→ Прослушивания в большой театр. Юлия Молчанова: «Многие артисты детского хора Большого театра и в дальнейшем стараются связать свою судьбу с музыкой Большой театр прием в детский хор

Прослушивания в большой театр. Юлия Молчанова: «Многие артисты детского хора Большого театра и в дальнейшем стараются связать свою судьбу с музыкой Большой театр прием в детский хор

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко много лет мечтал обзавестись собственным детским хором. Участия детей требовали "Кармен", "Богема", "Щелкунчик", "Сказка о царе Салтане", "Тоска"… И вот в феврале 2004 года два десятка взволнованных родителей привели два десятка резвых и гораздо менее взволнованных детей на прослушивание. Желаемое превратилось в действительность, и детские голоса стали звенеть в классах и коридорах еще не открытого после реконструкции театра. А вскоре состоялось и первое выступление. 6 мая 2006 года в Зале им. Чайковского оперная труппа Музыкального театра представляла в концертном исполнении оперу "Кармен" на французском языке и с разговорными диалогами. Этот день стал Днем рождения детского хора, его первым участием в спектакле, пусть пока и не на родной сцене.

А уже с осени 2006 года, когда театр открылся после реконструкции, занятия, репетиции и спектакли стали настоящей взрослой работой. Они теперь прекрасно понимали, что такое сценические, оркестровые репетиции, они научились выполнять самые сложные режиссерские задачи, знали, что на грим надо приходить заранее и еще постигли много других театральных секретов.

Теперь, спустя более 10 лет, наш детский хор – это настоящие, опытные артисты. Они уже сами могут многое рассказать о театре, посвящая в тайны новобранцев хора. А еще они не только участвуют в театральных спектаклях, но и выступают с сольными хоровыми концертами. А еще взрослые артисты, режиссеры, дирижеры теперь точно знают, что без детского хора театру никак не обойтись. Детский хор участвует в спектаклях театра: " " , " " , " " , " ", " ", " " , " " , " " , " " , " " .

Руководители детского хора: Татьяна Леонова, Марина Олейник, Алла Байкова.
В детском хоре занимаются дети в возрасте от 9 до 14 лет. Дни занятий: вторник и суббота.

Расписание:

Вторник:
17.00 – 18.30 (хор – младшая и старшая группы)
18.30 – хореография

Суббота:

16.00 – 17.00 (хор – младшая группа)
17.00 – общий хор

ОБЪЯВЛЕНИЯ И РАСПИСАНИЕ:

Дорогие родители, поздравляем всех с началом нового сезона! Желаем крепкого здоровья и творческой энергии на весь год!

ДЛЯ НОВЕНЬКИХ:

На занятие детей приводить за 10–15 минут до начала. С собой нужно иметь сменную обувь и хоровую папку. Проход родителей в театр (за исключением родительских собраний) запрещён.

Спектакли первого полугодия:

29.10 (вторник) – занятий нет

НОЯБРЬ
1.11 (пятницa) – репетиция спектакля "Волшебная лампа Аладдина" с 11:30 до 14:30
2.11 (суббота) – занятий нет
9.11. (суббота) – ЗАНЯТИЙ ХОРА НЕТ, спектакль "Волшебная лампа Аладдина" (сбор "Сорванцов" в 12:00, заняты до 16:30, сбор "Изумрудиков" в 14:00, заняты до 16:30)
13.11. (среда) – спектакль "Тоска"

ДЕКАБРЬ
07.12. (суббота) – спектакль "Пиковая дама"
11.12. (среда) – спектакль "Отелло"
12.12. (четверг) – спектакль "Щелкунчик"
13.12. (пятница) – спектакль "Щелкунчик"
25.12. (среда) – спектакль "Аида"
26.12. (четверг) – спектакль "Аида"
27.12. (пятница) – спектакль "Богема"
28.12. (суббота) – утренний и вечерний спектакль "Щелкунчик"
29.12. (воскресенье) – утренний и вечерний спектакль "Щелкунчик"
30.12. (понедельник) – утренний и вечерний спектакль "Щелкунчик"
31.12. (вторник)– утренний и вечерний спектакль "Щелкунчик"

По вопросам обращайтесь на почту инспектора хора

Ко всем спектаклям могут быть дополнительные репетиции. Время и дни занятий могут быть изменены!

В преддверии юбилея кафедры хорового дирижирования Московской Консерватории им. П.И. Чайковского, празднующей в следующем году 90-летие, радиостанция «Орфей» начинает серию интервью с деятелями искусства, выпускниками прославленной кафедры. В первом выпуске юбилейной серии - встреча с Юлией Молчановой - руководителем детского хора при Большом театре.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, какова история возникновения детского хора при Большом театре?

Детский хор - один из самых старейших коллективов Большого театра, ему уже практически 90 лет. Появление детского хора приходится на 1925-1930 годы. Изначально это была группа детей артистов театра, принимавших участие в оперных спектаклях, ведь практически в каждом оперном спектакле есть партия для детского хора. Позднее, когда театр во время Великой Отечественной Войны находился в эвакуации, сформировался уже профессиональный творческий коллектив детского хора Большого театра, в группы которого стали проводить строгий отбор. После чего хор получил мощное творческое развитие, и сегодня это яркий сильный коллектив, который, помимо участия в театральных спектаклях, теперь выступает еще и в концертных залах не только с оркестром Большого театра, но и с другими известными оркестрами и дирижерами.

- То есть детский хор не привязан только к спектаклям театра?

Конечно, хор тесно связан с театром, но помимо театральной, он ведет еще и активную самостоятельную концертную деятельность. Мы выступаем с крупными московскими оркестрами, нас приглашают на значимые концерты, как в России, так и за рубежом. У хора есть своя, сольная программа, с которой мы неоднократно выезжали за рубеж: в Германию, Италию, Литву, Японию….

- А с театром хор выезжает на гастроли?

Нет, не всегда. Так как довольно сложно вывозить на театральные гастроли еще и детскую труппу. На гастролях театр обычно выступает с местным детским коллективом. Для этого я приезжаю заранее, и где-то за неделю-полторы занимаюсь с местным детским хором, разучиваю с ними партии, ввожу их в спектакль. И к моменту, когда наша театральная труппа приезжает, местные дети уже хорошо ориентируются в репертуаре. Это тоже часть моей работы, как хормейстера.

- Много ли человек сегодня занято в детском хоре Большого театра?

На сегодняшний день в хоре числится около 60 человек. Понятно, что все вместе ребята выходят на спектакли крайне редко – ведь в разных спектаклях нужно совершенно разное количество участников хора.

- А в каком составе коллектив обычно выезжает на гастроли?

Оптимальное количество - 40-45 человек. Брать состав меньше - не имеет смысла (ведь надо понимать, что кто-то может заболеть, кто-то по каким-то причинам вдруг не сможет выступать), а брать больше 45 человек тоже нехорошо – это уже перегруженность.

- Как Вы решаете вопрос с родительским разрешением на выезд детей младше 18 лет?

Здесь, конечно, у нас все отработано давно. За границу мы берем детей уже с шести лет. Кроме дирижера с группой обязательно едет врач, инспектор и администратор. Конечно, гастроли очень сплачивают коллектив. Всегда, когда идет подготовка к гастролям и сами гастроли, дети становятся дружнее, самостоятельнее. Хотя, конечно, у нас вообще очень дружный коллектив – у детей есть общая цель и идея, к которой они очень трогательно и бережно относятся.

Как известно, процесс «ломки голоса» у всех проходит по-разному. У нас в театре очень хорошие фониаторы, и дети имеют возможность их посещать. Кроме того, я сама тоже очень внимательно отслеживаю этот момент, и если ломка довольно серьезная и проходит тяжело, то тогда нужно, конечно, некоторое время помолчать….. В этом случае дети действительно уходят в небольшой академический отпуск. Если же ломка происходит плавно, то мы постепенно переводим ребёнка в более низкие голоса. Например, если мальчик пел сопрано и имел дискант, а потом голос опускается постепенно, то тогда ребенок переходит в альты. Обычно этот процесс происходит довольно спокойно. У девочек, если они поют правильным звукоизвлечением, и если у них верно поставлено дыхание, как правило, никаких проблем с «ломкой голоса» не возникает.

А бывало ли так, что дети Вашего коллектива, нацеленные в принципе на классический репертуар, вдруг начинают ходить еще и в студии эстрадного вокала? Или такое в принципе невозможно?

Здесь скорее наоборот происходит. Бывали случаи, когда к нам на прослушивание приходили из различных детских эстрадных коллективов… и некоторых детей мы даже брали в наш коллектив. Понятно, что эстрадный и классический вокал – направления все-таки разные, поэтому совмещать их невозможно. Это и ребенку сложно – из-за разницы в манере пения. Замечу, что мы сейчас не говорим, какая манера пения лучше или хуже. Мы говорим только лишь о том, что направления разные, поэтому их совмещать практически невозможно, да и думаю – не нужно.


- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, о графике репетиций?

Мы, конечно, стараемся придерживаться единого графика, в основном наши репетиции проходят в вечернее время. Но ситуации бывают разные. Мы, разумеется, очень завязаны с театральным графиком, поэтому если репетиции оркестровые (например, утренние), то вполне понятно - на них вызываются дети. Или если дети заняты в постановке – они также вызываются на спектакль – в том графике, в каком он стоит в афише. Пример: когда шла опера «Турандот» (там часть детей поет, а часть детей танцует на сцене), дети были заняты буквально через день. И ничего с этим не поделаешь. Но когда постановка проходит, мы, конечно, даем детям отдохнуть несколько дней.

- Понятно, что коллектив хора – детский. С этим, наверное, связаны некоторые организационные сложности?

Конечно, есть определенные сложности в организации, но я хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что коллектив детский, я их сразу стараюсь приучить к тому, что они уже взрослые. Раз они пришли в театр – они уже артисты, значит, на них уже ложится некая доля ответственности. Я стараюсь их воспитывать таким образом, что здесь они должны вести себя как взрослые артисты. Во-первых, это связано с выходом на сцену, с декорациями, дисциплиной. То есть, с большой ответственностью. Потому что когда ты выходишь где-то в детском саду или в школе прочитать стихотворение – это одно, и совсем другое, когда ты выходишь на сцену Большого театра. В любом случае – это очень обязывает. Именно поэтому они должны себя чувствовать взрослыми артистами, ощущать свою ответственность за каждое сделанное движение и спетое слово… и мне кажется – даже маленькие дети в 6-7 лет уже очень быстро становятся взрослыми и свою ответственность, в общем-то, ощущают.

- А есть ли какие-нибудь ограничения в еде перед репетицией, спектаклем? Все ли им можно кушать?

Конечно, в обычной жизни они едят все, как обычные дети. Хотя во время спектаклей, когда театр их кормит (детям выдаются специальные талоны, на которые они могут взять себе что-то из еды на определенную сумму). В эти дни я специально иду в буфет и предупреждаю, что у детей сегодня спектакль, поэтому я категорически запрещаю продавать детям газированную воду и чипсы. Как известно – именно это обычно дети покупают в буфете вместо того, чтобы взять, например, полноценный обед.

Это плохо для связок… от чипсов появляется першение в горле, осиплость, а газированная сладкая вода очень «сажает голос»… голос становится сиплым.


- Кроме серьезных будней есть, наверное, и какие-нибудь смешные случаи?

Да, конечно, таких случаев масса. Например, во время оперы «Борис Годунов» дети участвуют в сцене у храма Василия Блаженного (где поют с Юродивым). В этой сцене дети играют нищих, оборванцев, и их гримируют соответствующим образом – одевают в специальные лохмотья, рисуют им синяки, ссадины, характерную бледность… А перед этим выходом идет сцена совсем другого характера – бал у Марины Мнишек, сцена у фонтана – с очень пышными торжественными нарядами, изображающими богатейшую публику, а посредине сцены установлен красивый фонтан. Перед началом этой картины занавес, конечно, закрыт… так вот дети, уже переодевшись в оборванцев для своего следующего выхода, спустились за кулисы – им ведь интересно посмотреть - здесь же настоящий фонтан! И вот они в своих костюмах голодранцев подбежали к фонтану и стали плескаться в воде, что-то вылавливать оттуда… а режиссер сцены, не видя детей на сцене, дал команду поднятия занавеса… И вот представьте себе – открывается занавес - светская публика, дорогое убранство дворца, все сверкает… и человек десять голодранцев, моющихся и плещущихся в этом фонтане….. было очень смешно…

- Интересно, а для детей тоже выделяется гример?

Обязательно – и гримеры и костюмеры. Все, как у взрослых. Их гримируют специальным образом, помогают им одеваться, разобраться с костюмом. Костюмеры, конечно, отслеживают, чтобы к нужной сцене все дети были готовы к выходу. Более того! Когда выходит новая постановка, каждому из них шьют свой костюм, дети ходят на примерки, это им тоже всегда очень интересно.

- Были ли случаи, когда из детского хора вырастали солисты?

Конечно! Вполне естественно - дети, которые начинают здесь работать, очень привязываются к театру. Ведь театр к себе очень притягивает. И, как правило, многие дети, которые сюда пришли, стараются и в дальнейшем связать свою судьбу с музыкой. Поэтому многие поступают потом в музыкальные училища, в консерваторию, в институт… Дети здесь очень хорошо распеваются, имеют возможность слушать ведущих оперных звезд, петь с ними в одном спектакле, учиться у них мастерству на сцене. Кто-то из детского хора переходит затем во взрослый хор, кое-кто становится солистом, кто-то – артистом оркестра … В общем, многие так или иначе возвращаются в театр, или просто связывают свою жизнь с музыкой.

- До какого возраста юный артист может петь в детском хоре?

До 17-18 лет. Если же есть желание петь и дальше, уже во взрослом хоре, то в этом случае, конечно, им нужно так же, как и всем, пройти отборочный конкурс во взрослый хоровой коллектив. Чтобы поступить во взрослый хор, нужно уже иметь музыкальное образование. Хотя бы музыкальное училище. И во взрослый хор можно поступать где-то с 20 лет.

- Наверное, все участники детского хора получают музыкальное образование в музыкальных школах?

Конечно, обязательно. Практически все дети учатся в музыкальных школах. Здесь ведь все-таки театр, а не музыкальная школа. Хор - это абсолютно концертный коллектив и, конечно, таких предметов, как сольфеджио, ритмика, гармония – у нас в программе нет… Естественно дети должны учиться в музыкальной школе, и очень хорошо, когда они там учатся.

- Насколько мне известно, Вы ведь и сами в детстве тоже пели в хоре Большого театра?

Да, довольно долго я пела в детском хоре Большого театра. Кроме того, директор взрослого хора, Елена Узкая, тоже в детстве была артисткой детского хора Большого театра. Для меня лично пение в детском хоре во многом предопределило мою дальнейшую судьбу.

- Юлия Игоревна, Ваши родители - музыканты?

Нет. Хотя у меня папа – очень талантливый человек. Прекрасно играет на рояле, импровизирует. Он очень музыкальный. Хотя у него абсолютно техническое образование.

- А каков был Ваш путь в профессию?

Я училась в обычной музыкальной школе № 50 по классу фортепиано, затем по конкурсу (был очень серьезный конкурс – несколько туров) прошла в детский хор Большого театра. Потом уже стала заниматься более серьезно, поступила сначала в музыкальное училище и затем в Московскую Консерваторию как дирижер хора (класс профессора Бориса Ивановича Куликова , - прим. автора).

Дети заняты все время в разные дни – разные группы, Вы вызываете отдельные ансамбли на репетицию… У Вас есть лично есть фиксированные выходные?

Да. У меня один выходной – как во всем театре – понедельник.

Беседовала специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас

Юлия Молчанова(руководитель детского хора при Большом театре.)
: «Многие артисты детского хора Большого театра и в дальнейшем стараются связать свою судьбу с музыкой»

Без детского хора не обходится ни одна масштабная оперная постановка в Большом театре. Корреспондент радио "Орфей" Екатерина Андреас встретилась с Юлией Молчановой - руководителем детского хора при Большом театре.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, какова история возникновения детского хора при Большом театре?

- Детский хор - один из самых старейших коллективов Большого театра, ему уже практически 90 лет. Появление детского хора приходится на 1925-1930 годы. Изначально это была группа детей артистов театра, принимавших участие в оперных спектаклях, ведь практически в каждом оперном спектакле есть партия для детского хора. Позднее, когда театр во время Великой Отечественной Войны находился в эвакуации, сформировался уже профессиональный творческий коллектив детского хора Большого театра, в группы которого стали проводить строгий отбор. После чего хор получил мощное творческое развитие, и сегодня это яркий сильный коллектив, который, помимо участия в театральных спектаклях, теперь выступает еще и в концертных залах не только с оркестром Большого театра, но и с другими известными оркестрами и дирижерами.

- То есть детский хор не привязан только к спектаклям театра?

- Конечно, хор тесно связан с театром, но помимо театральной, он ведет еще и активную самостоятельную концертную деятельность. Мы выступаем с крупными московскими оркестрами, нас приглашают на значимые концерты, как в России, так и за рубежом. У хора есть своя, сольная программа, с которой мы неоднократно выезжали за рубеж: в Германию, Италию, Литву, Японию… .

- А с театром хор выезжает на гастроли?

- Нет, не всегда. Так как довольно сложно вывозить на театральные гастроли еще и детскую труппу. На гастролях театр обычно выступает с местным детским коллективом. Для этого я приезжаю заранее, и где-то за неделю-полторы занимаюсь с местным детским хором, разучиваю с ними партии, ввожу их в спектакль. И к моменту, когда наша театральная труппа приезжает, местные дети уже хорошо ориентируются в репертуаре. Это тоже часть моей работы, как хормейстера.

- Много ли человек сегодня занято в детском хоре Большого театра?

- На сегодняшний день в хоре числится около 60 человек. Понятно, что все вместе ребята выходят на спектакли крайне редко – ведь в разных спектаклях нужно совершенно разное количество участников хора.

- А в каком составе коллектив обычно выезжает на гастроли?

- Оптимальное количество - 40-45 человек. Брать состав меньше - не имеет смысла (ведь надо понимать, что кто-то может заболеть, кто-то по каким-то причинам вдруг не сможет выступать), а брать больше 45 человек тоже нехорошо – это уже перегруженность.

- Как Вы решаете вопрос с родительским разрешением на выезд детей младше 18 лет?

- Здесь, конечно, у нас все отработано давно. За границу мы берем детей уже с шести лет. Кроме дирижера с группой обязательно едет врач, инспектор и администратор. Конечно, гастроли очень сплачивают коллектив. Всегда, когда идет подготовка к гастролям и сами гастроли, дети становятся дружнее, самостоятельнее. Хотя, конечно, у нас вообще очень дружный коллектив – у детей есть общая цель и идея, к которой они очень трогательно и бережно относятся.

- А когда у детей происходит ломка голоса – продолжают ли они петь, или берут творческую паузу?

- Как известно, процесс «ломки голоса» у всех проходит по-разному. У нас в театре очень хорошие фониаторы, и дети имеют возможность их посещать. Кроме того, я сама тоже очень внимательно отслеживаю этот момент, и если ломка довольно серьезная и проходит тяжело, то тогда нужно, конечно, некоторое время помолчать….. В этом случае дети действительно уходят в небольшой академический отпуск. Если же ломка происходит плавно, то мы постепенно переводим ребёнка в более низкие голоса. Например, если мальчик пел сопрано и имел дискант, а потом голос опускается постепенно, то тогда ребенок переходит в альты. Обычно этот процесс происходит довольно спокойно. У девочек, если они поют правильным звукоизвлечением, и если у них верно поставлено дыхание, как правило, никаких проблем с «ломкой голоса» не возникает.

А бывало ли так, что дети Вашего коллектива, нацеленные в принципе на классический репертуар, вдруг начинают ходить еще и в студии эстрадного вокала? Или такое в принципе невозможно?

- Здесь скорее наоборот происходит. Бывали случаи, когда к нам на прослушивание приходили из различных детских эстрадных коллективов… и некоторых детей мы даже брали в наш коллектив. Понятно, что эстрадный и классический вокал – направления все-таки разные, поэтому совмещать их невозможно. Это и ребенку сложно – из-за разницы в манере пения. Замечу, что мы сейчас не говорим, какая манера пения лучше или хуже. Мы говорим только лишь о том, что направления разные, поэтому их совмещать практически невозможно, да и думаю – не нужно.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, о графике репетиций?

- Мы, конечно, стараемся придерживаться единого графика, в основном наши репетиции проходят в вечернее время. Но ситуации бывают разные. Мы, разумеется, очень завязаны с театральным графиком, поэтому если репетиции оркестровые (например, утренние), то вполне понятно - на них вызываются дети. Или если дети заняты в постановке – они также вызываются на спектакль – в том графике, в каком он стоит в афише. Пример: когда шла опера «Турандот» (там часть детей поет, а часть детей танцует на сцене), дети были заняты буквально через день. И ничего с этим не поделаешь. Но когда постановка проходит, мы, конечно, даем детям отдохнуть несколько дней.

- Понятно, что коллектив хора – детский. С этим, наверное, связаны некоторые организационные сложности?

- Конечно, есть определенные сложности в организации, но я хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что коллектив детский, я их сразу стараюсь приучить к тому, что они уже взрослые. Раз они пришли в театр – они уже артисты, значит, на них уже ложится некая доля ответственности. Я стараюсь их воспитывать таким образом, что здесь они должны вести себя как взрослые артисты. Во-первых, это связано с выходом на сцену, с декорациями, дисциплиной. То есть, с большой ответственностью. Потому что когда ты выходишь где-то в детском саду или в школе прочитать стихотворение – это одно, и совсем другое, когда ты выходишь на сцену Большого театра. В любом случае – это очень обязывает. Именно поэтому они должны себя чувствовать взрослыми артистами, ощущать свою ответственность за каждое сделанное движение и спетое слово… и мне кажется – даже маленькие дети в 6-7 лет уже очень быстро становятся взрослыми и свою ответственность, в общем-то, ощущают.

- А есть ли какие-нибудь ограничения в еде перед репетицией, спектаклем? Все ли им можно кушать?

- Конечно, в обычной жизни они едят все, как обычные дети. Хотя во время спектаклей, когда театр их кормит (детям выдаются специальные талоны, на которые они могут взять себе что-то из еды на определенную сумму). В эти дни я специально иду в буфет и предупреждаю, что у детей сегодня спектакль, поэтому я категорически запрещаю продавать детям газированную воду и чипсы. Как известно – именно это обычно дети покупают в буфете вместо того, чтобы взять, например, полноценный обед.

- Это плохо для связок… от чипсов появляется першение в горле, осиплость, а газированная сладкая вода очень «сажает голос»… голос становится сиплым.

- Кроме серьезных будней есть, наверное, и какие-нибудь смешные случаи?

- Да, конечно, таких случаев масса. Например, во время оперы «Борис Годунов» дети участвуют в сцене у храма Василия Блаженного (где поют с Юродивым). В этой сцене дети играют нищих, оборванцев, и их гримируют соответствующим образом – одевают в специальные лохмотья, рисуют им синяки, ссадины, характерную бледность… А перед этим выходом идет сцена совсем другого характера – бал у Марины Мнишек, сцена у фонтана – с очень пышными торжественными нарядами, изображающими богатейшую публику, а посредине сцены установлен красивый фонтан. Перед началом этой картины занавес, конечно, закрыт… так вот дети, уже переодевшись в оборванцев для своего следующего выхода, спустились за кулисы – им ведь интересно посмотреть - здесь же настоящий фонтан! И вот они в своих костюмах голодранцев подбежали к фонтану и стали плескаться в воде, что-то вылавливать оттуда… а режиссер сцены, не видя детей на сцене, дал команду поднятия занавеса… И вот представьте себе – открывается занавес - светская публика, дорогое убранство дворца, все сверкает… и человек десять голодранцев, моющихся и плещущихся в этом фонтане….. было очень смешно…

- Интересно, а для детей тоже выделяется гример?

- Обязательно – и гримеры и костюмеры. Все, как у взрослых. Их гримируют специальным образом, помогают им одеваться, разобраться с костюмом. Костюмеры, конечно, отслеживают, чтобы к нужной сцене все дети были готовы к выходу. Более того! Когда выходит новая постановка, каждому из них шьют свой костюм, дети ходят на примерки, это им тоже всегда очень интересно.

- Были ли случаи, когда из детского хора вырастали солисты?

- Конечно! Вполне естественно - дети, которые начинают здесь работать, очень привязываются к театру. Ведь театр к себе очень притягивает. И, как правило, многие дети, которые сюда пришли, стараются и в дальнейшем связать свою судьбу с музыкой. Поэтому многие поступают потом в музыкальные училища, в консерваторию, в институт… Дети здесь очень хорошо распеваются, имеют возможность слушать ведущих оперных звезд, петь с ними в одном спектакле, учиться у них мастерству на сцене. Кто-то из детского хора переходит затем во взрослый хор, кое-кто становится солистом, кто-то – артистом оркестра … В общем, многие так или иначе возвращаются в театр, или просто связывают свою жизнь с музыкой.

- До какого возраста юный артист может петь в детском хоре?


- До 17-18 лет. Если же есть желание петь и дальше, уже во взрослом хоре, то в этом случае, конечно, им нужно так же, как и всем, пройти отборочный конкурс во взрослый хоровой коллектив. Чтобы поступить во взрослый хор, нужно уже иметь музыкальное образование. Хотя бы музыкальное училище. И во взрослый хор можно поступать где-то с 20 лет.

- Наверное, все участники детского хора получают музыкальное образование в музыкальных школах?

- Конечно, обязательно. Практически все дети учатся в музыкальных школах. Здесь ведь все-таки театр, а не музыкальная школа. Хор - это абсолютно концертный коллектив и, конечно, таких предметов, как сольфеджио, ритмика, гармония – у нас в программе нет… Естественно дети должны учиться в музыкальной школе, и очень хорошо, когда они там учатся.

- Насколько мне известно, Вы ведь и сами в детстве тоже пели в хоре Большого театра?

- Да, довольно долго я пела в детском хоре Большого театра. Кроме того, директор взрослого хора, Елена Узкая, тоже в детстве была артисткой детского хора Большого театра. Для меня лично пение в детском хоре во многом предопределило мою дальнейшую судьбу.

- Юлия Игоревна, Ваши родители - музыканты?

- Нет. Хотя у меня папа – очень талантливый человек. Прекрасно играет на рояле, импровизирует. Он очень музыкальный. Хотя у него абсолютно техническое образование.

- А каков был Ваш путь в профессию?

- Я училась в обычной музыкальной школе № 50 по классу фортепиано, затем по конкурсу (был очень серьезный конкурс – несколько туров) прошла в детский хор Большого театра. Потом уже стала заниматься более серьезно, поступила сначала в музыкальное училище и затем в Московскую Консерваторию как дирижер хора (класс профессора Бориса Ивановича Куликова , - прим. автора).

Дети заняты все время в разные дни – разные группы, Вы вызываете отдельные ансамбли на репетицию… У Вас есть лично есть фиксированные выходные?

- Да. У меня один выходной – как во всем театре – понедельник.

Беседовала специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас

полька Трик-трак

Во Царствии Твоем...(Кастальский-из Божественной Литургии)

Херувимская (Кастальский-из Божественной Литургии)

Святый Боже (Кастальский-из Божественной Литургии)

В Вышке учатся совершенно разные студенты, многие из которых уже работают в самых престижных организациях. Кто-то работает в банке, кто-то решает кейсы, кто-то пока стартует с позиций сотрудника колл-центра. А много ли найдется в Вышке ребят, которые могут похвастаться выступлениями в Большом театре? На факультете бизнеса и менеджмента, по направлению «Менеджмент» на первом (!) курсе учится Нелли Мардоян, артистка Большого театра. Наша редакция не смогла удержаться, и мы поговорили с Мардо за чашечкой кофе.

Привет, Нелли! Звучит фантастически: студентка ВШЭ - артистка Большого театра. Расскажи, как же ты попала в Большой театр, с чего все началось?

Все началось с того, что, когда мне было примерно 6,5 лет, родители услышали, что идёт набор в детский хор Большого театра. Мы пришли на прослушивание, там нас встретила мой нынешний хормейстер - Молчанова Юлия Игоревна - мастер своего дела и потрясающий человек! Она приняла меня, маленькую девочку, сказала, что данные у меня есть, и посоветовала отдать в музыкальную школу, потому что без этого петь в театре я бы не смогла. Мне было всего шесть, раньше я никак не была связана с музыкой, я рисовала. Она сказала: "Будущее возможно, приводите ребёнка", назначила день репетиции.

Отбор был сложный?

Получается, что я прошла прослушивание, спела пару песен и перепела ноты, которые она сыграла мне на фортепиано. Это обычный тест, чтобы проверить есть у тебя вообще слух или нет, сообразительный ты или нет - это тоже важно. Вот и все: меня сразу позвали на репетицию, отдали в музыкальную школу. Таким образом, у меня уже есть красный диплом по классу фортепиано из музыкальной школы, и это было интересно, но очень долго. Без этого в театре никак, потому что нужно уметь читать ноты с листа. Одновременно соединять текст с мелодией - это целая наука.

А когда произошел твой первый выход на сцену?

Мой дебют был в 8,5 лет. Это была опера «Турандот», Джакомо Пуччини. До сих пор это моя любимая опера. Я ее обожаю, мелодию узнаю издалека. В тот самый первый раз я не пела, я просто выходила на сцену, потому что нужны были маленькие дети. Вот такая интересная система - старшие стоят и поют за кулисами, а младшие стоят на сцене, но для меня это было даже интереснее, чем петь! Хотя данные у меня есть, мне кажется, что гораздо круче выйти на сцену с солистами, чем стоять за кулисами. По крайней мере, на тот момент для меня это было так. Конечно, родители мной очень гордились. Тогда я была, можно сказать, главной среди своих. Под моим восьмилетним руководством (смеется) все выходили на сцену, строились. Это был настоящий опыт, очень круто.

Когда ты попала в старшую группу?

Годам к 10 моя наставница Елена Львовна сказала: «Нелли, тебе уже здесь не место. У тебя развивается голос, который склонен к ломке, пора переходить к старшим ребятам», и она позвала Юлию Игоревну, которая меня принимала в театр, сказала ей: «Вот, смотрите, ребенок растет, голос развивается быстрее, чем у других, возьмете?» И Юлия Игоревна меня взяла. Тогда все и началось.

Ты - артистка детского хора Большого театра. Что такое детский хор в Большом?

Детский хор участвует во многих постановках - необязательно, чтобы сюжет был связан с детьми. И несмотря на то, что это хор, у некоторых есть свои сольные партии. Сейчас он уже не разделен на старшую и младшую группы - мы все вместе. В основном совсем маленькие дети 6-7 лет приходят для фона, ведь это детский хор. Они не участвуют в постановках, в основном учатся. А поют те, кто в штате, это примерно половина. Это может быть ребенок 10 лет, есть и 19-летние, все зависит от потенциала. В нашем хоре есть даже 24-летний. А казалось бы, официально мы «детский хор».

Почему ты не перешла во «взрослый» хор?

Суть в том, что переводиться во взрослую труппу очень опасно. Это трата абсолютно всего твоего свободного времени на театр. Солисты - кому-то 30, кому-то 25 - приходят и находятся в театре с утра до вечера. Меня это напрягает, потому что связывать свою жизнь с театром я пока что не намерена. По этой причине, когда мне предложили перейти во взрослую труппу в 11 классе, я отказалась. Если бы я этого хотела, я бы поступила в музыкальное училище вместо университета и пошла дальше, потому что высшее музыкальное образование во взрослом хоре необходимо. Я бы отдавала этому всё свое время. Но это не мой вариант. Конечно, если у меня будет состоятельный муж, то я буду ходить в театр, но если хочешь достатка - то театр подходит только в том случае, если ты, скажем, приглашенный солист. (смеется)

Кстати, об университете. Почему менеджмент, почему ВШЭ?

Дело было так. Вообще, я человек очень творческий. Я умею все кроме танцев. Танцы мне как-то не даются. Но в детстве я мечтала открыть свой магазин одежды и всегда хотела поступить на дизайн модной одежды куда-нибудь. Как-то мы с родителями даже выбрали мне университет в Сан-Франциско. Но потом мама сказала: «Ты слишком маленькая, никуда не поедешь. И хотя затраты окупятся, дизайнер - это не профессия». В меня тогда немного не поверили, но сейчас я понимаю, и благодарна за то, что родители мне так сказали. Таким образом, появилась идея найти такую профессию, которая помогла бы мне реализовать себя как творческую личность, не важно в какой сфере. Например, сейчас я делаю торты на заказ. Неожиданно, да? Пою, рисую, делаю торты и мечтаю открыть магазин одежды. Немного странно (смеется). Поэтому я подумала, что экономист - самый оптимальный вариант. Но потом я поняла, что это немного не мое и выбрала нечто среднее (когда-то я даже думала поступить на психолога). Менеджментом я очень довольна.

И все-таки, ты все еще в театре. Как тебе удается совмещать учебу и такую необычную работу? Много времени отнимают репетиции и сами выступления?

Репетиции, независимо от выступлений проходят тогда, когда назначит хормейстер. У нас есть общая система администрации и артистов. Администрация - это несколько человек. Они назначают дату и время. В основном, к сожалению (может и к счастью), это вечерние репетиции. Они длятся от двух до пяти часов. Это большая нагрузка на организм. Некоторые этого не знают, но большинство певцов, которые действительно правильно поют, поют на мышцах. Поэтому после репетиций и выступлений у меня безумно болят пресс и горло. Это полноценная физическая тренировка. После долгой репетиции ты не можешь делать ничего - главное добраться домой. А время? Ну, вот на этой неделе я была в театре четыре раза (интервью проходило в воскресенье - прим. автора) - одна репетиция, три спектакля. Я хожу не на все репетиции, несмотря на то, что я штатный работник. Просто мне можно, потому что я все знаю наизусть, теоретически все строится на мне и других таких же опытных ребятах.

В каких спектаклях ты занята, где тебя можно услышать?

Мама говорит, что в тринадцати, но я не считала. У меня даже есть роли, где меня пишут в программке! (смеется) В балете я участвую тоже, правда это закулисное пение. Меня можно услышать в балетах: Щелкунчик и Иван Грозный, в операх: Турандот (там тоже за кулисами), Богема, Кавалер розы, Дитя и волшебство, Кармен, Тоска, Борис Годунов, Пиковая дама.

Обязательно Кармен и Богема. Борис Годунов - это шикарная постановка. А еще под Новый Год очень часто идет Щелкунчик по 2 раза в день - утром и вечером. Даже 31 декабря есть вечерняя постановка. После нее мы, кстати, традиционно труппой празднуем Новый Год - и это очень круто. Я правда прихожу домой в десять вечера 31 декабря, но работа есть работа! (смеется)

Как молодым певцам попасть работать в театр? Может ли молодой артист с дипломом прийти в Большой, или для этого нужно расти в нем практически с пеленок?

Честно говоря, конкретно в нашем хоре старшие, к сожалению, «не приживаются». Зачастую ребята, которые сейчас учатся в ВУЗах и пытаются совмещать это с работой в Большом, со временем уходят, потому что театр занимает слишком много времени. Для тех, кто планирует действительно связать с театром жизнь, да еще и диплом имеет, существует так называемая "Молодежная оперная программа".

Ну и напоследок, расскажи какую-нибудь интересную историю, которая связана с театром. Например, слухи о закулисных интригах и жесткой конкуренции - это правда?

О да! Как-то раз я «пробила» 2 билета на Историческую сцену на премьеру Пиковой Дамы. Это было в районе полугода назад. Это было событие-бомба! Я дала эти 2 билета своим родным, надеясь, что я выступлю. Еще бы мне не выступить, ведь у меня был свой подписанный костюм, все было в порядке. Я опоздала на 5 минут к назначенному времени. А подготовиться к выходу - это не долго: делаешь прическу, идешь к гримеру и все, на распевку. Но я прихожу и вижу, что моего костюма нет. Приходит артистка в моем костюме. Я подошла к ней и сказала, что на меня пришли посмотреть, мне очень важно выйти на сцену, - я старалась быть крайне вежливой! Я могла бы развернуться и уйти, но ведь на меня пришли смотреть близкие и важные люди. Она почти ничего не ответила, пришла ее подруга и забрала ее с собой. Я совершенно растерялась от такой наглости. Мой костюм мне так и не отдали, пришлось брать другой, который был мне не по размеру. И я почти в слезах вышла-таки на сцену. Вот так вот!

В таком случае остается пожелась, чтобы таких историй было поменьше, а театр доставлял только удовольствие! Ну и удачи на творческом пути. Спасибо тебе за интервью.

Беседовала Александра Хозей

Корректор Артем Симакин

 

 

Это интересно: