→ Методы активации творческого мышления. §3. Методы активизации творческого мышления

Методы активации творческого мышления. §3. Методы активизации творческого мышления

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы: групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» - метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика (с греч. Syn - вместе). Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа (от греч. Форма + …логия), его автор - Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

Цели метода:

- решение сравнительно простых задач;

Анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);


Развитие управляемого воображения и фантазии;

Сущность метода:

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы (автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

Виды ассоциаций:

- по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

- по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

- по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика (от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

Типы вопросов:

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные - на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» - настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

7. Оскорбительные.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» - слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.


Список литературы

Основная литература:

1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.

3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.

4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.

5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Изобразительное искусство" : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.

6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989

7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с. : ил

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. - 4-е изд., стереотип.. - М. : Академия, 2008. - 365 с. : цв.ил., ил.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 - АБ.1нт(3)

Дополнительная литература

1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994

1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.

5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.

6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.

7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.

11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.

12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.

13. Лук А. И. Мышление и творчество. - М., 1976.

14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.

15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.

17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М. изд. «просвещение» 1987.

18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.

19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.

20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.

21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.

22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).

23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.

24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.

25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. - СПб., 1995.

26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». - М.: изд. «Просвещение», 1982.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с. : ил

28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.

29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.

30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.

31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.

32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

Информационные ресурсы:

2. kazinka.narod.ru - В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

3. www.iro.yar.ru - материалы по дидактике

4. www.edu.ru - Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru - Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Содержание:

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий. Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует. Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения. А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками - прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Затруднились с ответом?
Тут же вставайте и начинайте ходить. В голове сразу прояснится.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление - это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок. Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража». Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой. Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием. Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив. ..
Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации - рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему - и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия. Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным. Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю - не понимают. Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что - туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно. Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Хитрость - в том, что человек легко пишет о тех вещах, которые понимает.
Хотите хорошо писать — хорошо поймите, о чем пишете.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии - вызов дару слова - вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект - это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов. Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки». Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное - нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину. Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе. Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» - и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном - под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) - но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь. Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности. Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • - Мозговой штурм - широко известный метод группового генерирования творческих решений.
  • - Алгоритм разработки инновационных решений - техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • - Коучинг-менеджемент - стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • -Метод обучения действием - сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • - Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) - специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века.

Метод мозгового штурма в настоящее время изучен хорошо. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего - составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

запрет критики,

запрет обоснований выдвигаемых идей,

поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы, Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата - задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений, который мы приводим ниже в таблице 1:

Таблица 1

Алгоритм разработки инновационных решений

Предварительное обсуждение

  • * Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения
  • * Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Выбор источников информации

  • * Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего
  • * Отберите самые предпочтительные источники информации.

Поиск решения

  • * Придумайте всевозможные идеи - «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
  • * Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

Проверка решения

  • * Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.
  • * Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

Принятие решения

  • * Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.
  • 10. Дайте окончательный ответ.

Как видно из таблицы 1, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

Метод обучения действием не столь распространен в нашей стране, однако, его применение для стимулирования индивидуального творчества и выхода из «идейного кризиса» дает очень хорошие результаты. Суть метода заключается в следующем: сотрудник, испытывающий трудности при решении задачи, требующей творчества, генерации новых идей и подходов, обращается к своим коллегам за помощью. Когда они собираются вместе, сотрудник озвучивает задачу, и возникшие в процессе ее решения сложности. Коллеги задают ему уточняющие вопросы для прояснения ситуации, если это необходимо. Когда задача и проблема ясны, коллеги начинают задавать развивающие вопросы. Это вопросы, которые не подсказывают решение, но стимулируют поиск его путей. Например: «Что для тебя будет хорошим вариантом решения этой задачи? Кто или что может помочь тебе найти ее решение? В какой обстановке ты работаешь пытаясь найти ответ? В какой обстановке на твой взгляд это решение могло бы найтись быстрее? К каким источникам ты прибегал в поисках вдохновения? Как можно обойти стоящие перед тобой преграды?» и так далее. Категорически запрещается давать советы в форме вопросов, как-то «А не пробовал ли ты делать то-то и то-то?». Такие вопросы провоцируют на сопротивление и возражения, вместо того, чтобы сподвигать к творчеству. После того, как все вопросы заданы, сотрудник, выдвинувший проблему, говорит, какие вопросы показались ему наиболее полезными, и берет на себя перед группой обязательства по реализации появившихся идей.

Последний момент очень важен. Ведь ограничиваться одним стимулированием творческого процесса нельзя, иначе мы получим творчество ради творчества, процесс ради процесса. Задача руководителя - не только пробудить при необходимости творчество в своих подчиненных, но и «направить их энергию в мирное русло». Все, что порождено коллективом, должно документироваться и структурироваться, дабы не растерять драгоценные крупицы инноваций. Сотрудник, ушедший в «творческий полет» должен представить конкретные и ощутимые результаты. Контролировать, чтобы подчиненный не «улетел в стратосферу», должен начальник. И в этом ему помогают старые добрые функции менеджмента - контроль процесса и результатов исполнения и корректировка действий сотрудника или полученного результата.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических:

  • 1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею - «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».
  • 2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
  • 3) Революция - метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.
  • 4) Повторное использование - данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.
  • 5) Смена направления - заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

Процесс Управления Релизами состоит из следующих видов деятельности:
разработка политики в отношении релизов и их планирование;
компоновка и конфигурирование релизов;
тестирование и приемка релизов;
планирование развертывания релизов;
оповещение, подготовка и обучение;
распространение и инсталляция релизов.
В действительности эти виды деятельности не располагаются в хронологическом порядке. Определение политики и планирование релизов могут проводиться раз в полгода или в год, в то время как другие действия могут проводиться ежедневно.
Управление релизами

Успешное проведение Управления Релизами зависит от входной информации, поступающей из других процессов ITIL, и от взаимодействия с этими процессами (рис.
1). Главными являются интерфейсы со следующими процессами.
Управление Конфигурациями
Управление Конфигурациями отвечает за регистрацию доступных версий программного и аппаратного обеспечения в базе данных CMDB в качестве Базисных Конфигураций. Программы, включаемые в Библиотеку DSL, и аппаратные средства для DHS регистрируются в CMDB с согласованным уровнем детализации. Мониторинг статуса, выполняемый Процессом Управления Конфигурациями, отражает статус каждой Конфигурационной Единицы, например, «В активном использовании». «В разработке», «В тестировании», «В запасе» или «В архиве».
Управление Изменениями
Деятельность по распространению (тиражированию) релизов контролируется Процессом Управления Изменениями. Кроме того, Управление Изменениями гарантирует, чтобы было проведено адекватное тестирование релизов. Управление Изменениями также принимает решение о количестве изменений, которые могут быть скомбинированы в одном релизе. Управление Изменениями определяет процедуры, обеспечивающие авторизацию изменений, включая анализ степени воздействия и анализ необходимых ресурсов. В большинстве случаев Руководитель Процесса Управления Релизами несет ответственность за внедрение программных и аппаратных изменений и он обычно участвует в работе Консультативного комитета по изменениям.
Управление Уровнем Услуг
ИТ‐сервис обычно включает в себя инфраструктурное аппаратное обеспечение вместе со стандартным или разработанным собственными силами программным обеспечением. Управление Релизами отвечает за ввод в работу программных и аппаратных средств и отслеживает соглашения о доступности программных средств, заключенные в рамках Процесса Управления Уровнем Услуг.
Виды деятельности
На рис. 2 показаны виды деятельности в рамках Процесса Управления Релизами и их связи с жизненным циклом изменения.
Виды деятельности по управлению релизами

Виды деятельности
Выработка политики в отношении релизов и планирование Руководитель Процесса Управления Релизами разрабатывает политику в отношении релизов, определяя когда и каким образом производится конфигурирование релизов. Значительные релизы могут планироваться заранее, одновременно с присвоением номера версии, чтобы в определенные моменты времени можно было рассмотреть возможность внесения изменений. Руководитель Процесса Управления Релизами также определяет, на каком уровне Конфигурационные Единицы могут распространяться независимо друг от друга (релизные единицы). Это зависит от:
Потенциального воздействия релиза на другие компоненты.
Количества человеко‐часов и времени на компоновку и тестирование
раздельных изменений, в сравнении с усилиями, необходимыми для их объединения и одновременного внедрения.
Трудности инсталляции на местах пользователей. Возможно, что инсталлировать полную программу легче благодаря наличию для этого стандартных методов.
Сложности взаимосвязей между новым программным и аппаратным обеспечением и остальной частью ИТ‐инфраструктуры ‐ чем легче изолировать программные или аппаратные средства, тем легче их тестировать. Перед планированием релиза необходимо собрать информацию о жизненном цикле внедряемого продукта, а также обо всех подготовленных к сдаче в рамках данного релиза продуктах, описании соответствующих ИТ‐услуг и их уровней и данные об авторизации соответствующих Запросов на Изменения (RFC) и т. д. При планировании релиза рассматриваются следующие вопросы:
координация содержания релиза;
разработка графика ввода релиза;
согласование графика, территориальных объектов, на которых произойдет распространение релиза, и организационных единиц;
посещение объектов для определения реально используемых аппаратных и программных средств;
разработка плана оповещения (коммуникаций);
согласование ролей и ответственностей;
получение подробных коммерческих предложений и переговоры с поставщиками о новых аппаратных и программных средствах, а также услугах по их инсталляции;
разработка планов на случай возврата к исходному состоянию;
разработка плана обеспечения качества релиза;
планирование приемки релиза руководством и пользователями.
Результаты этой деятельности представляют собой часть плана проведения изменения и включают планы релиза, планы тестирования и критерии приемки.

Проектирование, компоновка и конфигурирование
Рекомендуется выработать стандартные процедуры проектирования, компоновки и конфигурирования релизов. Основой релизов могут быть наборы компонентов (Конфигурационных Единиц - CI), разработанные внутри организации или закупленные у третьей стороны и прошедшие этап конфигурирования. Руководства по инсталляции и конфигурированию релизов должны рассматриваться как часть релиза и в качестве Конфигурационных Единиц должны включаться в число объектов, находящихся под контролем Процессов Управления Изменениями и Управления Конфигурациями. Перед инсталляцией на месте рекомендуется настроить и протестировать все аппаратное и программное обеспечение в «лабораторных условиях». Компоненты программных и аппаратных средств необходимо тщательно конфигурировать и зарегистрировать, чтобы обеспечить возможность их многократного воспроизведения. Необходимо разработать рабочие инструкции таким образом, чтобы каждый раз воспроизводился один и тот же набор компонентов. Часто в резерве имеются стандартизированные аппаратные средства, которые используется только для компилирования или создания образов ПО. Для надежности желательно, чтобы эта часть процесса была автоматизирована. Необходимые для этого программные и аппаратные средства также попадают в сферу действия Процесса Управления Релизами. В среде разработки программ такая деятельность называется Управлением Компоновкой и входит в зону ответственности Управления Релизами.

План возврата к исходному состоянию
В плане возврата к исходному состоянию на уровне релиза в целом определяются действия, необходимые для восстановления услуг в случае сбоя во время внедрения (имплементации) релиза. Ответственность за разработку планов возврата несет Процесс Управления Изменениями, но Управление Релизами должно оказывать в этом помощь для обеспечения практической реализуемости этих планов. В частности, при внедрении пакетного релиза, объединяющего несколько Запросов на Изменения (RFC), может возникнуть необходимость координации различных планов возврата для этого релиза. Если возникает сбой Полного релиза или Дельта‐релиза, рекомендуется свернуть релиз полностью до Прежнего стабильного состояния. На случай невозможности полного свертывания релиза должны существовать Планы восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств для возобновления предоставления услуг. Требования плана возврата к исходному состоянию, такие как создание резервных копий и обеспечение запасного сервера, рекомендуется выполнять заранее. В случаях, если внедрение может занять больше времени, чем предполагается, и если задержка может поставить под угрозу нормальное предоставление услуг, в план возврата должен включаться крайний срок, определяющий время приведения в действие плана возврата. Это требуется для своевременного возобновления услуг (например, не позднее 7:00 в понедельник). План возврата к исходному состоянию должен включаться в анализ рисков изменения и должен быть одобрен пользователями. Реальная компоновка релиза может включать компилирование и связывание программных модулей, или наполнение баз данных тестовыми данными, или такими данными, как таблицы почтовых индексов, налоговых ставок, часовых поясов и валютных курсов, а также информацией о пользователях. Часто это выполняется автоматизированными инсталляционными скриптами, хранящимися в Библиотеке DSL вместе с планами возврата. Полные релизы должны отражаться в базе CMDB как Стандартные Конфигурации для облегчения конфигурирования в будущем. Планы тестирования должны включать тестирование и приемку по качеству программного и аппаратного обеспечения, процедур, инструкций по операционной деятельности и сценариев (скриптов) развертывания перед выходом релиза и, возможно, оценочные испытания после внедрения релиза. Должно также проводиться тестирование инсталляционных скриптов. Для этого требуется следующая информация:
определение релиза;
график ввода релиза;
инструкции по конфигурированию и компоновке релиза;
описание позиций, требующих приобретения или лицензирования, с
приложением графиков закупки;
автоматизированные инсталляционные скрипты и планы тестирования;
исходные копии кодов программ для включения в библиотеку DSL;
планы возврата к исходному состоянию.

Планирование внедрения
Составленный на предыдущих этапах план теперь дополняется информацией о действиях по внедрению.
Планирование развертывания релиза включает:
составление графика, а также перечня задач и требуемых людских ресурсов;
составление перечня инсталлируемых и снимаемых с использования Конфигурационных Единиц, с указанием способа вывода из операционной среды;
составление плана действий для каждого территориального объекта с учетом запаса времени на развертывание и часовых поясов, если речь идет о географически распределенных организациях;
рассылку уведомлений о релизе и другие контакты с вовлеченными сторонами;
составление планов закупки аппаратного и программного обеспечения;
закупку, размещение на хранение, определение и регистрацию всех новых CI для данного релиза в базе CMDB;
планирование встреч с руководством, управляющими подразделениями, персоналом по Управлению Изменениями и представителями пользователей.

Существует несколько способов осуществления развертывания:
полное развертывание релиза ‐ подход «большого скачка»;
поэтапное развертывание релиза, включающее несколько разновидностей:
- функциональное наращивание, когда все пользователи получают
одновременно новые элементы функциональности;
- наращивание по объектам, когда развертывание ведется от одной группы
пользователей к другой
- эволюционное развертывание с поэтапным расширением
функциональности.
Оповещение, подготовка и обучение
Персонал, находящийся в контакте с заказчиками (Служба Service Desk и Управление Взаимоотношениями с Заказчиками - CRM), операционный (обслуживающий) персонал и представители пользователей должны быть в курсе планов внедрения и его возможных последствий для повседневной деятельности. Для этого можно организовать совместное обучение, сотрудничество и совместное участие в приемке релиза. Необходимо согласовать распределение ответственностей, с соответствующим уведомлением каждого. При поэтапном развертывании релиза пользователи должны быть проинформированы о планах и времени, когда для них будут доступны новые функции. Необходимо заранее информировать весь задействованный персонал об изменениях в Соглашения> об Уровне Услуг (SLA), Операционных Соглашениях об Уровне Услуг (OLA) и Внешних Договора> (UC).
Распространение релизов и инсталляция
Управление Релизами осуществляет мониторинг процессов логистики/материально‐технического обеспечения по закупке, хранению, транспортировке, поставке и передаче программного и аппаратного обеспечения. Этот процесс поддерживается процедурами, регистрационными записями и такими сопроводительными документами, как упаковочные листы, что необходимо для предоставления достоверной информации в Процесс Управления Конфигурациями. Склады аппаратного и программного обеспечения должны быть надежными и доступными только для авторизованного персонала.
Для распространения и инсталляции программного обеспечения рекомендуется, по возможности использовать автоматизированные инструментальные средства. Это позволит сократить время, необходимое для распространения ПО, и повысить качество при сокращении затрат на ресурсы. Часто такие инструментальные средства также облегчают проверку успешности инсталляции. Перед началом любой инсталляции необходимо проверить, удовлетворяет ли среда, где предполагается внедрение релиза, необходимым требованиям, таким как достаточное дисковое пространство, безопасность, требованиям к окружающей среде или ограничениям эксплуатационных условий, например кондиционирование воздуха, площадь помещения, источники бесперебойного питания (UPS), сете вое питание и т. п.
После инсталляции необходимо обновить информацию в базе данных CMDB для облегчения проверки лицензионных соглашений.

 

 

Это интересно: