→ Музыкальная культура эпохи возрождения. Музыка эпохи возрождения. Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Музыкальная культура эпохи возрождения. Музыка эпохи возрождения. Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения среди струнных смычковых инструментов основными были виолы. По форме они напоминают современные скрипку, альт и виолончель и считаются их предшественниками.

Самым популярным струным щипковым инструментом Возрождения была лютня. У лютни двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором. Лютню использовали и как сольный инструмент, и для аккомпанемента. Для нее существовал огромный репертуар.

Даже при папском дворе был личный лютнист Франческо да Милано . Именно он сочинил пьесу для лютни «Канцона», которая дожила до наших дней и известна практически всем.. Канцона – это песня без слов. /ПРИМЕР/

Одной из любимых и популярных мелодий того времени была старинная английская песня «Зеленые рукава». Записана она была в 1580 году. Под нее танцевала английская королева Елизавета Первая. Великий английский драматург Шекспир дважды упоминает ее в своей комедии «Виндзорские насмешницы». Позже на эту вечную мелодию было сочинено множество вариантов текстов. Сейчас эту мелодию часто используется а оформлении спектаклей по пьесам Шекспира как визитную карточку Англии того времени.

Для лютни сочинялись целые циклы разнохарактерных танцев и других пьес, получивших название СЮИТЫ. Количество частей в сюите колеблется от двух до семи-восьми. Эти старинные сюиты вначале предназначалась для аккомпанемента танцам, но позже превратились в музыку для слуха, а не для ног.

В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел.

ОРГАН

Один из самых величественных музыкальных инструментов - орган. Он подобен целому оркестру. В Средние века его использовали преимущественно в церкви. К концу XIV в. орган уже имел две-три ручные клавиатуры и особую клавиатуру для ног - педальную. Орган состоит из труб разной величины, механизма управления, мехов, а также вентилятора и мотора, которые нагнетают воздух, необходимый для звучания. Число труб в органе доходит до нескольких тысяч. Каждая труба издаёт только один звук определённой высоты, тембра и громкости. Группа труб одного тембра, но с разной высотой звука называется регистром.

МУЗЫКА АНГЛИИ

В 16 веке произошел раскол в Западной церкви. Зародился протестантизм, вызвавший войны и восстания. Культурная жизнь Англии в эпоху Возрождения была тесно связана с Реформацией. В XVI столетии в стране распространился протестантизм. Католическая церковь утратила господствуюшее положение, государственной стала Англиканская церковь. Музыкальные отделения открылись в Оксфордском и Кембриджском университетах. В дворянских салонах звучали клавишные инструменты: портативный вёрджинел и малый орган. Популярностью пользовались небольшие сочинения, предназначенные для домашнего музииирования.



Ведущим композитором того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544-1623) - родоначальник английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку.

С творчеством композитора Генри Перселл а (1659-1695) связан короткий взлет английской музыки, занявшей передовые рубежи европейского искусства того времени. Его опера «Дидона и Эней» и по сей день является шедевром театральной музыки. Ария Дидоны «Мне в землю лечь» - непревзойденный образец арии-плача.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Мной выбран путь: мне в землю лечь и на век уснуть.

Ты смерть и судьбу мою забудь.

Но клятву дай: любовь мою на дне души храня,

Любовь, любовь мою, любовь не забывай.

Великий композитор умер от неизвестной болезни 36-и лет от роду.

Так закончилась полоса рождения и мимолетного расцвета национальной оперы в Англии, а позже наступил период ее длительного кризиса, продолжавшегося до конца 19 века.

У Перселла не оказалось последователей. Творчество его - прекрасная и одинокая вершина английского музыкального Возрождение.

После смерти Перселла в национальной музыке Англии воцарилась двухсотлетняя «эпоха молчания». Музыкальная жизнь Англии все больше подчиняется духу капиталистического предпринимательства. Для организаторов концертов и оперных постановок музыка превратилась из элемента духовной культуры в источник дохода. Первые коммерческие концерты появились именно в Англии. Они проходили в специальных больших помещениях, которые назывались «Вокзалами».

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

XVI столетие в Германии - время Реформации, существенно изменившая религиозную и культурную жизнь страны. Основателем движения Реформации стал Мартин Лютер (1483-1546) В 1522 г. Лютер перевёл Новый Завет на немецкий и стало возможным совершать богослужение на родном языке. Он также реформировал церковное пение. Мелодии григорианского хорала были отвергнуты. Их место занял протестантский хорал. Его источник народные духовные и светские песни, простые и ясность по мелодии, ровные по ритму и легкие для запоминания основной массой верующих. Мелодии к некоторым из хоралов Лютер сочинил сам. Один из них, "Господь - опора наша", стал символом Реформации в период религиозных войн XVI в.

Другая яркая страница немецкой музыки Ренессанса связана с творчеством мейстерзингеров (нем. Meistersinger - "мастер-певец") – поэтов-певцов из среды ремесленников.

Выдающийся мейстерзингер XVI в. Ганс Сакс (1494-1576) в юности покинул родительский дом и отправился путешествовать по Германии. Во время странствий юноша обучился ремеслу сапожника, но главное - познакомился с народным искусством. Сакс был хорошо образован, прекрасно знал античную и средневековую литературу. Он сочинял и духовные и светские песни (всего около шести тысяч песен).

Историком Жюлем Мишле в XIX веке было впервые использовано понятие «эпоха Возрождения». Музыканты и композиторы, о которых пойдёт речь в статье, принадлежали к периоду, начавшемуся в XIV столетии, когда на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Музыка эпохи Возрождения

Европейские страны в разное время вступили в новую эпоху. Чуть раньше возникли в Италии, но в музыкальной культуре господствовала нидерландская школа, где впервые при соборах были созданы специальные метризы (приюты), обучающие будущих композиторов. Основные жанры того времени представлены в таблице:

Наиболее эпохи Возрождения в Нидерландах - это Гийом Дюфаи, Якоб Обрехт, Жоскен Депре.

Великие нидерландцы

Йоханнес Окегем получил образование в метризе Нотр-Дам (Антверпен), а в 40-е годы XV века стал певчим капеллы при дворе герцога Карла I (Франция). Впоследствии возглавил капеллу королевского двора. Дожив до глубокой старости, он оставил великое наследие во всех жанрах, зарекомендовав себя выдающимся полифонистом. До нас дошли рукописи его 13 месс под названием Chigi codex, одна из которых расписана на 8 голосов. Он использовал не только чужие, но и собственные мелодии.

Орландо Лассо родился на территории современной Бельгии (г. Монс) в 1532-м. Его музыкальные способности проявились в раннем детстве. Мальчика трижды похищали из дома, чтобы сделать великим музыкантом. Всю свою сознательную жизнь он провёл в Баварии, где при дворе герцога Альбрехта V выступал как тенор, а затем возглавил капеллу. Его высокопрофессиональный коллектив способствовал превращению Мюнхена в музыкальный центр Европы, где побывали многие знаменитые композиторы эпохи Возрождения.

К нему приезжали учиться такие таланты, как Иоганн Эккард, Леонард Лехнер, итальянец Д. Габриели. Своё последнее пристанище в 1594-м он нашёл на территории мюнхенской церкви, оставив грандиозное наследие: более 750 мотетов, 60 месс и сотни песен, среди которых наиболее популярной была Susanne un jour. Новаторством отличались его мотеты («Пророчества сивилл»), но известен он и благодаря светской музыке, в которой было много юмора (виланелла O bella fusa).

Итальянская школа

Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения из Италии помимо традиционных направлений активно развивали инструментальную музыку (орган, струнно-смычковые инструменты, клавир). Самым распространённым инструментом стала лютня, а в конце XV века появился клавесин - предшественник фортепиано. На основе элементов народной музыки развивались две влиятельнейшие композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели).

Джованни Пьерлуиджи взял имя Палестрина по названию городка близ Рима, в котором родился и служил в главной церкви хормейстером и органистом. Дата его рождения весьма приблизительна, но умер он в 1594-м. За долгую жизнь написал порядка 100 месс и 200 мотетов. Его «Месса папы Маркелла» вызвала восхищение папы Пия IV и стала образцом католической духовной музыки. Джованни - наиболее яркий представитель вокального пения без музыкального сопровождения.

Андреа Габриели вместе со своим учеником и племянником Джованни работал в капелле Св. Марка (XVI век), «раскрашивая» пение хора звучанием органа и других инструментов. Венецианская школа больше тяготела к светской музыке, и при постановке «Эдипа» Софокла на театральной сцене Андреа Габриели была написана музыка хоров, образец хорального многоголосия и предвестник будущего оперного искусства.

Особенности немецкой школы

Немецкая земля выдвинула Людвига Зенфля , лучшего полифониста XVI века, не достигшего, тем не менее, уровня нидерландских мастеров. Песни поэтов-певцов из числа ремесленников (мейстерзингеров) - это тоже особая музыка эпохи Возрождения. Композиторы Германии представляли певческие корпорации: жестянщиков, башмачников, ткачей. Они объединялись по территории. Выдающимся представителем нюрнбергской школы пения стал Ганс Сакс (годы жизни: 1494-1576).

Рождённый в семье портного, он всю жизнь трудился башмачником, поражая начитанностью и музыкально-литературными интересами. Он читал Библию в трактовке великого реформатора Лютера, знал античных поэтов и ценил Боккаччо. Будучи народным музыкантом, Сакс не владел формами многоголосия, но создавал мелодии песенного склада. Они были близки к танцу, легко запоминались и имели определённый ритм. Наиболее известным произведением был «Серебряный напев».

Эпоха Возрождения: музыканты и композиторы Франции

Музыкальная культура Франции по-настоящему ощутила ренессанс только в XVI веке, когда в стране была подготовлена социальная почва.

Одним из лучших представителей является Клеман Жанекен . Известно, что он родился в Шательро (конец XV века) и прошёл путь от мальчика-певчего до личного композитора короля. Из его творческого наследия сохранились только светские песни, изданные Аттеньяном. Их 260, но настоящую известность снискали те, которые прошли проверку временем: «Пение птиц», «Охота», «Жаворонок», «Война», «Крики Парижа». Они постоянно переиздавались и использовались другими авторами для переработки.

Его песни были многоголосыми и походили на хоровые сцены, где помимо звукоподражания и кантиленного голосоведения присутствовали возгласы, отвечающие за динамику произведения. Это было смелой попыткой нахождения новых приёмов образности.

Среди известных композиторов Франции - Гийом Котле, Жак Модюи, Жан Баиф, Клоден Лежен, Клод Гудимель, придавшие музыке гармоничный склад, который способствовал усвоению музыки широкой общественностью.

Композиторы эпохи Возрождения: Англия

XV век в Англии прошёл под влиянием произведений Джона Дабстейла , а XVI - Уильяма Бёрда . Оба мастера тяготели к духовной музыке. Бёрд начинал органистом собора в Линкольне, а заканчивал карьеру в Королевской капелле Лондона. Впервые ему удалось связать музыку и предпринимательство. В 1575-м в сотрудничестве с Таллисом композитор стал монополистом в издании музыкальных произведений, что не принесло ему прибыли. Зато отняло много времени на отстаивание в судах своего права на собственность. После смерти (1623) в официальных документах капеллы он был назван «родоначальником музыки».

Что оставляли после себя эпохи Возрождения? Бёрд помимо изданных сборников (Cantiones Sacrae, Gradualia) сохранил множество рукописей, считая их пригодными лишь для домашнего богослужения. Изданные позже мадригалы (Musica Transalpina) показали большое влияние итальянских авторов, но несколько месс и мотетов вошли в золотой фонд духовной музыки.

Испания: Кристобаль де Моралес

Лучшие представители испанской школы музыки прошли через Ватикан, выступая в папской капелле. Они ощутили на себе влияние нидерландских и итальянских авторов, поэтому лишь немногим удалось прославиться за пределами своей страны. Композиторы эпохи Возрождения из Испании были полифонистами, создающими хоровые произведения. Наиболее яркий представитель - Кристобаль де Моралес (XVI век), возглавивший метризу в Толедо и подготовивший не одного ученика. Последователь Жоскена Депре, Кристобаль привнёс особенную технику в ряд сочинений, называемую гомофонной.

Наибольшую известность приобрели два реквиема автора (последний - на пять голосов), а также месса «Вооружённый человек». Писал он и светские произведения (кантата в честь заключения мирного договора в 1538 году), но это относится к его более ранним произведениям. Возглавляя в конце жизни капеллу в Малаге, он оставался автором духовной музыки.

Вместо заключения

Композиторы эпохи Возрождения и их произведения подготовили расцвет инструментальной музыки XVII века и появление нового жанра - оперы, где на смену хитросплетению многих голосов приходит главенство одного, ведущего основную мелодию. Они совершили настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры и положили начало современному искусству.

Возрождение, или Ренессанс, - период в истории культуры Западной и Центральной Европы, охватывающий примерно XIV-XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики - Й. Тинкторис, Дж. Царлино и другие - изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микеланджело, по словам современников, «возродилось утерянное совершенство музыки древних греков»: появившаяся в конце XVI- начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы.

Занятия теорией музыки. С гравюры XVI в.

Дж. П. Палестрина.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение - гуманизм (от латинского humanus - «человечный»). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более (известен, например, 36-голосный канон, приписываемый крупнейшему представителю нидерландской школы Й. Окегему). В гармонии господствуют консонирующие созвучия, употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами (см. Консонанс и диссонанс). Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.

Все эти новые средства использовались композиторами для передачи особого строя чувств человека эпохи Возрождения - возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного. Более тесной становится связь текста и музыки, музыка начинает передавать настроение, или, как тогда говорили, аффекты текста, нередко особыми музыкальными средствами иллюстрируются отдельные слова, такие, как «жизнь», «смерть», «любовь» и др.

Музыка эпохи Возрождения развивалась в двух направлениях - церковном и светском. Основные жанры церковной музыки - месса и мотет - многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля (см. Хоровая музыка , Полифония). Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле , различных видах продольных флейт . В полифонических песнях (мадригале - в Италии, шансон - во Франции) композиторы рассказывали о любви, обо всем, что встречается в жизни. Вот названия некоторых песен: «Охота на оленя», «Эхо», «Битва при Мариньяно».

В XV-XVI вв. возрастает значение искусства танца, появляются многочисленные трактаты и практические руководства по хореографии, сборники танцевальной музыки, в которые включаются популярные танцы того времени - бас-данс, бранль, павана, гальярда.

В эпоху Возрождения формируются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них - нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители - Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ - итальянская (Дж. П. Палестрина), испанская (Т. Л. де Виктория), английская (У. Берд), немецкая (Л. Зенфль).

Вопрос о музыкальной стороне Ренессанса является довольно непростым. В музыке того времени сложнее определить новые, принципиально иные, элементы и тенденции по сравнению со Средневековьем, чем в других сферах искусства – в живописи, скульптуре, архитектуре, художественном ремесле и так далее. Дело в том, что музыка как в Средние века, так и на протяжении Возрождения сохраняла свой разнообразный характер. Существовало чёткое разделение на церковно-духовную музыку и светские композиции, песенные и танцевальные. Тем не менее, музыка эпохи Возрождения имеет свой оригинальный характер, хотя и тесно связанный с предыдущими достижениями.

Музыкальная культура эпохи Возрождения

Особенностью музыки Ренессанса, к которой относят музыкальную эпоху XV-XVI веков, является сочетание различных национальных школ, которые при этом имели общую тенденцию развития. Специалисты выделяют первые элементы, характерные для эпохи настроения, в итальянском направлении музыки. Причём на родине Возрождения «новая музыка» начала появляться ещё в конце XIV столетия. Наиболее ярко черты возрожденческого стиля проявились в нидерландской музыкальной школе, начиная с середины XV века. Особенностью нидерландской музыки было повышенное внимание к вокальным композициям при соответствующем инструментальном сопровождении. Причём вокальные многоголосные композиции были свойственны как для церковной музыки нидерландской школы, так и для её светского направления.

Так, уже в XVI веке она распространилась во Франции, Германии, Англии. Причём вокальные светские композиции в нидерландском стиле исполнялись на разных языках: например, историки музыки усматривают истоки традиционного французского шансона именно в этих песнях. Для всей европейской музыки Ренессанса присущи две, казалось бы, разнонаправленные тенденции. Одна из них вела к явной индивидуализации композиций: в светских произведениях всё больше прослеживается авторское начало, появляется больше личной лирики, переживаний и эмоций конкретного композитора.

Другая же тенденция отражалась во всё большей систематизации музыкальной теории. Произведения, как церковные, так и мирские, становились всё более сложными, музыкальный полифонизм совершенствовался и развивался. В первую очередь в церковной музыке составлялись чёткие правила формообразования, гармонических последовательностей, голосоведения и тому подобного.

Теоретики или композиторы эпохи возрождения?

С таким сложным характером развития музыки в эпоху Возрождения связано то обстоятельство, что в настоящее время ведутся споры, считать ли ведущих музыкальных деятелей того времени композиторами, теоретиками или учёными. Тогда чёткого «разделения труда» не было, так что музыканты сочетали в себе различные функции. Так, в большей степени теоретиком был швейцарец Глареан, живший и работавший в первой половине XVI века. Он внёс значительный вклад в музыкальную теорию, создав базу для введения таких понятий, как мажор и минор. При этом он рассматривал музыку как источник наслаждения, то есть выступал за её светский характер, фактически отбрасывая развитие музыки в религиозном аспекте Средних веков. Кроме того, Глареан видел музыку только в неразрывной связи с поэзией, поэтому большое внимание уделял песенным жанрам.

Итальянец Джозеффо Царлино, творческая активность которого пришлась на вторую четверть – конец XVI века, во многом развивал и дополнял представленные выше теоретические разработки. В частности, уже сформулированные понятия мажора и минора он впервые предложил ассоциировать с эмоциональным настроением человека, ассоциируя минор с меланхолией и грустью, а мажор с радостью и возвышенными чувствами. Помимо этого Царлино продолжал античную традицию интерпретации музыки: для него музыка была ощутимым выражением той гармонии, в которой должно существовать мироздание. Следовательно, музыка, по его мнению, была высшим проявлением творческого гения и главнейшим из искусств.

Откуда появлялась музыка эпохи Возрождения

Теория теорией, но на практике музыка немыслима без музыкальных инструментов – конечно, с их помощью воплощалось в жизнь и музыкальное искусство Ренессанса. Главным инструментом, который «перекочевал» в эпоху Возрождения из предыдущего, средневекового, музыкального периода, был орган. Этот клавишно-духовой инструмент активно использовался в церковной музыке, а учитывая важнейшее место духовных композиций в музыке Возрождения, значение органа сохранялось. Хотя в целом «удельный вес» этого инструмента, пожалуй, сократился – на первые роли вышли струнные смычковые и щипковые инструменты. Впрочем, орган положил начало отдельному направлению клавишных инструментов, обладавших более высоким и светским звучанием. Наиболее распространённым из них был клавесин.

У струнных смычковых инструментов сложилось целое отдельное семейство – виолы. Виолы представляли собой инструменты, по форме и функциям напоминающие современные скрипичные (скрипка, альт, виолончель). Межу виолами и скрипичным семейством, скорее всего, существуют родственные связи, однако виолы имеют характерные особенности. У них гораздо более выраженный индивидуальный «голос», имеющий бархатистый оттенок. Виолы имеют равное количество основных и резонирующих струн, из-за чего очень прихотливы и сложны в настройке. Поэтому виолы почти всегда инструмент солирующий, добиться их гармоничного использования в оркестре удаётся редко.

Что касается щипковых струнных инструментов, то среди них главное место в эпоху Возрождения занимала лютня, появившаяся в Европе примерно в XV веке. Лютня имела восточное происхождение и обладала специфическим устройством. Инструмент, звуки из которого можно было извлекать как пальцами, так и при помощи специальной пластины (аналог современного медиатора), очень быстро приобрёл популярность в Старом Свете.

Александр Бабицкий

Итальянское слово Ренессанс в оригинале звучит как «ринашита» (rinascita), оно придумано Джорджо Вазари. Впервые термин был использован им в труде «Жизнеописания» в значении «расцвет искусств», чтобы указать на период, когда художники в своём творчестве освободились от греко-византийских и римско-латинских канонических форм.

Для определения культурного движения в Европе с 14-го по 17-ое столетия термин «возрождение» или «ренессанс» (от итальянского глагола «rinascere» «возродиться») использовал в 19-ом веке в работе «История Франции» французский историк Жюль Мишле.

Немного об эпохе Возрождения в целом

Эпоха Возрождения характеризуется рекультивацией классической (имеется в виду греко-римский классицизм) культуры. Многие исследователи считают, что ренессансные идеи имеют свое начало в конце 13-го века во Флоренции в литературе и изобразительном искусстве, и связаны, в частности, с произведениями Данте Алигьери, Франческо Петрарки и фресками Джотто ди Бондоне.

Притом, что поэты, художники, философы эпохи Возрождения были и не менее религиозны, чем их предшественники

Они стремились примирить теологическую практику с новым духом – научными исследованиями (философия, названная гуманизмом, пронизывает всю эпоху). Это был время активизации учений, научных достижений, великих географических открытий. В музыке, которая станет неотъемлемой частью религиозной, гражданской и придворной жизни, кардинальные изменения обозначились, начиная с 15-го века.

Периодизация и эволюция музыки Возрождения

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

  • музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;
  • музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;
  • музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как «золотой век хоровой музыки». На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

Эстетические особенности музыки Возрождения

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием событий, определяющих эпоху Возрождения в целом: рост гуманистической мысли, восстановление греко-римского классического наследия, инновационные открытия. Древние тексты были пересмотрены, вновь выступая объектом для изучения, а ещё они были отредактированы, но только в соответствие с развивающимися науками.

В то время как все искусства и науки считались взаимосвязанными в древнегреческой культуре, гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка, в частности, рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации знаний в музыке включали упорядочение звукоряда так, что можно было бы установить взаимосвязи между нотами и человеческими эмоциями.

Важно и то, что музыкальная культура Возрождения характеризуется концепцией гуманизма. Благодаря нему произошло смещение интеллектуальных акцентов – с повсеместного доминирования религиозной мысли к возможностям и достижениям светского человека. Индивидуальный творческий гений человека находился в гораздо более высоком положении. Это означало и то, что многие композиторы были признаны.

Впрочем, в большей степени ренессансная музыка все-таки являлась духовной, как и в средневековое время, но «гуманистические» изменения повлияли на поиски более яркой выразительности в ней – для достижения совершенства.

Основная музыка периода раннего возрождения, написанная для важных церквей и королевских часовен, – это полифонические мессы и песнопения (мотеты) на латинском языке. Но в свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, более того, столь грандиозные потрясения на церковной сцене привели к тому, что светская музыка набирала реальную силу и могла уже соперничать со своей «священной» коллегой.

Композиторские школы эпохи Возрождения

В начале 15-го столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом. Новый английский стиль, основанный на использовании трезвучий, продиктованный музыкальным ритмом (с каждой вокальной линией, движущейся вместе в «вертикальном» стиле) сильно повлиял на бургундскую композиторскую школу.

Наиболее важным среди композиторов бургундской школы был Гийом Дюфаи, чьё музыкальное творчество включало песнопения, мессы, светские произведения, характеризующиеся мелодичным лиризмом.

Движение, обозначенное как франко-фламандская школа, характеризуется сильным развитием полифонической вокально-музыкальной композиции, заложившей основу современной гармонии. Самые известные её представители – «композитор трёх французских королей»: Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт.

Музыкальная культура Возрождения первой половины 16-го века характеризуется тем, что в ней продолжают доминировать франко-фламандские композиторы, среди которых самым известным был Жоскен Депре, чей стиль копировали многие композиторы. В полифонической музыке Жоскена использовались каноны, существовавшие ранее композиционные структуры, но плавно объединенные с мелодиями, подчеркивающими поэтические строки, а не маскирующие их.

Для той эпохи вполне обычным считалось то, что ведущие композиторы много путешествовали, работали на разных покровителей в Италии, Испании, Германии, Франции. Обмен музыкальными идеями сформировал, если можно так считать, первый международный стиль, со времен григорианского хорала в 9-ом веке.

Со второй половины 16-го века непревзойдённого мастерства в музыкальном искусстве добиваются итальянские композиторы. Среди знаковых фигур – Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Жанры ренессансной музыки

Духовные вокальные жанры – это месса и мотет. Светские жанры – мадригал (в Италии и Англии), шансон (во Франции), лид (в Германии).

Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса, если не было певцов.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения. Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

 

 

Это интересно: