→ Адыгейские народные инструменты. Адыгейские национальные инструменты. Просмотр содержимого документа «Традиционные музыкальные инструменты адыгов»

Адыгейские народные инструменты. Адыгейские национальные инструменты. Просмотр содержимого документа «Традиционные музыкальные инструменты адыгов»

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Музыка отражает ценностные ориентации народа, тесно связано с его религией и светским бытом, поэтому она имеет важнейшее значение для постижения культуры адыгов.

шычепшын — традиционный струнный cмычковый музыкальный инструмент адыгов. Он использовался для аккомпанемента сольному и хоровому пению, часто в ансамбле с камылем и пхачичем. Сейчас трудно точно установить время появления шичапшина, но археологические материалы свидетельствует о наличии смычковых инструментов на Кавказе в I тысячелетии до н.э.

Замудин Гучев играет на шичепшине

Из группы духовых инструментов адыгов къамыль был самым распространённым и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Мастера, которые изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхачич , без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхачич держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхачич нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нём принято играть мужчинам.Мастера, которые в прошлом изготовляли пхачич, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.

15 октября в Нальчике (Кабардино-Балкария) состоится презентация нового адыгского музыкального инструмента, созданного известным мастером, музыкантом и фольклористом Зубером Еуазом. Инструмент относится к семейству струнно-смычковых и называется «пшынэбзих», что в переводе с адыгского означает «инструмент с шестью струнами».

Презентация пройдет в здании Кабардино-Балкарского института бизнеса, где находится мастерская Зубера и его Школа игры на шикапшине. Вести торжественное событие будет известный российский композитор, поэт-исследователь Джабраил Кубатиевич Хаупа.

За последние два столетия значимой вехой в развитии адыгской музыкальной культуры стало появление на Кавказе гармоники. Инструмент быстро стал популярным, затмив своим звонким голосом и богатством красок другие народные инструменты. Возрождение полузабытых инструментов пришлось на конец 20-го века, когда по просьбе доктора философских наук, ректора Института бизнеса Феликса Хараева в Кабардино-Балкарию приехал Владимир Ойберман – скрипичных дел мастер. Благодаря его кропотливой работе была возрождена и усовершенствована адыгская скрипка – шикапшина. Это позволило создать в КБР первый оркестр народной музыки и дать толчок возрождению старинных народных инструментов.

Вообще история шикапшины насчитывает не одно тысячелетие. Об этом инструменте упоминается еще в нартском эпосе. В старину считалось, что шикапшина обладала магическим духом, способствующим исцелению больных и раненых. А обучение игре на адыгской скрипке входило в систему воспитания знатных адыгов. Исторически инструмент был двухструнным. Однако в начале 20-го века вытесненная гармоникой шикапшина вынужденно эволюционирует. Адыгская скрипка становится четырехструнной и остается такой до сих пор.

Развитие технологий в 21 веке, отразившееся и на музыкальной сфере, а также работа с поиском нового выразительного звучания, которое позволило бы точно передать всю полноту творческой мысли композитора и исполнителя нового времени, привели к необходимости создания нового национального инструмента. Так появилась «пшынэбзих».

«Честно говоря, я очень долго не решался начать работу, — говорит Зубер. — Все рассчитал, подготовил, но что-то сдерживало. И вдруг, после долгих месяцев колебаний, я увидел инструмент во сне. Вот такой, какой он сейчас. Понял тогда, что это знак. Работал на одном дыхании. Даже не ожидал, что так быстро все сделаю. Все само шло. Я просто как-то участвовал. Интересно то, что закончил инструмент в июле, в день рождения Феликса Ахмедовича Хараева. Когда струны натягивал, понял, что сегодня день его рождения».

Идея создать новый инструмент пришла к Зуберу в связи с необходимостью использовать дополнительный диапазон. При исполнении произведений не хватало тембра, не было нужных низких частот. Так он решил добавить две струны. В результате инструмент стал тембрально богаче, звучание получило новый колорит, а технические возможности расширились. Джабраил Хаупа, послушав звучание нового инструмента, сказал, что это совершенно новый инструмент, достойный создания специальных произведений. Кстати сказать, и название новой скрипке дал Джабраил Кубатиевич, первым услышавший новый инструмент Зубера.

Открылась выставка адыгских народных музыкальных инструментов. Помимо того, что любой желающий может ознакомиться с их историей, прочесть биографию выдающихся мастеров и исполнителей, в выставочном зале музея проводится мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов под руководством Замудина Гучева - заслуженного художника Адыгеи, члена Союза художников России. На Северном Кавказе он известен как исследователь, а также мастер по древнейшему искусству плетения адыгской циновки «пуаблэ».
Среди его работ, представленных зрителю, выделяются экспонаты адыгского кукольного театра, такие, как, например, лошадка-марионетка, шичепщин (шык1эпщынэ) – инструмент, напоминающий скрипку, выполненный из дерева и конского волоса, общая длина которого достигает 700 мм. Обычно шичепщин изготавливался из груши, липы или клена. Диапазон звучания шичепщина колеблется в пределах двух октав, издает приглушенный звук. Играли на нем преимущественно мужчины, певцы-сказители.
Пшинекеб – смычковый инструмент, наподобие виолончели, принадлежащий доктору исторических наук, профессору Адыгейского Государственного университета, члену Союза композиторов России Кагазежеву Байзету Схатбиевичу. Издревле пнишекеб изготавливался из тыквы. Когда плод начинал расти, части его удлинялись. Тыкву срезали наполовину, проделывали отверстия и натягивали струны. Впервые пшинекеб начали мастерить в 2-4 вв. до нашей эры. У некоторых моздокских адыгов до сих пор хранятся эти музыкальные инструменты с многовековой историей как реликвия.
Гармоника, представленная на выставке, принадлежит Улагаю Касполетовичу Аутлеву, известному в Адыгее гармонисту-импровизатору. Улагай Касполетович считался большим знатоком и виртуозным исполнителем старинных мелодий и непревзойденным исполнителем «Зафаков». Игра на гармонике стала популярной со второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.
Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа- щипковый струнный инстру¬мент наподобие угловой арфы.
Адыгская лира - арфовидный инструмент, выполненный З. Гучевым и представленный в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.
В коллекции духовых инструментов можно выделить камыль – адыгский инструмент – род продольной флейты из тростника или металлической трубки с тремя боковыми отверстиями, длина которого колеблется от 700 мм. Имеет диатонический звукоряд в объеме кварты (при передувании достигает октавы и более). Камыль может быть обтянутым бараньей кишкой, выполнен из черной бузины, озерного камыша, борщевика, с использованием коры ивы для укрепления двух полов флейты, металла. Использовался пастухами для исполнения различных наигрышей и песен (нередко в сопровождении шичепшина и пхачича), а также для аккомпанемента молодёжным хороводным танцам.
Нельзя обойти и гъоу – большую сигнальную трубу, которая обычно изготовляется из дерева и достигает размера 2-3 метра. Ранее использовалась для подачи сигналов в минуту опасности, а также для оповещения по случаю радостного события, для сбора аульчан.
Помимо инструментов, входящих как в группу смычковых (шичепщин, пшинетарко), духовых и ударных инструментов (бжамий, камыль, сырын, пшине, пхачич), на выставке представлены фото, дипломы, диски инструментальной, народной и современной адыгской музыки таких исполнителей, как Руслан Барчо, Асланбек Чич, Аслан Меретуков. Пластинки с обработками адыгских народных мелодий в исполнении Кима Тлецерука, автора первого учебника «Самоучитель игры на адыгейской гармонике», сборника «Адыгейские танцевальные наигрыши». К. Тлецерук владеет игрой практически на всех старинных адыгейских музыкальных инструментах и самостоятельно изготавливает их.


















На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня - звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.
В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ - дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.
Так называемая адыгская скрипка - шык1эпщын - традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом - символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ - адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.
Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

«Традиционные музыкальные инструменты адыгов».

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовые инструменты .

къамыл – флейта;

сырын -вид продольной флейты;

накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа -струнные музыкальные инструменты:

I апэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэт I аркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щык I эпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

шъот I ырп I -ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «т I ырп I »-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.

Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

пхъэк I ыч-трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, I апэпщин, пщинэт I аркъо и шъот I ырп I , не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные интрументы.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщинэ)

Пщынэ-современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок!(Шык I эпщын)

Щык I эпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «к I э»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн.Щык I эпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха).Щык I эпщын является обязательной принадлежностью хьак I эщ.

Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэк I ыч)

Пхъэк I ыч-инструмент типа трещетки, пользующийся в народе большой популярностью. Источником звука служит сам материал, из которого изготовлен инструмент. Пхъэк I ыч предназначен для четкого отстукивания ритма и поддерживания ровного, постоянного темпа музыки.

Ростом мал и пузат, а заговорит -

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

Расскжу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)

И наиболее подробно я бы хотела остановиться на къамыле-это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звукиизвлекаютсяпутем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола. Къамыль в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыль менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева-бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одном из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ашамезу. Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт, долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка.

Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ашамеза был чудесным. Подует в него с белой стороны-оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной сотроны-весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ашамез перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил лю дям веселье и радость.

 

 

Это интересно: