→ Мероприятия по теме этикет. Внеклассное мероприятие "этикет или основы хорошего тона". · формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы

Мероприятия по теме этикет. Внеклассное мероприятие "этикет или основы хорошего тона". · формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы

  • ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР "ВЕДУЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ"
    • ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
    • ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ, ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ, СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ, ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • ПОСТУПЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ.
    • РАСХОДОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПО ИТОГАМ ФИНАНСОВОГО ГОДА
    • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ)
    • ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАКРЕПЛЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА
    • ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ (ПРИЕМА) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
    • ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОГОВОРА, ЗАЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯ(ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) РЕБЕНКА
    • ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ВАКАНТНЫХ МЕСТ И СРОКАХ ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ
    • ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.
    • 4 МАРТА 2017 ГОДА ПРИГЛАШАЕМ НА ИГРОВУЮ ПРОГРАММУ "МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ"
    • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСЯЧНИКА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
    • ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧУ СЕМЕЙНОГО КЛУБА "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ"
    • ПРИГЛАШАЕМ НА МАСТЕР-КЛАСС "ИЗГОТОВЛЕНИЕ БРОШИ ИЗ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТЫ"
    • ПАМЯТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРАЖДАНАМИ БЫТОВЫХ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
    • ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПОСАДКИ ДЕТЕЙ В АВТОБУС ПРИ ИХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВЕЗКЕ
    • ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАБОРА ДОПУСТИМЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУПП ДЕТЕЙ
    • ПАМЯТКА О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТООТРАЖАТЕЛЕЙ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • ПРИКАЗ "О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДДТ"
    • ПРИКАЗ "О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РАБОТУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ"
    • ПРИКАЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ И ПРОЦЕДУР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ"
    • СТАНДАРТЫ И ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ РАБОТЫ И ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ДДТ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ ДДТ РАБОТОДАТЕЛЯ О СЛУЧАЯХ СКЛОНЕНИЯ РАБОТНИКОВ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ И ПОРЯДКЕ РАССМОТР
    • ПРАВИЛА ОБМЕНА ДЕЛОВЫМИ ПОДАРКАМИ И ЗНАКАМИ ДЕЛОВОГО ГОСТЕПРИИМСТВА В ДДТ
    • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
    • ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

    ЦЕЛИ:

    Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у воспитанников понимания необходимости выполнения правил этичного поведения;

    Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

    Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету.

    Что такое этикет?

    Знать должны мы с детских лет.
    Это - нормы поведения:
    Как ходить на День рождения?
    Как знакомиться?
    Как есть?
    Как звонить?
    Как встать?
    Как сесть?
    Как здороваться со взрослым?
    Много разных есть вопросов.
    И на них даёт ответ
    Этот самый этикет.

    Это занятие я хочу начать со стихотворения Григория Остера «Вредные советы».

    Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

    Надо действовать умнее, говорите: «Я живу

    Возле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».

    Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,

    Не упустит верный способ в дальних странах побывать…

    Какие вредные советы дает нам Г. Остер.Следует ли так поступать. Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

    Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

    Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

    Повеселились? Предлагаю всем отправится в путешествие по стране Этикет, и первая остановка - город «Знакомск».

    Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

    Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляют друг друга)

    • Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.
    • То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.
    • Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.
    • Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.
    • Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.
    • Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.
    • Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

    - Следующий город «Приветск».

    - О чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

    Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

    Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

    Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные - отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку - чмок, чмок, протараторили и разбежались.

    - Давайте и мы друг друга поприветствуем, какв племени масаи - перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

    Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

    В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

    Традиционное приветствие в Таиланде — именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

    У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

    Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

    Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов - очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей. Давайте по японскому обычаю поприветствует нашего директора.

    Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

    В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

    - Следующая остановка - «Гостийск»

    Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ - хлопайте в ладоши, а если нет - говорите: «У-У».

    Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

    Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

    Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

    Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

    А у меня уже есть такая игра!

    Спасибо, это очень хороший подарок!

    ИГРА

    Если то, что я скажу правильно - хлопаем в ладоши, если нет - пропускаем.

  • Есть руками.
  • Глотать большие куски.
  • Не чавкать.
  • Ковырять в зубах пальцами.
  • Класть в рот небольшие кусочки.
  • Чавкать.
  • Говорить во время еды.
  • Вытирать рот рукавом.
  • Спешить.
  • Пить залпом.
  • Выплевывать косточки на стол.
  • Хорошо пережевывать пищу.
  • Объедаться.
  • Не говорить с полным ртом.
  • Чистить зубы зубочисткой.
  • Пользоваться салфеткой.
  • Сильно дуть на суп.
  • Бросать салфетку на стол.
  • Теперь задачи на уважение! Если команда не может ответить, то ей могут помочь болельщики.

    Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

    Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

    Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

    Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

    Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

    Ответ: тарелку наклонять не надо.

    Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

    Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

    Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

    Ответ: мороженое нужно выбросить в урну

    На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

    Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

    Следующая станция называется… («Город Жестов»)

    Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики - язык программирования.)
    - Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека "body language". На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
    Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
    Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
    Дети показывают жест "большой палец вверх".
    - Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции - это знак - "Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!".

    Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
    Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
    - У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
    Перечислите жесты, которые вам знакомы.
    Дети перечисляют:
    - приятные (поклоны, рукопожатия);
    - добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);
    - вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);
    - обидные (пальцем у виска);
    - решительные (зазывание);
    - профессиональные (отдача чести у военных);
    - определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

    Игра "Угадай Жест".

    Сейчас мы проведём игру "Угадай жест".
    Выходят дети и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие дети пытаются разгадать значение жеста. (Приветствие, прощание, одобрение, неодобрение, замолчите, пойдём со мной, позвоню по телефону).


    - Остановка «РЕЧЕВАЯ»

    Сценка
    Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
    Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
    Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
    Петя. В третьем "Бы".
    Доктор. В третьем "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
    Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
    Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
    Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
    Доктор. Порядочек. Железно. (Берёт у Пети градусник.)
    Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка - учебник "Русский язык"). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

    - Остановка «Телефонный звонок» разыграть между детьми разговор по телефону.

    Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

    Игра «ШАРИК- эстафета комплиментов»

    Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

    Клянемся вежливыми быть,

    Всегда спасибо говорить,

    Добрый день и до свидания -

    Нет в мире лучше звания!

    Клянемся! Клянемся! Клянемся!

    Клянемся всех приветствовать всегда,

    Чтоб не проникла в мир беда,

    Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

    И этикет нес эту службу

    Клянемся! Клянемся! Клянемся!

    Послушайте пословицу "Умение вести себя украшает и ничего не стоит". Объясните смысл.
    - Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

    ФОТОГРАФИИ

    8 902-814-74-23

    (КРУГЛОСУТОЧНО)

    Цель: Познакомить ребят с правилами поведения в различных ситуациях, помочь им взглянуть на себя со стороны.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
    2. Способствовать воспитанию культуры поведения у подростков и вежливого, уважительного отношения к людям.
    3. Способствовать умению применять полученные знания.

    Всем испортить настроенье
    Может ваше поведенье.
    Многие не знают дети
    Ничего об этикете.
    И плохого в том не видят,
    Что кого-нибудь обидят.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Что это такое? Зачем он нам нужен? Правила поведения помогают чувствовать себя увереннее в обществе и не попасть в неприятную ситуацию. Правил существует множество. В Китае, например, около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, встать, сесть, взять чашку с чаем. У нас, в России тоже существует целый свод правил, который уместился в нескольких книгах под названием «Домострой».

    Я приглашаю к нам три команды (5, 6А и 6Б). Мы постараемся выяснить, кто же из них больше всего знает об этикете.

    Вас пригласили на день рождения. Что вы будете делать сначала? (ответы детей) Действительно, но везде надо соблюдать правила приличия: на улице, в магазине, дома. Обо всем этом мы с вами поговорим, но сначала разминка. Я задаю вопросы, а вы должны дать правильные ответы с пояснениями.

    Вопросы на засыпку:

    Кто первым здоровается: мальчик или девочка? (мальчик)

    Кто первым подает руку: мальчик или девочка? (девочка)

    Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять к столу.

    Можно ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу? Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.

    Можно ли отказаться от подарка? При отказе от подарка подчеркивают признательность за внимание и мотивируют свой отказ (принять подарок неприлично или он очень ценен).

    Можно ли дарить четное количество цветов? В Эстонии принято дарить четное количество цветов, у нас же - нечетное, а четное приносят на поминки или же в день похорон.

    Заходя в автобус, нужно ли здороваться со всеми? Только, если есть знакомые. В противном случае, стоит просто улыбаться.

    Можно ли дарить цветы мужчинам? Да, но только в особо торжественных случаях.

    Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? Нет, ведь можно застать хозяев врасплох.

    Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника? Лучше попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.

    Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинение? «Пожалуйста» или «Ничего страшного».

    Как пройти к своему месту в кинотеатре? Передом к зрителям.

    Какой длины должны быть носки у мужчины? Длина должна быть такой, чтобы при любых обстоятельствах между - верхом носка и низом не была видна нога.

    Как вы будете разговаривать с мамой друга по телефону? Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына (если вы не знакомы), и только потом попросить позвать его к телефону.

    До какого часа можно звонить кому-либо? (до 9 часов вечера)

    Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? Если вокруг чихающего много людей, не совсем обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания.

    Если понадобилось сказать друг другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.

    Когда необходимо снимать головной убор? Женщины могут не снимать головной убор; мужчина должен снимать его, входя в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече почти ушел в прошлое.

    Проявляя любезность (например, уступая место в транспорте), нужно ли проявлять настойчивость? Нужно стараться быть любезным, но не стоит усердствовать. Например, вот так:

    Обещал отцу Евгенийь:

    Я за вежливость возьмусь:

    Буду всех благодарить,

    Первым "здравствуй" говорить!

    Вот мальчишка со стараньем

    Выполняет обещанье.

    Видит- утром у сторожки

    Дремлет сторож на порожке.

    На посту он ночь не спал,

    Только-только задремал.

    А Евгений как заорёт:

    С добрым утром, дед Федот!

    Дед ругнул его спросонок:

    Убирайся, пострелёнок!

    Вот Женя догнал Иринку

    Да как дёрнет за косынку:

    Ты куда, Ирина, стой,

    я здороваюсь с тобой!

    Та отпрянула в сторонку …

    Как невежлива девчонка…

    Нёс учитель стопку книг,

    А Женя с ограды-прыг.

    Чуть не сел ему на плечи:

    Извините, добрый вечер!

    Ты,- вожатый закричал,-

    И невежа, и нахал!

    Петя очень удивлён:

    Разве был невежлив он?!

    Был ли он невежлив? (ответы детей)

    Давайте понаблюдаем за собой со стороны и постараемся исправить ошибки.

    Ситуация 1. Поведение на улице. Идет по улице «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки. Их видит знакомый и начинает махать руками, кричать, чтобы поздороваться.

    Вопрос: Что вы думаете об их поведении? Может, вы сами так себя ведете? Или считаете это нормальным, потому что так делают все? Сколько ошибок вы насчитали? Как нужно поступить, если хочешь пообщаться с товарищем?

    Ответ: Не стоит перенимать скверные манеры. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия. Для «еды» можно найти более уютное местечко, чем улица. В толпе не надо бурно проявлять свои чувства, тормозя движение. И если вам непременно нужно пообщаться, то надо отойти в сторонку.

    Ситуация 2. Поведение в магазине. Герой стоит перед дверями магазина. Люди входят и выходят. Он, устав ждать, расталкивает людей и лезет вперед.

    Вопрос: Кто кого должен пропускать?

    Ответ: Сначала нужно пропустить выходящих из магазина. Там меньше будет скопление народа. В толпе вы рискуете получить травму, быть придавленным. Мальчикам обязательно надо пропустить девочек. И если девочка знакомая, то можно подать ей руку, поддержать дверь.

    Ситуация 3. Поведение в магазине. Герой в магазине с мамой. Постоянно дергает ее и причитает: купи айфон, купи планшет, ну хотя бы флешку. Мам.. ну мам…

    Вопрос: Кто – нибудь себя узнает? Как себя поведет ваша мама?

    Ответ: Если вы знаете в какой магазин идете, то должны

    дома предварительно обсудить возможность покупки чего-либо, чтобы не доставлять маме неудобств. А если не знаете, то просто восхищайтесь увиденным. Любящая мама, если у нее будет возможность, обязательно вам купит желанную вещь.

    Ситуация 4. Поведение в автобусе. Герой сидит в переполненном автобусе. Входит пожилой человек. Герой, жуя жвачку, просит соседа, помладше возрастом, встать и уступить место. А потом, говорит, что вежливые люди всегда уступают пожилым.

    Вопрос: Правильно ли он сделал?

    Ответ: Воспитанные люди должны сами уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.

    Ситуация 5. Выбор подарка. Герои в магазине покупают подарок для подружки.

    –Так, какой хороший зайчик, куплю его. И недорогой.

    Но у нее, же куча мягких игрушек. Давай фотоальбом лучше купим.

    Давай, он дешевле. Хотя у нее и фотографий то нет…

    О, цветы на клумбе, давай нарвем.

    Приходят к подружке.

    Поздравляем. Сами выбирали, знаешь, он стоит 200 рублей. Мы насобирали денег и сложились. Я хотела зайца, но лучше ты мне его подаришь на мое день рождения.

    Цветов 9, еле 9 – й нашли, а то как напоминки.

    Вопрос: Сколько вы нашли ошибок в поведении девочек?

    Дарить и принимать подарки – это тоже искусство этикета.

    1. При выборе подарка нельзя полагаться на свой вкус и склонности.

    3. При вручении подарка всякие комментарии о его ценности, трудностях, связанных с его покупкой, или о каких-нибудь изъянах подарка излишни.

    4. Вручение подарка сопровождают добрыми пожеланиями и улыбкой.

    5. Принимать подарок всегда нужно с благодарностью, даже если эта вещь не нужна или в доме есть аналогичная.

    6. Полученные в подарок фрукты, конфеты предлагают всем присутствующим.

    7. Если подарок, врученный очень близким людям, оказался неудачным, можно предложить обменять его.

    8. Цветы относятся к таким подаркам, которые всегда уместны. Подходящие для подарка цветы выбирают очень тщательно.

    Вы, наконец, у своей подруги или друга и готовы сесть за праздничный стол. А как правильно надо накрывать?

    Сервировка стола. Уже более двухсот лет тому назад разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. В Средние века во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Вам бы понравилось, если ваши гости, вытерли руки о любимую собачку? В некоторых странах руки вытирали о шкуры свиней. И свиньи, ходящие по залу были как никогда, кстати, потому, что поедали объедки. Меньше надо было убирать. Но, менялись времена, менялись и представления о приличиях. У римлян уже появляются салфетки. В наши дни уже на столе обязательны вилка, нож и ложка. А когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых семьях. Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки, остается только уметь пользоваться этим богатством.

    Практическая работа № 1. Сервировка стола. И сейчас команды постараются правильно накрыть на стол.

    Мы с вами разобрали несколько видов этикета: столовый, на улице, в автобусе, в гостях. Видов этикета много. И последний, на котором мы хотели бы остановиться – это школьный. Командам предлагаю показать нам сценки. Вот вам сюжеты, но вы можете добавить что-нибудь свое.

    Практическая работа № 2.

    Ситуация 7: Как не надо вести себя в компании, в школе.

    Забегают мальчики и девочки. Некоторые несутся по школе, прыгают друг на друга, Садятся на стулья, мальчишки раздвинув ноги. Девчонки, кривляются и жуют жвачку. Многие утыкаются в телефон.

    Ситуация 8: Как не надо вести себя на уроке.

    Звонок. Заходит учитель. В классе только один человек. Через некоторое время заходит еще, учитель начинает урок. Потом еще. В конце урока заходит последний. В течение урока ученики постоянно перебивают учителя, жуют жвачку, играют в телефон, рисуют.

    Ситуация 9: Как не надо вести себя за столом. Мамы накрывают на стол, беседуют о предстоящем празднике. Дети все время подбегают к столу, хватая с него продукты или постоянно что-то прося, и возмущаясь, когда же можно будет, наконец, поесть. И убегают, не помогая, убрать со стола.

    Пока команды готовятся - Игра со зрителями. Хорошо встретить и накормить гостей, оказывается, не самое главное. Очень важно, чтобы не было им скучно. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. Например, «перевертыши».

    1. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

    2. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

    3.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

    4. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

    5. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

    Если команды еще не готовы, то можно обсудить, что означают пословицы:

    1. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»,
    2. «Потчевать почуй, а неволить не воль»,
    3. «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову»,
    4. «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!»,
    5. «В гости ходить - надо и к себе водить»,
    6. «Умей в гости звать, умей и встречать»,
    7. «Приехал - не здоровался, уехал - не простился»,
    8. «У него гостят четыре угла, он сам себе рад».
    9. «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам».
    10. «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать».
    11. «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

    После просмотра ситуации 7, 8, 9 показать как не надо себя вести.

    Этикет для девочек: очень важно уметь красиво ходить и сидеть. И просто недопустимо:

    Усаживаясь, поднимать платье или пальто;

    Шумно обрушиваться на сиденье стула;

    Сидеть, широко расставив ноги;

    Сидеть, развалившись на стуле;

    Сидеть, примостившись на самом краешке стула;

    Обвивать ногами ножку стула;

    Обнимать руками колени;

    Вставая, отталкивать стул.

    Этикет для мальчиков:

    Мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

    Не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

    Помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

    Будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

    Никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

    Итак, ребята, вы теперь знаете, что существует много разных видов этикета, много книг, обучающих правильному поведению. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не вызывать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны. Какой класс у нас самый воспитанный? Аплодисменты.

    Чтобы легче всем жилось,
    Часто плакать не пришлось,
    Мой вам дружеский совет:
    Соблюдайте этикет!


    20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

    В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

    В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

    Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

    Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

    Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

    Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

    17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

    Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

    При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.

    «Хорошими манерами
    обладает тот,
    кто наименьшее
    количество людей
    ставит
    в неловкое положение».

    Дж. Свифт.

    Вступительная часть: Выступление учащихся.

    Агния Барто

    Чтение стихотворения.

    1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о школьнике одном.

    Его зовут … а впрочем, лучше

    Мы здесь его не назовем.

    2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

    «простите» -

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык

    3 ученик. Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече: «Добрый день».

    Казалось бы, простое слово,

    А он стесняется, молчит

    И в лучшем случае «здорово»

    Он вместо «здравствуй» говорит.

    4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

    Не говорит он ничего.

    Или заявит на прощанье:

    «Ну, я пошел, пока, всего».

    5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

    «Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

    Своих друзей зовет он только

    «Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

    1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

    Какая тема сегодняшнего нашего мероприятия? Для чего оно нам нужно? Какие цели нашего мероприятия?

    Цели: 1. Познакомить детей с сущностью и видами этикета.

    2. Развивать этические навыки, формировать полезные привычки.

    3. Воспитание умений работать в малой группе и коллективе.

    Представление каждой команды: Название, Девиз, командир.

    Что такое этикет? История возникновения в Средневековье и в России.

    Слово «этикет» появилось при короле Людвике ХIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки называли «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

    Этикет в средневековья.

    Многие правила сохранились в средневековья. Снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей (если ему нечего опасаться) снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, дворянин снимал или приподнимал шляпу при приветствии. Позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин приветствовали всегда, снимая головной убор. Этот ретуал сохранился и в ХIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

    В России слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался, как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I , который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I

    В 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

    Воспитанному дворянину полагалось, быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

      Что такое вежливость?

    (Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

    (Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

    Разминка вежливости. Закончите фразу, которую я буду читать.

      Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

      Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

      Мальчик, вежливый и развитый. Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

      Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас пожалуйста).

      И во Франции и в Дании на прощанье говорят всем…(до свидание).

    Первый тур «Вежливая команда ». За каждый верный ответ 1 балл.

    Задания на листочках. Задание нужно выполнить в течении 5 минут. Выделите правильный ответ.

    I команда. Название __________________________________

      Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребляемые?

    А) доброе утро;

    Б) здорово;

    В) привет;

    Г) здравствуйте;

      Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова правильно произнесли при этом?

    А) простите меня, я выхожу!

    Б) разрешите пройти.

    В) извините, можно пройти?

    Г) расступись, я иду.

      Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведешь себя ты?

    А) заявлю, что больше мы не друзья.

    Б) выскажу свое отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.

    В) скажу, что не заметил.

    Г) промолчу.

      Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

    А) Позовите Катю.

    Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

    В) Здравствуйте, позовите Катю.

    Г) здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать ее к телефону?

      Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

    А) Скажите, сколько сейчас часов?

    Б) Вы не подскажите, который час?

    В) Скажите, пожалуйста, который час?

    Г) Эй! Сколько времени?

      Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?

    В) можно, но не обязательно.

    Г) можно, заменить слова улыбкой.

    Второй тур. «Культура поведения в общественный местах». Домашнее задание.

    Каждая команда выступает с трехминутной сценкой в разных местах, ситуациях. И каждый герой введет себя, не соблюдая правила этикета. Те команды, которые обратят внимание на не вежливое поведение, за разговор речи участников, которые показывают сценки, выдается 1 балл.

    Команда 1. Сценка «Разговор по телефону».

    Команда 2. Сценка «В театре».

    Команда 3. Сценка «В автобусе».

    Команда 4. Сценка «Общение с учителем».

    Команда 5. Сценка «В музее».

    Третий тур «Да- нет»

    Командам по очереди задает учитель вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ – 1балл.

      За столом ведут громкие разговоры? (нет)

      Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

      Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

      На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

      Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

    Четвертый тур «Викторина вежливости». «Задание для командиров»

    Из каждой команды выходят командиры и для них приготовлены вопросы на листочках они выбирают и советуются с командой. Повторяется вопрос, на который нужно ответить правильно. Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ -1балл.

      Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

      Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

      Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

      При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

      Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

      Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

      Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

      Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

      Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

      Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

      Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

      Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

      Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

      Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

    Пятый тур «Найди отличия вежливости».

    На слайдах показаны картинки и нужно сказать, где герои ведут себя правильно, а где нет. На верный ответ- 1балл

    За столом.


    В общественном транспорте.

    Шестой тур «Пословица за пословицей». Что означает пословица? За правильный ответ 1 бал.

    Правила поведения присущие тому или иному народу,нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

      В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

      Даренному коню в зубы не смотрят.

      Семеро одного не ждут.

      Худой мир лучше доброй ссоры

      Не бросай камня в чужой огород.

      Яйца курицу не учат.

      Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

      Всяк сверчок знай свой шесток.

      Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

      Про доброе дело говори смело.

      Жизнь дана на добрые дела.

      Как проживешь, так и прослывешь.

      Худо жить без ласкового слова.

      Не мудрен привет, а сердце покоряет.

      Ласковое слово лучше мягкого пирога.

      Спасибо – великое дело.

      Встречают по одежке, провожают по уму.

    Подведение итогов. Подсчет баллов. Объявление результатов.

        Так что такое этикет?

        Что такое вежливость?

        Какие слова мы говорим при встрече?

        За помощь всегда говорим «Спасибо!».

    Будьте терпимыми, вежливыми, сдержанными, скромными!

    И хочется закончить наш урок такой пословицей

    «Относитесь к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»!

    Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики – науки о морали. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личнос ти, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинс тва и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. Вот мы и начали выяснять, как надо себя вести в общественных местах, потому что школа - это тоже общественное место .

    Цель:

    Задачи:

    1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

    2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

    3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.

    Подготовительная работа:

    Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)

    1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

    2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

    Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

    3-й ученик: «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

    4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета назначались штрафы».

    5-й ученик: «Здравствуйте!

    Поклонившись мы друг другу сказали,

    Хотя были совсем не знакомы.

    Здравствуйте!

    Что особого тем мы друг другу сказали?

    Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»

    6-й ученик: (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё, как у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

      Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)

      Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»

      Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение

      Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»

    Ход мероприятия

    Вступление.Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).

    Основная часть. Слово учителя.

      «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.

      Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик

      Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки (или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).»

      Слово учителя.

    «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»; в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

    Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия».

      Чтение стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»

      Слово учителя: «Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила этикета.

      «Конкурс знатоков этикета»:

      Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (ответ - младший)

      Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)

      Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

      С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да)

      Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

    Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)

    Слово учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик

    Текст читает ученик (6-ой ученик).

    Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).

    Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти страшно, то юноша или девушка должен идти первым?

    Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

    Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

      Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

      Навещая заболевшего друга, не задерживайтесь долго, потому что…..

      Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

    Слово учителя:

    «Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский врач Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

    Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

      В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

      не принимаю участия;

      лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

      активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

      Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

      нет;

      только, если имею для этого веские основания;

      критикую всегда и по любому поводу;

      Часто ли вы спорите с друзьями?

      только в шутку или если они люди необидчивые;

      лишь по принципиальным вопросам;

      споры – моя стихия.

      Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

      возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

      делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

      прохожу вперед и начинаю следить за порядком.

      Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

      не буду поднимать бучу из-за пустяка;

      молча возьму солонку;

      не удержусь от едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

      В транспорте вам наступили на ногу:

      с возмущением посмотрю на обидчика;

      сухо, без эмоций сделаю замечание;

      выскажусь, не стесняясь в выражениях.

      Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

      промолчу;

      ограничусь коротким тактичным замечанием;

      выскажу все, что я об этом думаю.

      Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

      постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

      не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

      проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

    БАЛЛЫ:

    «а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

      22-32 очка: Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

      12- 20 очков: Вы слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы «не выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

      до 10 очков: Споры и конфликты – ваша стихия, ведь вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

    Слово учителя:

    «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

    ИГРА: (по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных и три своих отрицательных качества.

      листок передается педагогу

      затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества этого человека.

      учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.

    «Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:

      Не грызете ли вы ногти

      Не хлюпаете ли вы носом

      Не разговариваете слишком громко

      Не размахиваете ли вы руками так сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым

      Не раскачиваетесь ли вы на стуле

      Не чистите ли зубы ногтем мизинца

      Не хлопаете ли вы дверью

      Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк

    Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны. Давайте посмотрим следующее наше правило:

    «Следите за собой всегда и везде. Помните: вы - среди людей!»

    Следующее правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора и еще служит хорошей защитой!!!

    ВЫВОД:

    Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение доставлять неудобства окружающим людям!»

    Список литературы:

      В. А. Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

      Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

    Анализ внеклассного мероприятия.

    Внеклассное мероприятие проводилось 13.02.2015г., в 8 «Б» классе.

    Тема мероприятия: «Правила этикета».

    Продолжительность мероприятия: 50 минут.

    Форма проведения мероприятия - конкурс. При выборе формы мероприятия я учла пожелания учащихся (на основе опроса учеников), ориентировалась на возраст, поэтому задания были доступными. Тема мероприятия выбрана с учётом графика проведения воспитательных мероприятий, намеченного школой для данного класса.

    Предварительно с ребятами были обсуждены некоторые организационные вопросы.

    Целью данного мероприятия было :

    Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

    Основные задачи данного мероприятия :

    1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

    2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

    3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.

    Поставленные цели мероприятия были достигнуты. Воспитательные задачи были решены полностью. Ребята узнали о том, как правильно вести себя в обществе, научились хорошим манерам, получили представление о том, как поддерживать светскую беседу, реагировать на шутки, давать советы, спорить. Учащиеся научились анализировать свое поведение и поведение товарищей.

    Расширился кругозор учеников, так как они собирали предварительно информацию и самостоятельно придумывали вопросы для третьего тура.

    Мероприятие проводилось в классном кабинете. Учителем использовались: карточки с вопросами, иллюстрации, цветные карточки, плакаты.

    Ученики были внимательны, активны, задавали много вопросов, высказывали собственную точку зрения, грамотно отвечали на поставленные вопросы, стараясь ответить быстро, правильно, чтобы победить в конкурсе. Активность ребят на мероприятии связана, на мой взгляд, с формой мероприятия и актуальной для них темой.

    Никаких противоречивых ситуаций не возникало.

    Мероприятие проводилось уверенно и спокойно, чувствовался контакт с учениками, видно было, что ученики понимают учителя, с удовольствием выполняют все предложенные им задания.

    После проведения мероприятия я провела рефлексию: спросила у учеников, довольны ли они проделанной ими работой и своим поведением во время мероприятия, все ли вели себя согласно этикету. Ответы ребят показали, что они задумались над своим поведением, некоторые даже признались, что вели себя плохо, не так как следовало бы.

    Я думаю, что это мероприятие помогло учащимся стать воспитаннее, они получили знания о том, как вести себя в определенных обстоятельствах, расширили свой кругозор.

     

     

    Это интересно: