→ Музыкальный романтизм. Характерные особенности музыкального романтизма. Музыкальные жанры эпохи романтизма

Музыкальный романтизм. Характерные особенности музыкального романтизма. Музыкальные жанры эпохи романтизма

Термин ,романтизм ” происходит от французского слова romantisme. Романтизм - художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам. Применительно к музыке этот термин впервые упоминается Э. Т. А. Гофманом.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Получает развитие жанр симфонической поэмы. В опере возрастает роль оркестра и системы лейтмотивов, что наиболее ярко проявилось в творчестве Р. Вагнера.

Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, эмоциональной выразительности, богатейшим использованием тембровых возможностей большого симфонического оркестра. Это в свою очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений – импрессионизма и экспрессионизма .

В Германии романтизм впервые проявился в творчестве К. Вебера («Вольный стрелок») и Ф. Шуберта (вокально-симфоническое и фортепианное творчество). Позже значительных достижений в симфоническом, фортепианном и вокальном жанрах достигли Ф. Мендельсон и Р. Шуман. Крупнейшими оперно-симфоническими композиторами XIX века стали Р. Вагнер и И. Брамс. Композиторы-антиподы, они олицетворяли два течения зрелого романтизма - тяготение к программной музыке, к отказу от классических форм построения музыкального произведения (Вагнер) и романтизм, внешне облеченный в более строгие, академические формы (Брамс), больше связанный с классическим наследием прошлого. Мощные традиции немецко-австрийского романтического симфонизма были продолжены в последней трети XIX века в творчестве А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса.

Вокальное творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, Х. Вольфа – вершина песенно-романсовой музыки эпохи романтизма. Среди вокальных форм возрастает роль баллады, сцены, поэмы. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.

В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма, а Париж - его духовным центром. В Париже концентрировалась культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза, а также традиции французской «большой оперы» (Дж. Мейербер, Ф. Обер) привело к дальнейшему развитию романтизма – в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.



Национальные европейские школы также внесли свой значительный вклад в обогащение традиций романтизма. Среди известнейших европейских композиторов-романтиков – Ф. Лист (Венгрия), Ф. Шопен (Польша), Н. Паганини, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти (Италия), Э. Григ (Норвегия), К. Нильсен (Швеция), Я. Сибелиус (Финляндия), Э. Элгар (Великобритания), А. Дворжак и Б. Сметана (Чехия) М. де Фалья и Э. Гранадос (Испания). В русской музыке черты романтизма прослеживаются у М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина.

Реализм возник в середине XIX века как противопоставление романтизму с его экзальтированной идеализацией внутренних переживаний личности. Основные характерные особенности реализма – изображение реальных героев, характеров, событий, отношений личности с окружающей средой.

Влияние реализма ощущается уже в творчестве крупнейших композиторов-романтиков. Яркими представителями синтеза романтизма и реализма стали Б. Сметана и А. Дворжак. Черты реализма проявились в творчестве Д. Верди («Травиата») и Ж. Бизе («Кармен»).

В конце XIX века в опере появляется течение веризма, характеризующееся проникновенной лирикой и правдивостью чувств. Наиболее ярко это направление выразилось в операх Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан», Р. Леонкавало «Паяцы», У. Джордано «Андрей Шенье» и др.

Огромное распространение реализм получил в России. Традиции «классического реализма», заложенные в русской литературе, нашли воплощение в творчестве М. Глинки («Иван Сусанин»), А. Даргомыжского (романсы). Композиторы «Могучей кучки»: А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков - крупнейшие представители реализма. Они внесли в музыку новый круг образов, связанных как с повседневной жизнью, так и с большими историческими событиями (оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста»), с большим мастерством раскрыли душевные переживания личности при столкновении с окружающей действительностью.

Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни сочеталось с поиском новых средств музыкального выражения и изменению музыкального языка. В творчестве крупнейших русских композиторов XX века – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, А. Хачатуряна – нашли отражение историческая обстановка и колоссальные общественные коллизии XX века. В России наибольших успехов достигло симфоническое и камерно-инструментальное творчество. Тем не менее такие произведения как оперы и балеты С. Прокофьева («Ромео и Джульета», «Золушка», «Война и мир») и Д. Шостаковича («Катерина Измайлова», «Нос») стали яркими достижениями реалистической музыки.

Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую-щий этап (1830-50-е годы) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в ос-новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.

В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставле-ние мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой - идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.

Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства - никогда» (Р. Шуман).

Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона . Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы .

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII - XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец - «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различ-ных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусст-вом виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).

Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира». Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии. Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща-ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа-ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав-ления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств , которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Музыкальные жанры в творчестве композиторов-романтиков

В романтической музыке отчетливо вырисовываются три жанровые группы:

  • жанры, занимавшие подчиненное место в искусстве классицизма (в первую очередь - песня и фортепианная миниатюра);
  • жанры, воспринятые романтиками от предшествующей эпохи (опера, оратория, сонатно-симфонический цикл, увертюра);
  • свободные, поэмные жанры (баллады, фантазии, рапсодии, симфонические поэмы). Интерес к ним объясняется стремлением композиторов-романтиков к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов.

На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, в наибольшей степени подходивший для выражения сокровенных мыслей ху-дожника (тогда как в профессиональном творчестве композиторов XVIII века лирической песне отводилось скромная роль - она служила преимущественно заполнению досуга). В песенной области работали Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Григ и др.

Типичный композитор романтик творит очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Романтическое постижение мира - это не последовательный философский охват дей-ствительности, а мгновенная фиксация всего, что затрону-ло душу художника. В связи с этим в эпоху романтизма расцвел жанр миниатюры (самостоятельной или объединенной с другими миниатюрами в цикл). Это не только песня и романс, но и инструментальные сочинения - музыкальные моменты, экспромты, прелюдии, этюды, ноктюрны, вальсы, мазурки (в связи с опорой на народное творчество) .

Многие романтические жанры обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам. Таковы сонеты, песни без слов, новеллетты, баллады.

Одна из ведущих идей романтической эстетики - идея синтеза искусств - естественно поставила в центр внимания проблему оперы. К оперному жанру обращались почти все композиторы-романтики за редким исключением (Брамс).

Присущий романтизму личный, доверительный тон высказывания совершенно преображает классические жанры симфонии, сонаты, квартета. Они получают психологическую и лирико-драматическую трактовку. Содержание многих романтических произведений связано с программностью (фортепианные циклы Шумана, «Годы странствий» Листа, симфонии Берлиоза, увертюры Мендельсона).

Музыка эпохи романтизма, наверное, самая популярная в современном обществе стилевая модель. Романтизм, понимаемый как эпоха, обозначается сменой доминанты в художественном сознании и, следовательно, в системе искусств. Романтизм - понятие, предложенное поэтами так называемой иенской школы, считающимися его основоположниками (Л. Тик и Новалис).

Именно поэзия в сочетании с музыкой способствует становлению новых регламентов отношений людей к миру и друг другу. Главным отличием от предыдущей эпохи служит новый облик общественно значимых ритуалов: салонное музицирование приобретает вид специфического интимно-лирического концерта. Романтический музыкант становится предметом общественного культа, персонажем и героем некоей драмы жизни: вытесняя из культа фигуру венценосного и богоравного императора, короля, он сам становится "помазанником" божьим. Романтическая песня - самый важный для характеристики стиля жанр, ей отдают дань все композиторы-романтики (кроме Ф. Шопена), сочиняя сотни произведений. Необычайно популярным становится переложение песен для фортепиано, претворяющее традицию вариаций на популярные оперные темы прошлого столетия.

Жанр "песни без слов" - своеобразной аранжировки несуществующего песенного текста - чрезвычайно привлекает слушателей сочетанием виртуозного владения инструментом и лирико-психологической глубины музыки. Наивысшим выражением этой тенденции является рождение нового жанра - собственно лирической миниатюры, связанной прежде всего с роялем. Особую ветвь этой жанровой сферы создает бытовая танцевальная музыка, все время балансирующая на грани прикладного танца, аранжировки популярных образцов и собственно лирико-исповедальной миниатюры (множество примеров в творчестве Шопена, Шумана, Брамса, Грига, Чайковского). Знаковым танцем эпохи становится вальс (пришедший на смену менуэту).

Немаловажное значение в романтическую эпоху приобретают так называемые дидактические жанры, особенно виртуозные этюды.

Строительство публичных концертных залов стимулирует развитие симфонических концертных жанров, направление которым задано Л. Бетховеном, - ярко драматургичная и внутренне глубоко литературно-программная симфония, симфоническая поэма и симфонизированный концерт.

В целом можно сказать, что система музыкальных жанров преобразуется достаточно принципиально как по содержанию, так и по значению, восприятию их обществом.

Жанр песни в Западной Европе и России

Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

Отсюда совершенно очевидна логика возникновения и тотального распространения жанра романтической песни как интонационного воплощения поэзии. Именно музыка через песню позволяет реконструировать представление об интонационных формах чтения: определенная роль здесь принадлежит повествовательной - "нарративной" - декламации. Но музыкальным "открытием" романтизма является экспрессивная эмфатическая интонация. Именно она определяет интонационный пласт песенного романтического стиля, культивирующего ариозо. Этот вид вокалистики представляет сочетание гибкости речитатива с красотой и выразительностью кантилены, достигнутых в опере барокко и особенно классицизма (в комическом жанре).

Знаковой темой романтической поэзии становится, конечно, тема любви. Любовные признания - лирические дифирамбы - чрезвычайно многолики не только в песнях, но и во всех инструментальных жанрах романтизма.

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен. Слава его в этом жанре началась с баллады "Лесной царь" на стихи И. Гете (1816). Это песня-монолог-сцена с контрастными эпизодами, представляющими разных персонажей. Ее главный образ - символическая фигура смерти - займет особое место в вокальной музыке романтиков.

Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов.

В атмосфере серьезных поэтических интересов рождается цикл "Прекрасная мельничиха" на стихи немецкого поэта В. Мюллера (1823). В ряде песен возникает сюжет своеобразной поэтической новеллы о любви подмастерья к мельничихе: от первых наивных восторгов через боль измены и разлуки к светло-печальному смирению.

Жизнь, полная тяжкого изнурительного труда и беспросветной нищеты, приводит Шуберта к настроениям тоски и одиночества, отразившимся в его позднем цикле также на стихи В. Мюллера "Зимний путь" (1827). Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Теперь он тоскует и пишет о страдании одиночества и становится еще более романтиком, для которого исповедь душевной боли - одна из главных тем. Трагическим является последний цикл "Лебединая песня" (1828) на тексты шести стихотворений Г. Гейне, а также поэтов Л. Релыптаба и А. Зейдля.

И еще важное открытие Шуберта, подхваченное всеми романтиками, - песенная природа музыки во всех жанрах. Он обрабатывает свои собственные песни в инструментальные формы - квартет с-то, во второй части которого варьируется тема песни "Смерть и девушка", фортепианный квинтет "Форель" (в четвертой части вариации на тему одноименной песни), фортепианная фантазия на тему песни "Скиталец". Но песней проникнуты и его симфонии, в которых звучит личная поэтическая интонация, выражающая отношение к миру человека новой эпохи. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях. И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

Песенное творчество Роберта Шумана (1810-1856) - самого страстного и трепетного из романтиков - занимает центральное место в вокальной лирике XIX в. Его творческая карьера поначалу связана с фортепианной музыкой: он мечтал сам быть концертирующим виртуозом и в середине 1830-х гг. создает свои бессмертные фортепианные шедевры - "Симфонические этюды", "Карнавал", Фантазию C-dur, "Крейслериану". С 1840 г. начинается его поворот к песенному жанру - только за этот год он написал 134 песни, среди которых знаменитые циклы "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне, "Любовь и жизнь женщины" на стихи А. фон Шамиссо и "Мирты" на стихи разных поэтов. В них он развивает шубертовскую песенную традицию, но создает неповторимый стиль, основой которого является тонкость и глубина проникновения в смысл поэтического текста.

Именно в песенном творчестве Шумана проступает интонационная форма романтической декламации стиха, театрально яркая и интимно лирическая. Огромная роль принадлежит фортепианной партии, которую трудно назвать аккомпанементом - богатая гармония, изобретательная фактура создают яркий образ, раскрывающий эмоциональный подтекст стиха.

В цикле "Любовь поэта" Шуман использует стихотворения Гейне из "Лирического интермеццо", но не все - композитор отбирает их так, чтобы, как у Шуберта, создать трагическую историю любви.

Самая, наверное, знаменитая песня цикла - "Я не сержусь". Ее стоит слушать только на языке оригинала, чтобы проникнуться удивлением мастерству композитора, "выговаривающего" слова смятенного прощения с болью, восторгом, кротостью.

Аналогичная красота певучих интонаций и экспрессивного декламационного монолога отличает песню "Милый друг, смущен ты тем, что плачу я" из цикла "Любовь и жизнь женщины". Если поэзия Гейне прекрасна, то Шамиссо не принадлежит к числу первоклассных поэтов. Шуман обессмертил его поэтические творения своим необыкновенным даром слышать тончайшие эмоциональные оттенки произнесения незамысловатого текста.

У Шумана необыкновенно притягательны тихие, возвышенно мечтательные дифирамбы - песни "Как ландыш ты прекрасна" и "Лотос" на стихи Гейне из цикла "Мирты", "Тихие слезы" на стихи Ю. Кернера из опуса 35 (1840). Восторженные же, порывистые любовные признания, так свойственные Шуману в фортепианной музыке, представляют другой полюс любовных чувств. Прекрасным примером является известное "Посвящение" на слова Ф. Рюккерта из цикла "Мирты", который целиком посвящен "моей любимой невесте".

История романтической песни - неохватная тема. Немецкие композиторы обладали каким-то особым интонационным слухом и чутьем в воплощении поэзии. Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Вольф, Малер - эти имена сегодня входят в мировую сокровищницу вокального репертуара. Их песенное наследие, которое для романтических школ Западной Европы и России было эталоном любви к поэзии и тонкости ее слышания, не померкло и спустя столетия.

И русские композиторы, восхищаясь Гете, Гейне, писали свои вокальные произведения на их тексты в русских переводах Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Фета. Сравнение композиций на один текст представляет увлекательную перспективу для самостоятельной работы. Вообще, песенный жанр чрезвычайно популярен в России, хотя и представляет собой специфическую разновидность, называемую "романсом". Различия между песней и романсом чрезвычайно тонкие, их надо искать в национальной музыкальной стилистике, и вообще в мелодике интонации русской речи. Михаил Иванович Глинка (1804-1857), создатель русской национальной оперы, имел необычайно тонкий слух, хороший голос и явился основоположником классического романса, романтического по своему существу. Один из его первых романсов "Не искушай" оказался подлинным шедевром вокальной лирики. Чувствительный, романтически настроенный Глинка увлекается поэзией В. Жуковского, трогавшей его "до слез". И конечно, восхищается поэзией А. Пушкина, на стихи которого написал несколько великолепных романсов. Один из них - "Не пой, красавица, при мне" - на мелодию грузинской народной песни, привезенной в 1828 г. с Кавказа А. Грибоедовым. Тонкое воплощение декламации отличает и миниатюрный романс "Мери" - образец юношеского любовного дифирамба. Любовь движет чувствами и помыслами: своей ученице К. Колковской Глинка посвящает чудный, полный печальной меланхолии и нежности романс "Сомнение". Влюбившись в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны Керн, знаменитой "адресатки" пушкинского стихотворения "Я помню чудное мгновенье", Глинка пишет свой бессмертный шедевр на этот текст. Здесь мастерство и вдохновение композитора сливаются в удивительной гармонии - композиторы редко способны создать адекватное воплощение гениального стиха.

Романсы пишут многие русские композиторы - мода на поэзию в России так же распространена, как и в Западной Европе. Здесь есть свои национальные достижения, среди которых надо, конечно, упомянуть Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) и Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881).

Произведения Даргомыжского на стихи Лермонтова "И скучно, и грустно", "Мне грустно" представляют лирические монологи с выразительными деталями воплощения речевой интонации. Совершенно новой для жанра является язвительная социальная сатира, в которой проявляется основной принцип композитора, говорящего: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды".

Мусоргский, тяготевший к реалистическому отражению образов из народной жизни, писал на собственные тексты, стихи Н. Некрасова, А. Островского ("Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Еремушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист"). Его песни были своеобразными "эскизами" к операм, которые стали совершенно новым словом в оперном жанре, театре музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина"). В 1870-е гг. созданы вокальные циклы "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-1877), а также "Детская" на собственные слова (1872). Музыкальный язык Мусоргского поразил воображение многих композиторов XX в. - настолько новыми были образы, потребовавшие новых средств музыкального выражения.

Вершиной романтической песни в русской музыке является творчество Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

В романсах Чайковского проявляется его удивительный дар мелодической выразительности и красоты. Его ариозный стиль индивидуален и неповторим - стоит прозвучать "трем нотам", как мы безошибочно определяем автора, однако его выбор поэтических текстов как будто невзыскателен (что неоднократно отмечалось в критической литературе), хотя Чайковский тонко чувствовал музыкальную природу стихов Пушкина, Фета, писал об этом. Основная тема - любовная лирика, оригинальные и переводные стихи А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Л.А. Мея. "Ни слова, о, друг мой", "Нет, только тот, кто знал", "Уноси мое сердце" и другие замечательные образцы раннего творчества подготавливают лирику оперы "Евгений Онегин". В конце 1870-х гг. появляются страстные восторженные вокальные зарисовки - "Благословляю вас, леса", "День ли царит". "Средь шумного бала" на слова А. Толстого - выдающийся опыт русской вокальной лирики, образец женского портрета в ритме вальса и тонкой поэтической мечтательности. Прелестным романсом на стихи К. Р. (Константина Романова) "Растворил я окно" восхищается не одно поколение исполнителей и слушателей. Романсы последнего опуса (1893) на слова Д. Ратгауза - "Мы сидели с тобой", "Закатилось солнце", "В эту лунную ночь", "Средь мрачных дней", "Снова, как прежде, один" - отражают темы скорби, тоски и печали, свойственные последней Шестой симфонии с ее трагической темой жизни, судьбы и смерти.

Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии".

Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Романтизм никогда не был ясно очерченной программой или стилем; это широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х гг. XIX в., был явлением исторически новым, но обнаруживал связи с классикой. Музыка овладевала новыми средствами, позволявшими выразить как силу, так и тонкость эмоциональной жизни человека, лиризм. Эти устремления роднили многих музыкантов второй половины XVIII в. литературным движением «Бури и натиска».

Музыкальный романтизм исторически был подготовлен предшествовавшим ему литературным романтизмом. В Германии - у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков, в Англии – у поэтов «озерной» школы. Далее музыкальный романтизм испытал значительное влияние таких писателей как Гейне, Байрон, Ламартин, Гюго, Мицкевич.

К важнейшим сферам творчества музыкального романтизма относятся:

    лирика – имеет первостепенное значение. В иерархии искусств музыке отводилось самое почетное место, так как в музыке царит чувство и поэтому в ней находит свою высшую цель творчество художника-романтика. Следовательно, музыка – это и есть лирика, она позволяет человеку слиться с «душой мира», музыка – антипод прозаической реальности, она – голос сердца.

    фантастика – выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства, свобода познания, устремление в мир странного, чудесного, неизведанного.

    народное и национально-самобытное – стремление воссоздать в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность; интерес к истории, фольклору, культ природы (первозданность). Природа – прибежище от бед цивилизации, она утешает мятущегося человека. Характерен большой вклад в собирание фольклора, а также общее стремление к верной передаче народно-национального художественного стиля («локального колорита») – это общая черта музыкального романтизма разных стран и школ.

    характерное – странное, эксцентричное, карикатурное. Обозначить его – прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к пестрой бурлящей жизни.

Романтизм усматривает во всех видах искусства единый смысл и цель – слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретает идея синтеза искусств.

«Эстетика одного искусства – есть эстетика другого», - говорил Р. Шуман. Соединение различных материалов увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В глубоком и органичном слиянии с живописью, поэзией и театром для искусства открылись новые возможности. В области инструментальной музыки большое значение приобрел принцип программности, т.е. включение в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературных и других ассоциаций.

Романтизм особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии (Ф.Шуберт, Э.Т.А.Гофман, К.М.Вебер, Л.Шпор), далее – Лейпцигская школа (Ф.Мендельсон-Бартольди и Р.Шуман). Во второй половине XIX в. – Р.Вагнер, И.Брамс, А.Брукнер, Х.Вольф. Во Франции – Г.Берлиоз; в Италии – Дж.Россини, Дж.Верди. Общеевропейское значение имеют – Ф.Шопен, Ф.Лист, Дж.Мейербер, Н.Паганини.

Роль миниатюры и крупной одночастной формы; новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, инструментовки; обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.

В начале ХХ века поздний романтизм обнаруживает гипертрофию субъективного начала. Романтические тенденции проявились также и в творчестве композиторов ХХ в. (Д.Шостакович, С.Прокофьев, П.Хиндемит, Б.Бриттен, Б.Барток и др.).

С его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них - разочарование в итогах Великой французской революции , не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств .

Если в литературе и живописи романтическое направление в ос-новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством , Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини, ; последующий этап (1830—50-е гг.) - творчеством , . Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности , причем в новом освещении - в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, с ее подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона . Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика , в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII - XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из ) разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец - «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» .

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща-ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось .

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа-ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав-ления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств , которая нашла наиболее яркое выражение в и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

 

 

Это интересно: