→ В чем различия твердых и мягких карандашей? Почему простой карандаш называется «простым»? Как маркируют твердость карандаша в разных странах? Все виды простых карандашей

В чем различия твердых и мягких карандашей? Почему простой карандаш называется «простым»? Как маркируют твердость карандаша в разных странах? Все виды простых карандашей

Графитные карандаши , которые существуют по сей день, изобрел французский ученый Никола Конти в 1794 году. Обычно графитный карандаш принято называть “простой” карандаш, в отличие от цветных карандашей. Графитные карандаши можно разделить на два основных типа: мягкий и твердый . Тип определяется по мягкости или твердости грифеля, находящегося внутри тела карандаша. Тип карандаша можно узнать, посмотрев на буквы и числа написанные на ка нем. Буква “М” обозначает, что карандаш мягкий, а “Т” — твердый. Есть еще и тип ТМ — твердо-мягкий. Степень твердости или мягкости карандаша можно узнать по цифрам, написанные перед буквой. К примеру, 2М в два раза мягкий, чем М. а 3Т три раза тверже, чем Т. Во многих странах мира за рубежом, например, В Англии, в США, написаны бывают буква H или B. H означает твердый, B — соответственно мягкий, а HB — твердо-мягкий.

Яркий пример для сравнении карандашей видно на рисунке:

Выбор карандаша зависит от типа бумаги, от выполняемой работы и, так же, от личных предпочтениях художника. Я, например, предпочитаю карандаши HB от фирмы Faber Castell. Карандаши удобнее точить канцелярскими ножами. Исторически, ножи для заточки канцелярских принадлежностей (перьев), получили название “перочинные” ножи. Очень важно беречь карандаши от падения. От удара грифель может разбиться на маленькие куски. Также важно беречь карандаши от излишней влажности. При отсыревании и последующей сушке, рубашка карандаша может деформироваться, что повлечет нарушение целостности грифеля. Есть так же другой тип графитного карандаша, который называется “Механический карандаш”. Они удобны тем, что точить не нужно. У таких карандашей грифель подвижный. Его длину можно регулировать с помощью кнопки. Механические карандаши бывают с очень тонкими грифелями (от 0.1 мм). Также есть механические карандаши с промежуточной толщиной грифеля. Самый толстый грифель механического карандаша, который попадался мне в руки — это 5мм. Такими карандашами часто любят рисовать профессиональные художники.

Маркировка карандашей по твердости

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше.

В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами.

В США используется маркировка карандашей номерами, а в Европе и России мнемоническим сочетанием букв или просто одной буквой.

Буквой М обозначается мягкий карандаш. В Европе для этого используют букву B, которая на самом деле является сокращением от blackness (что-то вроде чёрности, если так можно выразиться). В США используют номер 1.

Для обозначения твёрдого карандаша в России используют букву Т. В Европе соответственно H, которую можно расшифровать как hardness (жесткость).

Твёрдомягкий карандаш обозначается как ТМ. Для Европы это будет HB.

Стандартный твёрдо-мягкий карандаш помимо сочетаний в Европе может обозначаться буквой F.

Для ориентировки в этих международных вопросах удобно пользоваться таблицей соответствия твердости шкал которая приведена ниже.

История карандашей

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45000 слов! В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858-1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.

Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов - «кара» и «даш» (черный камень).

Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.

Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами - три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.

Жесткость грифеля

Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.

Обозначение жесткости

В России шкала твердости выглядит так:

М - мягкий;Т - твердый;ТМ - твердомягкий;

Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):

В - мягкий, от blackness (чернота);H - твёрдый, от hardness (твёрдость);F - это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point - тонкость)HB - твердо-мягкий (Hardness Blackness - твердость-чернота);

В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:

Соответствует B - мягкий; - соответствует HB - твердо-мягкий; - соответствует F - средний между твердо-мягким и твердым; - соответствует H - твердый; - соответствует 2H - очень твердый.

Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.

В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).

Мягкие карандаши

Начинаются от B до 9B.

Самый часто используемый при создании рисунка карандаш - HB. Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B.

Твердые карандаши

Начинаются от H до 9H.

H - твердый карандаш, отсюда - тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.

Штриховка и рисование

Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси.

Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким.

При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее.

Графитовый грифель карандаша - хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.

И немного о карандашах, фирмы которых вам, возможно, давно известны.

“Конструктор”

Отлично зарекомендовавшие себя недорогие карандаши, выполнены из качественных пород дерева, грифель не ломается и легко затачивается. Экологически чистые, легко лежат в руке, маркировка жесткости грифеля всегда соответствует буквам, указанным на карандаше (два последних параметра весьма очевидные, но пользователи различных форумов для художников часто их отмечают в своих описаниях).

Вполне хорошие, качественные карандаши, у многих художников являются излюбленной моделью. Продаются наборами по 24 штуки. Обладают крепким корпусом, хорошо точатся. В качестве особенностей этих карандашей отмечают их стойкий и довольно специфический запах, а также, простите за тавтологию, мягкость мягких карандашей. Они действительно намного мягче аналогичных по номеру моделей других фирм, самые мягкие даже немного крошатся и размазываются. Но в целом - это отличный вариант даже для профи, очень удобные и качественные карандаши.

“Koh-i-noor”

Качественные, отлично затачивающиеся, эти карандаши легко стираются и совсем не ломаются, даже после многократных падений на пол.

Продаются как по отдельности, так и в стильных металлических коробочках - в общем, ими пользоваться одно удовольствие. Единственный недостаток - цена,они часто являются одними из самых дорогих в ассортименте отдельно взятого магазина. Кстати говоря, своё название они получили в честь большого алмаза «Кохинур», одного из самых известных драгоценных камней в мире.

Если у вас есть своя любимая фирма карандашей, то вы можете о ней рассказать в комментариях.

Спасибо за внимание!

Качество зависит от правильного подбора твердости карандашей .

Твердыми карандашами с заточенным и сухим острием можно нарисовать сероватые линии. На таких карандашах обычно стоит буква Н (от англ. hard - "твёрдый"). Их хорошо использовать для высокоточных изображений, например, для линейных рисунков или чертежей. Твердые грифели в отличие от мягких дают тонкие линии и не оставляют чрезмерных следов на бумаге.

У мягких карандашей грифель на масляной основе. Рисуя таким карандашом и слегка нажимая на грифель, можно получить более тёмные и толстые линии . На них ставят букву В (от англ. bold - "жирный"). В художественном рисунке использование мягких карандашей позволяет придать большую экспрессивность и выразительность работе художника.

  • Качественно заточенный грифель карандаша с пометкой 6В позволяет сделать хороший набросок. Основа наброска наносится мягким грифелем. Чтобы получить бледные линии, следует наклонить карандаш.
  • По мере создания рисунка нужно постепенно накладывать новые штрихи на предыдущие, чтобы сделать тени более глубокими и расширить средние тона. Осветленные зоны на белой бумаге остаются не закрашенными, то есть на них не нужно наносить штрихи .

Карандаши - удивительный инструмент, который используется для рисования и чертежных работ. Чтобы работа была удачной, важно знать всё о характеристиках этого инструмента. Необходимо разобраться, какие они бывают, какова расшифровка твёрдости грифеля карандаша и какие эффекты могут получиться при использовании инструментов с разными характеристиками.

Разновидности карандашей

Карандаши разделяются на две большие группировки: цветные и графитовые (простые). Они в свою очередь делятся на разновидности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Классификация цветных инструментов:

  • Цветные. Это самые обычные инструменты, которыми наверняка все рисовали в школе. Бывают твёрдые, мягкие, мягко-твёрдые.
  • Акварельные. После рисования их размывают водой для получения эффекта акварели.
  • Пастельные. Это мелки пастели в деревянной оправе. Они очень мягкие. Удобны тем, что не пачкают руки, защищены от частой ломки мелков, а также имеют стандартный размер.

Классификация инструментов с графитовым стержнем:

  • Простые. Как раз они чаще всего и используются в графике (рисование карандашами). Они имеют множество различных маркировок, подробнее о них поговорим позже.
  • Угольные. Представляют собой прессованный уголь для рисования в деревянной оправе. Преимущества те же, что и у пастельных.
  • Конте. Они почти такие же, как пастель, но имеют другую цветовую палитру: бывают чёрные, серые, коричневые и других оттенков. Также в гамме цветов присутствует белый.

Как определять твёрдость карандашей

Теперь подробнее рассмотрим графитовый тип. Ими можно изобразить всё что угодно, причем очень реалистично. Работы получаются «живыми» благодаря растушёвке, правильному наложению тона, верному нажиму на инструмент. Поэтому именно от его качества и номера зависит весь рисунок или чертёж в целом.

Схема отлично подходит для определения твёрдости карандашей. Таблица также подойдёт. Чтобы наглядно представить и определить плотность, можно использовать таблицу мягкости карандашей, а также определять жёсткость по специальной шкале. Кстати, такую шкалу можно нарисовать самостоятельно. Для этого нужно взять все инструменты, которые есть, и поочередно заштриховать ими небольшие участки бумаги: от самого тёмного к самому светлому или наоборот, в середине будет маркировка H. B. Благодаря такой схеме можно будет легко ориентироваться и вспоминать тип инструмента.

Маркировки и их значение

В первую очередь, можно увидеть как английские, так и русские обозначения твёрдости карандашей. Разберём оба вида:

Часто маркировка кроме букв содержит цифры, которые показывают силу жёсткости или мягкости и тон. Например, бывают карандаши 2B, 3B, 4B, 5B, 6B, 8B. 2В - самый светлый, 8В - самый тёмный и мягкий. Аналогично выглядит цифровая маркировка твёрдых карандашей.

Наложение тона на рисунок

Правила наложения тона очень важны при рисовании. Особенно это относится к графике, ведь в ней работа создаётся исключительно в одной гамме: чёрный или серый цвета в сочетании с дополнениями белого.

Поиск в инженерном справочнике DPVA. Введите свой запрос:

Дополнительная информация от Инженерного cправочника DPVA, а именно - другие подразделы данного раздела:

  • Вы сейчас здесь: Твердость простых карандашей для черчения. Таблица соответствия шкал твёрдости США, Европа, Россия. Какие карандаши используют для черчения.
  • Масштабы изображений на чертежах и схемах. Допустимые масштабы чертежей.
  • Допуски и посадки, основные понятия, обозначения. Квалитет, нулевая линия, допуск, предельное отклонение, верхнее отклонение, нижнее отклонение, поле допуска.
  • Допуски и отклонения размеров гладких элементов. Условные обозначения допусков, квалитеты. Поля допусков - квалитеты. Значения допусков по квалитетам для номинальных размеров до 500 мм.
  • Допуски (буквенные - в цифры) свободных размеров согласно DIN ISO 2768 T1 и T2.
  • Таблица допусков и посадок гладких соединений. Система отверстия. Система вала. Размеры 1-500 мм.
  • Таблица. Поверхности отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности. Класс точности 2-7 (Квалитет 6-14). Размеры 1-1000 мм.
  • Принципы и правила выбора допусков для сопрягаемых размеров, методы обработки и достижимые квалитеты
  • Шероховатость поверхности (чистота обработки). Основные понятия, обозначения на чертежах. Классы шероховатости
  • Метрические и дюймовые обозначения чистоты обработки поверхности (шероховатости). Таблица соответствия различных обозначений шероховатости. Достижимые чистоты обработки поверхности (шероховатости) для различных методов обработки материалов.
  • Метрические обозначения классов чистоты обработки поверхности (шероховатости) до 1975 года. Шероховатость по ГОСТ 2789-52. Шероховатость по ГОСТ 2789-73 до и после 01.01.2005 года. Способы достижения (обработки поверхности). Таблица соответствия.
  • Таблица. Достижимые шероховатости поверхности при различных механических методах обработки. Поверхности: наружные цилиндрические, внутренние цилиндрические, плоскости. Вариант 2.
  • Типичные значения шероховатости (чистоты обработки) поверхности для основных материалов труб, теплообменников и насосов - мм и дюймы.
  • Условные графические изображения в проектах отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения, согласно ANSI/ASHRAE Standard 134-2005 = СТО НП АВОК
  • Технологическая схема и схема КИПиА, Схема трубопроводов и КИПиА, Схема трубной обвязки и КИПиА (Piping & Instrumentation Diagrams) символы и обозначения оборудования на технологических схемах.
  •  

     

    Это интересно: