→ Поперечная флейта. Волшебная флейта: истинное дыхание музыки Строение флейты схема

Поперечная флейта. Волшебная флейта: истинное дыхание музыки Строение флейты схема

(итал. - Flauto, франц. - Flûte, Grande flûte,
нем. -
Flöte, англ. - Flute,)

Название «флейта» объединяет целую группу дереаянных духовых музыкальных инструментов. Правда, в наши дни флейты стали изготваливать и из других материалов: пластика, никеля, серебра. Произошло название инструмента от латинского слова «Flatus», что в переводе означает «дуновение». Флейта считается одним из древнейших музыкальных инструментов на Земле. Конкретную дату изобретения флейты назвать практически невозможно, но судя по находкам археологов, первые флейты существовали ещё за 35-40 000 лет до н.э.

Диапазон и регистры флейты

В целом звучание флейты носит свистящий и слегка вибрирующий характер
Оркестровый диапазон – от до первой октавы до до четвёртой октавы.

Нижний регистр обладает матовой, полной и несколько холодной звучностью

Средний регистр характеризуется нежным и более слабым звучанием по сравнению с другими регистрами

Верхнему регистру присущ ясный, светлый и блестящий характер

Существует очень много разновидностей флейт, но в основном они различаются на продольные и поперечные. У продольных флейт духовое отверстие находится на торце, при игре музыкант держит продольную флейту перпендикулярно линии губ.

У поперечной же отверстие находится сбоку, поэтому держать её приходится параллельно линии губ.
Одним из самых распространённых видов продольной флейты является блокфлейта. Она имеет схожесть со свирелью и вистлом. Главным принципиальным отличием блокфлейты от данных инструментов является то, что помимо семи отверстий для пальцев на передней части, наличествует ещё одно – октавный клапан, который располагается на тыльной стороне.
Блокфлейту стали активно использовать в своих произведениях европейские композиторы ещё в 16-м веке. Бах, Вивальди, Гендаль и многие другие очень часто включали блокфлейту в свои произведения. С появлением поперечных флейт, стал заметен серьёзный минус блокфлейты – недостаточно громкое звучание. Но, несмотря на это данный инструмент и по сей день довольно часто присутствует в составе оркестра.
Несмотря на то, что поперечные флейты появились задолго до нашей эры в Китае, популярность продольных флейт долгое время не позволяла им получить широкое распространение. Лишь после того, как 1832-м году конструкция поперечной флейты была усовершенствована мастером из Германии Теобальдом Бемом, она стала появляться в составе оркестров не менее часто, чем продольная. Поперечная флейта позволяет воспроизводить звуки от первой до четвёртой октавы.

Флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьевa и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Флейты востока

Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями.

В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним - отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого конца ствола, служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как и на поперечной флейте.

Сначала считалось, что флейта была завезена в Китай из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около 8000 лет, весьма схожие по конструкции с современными ди (хотя и без характерного заклеиваемого отверстия), что свидетельствует в пользу гипотезы о китайском происхождении ди. Легенда гласит, что Жёлтый император приказал своим сановникам сделать первую флейту из бамбука.

Существуют ди двух родов: цюйди (в оркестре музыкальной драмы жанра «кунцюй») и банди (в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзы» в северных провинциях). Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия называется мэньди.

Сякухати (кит. чи-ба) - продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара (710-784). Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина - 1,8 японского фута (54,5 см) - определила само название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь». По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию. Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно - «одно колено бамбука»), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Для изготовления сякухати используется комлевая часть бамбука сорта мадакэ (Phyllostachys bambusoides). Средний диаметр трубки - 4–5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции. Для улучшения качества звучания мастера осторожно покрывают изнутри бамбуковую трубку лаком, как и флейту, используемую в гагаку, в театре Но. Пьесы стиля хонкёку секты Фукэ (сохранилось 30-40 пьес) несут в себе идеи дзэн-буддизма. Хонкёку школы Кинко использует репертуар фукэ сякухати, но придает манере их исполнения больший артистизм.

Почти одновременно с появлением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Предание связывает ее чудотворную силу с именем принца Сётоку Тайси (548-622). Выдающийся государственный деятель, престолонаследник, активный проповедник буддизма, автор исторических сочинений и первых комментариев к буддийским сутрам, он стал одной из самых авторитетных фигур в японской истории. Так, в письменных источниках раннего средневековья говорилось, что, когда принц Сётоку по дороге в храм на склоне горы играл на сякухати, на звуки флейты спустились небесные феи и танцевали. Сякухати из храма Хорюдзи, находящаяся ныне в постоянной экспозиции Токийского национального музея, считается тем уникальным инструментом принца Сётоку, с которого начался путь сакральной флейты в Японии. Сякухати упоминается также в связи с именем буддийского священника Эннина (794-864), который изучал буддизм в танском Китае. Он ввел аккомпанемент сякухати во время чтений сутры, посвященной Будде Амида. По его мнению, голос флейты не только украшал молитву, но с большей проникновенностью и чистотой выражал ее суть. Жукоай. Фея флейты в красном

Новый этап в формировании традиции сакральной флейты связан с одной из самых выдающихся личностей периода Муромати Иккю Содзюном (1394-1481). Поэт, живописец, каллиграф, религиозный реформатор, эксцентричный философ и проповедник, в конце жизни настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, он оказал воздействие практически на все области культурной жизни своего времени: от чайной церемонии и дзэнского сада до театра Но и музыки сякухати. Звук, по его мнению, играл большую роль в чайной церемонии: шум закипающей воды в котелке, постукивание венчика при взбивании чая, бульканье воды, - все было призвано создавать ощущение гармонии, чистоты, почтения, тишины. Та же атмосфера сопутствовала и игре на сякухати, когда человеческое дыхание из глубины души, проходя через простую бамбуковую трубку, становилось дыханием самой жизни. В собрании стихов, написанных в классическом китайском стиле "Кёунсю" ("Собрание безумных облаков"), пронизанном образами звука и музыки сякухати, философией звука как средства пробуждения сознания, Иккю пишет о сякухати как о чистом голосе вселенной: "Играя на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня".

Примерно с начала XVII в. получили хождение различные истории о преподобном Иккю и флейте сякухати. Одна из них рассказывала, как Иккю вместе с другим монахом Итиросо удалился из Киото и поселился в хижине в Удзи. Там они срезали бамбук, сделали сякухати и играли. Согласно иной версии, некий монах по имени Роан жил в уединении, но дружил и общался с Иккю. Поклоняясь сякухати, одним дуновением извлекая звук, он достиг просветления и присвоил себе имя Фукэдося или Фукэцудося (следующий по пути ветра и отверстий) и был первым комусо (букв. "монах небытия и пустоты"). Флейта, на которой, по преданию, играл наставник, стала национальной реликвией и находится в храме Хосюнъин в Киото. Первые сведения о странствующих монахах, играющих на флейтах, относятся к первой половине XVI в. Они именовались монахами комо (комосо), то есть "монахи соломенной циновки". В поэтическом творчестве XVI в. мелодии неразлучного с флейтой странника уподоблялись ветру среди весенних цветов, напоминая о бренности жизни, а прозвище комосо стало записываться иероглифами "ко" - пустота, небытие, "мо" - иллюзия, "cо" - монах. XVII в. в истории японской культуры стал новым этапом в истории сакральной флейты. Повседневная деятельность монахов комусо была сконцентрирована вокруг игры на сякухати. Утром настоятель обычно играл мелодию "Какурэйсэй". Это была пьеса пробуждения, с которой начинался день. Монахи собирались вокруг алтаря и исполняли мелодию "Тёка" ("Утренняя песнь"), после чего начинались их дневные службы. В течение дня они чередовали игру на сякухати, сидячую медитацию дзадзэн, занятия воинскими искусствами и схиму нищенствования. Вечером, перед тем как снова приступить к дзадзэн, звучала пьеса "Банка" ("Вечерняя песнь"). От каждого монаха требовали, чтобы он не менее трех дней в месяц ходил просить подаяние. Во время последнего из перечисленных послушаний - странствия ради милостыни - играли такие мелодии, как "Тори" ("Проход"), "Кадодзукэ" ("Перекресток") и "Хатигаэси" ("Возвращение чаши" - здесь имелась в виду чаша для подаяния). Когда в пути встречались два комусо, они должны были воспроизвести "Ёбитакэ". Это был своеобразный призыв, исполняемый на сякухати, который означал "Зов бамбука". В ответ на приветствие нужно было сыграть "Укэтакэ", смысл которого - "принять и подхватить бамбук". По дороге, желая остановиться в одном из храмов своего ордена, рассеянных по всей стране, они играли пьесу "Хиракимон" ("Отворение врат") для того, чтобы их впустили на ночь. Все ритуальные пьесы, моления о подаянии, исполняемые на сякухати, даже те произведения, которые, кажется, более походили на развлечения монахов, были частью дзэнской практики, называемой суйдзэн (суй - "дуть, играть на духовом инструменте").

Среди наиболее крупных явлений японской музыки, повлиявших на формирование тоновой системы хонкёку, следует назвать теорию и музыкальную практику буддийских песнопений сёмё, теорию и практику гагаку, позднее традиции дзи-ута, сокёку. XVII-XVIII вв. - время увеличения популярности сякухати в городской среде. Разработанность игровой техники обеспечила возможность воспроизведения на сякухати музыки практически любых жанров. Она стала использоваться для исполнения народных песен (минъё), в светском ансамблевом музицировании, к XIX в., окончательно вытеснив смычковый инструмент кокю из наиболее распространенного ансамбля того времени санкёку (кото, сямисэн, сякухати). Сякухати имеет разновидности:

Гагаку сякухати - наиболее ранняя разновидность инструмента. Тэмпуку - от классической сякухати ее отличает несколько иная форма ротового отверстия. Хитоёгири сякухати (либо просто хитоёгири) - как указывает ее название, изготовляется из одного колена бамбука (hito - один, yo - колено, giri - озвонченное kiri, срезать). Фукэ сякухати - непосредственный предшественник современной сякухати. Бансури, бансри (Bansuri) - индийский духовой инструмент, существует 2 вида: классическая поперечная и продольная флейта, используется в Северной Индии. Изготавливается из бамбука или тростника. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий - для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии. Подобный инструмент, распространённый в Южной Индии - Venu. З
меиная флейта
(Serpent Flut) - индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок (одна - бурдонная, другая - с 5-6-ю игровыми отверстиями) с резонатором из дерева или из сушеной тыквы.

На змеиной флейте в Индии играют странствующие факиры и заклинатели змей. При игре применяется непрерывное, так называемое перманентное (цепное) дыхание.

Блеур или Гамбу - индонезийская продольная флейта со свистковым устройством. Изготавливается обычно из черного дерева, украшена резьбой (в данном случае в виде дракона), имеет 6 игровых отверстий. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Малазийская флейта - продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством. Изготовляется из красного дерева. Применяется при культовых церемониях, для усмирения духа дракона - священного, почитаемого в Малайзии существа.

ФЛЕЙТА

Флейта - духовой музыкальный инструмент из группы деревяных (поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Д
ревнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток . Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus - «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю. В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Что же касается продольной или просто флейты, то еще среди духовых инструментов Древней Греции были распространены сиринга и авлос.

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.

Длина авлоса различна, обычно около 50 см. Применялся профессиональными исполнителями для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время похоронных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре. Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно. Авлос считался инструментом, чей звук и тягучий мелос больше других волнует человека, побуждает в нём страстные чувства. Известны различные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и другие).

Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название древнегреческих духовых инструментов (тросниковаых, деревянных, типа флейты (продольная), а также древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана.

Флейта Пана - это многоствольчатая флейта. Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца тростниковых, бамбуковых и других трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками и жгутом. Каждая трубка издает 1 основной звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра. состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём. Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, – покровителя пастухов, который обычно изображается играющим на многоствольной флейте. Пан известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Однажды козлоногий Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга (буквально "свирель").

Погнался Пан за ней с целью овладеть,

Артур Вардл Флейта Пана а может просто признаться в любви. Нимфа Сиринга бежала в страхе перед Паном и бросилась к реке Ладон. Обратилась Сиринга к своему отцу - речному богу с просьбой спасти ее от посягательств, и превратил отец ее в тростник, который от дуновения ветра издавал жалобный звук. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него свирель, носящую имя нимфы, а инструмент потом назвали флейтой. Пан ценитель и судья пастушечьих состязаний в игре на свирели. Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. Правда, у соперника Аполлона по другой легенде было и другое имя. Существует также легенда о Марсии - сатире, подобравшем флейту, изобретенную и брошенную Афиной. В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия, но и ободрал с несчастного кожу.

Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта- однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» - камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скучудай; чипсан и пoлянъяс народа коми, в Великобритании - panpipes или pan-flute и т. д. Некоторые называют флейту Пана свирелью. Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты - прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

Кувиклы (кугиклы) - русская разновидность «флейты Пана». У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии. Область распространения кувикл на Руси расположена в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей. Кувиклы представляют собой набор пустотелых 3-5 трубок различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Репертуар ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой. Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить.

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Франсуа Буше Вакханка, играющая на свирели 1760 г.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Известные оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория Музыки.

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре - квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других. В конце XVII века поперечную флейту начали использовать при французском дворе, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов. В 1718 ― 1719 гг. знаменитый флейтист и композитор Иоахим Кванц жаловался на скудность репертуара для поперечной флейты. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо, композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года, появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты, за ним последовали- Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах. Первые серьёзные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце XVII века. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено, на котором, как правило, располагался один или более клапанов.

Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей - тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. В конце XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов - как правило от 4 до 6, и более. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц. Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией инструмента.

Адольф фон Мензель Концерт для флейты в исполнении Фридриха Великого в Сансусси 1852 г.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена.

В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где количество клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие.

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей - для того, чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса.

Флейтовый репертуар XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов - Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Допплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других - написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром - Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

Роберт Штерл Флейтист в Петергофе 1908 г.

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Willie Was Different

Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи - Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Семейство флейт включает в себя огромное количество различных видов флейт, которых условно можно разделить на две группы, различающихся по способу держания инструмента при игре - продольная (прямая, держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально).

Из продольных флейт наиболее распространена блокфлейта. В конструкции головной части этой флейты используется вставка (блок). По-немецки блокфлейта называется «Blockflote» («флейта с блоком»), по-французски -- «flute a bec» («флейта с мундштуком»), по-итальянски -- «flauto dolce» («нежная флейта»), по-английски -- «recorder» (от record -- «учить наизусть, разучивать»).

Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной -- так называемого октавного клапана.

Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т.н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

В наше время блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность -- они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»).

Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей -- как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях. Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Сопранино имеет строй «Фа», сопрано -- строй «до», альт звучит ниже сопранино на октаву, тенор на октаву ниже сопрано, а бас на октаву ниже альта.

Блокфлейты также классифицируются по аппликатурным системам. Существует два вида аппликатурных систем для блокфлейт: «германская» и «барочная» (или «английская»). «Германская» аппликатурная система чуть проще для начального освоения, но большинство действительно хороших профессиональных инструментов делается именно с «барочной» аппликатурой.

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII в. её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком. В музыке эпох классики и романтизма блокфлейта не заняла должного места.

Признать уменьшения важности блокфлейты можно также напоминаем, что название Flauto -- «флейта» до 1750 года относилось к блокфлейте; поперечная флейта же назвалась Flauto Traverso или просто Traversa. После 1750 года и до сегодняшнего дня название «флейта» (Flauto) имеет в виду поперечную флейту.

В начале двадцатого века блокфлейта была такой редкостью, что Стравинский, когда он увидел блокфлейту в первый раз, принял её за разновидность кларнета. Только в 20-м веке блокфлейта была заново открыта главным образом в качестве инструмента для школы и домашнего музицирования. Также блокфлейту используют для аутентичного воспроизведения старинной музыки.

Список литературы для блокфлейты в XX веке вырос до огромных размеров и благодаря многочисленным новым композициям продолжает расти в XXI веке непрерывно. Иногда блокфлейта используется в популярной музыке. Определённое место занимает блокфлейта также в фолк-музыке.

Среди оркестровых флейт можно обозначить 4 основных вида флейты: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта.

Также существуют, но гораздо реже используются -- большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латино-американский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

Большая флейта (или просто флейта) - инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий.

Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины). Для флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

Флейта-пикколо - самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте -- пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно.

Диапазон пикколо -- от d? до c5 (ре второй октавы--до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c? и cis? . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями.

Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять ее рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости.

Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание

Альтовая флейта по строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов.

Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее. Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа). Диапазон? от g (соль малой октавы) до d ? (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются.

Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр? гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний? резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано. Встречается она в немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и значительность.

Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).

Что касается народных (или этнических) видов флейт, то их существует огромное множество.

Их можно условно разделить на продольные, поперечные, свистковые (усовершенствованная разновидность продольной флейты), флейты Пана, сосудообразные, носовые и составные флейты.

Кена - используется в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев, обычно изготавливается в строе G.

Вистл (от англ. tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Свирель -- русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300--350 мм, второй -- 450--470 мм. В верхнем конце ствола -- свистковое устройство, в нижней части -- по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Пыжатка -- русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели -- разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян.

Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента.

Ди -- старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Отверстие для вдувания воздуха у нее располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника.

Бансури -- индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями. Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке.

Флейта Пана -- многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние -- открыты. Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от ее длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.

Окарина -- древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта сосудообразной формы. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер).

Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

В носовой флейте звук образуется струёй воздуха из ноздри. Несмотря на то, что воздух из носа выходит с меньшей силой, нежели изо рта, многие первобытные народы тихоокеанского региона предпочитают играть именно так, поскольку они наделяют носовое дыхание некой особой энергией. Такие флейты особенно распространены в Полинезии, где они стали национальным инструментом. Наиболее распространены поперечные носовые флейты, но аборигены Борнео играют на продольных.

Составные флейты состоят из нескольких простых флейт, соединённых вместе. При этом свистковые отверстия могут быть для каждого ствола свои, тогда получается простой набор разных флейт, а могут быть соединены с одним общим мундштуком, в таком случае все эти флейты звучат одновременно и на них можно исполнять гармонические интервалы и даже аккорды.

Все вышеперечисленные виды флейт являются лишь небольшой частью огромного флейтового семейства. Все они сильно различаются по внешнему виду, тембру, размеру. Объединяет их способ звукоизвлечения -- в отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Флейта является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Скажи «флейта» и перед глазами невольно возникает образ: дядя (тётя) держит в обеих руках длинную серебряную палку в палец толщиной и с кучей клапанов. Как дядя держит палку? — в обеих руках, одной стороной у губ, другой она торчит вбок. Т.е. не вдоль тела, как кларнет, а поперёк. Потому что она поперечная — самая распространённая флейта, используемая в обычном понимании в европейской классической музыке. Это шаблон. Но ведь её место не только в симфоническом оркестре, ведь играет она не только классику, ведь выглядит она так не всегда. Флейта — это woodwind (англ.), деревянный духовой инструмент.

Вот первый диссонанс — не серебряная трубка, а деревянная. Делать трубки из металла научились пару сотен лет назад, а раньше делали из дерева. Причём не из бруска чёрного африканского дерева, как сейчас, а из тростника, камыша, бамбука, борщевика, в зависимости от географии распространения растений с полым стволом. А сохранившиеся древнейшие флейты вообще из трубчатых костей (как в легенде о флейте Кена). В старину-то не умели высверливать отверстия, свёрл не было.

А вот второй диссонанс — не обязательно флейта при игре располагается поперёк тела музыканта, бывает, что вдоль (сопилка), а может и по-диагонали (кавал). Флейты бывают разные и в зависимости от способа звукоизвлечения их по-разному держат. Где есть свисток — прямо держат, где дуют в заточенный по всему диаметру торец — там диагонально, а где амбюшурное отверстие на самой трубке — там флейту держат впоперёк.

И диссонанс номер три — система клапанов, отличная придумка homo mechanicus вовсе не обязательна. Конечно, механика у современных флейт сложная, точная, миниатюрная. Она расширяет игровые возможности инструмента: клапаны однозначно перекрывают игровые отверстия и воздух не просачивается сквозь пальцы, а главное, позволяет делать настолько длинные трубки (читай, позволяют извлекать очень низкие звуки), что длины человеческих пальцев не хватило бы, если бы этих клапанов не было. Да и количество пальцев ограничено, у кого как 🙂 Вот у меня их десять. На хроматической сопилке я играю всеми десятью, а на молдавском кавале хватит и пяти — столько исторически сложившихся отверстий, отвечающих ладовым требованиям молдавской народной музыки. А нот-то у нас аж 12. Вот здесь и пригодились чудеса механики, где нажатие одним пальцем двух соседних клапанов, а так же комбинации нажатых клапанов позволяют точно брать все ноты полного звукоряда. Но можно из без клапанов. Клапаны — это опция.

Поперечная флейта (в простонародье Поперечка) в своём минималистическом определении — это трубка из любого материала, достаточно твёрдого, чтобы держать форму, с одним закрытым и одним открытым концом, одним отверстием сбоку трубки ближе к её закрытому концу, чтобы туда дуть и системой отверстий для перекрытия пальцами, чтобы укорачивать воздушный столб в трубке (повышая звук). Удачно подобранные размеры трубки (длина, внутренний диаметр, толщина стенки), размеры и межцентровые расстояния игровых и амбюшурного (куда дуть) отверстий и сведённая к минимуму криворукость мастера составляют трёх китов, на которых строится удачный музыкальный инструмент — поперечная флейта.

Примеры поперечек:

  • Бансури (индия)
  • Карнатическая флейта (юго-восток индии)
  • Дицзи (китай)

  • Ирландская
  • Барочная

 

 

Это интересно: