→ Рисунок основа изобразительного творчества художественный образ. Введение в тему

Рисунок основа изобразительного творчества художественный образ. Введение в тему

УДК 371. 214

Л.И.Лазарева

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Рассматривается понятие инфраструктуры деятельности социального педагога, социально-педагогической деятельности, её видов и форм. Анализируются учебные планы основных образовательных программы по направлению подготовки 050400«Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр». Обосновывается необходимость формирования содержания учебного плана с учётом инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: инфраструктура деятельности социального педагога, социально-педагогическая

деятельность, виды и формы социально-педагогической деятельности, образовательная программа, учебный план.

Lazareva Lyudmila Ivanovna INFRASTRUCTURE OF A SOCIAL PEDAGOGUE’S (TEACHER’S) ACTIVITY AS A FOUNDATION OF FORMATION OF THE TRAINING PLAN’S CONTENT

This article is devoted to the notion of infrastructure of a social pedagogue’s (teacher’s) activity, socio-pedagogical activity, its forms and types. The training plans of the basic educational programs on a direction of training 050400 “Psychological-pedagogical education" on the profile “Psychological and social pedagogy", Bachelor’s Degree, are analyzed. The formation of the educational plan’s content is substantiated with the account of infrastructure, types andforms of socio-pedagogical activities.

Key words: infrastructure of a social pedagogue’s activity, socio-pedagogical activity, forms and types of socio-pedagogical activity, educational program, training plan.

В 2011-2012 учебном году в вузах страны массово произошёл переход на двухуровневую систему подготовки выпускников, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования . Началу внедрения предшествовала серьёзная и кропотливая работа вузов по созданию основных образовательных программ различных направлений подготовки, являющихся наряду с государственным стандартом образцом стратегического документа, определяющего общие, основные установки, регулирующие процесс профессиональной подготовки выпускников. Понимание и видение стратегической цели основной образовательной программы является весьма существенным моментом. В этой связи хотелось бы привести высказывания Сенеки-младшего о том, что для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. С долей иронии о важности правильного видения стратегической цели высказался и В.Гётте: «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся, как следует». Образно говоря, основная образовательная программа и есть та «первая пуговица», которая должна быть застёгнута правильно.

Какие же факторы позволяют составить основную образовательную программу правильно? Ответ очевиден: соблюдение требований государственного образовательного стандарта. Анализ содержания стру-ктурных составляющих стандартов позволяет утверждать, что стандарт становится основой вариативного подхода к составлению основных образовательных программ, в первую очередь, их содержательного ядра - учебного плана. Прежде, чем перейти к анализу разработанных вузами основных образовательных программ и содержащихся в них учебных планов в рамках направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», целесообразно выбрать критерии, в соответствии с которыми возможно оценить качество основных образовательных программ, в частности, содержания учебного плана. Эти критерии так же заложены в контенте стандарта, в его четвёртом разделе, характеризующем профессиональный портрет бакалавров с точки зрения инфраструктуры, видов и форм социальнопедагогической деятельности. Инфраструктура деятельности социального педагога - это элемент социальной инфраструктуры, включающий совокупность учреждений различных сфер общественноэкономической жизни общества, в которых реализуется его профессиональная готовность осуществлять различные направления, виды и формы социально-педагогической деятельности. Учёт инфраструктуры деятельности социального педагога при составлении учебного плана обусловлен выполнением социального заказа общества и государства на определённую категорию специалистов, необходимых для их прогрессивного развития. В данном случае, вуз обязан подготовить выпускника, который будет обладать высокими качественными характеристиками профессионала-специалиста, что находит отражение в миссии основной образовательной программы, являющейся её стратегическим вектором.

Анализ формулировок миссий основных образовательных программ позволяет говорить о том, что все они, в основном, связаны с обеспечением качественного общедоступного образования в

современной конкурентной образовательной среде на основе инновационных образовательных технологий, интеграции процессов обучения, воспитания, научной и общественной деятельности с целью востребованности бакалавров на российском и международном рынках труда. Основными ключевыми фразами при этом становятся «конкурентная образовательная среда» и «востребованность бакалавров на российском и международном рынке труда».

Рассмотрим, что же кроется за этими ключевыми фразами? Главным индикатором конкурентной образовательной среды вуза является конкурентоспособность его выпускника. Поэтому ответственность за содержание образовательных программ и их качественную реализацию ложится на образовательное учреждение, которое должно доказывать потребителю образовательных услуг, что их качество подготовки выпускника лучше, чем в других вузах. Кроме того, показателем качества подготовки выпускника является его востребованность на рынке труда как результатирующего показателя конкурентной способности вуза. Исходя из вышесказанного, ориентация на рынок труда становится одним из основных условий формирования содержания образования бакалавров. Каков же рынок труда, где имплицитно может быть востребован бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Как указывает В.Г.Бочарова, социальная педагогика нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях - образовании, культуре, здравоохранении, социальной и правовой защите человека, социальной работе, социальной политике общества в целом. Кроме того, сегодня актуализируется потребность в такой системе социально-педагогической деятельности, которая способна реализовывать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных и других учреждений . Ответ на этот вопрос находим также в четвёртом разделе государственного образовательного стандарта, характеризующем профессиональную деятельность бакалавра. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное,

инклюзивное), социальную сферу, здравоохранение, культуру. Из данного списка почему-то выпала область профессиональной деятельности социальных педагогов, связанная с органами правопорядка: полицией, ювенальной юстицией, учреждениями исполнения наказаний, где давно и успешно работают социальные педагоги. Таким образом, инфраструктура деятельности бакалавра профиля «Психология и социальная педагогика», включающая все пять областей профессиональной работы, должна быть отражена в основной образовательной программе и соответственно в учебном плане.

При этом, рассматривая инфраструктуру деятельности социального педагога как основу формирования содержания учебного плана, следует учитывать характеристику и основные составляющие такого важного понятия, как «социально-педагогическая деятельность». Существует множество определений данного понятия. Наиболее конкретным, логичным и доказательным нам представляется определение, данное В.С. Торохтием . Автор подчёркивает, что социальнопедагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. При этом называются основные виды и формы социально-педагогической деятельности. К видам социально-педагогической деятельности относятся: психосоциальная работа, медико-социальная, социально-правовая, культурно-досуговая, информационно-воспита-тельная. К формам - социальнопедагогическая диагностика, помощь, поддержка, сопровождение, профилактика, коррекция, реабилитация, консультирование, медико-психолого-педагогический консилиум, посредничество. Поскольку содержание учебного плана изначально отражает особенности профессиональной деятельности будущего специалиста, необходимо принимать их во внимание при отборе наименований учебных дисциплин.

Кроме того, как указано в пункте 4.2. образовательного стандарта по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация. По таким позициям как обучение, воспитание и социализация не указан субъект деятельности. Можно предположить, что это не только ребёнок, но и вообще человек, чьи возрастные категории могут быть самыми разными. И здесь встаёт вопрос о том, с какими же возрастными категориями может и должен работать бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Вопрос это не новый, он появился одновременно с возникновением социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности. Как указывает Д.В.Лифинцев, с 1980 года, когда начались первые теоретические исследования в области социальной педагогики в России, были предприняты попытки определить её родство с общепедагогическим знанием и социальной помощью, традициями социальной работы . Такие же шаги предпринимались и в исследованиях, проводимых в странах Северной и Западной Европы, в

результате которых профессиональные функции и сферы компетентности социальной педагогики и социальной работы стали рассматриваться как общие.

Сегодня в европейских странах понятия социальной педагогики и социальной работы стали использоваться как синонимичные. Как известно, социальный работник осуществляет свою деятельность с различными возрастными категориями граждан. Кроме того, если рассматривать социальную педагогику, как науку и область практики, связанную с социальным воспитанием человека на протяжении всей жизни, то социальное воспитание может быть представлено и как «воспитание общества», и как «воспитание обществом». Несмотря на то, что это две разные социальнопедагогические теории, они не являются взаимоисключающими, а напротив, дополняют друг друга. В их основе лежит одна общая цель: социализация человека. П.Наторп в своей работе «Социальная педагогика» указывал, что воспитательная деятельность всех общественных институтов должна быть направлена на минимизацию «брака» воспитания тех людей, с которыми не справляется семья, школа и другие общественные институты . Этой точки зрения придерживались К. Магер, Г.Ноль, К.Д.Ушинский и др. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальный педагог - это управляющий воспитанием с многообразием профессиональных ролей, который может и должен работать с различными возрастными категориями людей, имеющих проблемы социализации, в различных сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, формирование содержания учебного плана бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психологи и социальная педагогика» возможно с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога, видов и форм социально-педагогической деятельности, охватывающих разновозрастные категории людей. Кроме того, ежегодное корректирование содержания учебного плана должно отвечать социальному заказу общества и потребностям работодателей, чтобы обеспечивать, с одной стороны, востребованность выпускников, их уверенность в нужности обществу, а с другой, - конкурентоспособность вуза.

С обозначенной точки зрения определённый интерес представляет анализ содержания учебных планов российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по вышеназванному направлению и профилю. Для анализа удобно использовать таблицы-матрицы, отражающие взаимосвязь инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности и дисциплин учебного плана. При этом соотнесение дисциплин учебного плана с различными сферами инфраструктуры возможно на основе ключевого слова, имеющегося в названии дисциплины и сферы инфраструктуры, а также опираясь на описание целей изучения дисциплины и её места в структуре основной образовательной программы. В данной статье рассмотрим одну таблицу-матрицу, отражающую взаимосвязь инфраструктуры деятельности социального педагога и названия дисциплин учебного плана. В качестве анализа возьмём пять учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», разработанных вузами различных российских регионов. В целях соблюдения корректности и уважительного отношения к разработчикам учебных планов не будем называть полное наименование вуза, а дадим учебным планам условное название: учебный план №1, учебный план №2 и т.п.

Предварительный анализ учебных планов показал, что помимо учебных дисциплин, напрямую связанных с различными сферами деятельности социального педагога, они включают дисциплины, носящие интегративный характер: их содержание отражает общие социально-педагогические виды и формы работы, применимые для различных сфер инфраструктуры деятельности социального педагога. Поэтому в таблице целесообразно ввести строку «Интеграция сфер», где они будут отражены. В учебных планах вышеназванного направления подготовки использован модульный принцип построения его содержания, которое содержит базовый, общепрофессиональный и специализированный модуль, отражающий особенности профиля подготовки. Рассмотрим лишь вариативную часть общепрофессионального модуля, поскольку именно она отражает видение разработчиками учебных планов специфики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Соотношение инфраструктуры деятельности социального педагога и содержания учебных планов направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр»

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №1

Образование Психологическая служба в образовании. Социально-педагогическая

деятельность в учреждениях интернатного типа. Формирование межнациональной толерантности в современной школе. Взаимодействие школы и семьи. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей в образовании. Постинтернатское сопровождение детей-сирот. Социальнопедагогическая деятельность с особыми образовательными потребностями. Психолог в дошкольном учреждении. Специфика коррекционной работы в учреждениях интернатного типа. Основы профориентологии.

Здравоохранение Психотерапия.

Социальная защита Основы социальной работы. Психология социальной работы.

Культура

Интеграция сфер Математические основы психологии. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Методы активного социально-психологического обучения. Психологическое консультирование. Социальная педагогика. Методика и технология работы социального педагога. Управление социальными системами защиты детства. Методология и методы психологопедагогических исследований. Педагогика и психология девиантного поведения детей и подростков. Практикум межличностного взаимодействия. Комплексная психодиагностика личности. Психология труда. Основы экстремологии. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Дифференциальная психология.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №2

Образование Теория воспитания. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая работа в коррекционных учреждениях. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. Методика работы в летних оздоровительных лагерях. Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики. Педагогическая социология.

Здравоохранение Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Социальная защита Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Педагогические основания социальной работы. Социальная защита детства. Социальная политика. Социально-педагогическая работа с престарелыми людьми. Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальное право.

Культура Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Основы зрительской культуры. Технология организации культурно-досуговой деятельности. Социокультурная анимация. Психология человека в искусстве. Этнокультурные аспекты социально-педагоги-ческой деятельности. Этнология.

Интеграция сфер Технология социально-педагогической профилактики и реабилитации. Технология педагогического разрешения конфликтов. Практикум по основам педагогического мастерства. Психолого-педагогический практикум. Педагогическая антропология. Воспитательный потенциал социума. Практикум по социально-педагогическому исследованию. Социальнопедагогическая работа с се-мьёй. Нормативно-правовые основы социальнопедагогической деятельности. Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения. Диагностические технологии в деятельности социального педагога. Технологии семейного и индивидуального

консультирования. Технологии социально-педаго-гического проектирования с практикумом. Технология социально-педаго-гического сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях. Практикум межличностного взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне и сельском социуме. Педагогика игры. Педагогическое образование родителей.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №3

Образование Социально-психологическая служба в образовательном учреждении. Педагогическая валеология. Педагогика Монтессори в работе социального педагога. Основы педагогики сотрудничества. Социально-педагогическая работа в условиях детского дома, приюта. Социально-педагогическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства.

Здравоохранение

Социальная защита Социальная политика.

Пенитенциарная и правоохранительная система

Культура Методика организации культурно-досуговой деятельности. Основы театральной культуры. Теория и практика театральной деятельности. Основы художественного творчества. Музыкальное творчество в практике социального педагога. Развитие ребёнка-инвалида в художественнотворческой деятельности. Творчество как среда интеграции детей-инвалидов.

Интеграция сфер Методика посреднической деятельности. Дефектология. Девиантология. Методика работы социального педагога. Социальная диагностика. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Методика организации волонтёрской деятельности. Содействие занятости и трудоустройству молодёжи. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей и подростков. Групповые формы работы социального педагога. Тренинги в практике социального педагога. Социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Семейное консультирование. Конфликтология в работе социального педагога. Социальная экология. Экологические основы социальнопедагогической деятельности.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №4

Образование Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Психологопедагогические теории воспитания. Методика воспитательной работы. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с особенностями развития. Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения учащихся. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности социального педагога. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей.

Здравоохранение Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная защита Социальная политика. Управление социальными системами. Основы социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Ювенальное право в социально-педагогической деятельности.

Культура

Интеграция сфер Базовые теории воспитания и развития личности. Введение в социально-

педагогическую деятельность. Технологии работы с различными категориями детей. Основы психоконсультирования и психокоррекции. Психология семьи и семейного консультирования. Методы психолого-педагогических исследований в работе социального педагога. Психологическое консультирование родителей. Педагогика девиантного поведения. Психология самопознания. Технология работы с социальными службами реабилитации. Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подростков. История социальной педагогики. Технологии работы с детьми в критических жизненных ситуациях. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Социальное партнёрство как фактор социальной адаптации личности. Экономическое образование как условие социализации личности. Педагогическая антропология. Практикум по орфографии.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №5

Образование Социальный педагог в интернатных учреждениях. Организация воспитательного дела. Управление педагогическими системами и педагогическим персоналом.

Здравоохранение

Социальная защита Управление социальными системами. Социальная политика. Теория и практика социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях.

Интеграция сфер Введение в профессию. Общие основы педагогики. История психологии. История социальной педагогики. Основы коррекционной педагогики. Педагогическая антропология. Социально-педагогический менеджмент. Социально-педагогический маркетинг. Теория консультирования и психокоррекции. Психолого-педагогический практикум. Социальнопедагогическая деятельность в учреждениях различных ведомств. Социальнопедагогическая реабилитация. Психолого-педагогический практикум. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Программно-целевое управление и документоведение в работе социального педагога. Управленческое общение. Организация научного исследования. Тренинг уверенности в себе. Коммуникативный тренинг. Психолого-педагогические основы конструктивного общения. Психология управления. Организационное управление.

Как показывает анализ таблицы, в большинстве учебных планов присутствует явный дисбаланс количества дисциплин, отражающих ту или иную сферу инфраструктуры деятельности социального педагога. Наибольшее количество дисциплин вариативной части учебного плана связано не с конкретной сферой инфраструктуры, а с дисциплинами, содержание которых отражает виды и формы социально-педагогической деятельности в целом. Далее по степени разработанности содержания деятельности социального педагога находится сфера образования, затем сфера культуры, социальной защиты, здравоохранения, пенитенциарной и правоохранительной системы. В учебных планах №1,3,4,5 «открытыми» остаются такие сферы инфраструктуры деятельности социального педагога, как здравоохранение, пенитенциарная и правоохранительная система, культура. Междисциплинарный характер специальности «Социальная педагогика», отражённый в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, накладывает весьма ощутимый отпечаток на содержание учебных планов основных образовательных программ ФГОС ВПО. Это находит подтверждение в большей декларированности дисциплин, охватывающих основы наук, широкие области знаний, общие методики. В то же время, региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты профессиональной подготовки с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога и составляющие основу проведения учебной и производственной практики в учреждениях различных сфер, разработаны не достаточно детально.

Нельзя не отметить и наличие дублирования содержания различных учебных дисциплин, раздробленность содержания одной дидактической единицы по разным дисциплинам. Так, например, в

учебном плане № 4 дисциплина «Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе» может и должна включать содержание дисциплины «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей». В учебном плане №3 дисциплина «Психология семьи и семейного консультирования» наверняка может отразить вопросы, освещаемые в дисциплине «Психологическое консультирование родителей». И такие примеры, к сожалению, не единичны.

Определённое недоумение вызывают дисциплины, которые весьма опосредованно связаны с формами и видами социально-педагогической деятельности, хотя внешне указывают на определённую сферу инфраструктуры. Например, в учебном плане №5 обозначены такие дисциплины, как «Постановка педагогического голоса: музыка и пение», «Режиссура массовых праздников», «Игротехника и оригами», «Основы прикладного искусства». Думается, что эти дисциплины нужны, скорее, педагогам дополнительного образования, которые в комплексе изучают музыкальные, художественные, театральные дисциплины и более профессионально могут осуществлять процесс обучения различным видам искусств. И совсем уже оригинальной нам показалась дисциплина «Практикум по орфографии» из учебного плана №4. Каким образом она отражает специфику деятельности социального педагога - не ясно.

Наиболее продуманной, с точки зрения учёта инфраструктуры деятельности социального педагога, является содержательная составляющая учебного плана №2. Здесь представлены дисциплины, изучение которых, образно говоря, «закрывает» все сферы инфраструктуры, не дублируя друг друга.

Таким образом, первые попытки разработки основных образовательных программ, учебных планов бакалавриата, далеки от совершенства и это вызвано многими обстоятельствами, связанными с организационно-педагогическими, научно-методическими, кадровыми и другими условиями, сложившимися в различных вузах. Однако государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0504000 «Психолого-педагогическое образование» (степень «Бакалавр»), имеющий модульную структуру, даёт реальную возможность не только составить различные образовательные программы и входящие в них учебные планы, но и позволяет в дальнейшем корректировать их. Безусловно, корректировка учебных планов, поначалу, будет связана с факторами оперативно-ситуационного характера. В тоже время, с течением времени, начнут появляться новые стратегические ориентиры развития профессии, что неизбежно скажется на содержании учебных планов. Пока же можно констатировать следующее: внешняя разработанность содержания учебных планов профиля « Психология и социальная педагогика», многообразие дисциплин, включённых в вариативную часть, несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести возможность составления студентом своей образовательной траектории, связанной с выбранной им узкой профилизацией. Однако, в современных финансовоэкономических условиях, в которых находятся вузы, реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов носит, к сожалению, декларативно-рекомендательный характер. К отрицательным моментам можно отнести то, что содержательные составляющие учебных планов не несут в себе внутреннего стратегического стержня, подобно вектору, указывающему характеристику и направление развития профиля направления подготовки. Таким вектором может стать инфраструктура деятельности социального педагога, детализированная в формах и видах социально-педагогической деятельности.

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований в социальной сфере // Социальная педагогика: сборник научных статей/ под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. - М.: ИСП РАО, 2011. 120с. С.4 - 18.

2. Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии / Методические материалы. Калининград, 2009. 123 с.

3. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го нем. Изд-я. СПб., 1911. 360с.

4. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 56 - 69.

5. Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа // http: mon.gov.ru (дата обращения 02.01.2012).

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Ритмический рисунок кадра Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это – тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Время – кино – зритель автора Ромм Михаил Ильич

Из книги Введение в историческое изучение искусства автора Виппер Борис Робертович

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Нарцисс в стакане Рисунок с натуры (карандаш) 1. Определение композиционного расположения объекта на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места. 2.

Из книги Статьи из журнала «Сеанс» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Проект Дома Искусств* Как ветер весенний сильным напором стремительных волн разорвал и распылил холодные зимние тучи, открыл голубое бесконечное пространство, так бурей революционных усилий идея социализма сняла вековые покровы мрака, сняла самодержавные мантии,

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?-?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?-?от порога

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Основной рисунок и композиция Чтобы быстро нарисовать хороший чистовик, нужен эскиз. Первый набросок может быть совсем грубым, главное - наметить рамку с пропорциями будущей иллюстрации, горизонт, местоположение и масштаб объектов.Самой лучшей основой для гармоничной

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере Некоторым иллюстраторам нравится работать с академическими карандашными линиями и строить предметы и человеческие фигуры «старомодным» способом - на бумаге, с помощью угля, мягких карандашей, ластика и пальцев.

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Из книги автора

Глава V Рисунок и цвет Роден всегда много рисовал. Обычно он использовал перо или карандаш. Прежде он очерчивал контур пером, затем кисточкой вводил черный цвет и белила. Исполненные таким способом гуаши напоминали копии барельефов или круглых архитектурных рельефов. Это

Из книги автора

Ярмарки искусств «Арт-Базель-Майами» эволюционировала из простой ярмарки по торговле искусством в почти обязательную предрождественскую остановку в осеннем миграционном перелете богатых. Гай Трибей, журналист Это все равно что привести корову на экскурсию по бойне.

«Рисунок» - Репин. Графические рисунки. Эпоха возрождения. Рисунок. Великие художники. Русская школа. Изображение. Русская школа рисунка. История рисунка. Виды рисунка. Технический рисунок. Художественные рисунки. Зарисовки. Наброски. Учебный рисунок. Графические произведения. Рембрандт ван Рейн. Высшая точка. Лосенко.

«Виды и жанры изо» - Футуризм. Аэрография. Виды и жанры в изобразительном искусстве. Анималистка. Портрет. Космизм. Возрождение. Течения абстракционизма. Экспрессионизм. Наивное искусство. Абстракционизм. Кубизм. Пейзаж. Сюрреализм. Натюрморт. Василий Кандинский. Авангардизм. Дадаизм. Геометрический абстракционизм.

«Взаимосвязь видов искусства» - Организация учебного процесса. Взаимосвязь различных видов искусства. Работа с произведениями мировой художественной культуры. Обращение к эмоциям ученика. Односоставные предложения и однородные члены. Синтез поэзии, музыки, живописи. Обогащение речи учащихся. Этапы работы с художественным текстом. Усиление коммуникативной направленности преподавания.

«Простейшие рисунки» - Сообщение темы урока. Признаки предмета. Устное рисование. Виды изобразительного искусства. Графика. Знамение. Работы русских художников. Преподавание предмета. Инструменты и материалы. Изучение нового материала. Инструменты. Основа изобразительного творчества. Оценка. Практическое задание. Заполненный одним тоном.

«Основные виды изобразительного искусства» - Монументальная скульптура. Графика. Архитектура. Станковая графика. Книжная графика. Виды живописи. Витраж. Искусство является особым способом познания. Виды скульптуры. Скульптура малых форм. Образцы прикладной графики. Декоративно-прикладное искусство. Фреска. Виды изобразительного искусства. Вид искусства.

«Виды изобразительного искусства 1 класс» - Портрет. Бытовой жанр. Натюрморт. Архитектура. Вид - ряд предметов с одинаковыми признаками. Декоративно- прикладное искусство. Скульптура. Живопись. Графика. Виды и жанры изобразительного искусства. Жанры живописи. Пейзаж.

Всего в теме 33 презентации

Рисунок- важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIIIвека в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVIвека в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения.

Рисунок как средство выразительности. Его функции

Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика). Рисунок составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело назвал рисунок «высшей точкой живописи, и скульптуры и архитектуры». Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов. Что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художника. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования, как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики.

И так основе всех видов изобразительного искусств лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» « знамение», означавшим «создание образа» и «чертеж», «начертание», указывавшем на технику выполнения изображения. С 18т века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.

Точка - получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, т.е. расстояния от вертикальной и горизонтальной линий контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны происходит визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению- на контурные и вспомогательные; по направлению- на горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Сама линия может передать настроение с помощью толщины и направления.

 

 

Это интересно: