своей комнатную собачку и подарил ее любовнице. Князь Сергей, недолго думая, спрятал собачку у себя, чтобы вернуть законной владелице и посмеяться над незадачливым высокопоставленным любовником. Случился скандал, Нарышкин подал жалобу генерал-губернатору Балашову, и Серж Волконский был наказан тремя днями комнатного ареста. Лишь благодаря заступничеству семьи не случился "больший взыск" и его выпустили после трех дней ареста.

Тем не менее, забавы и проказы "золотой молодежи" продолжались.

"Станислав Потоцкий созвал многих в ресторан обедать, под пьяную руку мы поехали на Крестовский. Это было в зимнее время, был день праздничный, и кучи немцев там были и забавлялись. Нам пришла мысль подшутить над ними. И как садится немец или немка на салазки, толкали салазки из-под них ногой - любители катания отправлялись с горки уже не на салазках, а на гузне":

Ну не мальчишество ли, что за детские забавы?! - воскликнет читатель. Так они и были мальчишками!

"Немцы разбежались и, вероятно, подали жалобу", продолжает князь Сергей, "нас была порядочная ватага, но на мне одном, как всегда, оборвался взыск, и Балашов, тогдашний генерал-губернатор петербургский и старший в чине генерал-адъютант, вытребовал меня и объявил мне от имени государя высочайший выговор". Больше никто не пострадал.

Обратите внимание на очень важную деталь, которой и сам автор Записок не придал особого значения: "на мне одном, как всегда, оборвался взыск". Точно так же взыск оборвался на Сергее Волконском, когда, несмотря на неимоверное внутреннее напряжение, угрозы и давление со стороны следственной комиссии по делу "декабристов", своей собственной семьи, семейства жены и их интриг, он выдержал и не выдал двух очень важных лиц, за которыми охотились следователи - своего друга начальника штаба 2-й дивизии генерала Павла Дмитриевича Киселева и генерала Алексея Петровича Ермолова. Киселев о Южном обществе был прекрасно осведомлен, предупреждал князя Сергея об опасности, но, несмотря на очные ставки и доказательства этой осведомленности о заговоре, предоставленные отставным подполковником Александром Викторовичем Поджио, князь Сергей выстоял и друзей не выдал. "Стыдитесь, генерал, прапорщики больше вас показывают!", кричал ему на допросе так любивший пудриться генерал Чернышов. Так ведь не привык Серж Волконский предавать друзей - ни в малом, ни в большом.

Но возвратимся в год 1811. "Все эти оказии не были мне сручны в мнении о мне государя", - признается князь Сергей, однако вне сомнения они сделали молодого офицера очень популярным в среде "золотой молодежи".

И здесь я не могу вновь не упомянуть одну из современных "исторических" гипотез, на которые уже ссылалась в своем комментарии на этом сайте. Почему-то укоренилась мысль, что Сергей Волконский продолжал свои "проказы" и "шалости" и в более зрелом возрасте, чем и попортил свои карьерные перспективы. Это в корне неверно. Во-первых, свою военную службу князь Сергей карьерой не считал, а служил во славу Отечества. Во-вторых, нет ни одного свидетельства каких-либо "проказ" и мальчишеских выходок Сергея Волконского после 1811 года, когда ему было всего 22 года. После Отечественной войны 1812-1814 гг. и зарубежных походов и частных поездок по европейским странам Сергей Волконский вернулся в Россию совсем другим человеком, окрыленным впечатлениями от передовых европейских демократий, в особенности английского сочетания конституционной монархии и парламентаризма, с горячим желанием участвовать в радикальных реформах государственного строя Российской империи, на возможность и на необходимость которых и в частных беседах, и в государственных речах не раз ссылался сам император Александр. Чем и как плачевно закончились эти надежды окрыленной "золотой молодежи" нам уже, к сожалению, известно и об этом мы поговорим в следующий раз. А здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что, в отличие от некоторых бретеров, таких как его друг и однокашник Мишель Лунин, князь Сергей "проказами" более не интересовался.


Дело в том, что Серж Волконский, по своему собственному признанию, отличался исключительной влюбчивостью, чем доставлял немало хлопот и огорчений своей заботливой матушке.

Конечно же, Александра Николаевна не столько была обеспокоена похождениями молодого повесы, но тем, как бы он ненароком не женился на неподходящей невесте. А к этому князь Сергей, будучи человеком честным и благородным, был очень даже склонен. Конечно, он не собирался свататься к дамам полусвета. Но в светском обществе юный Серж Волконский всегда влюблялся почему-то в бесприданниц, и готов был немедленно жениться "и всегда не по расчету матери моей", так что той приходилось изыскивать способы этих самых нежелательных невест отваживать.

Александра Николаевна особенно волновалась во время перемирий, и как ни парадоксально это звучит, спокойно вздыхала лишь с началом новой военной кампании, когда любвеобильный младший сын отправлялся на фронт.

Самой первой возлюбленной совсем еще юного 18-летнего Сержа Волконского была его троюродная сестра 17-летняя княжна Мария Яковлевна Лобанова-Ростовская, фрейлина и дочь малороссийского губернатора Я. И. Лобанова-Ростовского, из-за которой Серж вызвал на дуэль своего соперника Кирилла Нарышкина. Она была так красива, что ее называли "головкой Гвидо".


Мария Яковлевна Лобанова-Ростовская . Джордж Доу, 1922

Похоже, что соперник испугался дуэли с молодым кавалергардом и вместо этого прибегнул к хитрости. Он поклялся Сержу, что не ищет руки его "Дульцинеи", дождался отъезда Волконского на фронт - и женился на ней.

Сергей Григорьевич продолжает: "Неудачное мое ухаживание не вразумило мое пылающее молодое сердце к новой восторженности любовной, а частые встречи у одной моей родственницы и в общих съездах отборной публики петербургской воспламенили мое сердце, тем более что я нашел отголосок в сердце той, которая была предметом моего соискания". Князь Сергей в своих воспоминаниях галантно не называет имени своей следующей избранницы, мотивируя это тем, что она вышла замуж.

Однако сын князя Сергея Михаил Сергеевич при публикации воспоминаний отца в 1903 году по прошествии многих лет это имя "рассекретил". Ею оказалась графиня Софья Петровна Толстая, впоследствии вышедшая замуж за В.С. Апраксина. Чувство оказалось взаимным: "еще недавно, по прошествии 35 лет, она мне созналась, что питала ко мне любовь и всегда сохранила чувство дружбы", с нежностью вспоминал 70-летний Сергей Григорьевич в своих Записках.


Софья Петровна Апраксина, урожденная Толстая . Художник Анри-Франсуа Ризенер, 1818

Однако молодая графиня Толстая "не имела денежного состояния" и Александра Николаевна публично высказывалась против этого брака, чем обидела родителей молодой девушки, и союз не состоялся, они не были готовы отдать "дочь в другую семью, где бы ее не приняли радушно". Мать девушки попросила молодого влюбленного прекратить ухаживания. Волконский был очень огорчен, в своих Записках он признался, что "пораженный этим, как громовым ударом, я по чистоте моих чувств исполнил ее волю, но в сердце моем хранил то же чувство".

Очень важным обстоятельством является то, что при всей своей разгульной кавалергардской жизни Сергей Волконский следовал безукоризненному и благородному кодексу чести: ни разу в жизни он не позволил себе проявить знаки внимания к замужней даме. В его представлении это было верхом подлости и бесчестия, и этому правилу он следовал всю свою жизнь. Надо отдать должное князю, подобные правила поведения в среде его современников были очень редки!

Итак "выход замуж предмета моей любви отдал мне свободу моего сердца, и по влюбчивости моей недолго оно было свободно", - читаем дальше. Сердце князя "воспламенилось снова, и опять с успехом к прелестной Е. Ф. Л". Расшифровать новую прекрасную "Дульцинею", скрывающуюся за этими инициалами пока никому не удалось. Но увы, несмотря на взаимное расположение молодых влюбленных, Александра Николаевна снова твердой рукой отвела от своего сына угрозу мезальянса.

По окончании наполеоновской кампании на молодого, красивого, богатого и знатного князя Сергея, потомка Рюриковича и по отцовской и по материнской линии, родителями молодых девиц на выданье была объявлена настоящая охота. Если он выезжал из Петербурга по делам в Москву или в провинцию, его наперебой зазывали остановиться у себя родители потенциальных невест. Мария Ивановна Римская-Корсакова писала своему сыну Григорию из Москвы, что Сергей Волконский остановился у Бибиковых во флигеле, но сама Марья Ивановна предложила ему переехать к ней и велела отвести ему комнату; "согрешила я; мне кажется, Бибиков пустил его, авось-либо не влюбится ли в которую свояченицу. Нынче народ востер, добрым манером не много сделаешь, надо употреблять хитрость и подловить".

Не знаю, об этом ли приезде в Москву Сергей Григорьевич с юмором вспоминал в своих Записках: приехал в Москву всего на девять дней "и не успел влюбиться, чему и сам сейчас удивляюсь".

Но 11 января 1825 года 36-летний князь Сергей Волконский женился-таки на бесприданнице - 19-летней Марие Николаевне Раевской, не принадлежавшей к петербургской знати и не имевшей ни титула, ни состояния, мать которой была внучкой Михаила Ломоносова, то есть из поморских крестьян. Иными словами, Сергей Волконский женился намного ниже себя. Этого-то всегда опасалась Александра Николаевна, но на взрослого сына-генерала уже никакого влияния оказать не смогла.

Возможно, я огорчу некоторых читателей сообщением о том, что Машу Раевскую современники красавицей отнюдь не считали. Она была смуглянкой, а тогда ценились белокожие красавицы.


Мария Николаевна Раевская . Неизвестный художник, начало 1820-х

За месяц до ее свадьбы с князем Сергеем 5 декабря 1824 года поэт Василий Иванович Туманский писал своей жене из Одессы "Мария: дурна собой, но очень привлекательна остротою разговоров и нежностью обращения". Через два года, 27 декабря 1826 года, другой поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов записал в своем дневнике "она нехороша собой, но глаза ее чрезвычайно много выражают" (декабрь, 1826 год, его дневник после посещения проводов в Сибирь Марии Николаевны, устроенных княгиней Зинаидой Волконской в Москве). Польским ссыльным в Иркутске княгиня Волконская тоже показалась некрасивой: "Княгиня Волконская была большой дамой в полном смысле слова. Высокого роста, смуглая брюнетка, некрасивая, но приятной наружности" (Винцент Мигурский, Записки из Сибири, 1844 г.).

До князя Сергея Волконского к Маше Раевской сватался всего один человек - польский граф Густав Олизар, который был вдовцом и с двумя детьми. Тем не менее, один из лучших женихов России князь Сергей Волконский влюбился в Машу Раевскую сразу и на всю жизнь.

На свадьбу матушка Сергея Григорьевича не приехала, на ней в качестве посаженного отца из всего обширного семейства Волконских присутствовал лишь старший брат Сергея Николай Григорьевич Репнин. Александра Николаевна потом сожалела, что не удалось ей познакомиться с младшей невесткой раньше, в первый раз они увиделись лишь в апреле 1826 года, когда Мария Волконская приехала из Малороссии в Петербург и остановилась у свекрови, чтобы добиваться свидания с мужем, содержавшимся в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Старая и молодая княгини Волконские друг другу очень понравились, их обоих теперь объединила горячая любовь к узнику. Александра Николаевна в письмах к сыну называет ее не иначе как "твоя замечательна жена". Мария Николаевна же так описывает свою встречу со свекровью в письме к мужу в Петропавловскую крепость 10 апреля 1826 г.: "Милый друг, вот уже три дня как я живу у твоей прекрасной и добрейшей матери. Я не буду говорить ни о трогательном приеме, который она мне оказала, ни о той нежности, поистине материнской, которую она проявляет ко мне. Ты знаешь ее значительно лучше, чем я, так что ты мог заранее себе представить, как она отнесется ко мне". Для молодой женщины, от которой только что фактически отказалась собственная мать, такое внимание и теплота были особенно ценными. Союз этих двух женщин - матери и жены, фактически и спас от гибели Сергея Волконского, тяжело переживавшего то несчастье и горе, которое он принес своей семье.

На склоне лет Сергей Григорьевич дал бескомпромиссный и жесткий вердикт своим молодым "проказам" и раскритиковал отсутствие морали у офицеров кавалергардского полка. Я приведу несколько цитат из его Записок:

"Во всех моих товарищах, не исключая и эскадронных командиров, было много светской щепетильности, что французы называют point d"honneur, но вряд ли кто бы выдержал во многом разбор собственной своей совести. Вовсе не было ни в ком религиозности, скажу даже, во многих безбожничество. Общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству... Едко разбирались вопросы, факты минувшие, предстоящие, жизнь наша дневная с впечатлениями каждого, общий приговор о лучшей красавице; а при этой дружеской беседе поливался пунш, немного загрузнели головою - и по домам".

"Моральности никакой не было в них, весьма ложными понятия о чести, весьма мало дельной образованности и почти во всех преобладание глупого молодечества, которое теперь я назову чисто порочным".

"Мой быт служебный, общественный был подобен быту моих сослуживцев, однолеток: много пустого, ничего дельного... Книги забытые не сходили с полок".

"В одном одобряю их - это тесная дружба товарищеская и хранение приличий общественных того времени".

В отличие от Мишеля Лунина, который так и не смог "угомониться", Сергей Волконский судил строго дефицит морали "золотой молодежи" и воспитывал своего сына Михаила совсем по-другому.

Мы уже знаем из очерка Ученик аббата, как обстоятельно и детально обсуждал Сергей Григорьевич основные положения воспитательной программы одиннадцатилетнего Миши с польским ссыльным дворянином Юлианом Сабиньским. По рассказу князя Сергея Михайловича Волконского, его дед, "когда его сыну, пятнадцатилетнему мальчику, (Мише - Н.П.) захотелось прочитать "Евгения Онегина", отметил сбоку карандашом все стихи, которые считал подлежащими цензурному исключению".

Вернувшись из ссылки, он много занимался воспитанием племянника своей супруги Марии Николаевны - Николая Раевского, отец которого Николай Николаевич Раевский-младший, скончавшийся от болезни в 1844 году, был его шурином. 17-летний Николя очень полюбил дядю Сержа и проводил в его обществе много времени. Во всех своих письмах к его матери Анне Михайловне Сергей Григорьевич подчеркивал, что самое главное внимание в воспитании сына она должна уделять высокой морали и нравственной чистоте.

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему

называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)

2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.

3)заключение,вывод.

Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ

СРОЧНОО!!!

ЕСЛИ КТО ЗАБЫЛ КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ СИНКВЕЙН

1) заголовок, в которое вносится ключевое слово

2) 2 прилагательных

3) 3 глагола

4) фраза, несущая определенный смысл

5) резюме, вывод

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН ПО ВСЕМУ РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"

1.роман-эпопея

2.исторический, мировой

3. убеждает, учит, повествует

4. извлекла много уроков (я)

5, энциклопедия жизни

Помогите пожалуйста! Война и мир! Ответить на вопросы по Шенграбенскому сражению:

1. Проследить контраст между поведением Долохова и Тимохина в бою. В чем разница? (ч.2, гл.20-21)
2. Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою? (гл.19)
3. Расскажите о батарее Тушина. Какова ее роль в бою? (гл.20-21)
4. С проблемой героизма соотнесено и имя князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну? Как они изменились? (ч.2, гл.3,12,20-21).

1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.

Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".

Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.

И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.

К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.

Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много Добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"

И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем.

Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой - вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.

Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.

События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.

Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас" и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.

Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.

Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.

Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.

Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"

Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.

В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

 

 

Это интересно: