→ Хоровая студия весна. История школы. Художественный руководитель и дирижёр Детского хора «Весна» —

Хоровая студия весна. История школы. Художественный руководитель и дирижёр Детского хора «Весна» —

З наменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, который был организован в январе 1965 года талантливым музыкантом, учащимся «Мерзляковки» Александром Сергеевичем Пономаревым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», организованном районным домом пионеров, где ребята заняли первое место. Этот день считается днем рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Уже в первом концерте хор исполнял произведения классиков – М. П. Мусоргского и А. Г. Рубинштейна.<>

Через год коллектив заметило московское Хоровое общество, и с 1 сентября 1966 года кружок был преобразован детскую хоровую студию «Весна», ее официальным руководителем стал А. С. Пономарев, а первым помощником П. В. Меркурьев. Дети стали обучаться игре на фортепиано, появились уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Очень важным событием в жизни коллектива была организация младших хоров и создание системы преемственности в процессе обучения.

15 ноября 1966 года коллектив выступил во Всесоюзном доме композиторов. С этого концерта началась дружба и сотрудничество хора с композиторами Т. А. Попатенко, Ю. А. Левитиным, А. Н. Пахмутовой, М. А. Парцхаладзе и другими. З. Л. Компанеец подарил детям свое произведение «Весна» – первое сочинение, написанное специально для хора. Коллектив стал постоянным участником различных концертов и фестивалей, устраиваемых Союзом композиторов и Московской филармонией.

В 1968 году студия переехала в помещение общеобразовательной школы № 299, появилось единое расписание, где общеобразовательные предметы чередовались со специальными. Еженедельно выходила радиогазета, гимном всех учеников школы стала песня Г. А. Струве «Школьный корабль». Уже на следующий год «Весна» принимала участие в первом сборе хоровых студий РСФСР в «Орленке».

В год пятилетия «Весна» была выселена из здания школы № 299 – начались многолетние мытарства в поисках постоянного места занятий. В качестве временного прибежища было найдено пустующее и непригодное для работы помещение бывшего детского сада. Родители воспитанников студии своими руками в короткий срок отремонтировали отведенную хору часть здания. Детьми был создан крошечный зимний сад, появился аквариумный уголок, а по всем комнатам прыгала ручная белка Муля. Вместо предполагавшихся шести месяцев хору предстояло прожить в этом здании 18 лет. За это время «Весной» были исполнены выдающиеся произведения Г. Щютца, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдна.

В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу, а через четыре года – в дневную, став бюджетной. Тогда же состоялась первая зарубежная поездка в Болгарию – страну, славящуюся своими традициями хорового пения, – которая сразу принесла «Весне» успех. В 1977 году хор отправился на гастроли в Грузию, представив сложные и разнообразные программы выступлений в разных городах, участвуя в филармонических концертах вместе с ансамблем «Мадригал» и Государственным камерным оркестром Грузии под управлением Льва Маркиза. В 1980-е последовали поездки в Чехословакию, ГДР, Австрию. В это же время была записана первая грампластинка, где в частности звучат «Вокализ» С. В. Рахманинова и «Рассвет» П. И. Чайковского в сопровождении оркестра. Оркестровки для них были сделаны молодым московским автором Ефремом Подгайцем – с этого времени началась многолетняя творческая дружба хора с композитором, в результате которой появилось множество прекрасных сочинений – от чудных песен для малышей, таких как «Облака», «Удивительная кошка», «Именины», «Речкина песня», до сложнейших произведений крупной формы, написанных оригинальным современным языком. Среди них – «Как нарисовать птицу», «Поэзия земли», «Лунная свирель», «Черный омут», «Весенняя месса», «Времена года», «Ода греческой вазе», «Нью-Йоркская месса». Эти и другие произведения, созданные на высокохудожественные тексты, отличает особая манера ритмического и гармонического мышления, тонкое понимание и проникновение в мир детской психологии. Все сочинения Е. Подгайца очень гуманистичны, их разучивание требует большой эмоциональной отдачи исполнителей.

В 1987 году хоровая школа обрела новое прекрасное здание.

«Весна» гастролировала в 12 странах Европы, в Канаде, Японии и Китае, почти в 50 городах России. Хор сотрудничает с известными оркестрами под управлением Владимира Федосеева, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Дмитрия Китаенко, Саулюса Сондецкиса, Томаса Зандерлинга, Семена Бычкова и других дирижеров.

Победитель самых престижных международных хоровых конкурсов в Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Канаде, Франции, в 2000 году коллектив стал обладателем высшей европейской награды среди хоров всех типов и возрастов – «Гран-при Европа 2000». Среди последних достижений хора – победы на международном конкурсе-фестивале Cantemus в Венгрии (2010) и конкурсе детских хоров в Италии (2012).

В архиве «Весны» множество грампластинок, фондовые записи на телевидении и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компакт-дисков.

Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.

Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие.

Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева - обладатель гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства 2018 года - это старший хор одноименной музыкальной хоровой школы. Она находится в Южном Медведкове и, если судить по учебному плану, похожа на обычную музыкальную школу с одним отделением - хоровым. Однако особый подход к обучению и трепетное отношение к традициям, заложенным Александром Пономаревым, делают это образовательное учреждение уникальным.

Внушительная история побед «Весны» на крупнейших международных конкурсах - далеко не единственное, что вдохновляет воспитанников школы. Трудиться с удовольствием им помогает домашняя, дружественная атмосфера: все классы, а также библиотека, комната для самостоятельных занятий и уютная столовая всегда открыты для детей. Педагоги же не делят ребят на более или менее способных и не выставляют им оценок, хотя и ведут журнал успеваемости, с которым при желании могут ознакомиться родители. Тот, кто не хочет учиться, уходит сам, а для остальных музыка становится любимым делом.

Благодаря кому возникла эта необыкновенная школа, что изменится в ее главном здании по программе «Искусство - детям» и как проходят отборочные туры на конкурс грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства, mos.ru рассказала ученица Александра Пономарева и художественный руководитель хора «Весна» Надежда Аверина.

Надежда Аверина, художественный руководитель детского хора "Весна" им. А.С. Пономарева

- Как была основана школа «Весна»? И кем был Александр Пономарев - ее создатель?

Александр Сергеевич Пономарев, который, кстати, жил в этом же районе, на Верхоянской улице, прошел очень интересный путь. В юности он мечтал стать летчиком, а профессиональное образование получил только после того, как отслужил в армии: из-за одной четверки на экзаменах он не поступил в институт. Хотя музыкального образования у него и не было (только два года баяна в музыкальной школе), в армии его взяли в военный оркестр. Он очень любил музыку и, по сути, был самоучкой: слушал классику по радио, подбирал мелодии на слух, самостоятельно пытался играть по нотам. Больше всего в детстве любил увертюру из «Руслана и Людмилы» Глинки. Он рассказывал: «Я все время ждал, когда же по радио повторят эту увертюру - и наслушался другой прекрасной музыки».

В армии Александр понял, что музыка - его призвание. Он служил в Германии, и сослуживцы называли его музыкальным директором. Потом остался там еще на два года - работал художественным руководителем военного оркестра. А когда вернулся, пошел поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Обычно в училище поступают после школы, а он был уже взрослый, к тому же без начального музыкального образования. Но директор, Лариса Леонидовна Артынова, увидела, что у молодого человека есть способности, дала ему наставницу, одну из студенток.

Через месяц занятий музыкант подготовился - и поступил. Когда учился на втором курсе, жители Бабушкинского района попросили его организовать музыкальный кружок для детей. Александр стал проводить занятия при ЖЭКе - учить с ребятами песенки, стихи.

Памятник Александру Сергеевичу Пономареву

В 2020 году хору исполнится 55 лет . День рождения «Весны» - 31 марта. В этот день в 1965 году в Доме пионеров Бабушкинского района прошел праздник, на котором хоровой кружок, созданный Александром Сергеевичем, занял первое место. Праздник назывался «Музыкальная весна». После победы дети сказали: все, теперь будем только хоровым пением заниматься и назовем себя «Весна».

Вскоре этот кружок превратился в хоровую студию. На базе хора сформировалась школа, но традиции, которые были заложены еще тогда, сохранились по сей день: здесь царит особая атмосфера дружбы, взаимопонимания между детьми, педагогами и родителями. Дети учатся с удовольствием, потому что занимаются своим любимым делом. Основа обучения - хоровые занятия, на которых учеников знакомят с лучшими образцами классической и современной музыки.

Александр Сергеевич ушел из жизни в 2012 году. Всю свою жизнь он посвятил этой школе, был бессменным директором и художественным руководителем хора «Весна». Много лет я была его помощником - начала работать здесь, будучи студенткой музыкального училища при консерватории. В 2012 году стала директором, а теперь я художественный руководитель школы и хора «Весна» имени А.С. Пономарева.

Сейчас школа «Весна» располагается во временном помещении. А что вы можете рассказать об основном здании школы?

Долгое время у «Весны» не было собственного дома, он появился у нас только в декабре 1987-го. По сути, это типовая «школа-самолетик», но нам удалось вдохнуть жизнь в это здание. Здесь по-домашнему уютно, красиво, просторно и светло. У нас прекрасный парк с прудом, созданный своими руками на месте бывшей городской свалки. Поначалу здесь даже трава не росла!

В самой школе есть зимний сад, два музея (музей истории школы и музей музыкальных инструментов), два больших концертных зала. В одном из них установлен немецкий духовой орган . Префектура подарила его нам в 1997 году в честь 850-летия Москвы. У нас есть факультативный класс органа, есть педагог-органист - кстати, наша же выпускница. Почти половина педагогов, которые здесь работают, и часть сотрудников - выпускники «Весны» (в том числе я).

Сейчас в здании нашей школы идет ремонт. В Москве реализуется беспрецедентная программа: надо привести в порядок 150 музыкальных школ . Но в большинстве из них делается текущий ремонт, а у нас - капитальный ремонт с отселением. Представляете, какая это проблема - уйти из своего гнезда на год, куда-то переехать? Но мы нашли этот дом, и Департамент культуры Москвы поддержал нас: выделили средства на аренду временного помещения. Благодаря этому мы можем работать все так же плодотворно.

- Что появится в здании школы после ремонта?

Помимо того, что в школе идет ремонт, то есть замена всех коммуникаций и бытовой инженерии, она будет оснащена новым профессиональным оборудованием : звуковым, звукоусиливающим, световым, видеопроекционным - всем самым необходимым для современной школы искусств.

Мы с детьми часто смотрим видео, слушаем записи с концертов, и даже для занятий важна хорошая аппаратура - проектор, колонки. На многие конкурсы нужно отправлять собственные записи, а это значит, что звукозаписывающая аппаратура тоже должна быть качественной.

И, конечно, мы ждем хорошие новые музыкальные инструменты , потому что, хоть мы и бережем старые рояли, время делает свое дело: износ уже почти стопроцентный. А играть на фортепиано учатся абсолютно все воспитанники «Весны».

Немаловажно, что в концертном зале после ремонта появится современная система вентиляции и климата для органа. Это духовой инструмент, очень требовательный к климату. Например, влажность в помещении, где установлен орган, никогда не должна падать ниже 45 процентов. 35 процентов - это уже критично: деревянные элементы органа начинают пересыхать и механически деформируются. После этого орган просто перестает строить. На время ремонта мы надежно законсервировали инструмент - думаю, с ним все будет в порядке.

- Как вы принимали участие в конкурсе на гранты Мэра Москвы в 2018 году?

Гранты Мэра Москвы для детских хоровых коллективов учредили три года назад. И в прошлом году мы решили подать заявку. Для всех специальностей отбор проходит одинаково: в первом туре комиссия, в которую входят хормейстеры и другие профессиональные музыканты, слушает записи участников. В этом году я сама принимала в этом участие, и мы отслушали колоссальное количество записей. Для второго тура отбирается не менее восьми лучших коллективов.

Второй тур проходил в нашей же школе, поскольку мы несколько лет являлись методическим хоровым центром Москвы. Мы помогали Дирекции образовательных программ развивать хоровое направление, потому что оно требовало серьезной работы. И, на мой взгляд, мы очень многое сделали. Уровень хоровых коллективов в Москве вырос значительно, и вообще изменилось отношение к этому направлению.

Три коллектива, получившие от жюри самые высокие баллы, проходят в третий тур . Он состоялся в камерном зале Дома музыки - это было хорошо, так как акустика зала подходит для хорового пения. Прослушивала очень серьезная комиссия, в том числе хормейстер Большого театра. И в итоге мы получили первое место. Были счастливы!

На средства, полученные благодаря этой победе, мы отпраздновали 80-летие Александра Сергеевича Пономарева в ноябре 2018 года.

Почему родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, стоит обратить внимание на хоровое пение?

Мне кажется, для маленьких детей сразу начинать заниматься игрой на инструменте - это очень большое испытание. Потому что в таком возрасте ты еще не вовлечен в музыку, ты ее не любишь, и тебе надо решать технические проблемы: ставить пальцы, учить ноты, зубрить сольфеджио и так далее. Преодолеть это могут, пожалуй, только гениальные дети, которых, как вы знаете, очень и очень мало. У всех остальных часто возникает отторжение.

А хор - это, во-первых, очень заразительно : ребенок видит, что сосед поет - и подключается. Во-вторых, в хоре дети чувствуют себя свободно. Хороший хормейстер знает, как «освободить» участников хора - и, как только они раскрепощаются, у них очень быстро раскрываются потенциальные возможности. Ведь возможности есть абсолютно у всех . Но если их не развивать, они заглушаются все больше и больше, - и постепенно человек приходит к тому, что он вроде и хочет петь, а уже не может. В-третьих, хор - это коллектив, в котором всех связывает общее дело, в котором не обойтись без взаимовыручки, взаимопомощи - и жизнь в такой атмосфере тоже очень важна для развития детей.

Чем раньше ребенок попадает в музыкальную среду, тем лучше он развивается - это касается и памяти, и восприимчивости, и внимания. Раньше мамы пели детям колыбельные, а сейчас это большая редкость. Дети слышат совершенно не ту музыку, которая может воспитывать и развивать. В школах уроки пения заменили уроками музыки - на них мало поют, а больше разговаривают о музыке, и это совершенно другое дело. Кроме того, музыка и пение все больше превращаются в развлекательное шоу, которое не способствует воспитанию вкуса - и для нас, профессиональных музыкальных педагогов, это большая, серьезная проблема, которую надо решать.

Приятно, что Москва поддерживает нас, понимает нашу роль в жизни города, ценит наш профессиональный уровень. Мы достаточно часто ездим с концертами по России и на международные конкурсы, и в большинстве случаев Департамент культуры помогает нам - например, оплачивает дорогу. Это тоже очень большое дело.

Детский хор «Весна» представляет Россию и Москву на международном уровне с 1991 года . Только за последние пять лет мы выступили в Испании, Франции, Венгрии, Латвии, Китае, Германии, Бельгии. Хор дважды получил высшую награду в хоровом исполнительстве, Гран-при Европы, - в 2000-м, когда хором дирижировал сам Александр Сергеевич Пономарев, и два года назад, в ноябре 2017 года. Последнее достижение хора - победа в номинации «Детские и юношеские хоры» на Международном конкурсе европейского радиовещательного союза Let the people sing, финал которого состоялся 13 октября 2019 года в Барселоне.

Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва — это Старший хор Детской музыкальной хоровой школы «Весна» имени А.С. Пономарева, который в марте 2015 года отметил своё 50-летие. Создателем школы и художественным руководителем хора «Весна» на протяжении почти 50 лет являлся Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов — Александр Сергеевич Пономарёв (1938-2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств г. Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

«Весна» — победитель самых значимых и престижных международных конкурсов, обладатель «Гран — при Европы 2000» среди хоров всех категорий и возрастов. В июле 2016 года хор получил первое место и Гран — при на сложнейшем хоровом состязании – конкурсе современной музыки им. Беллы Бартока (Дебрецен, Венгрия), а в январе 2017 года Гран — при на 12 Международном хоровом фестивале «Silver Bells» (Даугавпилс, Латвия).

Детский хор «Весна» выступал с концертами более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Хор каждый год дает сольные концерты в главных залах Москвы – в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Дома Музыки и других. «Весна» сотрудничает с известными профессиональными музыкантами, дирижерами, оркестрами и солистами, такими как В.Федосеев, М.Плетнёв, В.Минин, В.Овчинников, А.Бузлов и другими.

Огромен и прекрасен репертуар хора, насчитывающий сотни произведений музыкальной классики разных эпох и народов, стилей и жанров. Хоровая музыка величайших композиторов прошлого и современности (В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Г.Ф.Генделя, Ф.Пуленка, П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, Г.Свиридова, П.Чеснокова и др.) составляют «золотой фонд» репертуара хора. Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы: «Gloria» А.Вивальди, «Heiligmesse» Й.Гайдна, «A ceremony of Сarols» Б.Бриттена и др. Многолетнее творческое сотрудничество связывает хор с современными московскими композиторами Е.Подгайцем и В.Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для «Весны».

Художественный руководитель и дирижёр
Детского хора «Весна» —

Надежда Владимировна Аверина

Н.В. Аверина - художественный руководитель и дирижёр Детского хора «Весна» им. А.С. Пономарёва, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, про-фессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, почётный деятель искусств г. Москвы.

Училась в Детской хоровой школе «Весна», пела в хоре «Весна» под руководством выдающегося педагога и музыканта А.С. Пономарёва, что и определило дальнейший жизненный путь и выбор профессии.

Окончила дирижёрско-хоровое отделение Московской консерватории имени П.И. Чайковского и её аспирантуру. В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве».

Параллельно с учебой Н.В. Аверина с 1984 года и по сей день преподаёт в Детской хоровой школе «Весна» (работала с младшими и Кандидатским хором, преподавала блокфлейту, сольфеджио, была хормейстером и дирижёром Старшего хора), с мая 2012 г. является директором Детской хоровой школы «Весна» им. А.С. Пономарёва. С 1999 года работает в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования, где ведёт практику работы с детским хором и практику преподавания дирижирования.

В 2008 году Н.В. Аверина стала «лучшим педагогом-исполнителем детской школы искусств», получив первое место на конкурсе «Московские мастера», а в 2014 г. стала победителем Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».

Детский хор «Весна» им. А.С. Пономарёва под руководством Н.В. Авериной неоднократно завоёвывал первые места и Гран-при международных конкурсов: Испания (2006), Венгрия (2010), Италия (2012), Германия и Бельгия (2014). Хор с большим успехом выступал на Международных хоровых фестиваля и концертах в Испании, Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Венгрии, Словакии, Китае и Франции. Начиная с 2012 г. хором, под руководством Н.В. Авериной, дано более 50 концертов в лучших концертных залах Москвы и за рубежом.

Н.В. Аверина автор методических статей, переложений и обработок для детского хора, автор-составитель многочисленных хоровых сборников (среди последних, вышедшие уже семь выпусков «Нотных папок хормейстера» из серии «Золотая библиотека педагогиче-ского репертуара»). Систематически проводит семинары и мастер-классы для хормейстеров, член жюри Российских и Международных хоровых конкурсов.

Программы хора записаны на грампластинки и в фонды телевидения и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компактдисков.

«Весна» — это настоящее чудо, созданное для обычных детей на северной окраине Москвы. Это хор, который «отличает оригинальность творческого мышления, изысканный вкус, блестящая, виртуозная хоровая техника, сценическая экспрессия и артистизм, глубина интерпретации. Это выдающийся певческий ансамбль, ставший образцом для подражания и во многом критерием в оценке современного детского хорового музицирования». Это коллектив, который пять десятилетий дарит людям счастье и радость своим «весенним» творчеством.



Идентификатор: 75258c6e77746a07

 

 

Это интересно: