→ Выразительные средства музыки: Фактура. Понятие " музыкальная фактура" Музыкальный склад и фактура

Выразительные средства музыки: Фактура. Понятие " музыкальная фактура" Музыкальный склад и фактура

Музыкальная теория богата интересными терминами. В каждой эпохе появлялись новые средства улучшения и индивидуализации музыки, на что влияли и композиторы, и исполнительский состав, и аудитория. Множество жанров и поджанров, стилей и тем. Чтобы в этом не путаться, существует классификация музыкальных композиций по фактуре.

Стабильное музыкально-художественное целое

Чтобы разобраться в дальнейшей теории, нужно вспомнить или изучить само понятие музыкальной композиции. Этот термин характеризует целостность произведения, его конкретное воплощение. Отличает законченный «опус» от созданных в процессе творчества народа, или импровизаций (например, в джазе).

У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Авторство, начиная с 14 века, предпочтительно указывается на каждой созданной композиции, если творец известен.

Композиция стабильна, как законченная и чётко определённая работа. Тональность, размер, ритм - всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Здесь в игру и вступает фактура.

Понятие фактуры

Музыкальная индустрия развивается, появляются новые каноны и новые веяния, которые влияют на стиль, форму и характер композиции. Итак, фактура в музыке - это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми.

Слово по происхождению латинское, означает «оформление», «строение», «обработка». Фактура в музыке - определение наглядное. Можно провести аналогию с созданием тканевого изделия: музыкальная ткань тоже требует обработки, чтобы стать целостной и завершённой.

Для чего нужны разные варианты?

У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря - давать чёткую картинку.

Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.

Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке - это плод фантазии автора.

Основная классификация фактур

Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.


Третьего не дано?

В отличие от многих терминов, в которых есть только две крайности, здесь существует также гетерофонная фактура. Это некая «модернизация» монодического изложения, когда в него для более интересного звучания могут добавляться полифонические приёмы. Унисонное пение изредка усложняется двухголосным рисунком, мелодия сопровождается ритмом. Получается, что это промежуточный вариант.

Типы полифонической фактуры

  1. Хоральная фактура подразумевает ведение всех голосов по одному ритмическому рисунку. То есть мелодия движется по одинаковым длительностям, не разделяясь на сложные гармонические вертикали;
  2. Мензуральные каноны, или комплементарная полифония определяется небольшим расслоением голосов, которые тематически подобны, но движутся самостоятельно. То есть указано только направление движения мелодии, в которой длительности могут дробиться на несколько, а ритм одного голоса не зависит от другого.
  3. Разнотемная фактура создаёт необычные фактурные сплетения, сочетает несочетаемое. Стала популярной только в начале 20 века.
  4. Фактура линеарной полифонии основывается на нескольких голосах, не соответствующих по ритмике и гармонии. Мелодия строится на последовательном движении звуков разной высоты.
  5. Полифония пластов - сложные многоголосные дублирования, создающие диссонансы.
  6. «Дематериализованная пуантилистическая фактура, которую проще охарактеризовать как «отрывистую». Основная линия передаётся не в виде мотива, а отрывистыми звуками с большим разбросом. То есть между большими паузами проскакивают яркие вспышки звука.
  7. Фактура многоголосной тяжести полностью противоположна предыдущей. Она представляет полновесный оркестровый звук.
  8. Алеаторный эффект - элемент случайности. Композиция основывается на методе «жребия», когда комбинации нот разбрасываются на нотном стане. Нередко авторы записывают только основные опорные точки, от которых исполнитель будет отталкивается, а дальше уже на его усмотрение.
  9. Фактура сонористических эффектов переключает внимание на переходы тонов, окрасок или созвучий. Яркость звучания передаётся шумами, сменой тембра. Создаются звуко-красочные эффекты.

Гармонизация

Неделимым является сочетание «фактура и склад». Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два:

Типы гармонических фактур

  1. Аккордо-фигуративный тип - звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно.
  2. Ритмический тип - многократное повторение аккорда или созвучия.
  3. Дублировки - в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга.
  4. Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.

Но это - самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки.

Начало пути к разносторонности

История развития фактуры в музыке - это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях.

В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур - многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Фактура аккомпанемента в этом случае идеально дополняла основную тему и не нуждалась в применении других средств. Таким способом активно пользовался И.С. Бах, например, в «Гольдберговских вариациях». Здесь же отличились другие композиторы эпохи романтизма: Жорж Бизе, Джузеппе Верди,

Разновидность арпеджио «фигурация» была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Применялась как ломаная, так и прямая фигурация.

Переход к яркой стилистике

По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением.

Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, «Серые облака», и в целых циклах «Годы странствий» и «Поэтические и религиозные гармонии». Уходила на второй план высотность аккордов, появилась фактура-тембр, получившая распространение у Мусоргского.

Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах («Блестящий вальс», вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. В побочной партии «Первой баллады для фортепиано» композитор полностью внедрил в гармонию многоголосный склад.

Период новаторства

20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях авангардистов К. Штокхаузена, Л. Берио и П. Булеза. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Таким ходом курировал В. Лютославский.

Большую роль играло формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи - открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами.

Эмоции, эмоции, эмоции…

Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:

  • низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);
  • средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);
  • высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);

Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.

Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.

5. Музыкальная фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

В черновых рукописях Иоганна Себастьяна Баха есть такой набросок:

Эта последовательность аккордов, гармоническая цепочка не что иное, как заготовка для Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира». Что это за сборник и почему он так длинно и странно называется, мы будем говорить в 5-м классе, изучая творчество Баха. А начало прелюдии звучит так:

От начала до конца музыка этой прелюдии построена на переборах разложенных аккордов заготовленной гармонической схемы (заготовка Баха — это схема прелюдии. Он не раз пользовался подобными схемами).

Так как же Бах превратил схему в красивую, нежную, будто «журчащую» музыку? Он изменил в своей схеме только фактуру. Фактура стала основным средством выразительности в этой пьесе. (Только не путайте основные средства в музыкальном произведении с главными в системе всех средств музыкальной выразительности. В этой системе фактура остаётся дополнительным средством.)

А есть ли мелодия в прелюдии Баха? Это как раз тот редкий случай, когда музыка смогла обойтись без мелодии. Французский композитор Шарль Гуно , живший полтора столетия спустя после Баха, решил «исправить ошибку» и сочинил «поверх» этой прелюдии красивую мелодию. Но при этом прелюдия превратилась в фон , и её собственная красота стала меньше слышна. А ведь помните, как Шопен специально «останавливает» гармонию, чтобы послушать мелодию, и наоборот?

Вспомним ещё раз уже знакомое вам начало Пятой сонаты Моцарта (а если забыли, см. пример 5 ). Вот что играет в первых тактах левая рука:

Пример 41а

Соберём в аккорды звуки каждого такта, как в схеме Баха:

Пример 41б

Здесь Моцарт использует тот же фактурный приём — разложенные аккорды. Это «журчание» аккомпанемента выразительно оттеняет лёгкость и беззаботность начальных фраз, которые как бы насвистываются. Но затем фразы в мелодии становятся всё более энергичными, «настырными». И Моцарт подчёркивает это сменой фактуры: разложенные аккорды собираются в гармонические интервалы, звучащие несколько жёстко, даже слегка «ударно».

С помощью одной только фактуры можно очень изменить характер звучания. Вот как начинается маленькая пьеса Арама Ильича Хачатуряна «Андантино»:

Мерная, спокойная ритмическая пульсация аккомпанемента придаёт музыке задумчивый характер и помогает расслышать переливающуюся краску хроматически (то есть по полутонам) «сползающих» терций.

А вот начало второго раздела пьесы:

Мелодия и гармония почти не изменились. В мелодии изменилась только октава и направление первой интонации. В гармонии те же самые интервалы взяты в виде обращений (терции «перевернулись» в сексты). Но как неузнаваемо изменилась фактура! Теперь пульсируют не ровные четверти, а острые ритмические фигурки, затейливо разложенные на два голоса. И характер музыки из-за этого совсем другой — изящный, танцевальный, более оживлённый (хотя темп остался тот же).

Мы убедились, что фактура влияет на характер музыки не менее сильно, чем мелодия, ритм или гармония. Но как бы ни изменять фактуру, лицо музыки будет только изменять выражения, но само не изменится. На этом свойстве музыки основана форма вариаций , которая состоит из темы («лица») и ряда её изменений («выражений»). Огромную роль в варьировании (изменении) темы играют её фактурные преобразования . Второй раздел «Андантино» Хачатуряна — это тоже маленькая вариация на тему первого раздела.

Введение

Отличительной чертой музыкальной культуры эпохи Возрождения явилось бурное, стремительное развитие светского искусства, выразившееся в широком распространении в 15-16 веках многочисленных песенных форм- французских chansons, испанских вильянсико. итальянских фроттол, вилланелл, английских и немецких многоголосных песен, а также мадригала. Их появление отвечало жизненным потребностям времени, тем прогрессивным тенденциям в области идеологии, философии, культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися передовыми принципами гуманизма. Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров- сольной песни, кантаты, оратории, оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

музыкальный инструментальный фактура песенный

Понятие " Музыкальная фактура"

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.

В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.

Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляция, штрихи, агогика и т. д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм. В процессе развития музыкальной формы они служат факторами формообразования, в строении звуковой ткани представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержание музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Такое рассмотрение тоже бывает необходимым, но по существу выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика. Мелодическое развитие содержит любые интервалы, но главную роль играет секундовая связь звуков, что имеет, как увидим далее, существенное значение в мелодической фигурации. К понятию гармонии в широком(современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы. В более узком, специальном смысле под гармонией подразумеваются такие созвучия, которые организованы по вертикали (согласованность звуков), и в этом отношении ей противопоставляется понятие дисгармонии. При большем количестве звуков вводится понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонантным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Сущность же любого аккорда заключается в том, что он является представителем ладогармонической системы музыкального мышления. В качестве такого он служит организующей силой гармонии и не только по своему звучанию, но и по своей ладовой направленности, то есть выполняет ту или иную функцию с большей или меньшей определённостью. Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередование звуков, как музыкальных с определенной высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах). Но в непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом. Ритмическая организация звуков основана на объединение их в группы, образующие ту или иную систему отсчета во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Метр и ритмический рисунок могут рассматриваться отдельно в условных аспектах. Соотношение того и другого подчеркиваеться названием метроритм, но мы будем прибегать к общему понятию ритма, включающему обе стороны организации звуков. В медленном темпе звуки объединяются по два (сильный -слабый), в более быстром - по четыре, при большем ускорении- по восемь; такая тенденция к ритмической квадратности в самом восприятии имеет важное значение в музыке. Восьмизвуковое объеденение является пределом. Как выяснилось, фактура представляет собой синтез основных компонентов (иногда очень сложный), и для понимания их роли и взаимосвязей необходимо рассматривать ее с разных точек зрения, в тех или иных условных аспектах, Исходить надо при этом от общего представления об основных типах фактуры- музыкальных складах, об их смешении, взаимопроникновении.


Фактура

Фактура (factura – обработка от facio – делаю – лат.) – строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Как синонимы применяются термины склад, изложение, музыкальная ткань» (Холопова В.Н.). Фактура рассматривается как явление индивидуальное. Понятие «склад» имеет обобщенное значение.

Основные виды фактур европейской музыки, взятые в хронологическом порядке, таковы: монодия, подголосочность, гетерофония, имитационная полифония, разнотемная полифония, гомофония, аккордовый склад, гомофонно-полифонический склад, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие. Эти виды неодинаковы по своей исторической роли и художественным достижениям.

Монодическая фактура - древнейшая по происхождению. Образцы монодии - древнегреческая музыка, грегорианское и знаменное пение.

Монодическая фактура не всегда одноголосна. Несколько голосов или тембров могут сливаться в удвоениях и дублировках, такая музыкальная ткань все равно воспринимается как однолинейная.

Многоголосие предполагает развитую систему фактурных разновидностей. Полифония – многоголосие, в котором голоса тяготеют к равноправию и самостоятельному выразительному значению. Подголосочность и гетерофония, характерные для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности голосов.

Гетерофония (с греческого - другой звук) генетически восходит к унисону, подвергаемому своеобразному «расщеплению». В гетерофонии голоса равноправны. Гетерофония возникает при совместном исполнении мелодии, при котором в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. Отступления обусловлены естественными различиями исполнительских возможностей голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей.

Подголосочная фактура - самобытное народно-песенное многоголосие, возникшее у славянских народов. При хоровом пении происходит ответвление от основного напева, образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски. Подголосок может поддерживать основную мелодию снизу (басует), может оттенять её, орнаментируя сверху (дишкант, падводчык), может противостоять ей, образуя временный контраст. Для подголосочной фактуры характерно переменное количество голосов, их свободное включение и выключение, одновременное произнесение слогов текста, свободное использование диссонансов при преобладании консонансов, унисонные (октавные) окончания. Русская народная песня «Повадился Иван"

Имитационная полифония основана на поочередном проведении в разных голосах одной и той же мелодии. Несмотря на тематическую тождественность, голоса неравноправны: первый ведущий (proposta , dux - вождь), остальные подчиненные.

Разнотемная полифония предполагает сочетание самостоятельных голосов, достигающих разной степени контраста. Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке.

Музыка XX века пор века породила новые типы полифонической фактуры, которые связаны со сверхмногоголосием. Комплементарно-сонорная полифония складывается из неиндивидуализированных мелодических линий, которые образуют подвижные кластерные тутти. Комплементарно-сонорная полифония может иметь имитационную основу (Шостакович Симфония №8, ч.1, ц.28) или контрапунктическую, неимитационную. Еще одно нововведение музыки XX века – ритмическая полифония . Каждая линия включает минимум звуков, которые постоянно ритмически варьируются. Линейная подвижность создает алеаторно-импровизационный эффект. Ритмическая полифония открыта Стравинским и впервые применена в «Весне священной».

В аккордовой фактуре голоса моноритмично дублируют линию либо верхнего голоса, либо баса. Функций голосов только две: бас и гармонические голоса. В такой фактуре возможны различные формы регистрового расположения аккордов, дублирование аккордовых пластов, различные структуры самих аккордов, контрасты в фактурном следовании аккордовых комплексов.

Гомофонная фактура опирается на ведущую формообразующую роль гармонии, а также на стремление к устойчивому расположению в пространстве мелодического рельефа и аккомпанирующего фона. Нормативными атрибутами гомофонной фактуры являются ведущий солирующий голос, линия баса и наполняющие ткань гармонические голоса. Гомофония открывает эпоху господства индивидуализированного мелоса. Гомофонно-гармонический склад имеет два основных вида:

1. гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения;

2. гомофонная фактура с участием дублировок.

Фигурация (лат. – придавать вид или форму, образовывать, делать) – фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Три основных вида фигураций: гармоническая, мелодическая и ритмическая, а также многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда.

Мелодическая фигурация - движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, предъем). Мелодическая фигурация повышает выразительность аккомпанирующих голосов.

Ритмическая фигурация используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Равномерная ритмическая фигурация – одна из типичнейших фактурных формул аккомпанемента вокальной музыки и ее претворения в инструментальной сфере (Рахманинов «Мелодия», Шуман «Я не сержусь»). Наряду с этим жанрово-типизированным применением встречаются ритмические фигурации ярко индивидуальные, характерные, изобразительные. Характерность возникает даже при опоре на равномерные ритмические движения.

Важнейшей особенностью фактуры являются дублировки – удвоения каким-либо созвучием - интервалом или аккордом. Самая распространенная дублировка – это октавное удвоение различных голосов фактуры, которое применяется для усиления звучности, полноты звучания. Дублировка может быть также и многооктавной (Глинка «Иван Сусанин», начало увертюры).

Возникающие при этом параллельные октавы и квинты не воспринимаются как нарушение нормативов голосоведения, так как служат фоническому эффекту. Квинтовые и квартовые дублировки, составляющие сущность раннего многоголосия, лишь к началу XX века вновь стали нормативными вместе с введением параллельных созвучий у Дебюсси и Равеля. Дублировки в диссонирующие интервалы стали нормой XX века вместе утверждением диссонантного стиля в гармонии. Примеры: Скрябин Этюды ор.65 – дублировки в большую нону и большую септиму, Стравинский «Петрушка», «Ах вы сени, мои сени» - дублировка в тритон. Аналогично интервальным дублировкам применяются и аккордовые наслоения. Примеры: Шостакович Симфония№7, одна из вариаций разработки – дублировка мажорными трезвучиями, Прокофьев Третий концерт, ч.1, побочная партия – дублировка неполными большими и малыми септаккордами. Оформление гармонии в виде многозвучных дублировок, не свойственное классическому стилю, стало достоянием европейской гармонии, начиная от рубежа XIX – XX веков и во многих стилях XX века (Пуччини, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский, Барток, Мессиан и другие композиторы).

Гомофонно-полифоническая фактура также опирается на функциональную триаду: главный голос, побочные голоса и бас. Особенностью является богатое развитие побочных голосов, которые могут представлять собой мелодизированные или фигурационные контрапункты, имитирующие голоса, подголоски, гармонические звуки, органный пункт, дублировку, характеристический голос или пласт.

Полифония пластов

В современной литературе, наряду с понятием «фактура» употребляются близкие ей понятия «музыкальная ткань», «изложение», «склад». Вместе с тем под складом принято понимать способ композиторского мышления, который отражается в особенностях изложения музыкального материала и выборе того или иного вида фактуры. С фактурой обычно связывают координационное соотнесение компонентов музыкальной ткани, их функциональное взаимодействие, внутреннее функциональное устройство музыкального изложения.

Наиболее полное определение, в котором фактура предстаёт как категория музыкально-звукового пространства, дал В. Назайкинский: «Фактура это трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [курсив мой. – М.Ч. ].

Вертикальный параметр фактуры определяется звуковысотными отношениями, распределением звуков в пространстве. Например, начальный аккорд в «Патетической сонате» Л. Бетховена даёт тесное, расположение аккорда, что ассоциируется с чем-то давящим, тяжёлым.

В аккомпанементе Ноктюрна ор. 27 № 2 Des-dur Ф. Шопена эффект прямо противоположный: удаление звуков аккорда в фигурационном движении и в широком расположении привносит ощущение воздуха, пространственного объёма.

Горизонтальная координата определяет жизнь фактурной формулы во времени, её варьирование, которое может быть либо однотипным, либо контрастным, непрерывным или дискретным, а также определяет эпизодичность жизни отдельных фактурных комплексов.

Глубинная координата связана с отношениями фигуры и фона, она определяет разделение по глубине, создаёт перспективу в звучании, планы звучания. Интересный пример образного использования глубинного параметра даёт начало кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»:

Пример 10:

Разреженное пустотное звучание инструментов оркестра ассоциируется с картиной бескрайнего застылого пространства. Такой выразительный эффект в немалой степени создаётся средствами изложения. В примере всего три отличающихся по высоте голоса. Примечательно их рассредоточенное тесситурно-регистровое распределение: крайние голоса располагаются на расстоянии четырёх октав, а интервал удвоения мелодии – октава, звуки которой максимально слиты и вследствие этого звучат пусто, создавая ощущение незаполненного пространства.



Фактура имеет множество разновидностей, которые связаны с различием в складах мышления. Музыкальная наука выделяет следующие разновидности:

1. Монодическая фактура. Она существовала до IX века в Европе и до XVII века в России. В восточной музыке монодийный склад остаётся ведущим и сегодня, чем вызвано развитие монодической фактуры.

· Фактура типа «органум».

· Полифоническая фактура:

а) гетерофония – древние виды народного многоголосия и преломление гетерофонии в ХХ веке, начиная с пластов у Стравинского;

в) контрапунктическая;

г) имитационно-контрапунктическая;

д) комплементарно-сонорная полифония, сверхмногоголосие;

е) ритмическая полифония.

· Аккордово-гармоническая фактура.

· Гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения.

· Гомофония с участием дублировок.

· Полифонии пластов.

· Пуантилистическая фактура и алеаторика.

· Нефиксируемые записью фактурные комплексы электронной музыки.



На практике часто приходится сталкиваться со смешанным типом фактуры, в которой голоса музыкальной ткани выполняют и полифонические и гомофонные функции. Так, наряду с мелодией здесь может быть помещён подголосок, контрапункт, имитирующий голос, а также бас, гармонические голоса, что свойственно пьесам П. Чайковского, С. Рахманинова.

Развитие фактуры в музыкальном произведении обусловлено его интонационным содержанием. Малая форма, излагающая единое состояние, чаще опирается на один фактурный тип. Если есть контраст, то форма содержит несколько фактурных типов. Формообразующие свойства музыкальной фактуры проявляются в её сменах, изменениях деталей изложения. Изменения деталей изложения расчленяют ткань музыкального произведения и выделяют наиболее важные моменты развития (каденции, кульминации).

Фактура живёт во времени, она внутренне развивается. Если фактурная формула повторяется точно или варьировано, то это является инициативной формулой, которую принято называть фактурной ячейкой . Наличие фактурной ячейки рождает фактурные стереотипы вальса, танго, фольклорных образцов и т.д. Из фактурной ячейки фактура прорастает по-разному. На принципе прорастания фактурной ячейки построен монотематизм .

Если в процессе развития формы происходит смена типа фактуры, то это обычно связано с фактурной модуляцией . Она может происходить по типу сопоставления или перехода. Техника перехода всегда индивидуальна. В случае перехода происходят разрушение прежнего стереотипа и рождение предпосылок к новому. Например, в начальных тактах фортепианной сонаты Л. Бетховена № 18 происходит переход от хорально-гармонического изложения к гомофонно-гармоническому.

Пример 11:

В музыке ХХ века понятие фактурной ячейки обострилось, появились понятия фактурного контраста , фактурного перехода , фактурной репризы , микровариантности , долгого временного дления .

Элементы фактурной техники приобретают самостоятельность, выходят на первый план там, где господствуют сонорность, электронные эффекты, пуантилистические, алеаторные, серийные способы интонационного оформления.

Задания :

1. Определите вид фактуры в следующих произведениях: Г. Пёрселл. «Новый граунд»; И.С. Бах. Инвенции C-dur, a-moll; А. Лядов Прелюдия h-moll; Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. «Упрямец». «Парень с гармошкой»; П. Чайковский. Детский альбом. «Шарманщик поёт»; С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll.

2. Найдите по два примера с полифонической, гомофонной и смешанной фактурой.

3. Назовите три координаты фактуры, которые обычно используются в анализе, и проиллюстрируйте их на примерах.

 

 

Это интересно: