→ Самобытная культура болгарии - население, религия, традиции, язык, архитектура, музыка, искусство. Народная музыка, музыкальные инструменты, танцы болгар Духовой муз инстр в болгарии

Самобытная культура болгарии - население, религия, традиции, язык, архитектура, музыка, искусство. Народная музыка, музыкальные инструменты, танцы болгар Духовой муз инстр в болгарии

Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди (известной так же как константинопольская лира, политики лира, классическая кеменче) на которой играют в Греции и западной Турции, а так же с критики лира (о. Крит).

К родственным инструментам можно так же отнести однострунную балканскую .

Устройство гадулки

Корпус из орехового дерева, долблёный грушевидный, шейка широкая без ладов, помимо 3-4 игровых струн, нередко имеется 7-10 резонансных. В области Добруджа распространён вариант гадулки малого размера без резонансных (симпатических) стурн.

Верхняя часть корпуса на которой расположены колки имеет овальную форму. Основная часть инструмента состоит из цельного куска дерева. Лицевая часть носит название «доска» или «крышка» и изготовляется из древесины сосны или ели. Звуковые отверстия имеют характерную D-образную форму.

Современные инструменты используют металлические струны , ранее же использовались менее прочные шёлковые или же жильные. В отличие других струнных инструментов гадулка не имеет верхнего порожка под струнами. Струны от колков натягиваются через мостик, расположенный над звуковыми отверстиями, и закрепляются на костяном струнодержателе, который в свою очередь крепится к нижнему штырю. Нижний штырь часто используется для укрепления инструмента во время игры к поясу музыканта.


Болгарская народная музыка является частью балканской музыкальной традиции, которая имеет свои отличительные особенности.

Народные болгарские инструменты:
(картинки кликабельны:-)

Многие народные болгарские инструменты - это разновидности турецких народных инструментов, например, тамбура происходит от саза, а гадулка от кеменче.

Гайда ― народная волынка из козлиной кожи.

Тракийская гайда настраивается в Ре или Ля.

Родопская гайда или каба гайда больше, имеет более глубокий звук и настраивается в Фа.

Кавал ― продольная флейта, очень близкая к турецкому кавалу и арабскому наю.

Гадулка ― струнный смычковый инструмент, вероятно происходящий от ребека, который держат при игре вертикально и который имеет мелодические и резонансные струны.

Тамбура ― струнный щипковый с длинным грифом, на котором играют как аккомпанемент, так и сольные партии.

Тарабука ― барабан с одной мембраной и коническим резонатором, родственный турецкой или североафриканской дарабуке и греческому думбелеки.

В «свадебных оркестрах» могут использоваться такие инструменты, как аккордеон, кларнет, саксофон, гитары электрические акустические и бас, барабанная установка и т.д.

Болгарская народная музыка различается по регионам. Добружданский, софийский, родопский, македонский (болгарская Македония) тракийский и придунайский стили имеют свои отличительные черты. Как и у многих других народов, народная музыка у болгар сильно привязана к календарным обрядам и праздникам, таким, например, как Рождество, новый год, середина лета, праздник святого Лазаря, а так же к необычным ритуалам Нестинарства в области Странджа во время двойного праздника Святых Константина и Елены 21 го мая, во время которых жители деревни впадают в транс и танцуют на горячих углях.

Очень развита и песенная традиция, мужская и женская, а так же хоровая.

Наиболее известным ансамблем в советское время в Болгарии был Государственный Ансамбль Народной Песни и Танца под руководством Филипа Кутева. Кутев был, наверное, самым влиятельным музыкантом 20 века в Болгарии, он в определенной степени модернизировал народную музыку, чем добился у себя дома большого признания. В 1951 Кутев основал тол, что сейчас известно как Женский Хор Болгарского Государственного Телевидения, который стал известен по всему миру после выхода ряда записей под названием Le Mystère des Voix Bulgares.

Особенностью болгарской хоровой музыки являются ее необычные ритмы, полифония и гармонии, например большое количество интервалов, таких как большая секунда, а так же бурдонное сопровождение мелодии (часть хора поет мелодическую партию, а другая ― тянет один тон на протяжение этой мелодии или большой ее части), особенно характерное для шопского области вокруг столицы Болгарии Софии и области Пирин.

В советское время некоторые музыканты существовали вне сферы государственной поддержки. Не находясь под официальным «крылом» такие «свадебные оркестры» так же не имели ограничений и могли исполнять то, что сами хотели, часто взаимодействуя с зарубежными музыкантами и стилями. Важным центром такого взаимодействия была Тракия, бывшая в подполье до 1986г., когда был учрежден фестиваль подобной музыки в Стамболово. Среди музыкантов, приобретших известность, например, кларнетист Иво Папазов.

Отличительная черта балканской танцевальной музыки ― сложные ритмы (по сравнению с западной музыкой), которые состоят из сочетаний более простых ритмических групп ― на 2 (быстрая) и 3 (медленная). Все основные танцы строятся на основе комбинаций этих элементов. Примеры:
«лесното» (медленное) ― 7 долей: 3-2-2
«копаница» ― 11 долей: 2-2-3-2-2
«ръченица» ― 2-2-3
«пайдушко» ― нерегулярный ритм 2-3
«право хоро», которое может быть и 4/4 и 6/8

Некоторые ритмы с одинаковым количеством долей могут считаться по-разному, например: 8ми дольный размер может считаться 2-3-3, 3-2-3, 3-3-2, 2-2-2-2, 2-2-4 2-4-2, 4-2-2 и даже 4-4.

вольно преведено by Viking
отдельное спасибо болгарам)

P.S.прекрасный альбом народной болгарской музыки можно скачать

В болгарской народной музыке преобладает диатонический строй. Особенностью ее гармонии является бурдон - прием аккомпанемента или сопровождения основной мелодии непрерывно звучащим низким тоном. Больше всего распространены натуральные лады. Встречаются мелодии, построенные на пентатонике - звукоряде, состоящем из пяти целых тонов. Мелодия болгарских песен движется в пределах небольших интервалов.

Песня остается наиболее живучим жанром народного музыкального творчества, хотя в последние 30 лет и наблюдается затухание народной музыкальной традиции. Нередки еще певцы и певицы, знающие 200-300, а некоторые и более 500-600 песен. Создаются новые песни в духе традиционного музыкального творчества.

В болгарских народных мелодиях различается несколько «диалектов»: фракийский, родопский, среднегорский, шопский, северноболгарский и доб- руджанский.

Большая часть болгарских народных мелодий - вольные, без тактового деления. Одни из них медленные, протяжные: другие речитативные, с большим или меньшим количеством мелизмов (украшений). Часто речитативные песни начинаются обращением к слушателям. Свободную импровизацию в речитативном стиле представляют собой плачи.

Очень распространен такт 2/4, на этом такте построено множество хороводных мелодий, но более типичны ритмы с удлиненными долями. Так, например, обыкновенная доля содержит два звука J " J , а удлиненная - три т, не являясь при этом триолью. Из сочетания удлиненных и обыкновенных долей получаются характерные ритмы с числительными 5, 7, 8, 9, 10, 11 - и до 17. Например, такт танца рученица 7/16 имеет одну удлиненную и две обыкновенные доли:

Народные музыкальные инструменты

Болгарские народные музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные. Наиболее богата группа духовых - это кавал, свирка, оюоюк, двоянка и еайда.

Кавал - род свирели. Делается из дерева. Встречается в двух формах: состоящий из одного ствола или из трех, вставленных один в другой. Наиболее распространен трехствольный кавал. Это - самый лиричный и обладающий наибольшими техническими возможностями болгарский народный инструмент. Он встречается по всей стране, но типичен для Фракии и Доб- руджи. На кавалах играют преимущественно пастухи.

Свирка - род небольшого одноствольного кавала. Издает звуки более высокого регистра. Распространена по всей^стране.

Дюдюк похож на свирку, но в отличие от нее в верхний конец его ствола воткнута деревянная затычка, оставляющая щель. Благодаря этому для извлечения того или иного тона не требуется прибегать к манипуляции »губа- ми. Надюдюке могут легко играть даже дети. Дюдюк чаще встречается на западе и юго-западе Болгарии.

Двоянка - это дюдюк с двумя стволами, из которых один мелодийный, а Другой - бурдонный. Двоянка распространена в.тех областях, где бытует двухголосная песня.

Гайда - волынка. Состоит из кожаного меха и деревянных частей: ду- хала - ствола для надувания меха, гайдуницы - мелодийного ствола с тростниковым свистком и отверстиями для пальцев и ручила - бурдонного ствола, тоже с тростниковым свистком. Гайда - очень звучный инструмент. В народе говорят: «По гайде узнаешь, где свадьба». Встречается она по всей стране, но особенно типична для Родоп.

В группу струнных инструментов входят смычковые - гадулка и гус- ла - и щипковый - тамбура. Грушевидный корпус гадулки делается из целого куска дерева (акации, тутовника, клена) и покрыт тонкой сосновой резонаторной доской. Гадулки имеют от трех до шести жильных или металлических струн, у некоторых, как у старинного западноевропейского инструмента виолы д’аморе, есть свободно звучащие струны. Левой рукой музыкант слегка нажимает струны, не прижимая их к грифу, благодаря чему получается специфический звук. Мелодию сопровождает, как у гайды и дво- янки, непрерывно или время от времени звучащий бурдонный голос. Музыкант держит гадулку вертикально: сидя - опирая ее на колено, а стоя - у пояса. Гадулка типична для всей Болгарии, кроме Родоп.

Гусла - однострунный или двухструнный инструмент, похожий на гадулку; была распространена на западе Болгарии еще лет 60-70 тому назад.

Тамбура - инструмент, подобный балалайке, имеет от 2 до 12 металлических струн. Играют на тамбуре щипком, сделанным из коры черешни. Звук тамбуры - нежный и тающий, поэтому на ней играют только в доме. Тамбура распространена на юго-западе Болгарии.

Ударные инструменты представлены различными по величине барабанами (тъпан). Музыкант ударяет по барабану с одной стороны толстой, а с другой - тонкой палочкой. В юго-западной области на барабане играют и соло, сопровождая хороводные танцы.

Народные музыканты в Болгарии, за редкими исключениями,-мужчины, обычно пастухи. Играть они учатся с детства.

В народе распространено не только сольное исполнение, но и игра в ансамбле на однородных или различных инструментах.

Мастерами народных инструментов очень часто бывают сами музыканты, но есть и специалисты-ремесленники. Производством музыкальных инструментов издавна славится историческое село Шипка.

Широкое развитие художественной самодеятельности после 1944 г. и расширение ее репертуара дало толчок к усовершенствованию народных инструментов. Наиболее важным достижением в этом смысле является создание из гадулки своеобразных альта, виолончели и контрабаса. Эта группа занимает главное место в современном оркестре народных инструментов. Среди духовых основная роль в оркестре принадлежит кавалу и гайде, у которой отнят бурдонный ствол. Сюда же включены хроматическая свирка, близкая флейте-пикколо, а также тамбура. Сейчас работают над конструкцией басовой гайды.

С начала XIX в. в Болгарию проникли и распространились в народе некоторые западноевропейские инструменты: скрипка, кларнет, тромбон и др. В новейшее время весьма популярным стал аккордеон.

Народные танцы

Народные хороводы (хорд) и танцы доныне - одно из наиболее любимых развлечений болгар. Музыкой и танцами сопровождаются и многие обряды. Фольклорные танцевальные традиции очень активно поддерживаются художественной самодеятельностью.

Хороводную цепь танцоры по желанию закрывают и открывают, выстраиваются спиралью или колонной. Танцующие обычно держат друг друга за руки, за пояс или соединяют руки через одного человека то впереди, то за спиной. Гораздо реже танцуют в кругу не держас"ь - руки на поясе или свободно раскачивающиеся. Хоро движется чаще всего вправо. Меньшая часть хоро исполняется почти на месте. Разомкнутый хоровод ведет хороводец - один из лучших танцоров - с платком в руке. Во многих случаях танцующий в хвосте исполняет равноценную роль с ведущим. На свадьбах хоро ведет деверь со свадебным знаменем. В хоро колонной участвует не много танцоров; танцуют чаще под команду.

Во время танца болгары держат руки и тело обыкновенно спокойно, и лишь в некоторых хоро делают характерные движения торсом, плечами и руками. Ноги же, напротив, движутся очень живо, па весьма разнообразны.

Самый распространенный сольный и парный танец.- рученица, очень живой с бесконечным разнообразием па и свободным движением рук. Часто рученица превращается в массовый танец. Добруджанский рученик разработан в некоторых фигурах довольно гротескно, в четверной рученице танцоры сплетают руки и пролезают под ними. Полны юмора и драматического действия танцы заешката (заячий), как се сади чер пипер (как сажают черный перец), мхлчаното (молчаливый) и кукленската (кукольный).

Различается несколько местных стилей болгарских хоро: шопские, север- няшские, добруджанские, среднегорские, восточнофракийские, среднефракийские и пиринские.

Большая часть болгарских народных хоро имеет такт 2/4. Они танцуются с различной быстротой. Многие болгарские танцы исполняются в неравнодольных ритмах. Они очень живые, игривые, а нередко - в вихревом темпе.

Болгары очень гордятся своей культурой и наследием. История и фольклор все еще являются важной частью их жизни, где легенды и традиции передаются из поколения в поколение.

Болгарские земли представляют собой исторический перекрёсток, населённый с древних времён разными народами. В их «памяти» живут древние цивилизации, оставившие неизгладимый отпечаток на культуре болгарского народа.

Какая она, болгарская культура?

Согласно статистике это третья страна после Греции и Италии по количеству археологических памятников и мест. Болгарская культура и традиции - это смешение фракийской, славянской, византийской, турецкой, греческой, римской и цыганской культур.

За 1300 лет своего существования земля Орфея и Спартака стала колыбелью славянства и дала миру многих гениальных людей. Например, Климента Орхидского - болгарского просветителя, причисленного к лику святых. В честь него 24 мая Болгария отмечает день культуры, славянской письменности и просвещения.

Архитектура

Церковь и религия всегда были на первом месте у болгарского народа. Именно возникшая необходимость в строительстве храмов и соборов послужила первым толчком в зарождении и развитии архитектуры как таковой. Самыми примечательными культурными памятниками и примерами средневековой архитектуры являются:

Ивановские скальные церкви , высеченные из твёрдых горных пород, и представляющие собой группу монолитных церквей, часовен и монастырей на высоком скалистом берегу реки «Русенский Лом» на высоте 32 м. Строительство церквей велось с 13 по 14 в.



Комплекс известен своими красивыми и хорошо сохранившимися средневековыми фресками.

Боянская церковь - средневековая православная кирпичная церковь, расположенная на окраине Софии в селе Бояна . Она состоит из восточного и центрального крыла и западного притвора. Начало строительство приходится на XI век, а достройка происходила уже в XIX веке. Своей мировой славой церковь обязана фрескам, датированным 1259 г.



Они образуют второй слой над картинами более ранних веков и считаются одними из самых ценных памятников средневекового искусства восточной Европы. В общей сложности церковь насчитывает 89 различных сцен, на которых изображено около 240 человеческих фигур.

Рильский монастырь - самый крупный и известный православный монастырь Болгарии. Он расположен в 117 км. от Софии на юго-западе гор Рила на высоте 1147 м . над уровнем моря. Этот мужской монастырь назван в честь отшельника Иоанна Рильского, и построен в XI в. его учениками.



Рильский монастырь считается одним из самых важных культурных, исторических и архитектурных памятников страны и является ключевой достопримечательностью для Болгарии и Южной Европы. Только в 2008 году он привлёк 900.000 посетителей. Рильский монастырь изображен на оборотной стороне банкноты 1 лев, выпущенной в 1999 году.

*Все эти три архитектурных сооружения признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.

Искусство

Ярким примером изобразительного искусства Болгарии являются фрески и иконы. Фракийские гробницы Казанлык предлагают прекрасные примеры хорошо сохранившегося древнего фракийского искусства.


Фреска в гробница "Казанлык" - "Фракийский царь и царица"

В соборе Александра Невского хранится самая большая коллекция средневековых икон. Самая древняя икона датируется 9 в. н.э. Художественная школа Тырново, основанная на рубеже 13 в. и 14 в. берёт своё название от столицы и главного культурного центра Второго Болгарского Царства - Тырново.

Конец 18 в. ознаменовался падением Османской Империи, господствовавшей на территории Болгарии с 1396 г.-1878 г. Это способствовало периоду Национального Возрождения страны в 18 в. и 19 в. Болгария пережила «реинкарнацию» во всех сферах культуры. После освобождения в 1878 году изобразительное искусство быстро восстановилось и попало под влияние европейских художественных течений, например, позднего романтизма.

Музыка - неотъемлемая живая часть болгарской культуры. Своё развитие музыка, главным образом, нашла после освобождения от господства от Византии с началом формирования Второго Болгарского Царства.



Иоанн Кукузель - болгарский певчий того времени, славящийся своим проникновенным голосом.

В период правления Османской Империи музыка, как искусство, полностью замирает вплоть до Освобождения Болгарии. Позже создаётся первая Болгарская Опера. Считается, что болгарские голоса окутаны тайной. Эксперты до сих пор пытаются найти объяснение невероятному диапазону болгарского голоса и песенному разнообразию.

Песня «Вышел Делю гайдук» Вале Балканской была записана на золотой диск в 1977 году и отправлена в космос на космический корабль «Вояжёр». Совсем немного - и песня в прямом смысле пересечёт физическую границу Солнечной системы.



Одни из самых популярных и масштабных фольклорных фестивалей Болгарии - «Пирин поет», и «Рожен поет», на которых собираются до 150.000 гостей ежегодно.


"Пирин поёт "и "Рожен поёт" - одни из самых крупных фестивалей болгарской фокльорной музыки

Типичные болгарские музыкальные инструменты:

  • Гадулка - подобно скрипке;
  • Гайда - прототип волынки;
  • Кавал - продольная флейта;
  • Тамбура - струнный щипковый инструмент, походящий на гитару;
  • Тапан - большой двусторонний барабан.

Большая часть населения, а точнее 78%, исповедуют христианство , из них 76% приходится на православие. Однако храмы и службы посещают немногие из них - всего 14%.



В Болгарии вероисповедание свободно, и никто не чувствует на себе никакого религиозного притеснения.

Национальный язык - «болгарский». В процессе его формирования были заимствованы многие слова из турецкого (во время правления Османской империи), латинского, греческого, русского, французского, итальянского, немецкого языков.


Семейные ценности

В Болгарии семья имеет очень важное значение. Для Болгарии характерны большие семьи. Более того, под одной крышей могут проживать не только родители с их детьми и семьями, но и несколько поколений. Семьи в Болгарии обычно очень дружные и сплочённые: члены семьи всегда приходят друг другу на помощь.


В Болгарии оказывают особый почёт и уважение пожилым людям: с ними первыми здороваются, их первыми усаживают за стол и подают лучшую еду, им уступают место. Их мнение очень ценно и важно для всех остальных.

Подарки в Болгарии принято дарить на Дни Рождения, Рождество и когда идут в гости. Главное правило при выборе подарка: презент должен больше выражать внимание, чем представлять какую-то ценность.



Не стоит делать чрезмерно дорогих подарков , это может поставить хозяина дома в неловкое положение. Обычно хозяйке дома дарят букет цветов, а хозяину - бутылку хорошего вина или другого алкогольного напитка. Лучше не покупать хризантемы, лилии и гладиолусы - эти цветы обычно используются на похоронах. Признаком хорошего тона является открытие подарка во время его получения.

Традиции

Страна по-прежнему имеет древние традиции и обычаи, зародившиеся ещё в те времена, когда люди верили в неизвестные силы природы. Мистические болгарские голоса вместе с неистово красочными костюмами и дикими танцами, сопровождающимися искренним весельем, - всё это составляет огромный пласт в болгарской культуре под названием «традиции».

Очень популярным является «Нестинарский танец на углях » - настоящее древнее искусство. Танцоры выполняют свой танец босиком на тлеющих углях.


"Нестинарский танец на углях" - древний мистический обряд на здоровье и плодородие

Он призван избавить участников от болезней.

«Фестиваль роз» - ещё одно замечательное событие в Болгарии, проходимок недалеко от города Казанлык в Долине Роз в первые выходные дни Июня.


Праздничное костюмированное шествие на "Фестивале роз"



Болгарская роза является уникальным производителем эфирно-масляничного сырья, что даёт 70% объёма розового масла в мире.



Эксперты утверждают, что болгарские розы и розовое масло обязаны своим уникальным свойствам местному климату и щедрой земле. Цветки собирают в мае-июне, когда царит высокая влажность, которая важна для этого процесса.

Начало весны знаменуется карнавалом «Кукери» , носящим религиозный характер. Он проходит в болгарских городах Перник и Дупница. Каждый участник заготавливает на этот день шикарный костюм и яркую маску, расшитую бисером, лентами и с пришитыми шерстяными кистями.


Фестиваль "Кукери" для впервые побывавших на нём людей может показаться довольно устрашающим действом

Кукеры своим раскачивающимся шагом символизируют пшеницу, прогнувшуюся под тяжестью зёрен. А колокольчики, завязанные вокруг талии, своим звоном должны отпугивать злых духов.

 

 

Это интересно: