→ Международный конкурс артистов балета и хореографов. Билеты на балет «XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Победители разных лет

Международный конкурс артистов балета и хореографов. Билеты на балет «XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Победители разных лет

Ежегодно в мире проводятся престижные балетные соревнования, хореографические конкурсы и профессиональные смотры. И одним из самых значимых по праву считается конкурс артистов балета и хореографов, проводимый в Москве в 13-й раз. 11 июня состоится Открытие международного конкурса, а чтобы увидеть торжественный концерт, заказывайте билеты на Конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте по привлекательным ценам. В 2017-м году турнир подходит под эгидой «Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

За долгие годы конкурс приобрел серьезный авторитет и незыблемую творческую репутацию. Он стал частью мирового балета, событием, на котором открываются новые имена, блистают перспективные артисты и демонстрируют свои таланты будущие звезды. Без долгих раздумий можно сказать, что всех участников этого события ждет блестящая карьера и покорение творческих вершин. Более 200 участников из 15 стран уже готовы к напряженной борьбе.
С 1973 года постоянным членом жюри является Юрий Григорович. Он возглавляет жюри, а также является художественным руководителем конкурса.

Можно не сомневаться, что все 10 дней конкурса превратятся в праздник для поклонников хореографии и балетного искусства. Запоминающийся поединок начинающих танцоров будет ярким и полным неожиданных моментов. Впереди - 10 насыщенных дней, а начать их нужно с гала-концерта открытия. Заказать билеты на XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте можно прямо сейчас.

Международный балетный конкурс в Москве стал прочной и плодотворной традицией, неотъемлемой и важной частью жизни мирового балета. Родившись в 1969 году, он быстро приобрел высокий профессиональный авторитет, серьезную творческую репутацию, статус ответственного и блистательного форума молодых исполнителей. Неотразимая магия Большого театра СССР (а ныне России) всегда влекла молодых танцовщиков из разных стран мира, а удачное выступление на его прославленной сцене открывало им дорогу в будущее.

Каждый московский конкурс дает миру новую плеяду ярких исполнителей. Он становится для молодых артистов неоценимым творческим опытом и большинство победителей конкурса ждет блестящая карьера в искусстве балета.

Жюри в разные годы

У истоков создания московского балетного конкурса стояли такие легенды русского искусства, как Галина Уланова - председатель жюри, Игорь Моисеев возглавлявший Оргкомитет первого конкурса, Ольга Лепешинская -председатель Оргкомитета многих последующих конкурсов. А со второго конкурса 1973 года и по настоящее время бессменным председателем жюри и его Художественным руководителем является великий хореограф современности - Юрий Григорович.

В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Наталья Касаткина, Михаил Лавровский, Владимир Васильев и другие известные деятели балета России, а также Иветт Шовире и Клод Беси, Сирил Атанасов, Шарль Жюд (Франция), Алисия Алонсо (Куба), Арнольд Хаскелл (Великобритания), Алан Фридеричиа и Кирстен Ралов (Дания), Бригит Кульберг (Швеция), Руди ван Данциг (Нидерланды), Роберт Джофри и Наталия Макарова (США), Констанц Вернон и Дитмар Зайферт (Германия), Дорис Лайне (Финляндия) Хулио Бока (Аргентина) и другие представители балетной элиты мира. За всю историю существования московского конкурса Гран-При были удостоены только четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) на II Конкурсе артистов балета в 1973 году, Ирек Мухамедов (СССР) на IV Конкурсе артистов балета в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) на VIII Конкурсе артистов балета в 1997 году и Денис Матвиенко (Украина) на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005 году.

Открытия

Московский конкурс открыл миру кроме выше названных обладателей Гран При такие имена, как Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Людмила Семеняка и Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа, Вадим Писарев, Хулио Бокка и Владимир Малахов, Мария Александрова, Алина Кожокару, Николай Цискаридзе, Наталья Осипова, Иван Васильев и многие другие.

Конкурс Хореографов

С 2001 года в конкурс артистов балета добавился и конкурс хореографов. Московский конкурс трижды отдавал дань уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Московский конкурс артистов балета в 1993 году был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс артистов балета и хореографов в 2001 году был проведен в честь великой Галины Улановой, XI Международный конкурс артистов балета и хореографов в 2009 году - в честь выдающейся русской балерины Марины Семеновой.

В рамках конкурса работает пресс-центр, проводятся творческие встречи, семинары, мастер-классы и выставки.

Значение

Московский конкурс имеет значение не только как арена профессионального общения творческой молодежи, но и как серьезная платформа обмена опытом между педагогами и хореографами, территория для дискуссий и развития балетоведческой и критической мысли, основа для сближения культур разных народов.

Международный конкурс артистов балета и хореографов в Москве проводится каждые четыре года. Он имеет государственный статус и играет значительную роль в развитии мировой культуры.

О важном событии в мире культуры: вот-вот станут известны имена лауреатов Международного конкурса артистов балета и хореографов. Это один из самых престижных смотров, который за годы существования зажег немало звезд, так что внимание к нему огромное. Объявление победителей проходит на сцене Большого театра.

Ни призы, ни места, ни соперники за секунды до выхода на сцену не имеют значения. Только танец! И на любые вопросы до выступления один ответ.

Москва в эти дни - центр притяжения молодых артистов балета и хореографов со всего мира. Международный конкурс на звание лучшего проходит раз в четыре года, как Олимпиада.

И подготовка соответствующая - тысячи повторов под чутким руководством педагога. И тут язык международного общения - русский.

«Чувствуется сразу, где есть «русский след», где учили русские, даже если это Бразилия, или Аргентина, или США. Я очень давно пошутил на эту тему. На пресс-конференции в США меня спросили, почему я считаю, что наш балет лучший. Просто я сказал: в России балет преподают дольше, чем США существует как государство. Я пошутил, но это правда», - рассказывает член жюри, народный артист России Николай Цискаридзе.

Новые имена открывает новая сцена Большого. Именно здесь все эти дни шли репетиции, занятия и этапы конкурса. Но каждый участник стремится на историческую сцену. Тут состоится финал балетного состязания. Чего стоят эти «выше, легче, точнее», видно за кулисами. Кто-то не стоит на ногах, а кто-то плачет после, казалось бы, идеального выступления.

«Я репетировала этот номер по 12 часов каждый день в течении шести месяцев, так готовилась к конкурсу. Танцевала с травмами. И не все получилось. Но то, что я все-таки выступаю сцене Большого, в финале, сбывшаяся мечта, к которой я шла через боль, и я счастлива независимо от результата», - призналась конкурсантка Ао Динфен из Китая.

Результат, помимо первых трех мест, Гран-при, почти священный Грааль конкурса - за полувековую историю его вручали всего четыре раза. А в этом году приз дает еще и беспрецедентную для балетного мира премию - 100 тысяч долларов лучшему хореографу и столько - артисту балета. Но это случится, лишь если жюри под предводительством руководителя смотра Юрия Григоровича проголосует единогласно.

«Здесь должно быть идеально все, начиная от пуантов до тесемок, до ленточки. Как она улыбается, то же самое с танцовщиками, как они держат себя на сцене. Да, падали, да, поскальзывались, да, что-то не доделывали, но когда на сцене артист - эти маленькие погрешности исчезают», - говорит член жюри, народная артистка России Светлана Захарова.

Позади три тура соревнований. Совсем скоро станут известны имена победителей. Впрочем, независимо от мнения судей, многие танцовщики признаются, что уже получили свою награду.

«Эти аплодисменты, которые тебя обнимают, это волшебно! Ради этого надо жить, ради этого надо танцевать, работать, плакать, грызть зубами бетон балета, чтобы только выйти и насладиться этими моментами неповторимыми», - сказала конкурсантка из Латвии Эвелина Годунова.

В Большом театре финишировал Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Смотр проходит раз в два года. Нынешний - уже третий по счёту. В творческом состязании участвуют студенты выпускных и предвыпускных курсов балетных училищ и вузов. На этот раз на новой сцене главного театра страны представили свои таланты 29 претендентов. Репортаж Ирины Разумовской.

Совсем недавно здесь в Большом театре проходила премьера фильма Валерия Тодоровского «Большой» про отношение и путь юных балетных артистов и педагогов. Премия «Русский балет» - это реальная история на эту тему. Сегодня лучшие из лучших приближаются совсем близко к своей мечте - танцевать в Большом.

Им по 17, 18 лет, студенты хореографических училищ приехали на конкурс со всей России: Казань, Новосибирск, Пермь, Башкирия, Бурятия... Большинство готовятся к выпускным экзаменам и постановкам. И грезят, конечно, об одном.

«Моя мечта - танцевать в самом лучшем театре, и танцевать очень хорошо, с душой, нести в зал, открываться всему залу!» - делится участница конкурса Анастасия Шеломенцева.

«Моя мечта стать хорошим танцовщиком. Чтобы была харизма внутри - самое главное», - убеждён участник конкурса Андрей Кириченко.

«Стать перспективным артистом балета - чтобы я мог приносить в искусство что-то большее», - признаётся участник конкурса Игорь Кочуров.

Главная награда - стажировка в Большом театре и золотые пуанты на пьедестале. Но справиться с волнением могут не все. У конкурса строгое и очень почётное жюри - встречают его продолжительными овациями. Юрий Григорович, Борис Эйфман, Николай Цискаридзе, руководители ведущих балетных трупп и театров страны.

«Безусловно, есть правила и шкала оценок, которые жюри должно будет выставить каждому исполнителю. Уже три года мы это используем. Подсчёт баллов происходит в режиме онлайн. После выступления каждых пяти участников у членов жюри собирают листы и ведется подсчёт», - рассказывает и.о. заведующего балетной труппой Государственного академического Мариинского театра, член жюри конкурса Юрий Фатеев.

Педагоги волнуются чуть ли не сильней, чем конкурсанты. Да, многие из молодых исполнителей пока промахиваются, оступаются, приземляясь в прыжке или в кружении. Но на то они и студенты. Кстати, за подготовку лауреатов всех степеней и Гран-при педагогам вручают денежные сертификаты.

«Этот конкурс их очень стимулируют - они должны приехать в Москву и показать свои способности, подготовку и защищать честь школы. Они приезжают в Москву на главную сцену страны, и это очень почётно и ответственно», - отмечает ректор Московской государственной академии хореографии, член жюри конкурса Марина Леонова.

После подсчёта баллов большинство лауреатов - по-прежнему из хореографических училищ двух столиц. Гран-при удостоен Денис Захаров из Московской академии. У студентов Вагановки Егора Геращенко и Элеоноры Севенард - первые места. А второе и третье места поделили молодые артисты балета из Москвы, Перми и Новосибирска.

Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

 

 

Это интересно: