→ Казанское хореографическое училище сколько обычно поступающих. Большой балет начинается с «маленьких лебедей. «старым вещам надо дать новую жизнь»

Казанское хореографическое училище сколько обычно поступающих. Большой балет начинается с «маленьких лебедей. «старым вещам надо дать новую жизнь»

В эти дни исполняется двадцать лет Казанскому хореографическому училищу. 19 и 20 марта на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля состоятся юбилейные гала--концерты, в которых примут участие нынешние студенты училища и выдающиеся выпускники прошлых лет.

Напомним, что становление казанской балетной школы неразрывно связано с историей музыкального училища им. И.В.Аухадеева, где в 1972 году было создано хореографическое отделение. Однако наборы здесь проводились нерегулярно, и к началу 1990-х годов назрела необходимость создания специального учебного заведения для подготовки профессиональных танцовщиков. Инициаторами открытия Казанского хореографического училища были директор театра им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов и руководитель балетной труппы Владимир Яковлев, который являлся первым художественным руководителем училища. В настоящее время КХОУ осуществляет подготовку по двум специальностям: «Искусство балета» (академическое отделение) и «Искусство танца» (народное отделение). При училище есть подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей».

Об итогах пройденного пути и перспективах профессионального хореографического образования в республике наш корреспондент побеседовал с директором КХОУ, заслуженным работником культуры России Татьяной Шахниной.

Татьяна Зиновьевна, прежде всего, примите поздравления в связи с 20-летием училища. Годы становления позади… Что удалось сделать за это время?

Для нас этот юбилей - очень серьезная дата. Хотя если учесть, что Академии русского балета имени А.Вагановой в Санкт-Петербурге исполнилось 275 лет, а Московской академии хореографии - 240 лет, то у нашего училища возраст, конечно, юный. Но и за это время уже немало сделано - мы выпустили около 150 профессио-нальных танцовщиков, которые работают по всему миру: в Англии, США, Швейцарии, в ближнем зарубежье; в таких городах России, как Москва, Красноярск, Одесса, Санкт-Петербург. Причем наши выпускники танцуют в самых прославленных труппах. Например, в «Кремлевском балете», Ансамбле народного танца им. И.Моисеева, Театре Бориса Эйфмана… И самое главное, они составляют 85 процентов труппы казанского балета. Среди них - Александра Елагина, Михаил Тимаев, Максим Поцелуйко, Алина Штейнберг и многие другие. Всех не перечислить!

На мой взгляд, важно отметить еще один момент: у нас в училище за последние годы поставлено шесть авторских спектаклей - «Доктор Айболит», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», «Тысяча и одна ночь», «Морозко » и «Щелкунчик ». Это же репертуар целого балетного театра!

- А с какими проблемами вы как руководитель сталкиваетесь на данном этапе?

Их несколько. Основная проблема - материально-техническая база. Да, у нас есть замечательный особняк в центре Казани, но он очень мал! К слову, Ваганов-ская академия - это целый городок, Пермское училище недавно получило еще одно здание, Московская академия хореографии приступает к строительству нового учебного корпуса… У нас же нет ни одного балетного зала, который бы соответствовал современным стандартам! Перед поездкой на международный конкурс мы просили руководство Театра оперы и балета предоставить нам балетный зал, чтобы просто записать видео для первого тура в «приличных » условиях.

У нас работают прекрасные педагоги, но, к сожалению, их зар-плата оставляет желать лучшего. Ряд училищ (Москва , Санкт-Петербург, Пермь) уже несколько лет получают на эти цели федеральные гранты. В Казани такого нет. Возникает вопрос: как удержать хороших педагогов? Ведь конкуренция большая - есть частные хореографические школы, художественная гимнастика, танцы на льду, и везде требуются хореографы. Поэтому все деньги, вырученные нами от спектаклей, концертов, идут на
зар-плату и небольшие надбавки учителям. Но и этого не хватает.

Если уж Казань позиционирует себя третьей столицей, так давайте соответствовать этому во всем. Имидж Татарстана, его авторитет - это не только спорт, но и балет!

- Сдвинулся ли с мертвой точки вопрос о строительстве интерната для иногородних детей?

Ни одна крупная балетная школа не обходится без интерната. Безусловно, в Казани есть очень одаренные дети, но они есть и в небольших городах, селах республики. Но пока мы не можем их принять, ведь к нам в училище приходят десятилетние ребятишки, которых надо вовремя покормить, уложить спать, встретить после спектакля… В настоящее время нам уже выделены земельный участок и средства на строительство общежития по улице Большая Красная. Понятно, что это только начало и по ходу дела придется решать немало проблем, но мы надеемся на лучшее.

- Расскажите подробнее о «Школе маленьких лебедей».

Девять лет тому назад я была на конкурсе в Лозанне и увидела, что там в балетной школе занимаются дети трех с половиной лет. Летела обратно, одержимая этой же идеей, и уже знала, как будет называться наша школа для самых маленьких… Я считаю, что «Школа маленьких лебедей» - это наше будущее, потому что дети с ранних лет занимаются здесь по нашей программе, с нашими педагогами, в наших стенах… Самые первые из «маленьких лебедей», которые затем успешно поступили в училище, сейчас уже учатся в пятом классе.

- А выпускники часто приходят в родное училище?

И навещают, и приходят, если надо посоветоваться. Ведь настоящий учитель - это не просто педагог по классу танца, это человек, который принимает участие в судьбе учеников, в их становлении как личностей. Например, Виталий Николаевич Бортяков ходит со своими мальчишками в походы, по музеям…

- В училище существует проблема с набором мальчиков?

Такая проблема есть во всех школах мира. Считается, что артист балета - не «мужская » профессия. Я так не думаю, ведь на самом деле балет требует выдержки, силы, мужественности. Нужно сделать эту профессию привлекательной. И, на мой взгляд, надо освободить юношей от службы в армии. Только представьте себе - парень восемь лет учится, а потом отслужит один год - и все, профессия потеряна!

Для многих артистов балета актуальна проблема профессиональной переподготовки, ведь в любом случае век танцовщика недолог…

Наш диплом впоследствии позволяет получить ряд «околобалетных » профессий - историк балета, критик, продюсер… Например, в Казанской консерватории одиннадцать лет назад была открыта специальность «Педагогика балета», где студенты обучаются заочно. Безусловно, это очень важно, что наши выпускники могут продолжить обучение и получить высшее образование.

- Вы десять лет возглавляете хореографическое училище. Чем для вас лично стал этот этап жизни?

Работать здесь - большое счастье! В училище я и педагог, и психолог, и мама нашим маленьким деткам. И я безмерно уважаю наш педагогический коллектив. А за поддержкой и помощью всегда могу обратиться к Нинели Даутовне Юлтыевой - художественному руководителю училища, замечательному профессионалу, человеку с огромным авторитетом.

Владимир Яковлев, художественный руководитель балетной труппы Театра им. М.Джалиля: «Создание училища было необходимым и своевременным. В начале девяностых годов упразд-нили систему распределения молодых специалистов и нужно было самим воспитывать балетные кадры. Уверен, не будь училища, художественный уровень труппы сегодня был бы в разы ниже».

Елена ОСТРОУМОВА

Победителем конкурса на лучший вопрос ректору Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Юсупу Якубову стала совладелец студии интерьерного дизайна «MEZON стиль», член союза дизайнеров России Светлана Шайхутдинова. Она спросила, проводятся ли встречи студентов академии с прославленными татарстанскими спортсменами, используется ли их успех как пример для подражания. Победитель ответила на вопросы редакции и получила приз - фирменные часы «БИЗНЕС Online».

.

«МНОГИЕ ГИМНАСТКИ ПЕРЕХОДИЛИ В ШКОЛУ БАЛЕТА»

Светлана, вас заинтересовала тема спорта, поэтому я делаю вывод, что вы или имеете к нему прямое отношение, или любите смотреть спортивные соревнования. Я права?

Спортом я занималась лишь «в легкую», а вот спортивные соревнования смотреть люблю. И за Универсиадой в Казани мы с дочкой следили, и за Олимпиадой в Сочи. Во время Универсиады ходили на соревнования по художественной гимнастике, на выступления мужчин в спортивной гимнастике. Очень болели, кричали, поддерживали спортсменов! Дочка ходила и на церемонию закрытия.

- Почему именно гимнастика привлекла ваше внимание?

Дело в том, что София учится в хореографическом училище. Балет - это высокое искусство танца, но по подготовке, тренировкам на одном уровне со спортом. И эмоциональное воздействие играет не последнюю роль. Поэтому мы с ней всегда смотрим художественную гимнастику, обсуждаем выступления спортсменок.

Я знаю, многие гимнастки со временем переходили в школу балета. Исполнители на балетных конкурсах и некоторых постановках современного балета добиваются техники, часто превосходящей даже возможности спортсменов. Но всегда главным критерием будет художественный образ, созданный под музыку и подчиненный особой драматургии. Ведь не зря говорят, что балет - это «душа танца». Вот и в театре балета Бориса Эйфмана все балерины не ниже 175 сантиметров, потому что, как он сам говорит, надо показать красоту тонкости линии.

- И как вы относитесь к современному балету?

Я считаю, что сцена театра - это все-таки не та площадка, где следует демонстрировать возможности тела. Вот художественная гимнастика - другое дело. Это приятно и уместно смотреть. А балет - это прежде всего искусство, а не спорт.

- А что сегодня преподают в хореографическом училище - классический или современный балет?

Прежде всего база - это только классика. Только овладев классическим танцем, можно думать о модерне.

- Ваша дочь собирается стать балериной? Куда она пойдет по окончании училища?

Нужно окончить хореографическое училище. Поступают в училище после начальной школы 25 девочек, а получают дипломы «артист балета» - 5 - 7 человек. Вот такая «арифметика». И каждый, кто захочет продолжить образование в высшем учебном заведении, поступает в Казанскую консерваторию на балетное отделение. Кроме классического балета дочь интересуется политикой, для чего усиленно занимается языкам. Правда, ей всего 14 лет и планы могут измениться.

«А ТУТ НАЧАЛАСЬ ПЕРЕСТРОЙКА, И Я ПОШЛА НА КУРСЫ МАКИЯЖА...»

- Хорошо, что у ребенка есть планы! А теперь расскажите о себе - где вы учились, чем сегодня занимаетесь?

Окончила КАИ, по первому образованию я инженер-математик. По окончании вуза работала на кафедре информатики Казанского педагогического института и преподавала информатику школьникам. В то время в школах компьютеров практически не было, и они приходили на занятия в пединститут. А тут началась перестройка, и я пошла учиться на курсы макияжа...

- Инженер-математик и макияж - как это вяжется?!

В детстве я окончила художественную школу, а когда училась в КАИ, работала художником на фабрике «Спартак». Тяга к украшательству у меня была всегда... Потом я окончила Казанскую школу дизайна при архитектурно-строительном университете. Также брала уроки живописи у художников. Это был 2003 год. Первые свои проекты я чертила от руки и рисовала эскизы акварельными карандашами, затем самостоятельно освоила компьютерные конструкторские программы. От Московской школы декораторской детали я ездила в Англию - прошла двухнедельный курс в Высшей школе дизайна в Челси. По окончании курсов мы даже защищали свой проект.

«СНАЧАЛА КВАРТИРУ В КАЗАНИ, ПОТОМ В МОСКВЕ, ПОТОМ ДОМ ПОД КАЗАНЬЮ»

- Что сегодня «украшаете»?

В 2009 году мы с подругой Оксаной Обуховой создали студию интерьерного дизайна «MEZON стиль», где я сегодня работаю руководителем и дизайнером.

- У вас большая компания?

Обычно мы справляемся вдвоем, но когда бывает «завал» работы, нанимаем помощников. Есть и свои бригады отделочников. Мы также берем на практику студентов из архитектурно-строительного университета.

- Часто бывает, что общий бизнес ссорит друзей. Вы не боитесь этого?

Чтобы избежать этого, основной принцип - вс: ровно пополам: и объем работы, и доходы. У нас с подругой разделение труда: она больше конструктор, а я «художник», поэтому практически над каждым заказом трудимся вместе.

- А если вдруг одна решит, что другая меньше работает?

Даже малейшую такую мысль надо пресекать в себе на корню! И тогда все будет нормально.

.

- За пять лет работы клиенты вашей студии измеряются десятками или сотнями?

Понимаете, дизайн - это такая вещь, что если человеку понравилась твоя работа, он будет обращаться еще и еще: сначала оформить квартиру в Казани, потом в Москве, потом дом под Казанью... Если посчитать заказчиков с учетом всех обращений, то их сотни. У нас ведь девиз такой: заказчик должен быть счастлив. И мы стараемся, порой даже себе в ущерб, исправляя свои промашки в расчетах.

- Какие объекты вы оформляете?

Квартиры, дома, школы, рестораны, кафе, бары, магазины, салоны красоты, мебельные салоны. Мы и экстерьеры рисуем, и интерьеры. Мы не делаем проекты домов, но вот эскизы их внешнего вида делаем и потом работаем с архитекторами над воплощением нашей задумки. А вот интерьеры, внутренний вид помещений разрабатываем полностью - от идеи до проекта с детальными проработками.

- Что интереснее и сложнее оформить - маленькую квартиру или большой дом?

Сложнее спроектировать дизайн маленькой квартиры, а интереснее работать в большом доме, где можно «развернуться». Одно время шли заказы на дизайн однокомнатных квартир. И мы делали из нее просто «хоромы»: и маленькую спаленку выгораживали раздвижными дверями, и гардеробную, и из лоджии делали дополнительное жилое пространство. Люди приходят и глазам своим не верят, что такое можно было сделать с их «однушкой»... И, конечно, в маленькой квартире работы не меньше, чем в большом доме, потому что нужно высчитать и эффективно использовать каждый сантиметр.

- Но, наверное, из однокомнатной «хрущевки» такие «хоромы» не построишь?

Нет, конечно. Речь идет о современных однокомнатных квартирах, где площадь все-таки побольше.

- Часто заказывают оформлять большие дома, этажа в три?

Бывают и такие заказы. Вот, например, трехэтажный дом оформляли в Васильево.

«СТАРЫМ ВЕЩАМ НАДО ДАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

Ваших заказчиков можно назвать партнерами во время работы? Они имеют право голоса, или вы диктуете им свою волю?

Конечно, мы прислушиваемся к пожеланиям заказчика. Работа будет сделана на все 100 процентов только при условии, если я услышу, что хочет заказчик получить в итоге. Главное - услышать и работать на одной волне, в унисон.

А споры с заказчиком допускаются, ведь они все-таки не специалисты в дизайне и ремонте? Или клиент всегда прав?

Если я вижу, что пожелания заказчика расходятся с законами композиции, цветовых решений, то приходится переубеждать. Ведь заказчик чаще всего не понимает, что будет на выходе, а я вижу итоговую картинку. В таких случаях я обычно говорю: вы делаете ремонт один раз в 10 - 15 лет, а я этим занимаюсь каждый день! Конечно, опыта у дизайнера больше.

Дизайн - это дело моды, всегда появляется что-то новое. Наверное, приходится постоянно держать руку на пульсе?

Конечно! Мы часто посещаем всевозможные выставки и мастер-классы по всему миру. И каждая такая поездка, каждая встреча дает новый толчок в работе, какой-то прорыв случается.

- Ну, например, какой конкретный «выхлоп» был от очередной поездки?

Когда была в США по программе профессионального развития, поразилась, как трепетно там относятся к своей истории: ни один старинный гвоздик не выбросят, а обыграют в новом интерьере. А когда я вернулась и начала работать над очередным заказом, предложила хозяину дома не выбрасывать доски с потолка, на чем он настаивал, а придать им новый вид, поскольку они были очень красивыми. Мы доски только слегка отреставрировали и покрыли лаком, и они заиграли новыми красками. Старым вещам надо дать новую жизнь и вписать их в новый интерьер.

В интерьере большую роль играют многие вещи: мебель, шторы, вазочки, какие-то милые безделушки. Вы их тоже сами подбираете?

Конечно, ездим и все покупаем! Мы не просто рисуем картинки, но и воплощаем их. Мы даже все материалы для ремонта сами выбираем и рассказываем строителям, как и что надо сделать, что на выходе должно получиться. Это называется авторский надзор.

- Правила фэншуй вы соблюдаете?

Ни в коем случае! Потому что это не наша культура, не наша традиция и ментальность. Восточная цивилизация насчитывает 5 тысяч лет, а наша - всего 2 тысячи. Разве мы можем постичь эту громадину? У них все эти знания заложены в генотипе. Мы знаем фэншуй очень поверхностно, поэтому нам он может принести вред. Мы должны жить сообразно своим традициям и культуре.

«СЛУШАЙТЕ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ!»

- Какой совет дадите тем, кто сам оформляет свое жилище?

Не следует гнаться за модой, а надо делать так, чтобы вам в вашем доме или квартире было комфортно. Слушайте себя, свои ощущения! И еще один совет: избегайте острых углов, пусть все будет плавным и обтекаемым.

- Как вы для себя открыли газету «БИЗНЕС Online »?

Как-то летела в Москву вместе с заказчиком, а он на iPad читал вашу газету. И я начала читать. И с тех пор я периодически захожу на сайт газеты. В первую очередь меня, конечно, привлекают вопросы культуры, общественной жизни, но всегда глазами пробегаю по всем новостям, чтобы быть в курсе событий.

- Светлана, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!

На днях на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся необычайно яркий гала-концерт, приуроченный к 15-летию Казанского хореографического училища. Это был настоящий праздник танца продолжительностью около четырех часов, в течение которых зрители стали свидетелями неповторимых выступлений, наполненных светом, искренностью и страстью.

Название торжественного вечера - «В честь танца» - полностью соответствовало его со-держанию. Это была настоящая ярмарка талантов и молодых дарований, которые превратили этот вечер в незабываемое зрелище. Концерт стал наглядным ярким рассказом о сегодняшнем дне хореографического училища и своеобразным подведением итогов работы коллектива училища. Классические и народные танцы, хореографические миниатюры, включенные в программу, отличались четкостью замысла, неподдельной искренностью, искрометным задором исполнителей - и каждое выступление набитый до отказа зал сопровождал бурными аплодисментами.

…Не успев оправиться от увиденного, я отправилась по оперному театру на поиски заслуженного работника культуры РТ, директора Казанского хореографического училища Татьяны Шахниной с намерением выразить свое восхищение и задать пару вопросов о секретах, позволяющих воспитать таких звезд.

Татьяна Зиновьевна, по сравнению с другими хореографическими училищами страны Казанское училище сравнительно молодое учебное заведение…

Официальная история нашего училища начинается с 1993 года. Правда, хореографическое образование в республике существовало и ранее. Сначала хореографические классы были образованы при оперном театре, потом появилось отделение хореографии при музыкальном училище. И в 1993 году на базе этого отделения было принято решение создать хореографическое училище как самостоятельное учебное заведение. В России государственных хореографических училищ очень мало, а наше училище в корне отличается от остальных подобных учебных заведений. Во-первых, набор в наше учебное заведение производится с одиннадцати лет, то есть ребята поступают после окончания четвертого класса общеобразовательной школы. Во-вторых, наши детки получают еще и музыкальное образование. Мы считаем, что артист балета должен разбираться в музыке, в искусстве, он должен обладать хорошо развитым музыкальным слухом. У нас преподается комплекс дисциплин, позволяющих нашему выпускнику разбираться и в искусстве, и в психологии, и в музыке.

- Сколько человек учатся сегодня в училище?

В настоящее время училище готовит специалистов по двум направлениям: «Артист балета» и «Артист ансамбля». Кроме этого, функционируют подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей» для детей 5-7 лет. На сегодняшний день в хореографическом училище учатся 156 человек. Это не считая нового недавно закончившегося набора в количестве сорока человек – мы набрали 25 человек на отделение «Артист балета» и 15 - на отделение «Артист ансамбля». А выпустили в этом году девять человек…

- Остальных за неуспеваемость, что ли, поисключали?

Понимаете, то что ребенок поступил в хореографическое училище, еще не означает что он обязательно его закончит. Бессонные ночи и изнурительные репетиции – не каждый выдержит такой ритм работы. Многим окончить училище не позволяют физические данные, профессиональная несостоятельность, которую в силу обстоятельств мы не можем распознать при поступлении, иногда ребята получают тяжелые травмы, не позволяющие продолжить карьеру танцовщика. Поэтому они и уходят из училища, но без труда продолжают учебу в других общеобразовательных школах.

Как вообще родители относятся к тому, что их детям приходится так много трудиться и уделять столько времени танцам?

Родители многих наших воспитанников ко всему относятся с пониманием, целиком и полностью поддерживая стремление своих детей. Для них ситуация катастрофична в том случае, если их дитя не блистает на сцене и не участвует в постановках. Вот тогда у нас с ними и начинаются проблемы.

- Насколько востребованы выпускники Казанского хореографического училища?

Они просто нарасхват, каждый из наших выпускников получает по пять-шесть приглашений от различных трупп страны. К нам в течение всего года приезжают режиссеры, директора балетных трупп, оценивают возможности того или иного танцора, а потом понравившихся приглашают на работу. Иногда наши ребята и сами выезжают в другие города. В этом году наши выпускники съездили в Санкт-Петербург, их пригласил один из ведущих театров Питера, но, к нашему счастью, они решили остаться в Казани. Вообще хочу заметить, что основу, около 85% балетной труппы нашего оперного театра, составляют наши выпускники, это еще не учитывая, что некоторые танцоры меняют театры, перебираются в другие города, ведь новый театр – это новый толчок к развитию и совершенствованию. Сегодня наши выпускники блистают на ведущих балетных подмостках Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинскае, Донецка, Самары, Саратова, Йошкар-Олы, Чебоксар, Америки, Англии, Болгарии, Чехии.

- Наверное, в этом велика заслуга тех, кто преподает в вашем училище…

Я считаю, что в нашем училище сконцентрирован просто уникальный состав педагогов. Виталий Бартюков, Ирина Хакимова, Валентина Давлеева, Вера Закамская, Сания Хантимирова – именно они, обладатели незаурядного таланта, порой неуклюжих гадких утят превращают в белых лебедей, с их помощью год за годом на небосклоне балетного искусства загораются маленькие звездочки. Я не могу не отметить, что в нашем театре работает живая легенда - народная артистка России, Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в прошлом выдающаяся балерина Нинель Юлтыева, сегодня она является художественным руководителем театра.

- На ваш взгляд, можно ли воспитать второго Нуриева?

Думаю, в истории балета танцор такого уровня, как Нуриев, был, есть и будет только один. Такого воспитать нельзя, с такими божественными данными нужно родиться. Но среди наших выпускников есть очень перспективные молодые артисты. Например, наша выпускница, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Виктория Капитонова. Она еще очень молода, но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что в недалеком будущем ее имя будет греметь на весь балетный мир. Она уже успела стать лауреатом Х международного конкурса артистов балета России «Арабеск-2008» и Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов «Молодой балет России». Если бы при училище был интернат, я думаю, таких имен было бы намного больше. К сожалению, сегодня мы не можем предоставить условия для проживания иногородним, желающим заниматься балетом, хотя талантливых ребят в нашей республике очень много. Сегодня они уезжают в Пермь, Москву, Санкт-Петербург, потому что при училищах этих городов существует интернаты. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится. Нам уже выделили землю под строительство интерната, теперь осталась дождаться финансирования.

НАИЛЯ ГАЗИЗОВА, «ИТ»

В суд на Казанское хореографическое училище подал отец начинающей танцовщицы Наили Габидуллиной. 29 декабря девочка была отчислена из учебного заведения. Поводом в училище считают грубое нарушение устава. Репетиции в массовке казанского спектакля "Морозко" ученица предпочла главную роль в "Щелкунчике" в Набережных Челнах.

На днях Наиле исполнилось пятнадцать, а танцами она занимается с пяти лет. По словам матери, девочка мечтала стать балериной, получив диплом Казанского хореографического училища. Однако проучилась всего полгода. Будет ли учиться дальше, должен решить Вахитовский райсуд.

Девочка была с неплохими способностями, одна из лучших в нынешнем приеме, - рассказала корреспонденту "ВК" директор хореографического училища Татьяна Шахнина. - Она была занята у нас в спектакле "Морозко", мы на нее ставку делали, в выходной должна была проходить репетиция. А тут звонит мама Наили и говорит, что девочка уже в автобусе и едет в Челны. Я против двойных стандартов и считаю, что правила одинаковы для всех. Так что, когда я сообщила об ее отчислении педсовету, коллеги меня не только поддержали, а просто зааплодировали!

По словам директора, Наилю и других учеников знакомили с приказом по училищу, который категорически запрещает танцорам участвовать в самодеятельности, так что девочка и ее родители знали, чем это чревато. Кроме того, Татьяна Шахнина уверяет, что учеба в Казани давалась Наиле тяжело в эмоциональном плане - она часто плакала, скучала по маме, просилась домой: "Ребенок не пострадал, ее уже зачислили на такое же отделение в хореографическое училище Набережных Челнов".

"С мечтой о балетной карьере пришлось расстаться, в Челнах прекрасные хореографы, но только на отделении народного танца, классического здесь вообще нет", - переживает мать Наили. С ее отцом Гульсия Габидуллина в разводе, но судебный иск поддерживает. Рассказывает, что в 2009 году дочь, еще обучаясь в Челнах, исполняла роль Мари в спектакле "Щелкунчик", а в конце 2010-го ее попросили сыграть на бис в органном зале автограда, на бенефисе руководителя детского театра.

Она отпросилась у своего преподавателя, приехала, сыграла и вернулась в Казань к началу занятий, - говорит Гульсия Габидуллина. - Не знаю, зачем они теперь на нее наговаривают, что она и раньше прогуливала. Надо знать этого ребенка - она же даже в 30-градусный мороз с радостью на репетицию бежала!.. А теперь даже если суд в нашу пользу решит, учиться ей вряд ли дадут.

Рассмотрение иска в Вахитовском райсуде намечено на 17 февраля. Как сообщили "ВК" в пресс-службе суда, отец ученицы оспаривает приказ об отчислении дочери и добивается ее восстановления в училище. Он считает, что в выходной день руководство учебного заведения не должно заставлять детей участвовать в репетициях спектакля, даже если доходы от него потом будут потрачены на нужды училища. Кроме того, в исковом заявлении говорится, что с уставом и правилами хореографического училища родителей не знакомили, а значит, не вправе и требовать его исполнения.

Спокойней всех отнеслась к этой истории сама Наиля. На вопрос корреспондента "ВК", чего она ждет от результатов судебного рассмотрения, 15-летняя девочка как-то очень по-взрослому ответила:

Я хочу, чтобы все было достойно... Если после восстановления на меня будут коситься, то мне это не нужно. Очень нравилось в Казани учиться, но этот случай все перечеркнул.

Сейчас Наиля учится в Набережночелнинском колледже искусств. По словам его директора Рамиля Бадретдинова, в этом учебном заведении случаев отчисления учеников за гастроли не было ни разу: "Мы с удовольствием отпускаем детей - это же наша реклама! Только организаторы концертов или спектаклей должны прислать официальное письмо с просьбой отпустить ученика в такой-то день...".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Наверняка уже в следующем учебном году при Казанском хореографическом училище откроется интернат для иногородних учащихся. Его начали строить на улице Большая Красная всего лишь три месяца назад, но такими быстрыми темпами, что уже к ноябрю у четырехэтажного здания должны появиться крыша и все коммуникации, к январю 2015 года строители планируют завершить внутреннюю отделку помещения, а весной приступить к благоустройству прилегающей территории.

У всех авторитетных хореографических школ России - Санкт-Петербургской академии имени Агриппины Вагановой, Московской, Пермского колледжа - есть интернаты для иногородних учащихся. И даже у менее авторитетных школ они есть. Потому что артист балета - профессия штучная: найти способных к ней детей в одном только городе - задача нереальная. В свое время Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра России, приехала поступать в Киевское хореографическое училище из Луцка. Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, в Вагановское училище в Ленинград приехала из Керчи. Обе жили в интернате для иногородних, и если бы только они!..

О необходимости интерната для хореографического училища в Казани специалисты начали говорить еще в 1999 году (тогда у заведения появилось очень маленькое, но собственное здание на улице Карла Маркса). Перейти от слов к делу удалось далеко не сразу.

Это многострадальная история, - вспоминает директор училища Татьяна Шахнина. - Лет 15 назад для строительства интерната нам выделили участок земли на улице Жуковского. Документы оформлялись очень долго: бесконечно менялись постановления. Я и к Шаймиеву ходила, и к Метшину, и к Минниханову... Наконец, выделили деньги на разработку проекта. Его разработали. Проект прошел экспертизу. Но президент Минниханов неожиданно заключил: "Нецелесообразно строить интернат так далеко от училища. Нужно ближе место найти". И дал нам место в три раза больше на Большой Красной! Это было два с половиной года назад. Началось новое оформление документов...

Строительство интерната на Большой Красной буксовало из-за отсутствия финансирования. Татьяна Шахнина не отчаивалась: писала письма Минниханову. Президент потом даже пошутил, что она просит его построить для училища интернат так эмоционально и умно, как обычно жены у мужей шубы выпрашивают.

На сегодняшний день на строительство интерната выделено 78 миллионов рублей. Шахнина, которая с лета ежедневно и не по одному разу ходит на стройку, говорит, что работа явно пошла в гору, когда в команду вошел новый подрядчик - ООО "Восток-С".

Предполагается, что в интернате будет двадцать двухместных комнат. Еще комната отдыха, медицинский кабинет, компьютерный зал и два балетных зала, один из которых будет использоваться и как спортивный.

Сейчас в Казанском хореографическом училище учатся 185 детей, из них иногородних - только трое. Они живут на съемных квартирах.

Это неудобно для всех, - говорит Татьяна Шахнина. - У меня постоянно болит за иногородних ребят душа: а что они едят? А не сидят ли они всю ночь в Интернете? А как до дома добрались?.. Интернат, где мы предполагаем и кормить детей, очень нужен!..

Пока неизвестно, сколько будет стоить проживание в интернате. Оно точно будет платным. И в нем будут жить учащиеся только Казанского хореографического училища.

Возможно, директора других творческих училищ Казани станут просить, чтобы я по возможности предоставляла места в интернате для их учащихся. Нет, такого не будет. Интернат не общежитие, тем более интернат хореографического училища. Это в прямом смысле режимный объект, - объясняет Татьяна Шахнина. - Будут в интернате свободные места - поселим своих учащихся из Казани. К моему великому сожалению, сегодня немало родителей, которые не следят за своими детьми. Могут больного ребенка на занятия привести. Не следят ни за режимом питания своих детей, ни за режимом их сна. В интернате таким детям будет лучше...

Интернат выведет Казанское хореографическое училище на принципиально новый уровень качества. Потому что учиться там смогут не только казанские дети: педагоги планируют искать талантливых по всему Татарстану. Со временем интернат повлияет и на уровень балетной труппы театра имени Мусы Джалиля, поскольку 87 процентов этой труппы - выпускники Казанского хореографического училища.

Мне очень хочется, чтобы мы открыли интернат в сентябре 2015 года. Чтобы это произошло, нужно, чтобы нас включили в бюджет следующего года, - говорит Татьяна Шахнина.

Спрашиваю у нее, интернат какого хореографического заведения в России считается сегодня лучшим. Ожидаю услышать про Московскую академию хореографии или Вагановскую академию в Петербурге. Но Татьяна Зиновьевна называет петербургскую Академию танца Бориса Эйфмана, которая открылась в 2013 году: "Это просто космос! - говорит Шахнина. - Недосягаемый уровень - начиная с финансирования и заканчивая оснащенностью...".

 

 

Это интересно: