→ Война и мир противопоставление героев. Cочинение «Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л.Н. Толстого. Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

Война и мир противопоставление героев. Cочинение «Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л.Н. Толстого. Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

Роль антитезы в романе. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра ромайа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идей­но-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилисти­ческий прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложно­сти» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Не­смотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные тра­диции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Осо­бенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умира­ющим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и На­таша настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа,всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совер­шающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова - естественность и просто­та. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от ра­дости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя час­тью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в рома­не - воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, са­молюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подоб­ны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимаю­щий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, иг­рающая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Бо­рис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский про­ходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются лож­ными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистичес­ких чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И по­могают им в этом простые русские люди. Князю Андрею - капитан Ту­шин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь позна­комился в сражении при Шенграбене. Пьеру - солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. На­блюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бес­конечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, - полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» - символы высшей гармонии, от­кровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность - это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ноч­ное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молдые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после ветре- чи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, опи­сывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толсто­му нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестествен­ной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы ис­пользуется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчет­ливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузо­ва (которые являются символами, определяющими направленность дви­жения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между эти­ми героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове - стариковская полнота, дряб­лость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Куту­зов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинс­кого сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Ку­тузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не заме­чательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напро­тив, - противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в рома­не «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро й зло, показать опасность эгоистическое разъедине­ния людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман « », в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Роман-эпопея «Война и мир» был написан в 1869 году, работа над ним продол-жалась в течение шести лет. Л. Н. Толстой рассказывает о начале века, о войне с Наполеоном Бонапартом, о храбрости русских людей, а также о том, что война, разрушая жизни и судьбы людей, не способна заставить их изменить свой образ жизни и образ мыслей. Главное, на чем построена вся композиция романа, - это прием антитезы, противопоставление добра злу, справедливости - лжи, живого - мертвому. Пожалуй, самыми «полярными» героями здесь являются две великие исторические личности - Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович .

Стоит заметить, что в «Войне и мир» не точно изображены оба полководца, в их портретах (не столько внешних, сколько психологических) видна пристрастность суждений автора. Еще в самом начале явно прослеживается недоброжелательное отношение Толстого к Наполеону и симпатия к российскому главнокомандующему. В течение всего романа Толстбй возмущается ролью, отведенной аналитиками тех лет Наполеону. Бонапарта считают великим полководцем, а между тем, пишет Толстой, всему причиной стечения многочисленных обстоятельств, а не воля одного человека. Иначе как могла французская армия, руководимая «великим» Бонапартом, пройти через всю Европу и, войдя в Россию и захватив Москву, проиграть войну? Как Кутузов, потерявший половину войска и отдавший неприятелю Москву, в конечном итоге одержал победу? На эти вопросы есть еще один ответ, помимо стечения обстоятельств: отношения полководцев к этой войне.

Мечта Наполеона захватить Россию роднит его в «Войне и мире» с завоевателями русских воинских повестей, а заодно и лубочными картинками. Завоеватель мечтает легко захватить город, страну, богатую добычу. Но для победы, считает Толстой, нужна моральная правота.

Для Наполеона вся эта кампания была просто игрой, «игрой в солдатики». Он, важная, влиятельная особа, только отдавал распоряжения, он просто «играл». Перед Бородинским сражением Толстой иронично замечает: «шахматы расставлены, игра началась».

Совсем иначе все обстоит с Кутузовым. Он «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего…, а та неуловимая сила, называемая духом войска»; «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов - умудренный опытом полководец, и мудрость его сводилась к простой аксиоме, выведенной Толстым: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». У Наполеона была своя правда, верная для него, а у - правда всего русского народа.

За эту близость к народу Кутузова любили солдаты. И фельдмаршал любил этих людей, был с ними прост и по-стариковски нежен. Французские солдаты, возможно, боготворили Наполеона, но не потому, что он был им «отцом» или «братом», а потому, что был создан культ личности Наполеона.

Лучше всего отношение к армии обоих полководцев можно определить во время Бородинского сражения. Старик Кутузов, несмотря на то, что слаб, находится близко к самым горячим точкам сражения. Наполеон же наблюдает издалека в подзорную трубу за ходом сражения. Он победил, но справедливо заметил: «Еще одна такая победа, и я останусь без армии». Но победил он только численно; нравственная победа осталась за русскими: наполовину «растаявшее» войско еще не сдавало свои позиции. Однако Кутузов принял решение оставить Москву: он знал, что солдаты будут драться до последнего, но это было бы напрасной жертвой, потому что с потерей армии Россия была обречена. Почти все приближенные Кутузова были против этого, но властью главнокомандующего было принято окончательное решение, не угодное свету и людям высших чинов, но спасительное для России, народа.

По Лихачеву, исторические воззрения писателя зиждутся на моральном оптимизме; в Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы.

Именно эта философия лежит и в основе исторического изображения событий нашествия Наполеона и, в конечном счете, его изгнания. Ее не было и не могло быть ни в одной из работ по философии истории, которые читал Толстой, где законы истории едины для всех - нападающих и обороняющихся.

Толстой был убежден, что историю творит не отдельная личность, а миллионы людей. По Толстому, истинное величие человека - в близости к народу, простоте, добре и правде, что он и показал на примере Кутузова.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Антитеза в «Войне и мире». Моральный оптимизм Толстого .

Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека. В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны.

Слово "война" означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и "мiръ" как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л. Н. Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь.

Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Борисе Годунове": "Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса". Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. "Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет эти персонажи.

Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправильность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному.

Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов.

Он - истинный выразитель духа нации. "Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Курагиных. Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой пистолет. В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого.

Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского.

Антитеза как художественное средство часто применялась в русской литературе. Этот прием был положен в основу построения системы образов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Обломова» И. А. Гончарова. Часто прием противопоставления использовался и в поэзии. Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал, пожалуй, единственным произведением русской прозы, в котором антитеза стала основным методом изображения не только системы образов, но и всей философской концепции автора. Наиболее ярко это проявилось в заглавии романа. Оно не называет читателю имя главного героя, как, например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, не поясняет суть конфликта, как в «Горе от ума» Грибоедова, здесь название приводит две главные философские категории, которыми оперирует писатель. Их конфликт и взаимовлияние составляют важнейшую тему повествования, основу мировоззрения Толстого. Сущность каждого термина многозначна, все произведение раскрывает отдельные черты каждого из них, сопоставляя их, оценивая.

Прежде всего антитеза «войны» и «мира» проявляется в сравнении военных децствий и мирной жизни людей. Описание сражений и боев занимает значительное место в художественной структуре романа, оно прямо противопоставлено картинам мира. Война ломает привычный ход вещей, спокойствие и гармонию, разрушает «мир». В отличие от естественности и непредсказуемости обыденной жизни война чрезвычайно регламентирована. Именно от суеты и непонятности мирной жизни хочет уехать Николай Ростов, уехать в армию, где все четко и ясно. Перед каждым сражением Толстой описывает подробную диспозицию войск, их запланированные перемещения и предполагаемые военачальниками действия. Задуманное обычно нарушается влиянием реальных обстоятельств, окружающего мира. Вследствие этого события развиваются непредсказуемо, а значит, «мир» необратимо влияет на «войну».

Это влияние взаимно. «Война» происходит не только на полях сражений, но и в мирной жизни. С боевыми действиями Толстой сравнивает борьбу княгини Друбецкой за наследство графа Безухо-ва, борьбу за мозаиковый портфель с завещанием. Сражением заканчиваются разногласия Пьера Безухова и Дениса Долохова. Дуэль неопытного героя и опытного заканчивается неожиданно, но по толстовским законам - побеждает наиболее искренний и честный. Отдельную параллель автор проводит между охотой и войной. Николай Ростов руководствуется одинаковыми ощущениями и на поле битвы, и в лесу на охоте.

В философском плане термин «война» раскрывается как хаотическое, мертвое и неестественное. Хаосом и бессмысленным убийством показывает Толстой каждое сражение в романе. Гибелью или поражением «мертвых», бездуховных, нелюбимых автором героев заканчивается «война» в светском обществе. Курагина, запутавшись в собственных интригах, совершает самоубийство, Ана-толь теряет вместе с ногой свою красоту и шарм, князь Василий остается одиноким стариком.

Кроме сражений в обществе и поединков на полях сражений происходят битвы и в душе человека. Каждый из любимых героев Толстого переживает в своем внутреннем мире внутреннюю войну. Именно это приводит героев на путь исканий, все они ищут гармонии, мира в душе. Андрей Болконский достигает его, познав перед смертью божественную истину. Идеальный человек, не нуждающийся в поисках смысла жизни, без «войны» в душе, гибнет, как Петя Ростов или .

Толстой наделяет все связанное с войной определенными чертами. Все неестественное, показное определяет сущность войны. Образы людей, несущих с собой сражения и разлад в общество и в жизнь народа, «мертвы» и обречены на гибель. «Мертвые» герои не эволюционируют, не живут и не могут жить в мире.

Так же как и термин «война», термин «мир» очень многозначен. Помимо мирной жизни людей, состояния, противоположного войне, этим словом Толстой обозначает все общество без различия сословий, сплотившееся ради общий цели. «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва», - говорит солдат перед началом Бородинского сражения. Духовное единение наиболее ярко проявляется в момент общей молитвы. «Миром» автор называет крестьянский сход в Богучарове, но этот «мир» обладает совсем не мирными свойствами. Естественные, глубинные настроения крестьян выливаются в пассивный бунт.

Мир - это и духовное единение крестьян, и семейное единение Ростовых. Тесный круг родственников, атмосфера любви и взаимопонимания разрушаются войной; нарушается естественный ход жизни. Из этого круга вырывает Петю Ростова, графиню, сходящую от горя с ума. Но война же создает две новых семьи - семью Наташи и Пьера и семью княгини Марьи и Николая Ростова. Ее влияние на мир семейный неоднозначно. «Миром» же оказывается духовное единство солдат на батарее Раевского, окутанное «теплотой патриотизма».

«Мир» как философский термин наиболее полно воплотился в образе Платона Каратаева и его взглядах. Круглый, расплывчатый образ его является «идеальной каплей» для модели мира в виде глобуса, привидевшегося Пьеру Безухову во сне. Его мировоззрение и идеи схожи с теми, которых достиг Андрей Болконский в последние минуты своей жизни. Философия смирения и принятия жизни во всех ее проявлениях, «мир» в душе, несмотря на окружающую человека «войну», остается непонятной Пьеру, герою неидеальному, а сам Каратаев гибнет.

Если «война» проявляется лишь в отрицательных, по мнению Толстого, чертах характера, то «мир» становится совокупностью всего искреннего, естественного и правдивого: именно такими свойствами обладают любимые герои писателя, Кутузов. На основе столкновения образов двух главнокомандующих Толстой решает вопрос об исходе столкновения двух армий, ими руководимых. Театрально-лживый и самонадеянный Наполеон побежден старым и слабым, но искренне верящим в победу Кутузовым. Такая же одерживается в мирной жизни, естественность побеждает неестеч ственность.

Антитеза как прием контраста определила строгую форму изложения концепции автора. Это привело к чрезмерной дидактично-сти повествования и выработке своеобразного художественного метода автором.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» . И в закладках появилось готовое сочинение.

АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» .

Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

 

 

Это интересно: